Главная
Регистрация
Вход
Понедельник
23.10.2017
14:34
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 371

Категории раздела
Святые [132]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [687]
Суздаль [236]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [176]
Музеи Владимирской области [56]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [46]
Юрьев [98]
Судогда [30]
Москва [41]
Покров [51]
Гусь [46]
Вязники [115]
Камешково [46]
Ковров [131]
Гороховец [29]
Александров [132]
Переславль [80]
Кольчугино [21]
История [14]
Киржач [35]
Шуя [63]
Религия [2]
Иваново [26]
Селиваново [5]
Гаврилов Пасад [4]
Меленки [14]
Писатели и поэты [7]
Промышленность [0]
Учебные заведения [0]
Владимирская губерния [1]

Статистика

Онлайн всего: 20
Гостей: 20
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Киржач

Село Филипповское Киржачского района

Село Филипповское

Фили́пповское — село в Киржачском районе Владимирской области России, является административным центром Филипповского сельского поселения. Население 644 человек (2010 год).
Село расположено на пересечении Большого Московского кольца и дороги, идущей из Москвы на Киржач на правом берегу реки Шерна. «Село Филипповское на р. Серой находится в 120 верстах от губернского города и 56 от уездного».

Филипповское. Селище, XIV-XVII вв. расположено на территории села, надпойменная терраса правого берега р. Шерна при устье ручья, на обоих берегах последнего. Площадь ок. 3 га. Керамика гончарная позднесредневековая.
Это село великим князем Василием Димитриевичем (1389 — 1425 гг.) дано было Московскому Чудову монастырю при архимандрите Иоакиме и до 1764 г. оставалось во владении монастыря.

Постепенно из Москвы вдоль Стромынского тракта распространился по деревням и сёлам промысел ткания шёлковых лент и производства бархата. В статистическом обозрении Владимирской губернии за 1817 г. говорится, что в Покровском уезде, куда входило и с. Филипповское, крестьяне «занимаются тканием шёлковых сырцовых ленточек и в Москву отходят для сего рукоделия до 306 человек».
Производство бархата развернули Спиридон Евдокимов в д. Никулино, Цирков в с. Заречье, Наумов распространил его в 1820-1825 гг. над. Наумово, Михалёвка, Исаковка, Храпки, Перегудово, Дубровка. Вдоль дороги, ведущей из Москвы в Киржач, в XVI-XIX вв. в деревнях вырабатывались на ручных станах ворсовые и гладьевые шёлковые ткани (см. Образование «Шелкового пояса»). В XIX в. одним из самых крупных центров обработки шёлка стал Киржач.
Производство шёлка на ручных станах крестьянами с. Филипповского и соседних деревень описано в исследовании Сергея Андреевича Харизоменова (1854-1917) «Промыслы Владимирской губернии, вып. III. Покровский и Александровский уезды. М. 1882». Исследование производилось методом опроса. Наняв в извозчики разорившегося филипповского ткача, он изъездил с ним все «шёлковые» деревни, заходил в каждую светёлку и избу, расспрашивал и записывал. В частности, Харизоменов выяснил, что «Богородский уезд обучил Покровского ткача-отходника шёлковому производству, он давал материал и средства... светёлочнику, который устраивал местные заведения».
Всё население, занимавшееся промыслом, разделялось на небольшую группу самостоятельных фабрикантов и массу наёмных ткачей. Работали главным образом в светёлках, так как грязь и копоть в жилых помещениях не позволяли вырабатывать доброкачественные ткани. А сырье было слишком дорого, чтобы подвергать его риску случайной порчи. Светёлки помещались на территории усадьбы позади огородов, вдали от жилых помещений во избежание пожаров - ведь на станах было постоянно заправлено товара на несколько тысяч рублей. В обычной светёлке находилось 10 станков и 2-3 шпульных колеса, работали 12-13 человек. Далеко не каждый светёлочник был в состоянии вести промысел самостоятельно. Рабочий день ткача начинался в 5-6 часов утра и заканчивался в 10 вечера, иногда в 11-12 ночи. За это время ткач мог выработать до полутора аршин бархата. Одну из таких светёлок, сохранившуюся в соседней с Филипповским д. Апенино, перевезли в Киржач на территорию шёлкового комбината как памятник промышленной архитектуры начала XIX в.

В конце XIX — начале XX века село являлось центром Филипповской волости Покровского уезда. «Филипповское Волостное Правление (почт. адр. г. Киржач). Волостной старшина – кр. Егор Федоров Тюляев. Писарь – Василий Ефимович Никологорский.
Волостной Суд. Председатель – кр. Венедикт Гаврилович Беззаботнов. Судьи: кр. Семен Михайлов; Иван Федорович Караулов; Иван Тихонович Баринов» (Список служащих всех ведомств Владимирской губернии. 1891).

«Купец московский решил совместить приятное с полезным. Вместе с Н. И. Козловым он побывал по пути к Соловьеву на меднорасковочном заводе близ местечка Захарово и Мележи в Филипповской волости, принадлежавшем его дяде, затем на заводах Аленчикова и Зимина близ Киржача» (см. История медеобрабатывающего завода близ села Васильевского).
«7 июня 1906 года исправник рапортует губернатору: «Во многих селениях идет брожение в народе по поводу земельных захватов. Особенно это заметно по Филипповский волости, в селениях: д. Дворищи, д. Ратьково, с. Заречье, в д. Зубцове, в самом Филипповском, в Жердеевской волости: в д. Савельеве, Афанасове, Кудрине, Смольневе, в Лукьянцевской волости — в деревне Юрцове, Храпках и Грибанове и в Коробовщинской волости — в д. Левашове. Во всех этих селениях предполагается произвести косьбу, не беря в аренду и не платя денег... Так что во всех этих волостях, а по примеру их, и в других, надо ожидать самовольных покосов с оказанием упорного сопротивления… Крестьяне Филипповской волости практически взяли власть в свои руки. Помещики Микулин, Курута, купец Ляхов вызывают «для подавления беспорядков» казачью сотню. Началось «успокоение». Среди документов нет рассказывающих о том, сколько посечено крестьян, сколько изувечено, но сохранилась любопытная переписка по поводу расходов на казаков»… (см. гор. Киржач в период назревания Революции).
«Требование к фабрикантам.
24 октября 1917 г. рабочими-ткачами целой волости было предъявлено к фабрикантам требование о повышении заработной платы в размере 75 проц. Требования рабочих удовлетворены полностью.
Медведи.
В волости появились медведи. 5 ноября, в день выборов в уездные гласные, три охотника, осуществивши свои избирательные права, с ружьями за плечами, запасшись разными пулями, один из них пулеметчик, только что приехавший с фронта, другой молодой фабрикант и третий конторщик с двумя собаками отправились поразвлечься в окрестный лес. Скоро в чистом ельнике послышался отчаянный лай собак.
Охотники с трудом пробрались через него, предполагая присутствие барсука, но наткнулись на медведя, лежавшего под сломанной елью. Он даже не пожелал встать при виде смертельных врагов. Охотники опрометью бросились назад, перезарядили ружья разрывными пулями. Но никто из них не соглашался идти первым, не надеясь на поддержку своих товарищей. Охота кончилась. Они пошли домой. Медведь их не преследовал» (газета «Владимирская жизнь», 1917 г.).
Выписка из протокола общего собрания Филипповского волостного совета крестьянских и рабочих депутатов 19 июня 1918 г.: «Голод в волости полный, народный бунт неизбежен. Сегодня волнение выразилось пока в том, что заседание общего собрания было прервано наплывом толпы, требующей хлеба; пайков не выдаётся совершенно никаких и не предвидится в будущем. Советской власти угрожает опасность, поэтому в силу всех этих соображений общее собрание настойчиво просит Московский областной продовольственный отдел немедленно выслать хлеба в достаточном количестве. Постановлено ещё послать делегатов в Московский областной продовольственный комитет для ознакомления его с ужасом продовольственного положения в волости и исходтайствия продовольствия...».
«В 20-е годы ХХ века много было создано в районе так называемых «промколхозов». На изготовлении деревянных игрушек, мебели специализировались промколхозы в Финееве, Савельеве, Санине, шелкоткацкие промартели располагались в Храпках, Филипповском, в Заречье и т. д. Они приносили солидный доход, давали занятие жителям деревень, особенно в зимние месяцы» (см. Киржач в годы Социалистического строительства).
«Формы кулацкого террора.
Кулаки села Филипповского стравили скотом хлеб колхоза «Красная Горка» (см. Александровский округ Ивановской Промышленной области).
С 1929 года село являлась центром Филипповского сельсовета Киржачского района.
В № 3 газеты «Киржачский ударник» за 1932 год за подписью председателя Филипповского сельсовета А. Белозеровой и уполномоченного райисполкома Ф. Халуйцева опубликовано сообщение: «В ответ на вызов ефремовцев мы развернули по мобилизации средств ударную работу и добились на 10 января следующих результатов: Ефремовский сельский Совет на 10 января мобилизовал средств 1000 рублей, Филипповский — 6000. Перекрыв ефремовцев в 6 раз, выдвигаем им навстречу следующее: мобилизовать не менее 15000 рублей к 5-й райпартконференции».

В селе находятся: средняя общеобразовательная школа, Дом Культуры, врачебная амбулатория, сельхозпредприятие колхоз имени Кирова.
Численность населения: в 1859 г. – 438 чел.; в 1897 г. – 894 чел.; в 1905 г. – 1011 чел.; в 1959 г. – 659 чел.; в 1983 г. – 685 чел.; в 2010 г. – 644 чел.

Церковь Святителя Николая

В писцовых книгах 136 (1628) г. в Филипповском показана церковь во имя Николая Чудотворца — «древяна вверх, а в церкви деисус и двери царския и образы местные и ризы и свечи и колокола и всякое церковное строение — мирское».
Когда построена эта церковь, сведений не сохранилось. В 1684 г., по сведениям собранным в 1799 г., в Филипповском построена была новая деревянная церковь во имя того же Святителя. Эта церковь и существовала до построения каменного храма в 1821 году.
В каменном храме устроено три престола: главный во имя св. Николая Чудотворца, в приделах теплых во имя преп. Сергия Радонежского ни свят. Алексия, митрополита Московского (этот придел освящен в 1818 г.).
В 1870-х гг. причт состоял из священников Иоанна Виноградова и Иоанна Покровского, диакона Андрея Лебедева, причетников Ивана Розова, Матфея Соколова Павла Никольского и Сергея Кудрявцева.
В 1880-х гг. расширена трапезная часть храма. Ограда устроена во 2-й половине XIX в.
Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена была вполне достаточно. Из св. икон своею древностью и ценностью украшений замечательны: иконы Спасителя. Смоленской Божией Матери и Николая Чудотворца.
Церковные документы хранились в целости: копии с метрических книг с 1803 г., исповедные росписи с 1828 г.
Причта по штату положено: два священника, диакон и два псаломщика.
На содержание причта получал: а) процентов с причтового капитала - 70 р., б) от земли пахотной и сенокосной до 150 руб. и г) от служб и требоисправлений до 2500 руб. Дома у членов причта собственные на церковной земле.
Земли при церкви: усадебной 5 дес., пахотной 45 дес. и сенокосной 24 дес.
Приход состоял из села Филипповского, деревень: Оленина (1 вер. от церкви), Никулкина (2 вер.), Дворищ (2 вер.), Чернова (5 вер.), Новой Александровки (4 вер.), Крутца (4 вер.), Захарова (7 вер.), Рожкова (3 вер.), Дубков (6 вер.) и сельца Сергиевского (5 вер.), в коих по клировым ведомостям числилось 2047 душ муж. пола и 2299 женского, из них раскольников 32 души обоего пола.
В селе Филипповском имелась школа грамоты, учащихся в 1895 г. было 12.
Филипповское училище, Филипповской волости, в селе Филипповском, основано в 1843 году, по желанию крестьян и содействию духовенства. Ближайшие училища: Никулкинское в 2 вер. и Ново-Александровское — 4 в. В 1884 г. «Помещение наемное, каменное, отдельное; по свету и теплоте удобное; квартира учителю есть; классных комнат одна — длиной 11 ар., шириной 11 ар. 9 вер., вышиной 2 ар. 8 вер. Учебных пособий достаточно — на 175 р. 39 к. Библиотека есть: 238 соч. — 451 том. Земли нет. Законоучитель и учитель - Иван Добродеев, окончивший курс во Владимирской духовной семинарии, преподает с 1881 г., а в настоящем училище с 1883 г. Попечитель крестьянин Яков Никитич Евдокимов; доставляет все необходимое для учеников. Учащихся к 1-му января 1883 г. 44 м. и 16 д. Выбыло до окончания курса по желанию родителей 17 м. и 10 д. Окончило курс со свидетельствами 5 м. Вновь поступило 22 м. и 11 д. К 1-му января 1884 г. состояло 44 м. и 17 д. Учатся все вместе. Возраст: 7 — 8 л. 13, 8-9 л. 19, 9 — 10 л. 10, 10 — 11 л. 10, 11-12 л. 5, 12 — 13 л. 4. Из учащихся: 43 из с. Филипповского и 18 — д. Двориц в 2 вер. Ночлежного приюта и живущих на квартирах нет. Вероисповедания православного. По сословиям: дух. 4 д., крест. 44 м. и 13 д. Средства: от земства 156 р., от общества 240 р.; платы за учение нет. Расходы: наем дома, отопление, освещение, прислуга и ремонт 100 р.; жалованье — законоучителю и учителю 281 руб.; на книги и учебные пособия 15 руб. Посещали классы неисправно; принимались меры разные нравственные. Прием в сентябре; поступили все неграмотными. За теснотой помещения отказа не было. Учебный год с 1-го сентября по 7-е мая. Пению обучаются простому. Учатся в день 7 час. и даются уроки на дома. Отделений 3. Уроков в неделю: по Закону Божию 5, по Русскому и Славянскому языкам 12, по арифметике 5, по пению 2. Получивших награды не было. Получившие свидетельства учились 4 г. Не окончившие курса учились до 2 л. Училище никто не обозревал. Обучения ремеслам и рукоделию нет. Воскресных бесед и чтений нет» (Владимирский Земский сборник 1884. № 12. Декабрь.).
В дер. Оленине — с 1891 г. открыта школа церковно-приходская, содержалась на средства местного купца, учащихся в 96 г. было 67, — в деревнях Никулкине, Дворищах, Захарове и Новой Александровке существовали земские народные школы, учащихся в этих школах было в 1895/96 г. — 152.
В приходе села Филипповского Кружок ревнителей православия открыт 29 июня 1915 г. под покровительством Святителя Алексия, Митрополита Московского. В кружок вступили кроме причта и церковного старосты 6 человек мужчин и 1 женщина. Ежегодные членские взносы установились от 1 до 10 рублей. Поступили и пожертвования; на них приобретены книжки религиозного, хозяйственного и исторического содержания для чтения прихожан. Эти книжки раздавались в 4 пунктах прихода: селе Филипповском, деревне Мележе, деревне Дворищах и деревне Чернове надежными лицами под руководством священников. А выдача книг церковной библиотеки производилась о. диаконом Михаилом Крыловым.

Зеленин Василий Петрович родился 26.12.1890 г. в пог. Никологорском Вязниковского у., сын крестьянина, ок. ВДУ, ВДС по 1 разряду (1905-1911). Направлялся для поступления в Киев. ДА. С 1911 г. – учитель Драческой цпш Меленков. у. После революции лишен гражданских и избирательных прав как служитель религиозного культа. К осени 1937 г. служил в церкви с. Филипповского.
В советское время храм был закрыт.
Вновь открыт в 1990-х гг.
В 2007 г. в Филипповском рядом с основной Никольской церковью, была построена крестильная церковь Спаса Всемилостивого.
В 1990-х гг. на святом источнике устроена часовня. Вода обладает исцеляющей силой, и за святой водой к источнику ездят из многих близлежащих и отдаленных сел и городов.

В соседней с Филипповским д. Захарово в 1998 г. местным жителем А. Уголковым, по благословению священника, была восстановлена разрушенная в 1960-х гг. часовня.
Новая часовня построена в д. Мележа, стоящей у р. Мележи, притока Шерны.
Владимирская губерния.

Copyright © 2016 Любовь безусловная


Категория: Киржач | Добавил: Jupiter (17.06.2017)
Просмотров: 425 | Теги: Покровский уезд, Киржачский район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика