Коведяево - деревня в Александровском районе Владимирской области России, входит в состав Каринского сельского поселения.
Деревня расположена в 19 км на юго-восток от центра поселения села Большое Каринское и в 16 км на юго-восток от города Александрова.
В древнерусском языке слова «кат, катун» означали воинский стан, крепость (старые названия стана Кадяшев, Кодяев не исключают такое толкование), хотя словом «кат» в более поздние времена называли палачей. Фамилия Коведяевых встречалась в 16 веке (1534 и 1565 гг.). Но название села в исторических документах известно раньше - с 15 века, то есть, оно названо не в память о владельце, вероятнее всего фамилия произошла от названия села.
Часто упоминающаяся речка Вздериножка, была в старину Дериножкой, а местные жители до сих пор называют ее Анютиной речкой.
Историк М.И. Смирнов сообщил о Коведяеве немного: Коведяево (Кодяево) - сельцо Махрищской волости Александровского уезда, в древности стан, известный с 1471 года. Кодяев (Коведяев, Кадяшев) стан назван по центральному селению Коведяево-Каведяево (Н.С. Стромилов писал, что в грамоте 1471 года Каведяевская волость не упоминалась, следовательно и Каведяевский стан), принадлежащего в 1471 году к числу подклетных сел великого князя и состоявшему в числе же их в 1534 году.
В грамоте с прочетом (1471) великого князя Ивана III коведяевскому волостелю Дмитрию запрещалось волостным крестьянам (коведяевским) сечь Малиновский лес, принадлежащий Махрищскому монастырю. Дмитрий - Кодяевский волостель, в 1490 г. считался также переславским таможенником. Входившие в состав стана земли были раскинуты среди дворцовых владений по реке Малому Киржачу и его притоку Бачевке, на границе Юрьевского и Владимирского уездов с 15 по 18 столетия. Соседними с Кодяевым станом были дворцовые волости: Ивановская Холуденева и Ирковская – близ Александровой слободы, Слободская или Ново-Александровская по р. Сере. Все эти небольшие волости были составной частью огромной волости Великая Слобода до конца 16 века.
В 1534 году дворцовое село Коведяево (следовательно и сам стан) принадлежало великому князю Ивану Васильевичу, которому было еще только 4 года. Из-за земель села Коведяева великий князь спорил с Махрищским монастырем. Таким образом, и всю территорию Кодяева стана следовало бы отнести к дворцовым землям, во всяком случае до Смутного времени. Как и названные выше дворцовые волости он должен был входить в состав Волости Великой Слободы. Как было на самом деле, не знаю. Только после лихолетья, пустошь Коведяево вошла в Слободской стан (волости Великая Слобода уже не существовало), а Кодяев стан существовал сам по себе.
Кадяшев стан упомянут в грамоте 1565 года Покровскому Суздальскому монастырю, куда Кобец Зубатый Булгаков отдал деревню Лукинскую Кадяшева стана.
Через Коведяево летом 1608 года проезжали посланные Василием Шуйским дьяк посольского приказа Василий Телепнев и толмач Григорий Топольский для сбора ополчения в Переславле Залесском, Ростове, Ярославле, Костроме и Галиче... Так как путь между Москвой и Троицей оказался во власти тушинцев, то из Москвы им пришлось ехать сначала на Киржацкий ям, оттуда на Александрову Слободу (через Коведяево). И вот, по пути к Переславлю путники были свидетелями такого таинственного явления: в очертании облаков видны были лев и змей, окруженные зверями и змеями. И змеи, и пев как бы желали растерзать друг друга, но оба исчезли с небес, и облака приняли обычный вид. Тогда толмач разъяснил своему спутнику, что это небесное знамение: лев изображал царя Шуйского, а змей - тушинского «вора». Как лев и змей хотели поглотить один другого, то оба скоро исчезли, так Василий Шуйский и Дмитрий Тушинский, не одолев друг друга, тоже должны исчезнуть. В начале 1611 года, после захвата Киржача, князь Иван Куракин послал отряд поляков занять Александрову Слободу, путь их шел через Коведяево. Когда-то богатое подклетное село, центр стана, разоренное в предыдущие годы, было
полностью стерто с лица земли.
В 1627-28 гг. Коведяево уже было пустошью Слободского стана на речке Вздериноге и числилось за Муралеем Гринковым. Кем был этот человек? Прозвище Муралей - означает мастер каменного дела. Поскольку в начале 17-го века Коведяево было пустошью, то Муралей Гринков там, наверняка, не проживал, а получил сельцо-пустошь с определенным набором земельных и лесных угодий за службу как строитель, возможно при дворе царя Михаила Федоровича. Такие мастера-муралеи после польско-литовского опустошения на нашей земле были на вес золота, нужно было восстанавливать страну. Но почему же не стали восстанавливать центр дворцового стана, оставив его пустошью?
Вернемся в Коведяево, когда оно было подклетным, то есть дворцовым селом. Неужели в таких селах не полагалось иметь своего храма? Ведь Коведяево было важным административным и путевым селом. Что-то тут не так. Виктор Михайлович Новиков помнил, что в давние годы в деревне всегда весело отмечали Ильин день. Нашла приход, к которому было приписано Коведяево. В 1880-е годы сельцо Коведяево числилось в приходе села Романовского, хотя отстояло от него на 7 км. Три престола в Романовском храме и посвящены Воскресению Христову, Николаю Чудотворцу и великомученику Дмитрию Солунскому. Где же был храм, освященный в честь Ильи Пророка? Может быть, давным-давно он все-таки находился в селе Коведяеве? Когда был разрушен храм, догадаться не сложно – во времена Смуты начала 17 века. В конце 19-го века в сельце Коведяево стояла часовенка, устроенная местными землевладельцами, возможно, она была посвящена св. Илье Пророку, в память о разрушенном храме (часовенка была и в сельце Алабухино).
Как случилось, что большое государево село, бывшее центром стана, лишилось былой славы и власти? Причин много, но главные разрушительные силы навалились на нашу землю в начале 17 века. Судьба сыграла еще одну злую шутку в жизни бывшего дворцового села Коведяева. Недалеко от него находилось также старинное село - Романовское, известное еще со времен великого князя Симеона Гордого. После изгнания поляков и выбора на царство Михаила Романова, митрополичье село Романовское (также разоренное в годы Смуты) стало принадлежать отцу царя, Московскому патриарху Филарету - Федору Никитичу Романову, а с учреждением Св. Синода при Петре I, оно стало синодальным селом. Бывшему селу Коведяеву, числившемуся пустошью, было уже не до соперничества с селом Романовским. Именно Романовское стало, как в прежние столетия, центром огромной Романовской митрополичьей волости, куда вошло и Коведяево, ставшее со временем сельцом в приходе храма села Романовского, затем деревней того же прихода.
Любопытная информация приведена историком Тихонравовым. К селу Романовскому в 17 веке была приписана церковь села Федоровского, построенная Иваном Никитиным сыном Гринковым. Уж не потомками ли Муралея Гринкова, которому царь Михаил подарил пустошь Коведяево? Почему-то не захотели Гринковы возрождать село - пустошь Коведяево и его храм, а построили церковь в селе Федоровском. На Ивана Никитина Гринкова в 1691 году челом била Марья Ступишина о наезде на ее вотчину и нанесении бесчестья. Где была вотчина Ступишиной, пока не выяснила, но на границе с владениями Гринковых.
Могло ли после лихолетья восстановиться село Коведяево? Ответить трудно. Кодяев стан существовал еще в 18-м веке, но уже давно без села Коведяева. В конце 18-го века Коведяево находилось за пределами Переславского уезда, сначала во вновь учрежденном в 1778 году Киржачском, по его ликвидации в 1797 году - в Покровском уезде. Оно вошло во вновь возрожденный Александровский уезд, уже после 1803 года.
А все-таки церковь в Коведяеве в давние времена действительно была, но не Ильинская, как сначала подумалось. Строганов Л.С. в книге «Великая Слобода» привел выпись из писцовых книг 1506-10 гг. на боярские и детей боярских вотчинные и поместные земли волости Великой Слободы в Переславском уезде. Среди сел и деревень числится «село Коведяево за Климом за зелейником, а в нем церковь Никола
великий, да двор его». Кроме хозяина перечисляются имена 22 жителей, но без имени попа. Может быть, Никольская церковь была приписной к Романовской церкви и не имела своего священника. Клим - «зелейник» - так в старину называли пороховых дел мастеров, но зелейниками называли и лекарей-травников. Селу Коведяеву принадлежали тогда деревни Яковко, Большово, деревеньки, Лабунино (возможно современное Алабухино), Андреяново, Кобылина дебрь, Колоповниково, «а людей в них пол-50 человек. Пашни у них в селе и в деревнях соха с четвертью сохи».
Через Коведяево на север, к Плещееву озеру, лесом, напрямую к д. Сорокино, проходила одна из старейших дорог нашей земли - древняя Стромынская дорога, существовавшая еще в домонгольские времена. В более поздние времена дорога сворачивала от монастыря на р. Киржаче влево, в Слободу, направляясь на село Зеленцино, принадлежащее Махрищскому монастырю, далее на государево, великого князя, село Коведяево. В разъезжей грамоте сел Зеленцына и Коведяево 1534 года дорога называлась «дорогой большой Московской». Местные жители называют ее Екатерининским трактом или бульваром. Дорогой, как трактом, перестали пользоваться давно. Более поздний Киржачский тракт в начале 19-го века шел в стороне от древней Стромыни.
Маршрут проезда императора Александра I от Переславля через Александров-Киржач до Москвы в 1823 году: «От д. Сорокино дорога шла на д. Белозерово, далее сворачивала на юго-запад и шла по правой стороне оврага Дериножка (речка Вздериножка) через деревню Коведяево, оттуда через мост, минуя деревню Алабухино, шла через деревню Беляково (Бельково) на юг». Судя по современной карте и эта дорога сейчас заброшена. Участки древнего тракта вошли в состав современной дороги из Александрова-Карабанова, на Киржач - у станции – деревни Бельково (по словам В.М. Новикова). Следовало бы считать участок старой Стромыни от Коведяева до Сорокина историко-культурным ландшафтным памятником. Почему именно этот участок был заброшен? - вероятнее всего из-за всеобщего опустошения в начале 17 века.
В XIX — начале XX века деревня входила в состав Махринской волости Александровского уезда.
В.М. Новиков помнит, что школа в Коведяеве находилась в саду на земле Мельниковых, владельцев усадьбы. В епархиальных ведомостях за 1891 г. упоминается крестьянская вдова Авдотья Афанасьевна Мельникова из деревни Коведяево, пожертвовавшая в приходскую церковь с. Романовского 350 руб. Должно быть, состоятельная была женщина. Жива ли была она в 1908 году, когда в деревне поставили новое школьное здание. Неизвестно, кто предоставил место для школы.
Попечительницей школы в 1912 году была Аделаида Николаевна Костина, а учительницей в школе была выпускница Александровской женской гимназии 1908 года Екатерина Ивановна Костина, возможно дочь попечительницы. Законоучителем был священник Александр Никольский. В
школе обучалось всего 20 учеников.
По воспоминаниям В.М. Новикова рядом с деревней когда-то было большое поместье, там жили Мельниковы. Около поместья добывали красную глину и увозили ее на кирпичный завод в Карабаново (сохранились
глубокие ямы, заросшие лесом). От поместья шли две дороги: одна в Карабаново, другая в Коведяево через гору, которая называлась Красной.
В лесу, со стороны Карабаново, было два небольших поля, которые заросли лесом. За полями есть небольшой пруд.
В списках населенных мест Владимирской губернии за 1907 год кроме деревни Коведяево в 136 жителей и 25 дворов, упомянуты Коведяево - усадьба Брюхова в 2 двора, рядом с деревней (в списке личных дворян Александровского уезда за 1890 год упомянут Брюхов Н.З., владелец 550 десятин земли при с. Кузнецове). Брюховы - старинный русский дворянский род, восходит к началу 16 века. Записаны в VI часть родословной
книги Владимирской губернии.
Недалеко от Коведяево, на речке Грязовице в 1548 году проживала землевладелица Авдотья Брюхова, в 1548 году она продала д. Исаково на Грязовице Анне Глинской. Когда Брюховы стали жить в Коведяево - не известно.
Школа, вероятнее всего, была на месте бывшей усадьбы Брюхова, и Коведяево - хутор (возможно Мельниковых), в 2 двора; и в 1 км от деревни, ближе к Александрову. Как запомнил В.М. Новиков, «на речке в сторону Белозерова с полкилометра от Коведяево в старину также кто-то проживал. До наших дней на этом месте сохранились большие липы и колодец с деревянным срубом на месте ключа с очень холодной водой».
Усадьбы Мельниковой в списке нет, вероятнее всего Мельниковы были жителями богатого хутора, в полукилометре от деревни. Там же добывалась красная глина.
Еще одна усадьба была рядом с соседней деревней Алабухино.
Из Коведяево мы проехали в сторону Алабухино, к современной запруде на р. Вздериножке. Раньше вода в запруде поднималась до д. Коведяево. Жители деревень в прошлом могли плавать на лодках (со слов коведяевской учительницы В.М. Новиковой). С запрудой, с плотиной или с лавой - мостками из досок или бревен, переброшенных через речку, возможно, связано происхождение названия деревни – сначала Лавунино - Лабунино - Алабухино. В 16-м веке был известен дозорщик Алабухин Ждан. В Переславском уезде он не числился среди землевладельцев. Деревня названа не в честь владельца. В 1627-1628 гг. деревня Алабухино была в поместье за переславцем Фролом Тимоновым. Во время половодья плотина часто размывалась и отстраивалась заново. Остались следы старых насыпей.
С 1926 года — в составе Карабановской волости.
С 1929 года деревня являлась центром Коведяевского сельсовета Александровского района, с 1940 года — в составе Махринского сельсовета, с 1948 года — в составе пригородной зоны города Александрова, с 1965 года — в составе Александровского района, с 2005 года — в составе Каринского сельского поселения.
Численность населения: в 1859 г. – 72 чел. (11 дворов), в 1905 г. – 148 чел. (27 дворов), в 1926 г. – 121 чел. (24 двора), в 2002 г. – 1 чел., в 2010 г. – 0 чел.
Современное Коведяево, запрятанное в глубине лесов и полей, очень красиво, все дома утопают в зелени фруктовых деревьев и кустарников, носятся над ними стрижи, дорожки пересекают мелкие ящерки. Дорога - старый тракт, идет через деревню (с одного конца в зарослях молодых деревьев), в сторону Алабухино, далее на Киржач через Бельково, а мы от тракта свернули в сторону Карабанова.
О прошлом деревни напоминает старый «барский» сад (сразу при въезде в современную деревню) - теперь это лесная заросль из старых лип, елей, осин, кустарника с небольшой земляничной поляной, крупными ягодами на которой очень любили лакомиться дети бывшей начальной школы лет 60 тому назад. Имелся в деревне кирпичный дом старинной кладки (толстостенный), он был разобран на кирпич, остался только фундамент старого здания.