Главная
Регистрация
Вход
Понедельник
07.10.2024
05:14
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1614]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [351]
Камешково [247]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [181]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2400]
архитекторы [30]
краеведение [73]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [171]
Боголюбово [20]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Собинка

Село Омофорово, Собинского района. Усадьба Дубровского

Село Омофорово

Омофорово — село в Собинском районе Владимирской области России, входит в состав Копнинского сельского поселения.
Село расположено в 12 км на север от центра поселения села Заречного и в 13 км на запад от райцентра города Собинка. «Село Омофорово при речке Язвенке в Покровском уезде (Покровского уезд образован в 1778 году) в 30 верстах от губернского города Владимира и в 45 от уездного Покрова». [1]
Река Хреновка берёт начало в ложбине севернее села Омофорова и протекает мимо села Омофорово и деревни Гнусово. Не смотря на то, что слово «хреново» имеет более ста синонимов в смысле «плохо», название реки, скорее всего, произошло от огородного овоща «хрен», выращиванием которого славились многие сёла и деревни этой местности, в том числе и Омофорово.

В патриариших окладных книгах Владимирской десятины ни в отделе жилых данных церквей, ни в отделе пустовых оброчных земель до 1746 г. не находится села Омофорова. На этом основании можно с достаточною уверенностью утверждать, что в Омофорове, или по другому названию Язвицы, не было никакой церкви до половины XVIII в. В 1769 году местный помещик Павел Иванович Дубровский построил в селе каменную церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы.


Усадьба Дубровских. Сиротский дом. 1875 г.
В бывшем здании сиротского приюта расположены учебные мастерские.

В с. Омофорово с 1878 г. существовало начальное народное училище с приютом для 10 мальчиков-сирот. Основал его уроженец деревни Бабанино Омофоровского прихода петербургский купец 2-й гильдии Михаил Яковлевич Махра. По окончании школы мальчикам назначались стипендии – до поступления в учительскую семинарию. Благотворитель просил в первую очередь принимать в приют детей из его родной деревни, затем Омофоровского прихода, а уже потом из других мест уезда и губернии. Разместилось учебное заведение в доме, специально выстроенном для него Махрой. Рядом появился флигель для учителя – тоже на средства купца. Землю уступили церковь и местные крестьяне.
В 1904 г. в с. Омофорове была открыта богадельня, учрежденная частными благотворителями. На 2 призреваемых. В заведывании местного священника. Содержалась на % с капитала в 5216 руб. 9 коп.

В конце XIX — начале XX века село входило в состав Копнинской волости Покровского уезда.
Как крестьяне на лечение в Париж ездили (1886).
«Приведете в надлежащей вид (с. Омофорово, Ундольск. Вол.).
В с. Омофорове «инструменты» предостережения от пожара (бочки и пожарный насос) ничем не предохраняются от порчи. Они находятся в дырявом сарае, без крыши.
От частых дождей насос покрылся ржавчиной и, в случае пожара, неисправность насоса повлечет за собой гибель может быть целой деревни.
Необходимо Сельсовету устранить это и, приведя пожарные инструменты в надлежащий вид,— в будущем предохранять их от порчи.
Сергей Виноградов» («Призыв», 17 мая 1923).
С 1929 года деревня входила в состав Ундольского сельсовета Собинского района, позднее вплоть до 2005 года в составе Копнинского сельсовета.

Численность населения: в 1859 г. – 316 чел.; в 1905 г. – 403 чел.; в 1926 г. – 299 чел.; в 2010 г. – 19 муж. и 25 жен., всего 44 чел.

Садоводческое Некоммерческое Товарищество "Дорожник" действует с 12 февраля 2001 г. Председатель Глушенкова Зинаида Ивановна. Основным видом деятельности является «Управление эксплуатацией нежилого фонда за вознаграждение или на договорной основе».
ООО "Собинкаагропромдорстрой" зарегистрирована 1 августа 2003 г. Временный управляющий Сивов Тимофей Анатольевич. Организация ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "СОБИНКААГРОПРОМДОРСТРОЙ" ликвидирована 30 марта 2009 г.
Крестьянское Хозяйство Карпушова А.Н. зарегистрирована 23 октября 2006 г. Организация КРЕСТЬЯНСКОЕ ХОЗЯЙСТВО КАРПУШОВА А.Н. ликвидирована 24 октября 2006 г.
ДОАО "Собинкаагропромдорстрой" действует с 8 июня 2000 г. Директор Борисевич Владимир Петрович. Организация ДОЧЕРНЕЕ ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "СОБИНКААГРОПРОМДОРСТРОЙ" 1 августа 2003 г. преобразовано.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

