Главная
Регистрация
Вход
Суббота
18.05.2024
22:18
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1587]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [202]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2395]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [139]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Шуя

Город Шуя 15-19 мая 1883 года

Город Шуя 15-19 мая 1883 года

ПРАЗДНОВАНИЕ Священного Коронования Их Императорских Величеств Благочестивейшего Государя Императора АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРОВИЧА и Супруги Его, Благочестивейшей Государыни Императрицы МАРИИ ФЕОДОРОВНЫ, в городе Шуе 15-го, 16, 17 и 29-го мая 1883 года

15-е Мая — Воскресенье.
В 3 часа пополудни пушечный выстрел с соборной колокольни и удар в большой соборный колокол возвестили Шуе о совершившемся в Москве священном короновании Их Императорских Величеств. За первым выстрелом последовали тотчас второй и третий, и — на всех городских колокольнях загудели большие колокола. Невозможно передать словами того душевного состояния, какое испытывал каждый в эти великие потрясающие минуты. Рука невольно осеняла голову и грудь крестным знамением; слезы просились на глаза; все искренно и восторженно, точно в день Светлого Христова Воскресенья, поздравляли друг друга с совершившимся радостнейшим для всей России событием. «Слава Богу! наконец-то дождались мы этого священного и давно желанного торжества!» - слышалось повсюду. Между тем колокола не переставали гудеть и благовестить всем отдаленным жителям города о наступлении великого торжества. Собор и соборная площадь быстро наполнились народом. Все дома в несколько минут, как бы по мановению волшебного жезла, украсились флагами. Скоро стали собираться к собору из всех городских церквей крестные ходы со святыми иконами и хоругвями, сопровождаемые большими массами народа. Из окрестных сел и деревень народ в радостном восторге бежал также к собору. Лавки, магазины и питейные заведения в этот день вовсе не открывались. Когда из всех церквей крестные ходы подошли к Собору, из последнего вынесена была священниками чудотворная икона Шуйской Смоленской Божией Матери, и торжественная процессия, сопровождаемая всем городским духовенством, в великолепных белых облачениях, и массою народа, при торжественном звоне на всех колокольнях, двинулась на городскую площадь, находящуюся против дома, занимаемого Городской Думой. На площади выстроена была эстрада, которую и заняло духовенство с певчими и с представителями города и власти. Иконы с хоругвями стали против эстрады с восточной стороны. Вся площадь и прилегающие к ней свободные от построек места были буквально залиты народом. Народ стоял на колокольнях, в церковных оградах, в окнах домов. Тут были почти все жители города, не были только старые да малые. Эта 15-ти тысячная масса, стоявшая с непокрытыми головами, в благоговейно — радостном настроении, без шума и крика, представляла взору наблюдателя картину поразительную. Но вот звон смолк, и водворилась невозмутимая тишина. Тогда о. протоиерей Ф. Дунаев обратился к присутствовавшим с следующею речью:
«Слава Тебе Богу, Благодателю нашему, во веки веков!
Если когда, то особенно ныне, достопочтеннейшие сограждане, вполне благовременны и уместны эти хвалебные слова Матери-Церкви. Ведь теперь мы молитвенно торжествуем одно из самых важнейших отечественных событий, — торжествуем то, чего ожидали мы целых два года, — благополучно ныне совершившееся Священное Коронование Их Императорских Величеств, — торжествуем то, что обожаемого Монарха нашего ввело в сонм Помазанников Божиих, — то, что царственную власть Его соделало как бы не земною, а небесною, и вследствие того самою высокою и самою священною, так как она с настоящего времени будет основываться и утверждаться не на праве только рождения, но и на соизволении и освящении Самого Царя царствующих и Господа господствующих. Итак вот сколь важное, событие воспоминаем мы ныне, сограждане! Да будет же хвально и препрославленно имя Господне во век века! Да не престанет оно славиться в роды рядов в нас и чрез нас, толико ныне от Господа облагодетельствованных! Пусть же поэтому, каждый из нас, руководимый сознанием важности полученного нами теперь благодеяния, сердцем и устами возопиет ко Господу: Слава Тебе Богу, Благодателю нашему во веки веков! Пусть от всей души и от всего сердца возблагодарит Его, всещедрого, что Он, неисчетная Благостыня, дал нам возможность дожить до того вожделенного и радостнейшего дня, когда обожаемый. Монарх наш соделался Царем венчанным и от Бога превознесенным.
«Не десять ли очистишася, да девять где?» (Лук. 17, 17) — так некогда отозвался Господь об Евреях, которые, получив чудесное исцеление от проказы, не сочли нужным благодарить Благодетеля своего - Господа. Но не лучший будет отзыв от Господа и о нас, если только мы, подобно Евреям, окажемся также неблагодарными. Итак, чтобы и нам, сограждане, не оказаться неблагодарными, будем как теперь, так и всегда от всей души и от всего сердца взывать к благодеющему нам Господу: «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, милосердый Господи». И эту сердечную нашу благодарность Господь примет от нас, как кадило благовонное, как самую приятную для Него жертву.
Впрочем наша благодарность к Господу не должна ограничиваться одними только молитвенными словами и телодвижениями. Нет, она должна выражаться всеми нашими действиями, всею нашею жизнью. Так, православные воины, руководимые чувством благодарности к Господу, всюду и всегда должны быть верны своему званию, всюду и всегда, когда будет настоять надобность, должны проявлять постоянно отличавшие православное наше воинство доблести, как то: непоколебимое мужество и беспредельную преданность Вере, Царю и Отечеству. Служители наук и просвещения строго должны следить, чтобы свет науки всегда был в полном согласии с светом веры Христовой, — зорко должны смотреть, чтобы в души ищущих просвещения не проникло то или другое зловредное учение, сеятели которого, к несчастью, появились и в нашем отечестве. Правители и судии бдительно должны стоять на страже закона: при каждом вообще деле должны они смотреть не на родство, не на дружбу, не на приязнь и не на другие какие либо житейские связи, а единственно на одну только правду. Отцы и матери семейств всячески должны заботиться о том, чтобы воспитывать чад своих в страхе Божием и чрез то самое соделывать их наилучшими членами Церкви и Отечества. Все вообще граждане, как богатые, так и бедные, постоянно должны честно и неустанно трудиться в том звании, в каком кто от Господа поставлен, — все беспрекословно должны повиноваться предержащим Властям и все безропотно должны исполнять распоряжения тех властей. Наконец все мы, как пастыри, так и пасомые, должны усугубить мольбы свои к Господу, чтобы Он, преблагий и всесильный, даровал отечеству нашему глубокий и неотъемлемый мир, — чтобы на многие и многие лета сохранил в вожделенном здравии и непременяемом благополучии любвеобильнейшего Монарха нашего АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРОВИЧА и Супругу Его Государыню Императрицу МАРИЮ ФЕОДОРОВНУ и чтобы, ими же весть судьбами, покорил Он под ноги Их всех врагов и супостатов.
«Просите и дастся вам» (Матф. 7, 7), говорит Сам Господь. Дерзаем поэтому и мы веровать и надеяться, что и наши мольбы ко Господу не останутся тщетными — без исполнения. Надо только нам, с своей стороны, позаботиться, чтоб молитва наша была вполне искренна и чтобы жизнь наша вполне сообразовалась с носимым нами званием христианина.
Итак, достопочтеннейшие сограждане, вознесем же теперь самые искренние и самые пламенные благодарные молитвы ко Господу, толико ныне нас облагодетельствовавшему, и Он, Милосердый, будем твердо надеяться, не отринет их, а примет, как кадило благовонное».
По окончании речи начался молебен, и нельзя было без умиления смотреть, как все, во время совершения его, искренно, со слезами на глазах, молились за любимца Царя своего и Царицу — Мать. Пред молитвой с коленопреклонением к народу обратился священник Правдин и сказал:
«Великая радость и торжество сегодня по всей русской земле, слушатели! Сто миллионов русских верноподданных — все, как один человек, светло и восторженно празднуют нынешний день, потому что день этот — день знаменательный, день великий, день священный для всего отечества нашего: ибо сегодня наша радость и счастие, наша слава и честь — Благочестивейший Государь наш Император АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ в своей первопрестольной столице, в Успенском соборе, в присутствии выборных от всех сословий своего обширного государства, пред лицом представителей всего мира, получил от святой, церкви, в лице ее первосвятителей, благодатное освящение своей царской самодержавной власти. Сегодня Он возложил на себя освященную церковью царскую корону; сегодня Св. Церковь облачила Его в Царскую порфиру, вручила в руки Его скипетр и державу в образ того, что Его, главу всероссийского народа, венчает невидимо сам Царь славы — Христос благословением своим благостным, утверждая Ему верховную власть над людьми своими. Сегодня совершено над Ним священное Миропомазание, чрез которое дарованы Ему от Бога особенные благодатные силы, необходимые Ему для великих подвигов царствования. Сегодня удостоился Он тесно соединиться с Господом в Таинстве Св. Причащения. Сегодня Он, один за всех, преклонял колена пред Царем царей и вслух всех читал умилительную и трогательную молитву, в которой смиренно благодарил Господа за неизреченные Его к Нему милости и, подобно ветхозаветному царю Соломону, взывал к Нему из глубины души: «Владыко, Господи! Да будет и Мне приседящая Престолу Твоему премудрость. Посли ее Мне с небес святых Твоих, да разумею, что есть угодно пред очима Твоима и что есть право в заповедех Твоих. Буди сердце Мое в руку Твоею, чтобы устроить Мне все к пользе врученных Мне людей и к славе Твоей, да в день суда Твоего непостыдно воздам Тебе слово».
После этой молитвы Царя, все верноподданные, присутствовавшие во храме, в свою очередь преклоняли колена и горячо молились за своего возлюбленного Царя. Минуты — торжественные; картина трогательно величественная. Так еще крепче утвердился сегодня союз дорогого Царя нашего с своими верноподданными, — утвердился молитвою Царя за подданных и - подданных за Царя. Так сегодня еще более скрепились узы любви пред лицом Божиим, скрепились обетом Царя служить благу народа, и обетом народа повиноваться своему, Богом данному Государю. Эта связь народа с Царем явилась ныне во всем своем непоколебимом величии и всему миру свидетельствует о несокрушимой крепости русского Престола, опирающегося на любовь ста миллионов подданных.
День, поистине, великий, торжественный и священный для всей России!
Чем же мы ознаменуем этот день? Что принесем в дар возлюбленному Царю своему, приветствуя Его с торжественным днем священного Его коронования? Самым ценным даром с нашей стороны будут для Него в нынешний, столь радостный для Него день, наши добрые дела на пользу общую. Одно из таких дел давно ждет своей очереди в нашем городе. Это — устройство приличного помещения для народных религиозно-нравственных чтений, которые так желательны для блага народного. Такой богатый город, как Шуя, найдет, конечно, средства для этого и тем всего лучше почтит нынешний великий, торжественный и священный день; тем всего лучше докажет свою постоянную готовность всеми мерами содействовать исполнению всех благих желаний и намерений своего Монарха.
Чем еще докажем обожаемому Монарху своему свое благоговение к Его священной Особе и радость свою в нынешний высокоторжественный и священный день, день венчания Его Богом на царство? — Постараемся доказать: постоянным и беспрекословным повиновением Ему и властям, от Него поставленным; самоотверженным служением своим благу общественному, доброю своею жизнью и, особенно, искренней молитвой за Него — величайшего труженика и благодетеля нашего.
Преклоним же, вместе со всей Россией, колена свои пред Царем царствующих и Господом господствующих и возблагодарим Его за возлюбленного Царя своего и Царицу — Мать, коих Он венчал ныне честью и славою. Преклоним колена и будем молить Царя царей, чтобы Он даровал Царю нашему премудрость и силы, успех во всем и долгоденствие, чтобы услышал Его в день печали и защитил Его, чтобы неподкупны были суды Его, чтобы грозно было оружие Его всем врагам Его. Преклоним колена и здесь — пред Лицом Бога и святых Его дадим священный обет чтить, благоговеть и повиноваться Царю своему, как Помазаннику Божию, твердо веруя, что с нынешнего дня Дух Божий почил на Нем и будет всегда осенять Боговенчанную главу Его; что от Самого Бога дана держава Ему и сила от Вышнего; что престол Царя есть Престол Господень и что Царь наш сам есть как бы земной Бог. Дадим обещание служить Царю своему верой и правдой, исполнять долг свой во всю жизнь свою честно и бескорыстно и блюсти, как зеницу ока, святую веру свою, на которой утверждаются престолы и царства, и сообразно с этой верою, вести жизнь свою.
Тогда Всевышний Правитель царств и народов и нас наградит миром, счастьем и благоденствием, и обожаемому Монарху нашему дарует успех во всех благих делах Его и начинаниях, будет чрез святых своих Ангелов охранять от опасностей каждый шаг Его и продлит драгоценную жизнь Его, Его Августейшей Супруги и всего Царственного семейства в добром здоровьи и благополучии для блага, славы и счастья России на многие и многие годы».
После речи все преклонили колена и искренно молились за дорогого Царя своего. Во время пения многолетий многие молились с коленопреклонением. Когда певчие пропели концерт и когда крестные ходы отправились обратно в церкви, громкое «ура» долго оглашало воздух.
Прямо с площади с чудотворной иконой Шуйской Смоленской Божией Матери священник Правдин отправился на станцию железной дороги, которая к тому времени была прекрасно убрана зеленью и цветами. Здесь, в присутствии Управляющего дорогой, прочих начальствующих и служащих лиц и большой массы народа, совершено было такое же молебствие, как и на городской площади, причем священником сказана была речь. После многолетия певчие пропели концерт: «Тебе Богa хвалим»... и народный гимн: «Боже, Царя храни», сопровождавшийся также громким «ура».
В 6 часов вечера снова раздался торжественный звон на всех городских колокольнях к праздничной всенощной, после совершения которой народ толпами стал ходить по городу, чтобы полюбоваться вензелями, транспарантами, государственными гербами и портретами Государя и Государыни. В 10 часов вечера зажглась блестящая иллюминация, и город осветился тысячами огней. Народные толпы переходили от дома к дому с криками «ура», но нетрезвых нигде не было видно.

16-е Мая — Понедельник

В 7 часов утра собрались к собору 450 человек, работающих на фабриках пот. поч. гражданина А.А. Посылина с самим хозяином во главе. Вскоре с Чудотворной иконой Божией Матери из собора отправились они, сопутствуемые священником Правдиным, на фабрику. Здесь, под открытым небом на фабричном дворе, покрытом зеленой травой, совершено было тоже молебное пение по случаю Священного Коронования Их Императорских Величеств, пред началом коего священником была сказана народу речь. Отрадно было видеть, как искренно во время молебна молились за своего Царя — Батюшку эти простые и добрые рабочие люди. После молебна певчие пропели концерт: «Господи, силою Твоею возвеселится Царь» и народный гимн, сопровождавшийся, как и везде, тем же радостным «ура». Такой же молебен совершен был и на фабрике пот. поч. гражданина С.М. Посылина.
В 9 часов утра началась в соборе торжественная литургия, к концу которой собралось духовенство и из всех прочих церквей. За литургией присутствовали все власти города и жители всех сословий. Шуйский Воскресенский собор переполнился молящимися до того, что многие принуждены были стоять на улице. По окончании литургии о. протоиерей Ф. Дунаев сказал о том, как совершается обряд Царского Коронования. После торжественного благодарного молебна все городское духовенство с Чудотворной Шуйско-Смоленской иконой Божией Матери отправилось, как и в предыдущий день, со множеством народа на ту же городскую площадь. На площади были уже выстроены солдаты квартирующего в г. Шуе Псковского полка и местной инвалидной команды, а также стройными рядами расставлены были воспитанники и воспитанницы городских начальных училищ. Пред началом молебна о. прот. Дунаев сказал воинам, воспитанникам и воспитанницам речь. После благодарного молебна с многолетиями певчие пропели концерт, затем, когда Св. Икона унесена была в собор, — народный гимн: «Боже, Царя храни!», который потом играла музыка, при громких криках «ура» и при бросании вверх шапок, шляп и фуражек. Тут же воспитанникам и воспитанницам училищ розданы были от города в особых сумках подарки, состоявшие из конфет, орехов, печенья и апельсинов, каковые подарки были на другой день присланы и ученикам духовного училища. Солдатам же было от города предложено угощение, состоявшее из чарки водки, бутылки пива, фунта говядины и булки. На улучшение обеда арестантам в дни Коронации город ассигновал 50 р. с. и бедным жителям города роздал 300 р.
В то же время на фабриках шло угощение хозяевами своих рабочих. Одни из хозяев угощали рабочих хорошим обедом (А.А. Посылин и С.М. Посылин). Другие (М.А. Павлов и П.Т. Шорыгин) раздавали рабочим подарки, состоявшие из ситцев и портретов Их Императорских Величеств (а для 40 человек служащих устроили роскошный обед). Иные (И.В. Небурчилов, Ив. М. Терентьев, П.Д. Кокушкин, Н.А. Кокушкин, В.К. Рубачев, И.В. Рубачев, Л.Г. Калужский и прочие предлагали рабочим угощение, состоявшее из вина и закуски. При этом некоторые хозяева объявили им, что на два дня они свободны от работ и заработную плату за эти дни получат сполна.
В здании Городской Думы приготовлен был обед, на который по приглашению городского головы и именитых граждан собрались: духовенство, военные чины, начальники отдельных ведомств, купечество и все гласные Думы. Пред обедом играла музыка, а ученики начальных школ пели — народные гимны. За обедом говорились речи, провозглашались тосты. Все они провозглашались, конечно, за Высочайших виновников торжества. Директор Шуйской гимназии прочитал следующие стихи собственного сочинения.
Россия верная, ликуй
В восторге сердца благодатном
И славь, и пой, и торжествуй
На всем пространстве необъятном.

Твой Вождь возлюбленный в венце
С порфирой, скипетром и державой,
Превознесен великой славой
И честью в Господе Творце.

А сила Неба все благое
И возрастит, и укрепит;
Пред ней утихнет море злое
Пороков, бедствий и обид.

Даруй, Господь, нам крепость веры:
Она есть жизненный наш свет;
При нем бессильны злобы меры
И всякий вражеский навет.

Ее небесные внушенья
Нас вразумляют, говоря,
Чем могут радовать Царя
России верной поколенья.

Да процветет под скипетром власти
У нас в отчизне честный труд,
Да выйдут все навстречу счастью
И мир, и правду обретут!

Да крепнет в нас любовь святая
К Царю — Отцу, земле родной,
И, доблесть предков уважая,
Да чтит завет их дорогой.
Народ, в огромном количестве стоявший у здания думы без умолку кричал «ура». Обед продолжался довольно долго и очень оживленно, в чисто русском духе. Вечером весь город был так же иллюминован, как и 15 числа. Очень многие дома были прекрасно разукрашены, но нигде иллюминация и украшения не были так великолепны, как у А.А. Посылина. Во многих местах был слышен треск ракет и пальба из ружей. Повсюду раздавались радостные крики «ура», пение: «Боже, Царя храни»…, и Славься» и другие гимны.

17-е Мая — Вторник

В этот день утром совершена была также торжественная служба во всех церквах, а вечером была также великолепная иллюминация, фейерверки, ракеты, бенгальские огни, — и — тот же народный восторг и ликование. Далеко за полночь слышно было пение народных гимнов, многая лета, и крики «ура» Царю — Батюшке и Царице — Матушке. Этой ночью торжество по случаю коронации в Шуе закончилось.

Из вышеописанного выражения народного восторга очевидно, что русский народ беззаветно предан и до обожания любит Богом венчанного Царя своего, Царицу и весь Царствующий Дом. И не один народный восторг доказывает это. Расскажу еще следующий, один из бесчисленных пример народной преданности Царю и безграничной любви. — В Шуе живет небогатый мещанин — торговец В.К. Тихомиров, до самоотвержения преданный и любящий Царя и Царствующий Дом. У него всегда было непреодолимое желание, во чтобы-то ни стало, увидеть священные особы Государя Императора, Государыни Императрицы и Их Царственного семейства. Но сколько раз ни бывал он в Москве по своим торговым делам, ему ни разу не приходилось увидеть Их. 16-го июля 1881 года, отправляясь в Москву, где ожидали тогда прибытия Их Императорских Величеств с царственным семейством, Тихомиров горячо молился в Шуйском Воскресенском Соборе пред чудотворной Шуйской Смоленской иконой Божией Матери и дал пред Ней обещание написать икону этого имени, украсить ее и поднести Государю Императору, если Царица Небесная сподобит его увидеть Царя своего земного. 17-го июля Их Императорские Величества изволили прибыть в свою первопрестольную столицу, где, у Иверской часовни, Тихомиров и удостоился увидеть лицом к лицу Их и Их царственное семейство. Во исполнение обета своего и в восторженных чувствах молитвенной благодарности Царице Небесной и самой пламенной любви и преданности к священным особам Их Императорских Величестве, он написал св. икону Божией Матери, украсил ее прекрасною серебро-позолоченною ризою и 4-го апреля 1882 года поднес ее чрез гражданское начальство Государю Императору, Который милостиво принял ее, удостоив Тихомирова за приношение и за верноподданнические чувства Высочайшей своей благодарности, которая и была объявлена ему чрез Владимирского Губернатора 29-го апреля того же года. В неописанной радости от такой Высочайшей милости, Тихомиров тогда же дал Богу обет - каждогодно совершать в Шуйском Воскресенском соборе пред Чудотворной иконой Божией Матери, 30-го августа, в день Тезоименитства Государя Императора, и в особые священно высокоторжественные дни, молебное пение о здравии, благоденствии и долгоденствии Их Императорских Величеств. 15-го мая 1883 года, как в день, особенно священный и торжественный для всей России, Тихомиров, выслушав всенощное бдение, попросил отца своего духовного отслужить молебен, какой совершается в день коронации, пред Шуйско-Смоленской иконой Божией Матери и во время молебна искренно молился за обожаемого Царя и Царицу. В ознаменование же своей невыразимой радости, по случаю священного коронования Их Императорских Величеств, он пожертвовал из своих скудных средств на нужды Владимирского Александро-Невского Братства, которое Государь Император недавно удостоил особого Высочайшего своего внимания, двадцать пять рублей, каковую сумму вместе с выражением своих верноподданических чувств всеподданнейше и представил чрез Шуйского Исправника на Высочайшее Имя. Скажите: что другое доказывает этот пример, как не чистосердечную и самую глубокую преданность русского народа обожаемому Монарху своему, как не самую пламенную и искреннюю любовь этого народа к Царю — Отцу отечества, Царице — Матери и ко всему Царствующему Дому? Тихомировых в России — миллионы. И скажи им Государь одно слово, — они все с радостью будут готовы пожертвовать за Него не только своим достоянием, но и самою жизнью.
Шуйское городское общество в память священного коронования Их Императорских Величеств приготовило великолепное серебряное, вызолоченное, с прекрасными эмалевыми украшениями, блюдо и таковую же солонку, изящной работы известного фабриканта Овчинникова. На блюде два герба: государственный и города Шуи надпись: «Их Императорским Величествам в день священного коронования Шуйское городское общество. 1883 г.» На блюде этом депутация от города Шуи поднесет Их Величествам русскую хлеб-соль, при своем представлении Им в Петербурге.

29-е Мая — Воскресенье

В этот день шуйское мещанское общество возымело желание еще раз торжественно помолиться за своего БАТЮШКУ — ЦАРЯ. Выслушав в соборе Божественную литургию, мещане, по окончании оной, отправились с Чудотворной Шуйской Смоленской иконой Божией Матери, сопутствуемой соборным духовенством, на городскую площадь, куда из Спасской церкви принесен был и животворящий Крест. Пред благодарным молебном сказал мещанам слово о. протоиерей Дунаев, а пред провозглашением многолетия ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ, ГОСУДАРЫНЕ ИМПЕРАТРИЦЕ и всему Царствующему дому священник Правдин обратился к ним с следующей речью:
«Доброе дело сделали вы, собравшись сюда для общей единодушной молитвы за величайшего Благодетеля — ЦАРЯ своего, по случаю недавно совершившегося священного ЕГО коронования. Сегодня ОН оставляет первопрестольную столицу свою — Москву и возвращается в Петербург — место постоянного своего пребывания. Пожелайте же ЕМУ счастливого пути туда и вместе с нами помолитесь от своего простого и доброго сердца Господу Богу, чтобы Он — милосердый послал ЕМУ в спутники с неба Ангела своего, Который бы пламенным мечом своим охранял царственный путь ЕГО и доставил бы ЕГО благополучию в место постоянного жительства на новые великие и трудные подвиги царствования для блага, славы и счастья нас и нашего отечества. Он Сам-Отец Наш, в день своего коронования, молился за вас и за весь народ свой в Московском Успенском соборе, молился с коленопреклонением и слезами Царю Царей, чтобы все Ему устроить к пользе врученных Ему от Бога людей, при чем дал Богу обет всю жизнь свою служить благу любезного отечества. Третий год уже Он неусыпно заботится об этом благе. Он уменьшил вам государственные подати; облегчил тяжести военной службы; заботится о воспитании ваших детей; помогает вам в постигающих вас несчастных обстоятельствах. Он охранитель вашей святой веры и церкви. Он ваш защитник от врагов иноземных и своих домашних, которые желали бы лишить нас всего, чем мы особенно дорожим. Дни и ночи не спит Он в заботах о вас. Сам не знает покоя, лишь бы вам доставить мир, тишину и благоденствие. Словом, Он ваш второй Ангел-Хранитель.
А так как за любовь, обыкновенно, платят любовью, за благодеяния благодарностью, то и на вас поэтому лежит священный долг чтить, любить, благоговеть и благодарить ЦАРЯ своего за ЕГО неусыпные заботы о вас и за бесчисленные ЕГО к вам благодеяния.
Но чем мы — маленькие члены великой русской семьи можем доказать ГОСУДАРЮ своему — Батюшке любовь свою, благоговение и благодарность? - скажите вы. Прежде всего — беззаветною преданностью и беспрекословным повиновением ЕМУ и властям, от НЕГО поставленным. А затем — так как кто кого любит, кто кого искренно уважает, тот всегда готов исполнить самое малейшее желание лица любимого и уважаемого, — то и вы можете доказать возлюбленному ЦАРЮ своему любовь свою, благоговение и благодарность исполнением всех ЕГО царственных желаний, которые направлены единственно к вашему же благу. Так:
ГОСУДАРЬ желает видеть вас благочестивых христиан, христиан не по имени только, но и самым делом. Свято храните, поэтому, веру свою православную, которою жили отцы и деды ваши, потому что она одна, святая вера ваша, может устроить ваше временное и вечное благополучие. Согласно со святою верою ведите жизнь свою и в той же вере и страхе Божием воспитывайте и детей своих. Строго соблюдайте уставы и постановления святой церкви своей и, как можно чаще, посещайте храмы Божии. В Трудных обстоятельствах жизни ищите себе утешения и отрады опять только во святой вере своей, потому что все земные утешения непрочны и ненадежны.
ГОСУДАРЬ желает, чтобы во всем государстве ЕГО пастыри церкви учили народ святой вере Христовой и доброй нравственности не только в храмах во время богослужений, но и в особых общественных зданиях, в свободное время, по воскресным и праздничным дням. Ваши отцы духовные, как вам известно, с полным усердием и любовью вели это полезное и доброе дело два года. Они готовы продолжать его с тем же усердием и любовью и в будущем времени, лишь бы город приспособил для этой цели обширное и прочное помещение. Так как публичные религиозно-нравственные чтения ведутся собственно для вас, для вашей душевной пользы, то и вы, поэтому должны принять живое участие в устройстве такого помещения, ассигновав на этот предмет известную сумму. В прежнем же помещении, за его ветхостью, как вы сами знаете, чтений вести больше нельзя.
ГОСУДАРЬ желает, чтобы для благоденствия своего и государственного вы жили друг с другом в мире и согласии и любили бы друг друга. Поэтому, заботьтесь о благе других, как о своем собственном; любите ближних своих, как самих себя. Потому что, где нет любви, где господствуют только злоба, вражда, ненависть, где каждый старается жить на счет другого, а не помочь ему, — там никогда не может быть ни спокойствия, ни счастья, ни благоденствия.
ГОСУДАРЬ желает уменьшить в народе пьянство. Нарочно для этого ОН созывал комиссию сведущих людей. Поэтому пейте вино, как можно, меньше, люди пьющие. Потому что пьянство губит и душу, и тело. Душу губит, потому что ввергает ее в самые тяжкие грехи: пьяный человек не боится греха, о котором боялся прежде и подумать. Губит тело, потому что преждевременно разрушает его здоровье. Пьянство разрушает и всякое хозяйство. Кто, например, не имеет помещения для жительства? Человек, много пьющий. Кого вы видите босым и в рубище? Человека много пьющего. А что может быть несчастнее семьи пьяного человека?
Над покойником не прольют столько слез, сколько придется пролить их жене и детям пьяного человека. Жена и дети терпят холод и голод потому только, что мужу нужно вино. Будьте же, повторяю, воздержны и не пейте вина, люди, много пьющие! Испейте ради души своей, ради своего здоровья, ради семьи своей и ради ОТЦА — ЦАРЯ своего.
ГОСУДАРЬ желает, чтобы все ЕГО верноподданные избегали лености и праздности. Поэтому, и вы любите труд, назначенный вам самим Богом. Труд доставит вам все, необходимое для жизни. Человек трудящийся никогда не будет без хлеба; всегда будет у него довольство и достаток. Если бы все граждане усердно трудились, то государство наше всегда было бы в цветущем состоянии: не было бы у нас ни бедных, ни нищих. Нищету и бедность рождают именно леность и праздность. Трудолюбивый человек не станет бросать денег на ветер, по опыту хорошо знаю, как трудно они достаются. А потому у такого человека всегда, найдется копейка на черный день; найдется и на вспоможение бедникам, впавшим в нищету не от лености и праздности, а от особых несчастных обстоятельств, как то: смерти главного работника семьи, сиротства, пожара, неурожая и т. п.
ГОСУДАРЬ желает, чтобы все ЕГО верноподданные были довольны своим положением и участию, какая кому назначена здесь от Бога. Поэтому, и вы оставайтесь в том звании, при том деле, к какому кто призван от Бога. Вы бедны и несчастны, а другой богат и счастлив, не ропщите за это на Бога. Премудрый — ОН лучше, нас знает, какая кому участь полезнее на земли и нужнее для того, чтобы наследовать жизнь вечную — блаженную. Господь дал вам в удел на земле бедность и несчастия? Веруйте, что Он сделал это для того, чтобы сделать вас богатыми и счастливыми на небе. — Не верьте лицам, которые говорили бы вам, что в государстве должно быть все общее, что один должен иметь столько, сколько и всякий другой, что имущество должно делиться между всеми поровну: Тогда, дескать, все будут обеспечены и довольны; Не будет ни бедных, ни нищих. Но знайте, что проповедь эта есть проповедь врагов нашего отечества и нашего дорогого ЦАРЯ. Пользоваться одинаковым имуществом мы могли бы только тогда, когда у всех нас были бы одинаковые силы и способности, когда все мы были бы одинаково образованы и когда все равномерно трудились бы. А так как этого нет, так как Господь, по неисповедимым и премудрым путям своего промысла, не всех наделяет одинаковыми силами и способностями, а одному дает 10, другому 5, а третьему 1 талант, то и равенства в имуществе на земле быть не может. Если уничтожить частную собственность, если сделать в государстве все общим, тогда вместо достатка и довольства быстро разовьются недостатки и лишения, которые приведут государство к гибели. И это вполне понятно и неизбежно. Потому что, если все, что есть у другого и третьего, в тоже время есть и мое, то что же заставит меня трудиться в поте лица для добывания себе хлеба? Зачем я буду тратить силы для другого и третьего, пока есть возможность жить тем, что есть у другого и третьего? И если затем все перестанут трудиться, в надежде получить содержание из общей казны, тогда, неминуемо, общего имущества для всех не достанет. И наступило бы после этого величайшее хищничество, а за тем и злодейства из за куска хлеба; появился бы голод, и смерть. Итак, будьте довольны тем, что имеете и что добываете своим трудом, а чужому добру не завидуйте. — И ГОСУДАРЬ — Отец ваш советует вам тоже самое. Вот что сказал Он 21-го мая в Москве, на обеде, волостным старшинам, а в лице их и всем вам: «не верьте вздорным и нелепым слухам и толкам о переделах земли, даровых прирезках и тому подобному. Эти слухи распускаются нашими врагами. Всякая собственность, точно также, как и ваша, должна быть неприкосновенна».
Вот, друзья мои! Если вы с усердием будете исполнять все вышесказанные желания ЦАРЯ своего — Благодетеля, то этим всего лучше докажете ЕМУ свою любовь, благоговение, благодарность и радость по случаю недавно совершившегося священного ЕГО коронования.
Закончу речь свою к вам незабвенными словами ЕГО ЖЕ — Обожаемого МОНАРХА Нашего, словами, сказанными тем же старшинам: «Душевно благодарю вас за ваше сердечное участие в Наших торжествах, к которым так горячо отнеслась вся Россия. Когда вы разъедетесь по домам, передайте всем Мое сердечное, спасибо. Дай Бог вам счастия и здоровья».
Поблагодарим же в душе своей и мы все ЕГО за такие милостивые, дышащие чисто отеческою любовью, слова. Пожелаем ЕМУ и помолимся Господу Богу, да будет и ОН — возлюбленный наш с Августейшей супругой своей, нашей Матушкой — ЦАРИЦЕЙ и со всем своим царственным семейством здоров и счастлив, да живете ОН, да здравствует, да долгоденствует и благоденствует на многие и многие лета».
Священник Евлампий Правдин

(Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 12-й. 15-го июня 1883 года).
Шуйский Воскресенский собор
Город Шуя
15-е мая 1883 года во Владимирском Епархиальном женском Училище
Празднество во Владимирской духовной Семинарии по случаю Коронования Государя Императора и Государыни Императрицы 15 мая 1883 г.
Царский въезд (10 мая 1883 года)

Copyright © 2017 Любовь безусловная


Категория: Шуя | Добавил: Николай (26.09.2017)
Просмотров: 1220 | Теги: шуя | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru