Главная
Регистрация
Вход
Пятница
05.12.2025
08:10
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1656]
Суздаль [479]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [497]
Музеи Владимирской области [65]
Монастыри [7]
Судогда [16]
Собинка [146]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [206]
Вязники [356]
Камешково [282]
Ковров [434]
Гороховец [131]
Александров [303]
Переславль [117]
Кольчугино [99]
История [39]
Киржач [96]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [219]
Учебные заведения [179]
Владимирская губерния [59]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2435]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [39]
Оргтруд [209]
Боголюбово [42]
ВТЗ [157]
Володарка [7]
театр [5]

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

 Каталог статей 
-->
Главная » Статьи » История » ВТЗ

ВТЗ им. А.А. Жданова в 1973-74 годах

Владимирский Тракторный завод им. А.А. Жданова в 1973-74 годах



Назад »»» Двигатель Д-160, Двигатель Д-21А

«В дни предпраздничной трудовой вахты собрано три двигателя Д-120. Эти моторы будут устанавливаться на тракторы Т-25А1, их мощность 30 л. с.
Изготовлено десять новых двигателей Д-144, которые заменят моторы Д-37Е, идущие сейчас на тракторы Липецкого и Ташкентского заводов.
В конце октября экспериментальщики собрали опытный образец трактора Т-25А1, в котором усовершенствована трансмиссия.
Новые проекты
Коллектив конструкторского бюро ТОММАП, возглавляемый Р.И. Зубаревой, в дни предоктябрьского социалистического соревнования закончил проектирование второй очереди подвесного толкающего конвейера с адресованием грузов для цеха кабин тракторосборочного корпуса.
Трасса конвейера длиною в один километр охватывает все рабочие места и исключает ручную транспортировку деталей. Спроектирована опускная секция конвейера, которая облегчает поднятие деталей на конвейер сборки, позволяет экономить производственные площади. В разработке проекта участвовали конструкторы Н. Больков, А. Волков, В. Лядащев.
Конструкторы В. Сахаров, В. Скрипников спроектировали пневмопочту для подачи литейных проб с первого и четвертого литейных цехов в лабораторию химических анализов.
Большую работу провел конструктор В. Герасимов по проектированию участка очистки и обнаждачивания мелкого литья для литейного цеха № 1» («Тракторостроитель», 6 ноября 1973).
«Инженер И. Демский ведет поиск
Хорошим слесарем он стал в авиационном отряде, где проходил армейскую службу. Наверное, именно там, где качество ремонта, технического обслуживания определяют не только успех полета, но и человеческую жизнь, научился Игорь Арсеньевич высокой ответственности за результаты труда своего. Потом, в модельном цехе, куда он пришел после демобилизации, такую же ответственность за порученное дело проявлял он ежедневно, ежечасно при выполнении любого задания.
С 1960 года Игорь Арсеньевич Демский конструктор отдела главного металлурга. Товарищи по работе иногда в шутку говорят о нем, что он конструктор «милостью божьей». И.Н. Павлов, руководитель конструкторско-технологического бюро отдела главного металлурга, говорит о его способностях несколько категоричнее:
— Игорь Демский просто талантлив.
Рабочий день конструктора Демского начинается задолго до предусмотренного распорядком времени и как правило не за столом или за кульманом, а на участке, в цехе. И. Демский не боится черной работы, не привык выступать в роли наблюдателя. Просто засучивает рукава, не в переносном, в буквальном смысле слова, и собственными руками делает любую работу.
Игорь Арсеньевич принадлежит к той счастливой категории умельцев из народа, про которых говорят, что они и блоху подковать могут. Правда, пока ему не приходилось этой работой заниматься, производство не требовало. А вот самый сложнейший технологический процесс оснастить может. И отладить его. И внести коррективы в процессе освоения не только в техдокументацию, но и в металл. И модернизировать литейное оборудование.
Более восьми лет назад началась на заводе комплексная работа по переводу процесса изготовления стержней на передовую технологию, по нагреваемым ящикам до температуры затвердевания смеси.
В процессе этой работы были бесконечные «но». Отечественный и зарубежный опыт в этом вопросе был недостаточен. Все приходилось доделывать и додумывать в процессе внедрения. Не соответствовали техническим требованиям производства стержневые машины. Стержневая смесь и связующие компоненты не обладали необходимыми химическими и термостатическими свойствами.
Не случайно к этой работе были привлечены лучшие специалисты металлургического производства, цехов и ТОММАП. Не случайно к этой работе был привлечен и И.А. Демский.
За внедрение на заводе прогрессивного техпроцесса изготовления стержней по нагреваемым ящикам, группа специалистов завода удостоена серебряных медалей ВДНХ. Среди них и Игорь Арсеньевич.
Работа, начатая специалистами - металлургами, продолжается. Ее прогрессивность очевидна. Она предусматривает, в первую очередь, механизацию значительной доли ручного труда, повышение производительности, а также качества изготовляемой продукции.
И в этой работе активное участие принимает конструктор первой категории И.А. Демский, проводник и поборник всего нового, передового.
А. ФОМИН, секретарь партийной организации ОГМЕТ


ЗОНЕНШТЕЙН М.Е.

