Иоанн Матвеевич Смирнов, по рождению, по образованию и по духовно-учебной службе, принадлежал к Владимирской епархии. Иоанн Матвеевич родился в 1820 году, в январе месяце; отец его был диакон села Пенья, Юрьевского уезда.
Первоначальное образование — получил во Владимирском Духовном Училище, а затем — во Владимирской Духовной Семинарии, где и окончил курс с званием студента в 1844 году. По окончании курса в Духовной Семинарии он был определен учителем в Переславское духовное училище. В 1847 году в марте перемещен в Шуйское духовное училище учителем греческого языка, а в ноябре 1848 года во Владимирское.
В 1849 году перемещен в Муромское духовное училище. 11 сентября того же года произведен во священника в город Муром к Троицкой девича монастыря церкви, с оставлением его при учительской должности по предмету латинского языка. С 1852 года состоял инспектором Муромского Духовного Училища и первым наставником по предметам Православного катихизиса и латинского языка. В 1869 г. перемещен священником в Муромский собор Рождества Богородицы. В 1878 г. выслужив установленную для себя училищную пенсию, согласно прошению, перемещен настоятелем в Вязниковский собор Казанской иконы Божией Матери, с возведением его в сан протоиерея и с возложением на пего должности благочинного и председателя уездного цензурного комитета по рассмотрению проповедей.
Иоанн Матвеевич состоял на службе всего 58 лет, из них посвятил себя духовно-училищной службе по образованию и воспитанию юношества слишком 30 лет. В городе Вязниках протоиерей Иоанн Матвеевич прослужил почти 25 лет. В период служения в Вязниках он, кроме благочиннической должности, с честью проходил и многие другие. С 1884 г. — 1893 г. — состоял окружным наблюдателем над церковно-приходскими школами. С 1887 — 1893 г. был председателем Уездного Отделения Епархиального Училищного Совета. С 1886 — 1902 г. — состоял председателем противораскольнического Вязниковского Отделения Братства Александра Невского.
Не взирая на многосложные и ответственные труды по благочиннической и другим должностям, о. протоиерей И.М. и пастырскую службу свою нес с примерным усердием и терпением. Наравне с прочими священниками собора он нес очередное богослужение — до заката дней своей жизни, был ревностным проповедником слова Божия. Его поучения, слова и речи были всегда полны мысли и красноречия и выслушивались со вниманием не только в храме, но и прочитывались с великим удовольствием по домам. Будучи сам отличным проповедником, он желал и в других пастырях видеть то же достоинство, поэтому, как председатель Уездного Цензурного Комитета, он часто руководил своих собратий и в выборе мыслей, и в образе выражения их.
По отношению к своим пасомым протоиерей Иоанн Матвеевич был поистине добрым пастырем. К исполнению церковных служб и частных треб он относился с замечательною внимательностью в высокой настроенностью. По своим обязанностям ему приходилось входить в сношения с разными классами людей: с дворянами, чиновниками, купцами, мещанами и крестьянами, и со всеми обращение его было одинаково. Простота, незлобие и кротость составляли главные качества его души.
Как благочинный, протоиерей И. М. для подведомственного ему духовенства был очень дорог. Духовенство видело в нем правдивого и доброго начальника, опытного и мудрого руководителя. Он был доступен для всех; двери его дома открыты были во всякое время дня и ночи; всякий приходящий к нему с недоуменным вопросом получал от него разумный ответ и полезное наставление. Не терпел он никаких ссор между подчиненными, всячески старался водворить в причте его ведомства мир и согласие, а потому, за время его благочиннической службы среди подчиненного ему духовенства, в их отношениях между собою и в отношении к прихожанам, весьма редко были неприятности, но почти всегда было тихо, мирно и спокойно. При исполнении благочиннических обязанностей И. М-ч совершенно был чужд всякого формализма. Он был вообще не бумажный человек, а человек дела, который знал, что различными бумажными процедурами можно иногда погубить человека, и наоборот, проявив к нему хотя и немного сочувствия и любви христианской, можно возродить его на новый путь.
Чуткий и отзывчивый на чужое несчастие и горе, И.М. многим помогал или добрым словом, или материальным способом. В последние годы жизни его, благотворительность его имела характер преимущественно общественный. Он жертвовал немалые суммы на нужды всех духовно-учебных заведений родной епархии, на построение храмов Божиих и на другие богоугодные дела.
О. протоиерей И. М. за свои многочисленные и полезные труды, в период свыше 50-летнего пастырского своего служения, награжден был всеми знаками отличий, начиная с набедренника и кончая палицей и орденами св. Анны 3-й и 2-й ст. и св. Владимира 4-й и 3-й ст. Но лучшей его наградой было то уважение, которым пользовался он среди Вязниковских граждан и подведомого ему духовенства.
Открытое и торжественное выражение этих чувств высказалось в день пятидесятилетнего юбилея его епархиальной службы (1894 года сентября 18 дня). Ему поднесены были в то время от граждан Вязниковских золотой, украшенный дорогими камнями, наперсный крест, от окружного духовенства святая икона Пророка и Предтечи Господня Иоанна и иерейский жезл, от прихожан собора святая икона Б. М. Казанская.
5-го августа 1902 года скончался на 82 году жизни заслуженнейший протоиерей благочинный города Вязников Иоанн Матвеевич Смирнов.
В день погребения И. М-ча один из бывших учеников его, в надгробном слове своем охарактеризовал покойного, как учителя и наставника своего следующими словами. «Обладая от природы недюжинным умом и характером, И. М-ч глубоко понимал и воплощал ту вечную истину великого дела учительства-юношества — что просвещение приносит благие плоды обществу только тогда, когда основанием ему служит вера... В сознании этого И. М. олицетворял в себе достойнейшего учителя наукам и, главное, христианского воспитателя. В основание отношений к ученикам он полагал не формальную казовую сторону, но родственную сердечную любовь. В силу этого он всегда являлся в классе к ученикам не только своевременно, но и всегда подготовленным по предмету преподавания; с охотой ученики снимали копии с его записок и изучали их. Он часто говаривал, что каждый человек в обычной или меньшей степени одарен своего рода от Бога талантом, и вот этот талант старался он подмечать в своем ученике и развивать его не книжным только учением, но и воспитанием. На воспитание молодого поколения он не щадил своих сил и здоровья; он желал, чтобы ученики его всегда были на его глазах, не только в школе, но и вне школы; он сам приходил к ним, чтобы видеть поведение их на квартире среди чужих людей; любил и награждал он исправных учеников, но строго наказывал и исправлял нерадивых и беспечных, терпя их, не выгоняя из училища». Как инспектор — И. М-ч был, по выражению учеников его, «грозой училища». Он не боялся никаких опасностей; в ночное и ненастное время лично посещал места общественных развлечений, предохраняя всячески своих учеников от увлечений. За его труды по воспитанию юношества, Господь удостоил его при жизни видеть многих учеников своих, оправдавших его заботы и в настоящее время составляющих украшение церкви в сане архипастырей и пастырей, сановников и полезных тружеников общественного государственного дела». Свящ. Алексий Цветков. (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 18-й. 1903).
Святители, священство, служители Владимирской Епархии Владимиро-Суздальская епархия.