В декабре 1930 года A.И. Рыкова освободили от обязанностей члена Политбюро и председателя СНК, клуб стал носить имя B.М. Молотова. «Клуб им. Молотова сдал по договору с 3 по 26 января концертный зал находящейся сейчас во Владимире оперетте. Это значит, что 2200 железнодорожников и 200 печатников города почти целый месяц не имеют права войти в свой клуб, на целый месяц замерла работа на клубной сцене. О чем думал культсовет, заключая такой договор? Для рабочих посещение оперетты — не по карману. К тому же, что там идет — все это бессодержательно, не имеет никакой идеологической ценности. Нам нужны другие постановки, показывающие напряженную борьбу рабочего класса за промфинплан. И такие постановки нам могут с успехом дать свои живгазета и драмкружок. Мы не против сдачи концертного зала, но мы против такого продолжительного срока. Мы не против сдачи зала под съезды, конференции, под концерты, но против сдачи под такие постановки, которые для рабочего не имеют никакой ценности и на которые ходят лишь одно расфранченное мещанство. Сейчас, конечно, поздно расторгать договор. Но в будущем культсовету надо меньше заниматься коммерцией, а больше думать о культработе среди рабочих. А. Сальников» («Призыв», 29 января 1931).
«Безобразия в кино-клубе им. Молотова Публики в кино при клубе им. Молотова ходит ежедневно очень много, но окружающая обстановка в фойе кино безобразна. Курительная комната — около самой уборной, а недалеко от курительной комнаты буфет. Коридор всегда наполнен дымом из курительной комнаты, так как в последней не имеется вентиляции. Скверный воздух проникает и в буфет. В курительной комнате грязи, что называется, до отказу» («Призыв», 28 февраля 1931). «За последнее время па улицах города стали появляться сногсшибательные афиши, рекламирующие массу «новых» фильмов. При просмотре вот что оказалось. Картину «Ветер» переименовали без всякого повода в картину «Амба». При этом, советские картины легко превращаются в американские драмы — в комедии и т. д. Так, например, картина «Рейс мистера Ллойда» с участием Ольги Третьяковой, постановка Массино, производства Межрабпомфилм, — превратилась в американскую с участием Гарольда Ллойда, да еще в комедию, а драма «Бабы рязанские» превратилась в «лучшую комедию Совкино». Кто этим занимается? Этим делом занимается клуб им. Молотова. Очевидно, что правление клуба гонится за извлечением из наших советских фильм изрядного количества монеты и поэтому «американизируют» их и из драм делают комедии. Признавая такое явление вредным и нездоровым, так как вводится в заблуждение зритель и общественные организации, необходимо одернуть «американизировавшихся» молотовцев и предложить им составлять рекламу, как следует» («Призыв», 26 марта 1931).
«10 апреля в клубе им. Молотова организована антирелигиозная выставка. Ее посещать можно с 6 часов вечера. На выставке установлено дежурство сотрудников музея. 11 апреля Клуб им. Молотова — лекция и массовый физкультурный вечер. С 11 часов вечера демонстрация на открытом воздухе кино-картины» («Призыв», 10 апреля 1931).
В 1931 году в городе был открыт Учкомбов - учебный комбинат по борьбе с садово-огородными, полевыми и лесными вредителями, включавший в себя техникум, рабфак и вуз. Его разместили на ул. Фрунзе, д. № 4 (бывшая духовная семинария, здание б. Педтехникума, клуб им. Рыкова). В клубе им. Рыкова до 1930 г. находился Дом Санпросвета и Дом работников просвещения.
«Дом работников просвещения вел большую общественно-политическую работу среди местного учительства. Сейчас ДРП закрыт.
Причина — отсутствие помещения. ДРП находился ранее в здании клуба им. Рыкова. Учебный комбинат, заняв помещение, несмотря на все протесты, выселил ДРП. Все имущество свалено в кучу и заперто. Дверь помещения была предварительно забита досками. Ha-днях обнаружилось, что кто-то отодрал доски и сломал замок. Если так будет продолжаться дальше, имущество ДРП окажется все расхищенным» («Призыв», 23 декабря 1931). «Дом санпросвета Еще не так давно во Владимире был хороший дом санпросвета, который по оборудованию и работе мог соревноваться с домами санпросвета областных центров. Дом санпросвета имел богатый музей, приличную медицинскую библиотеку и вел широкую санпросветработу среди рабочих, колхозников и красноармейцев. Дом санпросвета, помещавшийся в клубе имени Рыкова, знал каждый рабочий Владимира. В нем перебывали и тысячи колхозников, и красноармейцев. Библиотека дома была большим подспорьем в работе учащихся и врачей. И вдруг в один, как говорится, прекрасный день, дом санпросвета пропал!.. Где же он? Сейчас в дом санпросвета попасть не так-то просто, он в подвале поликлиники и нужно хорошо знать «географию» поликлиники, чтобы добраться до музея. Дорогу в дом санпросвета с трудом находят медработники, а уж рабочему или колхознику до него не добраться. Да, теперь собственно говоря, и нет дома санпросвета. Музей свален в одну комнату без всякого порядка и находится всегда на ключе. Библиотека работает с 1 ч. — 3 ч., когда туда медработники, не работающие в поликлинике (а таких большинство), попасть не могут. Дом санпросвета теперь в общем для города не существует» («Призыв», 19 ноября 1931).
