Главная
Регистрация
Вход
Четверг
21.01.2021
11:28
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [139]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [1332]
Суздаль [414]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [430]
Музеи Владимирской области [60]
Монастыри [7]
Судогда [10]
Собинка [115]
Юрьев [223]
Судогда [105]
Москва [42]
Покров [141]
Гусь [158]
Вязники [283]
Камешково [98]
Ковров [377]
Гороховец [123]
Александров [251]
Переславль [112]
Кольчугино [76]
История [39]
Киржач [85]
Шуя [105]
Религия [5]
Иваново [59]
Селиваново [40]
Гаврилов Пасад [9]
Меленки [105]
Писатели и поэты [102]
Промышленность [90]
Учебные заведения [119]
Владимирская губерния [37]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [75]
Медицина [50]
Муромские поэты [5]
художники [25]
Лесное хозяйство [16]
священники [6]
архитекторы [6]
краеведение [41]
Отечественная война [244]
архив [6]
обряды [15]
История Земли [4]

Статистика

Онлайн всего: 25
Гостей: 25
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Учебные заведения

Школьный Рождественский праздник в церковных школах Владимирской епархии (1903 г.)

Школьный Рождественский праздник в церковных школах Владимирской епархии

Праздник Рождества Христова и следующие за ним т. н. «святки» есть по преимуществу праздник детей. В эти дни почти каждая более или менее обезпеченная семья, каждое учреждение, ведающее какой-либо детский приют, считают своим долгом устроить для детей праздничный вечер, дать им возможность повеселиться вокруг блестящей, разукрашенной елки, наградить детей различными подарками и проч. Этот симпатичный обычай постепенно проникает и в школьную жизнь: везде, где находятся средства, устраиваются в рождественский праздник школьныя елки. Но устройство школьной елки дело более сложное, чем елки семейной. Относительно последней все заботы сводятся к тому, чтобы лучше разукрасит ее, побольше ноготовить детям сластей и подарков; блестяще разукрашенная елка, заготовленные подарки возбуждают собравшихся детей, само собой вызывают радостное праздничное настроение. Здесь излишня какая-либо программа праздника…
Но иное дело елка в школе, для нескольких десятков детей одновременно... Украшение елки, заготовление и раздача подарков детям — это только одна сторона дела; другая более сложная и трудная сторона состоит в том, чтобы сделать этот праздник не только приятным, но и разумным развлечением, чтобы он и в воспитательном отношении отразился на детях самым желанным образом. Поэтому школьный рождественский праздник и соединяется обыкновенно с чтением самими детьми избранных стихотворений, пением школьным хором подходящих музыкальных пьес, общими детскими играми под руководством учащих и т. п. К такому школьному празднику заблаговременно дети готовятся и с такого праздника они уносят не только сласти и подарки, но и живые воспоминания о приятно и разумно проведенном времени.
Этот добрый обычай понемногу проникает в церковно-приходския школы и нашей епархии, по к крайнему сожалению, пока еще в очень немногие. — Мы имеем сведения, что в прошедшие «святки» устроены были «елки» в следующих церковно-приходских школах: в г. Владимире — в Николо-Галейской, Предтеченской и Ризпо- ложенской, в г. Коврове в Феодоровской двухклассной школе, в г. Меленках в двухклассной ц.-приходской школе, в г. Суздале в Спасо-Евфимиевской школе, в г. Вязниках в Ярополческой женской второклассной школе, в Симской школе Юрьевского уезда, в Ивашковской Александровского уезда, в Горицкой второклассной школе и некоторых др. С программами этих школьных праздников мы и познакомим читателей.

29 декабря 1902 г. на средства попечительницы школы В.Н. Философовой устроена была для детей «елка» в Предтеченской школе г. Владимира. Более сотни детей от души веселились на праздничном вечере и вынесли чувства искренней благодарности устроителям и организаторам «елки». Вечер состоял из двух отделений по следующей программе:
I отд. Народный гимн — исп. хор.
Малютка-мужичек — прочт. учен.
Выезд ямщика — прочт. учен.
Ах ты воля моя... — исп. хор.
Любопытный — басня прочт. учен.
Попурри из русск. басен — прочт. учен.
Мороз-воевода — стих. прочт. учен.
II отд. Лягушка — исп. хор.
Влас — стих. прочт. учен.
Три мужика — прочт. 3 ученика.
Зимний вечер — исп. хор.
Рождественская елка в школе — прочт. учен.
Во поле березонька стояла — исп. хор.
Вдоль да по речке исп. хор.
Как по морю — исп. хор.

Вечером 29 декабря 1902 г. на средства попечителя была устроена для детей елка в Ризположенской церковно-приходской школе; программа детского вечера была следующая:
Легенда о рождественской елке — прочт. ученица.
Бабушка-зима — стих. прочт. ученица.
Мать и дети — стих. Косякова прочт. уч — ца и вся школа.
Буря мглою небо кроет — исп. хор.
Елка бедной сиротки — стих. Льдова прочт. ученица.
Птичка — стих. прочт. 2 учен.
Стрекоза и муравей — басня прочт. 3 учен.
Демьянова уха — прочт. 3 учен.
Сенокос — исп. хор.
Сиротская молитва — прочт. учен.
Любопытный — басня прочт. 2 учен.
Кукушка и петух — прочт. 3 учен.
Игра в командиры — исп. 1 учен. и хор.
Детям от попечителя был предложен чай, сласти и подарки; вечер прошел весьма оживленно.

29 декабря устроена была для детей «елка» в Меленковской двухклассной ц.-приходской школе. Попечитель школы, управляющий фабрикой товарищества Меленковской мануфактуры, Я.З. Цаде, пожертвовал для этой цели 150 руб.; сто рублей были предназначены на покупку материи для одежды 50 беднейшим ученикам, а 50 руб. на украшение елки и сласти всем школьникам. Праздничный вечер прошел по следующей программе:
I.
1. Гимн «Боже Царя храни» — исп. хор.
2. Русь — стих. Никитина прочт. учитель.
3. Не белы-то снеги — народн. песня исп. хор.
4. Два мужика — басня прочт. три ученика.
5. Мать — стих. прочт. ученик.
6. Малютка мужичек — прочт. ученик.
7. Добрая ночь — слова и муз. Миропольского исп. хор.
8. Мельник — басня прочт. ученик.
9. Спор — стих. прочт. ученик.
10. Гей славяне — исп. хор.
11. Кот и повар — басня прочт. ученик.
12. Белолица — народн. песня исп. хор.
II.
1. Молитва — Лермонтова исп. хор.
2. О чем разговаривают крестьянские мальчики — отрывок повести Тургенева «Бежин луг» прочт. ученик.
3. Сложно, сложно — исп. хор.
4. Квартет — басня прочт. ученик.
5. Бурлак — Никитина прочт. учитель.
6. Я посею ли — народная песня исп. хор.
7. Стрекоза и муравей — басня прочт. три ученика.
8. Вурдалак — Пушкина прочт. ученик.
9. Кукушка и петух — басня прочт. ученик.
10. Кде домов муй — чешский гимн исп. хор.
11. Демьянова уха — басня исп. три ученика.
12. Кто он — стих. прочт. ученик.
13. Братья славяне — исп. хор.
Вечер прошел весьма весело и оживленно. При школе организован из учеников и учителей прекрасный хор, ученики в достаточной степени научены выразительному чтению; поэтому пение и чтение на школьном вечере доставили истинное удовольствие собравшимся слушателям.
По окончании пения и чтений, заведующий школой от лица всех учащихся высказал попечителю школы Я.З. Цаде глубокую сердечную благодарность за его доброе, участливое отношение к школе, выставив на вид, что и самая жизнь школы с ее лучшими, отрадными сторонами берет свое начало в нем, добром попечителе, а потому за здоровье его предложил грянуть — «ура!» Дети, как один, подхватили слова заведующего, и троекратное ура загремело в школе.
Затем высказана была благодарность заведующим жене попечителя, Анне Прокофьевне, за ее неоднократно проявляемое сочувственное отношение к школе, особенно в минуты невзгод, и в ответ на его слова громкое ура прозвучало в зале.
Градской голова, г-н Валенков, от имени целого города благодарил попечителя за школу, воспитывающую (и воспитавшую) в духе веры и нравственности целыя сотни подростающих граждан.
Выслушав изявление благодарности, попечитель школы с своей стороны в кратких словах выразил ту мысль, что не он один заслуживает благодарности, но есть здесь лица, в большей степени достойныя ее, — это учащие во главе с своим заведующим, много старания и трудов положившие на пользу школы; а потому он предлагает за здоровье их провозгласить — ура! И громкое ура несколько раз пронеслось по школе.
В заключение всего заведующий предложил детям крикнуть — ура за здоровье дорогих гостей, личным присутствием почтивших школьный праздник, и неумолкаемое — ура огласило школу.
Затем были розданы гостинцы, а пятидесяти беднейшим из них по 5 и 5 ½ арш. материи на верхнее платье.
Вечер продолжался с шести до восьми часов.

3 января 1903 устроен был детский вечер в Спасо-Евфимиевской двухклассной ц.-приходской школе в г. Суздале; средства для этого были даны щедрым попечителем школы Ник. Вас. Кормилицыным, который нарочито для этой цели прибыл из Петербурга. Школьный праздник состоял из двух отделений и прошел по следующей программе:
I отд. Народный гимн. исп. хор.
Славься, славься, наш Русский Царь. исп. хор.
Встанем, дети, песни грянем. Поют все.
Ура! в честь Царя . Поют все.
Народный клич — стих. прочт. ученик.
Многи лета — исп. хор.
Все люди-братья — прочт. учен.
Воздушный корабль — исп. хор.
Не осуждай — стих. прочт. учен.
Боже! прославь Царя — исп. хор.
Под тяжестью креста — прочт. учен.
Бодрость духа — исп. хор.
Мы-то детки — стих. прочт. учен.
Кузнецы — исп. хор.
По полю, полю чистому — исп. хор.
Ткачи — стих. прочт. учен.
Коль славен... гимн — исп. хор.
II отд.
Лен мой, лен... — поют все около елки.
В темном лесе... поют все около елки.
Выезд ямщика — стих. прочт. учен.
Уж я золото хороню... — исп. хор.
Розан — стих. исп. хор.
Кукушка стих. прочт. ученик.
Весело на воле песенка поется... - исп. хор.
Два мужика — прочит. ученик.
Эхо — исп. хор.
Поле зыблется цветами — исп. хор.
Демьянова уха — басня прочт. 3 учен.
Летели две птички... исп. хор.
Дядюшка Яков прочт. ученик.
Елка стихот. прочт. ученик.
Праздник продолжался от 6 до 9 час. вечера; на нем, кроме попечителя и заведующего школой о. архим. Серафима, присутствовали несколько приглашенных гостей. Детям розданы были подарки и сласти. И этот праздник прошел весьма весело и оживленно.

3 января 1903 г., на средства управления Моск.-Нижегор. жел. дороги и попечителя, была устроена «елка» в Феодоровской ц. приходской школе при Ковровских железнодорожных мастерских для учащихся в мужской и женской школах.
«Елка» устроена была в помещении столовой, при железнодорожных мастерских. Чтение, пение и игры, составлявшие программу «Елки», происходили на имеющейся при столовой сцене. Ученики и ученицы, непринимавшие участия в чтении, пении и играх, были размещены на скамьях перед сценой по обе стороны украшенной елки.
Посмотреть детский праздник собралось много посторонних зрителей, в числе коих было несколько лиц, приглашенных школою, но главным образом — родителей и родственников учащихся.
Программа праздника разделялась на три отделения, с небольшими между ними перерывами, во время которых, равно как и перед началом, играл оркестр музыки.
При первом поднятии занавеса, один из учеников начал чтение стихотв. Майкова «Картинка», — на сцене-же в это время была представлена следующая живая картина на тему этого стихотворения: деревенская изба, девочка, сидя за столом, водит пальцем по печатному листу несколько мужиков (ученики в мужиц. костюмах) «в глубокой думе» слушающих чтение манифеста, — деревенския женщины, из которых одна держит на руках ребенка (ученица с куклой). По прочтении стихотворения, хором учеников и учениц пропет был народный гимн: «Боже! Царя храни», а также — «По небу полуночи ангел летел» и «Гей пид горою» — малорос. песня, после которой следовала мимическая игра, состоящая в том, что несколько учениц, взявшись за руки, образуют круг, ставят в средину его по очереди одну из участвующих в игре и поют: «дайте-ка мы в круг поставим одну из подруг; что покажет, то исполним все мы разом вдруг», при этом стоящая в кругу производит к-л. мимическое движение, которому все остальныя подражают. По окончании игры, прочитаны басни — Воробьи и Овсянка, Волк и Кот, Ворона, Два мулсика, причем каждая читалась двумя — тремя учениками и ученицами (смотря по количеству действующих лиц в басне).
Второе отделение состояло также из чтения стихотворений и басен, пения и «игры в сватушку», во время которой девочки становятся в круг, поют песни и движениями под такт производят те действия, о которых поется в песне. В конце песни входит в круг мальчик, одетый стариком с мешком через плечо и девочки поют: «сватушка, сватушка», стараясь отнять мешок у старика. При словах песни: «как с этого пива все мы разойдемся» все расходятся.
Третье отделение — из чтения стихотворений и басен «Маленький мужичек», «Ожидание» и др., пения: «Вниз по матушке — по Волге»..., «Ой маты, маты»..., «Уж я золото хороню»... и «Жито маты»... В конце праздника Попечителем были розданы каждому ученику и ученице подарки в виде игры, игрушки, недорогого музыкального инструмента (гармоники, скрипки, окарины) и пр. и сверх всего каждому по пакету гостинцев. На устройство «елки» израсходовано было около 250 руб.

12 января 1903 г. устроен был школьный праздник в Ярополченской женской второклассной школе; праздник этот несколько запоздал потому, что на время святок все ученицы второго класса были отпущены в дома своих родителей. Школа, к сожалению, не имеет щедраго попечителя и средства для елки были собраны заботами учительниц. Но от того, что елка не была так богато украшена, как в других местах, и ученицы не были засыпаны подарками, праздничное настроение учащихся нисколько не пострадало. Программа вечера была следующая:
1 отд. Народный гимн — исп. хор.
Слепорожденный стих. Мея — прочт. ученица.
Малютка-мужичек стих. прочли 2 ученицы.
Спи, младенец... муз. Ланге исп. хор.
«Сироты» стих. Красницкого прочт. учен.
Пойманная птичка исп. хор.
2 отд. Два мужика — басня прочт. 3 ученицы.
«Куда ты ведешь нас»?... стих. исп. хор.
Рождественская елка — стих. прочт. учен.
Учительница — стих. Державина проч. учен.
Коль Славен — гимн исп. хор.

Таковы школьные рождественские праздники, бывшие в немногих школах нашей епархии.
Кто присутствовал на этих детских рождественских вечерах, видел неподдельный детский восторг и оживление пред блестящей елкой, наблюдал, с каким вниманием и умилением присутствующие на праздниках родители прислушиваются к своим детям, выступающим в ролях чтецов и певцов на «елке», тот несомненно искренно пожалеет, что эти праздники так редки, что только немногие школы имеют возможность доставить своим питомцам часы неподдельной радости и чистаго удовольствия, и вместе с нами пожелает возможно широкого их распространения в нашей школьной жизни. В самом деле, на несколько сот церковно-приходских школ в нашей епархии только в десяти—двадцати школах были устроены на прошедших праздниках «елки». Но ведь эти «елки» одинаково дороги детям всех школ, а не немногим только счастливцам. Были они устроены главным образом в школах городских, но как хорошо было бы, если бы в глухой деревне, в скромной деревенской школе, засияла хотя бы и не столь блестящая и не столь богато разукрашенная рождественская елка! Какой светлый луч внесло бы это школьное торжество в однообразную серую деревенскую жизнь!
Но для этих «елок», скажут нам, в большей части школ нет никаких средств: «елки» требуют украшения, освещения, на них обычно раздаются подарки, а для всего этого наша деревня слишком бедна. Нельзя не согласиться с этим, но нам кажется в то же время, что не все же безусловно школы находятся в таком положении и во многих из них не устраиваются школьные праздники не потому, что средств нет. Средства эти не настолько же велики, чтобы ни где не нашлось их, если бы мы стали тщательно искать. Люди, близко стоящие к школе, не прониклись еще мыслью о полезности школьных праздников и мало задумываются над средствами для них. Украсить елку, осветить ее, заготовить нетребовательным деревенским детям сластей на это потребуется несколько рублей и эти рубли найдутся во многих из тех школ, где до сих пор не бывало «елки». Ведь прелесть «елки» не в богатстве украшений и подарков, а в возможности повеселиться от души вокруг освещенного деревца всею школою, поиграть сообща, явить миру свои таланты в чтении и пении. А если так, то трудное и по-видимому невозможное окажется удобоисполнимым. И не такия трудныя вещи осуществляются, когда люди придут к мысли о их полезности и приложат к делу все свое старание.
Но пусть «елка» с украшениями, с подарками будет для многих школ невозможна; это не должно служить препятствием для устройства школьных праздников без «елки», для школьных вечеров с пением, чтением, общими играми. И без «елки» эти вечера не лишены будут своей прелести и для школы и для деревни, своего эстетически — воспитывающего значения.
Представьте длинные святочные вечера в деревне! Время праздничное, никто не работает, старшие скучают от безделья, молодежь бродит по темным улицам и веселится по своему, слышится гармоника и песни — частушки, в которых мало и смысла и музыки; за молодежью бродят ребята и бывают часто свидетелями нескромных сцен. Дайте в эти вечера и детям и взрослым приятное и разумное развлечение: соберите их в школу, пусть школьный хор споет что-нибудь, пусть дети почитают стихи, поиграют сообща под вашим руководством. Как благодарна вам будет деревня за этот вечер, как долго она будет вспоминать его!
Представьте храмовой праздник в деревне; иногда целую неделю тянется праздничное веселье, разгул. Сколько неприглядных сцен можно видеть в эти дни! Отвлеките вы детей и часть взрослых хотя на несколько часов от этих сцен и вы сделаете доброе дело. Соберите их в школу, пусть и теперь школьный хор споет что-нибудь из своего репертуара, дети почитают, почитайте сами что-нибудь из наших художественных произведений... Таким образом праздничный отдых в деревне хотя для некоторой части облагородится.
А если такие школьные праздники мы будем устраивать систематически, то деревня постепенно привыкнет к ним, постепенно привыкнет к мысли, что в школе можно искать эстетически приятного и разумного развлечения, а это облагораживающее влияние школы понемногу будет проникать и в жизнь.
Конечно, и такие праздники не везде возможны: для этого в школе нужен учитель или учительница, которые сумели бы организовать школьный хор, научить детей хорошему гармоническому пению, изящному выразительному чтению. Но и здесь следует сказать, что если такие вечера устраиваются в школах еще реже, чем «елки», то не потому, что слишком мало таких умелых учителей, а потому, что они как-то не вошли еще в обычай.
Нам кажется, что по крайней мере во второклассных школах такие вечера должны быть в известном смысле обязательны. Если вообще начальная школа должна бы быть культурным центром деревни, то тем более школа второклассная, у которой есть все средства для этого. При всех наших второклассных школах, есть хорошо поставленные хоры, для коих доступно многое из произведений наших отечественных композиторов, найдутся искуссные чтецы. Подберите соответствующую программу для чтения и пения, подготовьте исполнителей, и такой вечер доставит несомненное удовольствие слушателям.
Итак, побольше бы в школах рождественских «елок», побольше школьных праздников. Они внесут живую светлую струю в школьную жизнь, они, доставляя и детям, и взрослым удовольствие, будут способствовать их воспитанию эстетическому, а то наша школа как-то очень серьезна, суха, сурова, прозаична: мало поэзии вкладывает она в детскую душу.
Заговорив о школьных праздниках, мы считаем не лишним несколько остановиться на программах собственно рождественских «елок». Как мы видели, программа повсюду почти одинакова: везде во время «елки» дети читают избранныя стихотворения и басни, хор поет подходящия пиески музыкальныя, песенки. Но не следовало бы забывать, что «елка» есть праздник рождественский, а потому и празднование ее в значительной степени должно быть отзвуком церковного торжества совершаемого в память Рождества Христова.
Поэтому весьма желательно, чтобы детский рождественский праздник особенно в церковно-приходских школах состоял из двух частей: в назначенное число днем устраивается для учеников и для родителей их рождественская беседа под руководством законоучителя, а вечером зажигается «школьная елка». Эта симпатичная мысль проводится в книжке «Школьный рождественский праздник» изд. редакции журнала «Народное образование». Книжку эту мы рекомендовали бы всем устроителям рождественских елок в церковно-приходских школах. Она заключает в себе программу рождественской беседы и школьной «елки» и самый текст того, что читается и поется на обоих собраниях.
Программа Рождественской беседы намечается здесь следующая:
1. Пение стихиры «Приидите возрадуемся Господеви»...
2. Обяснение стихиры.
3. Пение стихов пророчества: «с нами Бог»...
4. История Рождества Христова — чтение по Евангелию с дополнением к Евангельскому повествованию из Минеи-Четьи — месяц Декабрь, 25 день.
5. Пение стиха: «Слава в вышних Богу»...
6. Сказание о поклонении волхвов — чтение по Евангелию с дополнением из Минеи-Четьи.
7. Пение кондака: «Дева днесь пресущественного рождает».
8. Вертеп Рождества Христова в Вифлееме (описание путешественника Норова)...
9. Пение ирмоса: «Таинство странное» (и обяснение его).
10. Сказание о бегстве в Египет — по Евангелию с дополнением из Минеи-Четьи.
11. Заключение. Пение величания Рождеству Христову.
Всматриваясь в программу этой беседы, вы видите, что она дает все необходимое для уяснения существа праздника слушателям, для понимания славного церковного торжества.
Исполнив это дело утром, вечером вы можете устроить в школе елку с ее обычными аттрибутами.
Программа «елки» предложена здесь следующая, она разделяется на два отделения: в первом — чтение и пение, а во втором игры, в которых принимает участие вся школа.
1-е ОТДЕЛЕНИЕ.
1. Русский народный гимн поет хор.
2. Предание о рождественской елке — разсказ.
3. Христос-Младенец стихотв. Плещеева.
4. Легенда — детский хор на те же слова, муз. Чайковского.
5. Христославы стихотв. Коринфского.
6. Христославы — живая картина.
7. Сказка о рыбаке и рыбке — Пушкина, читают ученик и 2 ученицы (старуха и рыбка), к этому чтению можно присоединить живыя картины по содержанию сказки.
8. Слава на небе солнцу высокому.
ОТДЕЛЕНИЕ 2-е.
Игры с пением.
1. Птичка — описание игры см. школьный календарь 1897 — 1898 г.
2. Кошка и мышка.
3. Уж я золото хороню.
4. Заплетися плетень.
Конечно, программа эта приблизительная, она может и видоизменяться; но составляя программу рождественского школьного праздника, всегда следует держаться следующих соображений:всегда вводить чтение предания или легенды о рождественской елке, для чтения и пения выбирать истинно художественные произведения, соответствующие детскому возрасту, не вносить в программу слишком мпого №№ для чтения и пения, чтобы не утомить слушателей и исполнителей, побольше места отводить общим детским играм, чтобы они не оставались только пассивными слушателями избранных чтецов и певцов. При этих условиях, на празднике будет больше оживления, веселья общего, о чем, главным образом, и должны позаботиться устроители рождественской елки.
На этом мы и покончим свою заметку. Об устройстве певческо-литературных вечеров в школах (главным образом второклассных) поговорим в другой раз.

Из жизни церковно-приходских школ во Владимирской епархии (1903 г.)

11-e мая в Архангельской второклассной школе (Гороховецкого уезда).
Этот день, когда православная церковь чтит память Первоучителей словенских Св. Равноапостольных Кирилла и Мефодия, естественнее всего отмечать особым торжеством и жизнь церковной школы, с особенным вниманием питающей учащихся в ней плодами трудов просветителей славянства. Второклассные школы располагают всеми нужными средствами к тому, чтобы наилучшим образом устроить школьный праздник в день Св. Кирилла и Мефодия, надолго запечатлеть этот день в памяти своих питомцев. Такой праздник и был устроен в Архангельской второклассной школе стараниями заведующего и учащих и при благосклонном участии попечителя школы.
Торжество началось в храме совершением после литургии молебствия Св. Кириллу и Мефодию, и затем перенесено было в школьное помещение.
Архангельская второклассная школа имеет при себе две одноклассных школы — мужскую и женскую, так что всех учащихся здесь более 200; на праздник же явились дети и из двух соседних церковно-приходских школ — Галицкой и Бережцовской с своими учителями, которые получили образование в Архангельской школе. Попечитель Архангельской школы нарочито приехал на праздник из Нижнего-Новгорода; счел своим долгом быть на празднике и попечитель Галицкой школы; собралось много и посторонних посетителей — с соседних станций железной дороги и из ближайших деревень. Школьный зал не мог вместить всех желающих присутствовать на торжестве: они наполняли коридор или расположились на улице вблизи окон школы.
Для праздника был отведен большой зал 1-го класса; стены и потолок зала были красиво убраны зеленой хвоей, на потолке устроен вензель из инициалов Государя Императора и Государыни Императрицы; портреты Их Величеств украшены были венками из полевых цветов. Хвоей украшали зал ученики под руководством учителя, а венки сплетены ученицами женской школы под руководством учительницы.
Школьное торжество началось в два часа пополудни и состояло из трех отделов по следующей программе:
Отдел 1-й.
1. Коль славен наш Господь, исп. хор.
2. Жизнь и труды Свв. бр. Мефодия и Кирилла, чит. учен. 2 кл.
3. Братья, двоицу святую, исп. хор.
4. Значение трудов Свв. братьев, чит. учен. 2 кл.
5. Слава вам, братья, исп. хор.
6. Просвещение Руси Св. кн. Владимиром чит. учен. 2 кл.
7. Гимн кн. Владимиру, исп. хор.
8. Молитва Божией Матери (стих.), чит. ученица.
9. Молитва — Лермонтова, исп. хор.
Отдел 2-й.
1. Москва, исп. все учащиеся.
2. Школьник, чит. учен. 2 кл.
3. Труд и отдых (стих.), чит. учен. 1 кл.
4. Добрая ночь, исп. все учащиеся.
5. Стрекоза и Муравей, исп. 1 девоч. и 2 мальч.
6. Дружно, дети, песню грянем, - исп. хор.
7. Муха и Пчела (стих.), чит. 3 девочки.
8. Что ты спишь, мужичек, исп. все учащиеся.
9. Два мужика, чит. 3 учен. 1 класса.
10. Отец и сыновья, чит. учен. 1 кл.
11. Сиротка, чит. учен. 1 класса.
12. Сиротинушка, исп. все учащиеся.
13. Дедушка Мазай, чит. учитель Руберовский.
14. Жавороночек, чит. учен. Галицкой школы.
15. Жавороночек, исп. 2 мальч. и 2 девоч.
Отдел 3-й.
1. Актовая песнь, исп. хор.
2. «Русь» стих., чит. о. диакон Широгоров.
3. Слава на небе солнцу высокому, исп. все учащиеся.
4. «Жизнь за Царя» (стих.), чит. учен. 2 класса.
5. Сусанин, исп. хор.
6. Манифест, чит. ученица Галицкой школы.
7. Воля, исп. все учащиеся.
8. Многи лета, исп. все учащиеся.
9. Славься, славься, исп. все учащиеся.
10. Боже, царя храни, исп. хор.
Эта длинная программа первоначально пугала собравшихся слушателей, но по мере того как продолжались чтение и пение, по мере того, как дети показывали свои таланты в ролях чтецов и певцов, внимание слушателей все более возрастало: изящное чтение и стройное пение доставляли весьма большое удовольствие. Не смотря на то, что исполнение затянулось более, чем па 3 часа, никому не хотелось расходиться, когда замолкла величественная мелодия народного гимна, которым заканчивалось торжество. Все, а особенно дети были в восторге от блестяще прошедшего школьного праздника. В заключение всем присутствовавшим детям от гг. попечителей были предложены разные гостинцы (орехи, пряники, конфеты) в изобилии, а в то время как дети услаждали себя гостинцами, был произведен розыгрыш рукодельных работ, сделанных ученицами женской школы в течение истекшего учебного года; вырученные деньги пойдут на приобретение материалов для рукоделья в следующем учебном году.
Эстетическое удовольствие, полученное детьми на этом празднике — как слушателями, так и исполнителями — несомненно надолго останется в их душе, как светлый луч на сером фоне обычного хода школьной жизни. Нужно было видеть, каким оживлением, какою неподдельной радостью блестели детские глаза, чтобы оценить силу переживаемых ими впечатлений! Нельзя не поблагодарить организаторов и устроителей школьного праздника: но мало труда нужно было, чтобы так хорошо подготовить чтецов и певцов.

11-го мая в Абакумовской церковно-приходской школе, Покровского уезда.
Абакумовская церковно-приходская школа выстроена благотворителями прихода в память чудесного спасения жизни Государя Императора Александра III-го и Его Августейшего Семейства 1888 года октября 17 дня.
11-го мая после божественной литургии в приходском храме при громадном стечении молящихся, в присутствии всех учеников, священно-церковно-служителями соборне был отслужен молебен св. просветителям словенским, а к 3-м часам пополудни к утопающей в зелени и украшенной флагами школе стал стекаться массами праздничный люд прихода, так что к назначенному времени, — к 5 часам вечера, пространство между селом Абакумовым и деревней Барминым было заполнено публикой.
В 5 часов в школе все учащиеся, одетые по праздничному, усажены были рядами на места, интеллигентной публике предложены были стулья, и на возвышенное, нарочито устроенное место явился организованный из учеников и любителей хор певчих под руководством опытного учителя-регента Молчанова. Пение и чтение было подразделено на два отдела:
1-Й ОТДЕЛ.
1) «Боже, Царя храни» Львова, спел хор.
2) «Значение Кирилла и Мефодия», прочитал один из лучших учеников.
3) Гимн св. Кириллу и Мефодию — пение хором.
4) «Славься, славься» — Главача, исп. хор детей.
5) «Ко дню 17-го октября», прочитали две ученицы.
6) «Кто тебя, тенистый лес» — трио Мендельсона.
7) «Что ты спишь, мужичек» — прочитали два ученика.
После первого отдела всем учащимся мальчикам и девочкам был предложен чай с конфетами и белым хлебом близ школы на свежем воздухе, под тенью дерев.
ОТДЕЛ 2-й.
1) «Сии, дитя» — трио.
2) Манифест» - прочитала одна из учениц.
3) «Вешнее солнце» - спел хор.
3) «Спи, младенец» Ланге, спел хор.
5) «Демьянова уха» — читали 3 ученика.
6) «Дружно, дети» — спел хор.
7) «Стрекоза и муравей» — читали ученики и ученицы.
8) «Вышли в поле косари» — спел хор.
9) «Школьник» — Прочитали два ученика.
10) «Многи лета, многи лета, православный Русский Царь!» — спел хор.
Стройное пение, выразительное чтение статьи о значении св. Кирилла и Мсоодия, декламирование стихотворений и басен мальчиками и девочками поразило своим выполнением посетителей. По желанию публики Молчанову приходилось некоторые пьесы даже повторять.
Торжество закончилось в 8 ½ часов вечера. Детям в количестве 80 человек, были розданы кулечки со сластями, присланные некоторыми из местных жителей: хор певчих снят на фотографическую карточку, а некоторыми из посетителей пожертвовано на пополнение книг в библиотеку для внеклассного чтения.
«Приятно было посетить такое благородное торжество, приятно было видеть детей ликующими; да и мы много услыхали назидательного. Спасибо устроителям школьного праздника в память равноапостольных св. отцов Кирилла и Мефодия!» Так высказывались уходившие из школы родители детей.

24-го мая в Ярополческой женской второклассной школе (в г. Вязниках).
24-го мая закончились переводные и выпускные испытания учениц Ярополческой второклассной школы. Испытания происходили под председательством епархиального наблюдателя и прошли с особенным успехом: все учащиеся выдержали их вполне удовлетворительно и удостоены перевода в высшие отделения, а оканчивающие курс — свидетельства на право учительниц в школах грамоты. Некоторые из них оставлены на повторительный курс исключительно по собственному их желанию или по малолетству, ибо они были приняты в школу в возрасте менее 13 лет.
Ответы экзаменовавшихся отличались обстоятельностью и достаточной осмысленностью. Присутствовавший на испытаниях местный инспектор народных училищ особенно удивлялся познаниям учениц в области церковно-славянского языка: для перевода на русский язык и грамматического разбора были предлагаемы тексты церковных песнопений и все ученицы показали здесь особенно точные и ясные познания.
По окончании испытаний устроено было Советом школы нечто в роде акта, на который были приглашены предводитель дворянства, председатель уездной земской управы, городской голова, члены уездного отделения епархиального училищного совета и др. лица. К сожалению, не все они явились на акт.
Собрание открылось пением тропаря «Днесь благодать Св. Духа нас собра». Заведующим школою был прочитан краткий отчет о школе за истекший учебный год, отчет о только что законченных испытаниях, объявлены были списки переведенных и окончивших курс. Затем, хором учениц под управлением учительницы пения было исполнено несколько песнопений, а избранными ученицами прочитано несколько стихотворений. Пение отличалось стройностью, а чтение стихотворений было далее художественное. Трогательное содержание некоторых стихотворений (напр. «Нищий» - Плещеева, «Учительница» — свящ. Державина), передаваемые с таким искусством чистыми детскими голосами, невольно вызывали у присутствовавших слезы умиления. Акт закончился пением народного гимна и молитвы «Достойно есть».
По окончании акта присутствовавший на нем Епархиальный Наблюдатель благодарил учениц за удовольствие, доставленное слушателям прекрасным чтением и пением, приветствовал их с успешным окончанием учебных занятий и пожелал, чтобы и в будущем были они так же усердны и внимательны к своему делу, как и в истекшем учебном году; благодарил о. заведующего и учащих в школе за их самоотверженный труд по обучению и воспитанию вверенных им детей. Только благодаря их примерному отношению к делу, школа недавно переживавшая критический момент своего существования, в настоящее время приобрела вполне прочное положение.
После этого к ученицам обратился бывший на экзаменах и на акте местный Инспектор Народных училищ. Он также выразил свое удовольствие от всего виденного и слышанного на экзамене и на акте и пожелал, чтобы ученицы в будущем, когда будут учительницами в начальной школе, относились к своему делу и к детям в школе с такой же преданностью и любовью, какую они видели здесь в воспитавшей их школе.
Местный земский начальник, интересующийся жизнью данной школы и далее, оказывающий из своих средств помощь бедным ученицам, высказал, что в Ярополческой женской школе приятно удивляют не только успехи учениц, но в особенности та любовь, которая водворилась между учащими и учащимися и которая придает особенный колорит школьной жизни.
О. председатель отделения просил оканчивающих курс не забывать своей школы, не забывать своих учительниц и ежедневно поминать их в своих молитвах.
Вообще все присутствовавшие вынесли из школы самое приятное впечатление.

29 мая в Горицкой второклассной школе (Шуйского уезда).
В этот день окончились выпускные испытания ученикам второклассной школы: все обучавшиеся в 3-м отделении юноши выдержали испытания успешно и признаны достойными получения свидетельства на право учительства в школе грамоты.
По окончании экзаменов совершено было о. наблюдателем вместе с о. заведующим школой благодарственное Господу Богу молебствие. Перед началом молебна о. заведующий обратился к ученикам с речью, в которой просил их не забывать преподанного им в школе, но теми или иными средствами развивать и расширять приобретенные знания, не зарывать своих талантов в землю, а приумножать их на свою и общественную пользу. В конце молебна о. уездный наблюдатель, обратясь к присутствующим, благодарил всех (попечителя, заведующего, учащих и учащихся) за ревностное исполнение принятого ими на себя долга и пожелал, чтобы окончившие курс и в будущем, где Промысел Божий устроит их жизнь, были также усердны и внимательны к своим обязанностям.
По окончании молебна обратился к ученикам старший учитель школы; он говорил, что они дороги ему, как родные дети; пусть они не прерывают связи со школой и в будущем он готов всегда дать им нужные указания и разъяснения, а затем, кто хотел бы поучиться в церковно-учительской школе, и помочь в подготовке к предстоящим испытаниям.
День закончился общею прогулкой в лес: отправились на прогулку — попечитель школы с семьей, о. уездный наблюдатель, заведующий, учителя и окончившие курс ученики. В лесу были устроены игры, общее пение (пьес, разученных к «елке»), а от попечителя был предложен чай и сласти.
Таким образом трудные дни закончились общим приятным развлечением.
(Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 12-й. 1903 г.).
Владимиро-Суздальская епархия.
Второклассные школы во Владимирской епархии (нач. ХХ века).
Церковные школы Владимирской епархии с 1884 по 1904 гг.
Церковные школы Владимирской епархии в 1910 — 11 уч. году
Церковные школы Владимирской епархии в 1911-12 учебном году.
Церковные школы Владимирской епархии в 1912—1913 учебном году

Copyright © 2020 Любовь безусловная


Категория: Учебные заведения | Добавил: Николай (05.09.2020)
Просмотров: 62 | Теги: учебные заведения | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту

Владимирский Край



Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2021
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика