Димитрий родился в 1844 г. в бедной семье диакона п. Ильинского, Вязниковского уезда. Свое образование он получил сначала во Владимирском духовном училище, а затем во Владимирской духовной семинарии, которую и окончил в 1868 году. Пробыв по окончании курса два года учителем, он принимает сан диакона и занимает родительское место в с. Сарыеве, Вязниковского у. Здесь он, как старший в семье, устраивает оставшихся после смерти отца сиротами своих братьев и сестер.
В 1874 г. Епископом Муромским Иаковом о. Димитрий рукополагается во священника в п. Вознесенский на место (своего тестя), которое уже более 150 лет переходит от отца к сыну или дочери. В п. Вознесенском о. Димитрий и священствовал до конца дней своих. Приняв сан иерея, о. Димитрий всецело предался делу пастырского служения. Ревностный к службе Божией, усердный и незаурядный проповедник и бескорыстный по отношению к своим прихожанам пастырь, он не щадил ни сил своих, ни средств для благоустройства своего прихода. Кто не знает, как широки и многотрудны обязанности священника особенно в старообрядческом приходе, каковым был тогда приход Вознесенский! Знакомясь ближе с религиозным состоянием своих прихожан, о. Димитрий к своему ужасу заметил, — какое запущенное поле выпало для работы на его долю. И вот началась великая святая работа у о. Димитрия на просвещение своих пасомых, уподоблявшихся «седящим во тьме и сени смертней».
Поучая взрослых прихожан и развивая религиозное сознание их как в храме, с церковной кафедры, так и во время крестных ходов и общественных молебнов, он обратил внимание и на молодое поколение, для чего его старанием была открыта в п. Воскресенском церковная школа.
О. Димитрий в числе первых откликнулся на призыв Государя Императора Александра III и Святейшего Синода об устройстве церковно-приходских школ. И в 1885 году частью на пожертвованные, частью на свои скудные средства построил школу, которая и доселе существует, служа рассадником духовного просвещения среди молодого приходского поколения (Школа эта в 1894 г. была увеличена, а в 1904 году была построена новая опять же стараниями о. Димитрия.). Заботы его не остались незамеченными начальством. В 1885 г. Архиепископ Феогност присылает о. Димитрию свидетельство с благодарностью за устройство школы. Св. Синод в 1888 г. награждает его грамотой за отлично-усердную службу в должности заведующего ц.-прих. школой. А в 1889 г. о. Димитрий получает от Совета Братства Св. Александра Невского благодарность за ведение дела по школе. Но главный враг православия — старообрядчество было в пог. Воскресенском особенно распространено. Оставить это духовное зло без внимания такой ревностный пастырь, как о. Димитрий, не мог, и на первых же днях своего служения он положил заветом своей жизни искоренение или, по крайней мере, ослабление старообрядчества в своем приходе.
Борьба с расколом составляет светлую страницу плодотворной деятельности труженика на ниве Христовой.
Мало знакомый прежде с историей и духом старообрядчества, о. Димитрий первые годы своего служения посвятил всестороннему изучению этого вопроса, нередко целые ночи просиживая над противостарообрядческими сочинениями. Изучивши в совершенстве историю и обличение старообрядчества, о. Димитрий смело вступает в тяжелую борьбу с врагами св. Церкви. Не один раз ему приходилось беседовать с такими видными начетчиками старообрядческого мира, как лжеепископы — Швецов, Усов и Самоварников и др. На частных и публичных беседах о. Димитрий почасту приводил старообрядцев в недоумение, даже доводил до молчания — внутреннего сознания неправоты их учения. Результатами таких благих собеседований являлись частые переходы закоренелых старообрядцев в лоно православной церкви.
Архипастырь и Совет Братства ценили трудолюбивого пастыря. В 1890 г. Архиепископом Феогностом и Братством Св. Александра Невского изъявлена ему благодарность за собеседование с раскольниками. В 1891 г. Совет Братства Ал. Невского присылает ему снова благодарность за противораскольническую деятельность. А в 1892 г. от Архиепископа Феогноста получено о. Димитрием свидетельство с благодарностью за обращение из раскола 16 лиц. И, наконец, в 1895 г. Совет Братства Св. Александра Невского изъявляет ему благодарность за частные и публичные беседы с раскольниками и обращение их в православие.
Безропотно перенося злые насмешки и оскорбления со стороны старообрядцев, особенно в начале, верный своему пастырскому долгу, неутомимый о. Димитрий не падал духом и при первом возможном случае выяснял своим пасомым заблуждения отделившихся от Православной Церкви. Благодаря такой ревностной деятельности о. Димитрия, старообрядчество в его приходе постепенно падало, сокращаясь в числе своих приверженцев.
На склоне дней своей жизни о. Димитрию пришлось встретиться с другим врагом Христовой церкви — сектантством. И вот на 65 году о. Димитрий, поражая всех своей неутомимостью, принялся за изучение сектантства, которое распространялось прихожанами, заезжающими на заработки в С.-Петербург, Баку, Николаев и др. города. Вера в святое дело и ревность принесли свои плоды: он с Божией помощью своим словом убеждения пресек развитие сего духовного зла. — Сектантство в приходе завяло, не успевши расцвести. Литературными памятниками борьбы о. Димитрия с расколом остались статьи, помещенные на страницах Епархиальных Ведомостей (1891 г. — № 10 и 1892 г. — №№ 8 и 11) и извлечения в отчетах Братства Св. Александра Невского (1890 — 95 гг.).
Характеристика о. Димитрия была бы не полна, если б мы не упомянули о его проповеднической деятельности. Еще в начале служения своего — в 1878 году о. Димитрий уже получает признательность от Епархиального начальства за усердные труды по проповедыванию слова Божия. А в 1886 г. Св. Синод посылает ему свое благословение за усердное служение церкви Божией. После о. Димитрия остался письменный сборник проповедей, главным предметом которых служит — обличение старообрядчества. Все его поучения и речи дышат свежестью духа, простотой изложения и убедительностью. Некоторые из поучений помещались о. Димитрием в проповеднических журналах, сотрудником которых он состоял в молодые годы (напр. Руководство для сельских пастырей за 1883, 85, 86 гг.) Большая часть его поучений говорены экспромтом. 40 лет о. Димитрий почти каждую воскресную службу говорил поучения! Сколько добрых семян заронено в сердцах пасомых!
В заключение следует упомянуть — сколь много трудов положил о. Димитрий на благоустройство и украшение своего храма. И Господь помогал его стремлениям украсить дом Божий: посылал добрых людей. Можно смело сказать, что благодаря личным его стараниям, просьбам, убеждениям церковь имеет прекрасную живопись в холодном и теплом храме, большой колокол, каменную ограду, хорошую ризницу, много ценных икон и церковную утварь. За все время его священства церковь не тратила ни копейки на эти нужды. И здесь его рвение о славе Божией отмечаются Владыкой и Святейшим Синодом. В 1880 г. Архиепископ Феогност объявляет о. Димитрию одобрение за порядок, и чистоту по храму. А в 1888 году Святейший Синод шлет ему свое благословение за привлечение пожертвований.
Так свято, честно и многоплодно было служение о. Димитрия на пользу Церкви Православной.
Честные и многоплодные труды о. Димитрия на ниве Христовой известны были не только лицам, близко к нему стоявшим, но как видно из вышеизложенного, и Епархиальному Начальству, которое удостаивало его своего благоволения и признательности.
Вот краткое извлечение из послужного списка о. Димитрия Кантова.
О. Димитрий был награжден набедренником, скуфьей, камилавкой и наперсным золотым крестом. В 1905 г. Всемилостивейше награжден орденом Св. Анны III ст. и имеет медали в память царствования Императора Александра III и 25-тилетия церк.-приходских школ и знак в память 300-летия Дома Романовых. Помимо этого о. Димитрий с 1892 по 96 гг. был наблюдателем ц.-прих. школ 1 и 3 благочиния и депутатом окружных съездов, а с 1907 по 1911 гг. состоял депутатом Окружных и Епархиальных Съездов и т. п.
Мы не будем касаться личной жизни доброго пастыря, который до последней минуты неустанно заботился о воспитании своей многочисленной семьи. Это отвлекло б нас далеко от поставленной нами задачи охарактеризовать его именно как пастыря.
Но невозможно обойти молчанием последние дни пребывания о.
Димитрия на земле и проводы его в загробный мир.
О. Димитрий заболел воспалением легких 16-го ноября 1913 г. При больном находились его супруга и сын. 17-го он уже не мог совершать Божественную литургию. Для служения на 21-е был приглашен священник соседнего села о. П. Орлов. О. Димитрий все время находился в сознании. При помощи сына он переходил из одной комнаты в другую. Лежа в постели, он молился и тихо пел или читал священные псалмы и молитвы. Но делал это так, чтоб не заметили домашние. 19-го был доктор, не нашедший ничего опасного. 20-го вечером о. Димитрий исповедывался у о. Орлова, а 21-го в 11 ½ ч. дня он приобщился Св. Таин. За 3 часа до смерти он облачился в епитрахиль и ризу, надел поручи, сам встретил грядущего к нему в дом Христа и земно поклонился Ему.
Невозможно было без слез и трепета созерцать, как 70-ти — летний старец, исхудавший от болезни, почти потерявший голос, у которого смерть стояла за плечами, с глубокой верой священнодействовал, совершая все сам.
Сознание не оставляло его ни на минуту. За полчаса до смерти о. Димитрий спрашивал своего диакона Покровского о последних событиях приходской жизни. Никто не верил в столь близкое наступление кончины. Даже сам о. Димитрий, когда сын попросил у него благословения (за 15 мин.), сказал: — «разве я умираю?» (Заключительные слова его благословения были — «о вас (еще не устроившихся в жизни) моя слеза пред Престолом Всевышнего».). Последним за несколько минут получил благословение псаломщик.
Признаки смерти были, но смерть пришла незаметно. Страдания на лице не было. Лишь за минуту до того, как покинуть мир земной о. Димитрий широко раскрыл глаза. В них выражалось не страдание физическое, не ужас, они были не бессмысленны. Нет! Казалось — он стоит на грани двух миров — физического и духовного. И взгляд его, проникнутый глубоким сознанием, с удивлением и благоговением устремляется по ту сторону и видит что-то до сих пор неизвестное. Взгляд этот никогда не позабывается окружающими.
21-го ноября 1913 года в 2 ½ ч. дня протяжный звон большого колокола церкви пог. Вознесенского, Гороховецкого у., возвестил окрестным жителям о кончине пастыря сего прихода о. Димитрия Львовича Кантова.
В лице почившего сошел в могилу один из ревностных тружеников — пастырей Владимирской епархии, пользовавшийся вниманием Епархиального начальства, уважением и любовью духовенства и прихожан.
Сподобил его Господь христианской, безболезненной кончины. И день Господь назначил знаменательный — Введение во храм Пресвятой Богородицы. Как бы в этот день почивший был введен после жизни земной, полной страданий и лишений, в царство неземное, — будем молиться и верить — в царство небесное, где нет ни болезни, ни печали, но жизнь бесконечная.
К 23-му съехались все дети и родственники усопшего. Погребение было назначено на 25-е ноября. Все время у гроба усопшего служились литии, всенощные бдения, непрестанно читалось евангелие. Приток народа из своего и других приходов не прекращался. Особенно 24-го, в воскресенье, церковь не могла вместить молящихся. Прихожане, зная, что в день погребения они не будут иметь возможности свободно проститься со своим духовным отцом, после обедни потянулись вереницей к дому — поклониться праху о. Димитрия. Накануне же прощались и ученики двух школ, где почивший был законоучителем. Было много слез, искреннего горя.
К выносу приехали: Благоч. о. прот. А. Дмитревский и священники окрестных сел — о. П. Орлов, о. А. Соколов, о. Е. Тихомиров, о. И. Миловидов и о. Ф. Казанский. Еще 23-го приехал о. прот. К. Звездин и накануне свящ. г. Вязников о. Н. Шумиловский.
Говорить о количестве народа трудно: были заполнены храм и ограда. Но что особенно трогательно и знаменательно — это следующее. Съехались на погребение со всего округа закоренелые старообрядцы и австрийцы, люди никогда не бывавшие в храме Божием. Все они собрались для того, чтобы сказать последнее прости своему врагу, охранявшему от них свою паству более 40 лет. Во время литургии вместо причастного стиха было сказано глубоко прочувствованное слово сыном усопшего о. Феодором. Величественный чин отпевания начался в 11 ½ ч. дня. Вышли 2 протоиерея, 8 иереев (в том числе два сына усопшего о. Леонид и о. Феодор) и четыре диакона (два сына — Иоанн из г. Иванова, Петр из г. Вязников, брат почившего и местный). Перед началом и во время отпевания было произнесено несколько слов — о. прот. Дмитревским, о. Е. Тихомировым, о. Н. Шумиловским и сыном покойного.
Трудно передать настроение молящихся при виде такого благолепия и величия во храме. Мысли всех около гроба.
Отпевание кончилось. Рыдает супруга, плачут дети, родные, плачет стадо без пастыря; все целуют усопшего... Слышатся звуки колоколов тревожные, печальные. Шествие медленно двигается к выходу. Внутри ограды в две шеренги стоят ученики двух школ.
Последний раз выходил из своей церкви о. Димитрий. Заволновалось море голов... Показался гроб... Его несут на руках шесть сыновей усопшего.
«Помощник и покровитель бысть мне во спасение»... вырываются с папертей и несутся по воздуху звуки. Плач жены, детей и народа перемешивается с пением великопостных ирмосов. А сверху звучат колокола. Они тоже провожают в дальний мир того, по чьему приказанию они 30 лет созывали народ на молитву.
«Видите, видите, яко аз еемь Бог»... Ход продолжается. Плавно колышется гроб. Бережно несут его дети. А солнце своими зимними холодными лучами ласкает лик усопшего, как бы живого, приветствуя и ободряя уход его из мира горя и печали в мир славословия Творцу. «Божие бо рождение обновляет естество»... Близко могила. «Господня земля и исполнение ея»... Нервно отрываются кисти от гроба... на память. «Как будете опускать меня в могилку, пожалуйста, поосторожнее, поделикатнее... не грубо», при жизни говорил усопший. И бережно, любовно опускают гроб в могилу. Бросает первый ком земли супруга, сыновья и дочери. Застучали лопаты, загремела земля, ударяясь о крышку, скрылся гроб и... «возвратися персть в землю, якоже бе, и дух возвратися к Богу, иже даде его».
Было ровно 2 ½ часа — момент смерти о. Димитрия.
Мечтой почившего было — передать свое место, как столь продолжительное время переходящее от отца к сыну или дочери, кому либо из своих детей. С благословения Высокопреосвященного Николая в п. Вознесенский переведен сын покойного о. Феодор.
В сороковой день старший сын усопшего о. Леонид перед великой панихидой обратился к молящимся со словом, прося молиться за усопшего. И теперь супруга и дети о. Димитрия просят передать всем товарищам и знаемым его свою мольбу, дабы они не забывали почившего и поминали перед Престолом Господа Славы священно иерея Димитрия, да приимет его Господь в недра Авраама и со святыми упокоит.
Источник: 1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: Вып. 5 и послед.: Шуйский и Ковровский уезды. Вязниковский и Гороховецкий уезды. - 1898. - 505, VII c.