Улица Летнеперевозинская. 1966 г. автор: Менькова Нина Васильевна. Местонахождение фото: Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник"
«Возле Золотых ворот уже ведется строительство нового здания Владимирского театра драмы. Стоит ли говорить, что оно по всем статьям превзойдет старое здание. Остается только ждать дня, когда поднимется занавес в будущем театре…» («Призыв». 1966, 26 февр.). «Неподалеку от Золотых ворот во Владимире воздвигается огромное здание необычной архитектуры. Это строится областной драматический театр. Стройка - юбилейная. Труженики СМУ-3 обязались сдать объект в апреле 1970 года, накануне столетнего юбилея со дня рождения В.И. Ленина» (Юбилейная стройка. «Призыв», 10 июля 1969). «В честь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина коллектив Владимирского стройтреста № 94 строит областной драматический театр на восемьсот мест. По сетевому графику он должен войти в строй в будущем году. А пока дело за «начинкой», та монтажом сценического оборудования, за внутренней отделкой, в которую, конечно, надо вложить всё мастерство, всю душу. ... Представьте, что перед вами новый областной драматический театр. Стены фасадов здания, сцены со зрительным залом, фойе и вестибюля облицованы плитами известняка. В тон куполу Золотых ворот поблескивает медный козырек главного входа. Между мраморных колонн величественно разместились скульптуры, отображающие собой древнерусское искусство. Цоколь и подпорные стенки отделаны мрамором. Вход в театр оформлен системой светло-серых бетонных лестниц. В композицию благоустройства театральной площади включена торшерная система освещения. Все это дополняется посадкой деревьев и кустарников. А теперь о фойе второго этажа и вестибюле первого. В качестве стен — витражи из анодированного алюминия, которые заполнены стеклопакетами. Благодаря оригинальной системе освещения и наличию витражей с большой площадью остекления хорошо просматривается снаружи внутренний вид фойе и вестибюля. Мраморные лестницы ограждены никелированными стойками с симметричными дубовыми поручнями. Подвесной потолок зрительного зала, выполненный из столярных щитов, офанерован шпонами ценных пород дерева. В потолке вмонтированы громкоговорители и элементы строительной акустики. Для решения интерьера использованы подвесные потолки на откосе от перекрытий, покрытые акустической плиткой. В пазухах плитки размещены электроразводка и необходимые устройства. Сцена театра оснащена новейшей системой механического и электротехнического оборудования. Сценическая часть театра, имеющая полезную площадь свыше двух с половиной тысяч квадратных метров, оборудована вращающимся кругом диаметром восемь метров с кольцом двенадцать метров, а также новейшей системой программного управления спектаклем, технологической радиофикацией и сигнализацией. Благодаря системе кондиционирования воздуха в зрительном зале автоматически поддерживается необходимая температура зимой и летом. Театр располагает прекрасными бытовыми помещениями. Здесь созданы все условия для нормальной работы актерам, художникам, рабочим. Словом, зрелищное здание, построенное по проекту авторского коллектива ЦНИИЭП зрелищных зданий и спортивных сооружений, вполне отвечает современным требованиям. Это будет своего рода уникальное здание. Но чтобы быстрее приблизить день открытия театра, воочию убедиться в мастерстве архитекторов, проектировщиков, конструкторов и владимирских строителей, коллективу девяносто четвертого треста, специализированным организациям заводам - исполнителям надо здорово потрудиться. Рабочие, занятые на устройстве кровли, рассказывают: - За два часа три машины утеплителя как не бывало. Не по ведру мастики, а по двести килограммов сразу используем. Вот это работа! Всегда бы такой темп был... Воспользовавшись башенным краном, слесари УНР № 672 сконструировали объемистый металлический бункер и контейнер для подачи на плиты покрытия театра кровельного материала. Предложение не ахти какое мудрое, а производительность труда кровельщиков повысилась в несколько раз. Этот пример показывает, чего стоит продуманное решение, хозяйский подход к ведению производства: К сожалению, на объекте нередки случаи «творческих» переделок. Отступления от технических условий, допущенных при изготовлении металлических ферм, привели не только к удорожанию стоимости строительства, но намного дней удлинили график возведения здания. Все больше и больше накапливается монтажных отделочных и строительных работ. Не исключено, что при надвигающемся «штурме» не будет допущено технических ошибок. Чтобы избежать переделок, следует твердо придерживаться обязательного закона: лучше семь раз отмерить, чем один раз просчитаться. На окончание строительства драматического театра отведено мало времени. Стало быть, используя имеющийся опыт, важно точно соблюдать график строительства» (Меркулова Л. Строится драматический... «Призыв», 7 августа 1969). «Заканчивается строительство нового здания Владимирского областного театра драмы им. А.В. Луначарского. Наш корреспондент обратился к главному архитектору проекта театра Георгию Пантелеймоновичу Горлышкову с рядом вопросов. Корреспондент: Какой творческий замысел лежит в основе проекта нового здания театра? Горлышков: Проектирование и строительство крупного общественного здания - дело чрезвычайно ответственное, сооружение подобного здания в таком городе, как Владимир, ответственное вдвойне. Владимир - жемчужина древнего русского зодчества; со всех концов нашей страны, из самых далеких стран мира едут сюда посмотреть на бессмертные творения русского национального гения - на непревзойденные памятники архитектуры. Всю эту высокую ответственность сознавал наш авторский коллектив, приступая к работе над проектом Владимирского областного драматического театра. Новый театр представлялся нам как современное сооружение, в котором, однако, нашли отражение традиции русского