В 1769 г. местный помещик Павел Иванович Дубровский, по благословению епископа Владимирского и Муромского Павла, построил здесь каменную церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Храмоздатель посвятил храм Покрову Богоматери в честь иконы Покрова Пресвятой Богородицы, приобретенной им в Крыму около 1762 г. . Над престолом была устроена сень. Местная храмовая икона Покрова Пресвятой Богородицы почиталась в приходе чудотворной, риза на ней была серебряная вызолоченная, убрус и ожерелье низаны жемчугом; на иконе был подвешен ковчежец с частицами св. мощей. От Омофора, изображенного на иконе Покрова Пресвятой Богородицы, и получило, говорят, свое название село.
В 1811 г. из богословского отделения Владимирской семинарии ко храму с. Омофорово был рукоположен во священника Никита Платонович Одоранский. В 1829 г. он был переведен к церкви погоста Пустое Поле Покровского уезда.
Храм оставался однопрестольным до 1826 г., в тот год трапеза была расширена и в ней устроен тёплый придел во имя Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, и с того времени храм не изменял своего наружного вида.
В 1829 г. ко храму с. Омофорово был переведен священник Алексей Иванович Кустодов. Он окончил Владимирскую семинарию в 1824 г. С 1825 г. - священник с. Ковырева Юрьевского уезда. Иоанн Никифорович Доброхотов в 1828 г. окончил Владимирскую духовную семинарию с аттестатом 3-го разряда, с 1832 г. - диакон с. Омофорова Покровского уезда.
С 1837 г. священником в с. Омофорово был Алексей Иванович Крылевский. В 1824 г. он окончил Владимирскую семинарию, с 1828 г. священник с. Польного Меленковского уезда. Алексий Ермиевич Добролюбов в 1848 г. окончил Владимирскую духовную семинарию с аттестатом 2-го разряда, с 1852 г. - диакон Никологалейской церкви г. Владимира, с 1857 г. - Воскресенской церкви г. Владимира, с 1874 г. - священник с. Омофорова Покровского уезда, в 1890 г. уволен за штат.

В 1887 г. во «Владимирских епархиальных ведомостях», в № 13 неофициальной части, была опубликована статья священника Н. Виноградова «Пятидесятилетний юбилей Г.В. Лепорского - священника с. Брутова Владимирского уезда». В статье рассказывается о жизни родившегося в с. Омофорове священнике Георгии Васильевиче Лепорском: «25 февраля 1887 г., с разрешения Высокопреосвященнейшего Феогноста, совершалось юбилейное торжество в с. Брутове, Владимирского уезда, по случаю 50-летнего служения священника того села Георгия Васильевича Лепорского в священническом сане.
Достопочтеннейший юбиляр о. Георгий родился 26 октября 1815 г. от бедного и неграмотного причетника с. Омофорова Покровского уезда, Василия Спиридонова. Первоначальную грамоту он изучал под руководством местного о. диакона Алексея Язвицкого. Последующее подготовление в училище и семинарию к пастырскому служению будущий пастырь совершал безостановочно в течение 12-ти лет, и в 1836 г. окончил курс семинарских наук одним из лучших учеников. 25-го февраля 1837 г. Георгий Васильевич Лепорский архиепископом Парфением определен был во священника в с. Троицкое-Никольское Ковровского уезда. В поощрение и награду за полезное, хотя и кратковременное служение, молодой священник Георгий Лепорский тем же Преосвященным 20-го декабря 1841 г. переведен был в большое с. Брутово, как на лучшее место…»
В 1855 г. к храму с. Омофорово был рукоположен во священника Михаил Васильевич Капацинский, окончивший в 1850 г. Владимирскую семинарию.

С 1872 г. священником в с. Омофорово был Александр Петрович Быстрицкий. Он окончил Владимирскую семинарию в 1838 г., остался в высшем отделении на повторительный курс. В 1839 г. был рукоположен во священника ко храму с. Дунилово Шуйского уезда, в 1852 г. переведен к церкви погоста Быстриц Гороховецкого уезда, в 1865 г. в с. Гришине того же уезда, в 1871 г. – к Троицкой церкви г. Владимира. С 1874 г. был помогающим священником в разныз местах, и с 1880 г. служил в с. Румянцево Суздальского уезда.
В 1890 г. священником в Омофорово был Василий Иванович Преображенский, он окончил Владимирскую семинарию в 1885 г.

Причта по штату положено - священник и псаломщик. На содержание их получалось: а) от земли пахотной и сенокосной до 60 руб., б) от хлебного сбора с прихожан до 50 руб., в) от служб и требоисправлений до 600 руб., г) процентов с причтового капитала (820 руб.) – 34 руб. Дома у членов причта собственные на церковной земле. [1]
Земли при церкви: усадебной 2 дес. 2070 саж. (плана на эту землю не было), пахотной 30 дес. 330 кв. саж., сенокосной 3 дес. и неудобной 730 саж.: план и межевая книга на эту землю были. [1]
Приход состоял из с. Омофорова и деревень: Гнусова (200 сажен от церкви), Бабанина (4 вер.), Павловки (3 вер.), Плешков (7 вер.) и Спирина (7 вер.), всего в приходе было 586 душ мужского пола и 657 женского; все православные. [1]

В д. Кабанине на средства купца Махры устроена каменная часовня.

«Граждане села Амофорово и Гнусово, Собинского района, постановили принять вышестоящие организации закрыть церковь, а колокола передать в фонд индустриализации. Решено немедленно прекратить церковный звон, что уже и исполнено» («Призыв», 29 янв. 1930).
Трагической оказалась и судьба последнего омофоровского священника Василия Махаева. Потомственный священнослужитель, во время Гражданской войны он был мобилизован в Красную Армию, но затем вновь стал пастырем. В Омофорово отец Василий был переведен из Карабаново, но в 1930-м его арестовали. Батюшка вскоре погиб на лесоповале в одном из лагерей ГУЛАГа.
В 1930 г. закрыли храм. Вплоть до недавнего времени там находилась прачечная школы-интерната, причем здание пришло в аварийное состояние.


Покровский храм. 1990 г. фото Андрея Агафонова

В 2008 году по инициативе настоятеля Свято-Казанского храма города Лакинск, протоиерея Андрея Панина началось возрождение церкви, построенной Павлом Дубровским.
Московские дачники активно взялись за восстановление едва не превратившегося в руины храма, возведенного возможным прототипом классического романа Пушкина господином Дубровским. В отличие от местных жителей, большинство которых равнодушно смотрели, как прахом рассыпается Покровская церковь, где были крещены многие поколения их предков, москвичи вкладывали свои средства и искали благотворителей, дабы отремонтировать аварийное здание. Причем это отнюдь не олигархи, а люди со средним или даже скромным достатком.
Душой всей многотрудной деятельности по восстановлению храма в Омофорово стала москвичка Зинаида Ивановна Глушенкова, бухгалтер по специальности, работающая менеджером таксомоторного парка, церковный староста, и казначей. У нее дачный домик близ соседней деревне Гнусово. Однако дачная жизнь превратилась в бесконечную стройку. Поначалу приходилось вести самые настоящие раскопки — уровень шлака и всевозможного мусора внутри здания доходил до полутора метров. Неожиданными помощниками стали учащиеся все того же Омофоровской специальной коррекционной школы-интерната, который занимает территорию бывшей усадьбы Дубровского и его наследников. Но основная нагрузка все равно легла на плечи хрупких женщин.
Первой помощницей З. Глушенковой стала пенсионерка Лидия Ивановна Дерюгина. Она родом из этих мест, а в столицу уехала после того, как вышла замуж.
Местные жители им почти не помогали. Средства для ремонта требовались большие, находить их непросто. Сначала хотели лишь расчистить храм. А потом взялись и за его восстановление. В это время временно церковные службы проходили в трапезной. Там были установлены пластиковые стеклопакеты, наведен относительный порядок. Вместо остатков арматуры старого, водружен новый вызолоченный церковный купол.
Писали даже В. Путину, просили помочь. Но из Москвы переслали письмо во Владимир, оттуда — в Собинку, а дальше в Лакинск. В итоге муниципальные власти отделались лишь отпиской. Храм возможного прототипа Дубровского никому не нужен! Лишь такие люди, как Лидия Ивановна, даже еще несколько дачников, например, семья Королишиных — тоже из Москвы, постоянно участвовали в возрождении храма.
С 2011 г. в храме проходят богослужения.


Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Местная Религиозная Организация Православный Приход Свято-Покровского Храма Деревни Омофорово Собинского района Владимирской области Владимирской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) зарегистрирована 26 июня 2017 г.
Настоятель, председатель приходского совета - Смирнов Виктор Александрович.
Адрес: Собинский район, деревня Омофорово, д. 70.

Усадьба Дубровских

В середине XVIII столетия в селе Язвицы Владимирского уезда действительно жил помещик Павел Иванович Дубровский. Отставной офицер, он выстроил усадьбу на берегу небольшой речки Язвенки, впадающей в реку Вороновку — левый приток Клязьмы. Какой именно образ жизни вел Дубровский в этом селе точно неизвестно. Однако селяне до сих пор рассказывают легенду о несчастливом сватовстве местного помещика, его попытке взять невесту «увозом» и о том, как погоня, посланная матерью девушки, настигла беглецов у… Болдина! Архивные документы свидетельствуют, что в 1769 году по благословению епископа Владимирского и Муромского Павла (Гребневского) Дубровский выстроил в Язвицах каменный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, в честь образа, привезенного им из паломнической поездки. От Омофора (Покрова) Богоматери, чья икона почиталась в Язвицах как чудотворная, это село получило новое название — Омофорово. Дубровский, скорее всего, и был погребен при том храме, который он построил. Во всяком случае, с давних пор в этом селе рядом с церковью можно видеть массивную гранитную плиту, надпись на которой разобрать уже почти невозможно. Местные жители утверждают, что это памятник Дубровского.
Усадьба помещика П.И. Дубровского была основана здесь во второй половине XVIII века. Главный усадебный дом и храм были выстроены в стиле барокко.
Усадьба была хорошо благоустроена. Здесь были: ухоженный, четко вычерченный парк за господским домом, три пруда каскадом с галереей по берегу, беседками, купальнями, лодками, аккуратные хозяйственные постройки.
В последней четверти XVIII в. имение принадлежало полковнику В.В. Титову, женатому на А.В. Матюшкиной.
Имя Анны Васильевны Титовой (Матюшкиной) связано с пребыванием в этих местах великого полководца Александра Васильевича Суворова. Он в период своего двухлетнего проживания в Ундоле (1784–1785) не раз бывал в Омофорово, поддерживая с хозяйкой хорошие отношения.
В 1825 г. Анна Васильевна скончалась и, по ее завещанию, была похоронена в ее родном Омофорове при Покровской церкви.
Затем имение перешло дочери Анны Васильевны В.В. Титовой, вышедшей замуж за дворянина Р.В. Загоскина.

Фамилия Дубровский известна даже тем, кто не особенно хорошо разбирается в художественной литературе. Роман Александра Сергеевич Пушкина, многократно экранизированный, знаком каждому, кто закончил хотя бы неполную среднюю школу. А главный герой уже давно стал персонажем анекдотов или «крылатых» выражений. Помните? «Спокойно, Маша, я — Дубровский!» Но почему классик выбрал именно эту фамилию для «благородного разбойника»? Этот вопрос ставит в тупик даже маститых пушкинистов. Литературоведы точно установили, что первоначально центральный персонаж Пушкина должен был именоваться «Островский». Однако потом Александр Сергеевич вдруг изменил его фамилию на «Дубровский». Почему? Существует легенда, что это произошло вследствие поездки автора во… Владимирскую губернию!


Герб рода Дубровских

Предание рассказывает, что в давние времена жил во Владимирском уезде в селе Язвицы некий помещик Дубровский. В молодости он был офицером, а потом, выйдя в отставку, вел беспорядочную жизнь, враждовал с соседями по имению и, будто бы, составив из своих крепостных шайку, не гнушался разбойничать на большой дороге — «владимирке». Однако потом барин-грабитель влюбился в дочку одного из землевладельцев, но ее родители отказали ему. Тогда Дубровский решил похитить невесту, но погоня, посланная вдогонку, настигла беглецов за деревней Болдино на пути в Москву. В итоге девушку выдали замуж за другого. А Дубровский, потрясенный крахом своих надежд, полностью переменил образ жизни, обратился к Богу, щедро жертвовал на храмы и монастыри, а потом выстроил церковь и в своей усадьбе. Рядом с ней его и схоронили.
А.С. Пушкин был в Омофорово проездом в 1830 году. Узнав во время посещения окрестностей Язвиц (к тому времени это село именовалось Омофорово) об истории Дубровского, Пушкин, поразился тому, что деревня, близ которой настигли влюбленных, называется так же, как его родовое имение. Запомнив услышанное, Александр Сергеевич, будто бы, и дал его фамилию главному герою нового романа, позаимствовав и кое-что из биографии омофоровского помещика… 1833 году вышла повесть А.С. Пушкина «Дубровский».


Одно из первых изображений «благородного разбойника» Дубровского. Таким его представляли в Российской Империи.

Что же касается Пушкина, то он впервые побывал во Владимирской губернии в сентябре 1830 года, причем его путь лежал во Владимир через Покров и Покровский уезд. Поэт если и не был в Омофорово, то проехал всего лишь в 3 верстах от этого села. При этом он проследовал через деревню Болдино Покровского уезда, а его путь лежал в… Болдино — родовое имение в соседней Нижегородской губернии (именно там его ждала ставшая творческим взлетом знаменитая «Болдинская осень»). Так что о Дубровском из Омофорово Пушкин вполне мог узнать от кого-либо из чиновников или проезжающих на почтовых станциях по пути во Владимир.
Неудивительно и то, что направлявшегося в нижегородское Болдино впечатлительного поэта могло поразить совпадение названия в рассказе о трагической судьбе Дубровского с пунктом его назначения, куда, как свидетельствуют сохранившиеся письма Александра Сергеевича, он ехал с тяжелым чувством. Пушкин тогда был пылко влюблен в Натали Гончарову (их брак состоялся в марте 1831-го), и необходимость уезжать от любимой далеко на восток, ввергала его в печаль и меланхолию. Узнав о несчастливой любви омофоровского помещика, связанную с «болдинским» эпизодом, и сопоставив свои чувства и поездку в другое Болдино, Александр Сергеевич имел основания запомнить этот сюжет, а потом при работе над новым романом использовать его.
Роман же «Дубровский», различные варианты которого Пушкин вчерне разрабатывал уже давно, был создан в период времени с октября 1832 по февраль 1833 года — вскоре после поездки Пушкина по Владимирской губернии, когда его впечатления об осени 1830-го еще были свежи в памяти.


На пруду в бывшей усадьбе Дубровского

В господском доме усадьбы села Омофоровское. Фото нач. ХХ в.

В конце XIX века усадьба Дубровского перешла к его дальним родственникам помещикам Жаровым, Соловьевым и Вахрушевым. У потомков Вахрушевых чудом уцелели старые фотографии более чем столетней давности, сделанные в Омофорово. В то время там помимо двухэтажного каменного помещичьего дома, выстроенного в архитектурном стиле барокко, имелись два деревянных флигеля, конный завод, барская псовая охота и обширный усадебный парк из липовых и еловых аллей.
Один из обитателей господского дома в Омофорово титулярный советник Евгений Гавриилович Вахрушев занимал должность земского начальника Покровского уезда. Он был страстный охотник, прекрасный стрелок, любитель и знаток собак, а также хороший наездник. До наших дней дошли охотничьи записки Вахрушева, уникальное свидетельство изобилия дичи в лесах Владимирской губернии столетие назад. После потрясений 1917 года Вахрушев уцелел и даже не попал в жернова политических репрессий. Человек высокообразованный, он устроился на работу в качестве музыканта. Однако от судьбы не уйдешь. В 1936 году бывший дворянин и царский чиновник погиб в автокатастрофе.
Последним владельцем усадьбы, вплоть до 1917 г. был астраханский купец А.В. Жаров (умер в 1927 г.).

«В недалеком будущем в селе Омофорове открывается новый дом отдыха, в бывшем имении Жаровых. Хороший дом и красивая местность, а главное близость к фабрикам им. Лакина и «Ком. Авангард» особенно радует рабочих. Дом отдыха открывается на средства Влад. треста» («Призыв», 9 сентября 1924).
«В бывшем Жаровском имении (при с. Амофорове) есть дом отдыха для рабочих ф-к владимиро-александровского треста. Все помещение дома распределено так: 6 комнат отведено под спальни (мужские и женские отдельно), общее зало, кухня, столовая и комнатка для зава.
Всего для отдыхающих имеется 34 койки, которые по фабрикам распределены: «Ком. Авангард», —20 коек, ф-ка им. Лакина - 5 коек, «Oргтруд» — 4 койки, ф-ка им. Кутузова — 2 койки, для больниц фабрик - 2 койки и для правления треста - 1 койка.
Питание отдыхающих в доме вполне удовлетворительно: утренний чай в 9 часов, вечерний — в 5 часов. Каждому отдыхающему к чаю выдается или яиц 2 шт. или масла сливочного ½ ф. Белый и черный хлеб выдается в неограниченном количестве. Обед и yжин из 2-х блюд. В общем, на питание каждого отдыхающего расходуется 1 р. 50 к. в день, что вполне достаточно.
Ежедневно дом отдыха посещался врачом с ф-ки им. Лакина; теперь же предполагается иметь постоянное лицо для наблюдения за отдыхающими.
Плохо лишь то, что культработы почти совсем нет, даже с газетами дело плохо налажено. Библиотека состоит из 104 книг, политических и красной романтики.
На днях куплен граммофон и к нему 45 пластинок, в числе которых есть речи Ленина. Это будет хорошим развлечением для отдыхающих.
К числу недостатков дома отдыха следует отметить следующее. Прежде всего нет весов для взвешивания отдыхающих при прибытии и выбытии. Нет термометра для равномерного поддерживания температуры. Плохо обстоит вопрос и с канализацией и если не будут приняты меры, то на зиму дом останется без отдельной уборной.
Необходимо выработать правила для отдыхающих и развесить их по комнатам.
Но несмотря на все эти недостатки, дом дает много пользы рабочему. За период с 4 августа по 1 октября через дом было пpопущено 147 человек,| в том числе 48 женщин» («Призыв», 30 ноября 1924).
«В дом отдыха в бывш. Жаровском имении посылаются рабочие фабрик Владимиро-Александровского треста. За последнее время дом отдыха своих целей не оправдывает, в нем плохо стали соблюдаться правила гигиены: под койками рабочих паутинные гнезда, пыль, постельное белье и полотенца не меняются более чем по 2 недели. С питанием дело обстоит не благополучно: в мясных блюдах, вместо мяса,- жилы да кости, пюре из испорченного картофеля.
В таких условиях рабочие поправить своего здоровья не могут. Некоторые из них 4 июня подали заявление в фабком ф-ки Лакина с просьбой принять меры к устранению указанных дефектов.
Жаровский дом отдыха находится в 8-ми верстах от ф-ки «Комм. Авангард». В нем 32 койки. Тут рабочий может отдохнуть две недели в прекрасных условиях. Дом окружен садом, где можно погулять. При доме есть хорошая столовая, кухня, пекарня. Недурна здешняя читальня. Есть, правда, и недостатки. Необходимо иметь правила внутреннего распорядка. Это необходимо для устранения самовольных отлучек, пьянства, дебоширства, посещения дома посторонними лицами и т.д.» («Призыв», 13 июня 1925).
«Жаровский дом отдыха не для отдыха.
В Жаровском доме отдыха, куда направляются рабочие с разных фабрик Влад.-Александ. треста, питание очень плохое: за последнее время хлеб совершенно сырой, с какими то суррогатами; котлеты из черной кислой гречневой каши с червяками. Вещественные доказательства этому были привезены в фабзавком ф-ки «Комавангард» и подтверждаются лицами, прибывшими из дома отдыха: 1) А. Тореевым, который на несколько фунтов потерял и весе, 2) М. Российской и Рыбаковой. Последняя пробыла в доме отдыха всего три дня и оставила его из-за плохого питания.
Охрана труда совершенно никаких мер не принимает, а вместе с ней и члены фабрично-заводского комитета, от которых рабочий и ждет о себе заботы» («Призыв», 13 августа 1925).
«Когда-то в былые годы сюда к высокому белому дому подъезжала бричка. Из него выскакивали прифранченые лакеи и разряженная дворня. Все они низко кланялись господину-помещику Жарову. А он, как добрая бочка, выкатывался из тарантаса и, не обращая внимания на поклоны, направлялся в свое родовое именье.
Прижимист был Жаров... Стонали окрестные деревушки от его цепких лап. А у него в доме по вечерам в огромных залах сверкали люстры, звенела музыка и летали в вальсе накрашенные жены станового, жены и любовницы помещиков, друзей Жарова.
Так было раньше. Но пришла революция и смела всех потомственных лентяев.
Где-то теперь обитает «господин» Жаров! Может быть в Париже в кафе-шантанах, может быть - содержит кабачок?..
А сюда, в его наследственный дом, уже не брички подкатывают, а простые крестьянские роспуска. Из них не Жаров для поправки вылазит, а тот, кого раньше гнули в три дуги.
— Вылазь! Вот и Жаровка, — кричит рабочий в шапке, нахмуренной на лоб.
— Ну и домина, ой-oй! Неужели мы здесь жить будем? — удивляется другой.
Каждые две недели в Жаровском доме отдыха побывает 30 рабочих. Незаметно пролетают дни...
Заливается гармошка, и... вот старичок с лакинской не вытерпел, — пускается в пляс. Семенят старые ноги так, что и молодым не угнаться.
— Эх, ма! Р-разгулялась голова…
— Ай-да дедушка! Вот так выкинул!
Хорошо поправишь здоровье в Жировке. Хорошая пища, регулярный отдых, чистый воздух, — все это хорошо отражается на человеческом организме.
Незаметно пролетают две недели... И когда отживаешь свой срок, тоскливо становится на душе. Но чувство ответственности побеждает: отдохнул, поправился и, — снова потекут трудовые дни... Снова фабрика с ее грохотом и тяжелым трудом...
За работой частенько вспоминаются веселые дни в Жаровке» («Призыв», 22 января 1926).
«Дом отдыха Владимирского треста почему-то до сего времени носит имя помещика Жарова.
Как будто бы пустяк, но все же не мешает вместо столь «доблестного» имени дать рабочему дому отдыха более подходящее название» («Призыв», 3 марта 1926).
«В доме б. Жарова, в Болдинской волости, Влад. у., организуется новый детский дом на 70 детей. В новый детдом будут переведены дети из г. Александрова. Сейчас уже составляются сметы на оборудование кухни, приобретение инвентаря и проч.» («Призыв», 10 августа 1926).
«В воскресенье, 26 сентября, в имении б. Жарова, Болдинской волости, Владимирского уезда, открывается новый детский дом на 80 детей. Дом предполагается назвать именем тов. Лакина» («Призыв», 24 сентября 1926).
«Именем революционера Лакина назван новый детский дом в имении быв. Жарова» («Призыв», 3 октября 1926).
«У бывших беспризорных
Многие знают «Жаровку», расположенную в 4-5 верстах от ст. Ундол в селе Омофорово.
Там был дом отдыха и не одна сотня молодых и старых организмов владимирских рабочих получила отдых в этой тенистой, уютной «Жаровке».
Теперь уже нет «Жаровки» — дома отдыха, есть «Жаровка» — колония беспризорных детей им. Лакина.
80 юрких веселых ребят от 5-ти до 19-ти летнего возраста приехали туда из разных детдомов и колоний Владимирской губернии.
Среди них нет дефективных, 31 девочка и 49 мальчиков, совместными усилиями под руководством 6-ти чел. технического и воспитательного персонала, строят хозяйство колонии, учатся жить.
В колонии имеются: лошадь, 2 коровы, свинья, и, кроме этого, ребята разработали 5 десятин запущенной земли, засеяв ее овсом, викой и клевером; в дальнейшем ребята хотят восстановить фруктовый сад вокруг дома.
Культурный уровень колонийцев таков: из всего количества детей неграмотных только 19 ребят дошкольников, остальные или кончившие 1 ступень, или еще учатся в ней.
В колонии существует пионер-отряд и все ребята состоят пионерами. Работой отряда руководят 5 комсомольцев и 1 партиец из среды самих ребят и их воспитателей.
В отряде имеется библиотека в 100 книг, но она почти всеми давно прочитана, а ребята, как видно из беседы с ними, очень не против познакомиться с новыми книгами.
Многое могли бы сделать ребята в детской клубной работе. Среди них есть способные к рисованию, об этом говорит каждая стена комнат детдома, украшенная картинками «собственного производства».
Любят ребята и стен-газету. За неимением настоящей слоновой бумаги они хотели выпустить газету на сахарной бумаге, но она расползлась от красок и газета не увидела свет, хотя тяготение к ней все же осталось.
Снабжение ребят писчебумажными материалами необходимо, но, по словам администрации колонии, на это не хватает средств, не может в этом помочь и омофоровская ячейка ВЛКСМ.
Ближайшие сильные ячейки, как лакинская, и собинская никакой помощи не оказывают, а это следовало бы сделать. Большую благодарность приносит администрация колонии партячейке лакинской ф-ки за пожертвованные ей 10 руб. Но и при таких условиях колонисты все же сумели завоевать доверие у крестьян. Крестьянские дети не враждуют с колонистами, как это было раньше. Сами крестьяне тоже бывают не редко в саду колонии среди «пигановцев», не боясь ни заразы, ни хулиганств.
Крестьяне довольны благоприятными материальными условиями колонии, восхищаются развивающимся хозяйством ее и начинают любить обитателей колонии. А ведь были дни зимой, когда детдом был в лапах случайно занесенных: чесотки, трахомы и тифа, когда эти сегодняшние добрые крестьяне питали злобу и страх к колонии» («Красная молодёжь», 14 июля 1927).
«ПОМОГАЮТ ЛЕСОВОДАМ
Учащиеся Омофоровской лесной школы решили оказать помощь лесоводам. Они дали слово собрать одну тонну шишек. Между отрядами развернулось соревнование. Ведь лучший отряд будет премирован экскурсией в Москву. Наши ученики уже собрали 300 килограммов шишек.
Л. АГЕЕВА, председатель совета дружины» (газета «Вперед», 19 февраля 1964 г.).

В селе сохранился главный дом усадьбы Дубровских, построенный в конце XVIII - нач. XIX в., сторожка и сиротский приют, построенный в 1875 г.


Сиротский дом. 1875 г. и церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Усадьба Дубровских.

Усадебный дом Дубровского.
«Омофоровская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

ГКОУ ВО "Омофоровская Специальная (Коррекционная) Общеобразовательная Школа-Интернат" (ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ "ОМОФОРОВСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ") действует с 6 августа 2001 г.
Директор Пелевина Лидия Владимировна.

Деревня Гнусово

Гнусово — деревня в Собинском районе Владимирской области России, входит в состав Копнинского сельского поселения. Деревня расположена в 11 км на север от центра поселения села Заречного и в 12 км на северо-запад от райцентра города Собинка.

Суворов Александр Васильевич - владелец деревни Гнусово Владимирского уезда и губернии в 1776-1800 годах.
В конце XIX — начале XX века село входило в состав Копнинской волости Покровского уезда.
По данным на 1905 год при деревне лесная сторожка Кн. Оболенского и имения В.Я. Жарова и И.Я. Жарова.
С 1929 года деревня входила в состав Ундольского сельсовета Собинского района.
С 1965 года — в составе Копнинского сельсовета.

Численность населения: в 1859 г. – 49 чел. (8 дворов), в 1905 г. – 48 чел. (14 дворов), в 1926 г. – 169 чел. (42 двора), в 2002 г. – 19 чел., в 2010 г. – 23 чел.


Деревня Гнусово

Источники:
1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 4]: Меленковский, Муромский, Покровский и Судогодский уезды. - 1897. - 588, VIII c.
Чижков А. Б. Владимирские усадьбы : каталог с картой расположения усадеб / А. Б. Чижков, Е. А. Графова ; Ком. по туризму Администрации Владим. обл., Неком. партнерство «Рус. усадьба». – М. : Русская усадьба, 2015. – С. 75.
Ганцева П. Легендарное Омофорово // Призыв. – 2010. – 1–7 июля (№ 171). – С. 9.
Холоднова Е. «Любовь к отеческим гробам»: так А. С. Пушкин определил наше стремление сохранить в памяти потомков славные имена предков // Владимирские ведомости. – 2012. – 10 окт. (№ 190). – С. 3.
Фролов Н. Село Омофорово : загадка Дубровского // Призыв. – 2010. – 20 июня. – С. 15.
Покровский уезд
Собинский район.
Село Ундол. Церковь Казанской иконы Божией Матери
Категория: Собинка | Добавил: Николай (08.05.2016)
Просмотров: 5818 | Теги: Собинский район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru