Местная Религиозная организация Православный приход храма Мученика Андрея Стратилата микрорайона Оргтруд города Владимира Владимирской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) зарегистрирована 22 августа 2011 г.Настоятель, председатель приходского совета - Ефимов Алексей Викторович (с 29 декабря 2018 г.). Адрес: город Владимир, улица Октябрьская (Оргтруд Мкр.), д. 17.
Общество и сами частные лица — владельцы фабричных заведений — много заботились об устройстве быта фабричных рабочих и их семейств. Но эти заботы больше и чаще касались санитарного и экономического положения рабочих,— отчасти они имели в виду общее образование народное, для чего при фабриках нередко можно было встретить школу, и только в немногих случаях приходится встречать при фабричном, часто громадном, заведении свой св. храм, так нужный и так дорогой для народа православного,— этот источник наиважнейшего воспитания и образования — религиозного. «Если кому, то именно фабричному рабочему приходится только седьмой день в неделе посвящать на служение Богу, войти в свою душу и потрудиться ради ее спасения. И самое важнейшее место для этого, конечно, св. храм Божий, который народ знает и любит,— но он или далеко, или, если и вблизи, то не для рабочего пришлеца, а для своих прихожан. Вблизи же, у себя дома, с широко открытыми дверями стоят трактир, кабак и проч. куда, вместо храма — училища благочестия, с раннего утра в воскресный день гурьбою идет фабричный люд, где и губит он свое и семейное, как материальное, так и нравственное благосостояние. Впрочем это всем известно,— все об этом говорят. Но не многие на самом деле удовлетворяют духовным нуждам фабричного рабочего, создавая для него благоприятные условия к истинно христианской жизни. Нужно и полезно при фабрике иметь школу, больницу и т. п., но существенно необходимо, и впереди всего этого, иметь свою церковь для всестороннего религиозно-нравственного воспитания народа, на котором всегда должно основываться и к которому всегда должно примыкать и всякое другое воспитание и ученье, если через них хотят дать прок народной жизни. А это-то и забывают многие владельцы заведений, на которых масса рабочего люда часто изживает все свои как духовные, так и телесные силы только в пользу и обогащение владельца». «При Лемешенской мануфактуре имеются также больница с своею аптекою и училище для мальчиков и девочек; но ни кабака, ни трактира нет, и не будет, как говорит старец - хозяин, доколе он жив». «Дело хозяина видимо благословил Господь; ибо, несмотря на нынешние всем известные, затруднения в торговле, на фабрике, вместо 600—700 рабочих, бывших при ее открытии, в настоящее время работает до 900 человек. В 1882 году здесь образовалось «Товарищество Лемешенской Мануфактуры Андрея Никитина» и первой мыслью Правления Товарищества было устроить для рабочих с их семействами свою церковь. В начале осени 1882 года на особо избранном месте, саженях в 200-х от фабричных помещений, была заложена церковь и этой же осенью она окончена каменною кладкой. Церковь по своим размерам сложена в 12 ½ саж. длины, 4 ½ саж. ширины и 3 саж. вышины; летом 1883 г. над папертью ее сложена колокольня (фабричные рабочие собрали 500 рублей на колокола), церковь внутри выштукатурена, сделан в ней асфальтовый, красивый и прочный пол, а осенью того же года поставлен в ней и изящный, почти сплошь вызолоченный, иконостас с иконами прекрасного, в греческом стиле, письма. Изяществом своим иконостас и достоинством своего письма св. иконы в нем много обязаны вкусу и заботам молодого Директора Правления Товарищества А.А. Никитина, сына основателя мануфактуры.
Им же, с ускоренною заботливостью об освящении и открытии для рабочих церкви, приобретены священные одежды и сосуды и вся церковная утварь довольно ценные и изящные, чем особенно отличаются св. ковчег, св. кресты, хоругви и паникадило. Как самая церковь во всем своем устройстве, так и снабжение ее всеми принадлежностями, произведены исключительно на средства Товарищества Лемешенской мануфактуры. Но и фабричные рабочие, желая выразить свою признательность и радость об устройстве хозяевами их своей для них церкви, без всякого со стороны побуждения, собрали между собою более 500 р. на покупку колоколов, которые и куплены были и повешены ко дню освящения на новой колокольне. Само освящение церкви, устроенной в честь св. мученика Андрея Стратилата, коему тезоимениты хозяева мануфактуры — отец и сын, по просьбе Правления Товарищества, Высокопреосвященнейшим Архипастырем Феогностом назначено было на 12-е февраля 1884 года, когда и совершено самим Архипастырем с полной торжественностью. Накануне дня освящения, для служения Всенощного Бдения, с благословения Архипастыря, прибыли в ново-устроенную церковь: протоиерей из гор. Владимира о. А.И. Сервицкий и местный о благочинный, которыми, вместе с местным священником, и совершено было Бдение, начатое в ½ 7-го часа и окончившееся в 10-м часу. Все всенощное Бдение пропето было, по обиходу Бахметева, местным фабричным хором, состоящим из служащих при мануфактуре лиц и из мальчиков и девочек фабричной школы, и обучаемом местным законоучителем о. С. Снятиновским. За Бдением, после первой кафизмы, о. прот. Сервицким было прочитано по-славянски, по книге, житие св. мученика Андрея Стратилата, и, окончание жития, именно тот факт, что на месте мученической смерти св. Андрея, где пролита была св. кровь мученика, открылся чудотворный источник воды, исцеляющий всякие болезни людей, дало ему тему для обильного слова о храме, как благодатном, никогда неоскудевающем источнике исцелений всех язв человеческих. Не первый раз приходится нам видеть, с каким благоговейно-напряженным вниманием народ наш слушает понятно устроенное для него чтение из церковной книги и слово пастыря, прилагающее это чтение к положению и жизни своих слушателей, и такой способ религиозного обучения и назидания для нашего народа, любящего именно церковность, а не мыслительные разглагольствия, надобно признать самым для него плодотворным. К 9-ти часам утра 12-го числа стали собираться на освящение церкви назначенные Его Высокопреосвященством духовные лица из гор. Владимира, а также и лица светские, приглашенные хозяевами мануфактуры из Владимира и других мест. Но масса народа еще с 7-ми часов окружала церковь и путь, по которому должен был следовать Архипастырь. В начале 10-го часа Владыка прибыл, и в половине этого часа началось освящение храма по чину церковному. В освящении храма с Его Высокопреосвященством участвовали: кафедральный о. протоиерей Матфей Иванович Жудро, о. Ректор Семинарии прот. М.И. Херасков, прот. Сервицкий Александр Ильич, местный благочинный о. И. Беседин, Боголюбовский о. казначей иеромонах Иероним и священник Лемешенский о. С. Снятиновский. По окончании освящения, после многолетия Государю Императору и всему Царствующему Дому, Св. Синоду и местному Архипастырю с Его богоспасаемой паствой, возглашено было протодиаконом многолетие храмоздателям и благоукрасителям нового храма. С благодарностью к строителям храма мы обратили внимание на то, что на освящение его и затем на торжественную Архиерейскую литургию были поставлены особо, на переднем месте храма, все ученики и ученицы фабричной школы, одетые весьма прилично и однообразно. Для всего же собравшегося на Архиерейское освящение храма народа, конечно, места в храме не доставало, и во все время Литургии, окончившейся в конце первого часа, народ не могший поместиться в храме, окружал его, а многие, несмотря на значительный мороз, терпеливо стояли и висели на всех окнах храма с наружной стороны. За Литургией Высокопреосвященнейшим Архипастырем сказано было слово о значении св. храмов вообще и в частности о важности устройства храма в данной местности, для простого рабочего народа (см. ниже). По окончании Литургии долгое время Архипастырь благословлял народ, и за тем, со всеми служащими и гостями прибыл в дом хозяев мануфактуры, где был приготовлен для всех гостей обеденный стол, после которого Владыка, в 4 часа, отбыл во Владимир. Еще повторим: нужно и полезно иметь при фабриках школу и больницу; хорошо и в высшей степени христианское дело делиться своим добром с тем, кто беден и убог; прекрасное дело — своим умом и трудом, вообще своею жизнью и примером освещать ближнему дорогу к земному счастью и совершенствованию; но высшее выражение нашей любви к ближнему,— это забота и споспешествование его вечному благу т.е. спасению души, которое вне св. церкви не возможно. И благо, поэтому, строителям св. храмов, которые, пользуясь физическими трудами своих ближних и вознаграждая за это их материально, пекутся и об их душевном спасении. Прот. А. С—кий (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 5-й. 1-го марта 1884 года).
Слово произнесенное Высокопреосвященнейшим Феогностом, Архиепископом Владимирским и Суздальским, при освящении церкви, устроенной при мануфактуре Никитиных
«Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил! Желает и скончавается душа моя во дворы Господни» (Псал. LXXXIII, 1). К числу христианских добродетелей принадлежит святая ревность о славе Божией. Под нею разумеется глубокое и деятельное старание христианина о том, чтобы имя Божие везде и всегда святилось, чтобы Господь более и более прославлялся верою и благочестием как его собственными, так и других христиан. Многочисленны и разнообразны плоды святой ревности о славе Божией. Один из сих плодов находится пред нашими глазами. Разумеем построение и благоукрашение храма сего, ныне освященного благодатию Божиею. Конечно, не что иное, как святая ревность о славе Божией была первым и главным побуждением к созданию святого храма сего,— ревность о том, чтобы многочисленные труженики веси сей имели полную возможность прославлять Бога усердными своими молитвами во храме, и поучаться в нем вере и благочестию, которыми преимущественно славится имя Божие. Да будут же приснопамятны и благословенны имена создателей и благоукрасителей храма сего! Да напишутся они на небе — в книге живота. Да воздаст им Господь здравием, спасением и всеми великими и богатыми милостями своими за весьма благое дело, совершенное ими! Возлюбленные братие, трудящиеся в прилежащих храминах! Преимущественно для вас святая ревность о славе Божией создала храм сей. Да возрадуется же душа ваша о Господе, во славу Которого создан храм! Да будет она исполнена благодарных чувств к создателям храма. Между тем положите в сердце вашем глубокое и твердое намерение пользоваться созданным храмом для вашего блага и спасения. Мы живем на земле. Наше внимание постоянно бывает обращено на предметы, находящиеся на земле. Нас постоянно снедают заботы о средствах к удовлетворению земных наших потребностей. Но душа наша создана для неба. Там истинное и вечное ее жилище. Там блага, которыми она вполне может насытиться. Назначенная для вечной, небесной жизни, душа наша стремится к небу, как бы невольно воздыхает о нем. Стремление души нашей к небу непреодолимо. Суета житейская может только ослаблять в ней святое стремление к небу, но никогда совершенно не заглушает этого стремления. И вот, чтобы стремление души нашей к небу, сколько возможно, удовлетворялось еще в настоящей жизни, Господь установил, так сказать, небо на земле. Небо на земле — это святой храм. «В храме стояще славы Твоея, на небеса стояти мним», взывает ко Господу св. церковь в одном из своих песнопений. Во храме невидимо присутствует Господь особенною своею благодатию. А, где Господь, там и Ангелы, там и небо. Посему - то во храме все изображает небо и напоминает о нем. Св. Престол в алтаре изображает тот пренебесный Престол, на котором восседает Бог Отец с Единородным Сыном Своим и Духом Святым. Св. Иконы изображают Святых, блаженствующих на небе во свете лица Божия. Песнопения, слышимые во храме, напоминают те песни Ангелов, которые они воспевают на небе пред Престолом Вседержителя. Старайтесь же с живым и благоговейным усердием посещать храм Божий. Пусть душа ваша — богоподобная, созданная для неба, находит здесь свойственную ей пищу, пусть она отдохнет здесь от житейской суеты, пусть, хотя в некоторой мере, удовлетворится во храме ее стремление к небу, насытится ее жажда небесного и божественного. Бак созданные и назначенные для вечной небесной жизни, мы должны прежде всего и более всего искать вечного спасения, или царствия небесного. «Ищите прежде царствия Божия и правды его» (Матф. YI, 33), заповедует нам Господь. Но, чтобы достигнуть вечного спасения, или царствия небесного, нужно принадлежать к св. церкви. Вне церкви никому нельзя спастись. И не на словах только нужно принадлежать к церкви, а действительно; нужно ясно показывать наше единение с церковью, открыто свидетельствовать о нем. Что же для этого делать? Ходите в храм Божий, соединяйтесь здесь с ближними пред престолом одного Агнца, закланного от сложения мира, едиными устами и единым сердцем возносите усердные молитвы ко Господу и прославляйте Его. Этим вы и засвидетельствуете, что вы живые члены одной церкви. Господь даровал своей церкви силу и право ходатайствовать о нас, просить у Него для нас благ духовных и вещественных, небесных и земных, благословлять нас,— наши труды и предприятия. Чтобы воспользоваться молитвенным ходатайством о нас св. церкви, чтобы удостоиться ее благословения, нужно посещать св. храм. Св. церковь преимущественно во храме молится и ходатайствует о нас и преподает нам свои благословения. За молитвенное ходатайство о нас св. церкви, и вообще за материнское ее попечение о нас, нужно нам более и более прилепляться к ней преданностью ей, усердием и любовью к ней. Но это возможно только для тех, которые с усердием ходят в храм Божий, и здесь, так сказать, собственными очами убеждаются в попечении св. церкви о них. Кто не ходит в храм, тот совсем может забыть о церкви, может сделаться совершенно холодным к ней. Принадлежа к св. церкви, мы для спасения должны иметь веру и совершать добрые дела. «Без веры не возможно угодити Богу». Но и самая вера без дел бывает мертва. Вера христианина должна быть не слепая, не безотчетная, а разумная и отчетливая. Для этого наш священный долг — более и более познавать и уразумевать ее истины. Чтобы преуспевать в добрых делах, или в благочестии, нам необходимо знать требования воли Божией,— необходимо знать, как Господь повелевает нам жить и поступать. Где же христианину можно познавать истины веры и требования воли Божией, или правила благочестия? Главное и всеобщее училище веры и благочестия — это св. храм. Здесь читаются св. Евангелие, послания св. Апостолов и другие книги Свящ. Писания. Слушайте внимательно чтения Слова Божия, и вы обогатитесь познаниями истин веры и правил благочестия. В песнопениях и молитвословиях, слышимых в храме, также преподается учение веры и благочестия. Если бы мы всегда благоговейно внимали им, то каждый раз выносили бы из храма уразумение разных истин веры и правил благочестия. В храме Божием пастырями церкви произносятся поучения, цель которых одна — научать предстоящих в храме вере и благочестию. Действия Богослужения, совершаемые в храме, особенно во время божественной Литургии изображают дело спасения нашего, совершенное Иисусом Христом, и через это глубже и глубже напечатлевают в нашем уме и сердце многоразличную премудрость Божию, явленную в деле нашего спасения. В храме Божием самые Иконы научают и назидают внимательного христианина. Они — те же книги, вещающие нам о Боге, об Иисусе Христе и Пресвятой Богородице и о Святых Божиих, только написанные не буквами, а лицами и событиями из их жизни. Из добрых дел особенно молитва необходима христианину. Только по молитве Господь ниспосылает нам свою благодать, без которой мы не можем сделать ничего доброго. Молитва столько же нужна для души нашей, сколько — дыхание для тела. Как скоро прекращается дыхание у человека, он умирает. Так точно, если человек отвыкает от молитвы, не радеет о ней, делается холодным к ней, то он бывает близок к смерти духовной. Можно молиться Господу и дома и на всяком месте владычествия Его. Но самое первое, самое удобное, Самим Богом установленное, место молитвы, есть храм Божий. В нем все располагает к молитве, все возвышает душу нашу к Богу,— и святые иконы, и священные действия, и молитвословия и песнопения церковные. В храме Божием молитвенное настроение возбуждается и поддерживается святостью и величием этого селения славы Божией, сильными впечатлениями Богослужения, примером священнослужителей и ревностных христиан, предстоящих в нем. В храме Божием мы молимся под руководством св. церкви и даже вещаниями ее, и потому молитва наша здесь бывает совершенно правильная. В храме Божием молитва христианина, быть может, слабая и недостойная, подкрепляется молитвою св. церкви и силою бескровной Жертвы, приносимой Богу во время Литургии о нас и о всех христианах. Угодна Господу и частная, домашняя наша молитва, но гораздо угоднее Ему молитва общественная в храме. Он, как бесконечная любовь, с большим благоволением взирает на нас и внимает нам, когда мы, соединенные союзом святой любви, едиными устами и единым сердцем молимся Ему во храме. Но, сколько бы христианин ни старался преуспевать в благочестии и в частности в молитве, тем не менее он не может избежать грехов. «Аще речем, яко греха не имамы, себе прельщаем, и несть истины в нас» (1 Иоанн. 1, 8), говорит о себе великий апостол Христов — св. Иоанн Богослов. Что же после этого мы скажем о самих себе? Увы! Мы грешим каждый день, каждый час, грешим и помышлениями, и словами и делами. Тем сильнее — тем глубже мы должны сознавать наш долг очищать себя от грехов. В том и состоит признак доброго, верующего христианина, что он, хотя и падает, но старается восставать, хотя - и согрешает, но очищает себя от грехов. Горе христианину, коснеющему во грехах. Страшно правосудие Божие, карающее нераскаянных грешников. Где же и как христианин может очищать себя от грехов и врачевать духовные язвы свои? Спешите в св. храм, в котором Господь присутствует особенною своею благодатью, исповедуйте здесь пред Ним в чистосердечной молитве согрешения ваши, открывайте Ему духовные язвы ваши, и — Он, Всеблагий, умилосердится над вами, своею благодатью очистит и освятит вас и даст вам силу на будущее время избегать грехов. В храме Божием приносится бескровная Жертва о прощении грехов всех христиан. Старайтесь с благоговейною молитвою, приносимою с верою и любовью, участвовать в этой жертве, и — сила ее воздействует на вас, ради ее Господь простит ваши грехи. Так необходим для нас храм Божий! Так спасительно пребывание в нем во время Богослужения! Не даром св. царь и пророк Давид взывал: «Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил! Желает и скончавается душа моя во дворы Господни». Положим все в сердце своем твердое намерение и будем стараться, сколько возможно, чаще, особенно в воскресные и праздничные дни, приходить в храм Божий. Будем приходить не по принятому только порядку, не для избежания только укоризн нашей совести, а с полною готовностью, с горячим усердием и духовною радостью,
с верою и любовью. Приходя в храм, будем предстоять с благоговейным вниманием и всеми мерами стараться отлагать житейские думы и заботы, обыкновенно развлекающие нас, смущающие нас и расстраивающие наше молитвенное расположение. Этого мало: и по выходе из храма, будем в домах наших посвящать некоторое время размышлению о виденном, слышанном и прочувствованном нами во храме, чтобы святые мысли, чувства и намерения, вынесенные нами из храма, утвердились и укрепились в душах наших. Особенно же будем в воскресные и праздничные дни избегать греховных развлечений и чувственных удовольствий, которые быстро, уничтожают в нас всякое добро, вынесенное нами из храма. Аминь.
Андрей Андреевич Никитин получил подарок из кабинета Его Величества за строительство и содержание в течение 25 лет этой церкви и орден св. Анны 2-й степени за украшение ее.
При церкви работала библиотека, а также общество трезвости.
Церковь Андрея Стратилата была приписана к церкви Вознесения Господня, Николая Чудотворца и Божией Матери Всех скорбящих радости села Лемешеки (современное название). В 1893 г. на фабрике числилось прихожан 35 душ мужского пола и 47 душ женского пола.
Иконостас храма до революции
Пятидесятилетие священства заштатного священника о. Александровского, состоящего при Андреевской церкви Лемешенского Мануфактурного заведения
3-го декабря 1898 года исполнилось 50 лет служения в священном сане священника Андреевской церкви, при Лемешенском Мануфактурном заведении, о. Петра Александровского. По инициативе владельца заведения и попечителя Андреевской церкви Никитина, с разрешения Высокопреосвященнейшего Сергия, Архиепископа Владимирского и Суздальского, празднование пятидесятилетия совершено было в воскресный день, именно: 29 ноября, как день удобный для всех служащих и рабочих при заведении, изъявивших искреннее желание участвовать в этом праздновании. Торжество началось вечером 28 ноября Всенощным бдением. 29 ноября Божественную литургию совершали: местный Блогочинный о. М. Второвский, сам о. П. Александровский и его дети, при стройном пении местного хора певчих. Перед началом литургии от попечителя церкви А.А. Никитина вручено было юбиляру ценное священническое облачение, нарочито изготовленное ко дню юбилея. После литургии совершено было благодарственное молебствие, в котором принял участие еще священник села Лемешки о. С. Снятиновский. Перед молебном о. Благочинный Второвский в обращенной к юбиляру задушевной речи проследил служение юбиляра на пользу св. Церкви за весь долгий, полувековой период, отметив особым вниманием простоту, задушевность и отеческую любовь в отношениях юбиляра к пасомым во всех местах его пастырского служения; речь свою о. Благочинный Второвский закончил молитвенным пожеланием юбиляру долголетнего здравия на пользу св. Церкви, в назидание пасомых и в пример служителям Господня алтаря. После о. Благочинного, говорил речь священник о. С. Снятиновский, в которой он, остановившись главным образом на служении юбиляра при заводской церкви, охарактеризовал симпатичными чертами отношения его ко всей заводской пастве и поздравил его с юбилейным днем от лица всех служащих при заведении. По окончании этой речи, владелец заведения, А.А. Никитин, и представитель от служащих при фабрике г. Бурдюков поднесли юбиляру иконы. А.А. Никитин поднес икону святого мученика Андрея Стратилата в серебропозлащенной, художественной работы, ризе и в изящном киоте; а Бурдюков поднес икону св. преподобного Петра Афонского, также в серебропозлащенной ризе. Облобызав св. иконы, о. П. Александровский глубоко-взволнованным голосом сердечно благодарил всех своих почитателей за выраженные ему чувства. В конце молебна, перед благодарной Господу Богу молитвой, собравшиеся на торжество дети юбиляра поднесли ему икону св. преподобного Петра Афонского; при этом старший сын юбиляра Костромской епархии священник Александр Александровский в кратких словах вознес к Господу благодарение за Его милость и небесную помощь, давшие юбиляру силы для полувекового служения в священном сане; выразил те чувства глубокой радости, которые вызваны были проявлением любви и признательности к юбиляру, как со стороны владельца заведения А.А. Никитина, так и со стороны служащих на заведении, и в заключение просил всех, собравшихся во святой храм, соединиться в общей молитве о здравии юбиляра. Молебствие закончилось возглашением многолетия Императору, Царствующему дому, Св. Синоду, Высокопреосвященнейшему Архиепископу Сергию и Юбиляру. После этого все почитатели о. Петра, во главе с владельцем заведения А.А. Никитиным, принесли юбиляру поздравления в обширном зале училища, где потом от о. Петра предложена была им скромная трапеза. Во время трапезы земский начальник А.И. Куроедов, приветствуя о. Петра с пятидесятилетием, с сердечным удовольствием вспомнил о плодотворной деятельности его в селе Новом, Владимирского уезда, — о ревностном религиозно-нравственном воспитании прихожан, на почве которого облегчались для начальства многие задачи по благоустроению быта крестьян села Нового. После этого один из сыновей юбиляра священник села Нового, о. И. Александровский, благодарил о. Петра от лица всех детей его, за неустанные заботы о воспитании их, за долгие труды по содержанию в духовных школах, за многие хлопоты по устройству их. О. Петр Андреевич Александровский родился в 1825 г. в селе Кувезине, Вязниковского уезда, был сын дьячка; окончил курс во Владимирской духовной семинарии в 1848 г. и в том же году 3-го декабря Преосвященным Парфением рукоположен во священника к церкви села Красного, Юрьевского уезда. Скудные материальные средства этого прихода, состоявшего из 250 душ, поставили о. Петра в необходимость добывать хлеб в поте лица. Но о. Петр не убоялся труда, — энергично принявшись за обработку земли, он, в простоте сердечной, с глубокою верою в Бога, еще с большим рвением взялся за возделывание нивы Христовой. Его задушевная простота в обращении с пасомыми и отеческая любовь к ним скоро снискали ему уважение и полное доверие их. При добрых отношениях между пастырем и пасомыми, Петр нашел возможным взяться даже за блогоукрашение бедного приходского храма. В селе Красном о. Петр прослужил 24 года. Преосвященный Антоний в 1873 году обратил внимание на скромного труженика и в награду за терпение переместил его в с. Ермово, Переславского уезда, — в приход более обеспеченный в материальном отношении. Но здесь о. Петр пробыл только три года, — в 1876 году тот же Преосвященный переместил его в с. Новое, Владимирского уезда. Здесь для первоначального служения о. Петра представлялось не мало затруднений, которые вытекали из того, что в новом приходе, среди словесных овец стада Христова, было не мало таких, которые находились вне ограды церкви Христовой, именно раскольников, но о. Петр с течением времени своею христианскою любовию смягчил сердца их, и если не присоединил их к стаду церкви Христовой, то все-же научил уважать и почитать пастыря ее. В 1889 г. о. Петр, по прошению, вышел за штат и поступил для исполнения пастырских обязанностей к церкви св. Андрея Стратилата при Мануфактурном заведении А.А. Никитина. За свои скромные труды о. Петр был награжден набедренником, скуфьей и камилавкой; кроме того, ему преподано благословение от Св. Синода с выдачей установленной грамоты. (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 11-й. 1899 г.).
Из воспоминаний врача поселковой больницы Василия Николаевича Пятницкого, «Вторым местом, куда ездили мои родные для родственного отдыха, была Лемешинская фабрика Никитина, где отец моей матери (Петр Александровский) служил священником после того, как уступил место священника в селе Новом сыну Ивану Петровичу. На этой фабрике и жили тихо-мирно дедушка с бабушкой Александрой Александровной в маленьком домике на опушке леса. Выйдешь утром из домика и слышно, как кукушка кукует, что было диковинкой для нас - детей, живших среди полей (мы обычно сопровождали в выездах родителей в гости). Во время летних поездок приятным развлечением для детей было купание в компании со взрослыми в реке Клязьме, на берегу которой располагалась фабрика. Ох, какой большой казалась нам эта река по сравнению с суворотской речушкой с ее запрудами! Иногда меня оставляли у дедушки и бабушки на несколько дней. У бабушки-дедушки постоянно жила моя двоюродная сестра Капа, лет на пять старше меня, дочь старшей сестры моей матери Таисии Петровны. Капа была веселая, красивая девушка. Я любил ходить с ней в лес за грибами и ягодами. В походе за грибами часто сопровождал нас дедушка; он, если найдет гриб, подзывает меня, указывая на гриб палкой, и я срываю гриб и кладу дедушке в корзину - дедушке тяжело наклоняться. Помню, принесем мы с Капой черники, Капа достанет из погреба холодного молока (у бабушки была корова) и начинаем мы уплетать молоко с черникой в прикуску с хорошим, вкусным белым хлебом бабушкиного печения. Какой был хороший аппетит после гулянья по лесу! Весной ходили за ландышами, в начале лета - за земляникой. Хорошие были времена и приятно вспоминать их! Когда пишу это (1945), Капы уже нет в живых: в 1943 г. она умерла в один год со своим мужем Василием Александровичем Столетовым, учителем в городе Орехове, и оба похоронены там. После них осталось много детей - восемь. Кроме Капы, бабушка воспитывала еще мою сестру Марию до школьного возраста, облегчая этим положение моей матери, у которой был еще маленький ребенок, Миша: растить двух маленьких детей при большой загруженности сельскими делами матери было тяжело. Когда дедушка состарился и по слабости уже не мог служить священником на фабрике, они с бабушкой перебрались опять в село Новое в маленький, построенный для них домик, недалеко от дома дяди Вани. Здесь дедушка похоронил свою жену и после этого переселился к нам, к своей дочери Анне. У нас он умер, похоронили его в селе Новом, а домик, по завещанию, отец мой перевез в Суворотское и в нем доживал он свои последние годы…»
4 января 1900 г. уволен за штат священник с. Лемешок Стефан Снятиновский. Окончивший курс семинарии Иван Канаровский 4 января 1900 г. назначен в с. Лемешок. Указом Св. Синода от 16 декабря 1907 г. за № 13982 при церкви на Лемешенской мануфактуре А. Никитина открыт самостоятельный приход с причтом из священника и псаломщика. Духовник Калужской духовной семинарии священник Константин Софийский, 20 декабря 1907 г., принят во Владимирскую епархию и определен на новооткрытую священническую вакансию при церкви Лемешенской мануфактуры А. Никитина. Крестьянин Алексей Игумнов, 21 декабря 1907 г., допущен исполнять псаломщические обязанности при церкви Лемешенской мануфактуры А. Никитина.
В 1911 г. преподано Архипастырское благословение рабочим Лемешенской мануфактуры А. Никитина за пожертвование в фабричную церковь запрестольного креста, стоимостью 200 руб. В 1912 г. Святейшим Синодом награжден палицей за заслуги по духовному ведомству, ко дню рождения Императора, Лемешенской фабричной церкви священник Константин Софийский. Уполномоченный экстренного обще-епархиального Съезда 17-го декабря 1913 года – Андрее-Стратилатской церкви священник Константин Софийский. Горячее и деятельное участие в деле противосектантской миссионерской деятельности в 1913-м году проявили следующие пастыри: гор. Меленок прот. Е. Широкогоров, Владимирского уезда церкви Лемешенской мануфактуры свящ. К. Софийский, с. Саниц Суздальского уезда свящ. А. Кудрявцев… Для примера успешной деятельности против сектантства следует указать на фабричный Лемешенский приход, Владимирского уезда. На этот приход в последнее время было обращено исключительное внимание со стороны баптистских проповедников Суздальского уезда. «Пропагаторская деятельность сообщает священник Софийский, быстро отразилась на многих из рабочих нашей фабрики… Некоторые из крестьян прекратили уже посещение фабричного храма, перестали делать крестное знамя, стали обособляться, соединяться своим братством, при чем толковали по своему Слово Божие, распевали из «Гуслей» и совершали общую молитву. Начался среди рабочих интерес к баптизму, стали раздаваться споры по религиозным вопросам, послышались похвалы баптистам за слезную молитву, за смирение и за святую жизнь (отсутствие сквернословия, пьянства, разгула). Не проходило и недели, чтобы кто-нибудь из «благовестников» не побывал на фабрике. «Но благодаря своевременно принятым мерам со стороны свящ. Софийского и Епархиального миссионера, нападение на Лемешенский приход было отбито. Минувшей св. Четыредесятницей все лица, вошедшие в состав баптистской общины, воссоединились со св. Церковью; некоторые из них причащались св. Христовых Тайн в Кафедральном соборе. Теперь в частных беседах с приходским священником они сами стали подмечать неправоту, хитрость и лукавство баптизма, где раньше и не предполагали». «Для примера успешной деятельности против пропаганды сектантства совместными силами приходских пастырей и Епархиального Миссионера о. Г. Орфеева следует указать на фабричный Лемешенский приход, Владимирского уезда. На этот приход в последнее время обращено было исключительное внимание со стороны баптистских проповедников Суздальского уезда С.И. Хромова, В.И. Бусарина и поселившегося на фабрике среди рабочих Иосифа В. Абрамова. Несомненно в пропагаторских видах учтено было ими то обстоятельство, что население Лемешенской фабрики составляют рабочие не только из крестьян окрестных селений Владимирского уезда, но из других уездов епархии. «Пропагаторская деятельность Абрамова, а особенно Хромова, сообщает о. Софийский, быстро отразилась на многих из рабочих нашей фабрики. Все эти неофиты прекратили уже свое посещение фабричного храма, перестали делать крестное знамение, стали обособляться, соединяться своим братством, при чем толковали по своему Слово Божие, распевали из «Гуслей» и совершали общую молитву. Начался среди рабочих интерес к баптизму, стали раздаваться споры по религиозным вопросам, послышались похвалы баптистам за слезную молитву, за смирение и за святую жизнь (отсутствие сквернословия, разгула, пьянства). Не проходило недели, чтобы кто-нибудь из «благовестников» не побывал на фабрике. «Для всех ясна была их цель: оштундовать этот доселе совершенно православный фабричный приход. Но все усилия баптистов разбились здесь о настойчивые труды епархиального миссионера и местного священника. В минувшем полугодии здесь велась миссией упорная противосектантская борьба с полным успехом. Благодаря своевременно предпринятым со стороны о. Софийского и Епархиального миссионера мерам, нападение на этот приход баптистов было совершенно отбито. Отец Константин, с особенной пастырской радостью отмечая это в своем полугодичном отчете, говорит: «беседы, веденный о. миссионером с чувством и соответствующей простотой и общедоступностью для понимания, весьма удовлетворили слушателей, из среды которых тут же слышались возгласы по адресу баптистов: «чего их слушать, чего они морочат, какие они святые. Они правду слуги антихриста» и т. п. И после миссионерских бесед наш народ перестал уже интересоваться баптизмом, а особенно повлияла на успокоение народа Кругловская беседа о. миссионера, с которой «всезнающий» Ст. Ив. Хромов сбежал, после чего баптисты сконфузились и опустили головы. И благодарение Господу Богу, минувшей Св. Четыредесятницей все лица, вошедшие было в состав баптистской общины, воссоединились со Св. Церковью; некоторые из них причащались Св. Христовых Таин во Владимирском Кафедральном соборе. Теперь на частных беседах с приходским священником они сами стали подмечать неправоту, хитрость и лукавство баптизма, где раньше и не предполагали» (отч. о. Софийского от 11 апреля 1914)» (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 1-й. 2-го января 1916 года). За время с 24-го сентября 1915 года по 19 января 1916 года для нужд беженцев приобретено 402 пары теплой валенной обуви разных размеров, 26 пар кожаной обуви, 4 пары калош, 5 пар чеботов и к ним 5 пар теплых портянок и 140 пар чулок; купленная обувь и чулки розданы беженцам; из поступивших в Епархиальный Комитет через священника Лемешенской фабрики о. К. Софийского вещей, перешиты и розданы нуждающимся беженцам — два детских пальто, душегрейка, мужской пиджак, детский пиджак и два женских пальто. Постановлено доклад о. Тихонравова принять к сведению.