ЗОНЕНШТЕЙН Матвей Ефимович
18 ноября 1973 года трагически погиб Матвей Ефимович ЗОНЕНШТЕЙН — заместитель директора по коммерческим вопросам, член КПСС.
Коллектив предприятия понес тяжелую утрату. От нас ушел деловой, инициативный, требовательный и себе и подчиненным руководитель, который умело справлялся с порученной работой по руководству материально-техническим снабжением, сбытом и финансовыми вопросами. По его инициативе усовершенствованы формы и методы деятельности руководимых им служб.
Матвей Ефимович ЗОHEHШТЕЙН родился в 1925 году в г. Харькове, в семье служащих. Среднюю школу закончил в 1942 году, а в 1943 — был призван в ряды Советской Армии, участвовал в Великой Отечественной войне.
С 1948 года тов. ЗОНЕНШТЕЙН работал в Киргизской ССР товароведом, начальником торгового отдела, заместителем и начальником финансового отдела Министерства строительства Киргизской ССР, занимал руководящую должность и в управлении строительства «Фрунзеэнергострой».
С 1961 года Матвей Ефимович ЗОНЕНШТЕЙН работал на Владимирском тракторном заводе сначала начальником отдела материально-технического снабжения, затем заместителем директора завода.
Высшее образование тов. ЗОНЕНШТЕЙН получил в 1951 году, окончив Всесоюзный заочный финансово-экономический институт. Награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.», юбилейной медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина» («Тракторостроитель», 20 ноября 1973).
«Оснащение народного хозяйства высокопроизводительной техникой, отвечающей требованиям современных мировых стандартов — вот главная задача, которую решает отдел главного конструктора и экспериментальный цех совместно со всеми цехами и отделами завода.
Завершая третий, решающий год пятилетки, коллектив ОГК в канун открытия заводской партийной конференции, оглядывается на пройденный путь и подводит итог проделанной работы.
В зональной Средне-Азиатской машиноиспытательной станции успешно закончены государственные испытания двигателя Д-144, который рекомендован к серийному производству. Четырехцилиндровый дизель мощностью 60 л. с. сохранил вес и габариты своего предшественника — Д-37Е, но по своим технико-экономическим показателям намного его превзошел. В нем нашли применение ряд более совершенных конструктивных решений, среди них: охлаждение поршней маслом, автоматическое регулирование охлаждения, динамическая балансировка в сборе, термообработка шестерен газораспределения.
Двигателями Д-144 предполагается оснастить модернизированные хлопководческие тракты Т-28Х4М Ташкентского тракторного завода, которые придут на смену Т-28Х4 с 50-сильным двигателем Д-37Е.
В отделе главного конструктора ведутся работы по усовершенствованию двухцилиндрового двигателя.
Выполняя принятые социалистические обязательства, коллектив конструкторского бюро перспективного проектирования тракторов досрочно разработал конструкцию и выдал документацию на изготовление опытных образцов тракторов с двигателями мощностью 28 — 30 л. с. Установка таких моторов на тракторы вызвала значительные изменения в конструкции машин: появился новый узел — понижающий редуктор. Переработаны также соединительный корпус и шестерни коробки передач, установлена двухдисковая муфта сцепления. Установка последней позволила получить на тракторе полунезависимый вал отбора мощностей, а изменение шестерен коробки передач в сочетании с понижающим редуктором обеспечивает более рациональный подбор передач.
В настоящее время изготовлены первые усовершенствованные тракторы, которые после проверки и регулировки будут отправлены на заводские испытания.
Новые образцы тракторов и двигателей создаются трудом не только коллективов отдела главного конструктора и экспериментального цеха. Заготовки отдельных опытных узлов начинают свой путь в цехах и отделах завода. Но, к сожалению, не все коллективы относятся к выполнению наших заказов с должной ответственностью. Отдел главного металлурга очень медленно прорабатывает техническую документацию, с июня не выпущены чертежи и не запланировано модельному цеху изготовление оснастки на опытный цилиндр с увеличенной поверхностью охлаждения и повышенной жесткостью.
Кроме того, руководству отдела главного металлурга необходимо обратить серьезное внимание и принять меры к качественному изготовлению алюминиевых и чугунных отливок в литейном цехе № 3 по заявкам экспериментального цеха.
Ю. ЧЕСТНОВ, секретарь партийной организации. А. ЧУБОВ, инженер
В стадии доработки
Для улучшения условий труда тракториста в скором будущем трактор Т-25А будет оборудован кабиной. При создании кабины преследовалась цель — обеспечить современные требования, предъявляемые к рабочему месту тракториста, решались вопросы удобства входа и оптимального расположения приборов системы управления, лучшей обзорности.
Особое внимание при разработке конструкции уделялось безопасности тракториста. Для этого в кабине был предусмотрен жесткий каркас, который должен предохранить тракториста от травм при опрокидывании трактора.
Особенность конструкции кабины является применение при ее изготовлении готовых прокатных профилей и небольшого количества штампованных деталей. Не забыты и такие вопросы, как отопление и вентиляция кабины, снижение шума и вибрации, возможность удобного агрегатирования трактора с сельскохозяйственными машинами.
Разработка кабины была начата специалистами конструкторского бюро перспективного проектирования тракторов в январе этого года. В ее создании принимали участие также конструкторские бюро гидропневмосистем и электрооборудования.
Сейчас коллектив КБ перспективного проектирования поставил перед собой задачу доработать конструкцию кабины в части снижения ее веса и улучшения технологичности.
Б. УТКИН, начальник бюро


Ю.И. Глушков

Группа, возглавляемая победителем социалистического соревнования 1973 года Юрием Ивановичем Глушковым, проводит значительную работу по усовершенствованию конструкции и улучшению качественных показателей воздухоочистителей двигателей семейства ВТЗ. Знание дела, высокая ответственность, умение быстро прийти к оптимальному решению помогают Ю. Глушкову по-настоящему, по-деловому руководить этим ответственным участком работ» («Тракторостроитель», 11 декабря 1973).
«В.И. Белоусов, технолог экспериментального цеха
Для нас, экспериментальщиков, каждая работа — это принципиально новое изделие, а значит отличная от прежней конструкция, более совершенная технология.
Сейчас я вместе со своими товарищами работаю над подготовкой производства 8-цилиндровых двигателей мощностью 330 л. с. Требуется технологическая подготовка и ко всем заданиям, выпускаемым отделом главного конструктора.
Вместе с тем много времени и сил приходится тратить и на выполнение личного плана. Принимая его, я предусматривал необходимость сокращения трудоемкости технологии изготовления поршней. Подготовительные работы сейчас уже завершены. Осталось последнее и самое ответственное: изготовить в металле те приспособления, которые по моим подсчетам должны сделать технологию изготовления поршней более совершенной.
Свои социалистические обязательства выполняют успешно и члены нашей партгруппы. О завершении годовых обязательств уже рапортовали наши лучшие производственники тт. Егоров, Матюков, Герой Социалистического Труда тов. Савельев и другие» («Тракторостроитель», 14 декабря 1973).


Коллектив механической лаборатории

«Механическая лаборатория ЦЗЛ, возглавляемая Анатолием Петровичем Андреевым, проводит большую работу по проверке деталей и поступающих материалов на соответствие ГОСТу и техническим условиям.
Коллективом ведутся большие исследовательские работы, направленные на улучшение качества продукции, в частности, проведено сравнительное испытание на усталость коленчатых валов стального и литого. Полученные результаты свидетельствуют о перспективности литых коленвалов.
Дефектам — прочный заслон
В моторосборочном цехе из года в год растут потери от брака. Если в 1971 году — они составили 0,51 % от объема выпущенной товарной продукции, то в 1972 — 0,54 %. За девять месяцев текущего года — 0,6 %.
Ежедневно на дефектную площадку после испытаний поступает практически каждый девятый двигатель марки Д-37М и каждый двенадцатый — Д-21. Выявленные дефекты можно разделить на две категории: «наши» и «не наши».
К собственным, в первую очередь, следует отнести весьма распространенный дефект: перепутывание номиналов вкладышей подшипников и крышек о шатунов на подсборочном и главном конвейерах. Объяснить подобное положение возможно двумя причинами. Сейчас из-за очень высокой текучести кадров в цехе работает много низкоквалифицированных рабочих. Слабое знание профессии, невнимательность влекут за собой и другие отклонения от техпроцесса сборки: не затянуты должным образом гайки коренных подшипников, не всегда установлены шайбы и прочее.
Вторая причина — это спешка, которая начинается во второй половине месяца, тогда, когда поставщики начинают нас снабжать комплектующими изделиями с опережением ритма, которого в первой половине месяца не было и в помине.
Из-за неритмичного обеспечения цеха деталями и узлами комплектация идет с нарушением технологии, не по порядку и не всегда тем сборщиком, кому поручено выполнение той или иной операции. Вот и случается, что некоторые маленькие, но такие необходимые для бездефектной работы двигателя детали остаются в таре.
Не «балуют» нас высоким з качеством и поставщики. Из-за некачественной обработки шеек коленчатого вала в моторном цехе № 1 участились случаи натиров и задиров коренных вкладышей. Из Колокшанского цеха запасных частей на сборку приходят трубки низкого давления, часть из которых отходит в брак из-за некачественной сварки.
Претензии у нас и к нашим заводам-поставщикам: Барнаульскому и Вильнюсскому, откуда мы получаем форсунки и топливные насосы.
Радикальные меры к устранению брака, дефектности в цехе не являются чем-то необыкновенным. Создайте нам условия для ритмичной работы, обеспечьте кадрами, и «кривая» брака резко поползет вниз. И еще один вопрос требует безотлагательного решения. Цеху нужна новая испытательная станция, ибо существующая по своей производственной мощности будет не в состоянии обеспечить программу будущего года, перспективу цеха.
А. ПОЛУНИН, начальник БТК моторосборочного цеха» («Тр-ль», 18 дек. 1973).
«Уверенно смотрим в завтра
Ежегодно, 22 декабря, в честь дня открытия в 1920 году ѴIIІ Всероссийского съезда Советов, принявшего Государственный план электрификации России — ГОЭЛРО, в нашей стране отмечается День энергетика.
Только за период с 1971 года настоящее время на заводе введено в эксплуатацию 11 тысяч киловольтампер трансформаторной мощности, смонтировано 3 распределительных устройства напряжением 6 тысяч вольт, 9 трансформаторных подстанций, смонтирован и пущен в эксплуатацию паровой котел производительностью 20 тонн пара в час, введена в строй действующих третья кислородная установка, проложено более 20 км. высоковольтных кабелей. Ведется реконструкция заводской котельной с расчетом полного обеспечения завода теплом.
Создание резервов энергетических мощностей осуществляется не только за счет строительства и монтажа нового оборудования, но и за счет модернизации и рационального использования действующего оборудования и энергетических коммуникаций, а также за счет рационального использования всех видов энергии.
За этот период произведена модернизация 7 компрессоров по выработке сжатого воздуха и двух печных трансформаторов для плавильных печей литейного цеха № 4, что позволило сократить расход электроэнергии на выработке сжатого воздуха и выплавке чугуна, а также сократить время плавки в дуговых печах.
Улучшению условий труда в литейных, прессовом цехах, тракторосборочном корпусе и других способствовало введение в эксплуатацию только за первые три года пятилетки 22 приточных вентиляционных установок, 29 тепловых завес и 79 вытяжных вентустановок. В ряде цехов — моторном № 1, литейном № 4, кузнечном корпусе, реконструировано электроосвещение, заменены лампы накаливания на люминесцентные.
Возросла электровооруженность труда за счет внедрения новых техпроцессов, механизации и автоматизации производства. В 1973 году она составила 14,3 тысячи квт/час в год на одного работающего, что на 9,1 % больше, чем в 1970 году.
За счет проведения оргтехмероприятий на заводе ежегодно снижаются удельные нормы расхода электро- и теплоэнергии на 1000 рублей валовой продукции. Экономия электроэнергии за одиннадцать месяцев составила более 2,5 миллиона квт/часов, более 700 тонн условного топлива, что много выше предусмотренного социалистическим обязательством.
В социалистическом соревновании промышленных предприятий области по экономии электроэнергии нашему заводу присуждено третье место по итогам первого квартала. Немало способствовала этому работа лучших наших энергослужб, руководимых Ю.И. Еремейцевым — кузнечный корпус, В.И. Исаевым — моторный № 1, Н.И. Бабушкиным — тарный цех, А.И. Павловым — прессовый.
Сегодня наш курс — на решение всех тех вопросов, которые все еще тормозят наше движение вперед. В первую очередь, это совершенствование системы эксплуатации имеющегося оборудования, своевременность и качественность его ремонта.
И. ДАВЫДОВ, главный энергетик завода» («Тр-ль», 21 дек. 1973).

Виктор Валентинович ЭФРОС вспоминал:
- Швеция занимала передовые позиции по части условий труда. К этому вопросу она предъявляла самые жёсткие требования, поэтому центральную сертификационную лабораторию мир держал в Швеции. Сертификат на то, что трактор соответствует требованиям, выдаёт Шведская испытательная станция. Мы получили график, что такого-то числа в городе Уппсала будут проводиться сертификационные испытания владимирских тракторов. Мне во Владимир никто не соизволил прислать документ, по каким параметрам будет это контролироваться. Я - главный конструктор - увидел их впервые уже в Швеции.
Прибыли в Швецию в день юбилея королевы (род. 23 декабря 1943 года). Весь Стокгольм утопал в цветах.
На испытательной станции наш трактор поставили на бетонную площадку, потом подошёл какой-то дядя в мощных полуваленках с калошами на них, в рукавицах, в шапке. Он залез в трактор, стал делать какие-то манипуляции: то ищет, куда шапку повесить, то куда сигарету положить, куда рукавицы деть - кучу всяких бытовых движений начал делать. За ним всё записывают. Когда он нагнулся якобы поправить обувь, лбом стукнулся обо что-то - записывают. Он заводил мотор, но трактор не двигал, фары включал, смотрел, каков обзор из кабины. Продолжалось это часа два, затем проверяющий выключил двигатель, и было заключение: «Плохой трактор. Нельзя дать сертификат».
Я попросил, чтобы мне предоставили переводчика. Нашёлся швед, говорящий по-русски. Я ему объяснил, что таблицу с параметрами требований к технике мне дали только сегодня, и я понимаю прекрасно, что мы в эти параметры не уложимся. «Но, - сказал я, - знаю, что у вас есть специалисты, которые за пять минут сделают нужные детали». Переводчик привёл шведа, мы тут же с ним определили, что нам необходимо. Когда садишься в кабину нашего трактора, бьёшься головой о рамку кабины, вот в этом месте надо поставить резиновую подушечку. Швед записывает - резиновую подушечку. Пепельницу надо - записывает. Когда холодно, шведы все работают в утеплённой обуви. Прошу посадить водителя в наш трактор в обычной обуви - записывает.
Утром мы трактор не узнали. Во всех местах, где проверяющий стукнулся лбом, приклеены резиновые подушечки, кругом приклеены какие-то карманчики, какие-то крючочки, фары изменили, свет направили.
Начались проверки трактора. Садится человек в кабину, запускает двигатель. Источники шума меряют - около одного уха водителя, около другого уха, около глаза. Температуру меряют в разных местах - обвешано всё. Я стою в стороне, наблюдаю, вижу, что туфельки водитель надел, если бы был в калошах, на нашу педаль он бы просто не встал. После этого они тронули трактор с места и проехали по улицам города. Оттуда показывают большой палец со словами: «О'кей».
Сертификат мы получили. Это был первый шведский сертификат в Советском Союзе, который мы получили на соответствие требованиям по шумности. Я был очень горд этим.
Потом, когда шёл трактор на экспорт, мы старались делать его в соответствии с международными требованиями. Но когда он продавался в соцстраны или использовался внутри страны, этого мы не делали: жизнь не заставляла.
В Швеции мне показали место, которое мне не удалось посмотреть в Финляндии. Шведы летали на наших самолётах, и у них были заводы по ремонту этих самолётов. Я попросил отвезти меня на такой завод, мне очень хотелось посмотреть, как у них оформляются документы. У нас чертёж - голову сломаешь, столько там всяких данных, которые не нужны. Они же рисовали только поршень, и всё, остальное - смотри по документам, паспортам.
Я очень люблю завод. Считаю, организации, лучше заводской, нет. Нигде так люди не проверяются, нигде так верно не служат своему предприятию, как на заводе, имеющем свою конструкторскую организацию, всё своё. Всё-таки 30 лет моих на заводе, дух заводской, запах заводской даром не проходят.
ВТЗ многие годы был одним из лидеров отечественного тракторостроения. Там работал великолепный коллектив рабочих и специалистов, решавших уникальные задачи.

«Слово сдержали
Коллектив моторного цеха № 1 — инициатор социалистического соревнования за досрочное выполнение плана третьего, решающего года девятой пятилетки, с честью сдержал свое слово, завершив задание 1973 года досрочно.
Моторостроители изготовили дополнительно изделий на 13 тысяч рублей.
Годовой — досрочно
За десять месяцев завершили задание 1973 года передовые производственники ремонтно-механического цеха: К. Смородин, А. Цыганов, В. Вьюнов, В. Савчик.
В счет Нового 1974 года они выпустили продукции на тысячи рублей.
К миллионному рубежу
Отличное настроение у заводских рационализаторов и изобретателей. Они успешно выполнили свои социалистические обязательства, принятые в честь досрочного претворения в жизнь планов третьего, решающего.
На их счету более 900 тысяч рублей экономии. Около 1300 рационализаторских предложений и 10 изобретений подано заводскими новаторами за это время. Лучшие на них тт. Марьюшкин, Цветков — литейный цех № 1, Прохоров — моторный № 2, Доброхотов — тарный и другие отмечены за свой труд значками и денежными премиями.
Победители определены
В канун Нового года заводской комитет профсоюза подпел итоги социалистического соревнования за ноябрь и определил его победителей.
Ими стали коллективы цехов: литейного № 3, моторного № 2, тарного, ЦНОМА, электросилового; участки, возглавляемые старшими мастерами тт. Пичкаревым — литейный цех № 4, Кодовым — моторный № 2, Штыковым — тарный, Розовым — ЦНОМА, Еременко — электросиловой цех.
Закрепив успехи, идти дальше
П. ГРИШИН, директор завода

