Сретенский монастырь — православный женский монастырь в юрисдикции Русской православной церкви. Находится на центральной площади города Гороховца.
1 – Сретенский собор
2 – Церковь Сергия Радонежского
3 – Шатровая колокольня
4 – Келейные корпуса
5 – Ограда
6 – Сторожка
7 – Богадельня
8 – Дом Ширяевых
9 – Поздние постройки
Основан монастырь в 1658 году по указу патриарха Никона. Строения первоначально были деревянными.
В переписных книгах 1678 г. говорится, что «… Монастырь девичь, в нем церковь холодная Сретения Пресв. Богородицы Владимирския, другая церковь теплая преп. Сергия Радонежскаго, в монастыре 20 келей, в них 44 сестры питаются милостыней и рукодельем».
В 1689 г. на средства гостинной сотни торгового человека Семена Ефимовича Ершова вместо деревянной Сретенской церкви построена каменная церковь Сретения Пресвятой Богородицы Владимирской.
Сретенский собор с куполами, украшенный глазурованным лемехом и ажурными крестами. Его трехчастная структура характерна для творений гороховецких зодчих: трапезная, основной объем, апсиды. Снаружи храм богато декорирован: по всему периметру четверика карнизная часть фасадов украшена фризом из килевидных кокошников, который опирается на орнаментальный поясок. Окна убраны в резные наличники, отличающиеся по рисунку на северной и южной стенах, входы оформлены перспективными порталами. Барабаны пятиглавия охвачены аркатурно-колончатыми поясами, что зрительно делает храм стройнее. А сами главы покрыты цветной глазурованной черепицей, живописно играющей в лучах солнца. Архитектурный декор храма придает ему особую женственность, столь уместную в девичьей обители.
Церковь Сретения Господня
Главки Сретенской церкви
Невольно напрашивается сравнение двух храмов, заказанных Семеном Ершовым: Сретенского, более нарядного и женственного, и Троицкого в Никольском мужском монастыре – строгого и элегантного в своей простоте и мужественности. Удивительно, каким необыкновенным художественным вкусом, чувством меры, пониманием архитектурного языка и законов композиции обладали простые русские зодчие!
Колокольня и церковь Сергия Радонежского были построены в конце XVII в., позже основного собора. Декоративное убранство церкви очень скупое, контрастирующее с узорочьем главного храма. Более того, она скорее напоминает гражданское строение, в том числе и своим скромным интерьером, который оживляется лишь изразцовой печью XVIII в.
Здесь сохранилась печь XVIII в., облицованная полихромными изразцами, искусно выполненными гороховецкими мастерами.
Церковь Сергия Радонежского. 1675 - 1699 гг.
Колокольня
Колокольня буквально сдавлена с обеих сторон двухэтажными каменными келейными и хозяйственными корпусами, которые на рубеже XVII-XVIII вв. сменили деревянные постройки. На их аскетическом фоне особенно нарядно и выразительно смотрятся храмы монастыря.
Стены вокруг монастыря возведены в начале XVIII в.
Летом 1764 г. епископ Виктор получил указ Св. Синода, которым предписывалось упразднить Сретенский девичий монастырь в городе Гороховце, а «лучшую ризницу» и два больших колокола оттуда передать во Владимирский Успенский собор. Однако жители Гороховца воспротивились вывозу церковного имущества, заявив, «что означенный монастырь построен не из казенного иждивения, а того града купцом, також и церковная утварь и колокола сооружены вкладчиками, их же купцами, из собственного капиталу». Поэтому утварь и колокола были оставлены на попечение Гороховецкого городового магистрата, а Сретенская церковь обращена в приходскую, о чем епископу Владимирскому Виктору был отправлен указ 5 июля 1764 г.
Монахини были переведены в г. Арзамас. Келейные корпуса были переданы в ведение гражданских властей.
14 мая 1865 г. священник г. Гороховца Сретенской церкви Алексей Покровский определен депутатом и увещателем к тамошним присутственным местам, вместо уволенного от сих должностей священника Воскресенской церкви г. Гороховца, Дмитрия Никологорского.
Утвержден в должности церковного старосты Гороховский мещанин Михаил Ларин при Стретенской Церкви г. Гороховца, 11 августа 1865 г.
В 1868 г. Министерство Внутренних Дел, заботясь об увеличении числа мест заключения в уездных городах Владимирской губернии, поручало состоящему при министерстве архитектору Шторму осмотреть здания упраздненного девичьего Сретенского монастыря в г. Гороховце, с тем, не представится ли возможным приспособить их под тюрьму. Архитектор Шторм, по осмотре тех зданий, донес министерству, что мысль о приспособлении их под тюрьму неудобоисполнима, и что здания эти удобны весьма для устройства в них центральной богадельни, если бы в том предстояла надобность в Владимирской губернии. За таким отзывом архитектора Шторма, министерство не признало возможным обращать здания под тюремное помещение. Что же касается до предположения Штрома об устройстве в них богадельни, то на случай, если земство признает возможным воспользоваться зданиями, хозяйственный департамент министерства внутренних дел, при отношении к начальнику Владимирской губернии, от 6 августа за № 5841, препроводил составленный Штромом проект и другие имеющиеся по этому делу бумаги… Губернская управа дала такое заключение: «За возведение при здешних благотворительных заведениях нового каменного здания под богадельню, не представляется ныне надобности в другом каком-либо здании для богадельни, тем более, что по составленной Штромом смете на исправление зданий Сретенского монастыря потребно 42756 руб. 59 коп.»
В Келейных корпусах в XIX в. размещались уездные присутственные места, городская тюрьма, а также винные и соляные магазины и склады.
До 1870 г. при церкви был самостоятельный приход с особым причтом. В 1870 г. Сретенская церковь упраздненного женского монастыря со всеми принадлежащими к ней зданиями и земельными владениями приписана была к Благовещенскому собору.
Члены причта помещались в церковных каменных домах, оставшихся при Сретенской церкви после упраздненного женского монастыря. Земли при Благовещенском соборе не имелось, при Сретенской же церкви имелось 3 десят. сенокосной земли, которой пользовался соборный причт. «Иконы в иконостасах обоих храмов (Сретенского и Благовещенского) древнего письма, древнейшею считается икона видение преп. Сергием Божией Матери».
В зданиях после упраздненного Сретенского монастыря кроме квартир для соборного причта помещались: 1) церковно-приходская школа (открыта в 1901 г.), 2) Сретенская богадельня и 3) лабазы, отдаваемые под склады товаров.
Сретенская богадельня содержалась на капитал, составленный из частных пожертвований. Призреваемых ежегодно около 20 лиц. В 1891 г. «Заведующие: Протоиерей Андрей Иванович Богословский, Городской Голова».
Владельцем Охотного ряда в Москве долгое время в XIX веке был гороховчанин Дмитрий Александрович Лухманов (1765-1841). Выкупив за бесценок землю в самом центре Москвы, освободившуюся после пожара 1812 года, он сумел разбогатеть, стать купцом I гильдии и почетным гражданином г. Москвы. Занимаясь благотворительностью в Москве, не забывал о своей малой родине – содержал богадельню в Сретенском монастыре.
В церковно-приходской школе в 1897 году обучалось 20 мальчиков.
В кон. XIX века иконы в иконостасах обоих храмов древнего письма, древнейшей считалась икона видение преп. Сергием Божией Матери.
В советские годы храмы бывшего монастыря использовались в качестве складских помещений, все остальные здания были жилыми.
Монастырь возобновлен в 2001 г.
Двухэтажный купеческий дом Ширяевых.
Около монастыря стоит двухэтажный купеческий дом Ширяевых, возведенный в конце XVII - начале XVIII века.
Районный военкомат в 1940-е годы располагался в здании палат купца Ширяева. 8 октября 1940 г. в Гороховце под звуки духового оркестра от здания райвоенкомата отъехали машины с призывниками в ряды Красной Армии. Их было 39 человек. Многих из них родные и близкие видели в последний раз. Пунктом назначения была Брестская крепость, первая принявшая на себя удар немецко-фашистских войск 22 июня 1941 года.
Знаменский Красногривский женский монастырь Николо-Троицкий Гороховецкий мужской монастырь МОНАСТЫРИ Владимирской области. Город Гороховец