Ул. Б. Московская, д. 33
В 1931 году Железнодорожный клуб имени Рыкова переехал в бывший дом дворянского собрания. «При клубе им. Молотова занимаются вечерняя совпартшкола и профкурсы. Для них отведена специальная комната, но эта комната не оборудована и на стенах нет даже ни одного плаката. В комнате — вечно грязь» («Призыв», 6 января 1932).
«При клубе им. Молотова имеется вечерняя совпартшкола. Преподавательским составом укомплектована она хорошо. Однако зав. клубом и заведующий школой о ней совершенно не заботятся. Пример можно взять хотя бы с того, что помещения, предоставляемые для занятий, имеют безобразный вид, при этом каждый раз помещения меняются, отчего иной раз совпартшкольцам по часу приходится отыскивать свободную комнату для занятий. Наглядных пособий (диаграммы, карты и т. д.) школа не имеет, а они необходимы. Благодаря нерадивого отношения к ВСПШ со стороны руководящей части, школа осталась без учебных наглядных пособий и без постоянного помещения, благодаря этого посещаемость слушателей снизилась до минимума (22 проц.). Вечерняя СПШ накануне развала. Но что делают партколлективы службы тяги, движения и пути и что делает культпроп. т. Власов? Об этом никто ничего не знает» («Призыв», 26 февраля 1932).
«При клубе имени Молотова организована вечерняя совпартшкола, но для клуба эта школа существует на положении «чужой». Это подтверждается следующим. Зав. школой перед зав. клубом тов. Дудукиным поставил вопрос о том, чтобы за школой закрепить отдельный кабинет. Но получил ответ: «Школа комплектована не только из железнодорожников, но и из городских организаций, а поэтому определенного кабинета не даю». Вот отношение клуба к марксистско-ленинскому воспитанию. Вот почему в кабинете существует полная обезличка, а в результате — грязь, мусор, света по вечерам нет, кабинет не оборудован. Об этом уже писалось в «Призыве», но ничего не предпринято. 24 марта должно было быть занятие, но оно было почти сорвано, так как в своем кабинете света нет и слушателям в течение вечера пришлось заниматься в 4 кабинетах» («Призыв», 3 апр. 1932).
«Клуб имени Молотова, решил организовать у себя звуковое в кино. Предполагается, что звуковое кино будет оборудовано и открыто к 3-й районной партконференции. Стоимость звукового кино определяется приблизительно в 20.000 руб. Оборудование заказывается частью в Москве, частью в Ленинграде» («Призыв», 1 янв. 1932). «14 февраля открылось в клубе им. Молотова звуковое кино, идет фильма «Одна», поставленная по сценарию режиссеров Козинцева и Трауберга. Музыку к этой картине написал ленинградский композитор Шестакович. Надо отметить, что эта картина далеко не исчерпывает еще всех возможностей звукового кино. Данная картина одна из первых звуковых фильм, поставленных в СССР. По существу она является не говорящим, а музыкальным фильмом. В настоящее время имеются новые звуковые картины, как например, «Путевка в жизнь», «Снайпер», «Златые горы» и друг., являющиеся доказательством, что советское звуковое кино далеко шагнуло вперед. Излишне говорить еще раз, что открытие звукового кино, оборудование которого обошлось около 20000 р. — огромное достижение на культурном фронте. Звуковое кино — достижение советского кино-производства. Аппаратура установки целиком сделана на советских заводах» («Призыв», 16 февраля 1932). «За последнее время клуб им. Молотова совсем прекратил работу. Жизнь производства его как будто-бы не стала интересовать, и он увлекся одним только звуковым кино» («Призыв», 15 апр. 1932). «Общежитие учкомбова при клубе им. Молотова находится в недопустимо антисанитарном состоянии. По двору нельзя пройти - весь двор и помещение загажено нечистотами, помои выливаются прямо в окна. При общежитии нет ни помойки, ни уборной. Срочно принять меры» («Призыв», 4 марта 1933). «Клуб Молотова из лучшего превратился в худший клуб Клуб имени Молотова когда-то считался лучшим клубом области, шел в рядах передовых клубов СССР. Да, все это было, но что стало теперь? Клубная работа развалена. В клубе кроме кино, да танцевальных вечеров ничего не бывает. Условия для работы кружков не созданы. А можно-ли найти в клубе газеты, журналы? Не найдете. Не услышите и радио. После всего этого неудивительно, что рабочие ж.-д. не ходит в свой клуб. Нет прежнего культурного обслуживании рабочих ж.-д. и в обеденный перерыв. Не снимая ответственности за развал клубной работы с правления клуба, в частности с Есгафьева и Чугунова, главная вина ложится на руководителей партпрофорганизации ст. Владимир и они должны ответить» («Призыв», 20 дек. 1933). С мая 1934 года городской парк (парк им. Пушкина) перешёл в ведение города, с апреля 1938 года вновь в ведение клуба Молотова, но все организации и учреждения города должны были принимать долевое участие в его оборудовании. «Железнодорожная библиотека клуба Молотова влачит жалкое существование, всеми заброшена и забыта. Книжный фонд библиотеки (8133 книги) значительно устарел. Пополнением этого фонда в течение ряда лет никто не занимался. Ассигнованные средства на увеличение книжного фонда разбазариваются, используются на другие надобности. Например, в 1933 году из ассигнованных 2000 рублей израсходовано по назначению только 14 проц., остальные — «наверное на шарманку и карусель» — говорят библиотекарь. В 1934 году из 3000 рублей израсходовано только несколько рублей. Имеющиеся книжные фонды по красным уголкам железнодорожного узла растаскиваются кому только не лень. Библиотека не связана с читателем, отсутствует всякая массовая работа с ним и почти нет в библиотеке технической, по роду производства, литературы. Работники библиотеки несколько раз обращались в правление клуба, к железнодорожным организациям и в центральную библиотеку о налаживании библиотеки, но от них абсолютно никакой помощи не получали» («Призыв», 5 июня 1934).
Вечером 1 августа 1934 года инсценировалось воздушно-химическое нападение на город, с балкона клуба им. Молотова по радио сообщали содержание и этапы нападения. «В клубе имени Молотова организовано ядро начинающих художников. Оно выделило бригаду, которая под руководством зав. клуба тов. Кошутина готовит подарок третьему районному съезду советов. Подарок заключается в оформлении клуба. На фасаде клуба будет изображен рост промышленности за 17 лет, быт старой и новой деревни. Особенно много проявляют энергии в оформлении начинающие художники – Бардин, Жиряков» («Призыв», 14 декабря 1934).
«18 годовщину Октябрьской революции клуб имени Молотова встречает готовностью к зимней работе. Заново отремонтировано помещение, произведена оклейка и побелка. Фасад здания клуба будет художественно оформлен. В центре — портреты Ленина, Сталина, Кагановича. Темы оформления: транспорт, антифашистская кампания и оборона СССР» («Призыв», 24 октября 1935).
«В помещении бывшего дворянского собрания сейчас клуб железнодорожников. Неузнаваемо стало прошлое дворянское собрание. Зал. Большой бюст вождя нашей партии и международного пролетариата товарища Сталина. Портрет маршала Советского Союза товарища Ворошилова. Картины художника Модорова. Зеркала. Цветы. Мягкая мебель. Шахматы, шашки, журналы, газеты, настольные биллиарды. Богатая библиотека, и читальня. Хорошо в этом зало отдохнуть рабочему! В клубе раз в декаду читаются лекции на политические, экономические и научные темы. Ежедневно демонстрируются художественные звуковые кино-картины. Каждый день сотни рабочих и трудящихся посещают клуб. И не просто посещают, а активно, работают в кружках, выступают на сцене, играют на музыкальных инструментах, читают книги, культурно проводят свой досуг. Клуб имени Молотова по праву считается очагом высокой культуры, очагом воспитания нового человека, активного строителя бесклассового общества. Вот почему рабочие, железнодорожники, трудящиеся города любят свой клуб, охотно в него идут и принимают активное участие в его работе» («Призыв», 5 ноября 1935). «Больше внимания клубным драматическим кружкам Одним из крупнейших клубов у нас является клуб им. Молотова, которым заведует Кошутин. В этом клубе есть старейший драмколлектив, состав его 23 человека. Руководитель кружка — артист городского театра Соколов Б.Г. Состояние работы этого кружка далеко неудовлетворительно и это не потому, что кружковцы или руководители не справляются со своим делом, а потому, что руководитель клуба Кошутин совершенно не уделяет внимания драмкружку. Из беседы с драмкружковцами Александровой, Куликовой, Шер, Заверняевым, Ларионовым и др. установлено, что Кошутин смотрит на драмкружок с коммерческой стороны — как бы побольше получить доходов от кружка. А что сделано для того, чтобы кружок был высококачественным театральным самодеятельным коллективом? Нужно прямо сказать — ничего. Кошутин за коммерческими расчетами не видит, как живет драмкружок, и не знает, что нужно коллективу. А в драмкружке многого недостает: отсутствует учебно-воспитательная работа, нет глубокого, систематического изучения техники актерского мастерства, истории театра, техники речи, изучения грима. Кружковцы совершенно не знают, что такое формализм, натурализм, социалистический реализм. Не практикуются коллективные выходы в гортеатр на просмотр пьесы с последующим разбором спектакля. Нет также просмотра и кино-картин. Никаких учебных пособий кружок не имеет. 6 января драмкружок ставил советскую пьесу «Платон Кречет» — Корнейчука. Какое же внимание было уделено этой постановке со стороны руководства клуба? Прежде всего, кружковцы перед спектаклем нервничали, потому что на весь коллектив была дана одна коробка грима, пудры и вазелина. Такое невнимательное отношение вызвало законное возмущение кружковцев. Спектакль был назначен на 8 часов 30 минут вечера. В девять часов декорации еще не были поставлены. Зритель досадовал на затяжку начала спектакля. Наконец, спектакль начали в 9 ч. 30 м. Но и опять было не все в порядке. В первом акте электро-механика на месте нет, световые эффекты отсутствуют, занавес не закрывается. Полная неряшливость. А между тем завклубом доволен: полный зал зрителей, сбор 800 рублей, задача «решена»! Нет, Кошутин, не решена задача! Нужно учебную работу организовать в кружке, создать условия для роста кружковцев, изменить отношение к кружку. Есть хорошие, способные кружковцы: тов. Журин, стахановец железной дороги, в кружке с 1934 года, на сцене с 1919 года. Александрова С.С. в кружке клуба с 1923 года, бывшая железнодорожная служащая, сейчас на пенсии, Майков — техник связи и другие. Но их работу администрация клуба не отмечает, они не пользуются вниманием. В плане работы кружка не плохой репертуар: «Бедность не порок», «Гроза», «Не все коту масленица» — Островского, «Женитьба» — Гоголя, «Платон Кречет» — Корнейчука. Кружковцы начали работать над молодежной пьесой Арбузова «Дальняя дорога» («Знамя», 20 января 1937).
Железнодорожный клуб им. Молотова
«Хор клуба им. Молотова Ленин говорил, что подлинный подъем культуры возможен лишь тогда, когда культура из привилегии для немногих избранных станет делом десятков миллионов. Это оправдалось полностью. Под руководством великого друга советского искусства товарища Сталина наше искусство достигло небывалого расцвета. Великие достижении классиков стали достижением миллионных масс. Растет яркое, увлекающее, советское искусство, растет культура миллионов. Широкие массы трудящихся поют в свободной стране, поют про свою прекрасную жизнь. Развивается громадная тяга к учебе, к знаниям. Не только молодежь, но и старшее поколение хочет быть участником хоровых кружков и сольных выступлений. Движение за овладение хоровой культурой становится массовым. У нас во Владимире хоровой коллектив клуба железнодорожников имеет все условия для своего развития. Состав хора можно считать молодым. Постепенно начинают вливаться мужские голоса, а вначале хор был исключительно женским. Из числящихся в хоре 40 певцов, большинство железнодорожники. Руководитель кружка специалист-хоровик. Занятия ведутся регулярно 2 раза в 6-дневку по намеченному плану. На занятиях проходят нотную грамоту и готовят репертуар по нотам. Обладающие хорошими голосовыми данными занимаются дополнительно для изучения сольных произведений, преимущественно классиков. С 1-го сентября выучено 19 хоровых массовых песен. Значительное место в репертуаре хорового кружка занимают песни советских композиторов: «Радостный марш» — Кампанейца, «Снайперский марш» — Ряузова, «Песня о родине» — Дунаевского, а также народные песни «Во поле березынька стояла», «Ой за гаем, гаем» и др. Из классических произведений выучен «Смелый пловец» — Шуберта, изучается хор из оперы «Евгений Онегин» — Чайковского — «Девицы, красавицы». Репертуаром хоровой коллектив вполне обеспечен. Никитина» («Знамя», 24 января 1937).
«Смежную комнату с Домом санитарной культуры занимают сейчас музыканты духового оркестра клуба имени Молотова. Это создает большие неудобства, так как почти рядом размещен лекционный зал» («Знамя», 9 апреля 1937).
«18 мая в клубе имени Молотова выступает театр балета харьковского окружного Дома Красной Армии имени К.Е. Ворошилова. В программе балетного театра, состоящего из 25 человек, акробатические, физкультурные, мимико-драматические, шуточные и пародийные танцы, а также танцы народов» («Знамя», 18 мая 1937).
«Еще хуже обстоит дело в железнодорожном клубе им. Молотова (заведующий т. Кошутин). Здесь работает только струнный кружок. Драматический прекратил работу (руководил тов. Соколов — артист гортеатра). Сейчас, правда, производится запись в очень большое количество кружков, но когда они приступят к занятиям, а тем более, когда дадут что-либо железнодорожному рабочему — покажет будущее. Пока что рабочие ничего не получили, кроме, разве, одного скверно организованного массового гулянья. У тов. Кошутина имеется очень большой план работы, по которому должно бы все получиться хорошо. Пока же мы являемся свидетелями печальной действительности. Относительно клуба химического завода и говорить нечего — в нем абсолютно ничего не делается. Несмотря на богатое наличие инвентаря и инструментов, заведующие клубами проявляют удивительную бездеятельность. Ни они, ни завкомы не позаботились до сих пор об организации культурного отдыха молодых и особенно пожилых рабочих и работниц. Массовые гулянья рабочих не получили никакого распространения. Проводятся они редко и при том некультурно (безобразно скверная организация)» («Знамя», 4 августа 1937). 22 августа в клубе имени Молотова начались гастроли государственного художественного этнографического ансамбля Кавказа.
«Советская власть отдала это огромное здание под очаг культуры. Вечером в клубе имени Молотова оживленно. Часто на клубную сцену выходят кружки художественной самодеятельности. Среди них — драматический, оркестр духовых и народных инструментов, хор классических и революционных песен, хор народных песен, эстрадно-водевильный кружок и другие. С марта прошлого года по 1 октября нынешнего года в клубе проведено около 400 спектаклей, концертов и вечеров танцев. Кружковцы берутся за классические вещи... Сотни людей собираются в клуб имени Молотова, чтобы прослушать всевозможные лекции, доклады на политические и научные темы. Сюда сходятся трудящиеся на совещания, конференции...» («Призыв» 1939).
Владимирские архивисты на выставке архивных документов «О вооруженной борьбе рабочих Ивановской области с контрреволюцией и интервенцией в 1917-1920 гг.» в клубе им. Молотова, г. Владимир. 1940 г. Из коллекции фотодокументов ГАВО.
«Пушкинский вечер в клубе им. Молотова В клубе им. Молотова 10 февраля был проведен вечер кружков художественной самодеятельности, посвященный памяти великого русского поэта А.С. Пушкина, в связи с 104-й годовщиной со дня его смерти. Перед выступлениями кружков преподаватель учительского института тов. Д.В. Соколов сделал доклад о творчестве Пушкина. Вечер в целом произвел хорошее впечатление, но номера художественного чтения, подготовленные под руководством артиста гортеатра Ордынского, были в художественном отношения более ценны, чем вокальные. Наибольший успех имело чтение С.А. Левиным монолога барона из «Скупого рыцаря». Тов. Левин исполнил этот монолог с большим подъемом. В исполненной финальной сцене на «Каменного гостя» оба участника показали большую талантливость (Донна Анна — Н. Куликова, Дон Гуан — Н. Рыжов). Тов. Куликова просто и тонко сумела подчеркнуть душевные колебания Донны Анны, не устоявшей перед соблазном речей Дон Гуана. А у тов. Рыжова особенно хорошо прозвучали последние, наиболее трагические слова Дон Гуана. Далее нужно отметить исполнение баллады «Жених» тов. Н Даниленок. У нее хорошая дикция, голос звучит сильно там, где это нужно, и ей удалось нарисовать прекрасную картинку сказочного сюжета этого стихотворения. З.П. Кобяко выступила с мелодекламацией «К морю» и исполнила ее красиво и с большим настроением. Из вокальных номеров наибольшее впечатление произвело исполнение тов. Ануфриевой романса «Я помню чудное мгновенье». Впечатление снижалось только тем, что исполнительница не знала наизусть слов такого популярного романса. В исполненных дуэтах лучше звучал голос тов. Мартыновой. Хороша была детская мазурка (Урвачева и Клюева), исполненная в костюмах под музыку мазурки из оперы «Евгений Онегин» Чайковского. Оркестр народных инструментов, под управлением К. Кобяко, звучал уверенно и стройно и обнаружил большую сыгранность в исполнении довольно трудных вещей («Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» Глинки и др.). Надо отметить, что в клубе это уже третий по счету вечер кружковцев в этом сезоне — первый был посвящен Горькому, второй — Л.Н. Толстому. В. Крюкова» («Призыв», 13 фев. 1941). «ЛУЧШИЙ КОЛЛЕКТИВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ Оркестр народных инструментов клуба им. Молотова, под руководством К.К. Кобяко, по заслугам считается лучшим коллективом среди кружков художественной самодеятельности железнодорожников Владимирского отделения. За 11 лет своего существования оркестр провел около полутора тысяч концертных выступлений и его известность вышла далеко за пределы клуба. Активный участник всех политических и общественных мероприятий, оркестр приобрел популярность в городе, среди железнодорожников большинства станций, путевых будок и общежитий Владимирского отделения, подшефных колхозах. Везде он получал хорошую оценку своей работы по культуризму обслуживанию трудящихся и членов их семей. Замечательным в этом коллективе является то, что большинство кружковцев участвует в оркестре с первых дней его организации. Начав с небольших и простых музыкальных произведений, оркестр насчитывает сейчас в своем репертуаре свыше сотни освоенных вполне произведений народной музыки, советских композиторов, освоено также много произведений русских и иностранных классиков. Из классического наследства, в частности, оркестром исполняются такие произведения, как «Марш Черномора» из оперы Глинки «Руслан и Людмила», увертюра к опере «Кармен», ария из оперы «Садко», романсы и дуэты из оперы «Пиковая дама», музыка Чайковского, произведения композиторов Серова, Даргомыжского, Верди, Брамса. Моцарта и других. Из советских композиторов оркестр имеет большое количество произведений Дунаевского, Покрас и т. д. В своей работе оркестр никогда не ограничивается номерами только оркестрового характера, а применяет исполнение концертных произведений секстетом, квинтетом, выступления отдельных солистов оркестра и т. д. Большое место отводится в работе оркестра с солистами пения и исполнителями народных танцев. Это разнообразие форм создает всегда живую и интересную концертную программу. За образцовую работу оркестр неоднократно премировался на дорожных, областных и городских смотрах художественной самодеятельности. В 1937 году оркестр участвовал во Всесоюзном радиофестивале от коллективов художественной самодеятельности Ивановской области. В 1940 году он выступал на Всесоюзном радиосмотре самодеятельности железнодорожников от Горьковской дороги. Особо отмечая хорошую работу руководителя оркестра К.К. Кобяко. Управление дороги наградило его почетной грамотой в числе лучших железнодорожников Горьковской дороги. 6 апреля оркестр устраивает свой отчетный концерт. Он покажет свое творчество в исполнении лучших произведений народной музыки, классиков и советских композиторов. В большой и разнообразной программе примут участие лучшие солисты оркестра, солисты пения клуба, показаны будут в сопровождении оркестра народная пляска и т. д. Выступая с концертом, оркестр ставит задачу не только подвести итоги своей работы, но и шире вовлечь трудящихся в работу самодеятельных коллективов клуба. Инструктор по культработе политотдела I отделения С. Левин» («Призыв», 29 марта 1941). «Кинофестиваль для железнодорожников. В ознаменование XVIII Всесоюзной партийной конференции с 15 февраля в клубе имени Молотова для железнодорожников и членов их семей проводится кинофестиваль. В первые дни будут демонстрироваться историко-революционные фильмы на тему: «Партия, Ленин и Сталин и произведениях советской кинематографии». Будут показаны: I-II серии кинофильма «Великий гражданин», «Ленин в Октябре», «Ленин в 1918 году», «Яков Свердлов». Будут показаны также художественные фильмы, отражающее передовую технику и знатных людей нашей страны – «На границе», «Член правительства», «На путях». В документальном кинофильме «День нового мира» зритель увидит замечательную жизнь и величие будничных дней людей страны социализма, работающих в разных уголках страны на благо, процветание и могущество великого Советского Союза. В клубе перед началом сеансов будут выступать кружки художественной самодеятельности с показом своих достижений. И. Рунов» («Призыв» 14 фев. 1941). «27 апреля в клубе им. Молотова состоится большой концерт единственного в СССР Московского акробатического ансамбля Центрального дома культуры железнодорожников, под художественным руководством М. Марголина…В составе ансамбля – 60 человек. В программе предстоящего концерта – крафт-акробаты, художественная акробатика, жонглеры, японская лестница, эквилибристы, икарийские игры, акробатические танцы, переходная лестница, акробаты-эксцентрики, комический боке и т.д. Зав. Клубом им. Молотова С. Левин» («Призыв», 25 апр. 1941).
«В 1930 году организован оркестр народных инструментов клуба им. Молотова. Под руководством К. Кобяко («Учитель пения школы 2-й ступени К. Кобяко, кроме основной работы в школе, занимает пост регента церковного хора с. Устья. Советскому педагогу не к лицу разводить церковное мракобесие», «Призыв», 2 дек. 1930), по заслугам считается лучшим коллективом среди кружков художественной самодеятельности железнодорожников Владимирского отделения. За 11 лет своего существования оркестр провел около полутора тысяч концертных выступлений и его известность вышла далеко за пределы клуба. Активный участник всех политических и общественных мероприятий, оркестр приобрел популярность в городе, среди железнодорожников большинства станций, путевых будок и общежитий Владимирского отделения, подшефных колхозах. Везде он получал хорошую оценку своей работы по культурному обслуживанию трудящихся и членов их семей. Начав с небольших и простых музыкальных произведений, оркестр насчитывает сейчас в своем репертуаре свыше сотни освоенных вполне произведений народной музыки, советских композиторов, освоено также много произведений русских и иностранных классиков. Из классического наследства, в частности, оркестром исполняются также произведения, как «Марш Черномора» на оперы Глинки «Руслан и Людмила», увертюра к опере «Кармен», арии из оперы «Садко», романсы и дуэт из оперы «Пиковая дама», музыка Чайковского, произведения композиторов Серова, Даргомыжского, Верди, Брамса, Моцарта и др. Из советских композиторов оркестр имеет большое количество произведений Дунаевского, Покрас и т.д. В своей работе оркестр никогда не ограничивается номерами только оркестрового характера, а применяет исполнение концертных произведений секстетом, квинтетом, выступления отдельных солистов оркестра и т.д. Большое место отводится в работе оркестра с солистами пения и исполнителями народных танцев. За образцовую работу оркестр неоднократно премировался на дорожных, областных и городских смотрах художественной самодеятельности. В 1937 году оркестр участвовал во Всесоюзном радиофестивале от коллективов художественной самодеятельности Ивановской области. В 1940 году он выступал во Всесоюзном радиосмотре самодеятельности железнодорожников от Горьковской дороги» («Призыв» 29 марта 1941). В клубе им. Молотова 18 июня 1941 г. прошел общешкольный вечер учащихся железнодорожной средней школы. На вечере присутствовали отличники старших классов городских школ. В кратком докладе директор Милькевич рассказал об итогах годовой работы школы… В заключение кружковцы клуба им. Молотова выступили с художественной самодеятельностью. Вечер прошел очень оживленно.Эвакогоспиталь № 1888 работал во Владимире с 22 июня 1941 г. по 1 ноября 1943 г. в двух зданиях: в д. №33 (бывший Дом дворянского собрания), где в то время был клуб им. Молотова, и в д. № 35 (бывшая мужская гимназия).«Гастроли транспортного театра во Владимире На гастроли во Владимир приезжает коллектив транспортного театра Горьковской железной дороги. В клубе имени Молотова он даст спектакли: «Слуга двух господ» Гольдони, «Парень из нашего города» Симонова, «Машенька» Афиногенова, «Последняя жертва» Островского, «Свадебное путешествие» Дыховичнева. Состав труппы театра — 30 человек. Первый спектакль будет 13 февраля» («Призыв», 12 февраля 1944). «СПЕКТАКЛИ ТРАНСПОРТНОГО ТЕАТРА. Транспортный театр, гастролирующий у нас с 17 февраля, дал в Клубе им. Молотова три спектакля: «Слуга двух господ» Гольдони, «Гроза» Островского и «Свадебное путешествие» Дыховичного. Постановка пьесы «Слуга двух господ» в стиле итальянских импровизированных комедий, в стиле площадного театра (реж. Свистунов) может вызывать возражение: Гольдони отталкивался от комедий дель'арте, он поднял итальянскую комедию на высшую ступень; стоит ли его пьесы ставить в том стиле, который был им преодолен? Режиссерский рисунок «Грозы» (реж. Свистунов), сделанный в строго реалистических тонах, без намека на «нажим», выдержанно и стильно, можно только приветствовать. Такой же выдержанной является постановка реж. Гориным легкой современной комедии Дыховичного «Свадебное путешествие». Живая и остроумная комедия дышит жизнью, режиссер не прибегает к сгущению красок — он умеет захватить зрителя простотой, жизненностью, искренностью спектакля. Из отдельных исполнителей хочется отметить следующих. Артист Алексеев — живой, подвижный, остроумный Труффальдино в «Слуге двух господ». Он дает продуманный и выдержанный образ Тихона в «Грозе». Живо, доходчиво, просто и сердечно ведет роль Марка в «Свадебном путешествии». Вызывает большие симпатии арт. Станиславов в роли Андрея в «Свадебном путешествии» своей простотой и искренностью. Его Борис в «Грозе» вначале показался несколько бледноватым, но драматическое прощание с Катериной было дано им ярко, сильно. В остро комедийном спектакле «Слуга двух господ» обращал на себя внимание яркостью исполнения образ Панталоне. Артист Горик укрепил это хорошее впечатление образом профессора Синельникова в «Свадебном путешествии». Тов. Крупина очень хорошо создает маленький, но выпуклый образ Глаши в «Грозе», она — милая, доходчивая Настя в «Свадебном путешествии», но хочется больше остроты, блеска от ее Смеральдины в спектакле Гольдони. Тов. Кузнецов дал прекрасного Кулыгина в «Грозе». Строго выдержанный, крепкий образ Кабанихи дает тов. Гусева в «Грозе». Интересен рисунок роли Катерины у тов. Федоренко, убедительный в своей простоте и лиричности: хорош и Кудряш (арт. Мапурин). Если роль штурмана Ио…на в «Свадебном путешествии» очень удачна у тов. Борской - она доходчива и убедительна, то в роли Беатриче в «Слуге двух господ» у нее нет этой убедительности: слишком женщина она по всему облику, чтобы хоть на минуту можно было принять ее мужчину,— а без этого прелесть интриги в спектакле Гольдони несколько теряется. Театр передвижной — тем не менее и декорации и вообще все оформление спектаклей сделано тщательно и продуманно. В целом спектакли оставляют хорошее впечатление. Л. Морякина» («Призыв», 4 марта 1944). «Окончание гастролей Транспортного театра. 16 марта заканчивает свои гастроли во Владимире транспортный театр Горьковской железной дороги. После прощального спектакля 16 марта состоится встреча работников театра со зрителями. На ней будут обсуждены спектакли и подведены итоги месячной работы театра во Владимире» («Призыв», 15 марта 1944). «КОНЦЕРТЫ ИЗАБЕЛЛЫ ЮРЬЕВОЙ 22 и 23 апреля в клубе имени Молотова даст дна концерта заслуженная артистка республики Изабелла Юрьева. Она выступит со старинными и цыганскими романсами и таборными песнями» («Призыв», 20 апр. 1944). Городская центральная библиотека с 12 марта 1944 г. начинает работу в старом помещении – улица III Интернационал, 35 (клуб имени Молотова). 9 и 10 мая 1944 г. на гастроли во Владимир приезжал театр им. Моссовета. В клубе им. Молотова он показывал комедию французского драматурга Скриба «Стакан воды». «При Клубе имени Молотова начала работу спортивная школа. С большим увлечением проходят занятия в группе юных боксеров. Этот вид спорта привлекло 40 учащихся школ города и ремесленного училища. 30 девушек и юношей занимаются в секции гимнастов. Весело и интересно проходят занятия в игровой секции. Волейбольные команды тренируются к предстоящим физкультурным соревнованиям. Вчера начались занятия в секции пловцов и гребцов» («Призыв» 18 мая 1944).
РАСПОРЯЖЕНИЕ № 17832 рс от 2 сентября 1944 г. Москва, Кремль. Для размещения в г. Владимире областных организаций и учреждений обязать: «1. Наркомздрав СССР (т. Митерева), ВЦСПС (т. Николаеву) и Главное Санитарное Управление Красной Армии (т. Смирнова) передислоцировать из гор. Владимира госпитали №№ 5799, 1887 и из деревни Пенкино госпиталь № 4156, передав освобождаемые госпиталями помещения в распоряжение Владимирского облисполкома. 2. Начальника тыла Красной Армии тов. Хрулёва и Главное Политуправление Красной Армии (т. Шикина) передать здание, занимаемое Домом Красной Армии в гор. Владимире, на баланс облисполкома для размещения обкома ВКП (б). Дом Красной Армии перевести в здание по улице III Интернационала № 33-35, передав это здание с баланса горисполкома на баланс НКО СССР. Начальнику Тыла Красной Армии произвести необходимый ремонт помещений под ДКА. Вывести из передаваемого здания Дому Красной Армии клуб имени Молотова Райпрофсожа Владимирского ж.д. узла, городскую и районную библиотеки немедленно, а среднюю женскую школу № 3 - в июле, 1945 года…»