зодчества. Хотелось найти связь современной архитектуры с древней. Авторы внимательно изучили памятники Владимиро-Суздальской Руси, познакомились с историей возникновения русского народного театра и опытом современного театрального строительства. Постепенно стал складываться образ, который сегодня уже воплотился в материале, и владимирцы могут видеть здание нового театра, возведенное на площади у Золотых ворот. Итак, здание театра - это современное сооружение. Оно четко и ясно по своей объемно-планировочной структуре, интерьеры фойе и вестибюля пронизаны светом и тесно связаны с окружающей средой. Из фойе открывается прекрасный вид на Золотые ворота, Козлов вал, на театральную площадь. Решение этого основного парадного пространства в остеклении представляется в данном случае вполне оправданным, ибо никакой декор, никакие архитектурные приемы не смогут заменить великолепной панорамы, которая откроется перед зрителем из театрального фойе. Кроме того, празднично одетые люди, атмосфера приподнятости, ярко освещенные интерьеры - все это придаст ощущение праздника и на площади перед театром. Зрительный зал театра может вместить 800 человек - это торжественное помещение с белокаменными стенами, отделанными деревом. Потолок зала в целях создания лучших акустических условий облицован деревом. Свет здесь мягкий, золотистый - зал освещают 60 медных светильников. Пол из серого синтетического ковра и ярко-красные кресла дополняют архитектуру интерьера. В зале предусмотрена система кондиционирования воздуха. В любое время года для зрителей здесь будут созданы самые комфортные условия. Сцена театра позволит осуществлять самые фантастические театральные постановки. Корреспондент: Георгий Пантелеймонович, как конкретно вы увязываете здание театра с древней владимирской архитектурой? Горлышков: Эта связь прежде всего проявляется в выборе материалов для отделки здания: все сооружение облицовано белым известняком - любимым и традиционным строительным материалом владимирских зодчих прошлого. Причем белый камень, как и много веков назад, был взят из владимирских карьеров. Современный портик венчает карниз из черепной медной черепицы - не правда ли, этот прием ассоциируется с главами замечательных владимирских соборов? Здание театра немыслимо без поиска в направлении синтеза искусств, об этом говорит вся история театрального строительства. Представляется, что в данном конкретном случае наиболее уместным было привлечь для декоративного убранства театра и выражения идей, заложенных в сооружении, скульптуру. Вообще белокаменная скульптура и резьба по камню традиционны для русской архитектуры. Взгляните на Дмитриевский собор или церковь Покрова на Нерли, и вам все станет ясно. Вы поразитесь красоте, декоративности и условности изображения. Но как должно решаться скульптурное оформление здания театра, какой характер оно должно иметь, какие идеи должно нести людям? Очевидно, скульптурное оформление театра должно поведать нам о русском народном театре, а русский театр начинался на площади, на ярмарках, в самой гуще русского народа. Первыми представителями этого театра были скоморохи. Разве можно было представить хоть одно народное торжество на древней Руси без скоморохов, явления типично русского, олицетворяющего любовь нашего народа к безудержному веселью, лихим молодецким играм. Скоморохов преследовали, против них издавали указы и церковные соборы, и царствующие особы, но скоморохи оставались на Руси. В народных праздниках они создавали атмосферу веселья, смеха, подчеркнуто неофициальных и истинно человеческих отношений. В XVI веке скоморохи поднялись на новую, более высокую ступень: теперь это кукольники, показывающие «петрушку», «вожаки» ученых медведей, «вожаки», которые не только демонстрируют перед толпами народа своих питомцев, но и сопровождают показ шутливым, а порой и острым сатирическим словом. Отдавая дань этим родоначальникам русского народного театра, мы и решили установить на фасаде здания театра скульптуры, изображающие скоморохов. Корреспондент: Георгий Пантелеймонович, во Владимире возникали разные мнения об этих скульптурах. Чем руководствовался коллектив, создавая их?
Горлышков: Характер изображения скоморохов был избран в соответствии с традициями русской декоративной скульптуры: пропорции тела несколько нарушены, изображение нарочито плоскостное (взгляните на изображение людей на Дмитриевском соборе). Скоморохи как бы вышли из фойе театра и приглашают вас на представление. Это словно прелюдия к театральному действию. Они исполнены с некоторой долей юмора, доброй шутки. Размеры скульптур невелики и, когда вы находитесь в фойе, они как бы сливаются с праздничной толпой зрителей, становятся участниками вашего веселья и ваших раздумий. Они выполнены из белого камня и стилизованы в духе владимирской каменной резьбы 12 века (скульптор Ю. Александров). Сейчас скульптуры дорабатываются и в ближайшее время вновь будут установлены на фасаде. Скоро новый театр распахнет свои двери. Нам хочется от всей души поблагодарить замечательных владимирских умельцев-строителей, которые с такой любовью и мастерством воплотили наш творческий замысел. И еще мы очень хотим, чтобы белокаменные стены нового театра всегда напоминали о том драгоценном наследии, которое оставили нам наши предки» («Призыв», 12 октября 1971). Здание построено из стекла и бетона на фундаменте недостроенного Дома Советов.
Строительство областного драматического театра. 1966 г. Строительство нового здания драмтеатра. Рис. А. Кобзева. Строительство драматического театра. 1970 г. Вид на театральную площадь с Козлова вала. 1970 г. Театральная площадь. 1980 г.
Строители 4 ноября 1971 г. были первыми гостями нового театра. Здесь состоялось торжественное праздничное собрание строителей области. Хозяева - артисты областного театра драмы - показали им свой новый спектакль - «Конец Хитрова рынка». Это была как бы первая «примерка».
Ул. Дворянская, д. 4
«Этого события давно уже ждали владимирцы. Они внимательно и заинтересованно следили за тем, как из «скорлупы» лесов, взметнувшихся неподалеку от древних Золотых ворот, постепенно вырастало большое светлое здание, обсуждали его архитектуру, спорили о том, украсят или нет его стеклянный фасад резные фигуры скоморохов, спрашивали друг друга: когда?.. И вот этот день пришел. У областного театра драмы им. А.В. Луначарского будет теперь новый «дом». Государственная комиссия приняла новое здание, оценив труд строителей на отлично. Среди тех, кто голосовал за столь высокую оценку, был и автор проекта московский архитектор Георгий Пантелеймонович Горлышков. Мы встретились с Георгием Пантелеймоновичем у входа в театр и, прежде чем войти внутрь здания, еще раз полюбовались новой площадью, которая возникла здесь после сноса ряда старых домов и сразу приобрела весьма живописный вид. С возвышенной, вымощенной плитами площадки, на которой стоит театр, просматривается панорама города - современные здания, очертания старых храмов. - Мы понимали, что наш театр будет стоять на древней владимирской земле, известной своими историко-архитектурными памятниками, и учитывали это при создании проекта, - заметил Г.П. Горлышков. - Следуя традициям владимирских зодчих широко использовали в отделке здания белый известковый камень. Фигуры скоморохов на фасаде театра - сродни рельефам древних храмов. Черненая медь фриза и белая облицовка стен - такое сочетание цветов также характерно для старых русских построек. Белый камень широко использован и для отделки внутренних помещений, в чем мы убедились через некоторое время. Сердце театра - зрительный зал со сценической площадкой. Несколько холодноватая белизна стен смягчена теплой фактурой дерева, которое применено в отделке зрительного зала. Создать торжественный уют помогают ряды светильников, вмонтированных в высокий потолок, красная обивка кресел (в партере и на балконе их более восьмисот). Мягкое ковровое покрытие серых тонов скрадывает звук шагов. Большую радость хозяевам храма искусства доставит сцена. Поворотный барабан, наличие разнообразного современного оборудования (более сорока подъемников), большая глубина и высота ее предоставляют и режиссерам, и оформителям все возможности для решения самых сложных творческих задач. Будет удобно и актерам, и всему обслуживающему персоналу. В новом здании - два репетиционных зала, множество артистических уборных, на которых уже появились импровизированные таблички с фамилиями хозяев: «№ 3 - заслуженная артистка РСФСР О.В. Денисова, Л.П. Скобелева», «№ 21 - заслуженный артист ТАССР В.И. Плещунов, заслуженный артист РСФСР И.Ю. Туйметов». Есть помещения для мастерских, хранения реквизита, различных служб. Оценка «отлично» - признание большого труда и высокого мастерства строителей. Георгий Пантелеймонович Горлышков не скрывал своего удовлетворения тем, как осуществлен его проект. А такое случается отнюдь не часто. В этом заслуга большого отряда рабочих, техников, инженеров. Но все-таки нужно выделить руководителей работ - прораба Александра Ивановича Курцева, который представлял генподрядчика - СМУ № 3 треста 94, и прораба Николая Константиновича Гогуева, возглавлявшего отделочников УНР-672. На их плечи лег основной груз забот и хлопот. А трудностей было немало. На сооружении театра пришлось некоторые виды работ осваивать заново. Не имели, например, опыта облицовки зданий белым камнем - научились, никогда не делали гранитные работы - стали делать. А взять фриз. Издали он выглядит цельным. На самом же деле состоит из отдельных медных чешуек. И каждую из них надо было укрепить так, чтобы абсолютно чистыми, геометрически точными оказались все линии. И добились этого. Придя в театр, вспомните о строителях. Не забудьте и тех, кто помогал им - работников Добрятинского карьероуправления, поставивших белые плиты для облицовки стен, кольчугинских металлургов, изготовивших «чешуйки» фриза, мастеров Владимирских музыкальной и мебельной фабрик, которые делали деревянные детали внутреннего оформления... Отличный подарок преподнесли строители владимирцам к празднику Великого Октября. Позавчера они заслуженно были первыми гостями нового театра. Здесь состоялось торжественное праздничное собрание строителей области. Хозяева - артисты областного театра драмы - показали им свой новый спектакль - «Конец Хитрова рынка». Это была как бы первая «примерка». Скоро новый театр гостеприимно распахнет двери для всех любителей сценического искусства» («Призыв», 6 ноября 1971). 19 ноября 1971 г. было открыто новое здание (Улица Дворянская, д. 4) драматического театра им. А.В. Луначарского. «Что бы там ни говорили придирчивые ценители, а глаз владимирца начинает привыкать к современным линиям нашего нового театра. Он особенно привлекателен вечером. Лучи глазастых прожекторов золотят белизну камни и, высвечивая здание в густой синеве, как бы приподнимают его, делают легким. Театр-корабль плывет в ночном море, маня огнями. Когда проходишь мимо, приподнятое настроение вселяется в тебя. Красивые светильники, прозрачные стены, белоснежность отделки - все смотрится празднично и словно излучает радость. Тебя заполняет теплое чувство к тем, кто воздвиг это здание и, кто вдохнул в него душу - я имею в виду электрический свет. Захотелось узнать, кто же эти мастера. Недавно наше знакомство с «хранителями огня» в театре состоялось. Совершить экскурсию по своим владениям пригласил старший инженер - наладчик Владимирского участка Московского пусконаладочного управления Виталий Андреевич Дементьев. Стройный, с выразительными карими глазами и чуть заметными сединками на висках, он был мало похож на мага, но, когда мы закончили наше путешествие, мне показалось, что он волшебник, правда, современно образованный. - С точки зрения энергетика, - начал Виталий Андреевич, когда мы по узкой каменной лестнице стали подниматься в башню сценических механизмов, - театр - это весьма сложный организм. Одного кабеля здесь уложено сто восемьдесят километров, как расстояние от Владимира до Москвы, но то ведь по прямой, а здесь, между прочим, надо было знать, как все это уложить. Монтажники сделали свое дело, а сейчас мы производим, точнее, завершаются все пусконаладочные работы в театре. Остались только кое-какие мелочи, но об этом после. - Прошу сюда, мы - на первой осветительной галерее. Полумрак, горят лишь дежурные лампы. Здесь установлены переносные прожекторы (их почти полсотни), и в любой нужный режиссеру момент всю сцену можно «затопить» светом. На второй галерее - двадцать три пульта управления сценическими механизмами. И все это отлажено, в действии. Ну, например, на этой же галерее тускло поблескивает двенадцатитонная громада противопожарного занавеса. Миг! Автоматика сработает, и надежная стена отделит сцену от зрительного зала. Еще переход - и мы поднимаемся выше, на третью осветительную галерею, где сосредоточены лебедки от всех декорационных подъемов. Тросы натянуты, как струны, и ждут своего часа, готовые «сей момент» подать декорацию. Через перила хочу затянуть вниз, но Виталий Андреевич останавливает: «Это лучше сделать с четвертой галереи, она на высоте семнадцати метров от планшета сцены, эффект будет большим». Ух ты! Отсюда, в самом деле, глянуть интересно. Где-то внизу светлый квадратик сцены, едва слышны голоса актеров. Это началась репетиция. Но висячему мостку перебираемся с одной стороны галереи на другую и оказываемся под самой крышей. Как не заглянуть! Батюшки, до чего же красив наш Владимир сверху! «Прочесы» современных кварталов, Золотые ворота, вдали силуэт политехнического, - все искрится морозом, живет, дышит. Великолепная панорама! - А теперь пожалуйте, в трюм, - обрывает мои восторги Виталий Андреевич. - Как в трюм? Он же только на корабле? - Сейчас увидите.
Инженеры-наладчики В.А. Дементьев и П.П. Савинов за работой. Фото Л. Зайцева и Л. Александрова
По той же узкой лесенке мы спускаемся, спускаемся, пока не подходим к небольшой металлической двери. Шаг через порог - мы в трюме, так называется помещение под землей, под сценой. Над головой деревянный круг, управляемый специальным механизмом. Безупречная работа его - тоже дело рук инженеров-наладчиков. Укротить всемогущий ток, заставить его вращать, поднимать, освещать - такова ежедневная работа этих людей. - Ниже трюма, - поясняет инженер, - расположено только машинное отделение. Разумеется, мы пробираемся и туда. В помещении рабочий, слабый свет. Серое тело большущего кондиционера словно вспотело от натуги, но бездыханно. - Мы могли бы отладить и эту систему, - показывает на кондиционер Дементьев, - но... Тут он, как заклинание, начинает творить какие-то непонятные слова - «Севсантехмонтаж», «Промвентиляция», «Центромонтажавтоматика». Оказывается, это названия организаций, которые ушли, оставив недоделки, и поэтому... И поэтому в зале, на балконе, в фойе не будет воздуха «после майского дождя», как предполагалось, а будет просто душно. Хорошо бы не только зрителям, а и работникам из вышеназванных организаций. В дроссельной, где расположено, можно сказать, энергетическое сердце театра, - чистота, как в операционной. Ток не простит и пылинки. Коллега Дементьева, плечистый голубоглазый инженер-наладчик Павел Петрович Савянов сосредоточенно «колдует» у магнитных блоков. - Благодаря нашей аппаратуре,- вступает он в разговор, - мы можем менять напряжение от нуля до двухсот двадцати вольт. Это значит, что еле-еле разгорающийся рассвет и яркий солнечный день в театре - не проблема. Он улыбнулся мягко и добавил: «Даже буря предусмотрена». - Какая буря? Сценическая? - Нет, настоящая. Если, скажем, по каким-то причинам разразится буря, ливень, театр перестанет получать питание с подстанции, свет в зале и помещениях все равно будет горсть еще целый час. Дадут его аккумуляторы. Да, световым богатствам театра может позавидовать само солнце! Благодаря светофильтрам возможно достижение любых цветов и оттенков. Даже ультрафиолетовые лучи есть. Если по ходу пьесы, как говорится, потребуется изобразить пустыню, в ней можно будет по-настоящему загореть. Где бы ни ходили по театру, сколько бы ни видели проводов, в конце концов все они сбегаются в одну самую главную комнату - там установлены коммутаторные панели. Инженер-осветитель Валентина Алексеевна Тарасова подходит к щиту и из красного, белого, зеленого, желтого цветов набирает световую программу спектакля. Четырехцветный пульт «Старт-2» моментально усваивает заданное и, когда идет спектакль, точно выполняет указания своей хозяйки. - О! Мы можем многое, - улыбается Валентина Алексеевна, - снег можем, облака, тучи, хорошую молнию, дождь. О закатах и утрах я уже не говорю, - это, само собой разумеется. Хотите море-океан, волны, - пожалуйста. Словом, какая бы фантастическая, в световом смысле конечно, мысль ни осеняла режиссера, мы имеем возможности ее воплотить. Ведь недаром говорят, что свет после актеров занимает второе место в театре. Надо полагать, так будет и в нашем театре тоже. Валентина Алексеевна щелкает рукоятками пульта, бесшумно нажимает кнопки, и вот по небу, то бишь по сцене, полыхают вполне всамделишные сполохи. Благо, что зрительный зал пуст и репетиция закончилась. И немного жаль, что этот цветного веера не увидят зрители. Хотя почему не увидят? Обязательно увидят. В новых спектаклях, которые, конечно же, будут сверкать и переливаться всеми цветами... театральных светофильтров» («Призыв», 30 янв. 1972). Зрительный зал рассчитан на 800 мест. Стены облицованы белым известняком. Просторный зал фойе окружен витражными стенами, сквозь которые открывается эффектная панорама города. Зрительный зал производит впечатление компактности и камерности. Сцена театра оборудована современными механизмами, необходимыми для быстрой установки и смены декораций. Труппа театра начала в нем свой 124 сезон. Открылась новая сцена спектаклем «Андрей Боголюбский» по пьесе местного драматурга и актера А. Чеботарева в постановке главного режиссера Р.И. Нагорничных.
В конце 1972 года группа инженеров-проектировщиков из Москвы (Г. Горлышков, И. Былинкин, В. Давиденко, Н. Шебалина, М. Глебова) и два строителя из Владимира (техник-строитель А.И. Курцев и инженер А.М. Морозов) удостоены высокой награды - Государственной премии РСФСР.
«Владимирскому театру - 125 лет В 1973 году Владимирскому областному театру драмы им. А.В. Луначарского исполнилось 125 лет. Два года назад театр переехал в прекрасное здание у Золотых ворот. Это был радостный и ответственный момент в жизни коллектива театра, который всегда помнит девиз: «Владимирскому зрителю — в прекрасном здании — настоящее искусство». Коллектив стремится утвердить в репертуаре современную тематику. Генеральная линия театра — это пьесы о славном рабочем классе, о нынешнем его дне, о грандиозных делах строителей коммунизма. «Сталевары», «Человек со стороны», «Ленинградский проспект», «Ситуация» — вот пьесы последних двух сезонов. Не забывает театр включить в репертуар пьесы о нашей молодежи, спектакли для детского зрителя. В труппе театра немало мастеров, немало молодых артистов. Много лет и сил отдал Владимирскому театру старейший актер Б.А. Соломонов. Многие годы проработали здесь заслуженные артисты РСФСР Н.А. Теньгаев, О.В. Денисова, И.Ю. Туйметов, заслуженный артист ТАССР В.И. Плещунов, артисты В.П. Ляскало, А.Г. Штынова, Л.П. Степанова, В.М. Мольков, О.В. Мансветова, Г.С. Макарова, М.Н. Карнакова, И.П. Кампаниец. В год 125-летнего юбилея, коллектив театра полон новых творческих планов, направленных на выполнение задач, поставленных партией и правительством, на дальнейшее улучшение художественной и производственной жизни театра. А. ЗОТОВ, артист театра» («Тракторостроитель», 11 декабря 1973).
В начале 70-х Дипломами Республиканских смотров 1 степени удостоены постановки «Старик» по А.М. Горькому, «А зори здесь тихие» по Б. Васильеву (реж. В. Тищенко). 70-80-е годы XX века – период высокохудожественных постановок режиссеров-экспериментаторов В. Пази («Милый друг» Ги де Мопассана, «Двенадцатая ночь» У. Шекспира), Ю. Погребничко («Нравоучение с гитарой» по А. Вампилову, «Добрый человек из Сезуана» Б. Брехта), М. Морейдо («Швейк! Швейк! Швейк!» Я. Гашека, «Физики» Ф. Дюрренматта, «Василиса Мелентьева» А.Н. Островского); Ф. Бермана («Бонжур, Эдит Пиаф!» и «Обезьяна с коричневых островов» Л. Фейхтвангера), Ю. Копылова («Мера за меру» У. Шекспира, «Иванов» А.П. Чехова), которые неоднократно отмечены театральными критиками как выдающиеся образцы театрального искусства своего времени. 1970-1980-е гг. отмечены творчеством режиссеров О. Соловьёва, В. Пази, Ю. Погребничко, К. Баранова, М. Морейдо, Ю. Копылова, Ю. Галина. Последний оставил о себе добрую память еще и тем, что первым вывел театр из традиционной сценической коробки, поставил спектакль «Великое княжение», специально предназначенный для исполнения на открытом воздухе. В течение трех лет - с 1989 по 1991 гг. - театр играл этот спектакль в городе Суздале, где сценической площадкой ему служила территория музея деревянного зодчества, а зрителями были не только владимирцы и суздальцы, но и многочисленные туристы со всех уголков России и мира.
Главные режиссёры: 1977-1980 гг. - режиссер Константин Баранов (три сезона); 1980-1983 гг. - исполнял обязанности гл. режиссера, режиссер Михаил Морейдо (три сезона); 1983-1986 гг. - режиссер Юрий Копылов (три сезона); 1986-1987 гг. - и.о. главрежа, заслуженный артист РФ Соловьёв Леонид Алексеевич (один сезон). «ВЛАДИМИРСКИЙ театр имени Луначарского единственный в области театр драмы. Хорошо это или плохо? Мало одного театра для области с почти двухмиллионным населением, или, может быть, достаточно? Разные, возможно, могут быта ответы. Но бесспорно одно: театр пока единственный и с этим необходимо считаться. И театру, и... зрителям. Но можно ли искренне и ответственно заявить, что зал единственного в области театра каждый вечер полон? Увы... Недорабатывает театр? Что ж, коллектив театра ответственности с себя никогда не снимал и снимать не собирается. Повышение художественны критериев, уровня творческих притязаний — главная задача сегодняшнего дня театра. И не на словах. На деле. Свидетельством чему 5 премьер текущего сезона, каждая из которых тепло встречена зрителями, получила высокую оценку критики. Но почему же редко еще спрашивают у входа «лишний» билетик? Может, положа руку на сердце, часть вина за то, что зал не всегда полон, нужно взять на себя и вам, дорогой зритель? Давно вы были в театре? Все недосуг? Похоже! Вы знаете, что по результатам социологического исследования лишь 7 процентов зрителеспособного населения ходит в театр. Это о чем-нибудь вам говорит? Вы к какой части населения принадлежите, к той, что составляет 7 процентов, или… А между тем вам известно какое-либо другое искусство, способное, благодаря живому контакту сцены и зала, так мощно воздействовать на душу, на сознание человека?
Но где вы? Мудрые и наивные, искушенные в театральном искусстве и новички. Где вы — чуткие, внимательные наши зрители? У телевизора? Не можете оторваться от очередной серии очередного телесериала. Но всегда ли уж это такое захватывающее зрелище, что и вправду стоит его предпочесть живому дыханию зрительного зала? Театр ждет вас, уважаемый наш зритель! Это выполняя ваш заказ, театр подготовил премьеру по пьесе А.Н. Островского «Без вины виноватые». Просьба о включении в репертуар спектакля по русской классической пьесе не однажды звучала из уст владимирцев на зрительских конференциях, со страниц местной печати. Поставил спектакль московский режиссер Ю. Григорьян, ведущие актеры театра создали интересные, во многом нетрадиционные убедительные образы. Спектакль имеет современное идейное звучание. Наверняка памятен многим спектакль «Порог» по пьесе А. Дударева, поставленный заслуженным артистом РСФСР Л. Соловьевым. Последовательная творческая приверженность этого режиссера и актера нашего театра к творчеству белорусского автора, одного из самых популярных в стране драматургов, вылилась в новую работу по его пьесе. Это «Последний журавль». Спектакль многозначительный, многослойный. Место действия его современное село со всеми нешуточными его проблемами. Экономическими, нравственными, общесоциальными. Но главный конфликт пьесы и спектакля — вечное противостояние души и разума. И тема пьесы сконцентрирована на поисках гармонии между устремлениями души и побуждениями рассудка. Спектакль получился добрый, сердечней. Взыскующий к душе современного советского человека в стремлении предостеречь ее от преступного разбазаривания исконно присущих ей нравственных ценностей. На малой сцене — премьерный спектакль «Семейное счастье», поставленный главным режиссером театра Юрием Галиным по двум пьесам-шуткам А.П. Чехова — «Медведь» и «Предложение». Спектакль веселый, яркий, с элементами гротеска в своей сценической поэтике. С 50-летием со дня трагической кончины величайшего чешского писателя-антифашиста Карела Чапека совпала последняя премьера театра — спектакль по пьесе «Белая болезнь». Поставил его с нашими актерами режиссер из Чехословакии Рудольф Фелцман. Этот спектакль — притча. Социальная, политическая притча о взаимосвязи, взаимозависимости народа и власти, трагическое размышление о народе, позволившем превратить себя в толпу, слепо следующую за «отцом нации». Для своих маленьких зрителей театр подготовил спектакль «Кот в сапогах», сценическую версию известной и любимой детьми сказки. Кроме названных премьерных спектаклей в нашем репертуаре спектакли молодежной тематики «Ночной мотоциклист» и «Играем в фанты». Спектакль, рассматривающий нравственные проблемы семейных отношений, «Я — женщина», «Дефицит» — сценическое прочтение одноименного романа И. Щеголихина, в основе которого социально-нравственная тематика. «Иван и мадонна», главный герой которого фронтовик, живущий и после войны нравственными законами передовой, с ее непреложными требованиями не только смелости и мужества, но и высочайшей пробы совестливости, кристальной чистоты сердечных порывов. Немало можно было бы перечислить еще спектаклей, составляющих сегодняшнюю афишу театра. Особо же хотелось выделить далеко не первый сезон с неослабевающим интересом к ним зрителей идущие «Два билета до Владимира» и Филумена Мартурано» — некоторые наши зрители смотрят их не по одному разу и пишут нам письма с благодарностью за то, что мы сохраняем их в своем репертуаре. Уважаемый товарищ! Театр приглашает вас. Понимаем, что из районного города не так-то легко в театр выбраться. Но ведь, главное, было бы желание, вызрела бы в душе такая потребность, переросла бы она в необходимость. Некоторые районные экскурсбюро стали практиковать экскурсии во Владимир с посещением спектакля театра. Но заявки поступают в основном на посещение дневного воскресного спектакля. Разве нельзя продумать и решить вопрос о посещении экскурсантами и вечерних спектаклей, и, может быть не только по воскресеньям! До встречи, дорогие наши зрители! В. КАНАХИН, помощник Главного режиссера по литературной части Владимирского областного театра драмы им. А.В. Луначарского» («Знамя», 19 января 1989).
«В этом сезоне у Владимирского театра драмы им. А.В. Луначарского завязался неплохой контакт с тракторостроителями. Примером тому стали коллективные просмотры спектаклей в канун Международного женского дня 8 Марта. Хочется думать, что это лишь начало. Сейчас театр готовится к длительным гастролям: во второй половине мая он уезжает в Чехословакию, а затем — предстоит турне по городам Украины. Но до закрытия сезона мы успеем еще показать владимирцам две премьеры. В последнее время театр упрекали в невнимании к комедийному жанру. Художественный совет посчитал упреки справедливыми. В результате в репертуар включена комедия итальянского драматурга, большого мастера комедийного жанра Луиджи Пиранделло «Человек, животное и добродетель». В спектакле заняты заслуженные артисты РСФСР Л. Соловьев, Г. Иванова, Н. Горохов, артисты О. Красикова, А. Ерин, В. Лаврентьев и другие. На малой сиене предполагается показать новую режиссерскую работу заслуженного артиста РСФСР Леонида Соловьева. На этот раз он выбрал для постановки пьесу французского драматурга Жана Ануйя «Антигона». Это своеобразная интерпретация известного древнегреческого сюжета, в котором нашли отражение вечные проблемы: человек и власть, ответственность власть имущего перед народом, ответственность каждого человека перед самим собой за сохранение в себе нравственной личности вопреки давлению обстоятельств. В. КАНАХИН, помощник главного режиссера по литературной части» («Тракторостроитель», 21 апреля 1989).
«Время действия — лето 1210-е В ТВОРЧЕСКОЙ жизни коллектива Владимирского областного драматического театра им. В.А. Луначарского произошло немаловажное событие. По государственному заказу Министерства культуры РСФСР театр приготовил спектакль «Великое княжение». Тема его — родная история. А точнее, одна из ее страниц, относящаяся к началу 13-го века, к временам великого княжения Владимирского князя Всеволода Большое Гнездо. Пьесу по заказу театра написали московские драматурги Эдуард Федотов и Леонид Яскевич. Спектакль рассказывает об остром, грозившем неминуемым, казалось, кровопролитием, конфликте Всеволода с Мстиславом, князем Торопецким. Но закончилась княжья междоусобица на этот раз миром. Исключительно благодаря доброй воле и мудрой политике Всеволода, осознавшего, что даже и «худой мир лучше хорошей ссоры». Но разве сегодня это убеждение князя, пришел он к которому еще в 1210 году, потеряло свою актуальность? Поэтому и показалось театру, что тема пьесы очень созвучна с проблемами дня сегодняшнего. Для того, чтобы как можно точнее, убедительнее и выразительнее донести до зрителя события и пафос «исторического действа», — именно так определил театр жанр спектакля, — коллектив пошел на смелый и рискованный эксперимент. Решил воссоздать события 13-го века не на сцене, а в обстановке максимально приближенной к достоверно исторической. С пониманием отнеслось к намерению театра сыграть спектакль в «естественных декорациях» руководство Владимиро-Суздальского музея заповедника, резонно посчитавшее, что спектакль на открытом воздухе, на фоне архитектурных сооружений музея сможет служить своеобразным театрализованным сувениром многочисленным советским и зарубежным туристам, путешествующим по маршрутам Золотого кольца. Сценой для «Великого княжения» была выбрана территория музея деревянного зодчества и крестьянского быта в городе-музее Суздале, где возможности для погружения в глубины родной истории самые благодатнейшие. Режиссер-постановщик, главный режиссер театра Юрий Галин, занял в необычном спектакле-представлении весь творческий состав театра. Более того, в представлении на равных с артистами участвуют народные музыканты, исполняющие старинные русские песни, баллады и наигрыши на гуслях, а также каскадеры, с большим мастерством демонстрирующие приемы владения старинным русским оружием. Заняты в представлении и многоопытные «киноартисты» — красавцы-рысаки суздальского ямского двора, принимавшие участие в съемках не одного фильма и убедительно подтвердившие высокий класс «актерского мастерства» в этой оригинальной театральной работе. Центральный образ спектакля — Всеволода воплотил в историческом действии дебютировавший этой ролью во Владимирском театре опытный актер театра и кино Алексей Свекло, принявший приглашение работать на владимирской сцене. В его творческом багаже 15 киноролей, добрая половина которых главные. В том числе в таких фильмах как «Квартет Гварнери», «Притча о любви», «Пароходы гудят и уходят», «Третья сторона медали» и других. Работа над образом исторического деятеля — это и дополнительно творческие сложности и немалая моральная ответственность. Для А. Свекло роль Всеволода III не первая встреча с историческим персонажем. На сцене он играл генерала Карбышева, в кино — Чернышевского. Опыт этот явно пригодился актеру. Помогло, конечно, и изучение им исторических источников. По общему мнению зрителей образ Всеволода — безусловная удача актера. Одиннадцать спектаклей сыграл театр в августе. И все с полным аншлагом. Необходимо добавить, что поскольку спектакль этот является госзаказом, то и принимала его государственная комиссия, возглавляемая начальником управления театров Министерства культуры РСФСР В.В. Подгородинским. Поздравив коллектив театра с удачей, он выразил уверенность, что спектаклю предстоит долгая жизнь. Владимирский театр тоже на это надеется. И следующим летом опять пригласит зрителей... на луг суздальского музея деревянного зодчества. В. КАНАХИН, помощник главного режиссера по литературной части» («Знамя», 26 августа 1989).
«С надеждой на сопереживания 13 ОКТЯБРЯ открывает свой новый, 141 сезон Владимирский областной драматический театр имени А.В. Луначарского. Коллективу театра предстоит большая творческая работа. Он предполагает пополнить свою афишу как минимум на восемь названий. Уже 20 октября театр покажет премьеру, спектакль по пьесе Венедикта Ерофеева «Вальпургиева ночь». Автор этот новый для театра, и не только для Владимирского. Одаренный писатель, один из поколения «шестидесятников», он надолго был отлучен от читателей — его произведения просто не печатали. Не парадокс ли, что его наизвестнейшее ныне прозаическое произведение — поэма «Москва—Петушки» было напечатано у нас лишь совсем недавно, уже после того, как вышло отдельными изданиями более чем в двух десятках стран?! Впрочем, какой же парадокс, скорее, закономерность. Ведь это произведение В. Ерофеева справедливо считают трагическим реквиемом по несбывшимся надеждам его поколения... С «Вальпургиевой ночью», как отмечают критики, выходит к широкой аудитории культурный слой, доселе ей неведомый, существовавший до самого последнего времени исключительно подпольно. Хроника времен стагнации — застоя — так определил театр жанр спектакля. В неразрывное целое сплетены в нем быт и аллегория, горькое, трагическое и смешное. А смех у Ерофеева — смех особый. Он сродни гоголевскому, смех сквозь слезы, такой, что исцеляет души. Действие пьесы происходит в лечебнице, где принудительно лечат от алкоголизма.
Но только вот лечат ли? А если да, то только ли от алкоголизма? Чем же определить упорное стремление медперсонала подавить, растоптать в пациенте личность? Такими и подобными им вопросами задается театр, обратившись к оригинальной, во многом даже странной пьесе честного и талантливого автора. Стоит, пожалуй, отметить, что судьба Венедикта Ерофеева непосредственно связана с нашей областью. Именно из Владимирского педагогического института исключили его в свое время за «неблагонадежность» и вывезли из города на милицейском мотоцикле, взяв перед тем подлиску о том, что покинет область в 48 часов... Ставит «Вальпургиеву ночь» приглашенный для этой постановки заслуженный деятель искусств Эстонской ССР, Лауреат Государственной премии Эстонской ССР Виталий Чермонев. Занята в спектакле вся, без исключения, мужская половина труппы, а также актрисы Ольга Красикова, Лариса Корягина, Анна Левицкая, Светлана Соловьева. Постоянно функционирующей станет в этом сезоне малая сцена театра. Спектакли на ней будут идти каждый вечер, параллельно со спектаклями на большой сцене. В ноябре на малой сцене театр сразу покажет три премьеры. «Трагический поединок» Аркадия Ставицкого, положившего в основу пьесы подлинные события 1937 года, «Антигону» Жанна Ануйя — современное переосмысление античной трагедии и «Спортивные сцены 1981 года» одного из самых популярных современных драматургов Эдварда Радзинского. Из репертуара минувшего сезона в афише большой сцены остаются спектакли «Дача Сталина» Владимира Губарева. Этим спектаклем театр и откроет новый сезон. Премьерный спектакль «Эти пять горшков с цветами» по комедии классика итальянской драматургии Луиджи Пиранделло «Человек, животное и добродетель». «Два билета до Владимира» — не новая, но пользующаяся неизменным успехом лирическая комедии Эмиля Брагинского, «Я — женщине» по пьесе Лауреата Государственной премии СССР Виктора Мережко и другие. На малой сцене — «Семейное счастье» А.П. Чехова, моноспектакли «Записки сумасшедшего» Н.В. Гоголя и «Перед зеркалом» В. Каверина, спектакли «Колокола» Г. Мамлина и «Скамейка» А. Гельмана. Среди новшеств сезона есть и такое. Театр заключил с руководством ПО «Владимиртрансагентство» договор, и теперь жители сел и районных городов области могут купить билет в театр в своем районном отделении этого агентства. А вместе с театральным билетом по желанию можно приобрести и билет на автобус, который доставит любителей театрального искусства во Владимир к началу спектакля и по окончании его отвезет обратно, в районный центр. В первой десятидневке ноября уже можно будет посмотреть таким образом спектакль «Играем в фанты». Поставлен он по пьесе молодого драматурга Н. Коляды и рассматривает молодежные проблемы. Поэтому и адресуем мы его в первую очередь молодому зрителю. Спектакль этот поставлен в жесткой манере и пользуется у владимирской молодежи большим успехом. В начале ноября театр проведет Неделю «Театр и дети», во время которой, кроме спектакля «Играем в фанты», он покажет три сказки: «Кот в сапогах», «Андрей-стрелок и Марья-Голубка» и «Василиса Прекрасная». В. КАНАХИН, помощник главного режиссера театра» («Знамя», 12 октября 1989).
«Областной драматический театр возобновил удачно начатую летом прошлого года практику показа спектаклей на открытом воздухе. Историческое действо «Великое княжение», созданное коллективом специально для исполнения на территории Суздальского музея деревянного зодчества, рассказывает об одной из самых знаменательных страниц истории Руси — конфликте Владимирского князя Всеволода Большое Гнездо с князем Торопецким Мстиславом. В спектакле занята вся труппа театра. А кроме того исполнители старинных русских народных песен, баллад и наигрышей на гуслях, каскадеры, демонстрирующие приемы владения старинным русским оружием, и... красавцы рысаки Суздальского ямского двора. Туристские фирмы, организующие экскурсии по Золотому кольцу России, справедливо считают наш спектакль своеобразным сувениром гостям города-музея Суздаля. В. КАНАХИН, помощник главного режиссера по литературной части областного драматического театра им. А.В. Луначарского» («Тракторостроитель», 29 июня 1990).
«Театральный сувенир ОБЛАСТНОЙ драматический театр возобновил удачно начатую летом прошлого года практику показа спектаклей на открытом воздухе. Историческое действо «Великое княжение», созданное коллективом специально для исполнения на территории Суздальского музея деревянного зодчества и крестьянского быта, рассказывает об одной из самых знаменательных страниц истории Руси — конфликта Владимирского князя Всеволода Третьего Большое Гнездо с князем Торопецким Мстиславом. Конфликте, полном драматических событий, но разрешенном, благодаря мудрости Всеволода Третьего, все же не кровопролитием, как большинство княжьих междоусобиц, а заключением мира. Среди действующих лиц исторического действия, кроме Всеволода и Мстислава — княгиня Мария, Андрей Боголюбский, Иоанн, епископ Владимирский. А также бояре, купцы, горожане, бродячие скоморохи. В спектакле занята вся труппа театра. И кроме того, исполнители старинных русских народных песен, баллад и наигрышей на гуслях, демонстрирующие приемы владения старинным русским оружием, и... красавцы рысаки Суздальского ямского двора. Помимо сугубо художественных задач, в решении которых неоценимую службу сослужили и служат «естественные декорации» и сама природа их окружающая — театр ставил перед собой и задачи историко-просветительские. Ведь возможности для погружения зрителей в глубины родной истории — погружения не только сознанием, но душой и сердцем, — здесь, в атмосфере подлинных исторических архитектурных сооружений, самые благодатнейшие. Вероятно, и поэтому туристические фирмы, организующие экскурсии по Золотому кольцу России, справедливо считают наш спектакль еще и своеобразным театрализованным сувениром гостям города-музея Суздаля, которые, осмотрев многочисленные архитектурные памятники и музейные экспозиции, получают возможность перенестись вместе с исполнителями спектакля в начало 13-го века... В. КАНАХИН, помощник главного режиссера по литературной части Владимирского областного драматического театра им. А.В. Луначарского» («Знамя», 16 июня 1990).
В 1991-м г. в театр пришел новый главный режиссер - заслуженный деятель искусств России Бурков Алексей Александрович. С его именем связано немало творческих достижений театра, высоко оцененных как зрителями, так и театральной критикой.
В 90-е годы XX века, несмотря на кризис в стране, в театре достигнута творческая стабильность. При художественном руководстве заслуженного деятеля искусств РФ А.А. Буркова состоялись яркие, талантливые, содержательные постановки по произведениям Ф.М. Достоевского, А.М. Горького, Н.В. Гоголя, А.С. Грибоедова, А.П. Чехова, А.С. Пушкина, А.Н. Островского, В. Гюго, Ф. Шиллера, П. Кальдерона, М. Метерлинка, Б. Шоу, Г. Флобера, Дж. Стейнбека, Дм. Аверкиева, А. Вампилова, А. Володина, Э. Радзинского, В. Шкваркина, Г. Пинтера, Э. Ионеско, В. Каверина, Н. Эрдмана, Д. Голдмена, Д. Патрика, А. Гарни, А. Дударева и др. «Историческая фреска» по трилогии А.К. Толстого «Смута» в постановке А.А. Буркова - в течение десятилетия «визитная карточка» театра; участник фестивалей исторических спектаклей во Владимире, Москве и Костроме. В этот же период театр регулярно участвует в Международном фестивале «Голоса истории»: в 1991 (спектакль на открытой сценической площадке «Великое княжение»), 1993 («Иван – не будь дурак!» по мотивам сказки А.Н. Островского «Иван-царевич»), 1995 («Давным-давно» А. Гладкова), 1998 («Комедия о российском дворянине Фроле Скабееве» Д. Аверкиева) гг., «Баллада о солдате» (2005). Устанавливаются российско-немецкие творческие контакты (обмен постановщиками: в 1994 году режиссер из Баварии поставил во Владимирском театре спектакль-калейдоскоп миниатюр «Говорящая собака»: в 1996 году главный режиссер Владимирского театра драмы Алексей Бурков поставил в Эрлангенском театре спектакль «Старомодная комедия» по пьесе А. Арбузова. Происходит и обмен пьесами: в Эрлангене поставлены пьесы владимирского драматурга Льва Проталина «Ништяк» и «Русская Машка», а во Владимирском театре драмы главным режиссером А. Бурковым поставлена фольклорная комедия баварца Франца Креца «Без меня меня женили». Также проходят гастроли владимирцев в Германии в 1992 году со спектаклями «Жизнь Василия Фивейского» по Л. Андрееву и «Семейный портрет с посторонним» С. Лобозерова. В 1993 году Лаптев Владимир Георгиевич был приглашен главным режиссером А.А. Бурковым во Владимирский театр драмы, где работал до 1997 г. режиссером-постановщиком и поставил более десятка разноплановых спектаклей, среди которых такие самобытные и легендарные постановки, как «Я люблю эту серую кошку» Л. Проталина, «Женитьба Белугина» А.Н. Островского и Б. Соловьёва, «Гибель Европы у Золотых ворот» Н. Эрдмана, «Условия диктует леди» Э.Элиса и Р.Риза, «Чужой ребёнок» В. Шкваркина, «Романтики» Э. Ростана, «Свет мой. Сашенька» по пьесе Е.Греминой «За зеркалом» и др. Был инициатором создания и руководителем Актерской студии при Владимирском областном театре драмы (1993-1996 гг.).