Пройдет совсем немного времени, и мы вступим в новый, 1974 год. Год уходящий по праву вручает людской памяти свою заслуженную славу, список своих дел и событий. И потому, по установившейся традиции, в последние его дни мы обращаем свой взор к пройденному пути, ко всему, что памятно и дорого нам.
Свой достойный вклад в дело выполнения решений XXIV съезда КПСС внесли и мы, владимирские тракторостроители. Коллектив завода успешно заканчивает выполнение годового государственного плана по всем технико-экономическим показателям.
Задание по объему производства валовой продукции будет выполнено на 101,6%, по реализации товарной продукции — на 101,2 %. Выпустим сверх плана запасных частей на сумму 354 тысячи рублей. Всего же сверхплановой продукции за этот период изготовлено на сумму около 2,7 миллиона рублей.
Создана более совершенная модель трактора Т-25А1. Выпуск этого модернизированного трактора мы начали с октября. Идет работа по доведению моторесурса двигателя Д-21А и трактора Т-25А1 до 6000 мото-часов.
Более 1,6 миллиона рублей сверхплановой прибыли получено нами за этот год. А это означает реальную возможность для дальнейшего улучшения быта тракторостроителей.
За три года пятилетки 351 семья получила жилую площадь в новых домах и 334 семьи улучшили свои жилищные условия за счет выделения жилплощади в благоустроенных квартирах старого фонда. 140 семей переселены из домов без коммунальных удобств.
На днях сданы в эксплуатацию еще два 60-квартирных дома. Идет строительство детского комбината на 140 мест в Восточном районе города и пристройки к детскому саду на 120 мест.
В значительной степени эти достижения явились результатом широко развернувшегося социалистического соревнования. Сейчас на заводе в соревновании за коммунистическое отношение к труду участвует 763 бригады, 171 смена, 112 участков, 10 отделов, 14 цехов, 566 бригад, насчитывающих 4358 человек, 115 смен, 97 участков и 2126 человек индивидуально приняли обязательство работать без правонарушений. Ширится соревнование на основе договоров.
Далеко за пределами завода известны имена Героев Социалистического Труда В.А. Савельева и А.А. Садовникова, орденоносцев П.П. Иванова, А.П. Кузнецова, Ю.С. Фомичева.
Активно участвуют в соревновании на основе личных творческих планов и наши инженерно-технические работники. Только за 9 месяцев текущего года инженерно-технические работники составили 456 творческих планов от осуществления которых ожидается экономический эффект в сумме 3,3 миллиона рублей.
1200 человек, работающих на нашем заводе, будут награждены памятными нагрудными знаками «Победитель социалистического соревнования третьего, решающего года пятилетки».
По результатам социалистического соревнования предприятий Министерства три квартала подряд нашему коллективу присуждалось первое место с вручением переходящего Красного знамени. За высокие показатели, достигнутые заводом в третьем квартале в соревновании предприятий Октябрьского района г. Владимира, нам присуждено и Знамя райкома КПСС.
Все это наши успехи. Но не так устроен советский человек, чтобы «почивать на лаврах». Мы знаем, что у нac еще много нерешенных задач. Не все еще мы сделали по утверждению ритмичной работы на заводе. Не секрет, что зачастую судьба плана решается буквально в последние дни месяца. Технические службы завода не сумели еще создать необходимые производственные мощности на ряде ответственных участках.
Не все решено в вопросах повышения трудовой дисциплины, не ликвидированы простои оборудования, недостаточно полно используется рабочая сила. Много предстоит еще сделать по улучшению организации труда, его механизации и автоматизации. Все это - наши резервы и только реализация их позволит нам со всей определенностью сказать: и планы 1974 года будут выполнены.
Впереди нас ждут новые, еще более сложные задачи, к выполнению которых мы должны быть готовы. Коллектив завода выступил с встречным планом на 1974 год. Им предусматривается уже в предстоящем году превысить задание, установленное на последний год девятой пятилетки: по выпуску тракторов на 500 штук, по объему реализации и валовой продукции — не менее, чем на 7 миллионов рублей. И все это за счет роста производительности труда, без привлечения дополнительной рабочей силы.
Нам предстоит провести комплекс работ, направленных на дальнейшее повышение конкурентоспособности наших тракторов на внешнем рынке. В целях повышения технического уровня выпускаемых заводом двигателей мы должны в 1974 году поставить на производство Д-144 мощностью 60 л. с. для Ташкентского тракторного завода, провести работу по подтверждению ресурса 6000 часов двигателю Д-21А1 и присвоению ему государственного Знака качества.
Большая и ответственная задача для всего завода — это увеличение в будущем году выпуска экспортной продукции почти в три раза.
Ушел в прошлое еще одни трудовой год. Рождается новый. Пусть же он принесет, всем людям много нового, хорошего. А он обязательно принесет, если мы еще дружней будем жить, лучше трудиться, еще шире развернем трудовое соревнование за досрочное выполнение принятых нами планов. Если на совесть будет работать каждый коллектив, каждый человек.
С Новым годом, товарищи!» («Тр-ль», 28 дек. 1973).
«За успехи в выполнении заданий восьмой пятилетки Президиум Верховного Совета СССР наградил орденами и медалями 137 передовиков производства и инженерно-технических работников. Бригадиру штамповщиков кузнечного корпуса ВТЗ Анатолию Александровичу Садовникову присвоено звание Героя Социалистического Труда. Виктор Иванович Семушкин — заливщик литейного цеха № 1, Анатолий Иванович Трофимов — термист кузнечного цеха, Константин Александрович Егоров - бригадир электриков моторного цеха № 2, Александр Петрович Кузнецов — бригадир штамповщиков кузнечного цеха награждены орденом Ленина» (Интересное о крае. Люди, история, жизнь, природа земли Владимирской. Краеведческий сборник. Ярославль, Верх.- Волж. кн. изд., 1973.).


Трофимов А.И.

Всего за 1973 г. на ВТЗ выпущено: 25010 тракторов; 154482 двигателей.

1974 год

«Социалистическое обязательство КОЛЛЕКТИВА ВЛАДИМИРСКОГО ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ТРАКТОРНОГО ЗАВОДА ИМ. А.А. ЖДАНОВА НА 1974 ГОД
Тракторостроители, как и все советские люди, с большим энтузиазмом претворяют в жизнь решения XXIV съезда КПСС.
1973 год — третий, решающий год девятой пятилетки стал для коллектива предприятия годом ударного труда. Уверенно справившись с производственным заданием и повышенным социалистическим обязательством, рабочие и специалисты решили в 1974 — определяющем году не только закрепиться на достигнутых рубежах, но и превзойти их.
В ответ на Обращение Центрального Комитета КПСС к партии, к советскому народу тракторозаводцы еще активнее будут вести поиск производственных резервов, сосредоточив особое внимание в социалистическом соревновании на ускорении роста производительности труда, повышении эффективности общественного производства.
По примеру передовых предприятий страны коллектив завода принимает на себя следующее социалистическое обязательство:
1. Превысить установленное пятилетним планом задание 1974 года по выпуску валовой продукции не менее чем на 20 миллионов рублей. Это на 10 миллионов рублей больше, чем предусмотрено контрольными цифрами на 1975 год. Выпустить в этом году на 500 тракторов больше, чем предусмотрено пятилетним планом на 1975 год.
Закончить выполнение государственного готового плана к 28 декабря и реализовать сверх плана продукции на 2 миллиона рублей.
2. Перевыполнить в 1974 году задание по росту производительности труда, установленное на последний год пятилетки, на 2 %.
3. Подготовить двигатель Д-21А к аттестации на государственный Знак качества.
4. Смонтировать и отладить механизированную поточную линию из специальных фрезерных, агрегатных и алмазно-расточных станков для обработки картера главной передачи трактора Т-25А, что позволит условно высвободить не менее 10 человек. Срок — третий квартал.
5. Смонтировать и отладить автоматическую линию для обработки и сборки головки цилиндров, что позволит условно высвободить 8 основных рабочих в течение года.
6. Ввести в первом полугодии в эксплуатацию вторую автоматическую формовочную линию по изготовлению оболочковых форм цилиндров двигателей и получить условно-годовую экономию 28 тысяч рублей.
7. По результатам заводских испытаний отработать в 1974 году конструкцию и изготовить опытные образцы трактора класса 0,6 тонны тяги повышенной энергонасыщенности до мощности 28 — 30 л. с. для ведомственных испытаний.
8. За счет внедрения комплекса организационно-технических мероприятий снизить потери от брака по сравнению с 1973 годом на 5 %.
9. За счет совершенствования технологии сэкономить в этом году проката черных металлов не менее 150 тонн.
10. За счет дальнейшего развития рационализации и изобретательства получить от внедрения изобретений и рационализаторских предложений в течение года экономию 700 тысяч рублей.
11. Установить на заводе не менее 500 погонных метров конвейеров и транспортных устройств.
12. За счет внедрения организационных и технических мероприятий в 1974 году сэкономить один миллион 500 тысяч квт. часов электроэнергии и 500 тонн условного топлива.
13. В этом году достигнуть уровня механизации погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ на внешних и межцеховых грузопотоках 80 %.
14. Модернизировать 35 единиц действующего оборудования и изготовить 10 единиц нового оборудования.
15. Завершить подготовку производства двигателя Д-144 в IV квартале 1974 года.
16. Освоить производство не менее трех видов новых товаров народного потребления.
17. Закончить строительство и сдать в эксплуатацию прессовый пролет тракторосборочного корпуса площадью 5400 квадратных метров и пристройку к модельному цеху площадью 1140 кв. метров.
18. Закончить разработку проекта цеха по производству товаров народного потребления.
19. Сдать в эксплуатацию механизированный комплексный склад оборудования и металла площадью 10 тысяч квадратных метров.
20. В целях улучшения жилищно-бытовых условий работающих сдать в эксплуатацию 10 тысяч кв. метров жилой площади, детских учреждений на 140 мест, газифицировать течение года 240 квартир с переводом их на природный газ.
21. Оказать шефскую помощь подшефным колхозам и совхозам по строительству новых объектов и сооружений на сумму 200 тысяч рублей.
Продолжить соревнование с ЯМЗ, ММ3 и ЛТЗ.
Обсуждено и принято на собраниях в цехах и отделах завода.
» («Тр-ль», 15 янв. 1974).
«…Беспокоит нас и еще один факт: до 16 января мы должны были отправить в Ташкент 1300 двигателей Д-37Е. Однако полностью выполнить этот заказ не смогли и все по той же причине: подвели цехи-поставщики.
Сейчас перед нами стоит задача: ликвидировать отставание и с честью выполнить задание первого месяца определяющего года пятилетки.
В. ЧЕРНЕНОК, заместитель начальника моторосборочного цеха» («Тр-ль», 18 янв. 1974).

В павильоне ВДНХ проходил Всесоюзный смотр продукции, удостоенной государственного Знака качества. Среди многих экспонатов здесь демонстрируется и изготовленный на нашем заводе четырехцилиндровый дизель с воздушным охлаждением Д-37Е, который вы видите на снимке» («Тр-ль», 22 янв. 1974).


В.М. Катольник

Конструкторское бюро электрооборудования и пусковых систем ОГК, возглавляемое В.М. Катольником, принимает самое активное участие в разработке кабины трактора Т-25А по вопросам обеспечения микроклимата на месте водителя и установки контрольных приборов» («Тр-ль», 5 фев. 1974).
«Прогрессивную технологию — в производство
В. ИГОШИН, главный технолог завода

В истекшем, 1973 году технологической службой завода проводились дальнейшие работы по совершенствованию действующих, разработке и внедрению новых технологических процессов, направленных на снижение себестоимости изготавливаемой продукции, экономию материальных и трудовых ресурсов, своевременное наращивание производственных мощностей. Наиболее крупной из них стала работа по внедрению в производство нового трактора Т-25А1.
За прошедший период в механосборочных цехах установлено 117 единиц оборудования, в том числе 44 — высокопроизводительного, модернизировано и изготовлено силами завода 45 единиц металлорежущего оборудования.
Экономия от внедрения оргтехмероприятий — 1043 тысячи рублей. План по снижению трудоемкости перевыполнен и составляет 548 тысяч нормо-часов. Внедрены такие прогрессивные техпроцессы, как электрофорез в тракторосборочном корпусе, шевингование конических колес в цехе шестерен, гидродробеструйная очистка масляных каналов коленчатых валов в моторном цехе № 1 и другие.
Новый год ставит перед технологами еще более сложные задачи. На коллектив завода возложена разработка, оснащение и наладка технологических процессов основных деталей двигателя ДВ-330, готовящегося к выпуску на Волгоградском моторном заводе для Чебоксарского тракторного. В этом плане необходимо разработать и оснастить 22 технологических процесса, в число которых входят такие, как обработка картера двигателя, головки цилиндров, цилиндра и других ответственных деталей.
По предварительным данным нам нужно спроектировать около 500 позиций рабочих приспособлений, 837 позиций — режущего и 915 — вспомогательного инструмента, 777 позиций мерителя. Изготовление технологической оснастки поручено ВЗИТО, нам же предстоит вести наладку и сдачу технологических линий на Волгоградском моторном заводе.
Большую работу предстоит провести технологам по созданию мобилизационных мощностей, по подготовке производства двигателя Д-144, мощностью 60 л. с., внедрить который предполагается в IV квартале т. г. Предстоит освоить и технологические процессы производства товаров народного потребления.
В 1975 году трактор Т-25А должен комплектоваться кабиной, чертежи на которую по обещанию ОГК будут выданы уже в феврале. Большая нагрузка ложится на группы прессового и сварочного производства, а также на КБ холодных штампов. Нужно разработать более 100 техпроцессов, 30 приспособлений, 163 холодных штампа.
Во втором полугодии будут сданы под монтаж оборудования площади цеха кабин, к освоению которых мы имеем самое прямое отношение.
Максимум внимания должен быть уделен в нашей работе и обеспечению выполнения мероприятий оргтехплана по цехам: прессовому и автоматному, определяющим работу завода.
В прессовом цехе мы должны коренным образом изменить технологический процесс штамповки деталей применением максимальной механизации, т. е. внедрением многопозиционных прессов, штампов-автоматов для штамповки деталей из ленты, применением автоматических подач. Необходимо также механизировать работы на складах полуфабрикатов и штампов.
В автоматном цехе предстоит расширить участок высадки с электроподогревом деталей типа болтов, что позволит высвободить мощности токарных полуавтоматов.
Крупными мероприятиями оргтехплана этого года являются работы по внедрению шестерен газораспределения с каленым зубом в цехе шестерен, более широкое распространение установок для пылестружкоудаления, пуск в эксплуатацию автоматической линии «Эксцелло» в моторном цехе № 3 и другие. Экономический эффект от внедрения этих мероприятий составит не менее 1155 тысяч рублей.
Объем работ значителен, но выполнить его необходимо. Существенную помощь в этом должны оказать нам личные и групповые творческие планы, которые принимают или уже приняли наши специалисты. Именно они явятся мобилизующей силой в выполнении напряженных заданий четвертого, определяющего года пятилетки» («Тр-ль», 8 фев. 1974).
«Качество - проблема комплексная
В решениях XXIV съезда КПСС подчеркивается, что одним из основных направлений повышения эффективности производства является существенное улучшение качества выпускаемой продукции.
Коллектив отдела технического контроля прилагает много усилий к тому, чтобы тракторы и двигатели с маркой «ВТЗ» были надежными в работе. На заводе регулярно проводятся дни качества. Среди коллективов цехов и контрольных служб развернуто социалистическое соревнование за высокое качество продукции. Широко используется моральное и материальное стимулирование.
В результате проводимой работы достигнуты определенные сдвиги в сторону улучшения. Рекламации, например, в 1973 году снижены по сравнению с 1972 годом по двигателям Д-37М и Д-37Е на 12 %, по двигателям Д-21 — на 16 %, но потери от брака в целом по заводу по сравнению с 1972 годом увеличились на 6,3 %, дефектность при заводских испытаниях двигателей Д-21 возросла на 9,8 %, тракторов - на 42,8 %. Возврат продукции приемщиком Всесоюзного объединения «Сельхозтехника» повысился против 1972 года на 4,4 %.
В чем же причина? Почему повысился брак? Выпуск качественной продукции во многом зависит от ритмичности. На нашем заводе этот показатель низок. Штурмовщина, авралы ведут к тому, что в спешке возникает брак.
Много случаев нарушения технологической дисциплины на производственных участках. Работники ОТКа выявляют эти нарушения, привлекают к ответственности виновных. Особенно зорко стоят на страже качества старший мастер Меньщиков, контролеры тт. Помещиков, Никерова, Кудрявцева, Голубева, Устинова и многие другие.
Вопросы качества мы обсуждаем на рабочих и партийных собраниях, принятые решения стремимся претворить в жизнь. С каждым годом все шире внедряем систему бездефектной сдачи продукции. Сейчас с первого предъявления сдается 97 процентов изделий. При этой системе устанавливается должная ответственность непосредственных исполнителей за несвоевременное и недоброкачественное выполнение работы.
Но организационные формы технического контроля еще не отвечают современным требованиям и не могут гарантировать высокое качество продукции. Над этим надо много работать. Искать рациональные пути совершенствования методов контроля. Немало на предприятии недостатков и в системе организации производственного процесса, их надо немедленно устранять.
На четвертый, определяющий год пятилетки намечены высокие рубежи, в том числе поставлена задача — снизить потери от брака по сравнению с 1973 годом на 5 процентов.
Только комплексный и системный подход к решению проблемы качества может обеспечить успех.
Г. БОРИСОВ, секретарь партийной организации ОТК
***
Кроме работ аналитического порядка, специалисты бюро принимают участие в авторском надзоре в соответствии с планами-графиками за техническим состоянием тракторов и двигателей, находящихся в эксплуатации. В разные республики и области страны ежеквартально выезжают специалисты В.А. Никулин, К.Д. Лобанов и другие, которые на месте уточняют условия эксплуатации наших тракторов и двигателей, выявляют причины неисправностей.
В лаборатории испытаний, возглавляемой А.В. Титовым, ежеквартально проводятся испытания двигателей Д-37Е, Д-21А1 по 300-часовой программе. В результате дается оценка качества сборки и надежности работы всех систем двигателя. Выявленные при испытаниях дефекты подвергаются тщательному анализу, причины их возникновения доводятся до сведения подразделений завода для принятия мер по их устранению. С целью проведения технических экспертиз тракторов и двигателей, закончивших контрольные испытания, специалистами нашего бюро в прошлом году было сделано 12 выездов в машиноиспытательные станции. Большой опыт работы в этом направлении имеют старшие инженеры К. Лобанов, Н. Логинов, инженер Г. Иовлева.
А. ШЕРСТНЕВ, старший инженер технического бюро надежности ОТК» («Тр-ль», 15 фев. 1974).
«- В экспериментальном цехе закончила свою работу школа передового опыта, где были систематизированы, обобщены и изучены те прогрессивные приемы труда, тот опыт организации рабочих мест, которые накоплены кадровыми рабочими цеха.
Школу закончили 31 человек. Результат ее роботы — это увеличение производительности труда на 2,5 процента, повышение профессионального мастерства и уровня экономических знаний рабочих.
- По итогам третьего, решающего года пятилетки комсомольско-молодежной бригаде моторного цеха № 2, возглавляемой Валентиной Антоновой, присуждено первое место.
Поддерживая начинание передовиков, члены бригады перешли на работу по расчетно-техническим нормам выработки. Только за счет этого они сэкономили около 350 рублей.
- В литейном цехе № 3 изучен и обобщен опыт работы бригады обрубного участка, возглавляемой депутатом горсовета тов. Молчановым.
В прошлом году этот коллектив 6 раз завоевывал классные места в социалистическом соревновании. Этому в немалой степени содействовало не только хорошее знание профессии каждым членом бригады, не только взаимовыручка и взаимозаменяемость, прочно вошедшие в их рабочую практику, но и хорошо поставленная в коллективе воспитательная работа. Ведь не случайно бригаде присвоено звание «Коллектив без правонарушений».
Методы организации производства в бригаде распространяются через созданную в цехе школу передового опыта» («Тр-ль», 2 апр. 1974).

«Готовится к сдаче
В строительных лесах новая столовая, которая возводится близ заводской проходной. Широким фронтом здесь идут отделочные работы.
Бригада, возглавляемая тов. Ивановым, штукатурит здание снаружи. Строители применили прогрессивный технологический процесс отделки. На карнизе появилась светло-серая полоса, отделанная под мрамор. Она радует глаз. Недалеко то время, когда все здание оденется в серый мрамор, а в проемах окон будут проложены полосы красного мрамора. К концу июня новостройка освободится от строительных лесов.
Внутренняя штукатурка стен и настил полов завершены, произведена изоляция холодильных камер. К концу подходят малярные работы. Завершается облицовка полов и стен глазурованной и метлахской плиткой.
Прораб строительно-монтажного управления № 21 С. Ильина проявляет немало настойчивости и инициативы, чтобы своевременно и высококачественно выполнить все строительные работы. Она поддерживает тесные контакты с администрацией завода, которая оказывает помощь строителям.
С. ГОЛОВ, начальник СМУ № 21» («Тр-ль», 25 мая 1973).
«Открыта новая «Кулинария»
Строительство новой заводской столовой, что сооружена около проходной, завершено. В ближайшее время она примет своих первых посетителей. А пока здесь вступил в эксплуатацию магазин «Кулинария».
Он светлый, хорошо оборудованный, прилавки с холодильными установками. «Кулинарию» снабжают три цеха: кондитерский, мясной и рыбный. Цехи оснащены новым оборудованием. Труд работников столовой механизирован. В цехах установлены электрические тестомешалки, кремовзбиватели, мясорубки, автомат для изготовления котлет. Мясной цех с холодильными камерами соединен монорельсовой дорогой.
В «Кулинарии» организованы три отдела: кондитерский, мясорубные изделия и полуфабрикаты.
В первый день работы для тракторостроителей было продано полторы тонны мясных продуктов, восемь тысяч кондитерских изделий — всего на 700 рублей» («Тр-ль», 2 апр. 1974).
«ВЫСТАВКА-ПРОДАЖА ПОЛУФАБРИКАТОВ
Новая столовая, возведенная рядом с заводом, еще не открыта, но это предприятие общественного питания уже завоевало заслуженный авторитет среди тракторостроителей. Здесь несколько недель работает магазин «Кулинария», где в широком выборе различные полуфабрикаты из мяса и рыбы, много мучных изделий.
В прошедшую пятницу гостеприимно распахнулись двери обеденного зала новой столовой. Сюда были приглашены тракторозаводцы на выставку-продажу полуфабрикатов и мучных изделий.
В просторном зале в ряд расставлены столы. На них обилие румяных булок, пирогов с мясом, с луком, с изюмом, рулетов, пирожных. Привлекали внимание пирожные пенечки с грибками. Невозможно было уйти с выставки, не захватив с собой это прелестное изделие. Начальник кондитерского цеха А. Золкина вместе со своим коллективом внесла много творческого труда в приготовление изделий.
Руководитель мясного цеха Н. Семенова провела большую работу среди своего коллектива, направленную на то, чтобы как можно лучше покупали и антрекоты, и гуляш, и мясо кур, и фарш, и наборы для студня.
Большим спросом пользовались на выставке рыбные блюда: рыба жареная в тесте, тельное, треска заливная, котлеты из рыбы.
Обильно был заставлен стол овощными блюдами: овощные салаты, квашеная капуста, кочанная капуста, котлеты из свеклы, винегрет, зеленый лук.
В выставке-продаже приняли участие коллективы столовых: №№ 13, 10, 100, 43. Заведующие производством: М. Дроздова, А. Мокеева беседовали с покупателями, стараясь узнать их запросы и в дальнейшем на очередных выставках полнее удовлетворить потребности трудящихся.
Продавцы А. Ледова, Т. Кузьмина, В. Старикова, П. Тараканкова, Н. Алексеева, Ф. Туленкова, А. Захарова уже отработали положенное количество часов в цеховых буфетах, но они не спешили домой. Всеми руководило единое желание — провести выставку-продажу на высоком уровне, полнее удовлетворить запросы тракторозаводцев, которых ожидали два выходных дня.
За несколько часов на выставке было реализовано изделий на 600 рублей. Выставки-продажи будут регулярно практиковаться в новой столовой, которая войдет в строй действующих на следующей неделе» («Тракторостроитель», 12 апреля 1974).
«Добро пожаловать в новую столовую
Новая столовая, что сооружена около заводской проходной, сдана в эксплуатацию. Недавно она принимала своих первых посетителей. К этому событию работники столовой тщательно подготовились. Для тракторостроителей был приготовлен вкусный обед. Меню состояло из трех комплексных обедов.
Рабочие и служащие, посетившие новое предприятие общественного питания, остались довольны.
Новая столовая построена по однотипному проекту, что и ресторан «Лада». На первом этаже расположен магазин «Кулинария», раздевалка. Здесь же находятся основные цеха – приготовители: кондитерский, мясорыбный, овощной, которые оснащены новейшим оборудованием,
На втором этаже находится зал на 200 посадочных мест, кухня с раздаточными и холодный цех. Хорошо оборудован буфет, в котором ежедневно имеются в продаже различные холодные закуски» («Тр-ль», 26 апр. 1974).

Далее »»» ВТЗ им. А.А. Жданова в апреле-июле 1974 года

Категория: ВТЗ | Добавил: Николай (14.06.2025)
Просмотров: 114 | Теги: трактор, завод, владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2025


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru