Главная
Регистрация
Вход
Понедельник
20.09.2021
12:20
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [141]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [1400]
Суздаль [421]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [447]
Музеи Владимирской области [60]
Монастыри [7]
Судогда [10]
Собинка [132]
Юрьев [236]
Судогодский район [107]
Москва [42]
Петушки [155]
Гусь [166]
Вязники [308]
Камешково [105]
Ковров [397]
Гороховец [125]
Александров [259]
Переславль [114]
Кольчугино [80]
История [39]
Киржач [88]
Шуя [109]
Религия [5]
Иваново [63]
Селиваново [40]
Гаврилов Пасад [9]
Меленки [107]
Писатели и поэты [148]
Промышленность [91]
Учебные заведения [133]
Владимирская губерния [39]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [76]
Медицина [54]
Муромские поэты [5]
художники [31]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [1539]
архитекторы [6]
краеведение [47]
Отечественная война [252]
архив [6]
обряды [15]
История Земли [12]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [16]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [28]
Оргтруд [26]

Статистика

Онлайн всего: 39
Гостей: 38
Пользователей: 1
Николай
Яндекс.Метрика ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Фабричные школы Владимирской губернии в 1884 г.

Фабричные школы Владимирской губернии

/Санитарное исследование фабричных заведений Вязниковского уезда. Владимир на Клязьме. Типо-Литография Губернской Земской Управы. 1884./
1. Фабричные школы Владимирской губернии в 1884 г.
2. Малолетние рабочие во Владимирской губернии в кон. ХIX в.

Из 59-ти осмотренных мною фабрик и заводов, только при 18-ти существуют школы, в числе 15. Фабрики и заводы эти следующие: Собинская мануфактура; льно-прядильная Демидова и полотно-ткацкая отбельная льняной пряжи и бумаго-оберточная фабрика того-же владельца. Последние три фабрики находятся в гор. Вязниках, в 2-х верстах от льно-прядильной, где существует школа; бумаго-прядильная Никона Гарелина; бумагопрядильная Ю. Cт. Мальцова и хрустальный завод того-же владельца; Никольская мануфактура Саввы Морозова; товарищество мануфактуры Викулы Морозова; писче-бумажная фабрика Способина; Дулевский фарфоровый завод Кузнецова; товарищество Соколовской мануфактуры Асафа Баранова; товарищество на паях «Барановых»; ситцевая и прядильная фабрика А. Каретниковой; стеклянный завод Бр. Кастеревых; полотно-ткацкая Сенькова и Лемешковская мануфактура Никитина.
На остальных осмотренных мною фабриках дети нигде не учатся; те-же, которые грамотны, учились прежде или в школах того города, где находятся фабрики, или в школах, существующих в близлежащих селениях, или, наконец, обучены были грамоте (что, замечу кстати, встречалось довольно часто) сельскими священниками, своими доморощенными учителями (чаще всего из отставных солдат), и, наконец, родителями.
Фабрики и заводы, расположенные вне городов и не имеющие школ, несмотря на значительное иногда число работающих на этих фабриках малолетних, суть следующие: бумаго-ткацкая Баженова (Ставровская мануфактура), с 39 малолетними и плисо-ткацкая Симанина, с 31 малолетним; ближайшая школа (ведомства государственных имуществ) находится в том же селе Ставрове и отстоит от первой фабрики на одну версту, а от второй — на четыре. Хрустальный завод Дм. Федоровского, с 35-ю малолетними; ближайшая школа находится в 10-ти верстах. Самоткацкая — Смирнова, с 4-мя малолетними; ближайшая школа от этой фабрики находится в 4-х верстах, в Дулевской пустоше, на заводе Кузнецова. Льно-прядильная Муромской мануфактуры, с 70-ю малолетними; ближайшая шкода находится в 2 ½ верстах, в слободке при городе Муроме. Оболсуновская пунцовая фабрика А. Каретниковой с 3-мя малолетними; ближайшая школа от нее находится в 7-ми верстах, в с. Тейкове.
Прочие фабрики с малолетними рабочими расположены или в городах, или около них, в расстоянии от ¼ до 3-х верст от ближайшей школы.
Из существующих при фабриках школ я остановлюсь только на некоторых.
Наиболее благоустроенной и богатою школою, из всех мною осмотренных, следует считать школу при товариществе Никольской мануфактуры Саввы Морозова сына и Ко. Школа эта помещается недалеко от фабричных корпусов (шум от которых однако не так силен, чтобы мешал классным занятиям), в обширном, каменном трех-этажном здании; два верхних этажа заняты классными комнатами, а в нижнем — помещается учебная мастерская. Классные комнаты просторны и ученики размещены за школьными столами не тесно. Дневное освещение в них везде слева и в достаточном количестве. В вечернее время вся школа освещается газом и тоже в достаточном количестве. Школа имеет водяное отопление и вентилируется посредством нескольких, в каждой классной комнате, труб, сообщающихся с большою дымовой трубой, идущей из котельного отделения учебной мастерской. Трубами этими удаляется испорченный воздух из школьных помещений; для притока же свежего наружного воздуха имеются в каждом окне форточки. В обоих этажах, отдельно для мальчиков и девочек, устроены теплые ватер-клозеты. Школа в изобилии снабжена всеми учебными пособиями, и в ней производится не только обучение грамоте и прочим предметам, в объеме курса начальных народных училищ Министерства Народного Просвещения, но также рукоделью, рисованию и пению. По воскресным дням в школе бывают чтения с туманными картинами и уроки рисования и рукоделья. В нижнем этаже, как сказано, помещается учебная мастерская, где дети обучаются черчению, рисованию и ремеслам: слесарному, токарному по металлу и по дереву, кузнечному, столярному и ткацкому. При осмотре моем фабрики, в слесарном отделении было 20 учеников при двух мастерах; в кузнечном — 3 ученика при одном мастере; в токарном по металлу — 11 учеников при одном мастере; в токарном по дереву — 4 ученика и один мастер; в столярно-модельном — тоже 4 ученика при одном мастере и, наконец, в ткацком отделении находилось 10 учеников при трех мастерах. Обучение в последнем отделении производится на нескольких станках и притом разных систем.
Учебная мастерская эта ведет дело обучения ремеслам так хорошо, что ученики ее на последней промышленной выставке в Москве получили, как известно, премию и притом вполне ими заслуженную. Изделия, за которые им выдала была эта премия, отличаются в такой-же степени солидностью, в какой изяществом и тонкостью отделки; они в настоящее время красуются (по крайней мере так было во время посещения моего фабрики в марте месяце этого года) в витринах рисовальной комнаты, служа таким образом и поощрением, и образцом для учащихся и вновь поступающих учеников. К сожалению, мастерская помещается, как замечено г. инспектором, под школой, и шумом своих машин, и стуком молотов значительно мешает классным занятиям в школе. Впрочем, зная лично заботливость фабрики об образовании работающих на ней малолетних, можно надеяться, что и это неудобство будет вскоре устранено ею отведением для мастерской особого помещения и тем более, что, со вступлением в силу закона 1-го июня, число учащихся из малолетних рабочих, по всей вероятности, увеличится, для чего потребуется расширение школьного помещения: занимаемые ныне мастерскою две большие комнаты очень хорошо послужили бы такой цели (Замечание Главного Инспектора).

Школа при фабрике Викулы Морозова помещается в том же сельце Никольском, как и описанная выше. Школа эта и по своему помещению, и по числу в ней учащихся, и, наконец, по своей обстановке, значительно уступает предыдущей. Тем не менее, и ее можно отнести к числу довольно благоустроенных; в ней есть несколько довольно просторных классных комнат, с достаточным и правильным дневным освещением. Школьное здание — двух-этажное, и заключает в себе, кроме классных комнат, также и квартиры для учителей; отапливается оно посредством простых голландских печей; а вентилируется одними только оконными форточками. Освещение в вечернее время удовлетворительно; но отхожие места, самые обыкновенные: холодные и без разделения для мальчиков и девочек. Школа принадлежит к разряду народных двух-классных и состоит из 5-ти отделений. По воскресным дням — от часа до 3-х пополудни, — бывают чтения для рабочих, заключающиеся в объяснении Закона Божия.

Школа при Соколовской мануфактуре Асафа Баранова помещается в отдалении от фабричных корпусов, возле рощи, в деревянном одно-этажном здании, и состоит из трех классных комнат. Так как мне пришлось посетить фабрику в июле месяце, когда в школе уже прекратились учебные занятия, то я и не могу сказать наверное, насколько просторно размещаются в ней ученики; но классные комнаты довольно светлые. Школа снабжена в достаточном количестве всеми необходимыми учебными пособиями. Воскресных чтений нет. В отношении обучения работающих на этой фабрике малолетних заслуживает внимания следующее объявление, подписанное директором, и вывешенное в конторе прядильного отделения фабрики: «Дети, работающие на фабрике и посещающие школу, освобождаются от работ на фабрике на 4 часа, так - что смена, работающая с 6 час. утра до 12 дня, освобождается от работ с 8 ч. утра до 12-ти дня, а смена, работающая с 12 ч. дня до 6 ч. вечера, освобождается от работ с 12 ч. дня до 4-х вечера. Следовательно, дети, учащиеся в школе, будут работать на фабрике не 12, а только 8 часов в сутки. За время, проведенное в школе, заработанная плата не будет уменьшена».

Школа при ситцевой и бумаго-прядильной фабрике А. Каретниковой находится в селе Тейкове, вдали (около версты) от всех фабричных зданий. Она помещается в каменном двух-этажном доме и занимает верхний этаж, в нижнем же — помещается богадельня. Школа разделяется на две изолированные друг от друга отделения: мужскую и женскую. В каждом из отделений имеется по несколько больших высоких и светлых комнат. Школу я посетил в августе месяце, во время каникул, и потому не могу также сказать, насколько просторно размещаются в ней ученики; но, судя по размерам комнат и числу учащихся (181 чел.), она не должна быть тесна. При школе имеются все необходимые учебные пособия, и устроена ночлежная для приходящих издалека учеников; причем детям, остающимся в ночлежной, от фабрики полагается приварок. В школе обучаются исключительно одни только не работающие малолетние, преимущественно дети жителей села Тейкова и окрестных деревень. Для жилья учителей, при школе имеется отдельное помещение, с необходимою мебелью, снабжаемою от фабрики. В этом виде школа существует только три года.

При Гусевском хрустальном заводе и бумаго-прядильной фабрике Ю. Ст. Мальцова (см. Гусевское начальное училище) существуют две отдельные школы, помещающиеся в разных зданиях; причем в одной из них обучаются исключительно одни только мальчики, а в другой — девочки. Первая состоит из трех отделений, а вторая — из одного. Классные комнаты не тесны и достаточно светлы. Школа снабжена вполне всеми необходимыми учебными пособиями. Обучаются в ней исключительно одни только не работающие дети.

При Лемешковской мануфактуре Никитина школа открыта только с 1-го ноября 1882 года и помещается в одном доме с больницей, от которой отделяется одним лишь узким входным коридором. Для нее отведена одна комната, довольно тесная и бедно обставленная учебными пособиями.

При фарфоровом заводе М.С. Кузнецова школа помещается в молельной, так что в будни здесь стоят столы и производится обучение детей; а в праздники столы убираются и совершается богослужение. Классная — молельная состоит из одной комнаты, высокой и довольно просторной, судя по числу обучающихся в ней детей, но несколько темной. В школе учатся исключительно одни только не работающие дети.

Остальные семь школ не представляют в своем устройстве никаких особенностей. Все они находятся в отдельных помещениях, большей частью деревянных, и состоят из одной, или из двух классных комнат.
Из 15 школ, в пяти, находящихся при наиболее крупных фабричных заведениях, собственно малолетние рабочие совсем не обучаются, — и школы эти существуют только для детей, не работающих на фабриках. Правда, огромное большинство учащихся, по словам фабричной администрации, состоит из детей фабричных рабочих; к сожалению, и дети фабричных рабочих не всегда могут пользоваться школьным обучением, вследствие несоответствия числа этих детей с размерами школьного помещения, как я в этом лично убедился.
В пятнадцати школах всех учащихся было 2262 чел., из которых только 561 состояли из малолетних рабочих; остальные же 1701 учеников все были не работающие, следовательно, первые, по отношению ко всему числу учащихся, составляли 24,80 % . По крайней мере половина работающих из учащихся была выше 15 лет; ибо группа малолетних выше 15 лет всегда многочисленна на фабриках.
1911 человек учащихся в одиннадцати школах обходятся фабрикам в 47268 р. 31 коп. в год; следовательно, каждые 10 учеников стоят им средним числом в год 247 р. 30 к.
Что касается до распределения учащихся по полу, то в четырнадцати школах было 1532 ученика и 677 учениц, или первые составляли 69,35 %; а вторые 30,65 % всего числа учащихся.

Библиотеки

При семи из пятнадцати осмотренных школ имеются Библиотеки для чтения; причем из трех библиотек пользуются книгами не только служащие при фабрике, но и рабочие, в числе 968 человек. Особенно обращают на себя внимание библиотеки на следующих фабриках: при Никольской мануфактуре Саввы Морозова общественная библиотека, находящаяся в помещении школы, заключает в себе 6460 томов, содержащих в себе, кроме руководств, книги для чтения и журналы. Библиотека существует на средства подписчиков, по 25 коп. с каждого в месяц со служащих и по 15 коп. — с рабочих. Плата взимается только с лиц, берущих книги на дом.
При фабричной школе Викулы Морозова библиотека для чтения заключает в себе около 1150 томов и содержится отчасти на средства подписчиков, отчасти ежегодными пособиями в 150 р., даваемыми попечителем ее, Алексеем Викуловичем Морозовым. Плата с служащих и рабочих за право пользования книгами библиотеки та же, что и на фабрике Т. С. Морозова.
На фабрике «Барановых» (Троицко-Александровской мануфактуре) библиотека содержится на счет Товарищества и чтением пользуются все бесплатно — и служащие, и рабочие.

Время обучения

В нормальных школах, т. е. предназначенных для не работающих детей, учение продолжается от 5 до 6 часов в сутки. Между каждым уроком даются перерывы: в одних школах в 10 минут, в других же — только 5 минут, а также перерыв для обеда от ½ до 1 часа. Такое число учебных часов в день существует обыкновенно для всех отделений, считая тут и приготовительные, где учатся нередко 7-летние дети, что, конечно, не согласуется с требованиями гигиены, ибо столь продолжительное учение должно неблагоприятно отзываться на здоровье таких маленьких учеников. Только на фабриках Саввы и Викулы Морозовых обращается на это внимание и занятия в приготовительных отделениях длятся не более 3—4-х час. в день. Число учебных часов для работающих детей продолжается ежедневно от 1 ¼ до 2 и до 3 ½ часов в разное время дня, смотря по тому, когда кончает смена свои работы. Иногда же одну неделю дети занимаются в школе в первую половину дня, а другую — во вторую половину. Но и такие непродолжительные занятия, по отзывам преподавателей, с которыми мне приходилось говорить об этом предмете, оказываются весьма обременительными для малолетних рабочих; на уроке они почти спят и с трудом успевают. Несмотря на все это, многие все-таки выучиваются и даже получают иногда (очень редко, впрочем) свидетельства об окончании школьного курса, что доказывает, разумеется, сильное стремление к учению малолетних рабочих.
Владимирская губерния.
Учебные заведения в губернском городе Владимире
Фабричная и заводская промышленность Владимирской губернии
Бумаго-ткацкий промысел в Покровском уезде.
Колеристы и набойщики Владимирской губернии
Ткачество Шуйского уезда
Ткачество волосяных сит Шуйского уезда
Скорняжное производство Шуйского уезда
Войлочное рукоделие Шуйского уезда

Категория: Владимир | Добавил: Николай (29.03.2017)
Просмотров: 686 | Теги: владимирская губерния, учебные заведения | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту






Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2021
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru