Главная
Регистрация
Вход
Среда
24.04.2024
12:47
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [134]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Гороховец

Деревня Кожино Гороховецкого района

Деревня Кожино

Кожино — деревня в Гороховецком районе Владимирской области России, входит в состав Денисовского сельского поселения.
Деревня расположена в 19 км на юго-восток от центра поселения пос. Пролетарский и в 23 км на юго-запад от Гороховца. «Село Кожино на речке Курже находится в 140 верст. от губернского города и в 17 вер. от уездного».

Село находилось на территории Лухманского стана Гороховецкого уезда, с 1588 года перестало быть владельческим и в связи с этим в писцовых книгах 1628 года не указывается, кто этим селом владел.
До 1764 года село Кожино принадлежащего Суздальскому Спасо-Евфимиеву монастырю; оно было приложено в монастырь частично в 1573 году Марьей Григорьевной Третьяковой женой Кожина и частично в 1588 году Софьей Никифоровной, дочерью Кожина.
Село Кожино во владениях Спасо-Ефимьева монастыря было до 1764 года.
Гороховецкая земля с давних пор связана с древней фамилией Кожиных. Петр Павлович Кожин (Гороховецкий уездный предводитель дворянства, владимирский губернский предводитель дворянства) является потомком Кожиных, которые в XV веке осели в Тверской губернии и владели тамошним селом Кожином. То, что эти же Кожины были владельцами одноименного села в Гороховецком уезде, ничем не подтверждается.
Сведения о далеких предках Гороховецкого предводителя дворянства, облеченные в какую-то письменную форму и хранившиеся у потомков Тверских Кожиных, и были использованы авторами «Родословного сборника» в 1886 году при его составлении. Каким образом якобы эти Кожины попали на Гороховецкую землю, авторы «Сборника» не уточняют, и, более того, в примечании к поколенной росписи Кожиных сообщают, что в роспись не вошли Третьяк Кожин, жена которого Мария Григорьевна в 1573 году приложила часть Гороховецкого села Кожино в Суздальский Спасо-Ефимьев монастырь, и Софья Никифоровна Кожина, также помещица Гороховецкого уезда, приложившая в этот же монастырь в 1588 году оставшуюся часть этого же села.
Таким образом, село Кожино, находящееся на территории Лухманского стана Гороховекого уезда, с 1588 года перестало быть владельческим и, в связи с этим, в писцовых книгах 1628 года ни в чьем поместье или вотчине оно не упоминается. Ни в чье поместье и ни в чью вотчину оно не входило. К каким же Кожиным относились последние владельцы Гороховецкого села, Мария Григорьевна и Софья Никифоровна, труд Руммеля и Голубцова ответа не дал.
Через десять лет после выхода в свет этого справочника, объективность некоторых, казалось бы незыблемых, концепций, связанных с описанием жизни родоначальников фамилии Тверских Кожиных, были поставлены под сомнение. С 1890 года в России начала выходить энциклопедия Брокгауза и Эфрона, авторы которой при подготовке материалов для биографии некоторых деятелей несомненно использовали «Родословный сборник русских дворянских фамилий» 1886 года, но при этом сверяли материал сборника с другими первоисточниками, появившимися позднее. В результате этой работы легенда о пожалованиях Василия Ананьевича Кожина за победу над Шемякой была поставлена под сомнение. Вот как об этом говорится в Бракгаузе и Эфроне: «Подложная грамота на пожалование ему за этот подвиг (победу над Шемякой) поместий напечатана Полевым в I томе «Русской вивлиофики». Получается, что все сведения о появлении Кожиных на Тверской земле, кроме покупки села Анастасова Александром Васильевичем Кожиным у князя Бориса Тверского, не более чем вымысел.
К сожалению, с селом Кожиным на Гороховецкой земле произошло то же самое. В биобиблиографическом словаре Владимирской энциклопедии (Владимир. 2002) об этом селе сказано: «…в 1450 один из предков К. получил за службу с. Кожино Гороховецкой округи». Здесь уместно заметить, что в энциклопедии Брокгауза и Эфрона о Кожиных имеется и такая запись: «Род К. внесен в VI ч. родословной книги Тверской, Ярославской и Воронежской губернии (Гербовик, I, 52). Два рода К. восходят один к концу XV, а другой к половине XVII века и внесены в VI ч. Родословной книги Новгородской и Рязанской губ.; есть еще один род К. позднейшего происхождения». О Владимирской губернии упоминаний нет.
Можно предположить, что помещицы Мария Григорьевна и Софья Никифоровна Кожины приложили село Кожино в Суздальский Спасо-Ефимьев монастырь перед своей смертью с условием вечного поминовения, и на них этот род Гороховецких Кожиных перестал существовать с конца XVI века. Можно также предположить, что Гороховецкий род по своей древности не уступал роду Кожиных из Тверской земли. Свидетельством этому служит «Запись данная митрополиту Феодосию Гридею Карауловым и Иваном Кожиным о неосвоении озер в гороховецком уезде, пожалованных им митрополитом. Запись, датируется 1461-64 годами. Получается, что когда Василий Ананьевич Кожа только еще совершал свои подвиги и якобы получал пожалования на Тверской земле, в Гороховецких пределах проживали свои землевладельцы Кожины, да еще и известные Московскому митрополиту Феодосию. В пользу этого говорит еще один факт. В писцовых книгах 1628 года среди владений гороховецкого помещика князя Ивана Петровича Буйносова Ростовского в Красносельской волости указана ныне не существующая деревня Кожино, которой он владел по грамоте 1620 года. Именно деревня, а не село и не в Лухманском стане, где находилось село Кожино, а в Красносельской волости. Учитывая то, что большинство деревень на Руси в средневековье получило свое название по имени основателя или владельца, то и указанные выше и село и деревня с одинаковыми названиями могли принадлежать в те времена одним и тем же землевладельцам, помещикам Кожиным, род которых угас со смертью Марии Григорьевны и Софьи Никифоровны, вероятно не имевших прямых наследников мужского пола. Фамилия Кожиных из списка Гороховецких землевладельцев исчезла и не появлялась почти 250 лет.
В 1760-1772 годах на средства помещицы А.А. Оболдуевой строится каменный двухэтажный храм.
Известный вязниковский фотограф Козин Кирилл Михайлович (1849 – 1939) родился в селе Кожино. В 1879 году основал свою фотографию в соседнем уездном городе Вязники.
Кораблестроитель Балтийского завода в Петербурге, старший мастер Архипов Афанасий Андреевич, организатор артели котельщиков, тоже был родом из села Кожино.
В 1898 году в Ильинской церкви крестили Зяблицкого Василия Алексеевича, впоследствии ставшего известным в своих кругах методистом-математиком.

В XIX и первой четверти XX века село являлось центром Кожинской волости Гороховецкого уезда.
«Кожинское Волостное Правление (Почт. адр. г. Гороховец). Волостной старшина - кр. Иван Петрович Мартынов. Писарь - Дмитрий Митрофанович Полунин. Волостной Суд. Председатель - волостной старшина. Судьи: кр. Михаил Прокофьевич Порошин, Михаил Илларионович Агапов, Леонтий Иванович Краснов, Константин Иванович Баранов. Полицейский урядник 1-го стана: 1 уч. — Петр Александрович Румянцев (в с. Кожине)» (Список служащих всех ведомств Владимирской губернии. 1891).
В 1899 г. открылась Кожинская библиотека. Одним из последних библиотекарей в ней был фронтовик Сорокин Федор Иванович. Впоследствии, в 1985 году, библиотеку перевели на уч. Васильчиково, которая закрылась в 2013 году.
Первая русская революция 1905 года почти не коснулась Гороховецкого уезда. Было несколько стихийных крестьянских выступлений, выражавшихся в самовольных порубках, потравах и поджоге имений. Возле села Кожина сгорело имение коллежского асессора Евстратия Павловича Медникова, помощника по делам политического сыска московского полицмейстера Зубатина. Медников был одним из организаторов воскресных школ для рабочих и руководил подготовкой шествия рабочих к царю 9 января 1905 года. В поджоге обвинялись крестьяне дер. Аксаково Каменцев и Шапов.
Имеющиеся три улицы в Кожино или, как их называют, три конца, имеют свои названия: улица к «Медничихе» - «Гора», улица, с расположенным на ней храмом, - «Монастырек» и улица, ближняя к действующему кладбищу, - «Завраг». В старые времена за крайним домом Ивана Захаровича Абрамова собирались ярмарки. Приезжали «с гор» из-за Оки на престол (на Ильин день и на Казанскую). Торговали железно-скобяными изделиями, сбруей, яблоками. В Кожино яблоки родились плохо. Со станции Чулково был извоз за реку Суворощь в Павликово и Быкасово. Был когда-то и деревянный мост через Суворощь для этих целей.
На краю села останавливались и цыгане табором.
«Кожинская волость. Крестьяне деревень: Внуково, Дуброво, Ескино, Аксаково и Березницы составили общество в 260 человек. От общества избран местный временный комитет Всероссийского крестьянского союза. Комитет открывает читальни, выписывает литературу и газеты. На общем собрании членов союза 9 апреля единогласно постановили открыть в ближайшем будущем кооперативное общество. Союз обращается к Губернскому Исполнительному Комитету с просьбой прислать руководителя по данному вопросу, а также устав общества» («Известия Вл. Г.В.Исп. К-та», №32, 14-го апреля 1917).
«30 апреля 1917 года крестьяне 3-х деревень Кожинской волости собрались на очередное общее собрание для обсуждения вопросов текущего момента и единогласно вынесли следующую резолюцию: 1) о доверии Временному Правительству, поскольку оно идет навстречу народным нуждам и действует в согласии с советом рабочих, солдатских и крестьянских депутатов; 2) о приветствии совету солдатских, рабочих и крестьянских депутатов в Петрограде, как выразителю воли народной; 3) о демократической республике на основе самоопределения народностей с однопалатным парламентом, как единственно желательной формы правления; 4) об изъятии всех земель из собственности частных лиц и учреждений и о передаче их трудящемуся народу; о поддержке требований рабочих введением в жизнь законов, обеспечивающих и охраняющих благополучие трудящихся.
По вопросу о войне была вынесена резолюция, требовавшая скорейшего предотвращения кровавой войны, затеянной царями при поддержке буржуазных классов, и заключение мира без аннексий и контрибуций, и выражающая в то же время сознание, что до тех пор, пока народы Германии и Австрии не свергнут своё правительство и идут вооруженными против демократической России, крестьянство должно приложить все свои силы к тому, чтобы остановить и разбить врагов, принеся в жертву свободной России свое достояние и свою жизнь. Для проявления воли народа по вопросу о войне и для обсуждения условий мира необходим созыв мировой конференции. Наряду с этим собрание высказалось за отправление в ряды армии чинов полиции и жандармов службы старше 40 лет, возвращаемых к сельским работам по общему указу Временного Правительства. Идя навстречу указу Временного Правительства о введении хлебной монополии, крестьяне Кожинской волости постановили тотчас-же приступить к организации продовольственного волостного комитета и к немедленной проверке всех запасов и для передачи избытка в пользу армии и нуждающихся» («Известия Вл. Г.В.Исп. К-та», №53, 11-го мая 1917).
«На заседании Кожинского волостного исполнительного комитета, Гороховецкого уезда, было заявлено, что землевладелица Медникова добровольно уступает 50 пуд. ржи. Постановлено согласиться принять в комитет эти 50 пуд. Кроме того постановлено обратиться на сельском сходе 30 апреля к населению с просьбой отдать в распоряжение комитета излишние запасы продовольствия для раздачи нуждающемуся населению» («Известия Вл. Г.В.Исп. К-та», №49, 5-го мая 1917).
«Кожинская волость, Гороховецкого уезда. Радостные вести доходят к нам из Кожинской волости. Граждане этой волости соорганизовались в крестьянский союз, стремящийся внести свет в деревню. Они глубоко прониклись мыслью, что главным злом их жизни является малая просвещенность и всячески стараются в этом отношении помочь своим товарищам. Союзом открыты библиотеки и читальни, снабжающие литературой всех желающих. «Библиотеки», — по словам нашего корреспондента, — «стали излюбленным местом населения не только в праздники, но и в вечерние часы рабочего дня».
Газеты читаются нарасхват, особенно местные — Владимирской губернии и уездов. Население проявляет большой интерес ко всему происходящему в России. Волостной крестьянский союз вошел в тесную связь с образовавшимся в селе Кожине культурно-просветительным кружком народных учителей и учительниц, которые намерены вести беседы и чтения поочередно по всех окрестных деревнях.
В добрый час!» (Известия Владимирского Временного Исполнительного Комитета. Среда 24-го мая 1917 года).
«Кожинская волость. В волости организовался Крестьянский Союз, занявшийся просвещением крестьян, путем чтения книг на политические темы и устной беседы. Большинство крестьян отнеслось вполне сочувственно к деятельности Союза.
Кроме крестьянского Союза в волости организовались: Волостной Исполнительный Комитет, Продовольственная Управа, Земельный Комитет и Волостной Совет Крестьянских Депутатов.
К сожалению, в волости осталось мало граждан, наиболее способных к работе в этих организациях» («Известия Вл. Г.В.Исп. К-та», №94, 11-го июля 1917).
«Село Кожино. Жизнь в наших деревнях течет спокойная, самовольных захватов не наблюдается, крестьяне повсюду запрещают помещикам рубку лесов. Но исполнительные губернские власти такую рубку разрешают. Крестьяне этими разрешениями остаются недовольны, крестьяне настойчиво требуют вывоза, во избежание пожаров заготовленных в лесах дров и материалов. В волости было уже два пожара в лесах, которыми уничтожена часть заготовленных дров и материалов. В первые дни революции крестьянство неохотно платило налоги, но теперь благодаря принятым волостными комитетами мерам, недоразумения сглаживаются. Крестьянство налоги начинает платить исправно. Что касается крестьянских ожиданий, то крестьянство настойчиво требует, чтобы земля от помещиков отобрана была бесплатно, без выкупа, и передана трудящемуся народу; у нас в волости арендные договоры не нарушаются. Все с нетерпением ждут Учредительного Собрания, газеты читают с интересом и увлечением, а в особенности речи министра Чернова» («Известия Вл. Г.В.Исп. К-та», №107, 27-го июля 1917).

Бывал в селе Павел Петрович Булыгин. Судьба, выпавшая поэту, навсегда оторвала его от Родины, от горячо и до боли любимых им гороховецких просторов. Свой последний день, проведенный на Родине, дорогу из деревни Михайловской на станцию Чулково, белые контуры Кожинского храма запомнились поэту до последних дней:
«Много дорог мной исхожено,
Светлые дни далеки,
Вижу дорогу я в Кожино,
Солнце, во ржи васильки...
Грозные дни надвигаются...
Помню, как будто сквозь сон,-
Мы торопливо прощаемся,-
Мой уходил эшелон».

В простенках сельского клуба висели керосиновые лампы, а над сценой располагался транспарант «Искусство принадлежит народу». При входе с улицы стоял бильярдный стол, в соседнем помещении по стенам висели разного размера балалайки. Для кинопоказа в клуб привозили генератор, который сильно тарахтел во время показа фильма. Киномеханик Монель Генрихович Лауфер иногда разрешал перематывать пленку на другую бобину. Крутить надо было быстро, иначе пленка дергалась и рвалась, и тогда «работники получали» по заслугам, но все равно просились вновь. Проходили в клубе концерты, где главным музыкантом был Федор Иванович Сорокин. Он играл на гармошке, а на пионерских утренниках или мероприятиях - на горне. До сих пор помнятся песни «Выходил на поля молодой агроном» и «Ой, ты рожь, хорошо поешь». После кинопоказа в клубе проходили танцы. Ряды сидений сдвигались назад и начинались танцы, уже позднее, когда провели электричество, танцевали под радиолу. Любили фокстрот и прочие приличные танцы. Ребятишек не гоняли, они сидели и внимательно наблюдали за всем происходящим.
Зимой катались с клубной горы, а у «Ермолаева пруда» дети играли в старинную русскую народную игру - в «царя горы». А за школой был лесок.
На «калёнке», где дети катались на лыжах, наверху, рядом с болотом, был провал. Ещё старики на этом месте видели какие-то осколки фундамента и называли его «старая деревня». Скорее всего, на калёнке в столыпинские времена был хутор. Ушли жители с этого места из-за провала. «Калёнка» когда-то была круче, её распахали тракторами.
В середине села, за магазином, был маслозавод, куда с окрестных деревень в довоенный период и после войны крестьяне приносили оброк (продналог) - молоко, сметану, творог и пр. В старой школе, что у оврага, преподавали учительницы - сестры Зверевы.
В войну 1941-1945 гг. рядом с селом (ближе к д. Мелкишево) был пункт раннего обнаружения самолетов противника, летящих на г. Горький (ВНОС), и служили там девушки.
Сельскохозяйственная артель (колхоз) "Большевик" село Кожино, Кожинского сельского Совета, Гороховецкого района, Владимирской области была организована в 1929 году. С момента организации колхоза по 25 апреля 1959 года изменений в названии колхоза не было. Согласно решению исполкома Гороховецкого райсовета от 29 апреля 1959 года колхоз "Большевик" присоединен к совхозу им. Войкова (станция Чулково) и с этого времени прекратил свою деятельность.
Упадок села пришелся на 70-е - 80-е годы ХХ столетия. Не стало совхоза, школы, ФАПа, библиотеки, клуба. Закрылся, а потом и вовсе сгорел магазин.
В годы Советской власти до 1998 года деревня входила в состав Чулковского сельсовета.
Численность населения: 1859 г. – 375 чел.; в 1905 г. – 509 чел.; в 1926 г. – 595 чел.; в 2002 г. – 45 чел.; в 2010 г. – 21 чел.

Церковь Илии Пророка

Место рядом с церковью старожилы называли «монастырек». Можно предположить, что еще в русское Средневековье (до 1500 г.) на территории с. Кожино появился монастырь и его первые жители. О наличии монастыря в те времена в селе Кожино говорят и сохранившиеся белокаменные надгробия и плиты. Сохранилось фото плиты с могилы инока-схимника. В схиму обычного человека могли постричь в конце жизни, но для этого был необходим монастырь.
В писцовых книгах Гороховецкого уезда 1628 года о Кожине отмечено следующее: «в селе Кожине церковь пророка Илии древяна клецки вверх — строение Спасского монастыря и приходских людей, при церкви поп, дьячок, пономарь и просвирница, 4 кельи нищих «питаются от церкви Божией»; в селе двор монастырский, а в нем живут старцы для монастырской пашни, 4 двора монастырских детенышей, 7 дв. крестьянских и 5 бобыльских; пашни монастырской «середние земли» по 40 четв. в поле, крестьянской 39 четв., сена 20 копен, на Клязьме 70 копен и отхожева сена 70 копен, пашни церковной середние земли по 10 четв. в поле, лесу окола села непашенного 20 десятин».
По переписным книгам 1678 года в Кожине значатся уже две церкви — во имя св. прор. Илии и Казанской иконы Пресв. Богородицы, при церкви священник, дьячок, пономарь и просвирница, 1 келья нищих, в селе двор монастырский, 16 дворов крестьянских и 20 бобыльских.
В 1760—1772 гг. вместо деревянных церквей построен в Кожине каменный двухэтажный храм. Главной строительницей храма была, по преданию, помещица Оболдуева Аграфена Андреевна. В церковном архиве хранилась грамота, выданная в 1772 году епископом Владимирским Иеронимом на освящение вновь выстроенного храма. До недавнего времени на внутренней стене храма сохранялась надпись о том, кем и когда был возведен храм. Со стороны дороги на второй этаж вела крутая крытая галерея с лестницей, не дожившая до наших дней.
Священник села Кожина Егор Никифоров в феврале 1816 года просил Преосвященного Ксенофонта определить его учителем в открывающееся училище в означенном селе, «так как он (Никифоров) имеет ревность образовать непросвещенное юношество». «Священнику Никифорову дозволяется, по открытии приходского училища, писал Преосвященный, принять на себя звание приходского учителя».
В 1829 г. у священника села Кожина родился сын - Иоанн Георгиевич Бережков.
В 1848 году палатой государственных имуществ при церкви было открыто приходское училище.
Определен в псаломщика бывший ученик духовного училища Алексей Светозаров 5 мая 1889 г. в с. Кожино, Гороховецкого уезда.

Торжественное поднесение св. иконы священнику села Кожина, Константину Звездину по случаю 35-летнего служения его в священном сане

С разрешения Епархиального Начальства, в селе Кожине совершалось 1-го октября 1890 г. особенное торжество, по случаю 35-летнего служения настоятеля церкви Константина Лукича Звездина в священном сане. К мысли ознаменовать такое служение поднесением св. иконы сему пастырю Церкви пришел почетнейший из прихожан, полковник артиллерии Василий Павлович Муромцев; он же первый открыл и подписку для сбора денежных пожертвований на приобретение иконы Покрова Пресвятой Богородицы — в соответствие дню торжества. По примеру Муромцева, родная сестра его дворянская дочь девица Елизавета Павловна Муромцева приложила свою жертву; затем и другие прихожане отозвались на это дело с теплым сочувствием. К знаменательному дню была готова св. икона и получено разрешение на предположенное торжество от Архипастыря, о чем немедленно были оповещены прихожане села Кожина.
Утром 1-го октября, незадолго до литургии, явился в село Кожино благичинный о. протоиерей Василий Феодорович Алявдин. В восемь с половиной часов утра начат звон к обедне. Богослужение было совершено соборне о. протоиереем, самим виновником торжества и двумя священниками, в том числе одним родственником настоятеля. Стечение народа было так велико, что все не могли поместиться в церкви,— многие молились вне церкви, стоя на паперти. По заамвонной молитве, местный священник Михаил Зверев сказал поучение о значении праздника в честь Покрова Божией Матери.
По окончании литургии, прочитан был указ Владимирской духовной Консистории о дозволении прихожанам поднести св. икону настоятелю церкви в ознаменование 35-летнего его служения. До начала молебна о. протоиерей Алявдин устно произнес задушевную речь по случаю местного торжества, а при окончании речи поднес о. Константину приготовленную для него св. икону Покрова Пресвятой Богородицы.
Затем устно же сказал речь местный священник Михаил Зверев с выражением искренних чувств любви и уважения к о. Константину от прихожан и от себя.
Растроганный приветственными речами, виновник торжества первее благодарил говоривших за добрые чувства, высказанные в речах, а потом особо воздал благодарность своим прихожанам за усердное внимание к нему. После сего собравшимися священнослужителями отслужен был молебен, в конце которого возглашено обычное в подобных случаях многолетие. Присутствующие все тронуты были пением и службою, а также и речами священнослужителей; многие даже плакали.
По окончании всей церковной службы о. Константин с духовенством и почетные прихожане отправились в его дом, в коридоре которого домохозяин встречен был женою своею с хлебом солью, а в самом дому старший сын его, Шуйский доктор Александр Константинович, поднося ему святую икону Спасителя, в ризе серебро-позлащенной, в порыве чувств сердечных сквозь слезы сказал: «Сия икона и надпись на ней гласит о нашей любви к тебе, любезный Родитель». Многие из бывших учеников о. Константина здесь же выражали ему свои искренние поздравления и благожелания.
Добрым хозяином был предложен гостям чай и скромный стол. Во время трапезы много было задушевных разговоров о христианском воспитании детей и о сладких от него плодах. После стола священник п. Вознесенского о. Димитрий Кантов, как духовный сын о. Константина, произнес экспромтом речь, характеризующую виновника торжества, как терпеливого труженика-пастыря и чадолюбивого отца большого семейства.
Торжество было закончено благодарственною молитвою и чистосердечным пожеланием хозяину дома и его честной семье всего хорошего и полезного.
Священник Михаил Зверев (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 23-й. 1-го декабря 1890 года).
Престолов в храме два: в верхнем этаже во имя св. пророка Илии, в нижнем в честь Казанской иконы Божией Матери. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена была достаточно. Из св. икон особенно чтимы прихожанами икона Николая Чудотворца и икона Московских Святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа. В церковном архиве хранилась грамота, данная на освящение храма епископом Владимирским Иеронимом в 1772 г. [1]
Причта при церкви по штату положено: два священника, диакон и два псаломщика. На содержание их из разных источников получалось до 900 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле. Земли при церкви: пахотной 30 дес. и сенокосной 3 дес. [1]
Приход состоял из села Кожина и деревень: Мелкишева (вблизи церкви), Клокова (1 ½ вер. от церкви), Дрокова (1 ½ вер.), Березниц (2 вер.), Ескина (4 вер.), Большой Карповки (4 вер.), Краснова (4 вер.), Внукова (4 вер. По переписным книгам 1628 г. в д. Внукове значится 3 дв. крестьянских и 2 бобыльских. В 1897 г. здесь 39 дв.), Чулкова (4 вер.), Гончаров (6 вер.), Повалихина (7 вер. По переписным книгам 1678 г. деревин Клоково, Дроково, Березннцы, Гончары и Повалиха значатся за Аф. Оболдуевым; в них тогда были — двор помещиков, 1 дв. задворного человека, 12 дв. крестьянских и 5 бобыльских. В 1897 г. в этих деревнях 126 дв.) и селец: Отводного (2 вер.), Аксакова (2 вер. По переписным книгам 1628 г. сельцо Аксаково значится за Афан. Вас. Языковым с падчерицами; по переписным книгам 1678 г. половина сельца Аксакова значится за Яков. Ознобишиным; на этой половине был двор помещиков, 5 дв. крестьянских и 6 бобыльских.) и Дубровы (4 вер.); во всех этих поселениях по клировым ведомостям за 1897 год числилось 1527 душ муж. пола и 1736 женского, из них раскольников 9 душ обоего пола. [1]
В приходе имелись две земских народных школы:
1) в д. Гончарах, в 1897 г. учащихся — 40.
2) Погостское училище (частное), Кожинской волости, в дер. Погосте, основано по желанию помещика Болталова в 1875 г. От приходской церкви в 3 в. Ближайшие училища: Кожинское в 8 в. и Красносельское — 10 в. В 1884 г. «Помещение деревянное, отдельное, в доме учителя; теплое, но не светлое; классных комнат одна — длиной 8, шириной 8, вышиной 3 арш. Учебных пособий недостаточно. Библиотеки и земли нет. Учитель Иван Туманов, домашнего образования, преподает с 1875 г. Попечителя нет. Учащихся к 1-му января 1883 г. 8 м. Выбыло до окончания курса по желанию родителей 3 м. Окончивших курса со свидетельствами не было. Вновь поступило 3 м. и 2 д. К 1-му января 1884 г. состояло 8 м. и 2 д. Учатся все вместе. Возраст: 7 — 8 л. 5, 9 — 10 л. 3, 10 — 11 л. 1, 11 — 12 л. 1. Учащиеся все из д. Погоста. Ночлежного приюта нет. Вероисповедания православного и все крестьянского сословия. Средства: платы за учение 10 р. (по 3 — 5 р. с каждого). Расходы: отопление, освещение, прислуга и ремонт 10 р. Посещали классы исправно. Прием в ноябре; поступили все неграмотными. За теснотой помещения отказа не было. Учебный год с ноября по апрель. Учатся только псалтырю и часослову в день 6 час. и даются уроки на дома. Не окончившие курса учились до 3-х лет. Училище никто не обозревал. Обучения ремеслам и рукоделию нет. Воскресных бесед и чтений нет» (Владимирский Земский сборник 1884. № 12. Декабрь.).
3) Кожинское училище, в с. Кожине, основало в 1848 г. палатой государственных имуществ. Ближайшие училища: Фоминское в 15 в. и Красносельское — 17 в. В 1884 г. «Помещение наемное, каменное, вместе с хозяином дома; по свету и теплоте удобное; квартиры учителю нет; классных комнат одна — длиною 9 ½ , шириною 7 ¾ , вышиною 3 ¾ арш. Учебных пособий достаточно — на 135 р. 3 к. Библиотеки нет, кроме 56 книг. Земли нет. Законоучитель священник Михаил Зверев, окончивший курс во Владимирской духовной семинарии, преподает с 1872 г.; учитель Павел Бормотов, окончивший курс в Киржачской учительской семинария, преподает с 1-го сентября 1883 г. Попечителя нет. Учащихся к 1-му января 1883 г. 46 м. и 2 д. Выбыло до окончания курса по желанию родителей 11 м. и 2 д. Окончило курс со свидетельствами 12 м. Вновь поступило 28 м. и 3 д. К 1-му января 1884 г. состояло 51 м. и 3 д. Учатся все вместе. Возраст: 7 — 8 л. 3, 8 — 9 л. 15, 9 — 10 л. 13, 10 — 11 л. 9, 11 — 12 л. 5, 12 — 13 л. 4, 13 — и выше 5. Из учащихся: 23 из с. Кожина, 8 из д. Милкишева в ½ в., 6 — д. Березниц — 2 в., 2 — д. Клокова — 1 в., 2 — д. Дрокова — 2 в., 1 — Большой Карповки — 3 ½ в., 1 со ст. Чулкова — 3 в., 2 из д. Краскова — 2 в., 2 — д. Ескина — 3 в., 2 — д. Гончар — 7 в., 2 — д. Беркунова — 4 в., 1 — д. Шубина — 4 ½ в. и 2 — д. Леонова — 7 в. Ночлежный приют есть, но пользуется только один учащийся. Некоторые живут на квартирах, с платою по 1 р. в зиму. Вероисповедания: православного 48 м. и 3 д., раскол. 2 м. По сословиям: дух. 1 м. и 3 д., крест. 50 м. Средства: от земства 244 р. 3 к., от общества 250 р.; платы за учение нет. Расходы: наем дома, отопление, освещение, прислуга и ремонт 100 р.; жалованье — законоучителю 50 руб., учителю 300 р.; на книги и учебные пособия 44 р. 3 к. Посещали классы неисправно 7 уч.; меры — выговор родителям. Прием в октябре; поступили 8 гр., остальные неграмотными. За теснотой помещения отказано 8. Учебный год с 1-го октября по 23-е мая. Пению обучаются простому, хора нет. Учатся в день 5 час. и даются уроки на дома. Отделений 3. Уроков в неделю: в 1 отд. — по Закону Божию 3, по Русскому языку 19, по арифметике 5; во 2 отд. — по Закону Божию 3, по Русскому языку 18, по Славянскому языку 2, по арифметике 4; в 3 отд. — по Закону Божию 3, по Русскому языку 19, по Славянскому языку 2, по арифметике 3. Получили награды 7. Получившие свидетельства учились 3 — 4 г. Не окончившие курса учились до 2 ½ л. Обозревали училище по 1 разу — инспектор народных училищ и о. благочинный Алявдин. Обучения ремеслам и рукоделию нет. Воскресных бесед и чтений нет» (Владимирский Земский сборник 1884. № 12. Декабрь.).
Учащихся в 1897—98 учеб. году было 96.

14 ноября 1930 года был арестован и осужден на 5 лет лишения свободы священник Петр Андрианович Орлов. Храм не нефункционировал с 1930 года.
Храм был закрыт 10 апреля 1935 г. на основании постановления ВЦИК: «Постановление президиума Облисполкома ИПО от 09.09.34 г. о ликвидации церкви в с. Кожино Гороховецкого района утвердить, церковь ликвидировать». Культовое имущество разбиралось местным населением. В храме был организован склад, где хранили горюче-смазочные материалы и удобрения.

Медицина

В с. Кожино был «свой» врач - Маврин Петр Георгиевич. Прожил он недолгую жизнь, всего лишь 32 года (1839-1871 гг.).
В 1871 году управление врачебной частью Гороховецкого уезда было разделено на два участка: 1-й в нагорной стороне уезда, а 2-й за рекой Клязьмой. 1-й участок составлял два отделения: в селах Красном и Фоминках. В каждом отделении имелся приемный покой и заведующий фельдшер. Во 2-м участке было три отделения: в селах Нижний Ландех, Пестяках и в Верхнем Ландехе с приемными покоями и фельдшерами. На 1871 год управлял врачебной частью этими двумя огромными участками земский врач, коллежский советник, выше упомянутый Маврин Петр Георгиевич. Прах Петра Георгиевича покоится у стен Кожинского храма. Гороховецкий уезд в начале ХХ века был распределен на медицинские участки. Сеть медицинских учреждений разработана санитарным врачом, и уезд был разделен на 11 участков: Гороховецкий, Мячковский, Кожинский, Фоминский, Сергиевский, Боровицкий, Верхнеландеховский, Мытский, Пестяковский, Нижнеландеховский, Мордвиновский.
К 1 января 1914 года в Гороховецком уезде было 7 врачебных участков. И седьмым только что образовавшимся врачебным участком стал участок в селе Кожино. До этого в селе был фельдшерский пункт в наемном помещении. Амбулаторный прием проводился с 9-10 часов утра до 2-3 часов пополудни, исходя из количества больных. Выезды на дом врачом производились обязательно при эпидемических заболеваниях, при кровотечениях и по вызову акушерки. В Кожинский участок входило обслуживание 47 селений: Карповка большая или ст. Чулково, из них 10 селений Красносельской волости: Мисюрево, Софряки, Сумароково, Хабалево, Богородское, Литовка, Леоново, Гаврильцево, Воронцово, Егорьевская слобода и 37 селений Кожинской волости.
Была в селе и повивальная бабка - мещанка Бутакова Наталья Алексеевна. На 1924 год врачом в селе Кожино работала Любомудрова Елизавета Вениаминовна (1879-1966 гг.). Любомудрова выпускалась из Петроградского женского медицинского института в 1908 году. В 1927 году Елизавета Вениаминовна - врач-терапевт уже Вязниковской городской больницы, награждена орденом Ленина. Работала и заведующей малярийной станцией до 1956 года.
Из последних медицинских работников Кожинского ФАПа известны три замечательных женщины: Крупнова Валентина Сергеевна, Епифанова (Максимова) Людмила Ивановна и Татьяна Астахина (Кузнецова). [2]
Крупнова Валентина Сергеевна родилась 18 октября 1932 года в селе Лихунино Спас-Клепиковского района Рязанской области. Детство Валентины Сергеевны пришлось на трудное военное время. В годы Великой Отечественной Войны умерли от голода два младших брата. По окончании войны Валентина Сергеевна поступила и успешно окончила в 1952 году Владимирское медицинское училище по специальности «фельдшер». По распределению она была направлена работать фельдшером в село Кожино Гороховецкого района Владимирской области, где работала до 1965 года. Валентина Сергеевна добросовестно и ответственно относилась к работе, была внимательна к каждому пациенту, старалась каждому помочь, несмотря на то, что порой приходилось не просто, за что пользовалась любовью и уважением жителей села. Иногда нужно было добираться по вызову к пациентам за несколько километров на лошади, порой и пешком. Приходилось делать операции на дому, оказывая первую помощь, спасая жизни. В те непростые послевоенные времена такие люди своим оптимизмом, верой в светлое будущее, искренним желанием помочь делились с другими людьми, являясь примером. Наверное, поэтому Валентину Сергеевну так любили односельчане. Помимо работы, она вела активную общественную жизнь. Валентина Сергеевна наравне со всеми работала в поле, помогала на ферме. Чудесным образом оставалось место в жизни и для творчества: она очень любила петь. С горячим желанием участвовала в самодеятельности, выступая на сцене местного клуба, была заводилой и организатором. Валентина Сергеевна являлась членом КПСС, вела активную общественную работу.
В 1955 году Валентина Сергеевна вышла замуж за Крупнова Геннадия Ивановича. Семья обустроилась в уютном доме на берегу реки Куржи. В браке родился сын — Крупнов Игорь Геннадьевич. Мальчик рос добродушным и смышленым малышом. Для матери был отрадой. Но в семье случилась трагедия: в 1965 году Игорь трагически погиб, попав под полозья саней. Мальчик умер на руках у матери. В то время ему было восемь лет. Нежданно пришедшая беда не дала возможности Валентине Сергеевне остаться жить в селе, где все напоминало о сыне. В 1966 году семья переезжает в город Гусь-Хрустальный. Валентина Сергеевна продолжает работу в должности фельдшера, впоследствии получает должность зав. отделением скорой помощи. В семье рождаются еще два сына. Жизненные трудности сказались на здоровье Валентины Сергеевны. В 1977 году она заболела, перенесла несколько операций и в 2007 году в возрасте шестидесяти пяти лет умерла. Добрую память оставил в сердцах близких этот светлый человек!» - так рассказывает о своей свекрови Крупнова Светлана.
После трагических событий продолжительное время на Кожинском ФАПе не было медицинского работника, и село обслуживалось Первомайской амбулаторией. В апреле 1970 года после окончания Ковровского медицинского училища по распределению в село приезжает молодой специалист Епифанова Людмила Ивановна. Трудно привыкала молодая городская девушка к жизни в сельской местности. Да и работы было немало. Лечила заболевших колхозников, делала прививки детям, да и пожилые жители села частенько наведывались на ФАП: кто давление померить, а кто просто поговорить.
Случалось и роды принимать на дому, вдалеке от больницы и врачей. Объем работы был огромным. Приходилось часто обследовать работников совхоза, в те времена строго следили за здоровьем работников сельского хозяйства. На обслуживании ФАПа было ещё и 9 населенных пунктов, расположенных на удаленном расстоянии. Деревни эти приходилось посещать, когда пешком, когда попутным транспортом или на велосипеде. Первым помощником была санитарка Елхова Мария Алексеевна. Через год Людмила вышла замуж и уехала из села. Кожино не осталось без медработника. 29 июня 1971 года заступила на ФАП Астахина (Кузнецова) Татьяна Ивановна. Проработала недолго, до 31 марта 1973 года. Татьяну Ивановну перевели на ФАП в деревню Овинищи. Позднее ей пришлось поработать в Чулково, затем на станции Гороховец в линейном пункте, на ФАПе в деревне Юрово. [2]

Топонимические названия мест округи с. Кожино и д. Березницы: «Горяхино», «Огниха», «Белка», «Каленка», «Попова лужа», «Котыш», «Дорбино», «Калинов мост», «Гон», «Пчельник», «Рунов луг», «Масловская», «Гулина сеча», «Большая и Малая Токариха», «Ушаково», «Бабушкино», «Козина яма», «Паниха», «Сальное», «Почерёма» и др. [2]

На заднем плане Кожинского храма раскинулись некогда богатые плодородные церковные земли. Вдалеке, среди выросшего березняка, проглядывают крыши д. Березницы. Не доходя до нее, чуть в стороне от дороги располагается «барский сад» или «медничиха». В конце XIX - начале XX вв. там было имение Александры Павловны Медниковой. Ее супруг Евстратий Павлович Медников был «заведующим наружным наблюдением всей империи». Он отвечал за всех агентов в Российской империи, которые проводили наружное наблюдение и негласный сбор информации о лицах, представляющих интерес. Крах его служебной карьеры произошел в 1909 году из-за предательства бывшего коллеги. Евстратий Павлович заболел и умер 2 февраля 1914 года. Похоронен Медников возле Ильинской церкви. В начале 60-х годов ХХ столетия захоронение Медникова, и не только его, варварски вскрыто и разорено. Имение Медниковых было сожжено после 1917 года, хотя первые попытки предпринимались ещё в 1906 году. Память о его владельцах среди местных жителей сохранялась долгое время, так как многие крестьяне работали у них, непосредственно общались с Медниковыми. На месте имения сохранились аллеи деревьев, акаций, углубления от прудов, где когда-то водились огромные карпы. [2]

Источники:
1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: Вып. 5 и послед.: Шуйский и Ковровский уезды. Вязниковский и Гороховецкий уезды. - 1898. - 505, VII c.
2. «Да будет Время с нами вечно!» Выпуск 15. Сборник краеведческих работ по итогам XVIII Булыгинских литературно-краеведческих чтений
Категория: Гороховец | Добавил: Николай (14.02.2018)
Просмотров: 2304 | Комментарии: 1 | Теги: Гороховецкий район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 seamarinar • 16:09, 06.08.2022
Опять воруете чужие статьи?
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru