Главная
Регистрация
Вход
Суббота
20.04.2024
07:08
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [134]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Парк имени А.С. Пушкина в городе Владимире

Парк имени А.С. Пушкина в городе Владимире

Начало »»» Пушкинский бульвар

Владимирский городской летний сад

«Владимирский городской летний сад (Пушкинский бульвар) передан горсоветом в ведение клуба железнодорожников. Правление клуба решило перенести в сад всю свою работу. В саду постоянно будут работать клубная «синяя блуза», драматический кружок, музыкальный, спортивные и физкультурные группы и т.д. Здание летнего театра заново отремонтировано и покрашено. Строители сделали все возможное, чтобы приспособить под нужды театра это нелепое сооружение бывшего горкомхоза и центрального клуба. Строится открытая сцена, оборудуется площадка для кино-сеансов на открытом воздухе, помещение буфета, тир, кегельбан, открытые сцены и ряд площадок для всевозможных физкультурных игр и аттракционов (кольца, трапеции и т.п.). Интересно задумано оформление входных ворот в виде арки, составленной из атрибутов железнодорожного производства. Все постройки и сооружения в парке будут представлять собой оригинальные украшения сада. Они воздвигаются по макетам и эскизам специально приглашенного художника К.А. Данилова» («Призыв», 7 мая 1930).
«В Пушкинском саду заканчиваются работы по оборудованию волейбольного и баскетбольного полей. Нижняя часть сада будет употреблена под спортивную площадку для занятий по легкой атлетике».


Спортивная площадка над улицей Муромской. 1930-е гг. Фото: Реган Всеволод Николаевич

Парк клуба им. Рыкова

«24-го мая открывается городской летний сад (б. Пушкинский бульвар), перешедший теперь в ведение клуба им. Рыкова. На оборудование сада истрачено 15000 руб. В саду будут сосредоточены все виды массовой культработы. Намечена организация докладов, лекций, летучих бесед и т. д. Помимо закрытого театра, устроена открытая сцена. Сооружены тир и кегельбан. В саду постоянно будет работать кино. В порядке обмена опытом клубной работы в саду время от времени будут выступать рабочие драмкружки ближайших к городу фабрик и заводов» («Призыв», 21 мая 1930).
«В парке имени Рыкова
Массовые гулянья. В августе, в парке клуба имени Рыкова будет организовано 4 массовых митинга-гулянья, на тему: оборона страны, перестройка сельского хозяйства, реорганизация профработы и интернациональное движение. Беседы и доклады будут проводиться в парке ежедневно.
Организация детского городка. В ближайшее время, при парке имени Рыкова организуется специальный «детский городок». Городок будет открыт ежедневно с 3-х часов дня. Дети там будут находиться под наблюдением педагогов.
Массовое пение. Предполагается широко использовать опыт массового пения и парке. Приглашены специальные руководители этого дела для организации так называемых «летучих хоров».
Гастроли в парке. В августе в парке состоится гастроль артистов оперы, приезжающих из Москвы. Состоятся также гастроли цирковой труппы» («Призыв», 28 июля 1930).

«1-го сентября 1930 г. в парке клуба им. Рыкова открывается цирк. К этому времени в парке будет сооружено специальное помещение вместимостью до 1000 человек. Администрация парка заключила договор с цирковой труппой калужского госцирка» («Призыв», 25 авг. 1930).
При «парке культуры» клуба им. Рыкова находился буфет артели инвалидов, где вечерами продавалось: печенье, сухари, пирожки, конфеты, кофе.

Парк клуба им. Молотова

С 1931 г. - парк клуба им. Молотова.
«За последнее время в парке имени Молотова сильно развилось хулиганство. Во всех местах парка только и слышен мат. Часто можно видеть и драки.
Все это доказывает, что культурно-массовая работа в парке замерла: открытая сцена и аттракцион не используются, также не используется кегельбан.
Деятельность читальни заключается только в выдаче газет и журналов. Во всех устраиваемых шахматных или шашечных турнирах, очень малый процент рабочей молодежи, больше всего учащиеся» («Призыв», 28 августа 1931).
«16 мая состоялось открытие парка при клубе Владимирских железнодорожников. День открытия ознаменовался массовым гуляньем.
Ежедневно в саду будет играть оркестр духовой музыки. Раз в пятидневку предполагается на открытой сцене парка силам местных и приезжающих артистов давать концерты.
Ежедневно в парке открыта читальня Имеются шашки, шахматы. Читальня будет радиофицирована. С первого июня клуб предполагает открыть цирк» («Призыв», 20 мая 1932).
«Знойная денная жара спала.
В парке еще от вчерашнего гулянья по всем аллеям валяются сломанные сучья деревьев, дорожки не прибраны.
Протяжный заунывный звук шарманки, находящейся около качели, дает знать, что парк открыт.
8 часов вечера. Появляются первые посетителя. Около карусели возятся несколько ребятишек, — пришли покататься.
Около входной кассы парка выстраивается живая очередь. В аллеях уже начинают расхаживаться «пары». К 9 часам посетителей набирается довольно порядочно. И вот эти посетители обычно, как и всегда, «отдыхают», измеряя длинные аллеи парка, или сидят на скамейках.
И те и другие ждут… Чего?
Некоторые танцев, другие музыки...
Оркестр заиграл. На площадке для «массовых игр и танцев» творится жуткое дело. На площадке столько молодежи, что негде яблоку упасть. Давка. Толкотня. Ругань. А ноги выплясывают различные затасканные вальсы.
Где можно отдохнуть, культурно развлечься? Почему не работает ни 1 из спортивных площадок? Почему открытую сцену ежедневно не используют для организации самодеятельных выступлений? Почему, наконец, администрация хочет украсить парк плакатами, лозунгами, показателями работы по выполнению промфинплана железкой, «Пионером», «Автоприбором», «Химкомбинатом» и др. фамилиями ударников.
Скучно!..
Не отвечает единственный парк во Владимире никаким запросам взрослых рабочих и молодежи.
Единственный парк в городе находится во власти безделья.
Попробуй зайти в десятом часу вечера в читальню. Увы... она закрывается в 9 часов* Что остается делать? Ходить по пыльным аллеям, сидеть и слушать музыку. Мы не против музыки, но ведь в конце концов прелесть такого «отдыха» быстро надоест. Помимо музыки нужен здоровый отдых!
Рабочий, пришедший в парк, решительно не знает, что ему делать, а ходить, сидеть на лавочках, повторяем — тоска... скука...
Приходится ли удивляться после этого, что парк основными рабочими массами города, в том числе и железнодорожниками (парк принадлежит клубу железнодорожников) не посещается. Ходят только те, кто хочет посмотреть кино, зайти в цирк. Мы вполне согласны с теми, кто не ходит в парк. На самом доле платить бестолку 25 копеек — жалко.
Цель у администрации парка видимо одна — коммерческая. Об этом красноречиво подтверждают цены за вход, катание на качелях, карусели. И наверно с этой целью администрация придумала устройство «массовых гуляний». Раз в шестидневку на стенах города и забора парка появляются крикливые афиши, извещающие, что: — Сегодня в парке массовое гулянье, игры, танцы, играет оркестр музыки и... имеется буфет.
Чем отличается обычный день «культурной работы» парка по сравнению с массовыми гуляньями? Ничем! Разве только на открытой сцене живая газета повторит избитые, старые инсценировки.
Задумывалась-ли администрация парка, как отдыхают рабочие железки, как они используют свой день отдыха. И задумывалась-ли она, как правильно организовать действительное массовое гулянье, устроить рабочему разумно и культурно провести свой день отдыха?
Нет. Не задумывалась и не хочет организовать.
Партийные, профессиональные и хозяйственные организации ст. Владимир в свою очередь на работу парка совершенно не обращают внимания, не интересуются вопросами отдыха рабочими, а оппортунистически недооценивают вопросы рабочего быта и здорового отдыха.
Стоят в стороне и ряд других организаций, в том числе и горсовет.
Долго-ли парк будет находиться во власти бездействия и скуки и хулиганства. Отсутствие всяких культурных развлечений порождает хулиганство, драки, ругань. И в парке в 11—12 часов ночи сборище хулиганов, распевая песни, пристают к девушкам, в воздухе висит «мат»... Увидишь и драку. А между прочим в парке никогда нет дежурных милиционеров.
Работу парка нужно немедленно перестроить, построив ее таким образом, чтобы рабочему представлялась возможность культурно отдохнуть и развлечься.
Превратить парк в очаг культурного отдыха — вот задача не только железнодорожных организаций, но и районных.
Администрация парка (Смирнов) по существу превратил парк в доходную часть клубного бюджета.
Руководители партийных, профессиональных организаций железки (Антонов, Исаев, Арсентьев и др.) не заботятся о лучшем приведении рабочими дня отдыха, не интересуются работой парка, не руководят им, предоставив все оппортунистическому самотеку.
Нельзя пройти и мимо некоторых районных организаций, которые еще не сделали перелома в своей работе по части постановки вопросов рабочего быта и отдыха на принципиальную высоту.
Что сделал горсовет по улучшению работы парка? Ничего. Недостаточно уделял внимания этому культпроп райкома партии» («Призыв», 28 июня 1932).
«Еще не так давно клуб имени Молотова был образцом того, как надо строить культурно-массовую работу. О нем писали в газетах. О работе клуба изданы брошюры. А вот сегодня работа клуба далеко отстала от жизни. «Разговор по душам», который так умело организовал клуб в зимнее время, сейчас культполитсоветом клуба забыт.
А разве теперь в парке имени Молотова не нашел бы себе применения граммофон? Прослушать хорошую пластинку, революционную песню и т. д. найдется много желающих. Ведь толкаются же без всякого толка группы людей у качель, силомера и электроприбора.
Однако; чем же все-таки располагает парк?
— Массовые гулянья устраиваются у нас через три дня, — заявляет тов. Смирнов — зам. председателя культполитсовета — В читальне 20 пар наушников для радио. Оркестр музыки, завывающая у качелей шарманка, разоренная карусель. Вот, пожалуй, и все.
Впрочем, есть и другое. Это пустые витрины, «безработные» аттракционы, ожидающий хорошего хозяина, стрелковый тир и пустующий павильон под кегли.
— Аттракционы будут работать, а для тира не можем достать патрон,— стараясь оправдаться, говорит т. Смирнов.
По его словам, клуб «намечает» лучшие формы работы.
А как может рабочий культурно отдохнуть в свой выходной день, когда парк открывается только с 6 часов, читальня работает только до 9 с половиной часов вечера? На этот вопрос т. Смирнов не смог дать ответа.
***
Правда, на этих днях (после совещания в райкоме ВКП(б)) парк уже начинает менять свое лицо. Повешена сетка для игры в волейбол, начал работать аттракцион. Но это далеко не все.
Что говорят рабочие о работе парка?
— В парке часты драки среди молодежи. В день отдыха надо устраивать массовые гулянья не только вечером, но и днем. Днем можно организовать игры: крокет, лапту, гигантские шаги, волейбол и т. д. Желательно повесить ящик для предложений о работе парка. Оживить витрины достижений социалистической стройки. Для получающего зарплату 50 — 60 рублей входные цены дороги — так говорит рабочий «Химпластмасса» тов. Горбатов.
— Мало постановок кружков клуба, но зато в парке много пьяных, — указывает буфетчица станции Владимир тов. Панина.
— В парке нет радио. Надо дать больше электросвета на большую аллею и организовать вслух читки газет с разъяснением, — говорит кочегар депо Сычугов.
— Нужно организовать физкультвыступления в парке. Снять ширманку, надоевшую своим визгом, - предлагает дежурный по депо тов. Козлов.
— Парк должен организовать массовый выход в лес. Так, например, делается в Орехове. Ходить же взад и назад по аллее мало пользы, — говорит штамповщик «Автоприбора» т. Кадыков.
— Нет массово-разъяснительной работы. Развито хулиганство. Нет такого места, где можно было бы молодую энергию претворить в социалистическое русло, — заявляет счетовод фабрики «Пионер» товарищ Калинин» («Призыв», 9 июля 1932).
«На большой площади возводится спортивный городок, где будут работать волейбольные и баскетбольные площадки, городки, спортивные лестницы, стойки, брусья и т. д.
Работа читальни будет производиться до 11 часов вечера. В читальне будут проводиться и шахматные турниры и шашечные игры.
В парке установлены радио-громкоговорители, а в читальне парка имеющиеся 20 пар наушников используются для проведения заочного обучения по радио и коллективного слушания.
Для периодического проведения бесед приглашен пропагандист и для чтения лекций лектора-врачи, военные командиры и др.
В бывшей читальне оборудуется постоянная викторина на политические, военные и другие темы.
В целях учащения выступлений на открытой сцене ведутся переговоры с клубами фабрик района об использовании их кружков в парке, а также с тем объединением заключается договор на обслуживание эстрады артистами-профессионалами.
Для борьбы с хулиганством установлено дежурство Осодмила и членов культсовета. Будут вывешены правила посещаемости.
В парке устанавливаются художественные витрины для показателей хода работ ст. Владимир, борьбы за труддисциплину и витрина газет и фото «Призыва» («Призыв», 23 июля 1932).
«Парк клуба им. Молотова и «Липки», — лучшие места в городе для отдыха трудящихся. Но в парке до сих пор не очищены аллеи от сучков, листьев и всякого мусора, не ремонтируется забор.
Горсовет предложил правлению клуба (Зайцев) снести с территории парка бывш. помещение цирка, разбив на этом месте площадку. К работе еще не приступлено» («Призыв», 23 апреля 1934).
«В парке клуба имени Молотова организуется физкультурный городок, площадки для игр, специальная детская площадка. В парке ежедневно будет работать кино, читальня, буфет. Разбиваются цветники, газоны. Открытие парка 1 мая» («Призыв», 26 апреля 1934).
«1 мая - открытие парка клуба имени Молотова. Подготовка к открытию проходит медленно. Только половина парка очищена от мусора. Около заборов кучи грязи, сора. К починке забора не приступлено. Не ремонтируются открытая читальня, площадка для танцев и игр. О цветниках и газонах нечего уже и говорить.
Партийные организации станции Владимир, председатели месткомов тяги, движения, пути Потягалов, Лапшин, Афонин два раза обещали правлению клуба организовать субботник по уборке парка, но ни одного субботника так и не проведено.
1 мая парк должен быть открыт. Организациям узла нужно сегодня же организовать массовый субботник» («Призыв», 28 апреля 1934).
«Парк клуба имени Молотова — единственный парк города. Но загляните в него, посмотрите: всюду мусор, массово-игральные площадки разрушены, пол танцевальной площадки сгнил и провалился.
Летний театр требует капитального ремонта, но не ремонтируется. Деревья запущены, не подрезаны. Цветник у памятника Пушкина до сих пор еще не разработан.
В общем место отдыха ж.-д. рабочих и трудящихся запущено, заброшено.
Виновники такого преступного отношения к парку, — администрация клуба Молотова — Зайцев, Смирнов.
Горсовет должен немедленно обсудить вопрос о том, может ли дальше парк находиться в ведение такого бесхозяйственного правления клуба» («Призыв», 6 мая 1934).
«В прошлом году парк клуба имени Молотова был превращен правлением исключительно в доходное место. Никакого отдыха рабочий, трудящийся города получить не мог. Не могли отдохнуть там и дети. В этом году правление клуба тоже не сумеет обслужить рабочих города, так как до сих пор парк является грязным, полуразрушенным.
Наше требование к парку такое, чтобы в нем десятки, сотни трудящихся города и их дети могли здорово, культурно отдохнуть и поразвлечься. Поиграть в городки, волейбол, баскетбол, крокет. Наконец, принять участие в массовых играх, потанцевать на хорошо устроенной площадке.
Почему нельзя в парке устроить гамаки, чтобы отдохнуть с журналом, газетой. Почему нельзя вечером посмотреть кино на открытом воздухе?
Все это удовольствие можно получить, требуется лишь инициатива, энергия. Но ни того, ни другого нет у правления клуба Молотова.
Поэтому мы обращаемся с предложением к горсовету — изъять парк от клуба Молотова, превратить его в общегородской парк, в действительный парк культуры и отдыха.
Рабочие и работницы завода «Автоприбора» Фирсова, Давыдов, Ефлеева, Павлов, Крачкулин, Кочетков и др.» («Призыв», 10 мая 1934).

Городской парк имени А.С. Пушкина

С мая 1934 года парк перешёл в ведение города.
«Горсовет пошел навстречу требованиям рабочих. Парк изъят от клуба Молотова. С тех пор прошло больше двух декад. Что же делается в парке? Почти ничего. Парк до сих пор на запоре. В парке лишь трое рабочих ставят новые лавочки, да ремонтируют входные ворота. А остальные работы?
По-видимому горкомхоз (Кузьмин) придерживается поговорки: «тише едешь, дальше будешь».
В парке не устраиваются цветники, клумбы, не приводятся в порядок аллеи. Аттракционы, открытая сцена, читальня поломаны, не приступлено к оборудованию площадок для игр и танцев, детской площадки и т. д.
Долго ли еще парк будет на замке?» («Призыв», 22 мая 1934).
«Читальня в парке требует коренного переоборудования. Сядешь читать газету на скамейку и не скоро встанешь, так как надо беспокоить сидящих по бокам человек десять читателей. Без нареканий здесь не обходится.
У райпрофсовета для культурных нужд имеются средства, но он не удосужился дать рабочему спокойно отдохнуть и удобно посидеть за газетой, книгой.
Хорошо было бы читальню в ясные дни устраивать под открытым небом и приобрести плетеные кресла или другую подходящую мебель» («Призыв», 5 июня 1934).
«Руководители «Автоприбора» и работники его клуба через газету «Призыв» ранней весной потребовали от горсовета:
— Передать парк, принадлежащий клубу имени Молотова, заброшенный и запущенный им, какой-либо другой крупной рабочей организации города.
Горсовет не замедлил ответить на это требование решением сделать парк городским и привлечь к обслуживанию его самодеятельные коллективы всех клубов города, в том числе, конечно, и «Автоприбор», как инициатора этого дела.
Работники клуба «Автоприбор», одержанные победой, много не разговаривая, ответили:
— Будет! Есть!
29 мая — открытие парка. Тысячи глаз впиваются в эстраду парка. Они хотят увидеть на ней автоприборовцев, но… героев нет. Они в этот вечер в парке не выступали.
— Видите-ли, - говорит один из сотрудников клуба Шер, — администрация парка как-то не официально говорила с нами о нашем участии в открытии парка, а поэтому мы этот разговор посчитали не серьезным…» («Призыв», 6 июня 1934).
«Открыт городской парк, в нем разбиты три цветника, дорожки, организованы детплощадка, спортивный городок, стрелковый тир, открыта читальня и т. д.» («Призыв», 18 июля 1934).
«В «Липках», в городском парке хорошо можно отдохнуть трудящимся, если бы там были созданы к этому необходимые условия и, главным образом, устранено хулиганство. По вечерам в этих местах хулиганы буквально пристают к каждому, особенно к девушкам. Пресечь хулиганство в «Липках» и парке. За это должна взяться общественность» («Призыв», 21 июля 1934).
«Городской парк не удовлетворяет запросы трудящихся города.
Что мы видим в парке? Видим, как сотни трудящихся тоскливо, бесцельно прохаживаются по темным аллеям (в парке мало света). Да еще танцующую молодежь на разваленной танцевальной площадке.
Вот кажется и все.
В парке совершенно нет никаких приспособлений для физкультурных выступлений и увеселительных игр, а ведь все это можно сделать. Почему работникам парка не съездить в Москву и перенять опыт работы московских парков?
Читальня в парке явно мала, ее необходимо расширить.
Странный порядок в парке. Если, например, вы вздумали выйти из парка минут на пять, то вас обратно не пустят.
- Контрамарок мы не выдаем. Раз пришел в парк, так находясь в нем до конца!
Парк городской, а что в нем городского? Парк не живет городской жизнью. Почему бы не устроить в парке несколько павильонов-витрин наших производств, как-то — единственного в СССР завода «Автоприбор», Химпластмасса, фабрики «Пионер» и других. Все это, конечно, можно сделать при помощи организаций предприятий» («Призыв», 10 августа 1934).
«Танцы на… дырявой площадке
В горпарке площадка для танцев по-прежнему находится в полуразрушенном состоянии. Ноги танцующих часто попадают в щели полов» («Призыв», 21 августа 1934).
В 1937 году, к 100-летию со дня смерти поэта, бульвар Пушкина (городской летний сад, Пушкинский сад), стал парком имени Пушкина.
С апреля 1938 года парк вновь в ведение клуба (носившего уже имя Молотова), но все организации и учреждения города должны были принимать долевое участие в его оборудовании.


Февраль 1941 г.

Клуб им. Молотова в 1941 году в парке установил несколько больших скульптур.



Скульптура «Физкультурник». 1946 г. Фотограф: Николаев Александр Михайлович

Скульптура «Молодое поколение»

«Клуб им. Молотова заканчивает оборудование городского парка. Сделан забор, в парке поставлены скульптуры, вазы, ограждена зелень, установлены съемные диваны, устанавливается 100 постоянных диванов. Проведена радиофикация парка, переоборудовано электроосвещение. На оборудование затрачено около 30 000 руб.» («Призыв», 23 мая 1941).
«В ночь на 25 мая ассенизационный обоз горкомхоза очистил выгребную яму в парке клуба им. Молотова. Везти, очевидно, не захотелось и ассенизаторы вылили нечистоты – около двух бочек – на углу дома горсовета. Нечистоты по склону потекли по Годовой горе к улице Урицкого до дома №4. Улица, таким образом, была заражена на несколько дней» («Призыв», 29 мая 1941).

«2 июня 1941 г. состоялось открытие городского парка им. Пушкина. Парк приведен в порядок. С 8 часов вечера начался допуск в парк. В парке были открыты читальня, буфет, киоски, танцевальная площадка, играли духовой оркестр, баянисты и радиола. С 10 часов вечера на открытой эстраде парка был дан концерт силами Ленинградской госэстрады. Несмотря на прохладную погоду, парк посетило около 2000 человек. Зав. клубом им. Молотова Левин» («Призыв», 4 июня 1941).
«Вечером придете… День жаркий. Хочется в парк, в тень. С этой целью группа учащихся на-днях подошла к воротам городского парка – и что же? Парк на замке. А из-за ворот недружелюбный окрик:
- Парк закрыт. Вечером приходите… Заплатите деньги…
- Что ж, придется вечером…
Когда стемнело, приходим в парк. Многие желают потанцевать. Но на танцевальной площадке теснота, площадка не может вместить всех желающих. В погоне за «длинным» рублем директор парка т. Алякринский и заведующий клубом т. Ленин стараются на танцевальную площадку вместить сотни людей, не интересуясь, что будет дальше. Были бы только проданы билеты… Напрашивается еще справедливый вопрос – почему днем администрация держит парк на замке?» («Призыв» 20 июня 1941)

22 июня 1941 года после радиосообщений о начале войны с гитлеровской Германией во Владимире состоялись массовые митинги. Они прошли на предприятиях, работавших в тот воскресный день. Самый большой митинг во Владимире состоялся в 8 часов вечера в парке Пушкина. По данным газеты «Призыв», в нем участвовали более 15 тысяч человек (при 60-тысячном населении Владимира тогда). Председатель горисполкома Сергей Овчинников зачитал текст радиообращения наркома иностранных дел Молотова, который завершался знаменитыми словами «Враг будет разбит! Победа будет за нами!». Затем выступали машинист паровоза Спиридонов, директор граммофонного завода (ныне «Точмаш») Баталин. Они выразили уверенность, что трудящиеся «сплотятся как никогда вкруг большевистской партии, советского правительства и великого Сталина». Звучали призывы работать организованно и высокопроизводительно и по первому зову партии и советского правительства всем как один выступить на защиту нашей любимой Родины.
«Что несет фашизм трудовому народу»
На такую тему горсовет союза воинствующих безбожников организовал выставку, которая будет демонстрироваться к городском парке имени А.С. Пушкина.
На выставке даны многочисленные фотоиллюстрации, карикатуры, плакаты и другие экспонаты, отражающие зверства обнаглевшего кровавого фашизма над народами порабощенных стран.
Отдельные иллюстрации показывают, в частности, средневековые пытки над трудящимися, применяемые фашистами-варварами и в настоящее время.
Заключительный раздел выставки показывает неизбежность разгрома фашистских захватчиков так же, как были разгромлены наполеоновские полчища в 1812 году» («Призыв», 16 июля 1941).
«В парке имени Пушкина. Парк имени Пушкина – одна из самых живописных уголков во Владимире. Но сейчас он закрыт для широкого доступа трудящихся. В нем идет подготовка к открытию летнего сезона.
На одном из ветвистых дерев устанавливают мощный радиорупор. Белой краской освежают стены павильона летней читальни. Здесь посетители парка смогут почитать свежие газеты, журналы, сразиться в шахматы и шашки, поиграть в домино. На больших полотнищах художники пишут лозунги и плакаты, оформляют стенд с «Окнами ТАСС».
23 мая с 18 часов ворота парка откроются для массового посещения. Вся работа парка в этом году будет проводиться под знаменем великой отечественной войны. В день открытия трудящиеся города встретятся с участниками боев с немецкими захватчиками. На открытой эстраде состоится концерт.
Но, как ни странно, в парке есть одна забытая площадка, до которой все еще никак не доходят руки устроителей культурного отдыха. Эта площадка тянется вдоль забора, пустынная и невзрачная. Посреди нее одиноко возвышается скульптура, изображающая группу малышей, играющих в мяч.



Скульптура, изображающая группу малышей, играющих в мяч. Установлена в 1941 году

Эта чудесная скульптура еще больше подчеркивает пустынность так называемой «детской» площадки. О них, наших ребятах, любящих порезвиться, забыл руководитель парка тов. Кошутин. Видите ли, ему на оборудование площадки не отпустили средств! Но не тов. Кошутину жаловаться на отсутствие средств. Эти средства потекут рекой, как только откроется парк. Скорее тов. Кошутину надо пожаловаться на недостаток инициативы, предприимчивость и внимания к детям, которые в первую очередь нуждаются в хорошем отдыхе, во всякого рода полезных развлечениях. Да и не требуется никаких особых затрат, чтобы устроить качели, турники и другие нехитрые приспособления, с помощью которых ребята смогли бы тренировать свое тело, проявить свою ловкость или просто весело позабавиться.
Ничего не сделано и для любителей спорта. Комитет физкультуры все еще только договаривается об устройстве в парке волейбольной площадки. А ведь в решениях бюро горкома партии сказано об оборудовании в парке целого физкультурного городка.
Горкому ВЛКСМ и горкомитету физкультуры следовало бы больше уделить внимания подготовке парка к летнему сезону. В оставшиеся дни следует сделать все, чтобы оправдать ожидание всех посетителей парка как взрослых, так и детей. С. Шибалова» («Призыв» 21 мая 1942).
«Городской парк представляет собой жалкое зрелище. Газоны вытоптаны, клумбы со случайно уцелевшими цветами не огорожены, на дорожках валяется невыметенное сено и сор, здание читальни пришло в полную ветхость и каждую минуту грозит обвалом (правда, это не так страшно, так как читальня давно не функционирует). В несколько лучшем положении находится эстрада, на которой жители Владимира хоть один раз, но видели выступления. Но хмурый вид эстрады говорит о том, что я она устала жить. Наиболее оживленным местом в парке является танцевальная площадка. Сюда каждый вечер стекается много молодежи, желающей отдохнуть и повеселиться. Но дырявый пол площадки, кое-где заклепанный железками, ежедневно поглощает не одну пару каблуков и подошв и поневоле охлаждает молодой пыл. Радиола часто бездействует. На площадке хозяйничают развязные завсегдатаи. Директор парка Кошутин рассказывает:
— В бездействии эстрады виноват радиоузел, который не дает усилителя и срывает намеченные лекции и концерты. В запущенности газонов виноваты посетители, не слушающие никаких уговоров. Для ремонта площадки есть и средства, и материал, но время военное, сами понимаете, никак не достать транспорта. Что же касается безобразий и хулиганства, то бывает ведь еще хуже...
Очевидно, тов. Кошутин полагает, что разорванное платье, потерянный каблук, удар палкой или плевок в спину — это не так уж плохо, спасибо еще, что посетителей парка не уносят на санитарных носилках, а они удирают сами. Причины, указанные Кошутиным, очень объективны. Пора понять ему, что работу директора парка никто другой за него выполнять не будет. Правильно организованный отдых поднимает производительность труда, это известно всем. Пора бы знать это и Кошутину, а не ссылаться на трудности военного времени» («Призыв», 7 июля 1943).
В 1941-42 гг. в городе нередко звучали сигналы воздушной тревоги. Налеты немецкой авиации были чаще ночью, но иногда и днем. Но настоящих бомбежек не было. На страже были зенитные батареи. Одна из них располагалась в парке им. Пушкина, на южной площадке. Там стояла по кругу батарея 76-мм зенитных пушек и прожекторы, прикрывавших вокзал. Обслуживали все это хозяйство девушки-зенитчицы. В коротких юбочках, сапогах, гимнастерках, туго обтянутых ремнями. Не было никакого забора, ограждения, только колючая проволока высотой до уровня пояса указывала условную границу запретной зоны. А смотреть на зенитки и зенитчиц можно было свободно и разговаривать с девушками тоже. По ночам по небу шарили лучи прожектора. Если в луч попадал самолет, сейчас же туда направлялось несколько лучей других прожекторов. Начинался сухой треск зениток.
«Комсомольцы и молодёжь паровозного депо в свои выходные дни провели три воскресника по благоустройству парка имени Пушкина. Убрали от мусора всю территорию, вскопали клумбы, помогли отремонтировать танцевальную площадку» («Призыв» 31 мая 1944).
«Где отдохнуть?.
Смена кончила работу. Молодёжь вышла из ворот завода. Впереди — свободный вечер. Чем его заполнить? Драмтеатр закрыт, картина в кино уже просмотрена. Остается клуб и городской парк — но там кроме танцев ничего нет. Да и опять-таки не каждый юноша и девушка могут попасть на танцы: билеты стоят 10 рублей.
— Почему так дорого? — спрашиваем у директора парка тов. Кошутина.
— Потому что так выгодно...
В городском комитете комсомола до сих пор не подумали над тем, как заполнен досуг молодежи, чем она занимается в свободное время? А ведь владимирская молодёжь скучно, очень скучно проводят свой отдых. Парк имени Пушкина был когда-то самым красивым уголком в городе. Здесь много зелени, простора, нет только желания хорошо парк использовать, организовать развлечения. Кроме танцплощадки в парке ничего не имеется. Сцена, павильон читальни, забор — разрушены. Парк имеет жалкий, неблагоустроенный вид.
Почему не организовать в парке спортивные игры, не открыть читальню, не устраивать выставки, доклады и беседы, не проводить выступления самодеятельных коллективов. Надо создать настоящий парк культуры и отдыха, сделать его центром культурно-воспитательной работы с молодёжью. Надо вдохнуть свежую струю в работу клубов: организовать смотры выступлений молодых декламаторов, певцов, музыкантов, создать театральные коллективы, хоровые кружки, оркестры. Разве не ясно, что организация разумного отдыха имеет прямое отношение к выполнению производственного плана.
Комиссия по агитации и пропаганде в ГК ВЛКСМ существует на бумаге, лекторской группы нет, не видно работы агитколлективов.
Если бы руководители комсомольских организаций вдумчиво относились к вопросам воспитания и стремилась отыскать новые, живые формы работы с молодёжью, они могли бы многое» («Призыв» 19 июля 1944).


Парк им. А.С. Пушкина. Мальчик пускает кораблик. 1944 г. Фотограф: Сидоров Алексей Алексеевич

Уголок парка Пушкина с бюстом поэта. 1946 г. Фотограф: Николаев Александр Михайлович

Гипсовая статуя физкультурника перед собором.

В парке был А.И. Фатьянов. Вместе со своими друзьями он любил гулять в старинном городском парке. На вечерах поэзии он читал стихи. Также здесь прогуливался со своими друзьями – студентами будущий советский поэт, писатель Владимир Солоухин.


Проект планировки сквера и бульвара исторического центра в г. Владимире. Март 1944 г.

Вход в парк

В нач. 1947 г. архитектор М.И. Красильников составил архитектурно-проектное задание (экспертом был Л.Г. Зотов), а затем Зотов и Погорелко выполнили проект озеленения сквера Липки и парка им. А.С. Пушкина. Л.Г. Зотов был автором проекта входа в парк (кон. 1940-х гг.).



Вход в парк. Архитектор Зотов Л.Г.

Клумба у входных ворот в парке им. Пушкина.

Площадь Свободы. 1958 г.

Площадь Свободы. 1959 г.


Вход в парк Пушкина 80-е гг.

Памятник А.С. Пушкину

В 1951 г. у входа в парк была установлена четырехметровая скульптура поэта, выполненная воспитанником Владимирского художественного ремесленного училища №1 Владимиром Долецким.


Памятник Андрею Рублеву

9 сентября 1995 года, в начале грандиозного праздника города несколько обновился фасад парка у главного входа от площади. Здесь состоялось торжественное открытие памятника гениальному иконописцу Андрею Рублеву.


Часть декорации фильма "Андрей Рублев". 1965 г. Рядом с Успенским собором. Сгорели во время съемок. Автор: А.Н. Крутов

Вид на здание бывшего Дворянского собрания из парка Пушкина. 1946 г. Фотограф: Николаев Александр Михайлович

Современная ограда парка Пушкина

Очень долго с нач. 1950-х гг. существовала во Владимире ограда парка им. Пушкина над Муромским спуском по рисунку Л.И. Пономарёвой.


Строительство танцевальной площадки в парке им. Пушкина. Вторая пол. 1940-х гг.

Успенский собор и летняя эстрада в парке Пушкина. 1946 г. Фото: Николаев Александр Михайлович

Парк им. Пушкина. Вторая половина 1940-х гг.

Левее смотровой площадки находились бильярдная и танцплощадка. От входа в бильярдную, слева было два столика с лавками, где играли днем в шашки, домино, шахматы, а вечером, во время танцев сидела молодёжь. Слева павильон бильярдной. 1967 год.

Карусель в парке им. Пушкина. 1958-1959 гг.

Первый областной фестиваль фольклора в парке им. А.С. Пушкина. Выставка народного прикладного искусства Владимирского края. 6 июня 1970 г. Бильярдная в парке Пушкина.

6 июня 1970 г. в городе Владимире проходил Первый областной фестиваль музыкального фольклора. В парке «Пушкина» музей-заповедник развернул выставку народного прикладного искусства Владимирского края, на которой была широко представлена одежда, утварь, лубок XIX—XX веков.
«Тихо-тихо выбирались из своего павильончика умненькие шахматисты и не мешкая, без оглядки уходили, умолкал говорливый теннисный шарик, быстренько сворачивалась низенькая сеточка, и только кий в опытной поросшей серой щетиной руке сладко, как кот о колени, терся о потрескивающий мелок, и лихо со стуком-посвистом летел по зеленому сукну в уготованную ему лузу ядерно-литой бильярдный шар.
Завсегдатаи вечернего парка - полудевочки, полумальчики, почти на замечались в школе (Впрочем, многие успели перейти в ремесленные училища). Сама природа словно бы, до поры, до времени, замаскировала их, придав своим чадам невыразительность сомкнутых, зажатых в себе бутонов. В школьных классах и коридорах бледные бутончики расплывались на салатном фоне стен, зато по сумеркам, заполонив «Шалопаевку», аллеи Пушкинского, внезапно «лопались», и яркая, хотя и вульгарная, красота стремительно пробивалась из забитости многолетних троечниц, лихостью недолговечного процветания веяло от махровых двоечников. Юные, весело оскаленные оборотни - киски и волчата - населяли по вечернему часу старый парк, чтобы за полночь, с первым петушиным криком свернуться и спрятаться под кожицей невзрачного бутона.
Редко, но попадались среди этой юной публики и незаурядные, истинные оборотни - школьные вожачки; с младых ногтей они усердно ковали карьеру, успешно «грызли гранит науки», а кое-кто верховенствовал и здесь.
Вооруженные кастетами, а то и финками малолетки то и дело вступали в междоусобные битвы (Чаше всего Центр дрался с Фуброй, как называли в ту пору северо-восточную часть города). Крики, воинственные вопли пронзали парк, и боевой азарт сгонял юных легионеров к кровавой сцене. Тут можно было если и не лишиться жизни, то наверняка сломать себе ее. Многие и ломали, но только не знающие все наперед двуликие Янусы. Стоило показаться милиционерам, как бьющиеся в мгновения разбегались, и лишь самые пострадавшие, не в силах дать деру, оставались на горячем асфальте, на истоптанной окровавленной траве.
Стражам порядка пособляли содмильцы (содействующие милиции), порою они становились опаснее своих хозяев, ибо, конечно, не носили форму и имели повсюду «глаза и уши», но вдвойне опасными были те из них, кто накрепко «повязался» с какой-нибудь бандочкой.
После первых схваток или просто разведок, мстительных зрительных пометок будущих жертв, обменов вольными комплиментами между подростками и девочками и начиналось то, ради чего стекалось сюда юное разнузданное племя: распахивалась калитка танцплощадки, и бойкая, ввиду приставленного милицейского наряда, билетерша приступала к пропуску желающих потанцевать. Малолетки хитрили - брали на всю компанию билетов заведомо меньше ее численности. Опытная женщина считала своеобразно, без церемонии угощая выстроившихся гуськом нетерпеливцев дюжими хлопками по плечам и спинам, но задние, покрепче, уже были наготове к прорыву на глазах милиционеров. Из опасения массового прорыва те редко пускались вдогонку. Другие охочие до танцев сигали через высоченный забор, «украшенный» ежиками колючей проволоки.
И он, тоже еще малолетка, прыгал. Только потом никуда не бежал. Милиционеры по привычке высматривали улепетывающую фигурку, а он стоял, где спрыгнул, живым столбиком. В парке он появился недавно, в эту тихую осень, неспешно покрывавшую желтой сединой деревья. Новые приятели вытянули с милого школьного вечера в сумеречный двор. Покурили вместе и направились в парк. От этих нелепых перепрыгиваний через забор остался шрам - прямо по лопатке, только не на теле, а на широченном, в мелкую елочку пиджаке. Такая повелась в ту пору мода: чтоб пиджак был поперек себя шире, рубаха жарко и блестко полыхала кумачом, брюки - в дудочку, и туфли (полуботинки) - на толстенной пружинящей подошве. Стиль! Кто сумел превзойти заинтересованные массы молодежи в порывах соответствовать моде, внес изюминку в одежду, тех и называли «стиляги». Стиляг высмеивали, печатали в газетках и журнальчиках карикатурки, только подогревавшие их. На них устраивали облавы, они без колебаний бросали свой вызов. Если по-настоящему, то стилять, вообще-то, надо было и в поведении - надменном, свысока, стилять приобщенностью к взрослым прелестям жизни и, конечно, в танцах.
Он стоял, слегка прислонившись к полуоблупленной сколоченной из реек ограде, и ждал.
Вместе они появлялись внезапно, словно спускались на прозрачных парашютах в взвизгнувшую, мигом расступавшуюся толпу танцующих, она тут же стягивалась в тугое кольцо, восхищенно вскрикивала, стонала, и они, внутри, в исступления азарта кидали, как тогда говорили, запретный рок-н-ролл. Из-за бешеного темпа лиц их почти невозможно было разглядеть, им надо было успеть выложиться за минуту-две, пока не набежал милицейский патруль с подмогой содмильцев. Их ни разу не успели «загрести», они исчезали, как растворялись в воздухе, чтобы в один из ближайших вечеров снова, как выстрел, предельно накалить, взбудоражить танцплощадку. Среди них были дети, что называлось, «не простых родителей».
Несколько минут спустя, после чудесного исчезновения всех стиляг, он уже выпускал оставшийся пар, лихо взлетая в лодочке - голубом корыте, подвешенном на стальных штангах к высоко возведенной перекладине. А то сворачивал в тир и палил из «духовки» крохотными пистончиками-пиалками или стальными зубцами с жестким щетинистым хвостом, что еще лучше, ибо результат оказывался весь налицо - в кучке, в черном «яблочке» мишени. Он удовлетворенно опускал винтовку, вытирал рукой лоб - совершенно сухой, но очень горячий, ощущая неприятное, затягивающее недомогание.
Болезнь была переходного возраста, как чумка у молоденьких собачек и кошечек, только поражала не тело, а мысли, чувства, нарушала взаимосвязь с прекрасным, несмотря ни на что, притягательным миром. Непонятно удрученный, он брел домой, чтобы через сутки-другие вернуться на эту гомонливую арену под старыми деревьями и просто открытым небом. Когда случалось, скажем, «закалывая» (прогуливая) какой-нибудь урок, забрести в парк днем, ему открывались совсем другие видения: крутолобые, ясноглазые девчонки склонялись над чистенькими книжками, незаметный ветерок проносил ухватившиеся под ручки пары интеллигентных старичков, кавалеры еще прежней чеканки мели аллеи клешами, прогуливая своих старомодно стыдливых грациозных пассий.
Словно две России: мутная, охваченная чреватой юношеской «чумкой», и иная - прозрачная, опрятная, только изношенная, попеременно проходили перед глазами в подсветке исторических лампочек и в живом свете дня...
Танцплощадка своими грохочущими ритмами словно раскачивала пространство. Воздух звенел, казалось, в нем хрупало и осыпалось осколками стекло, отбрасываемое прямо под ноги старушек, бредущих к вечерне в Успенский собор. Но особенно печально для них сказывалось дурное соседство в Светлую Пасхальную ночь. Посвист, дикое ржание стаи, сбившейся за проволокой и милицейским кордоном, сопровождало Крестный ход. Белые сердечки пламени срывались с дрожащих свечей и истреблялись тьмой. Гипсовый Александр Сергеевич, словно сокрушенный юным бесовским шабашем, оторвался от своего места и удалился в неизвестном направлении. А рядом с танцплощадкой поставили рогатого лося.


Фото 1961 года

Долгими танцевальными вечерами вонючий сернистый дым валил из его железных ноздрей, пока зачумленное животное не перевезли на природу, в заклязьменский (загородный) парк» (Зрелов Леонид Петрович Чистая даль: Рассказы о Владимире. 2002.).


Качели в парке Пушкина около Успенского собора. 1968 г. Фотограф: Пекарев Владимир Алексеевич

Праздник улицы III-го Интернационала. 1975 г. Фотограф: Боченков

Выступление ансамбля «Калинка» на празднике «Проводы русской зимы» в парке Пушкина. 1981 г. Фотограф: Российский Иван Иванович

Доминошники в парке Пушкина. 1991 г. Фотограф: Скуратов Сергей Юрьевич

Зал ЭИА, теннис, туалет. 1991 г.

24-26 июля 1991 г. в дни выставления в Успенском соборе мощей Серафима Саровского большая толпа покрыла тротуары, заняла присоборный луг рядом с Пушкинским. Открыто светились добрые, вечно благостные липа, широко, демократично улыбались недавние штатные атеисты. У многих в руках горели свечи.
«Прибывший по знаменательному случаю Патриарх обратился ко всему многолюдному собранию. Речь ровно текла, но, казалось, что-то смущало Его Преосвященство, сбивало было плавное скольжение креста в привычной к ритуалу руке. В какой-то миг мой давний знакомец не удержался и оглянулся: Владимир Ильич, отлитый в уже потемневшей бронзе, словно бы заскучал от семидесятилетнего бдения на постаменте. Чего хотел он своей напряженной, готовой рвануться рукой? Только не маузера - сам он вряд ли и пользоваться-то им умел - и не острой бритвы, приклеенной ему «смелым» черным юмором прошедшей «перестройки». Да неужели он тянулся за свечой, чтобы по-новому, круто повернув сияющий историческими лампочками корабль, «плыть в революцию дальше», как написал совсем другой поэт? Мой знакомец был тревожно поражен, а впрочем, тут же и забыл мгновенное наваждение» (Зрелов Л.П. Чистая даль: Рассказы о Владимире. 2002.).
1996 г. «Вряд ли кто из коренных владимирцев будет отрицать, что по-прежнему городскому парку им. А.С. Пушкина принадлежит видное место, менее романтичная роль в культурной жизни нашего города. Старожилы помнят парк-ветеран жизнерадостным, многолюдным и веселым, доброжелательно встречавшим отдыхающих владимирцев в прежние годы. К услугам посетителей у центрального входа историческая справка рассказывала о возникновении и создании первого парка в городе. Различная информация повествовала о людях и делах города, о проводимых и предстоящих мероприятиях в парке. С летней эстрады постоянно звучали стихи и песни, скетчи и водевили, выступали концертные бригады с местными и гастролирующими артистами, состоялись встречи с интересными людьми города и страны. Ежегодно весной обновлялась краска на многочисленных диванах, скамейках и других сооружениях парка. Комната смеха, стрелковый тир, скромные киоски с прохладительными напитками и сладостями днем и вечером привлекали отдыхающих горожан. Люди наслаждались вечерним ароматом цветущих растений - душистого табака, настурций, бархатцев, календулы и других цветов, благоухавших на газонах и клумбах парка.
В полном объеме пульсировала активная культурная жизнь в этом заповедном уголке Владимира-на Клязьме, хотя еще не было в тот период информационной вывески с текстом у входа “Парк культуры и отдыха”.
Появившаяся в 1994 году реклама с громким названием “Парк культуры и отдыха” вызывала лишь иронические улыбки у владимирцев и гостей города, так как уровень культуры здесь катастрофически стремился к нулю, очаг культуры угасал.
На аллеях парка исчезли роскошные диваны и скамейки, прекратилось возделывание (выращивание) цветочных насаждений, резко потускнела главная достопримечательность паркового хозяйства - большая цветочная клумба в юго-западном секторе. Вместо цветовой гаммы она покрывается в летний период плотным травяным покровом, сползающим на окружающий асфальт. Снесена давно с клумбы скульптурная композиция матери и ребенка. Теперь клумба напоминает обычную дальневосточную сопку. Лишь чудом сохранился турникетный барьер над обрывом паркового холма. Окончательно утрачены разумные позиции и добрые традиции парка, приносившие отраду и удовлетворение заглянувшим в свой старый парк владимирцам.
Первый владимирский парк в историческом ядре города канул в состояние безысходности, обездоленности и невостребованности, грусти. Оглядывая визуально парковую территорию, можно назвать его плачущим, всеми забытым. Невольно слова известной лирической песни “я люблю тебя, мой старый парк” мысленно перефразируются определением “осиротел и опустел наш старый парк”. Если в прежние годы на скамейках не было свободных мест, то в настоящее время - скамеек нет! И бабушки с внучатами сменили дислокацию... не сидят...
Такого запустения, оказавшегося следствием молчаливой ликвидации красоты, не было в городском парке даже в трудные послевоенные сороковые годы. Элементарное благоустройство скатывается по наклонной плоскости. Любимый владимирцами живописный уголок отдыха оказался в положении бедного родственника у администрации города, областного и городского комитетов культуры.
Можно подумать, что официальные должностные лица, отвечающие за поддержание благоустройства парка, использовали все возможности оживить парковое хозяйство, но встретились с роковым выводом об отсутствии финансирования... Но следует ли сдаваться? В отдельных случаях горадминистрация добивается соглашения о спонсорном взносе и получает некоторые средства на благо горожан.
Так, в одном интервью мэр г. Владимира И.В. Шамов сообщил в печати местной, что около 200 миллионов рублей спонсорной помощи внесли отдельные банки в подготовку и проведение торжеств, посвященных 1000-летию города в 1995 году. Значит, есть “порох” в банковских “пороховницах”! Поэтому и придумали там “коммерческую тайну” о заработной плате своих работников. К сожалению, парку-ветерану не досталось юбилейных спонсорных субсидий (владимирские меценаты, вероятно, внесли свои вклады целевым назначением на конкретный объект).
Не будем дотошными, а скажем лучше искреннее спасибо добродушным спонсорам, посильный вклад которых позволил быть празднику не только во Владимире на Клязьме, но и всей России, где в древнее время наш город был столицей Владимиро-Суздальского княжества, главным городом Северо-Восточной Руси» («Старый Владимирец», май 1996 г.).
Указом Президента РФ № 506 от 21 мая 1997 г. был установлен Пушкинский день. 6 июня, в день рождения поэта, на Пушкинском бульваре проходят торжественные мероприятия, посвящённые поэту. Читают стихи поэты и все любители пушкинской поэзии.


В 2011 году (на месте статуи физкультурника) в парке появился Закладной камень (гранитная стела) . «На Пушкинском бульваре будет установлен памятник великому русскому поэту ПУШКИНУ Александру Сергеевичу».

В 2007 г. проведена реконструкция Пушкинского бульвара (авторы - архитекторы А. Быков, О. Дмитриева). В центре бульвара установлен закладной камень для будущего памятника поэту.

Смотровая площадка и памятник равноапостольному князю Владимиру Святому и святителю Федору


Панорама западной части города. Грачев Н.П. 1884-1887 гг.

В конце парка находится смотровая площадка.


Парк им. Пушкина. Композиция "Материнство" (установлена в 1941 г. и называлась «Молодое поколение»). 1965 год. Автор фото: А.Н. Крутов

Скульптура «Материнство» располагалась на месте памятника князю Владимиру.

На смотровой площадке в парке Пушкина. 1954 г. Фото: Сайт Владимирской областной научной библиотеки.

Парк им. А.С. Пушкина. Скульптура «Материнство». 1963 год. Фото Крылова Альберта Анатольевича.

Парк Пушкина. Вид со смотровой площадки. 1980-е годы

В День города в 2005 году на смотровой площадке парка имени Пушкина был заложен камень на месте будущего памятника князю Владимиру Красное Солнышко и Святителю Феодору.
Памятник князю Владимиру Красное Солнышко и Святителю Феодору был торжественно открыт и освящен 28 июля 2007 г. во время празднования 850-летия переноса столицы Руси из Киева во Владимир.


Памятник равноапостольному князю Владимиру Святому и святителю Федору.

Вид на смотровую площадку парка Пушкина со смотровой площадки на ул. Георгиевской



Вид на смотровые площадки на ул. Георгиевской

Вид с смотровой площадки на Спасскую церковь

Вид на парк Пушкина с юга.

Вид на смотровую площадку с моста через Клязьму.

Мост через Клязьму

Вид с смотровой площадки на пойму реки Клязьмы

Со смотровой площадки парка открывается великолепная панорама закляземских просторов и вид на старый садовый склон города.


Лавочка в парке Пушкина города Владимира.

Молодёжь в парке Пушкина.




Парк Пушкина города Владимира


Парк Пушкина города Владимира


НОВОГОДНЯЯ ЯРМАРКА в ПАРКЕ ПУШКИНА 2014-2015 гг. в городе Владимире

В 2015 году город Владимир стал Новогодней столицей России.
19 декабря 2015 г. - торжественное открытие Рождественской ярмарки на Соборной площади. Открытие ярмарочных площадок на бульваре Пушкина (главная), площади Победы, у «Северных торговых рядов», у развлекательного комплекса «РусьКино».
Новогодняя Ярмарка в парке Пушкина работала до 14 января 2014 года включительно.


Новогодняя веранда в парке Пушкина

См. Каток в парке «Липки».
Ярмарка на площади Победы
Ярмарка у РусьКино.
Ярмарка у Северных Торговых Рядов.


Успенский кафедральный собор

Восточнее парка расположен Успенский кафедральный собор.

Масленица 2016


Масленица в парке Липки

Масленица на Соборной площади

Масленица в Парке Пушкина

В 2016 году каток из парка «Липки» был перенесен в соседний парк «Пушкина».





Соборная площадь
Категория: Владимир | Добавил: Николай (20.12.2022)
Просмотров: 507 | Теги: парк, Владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru