Главная
Регистрация
Вход
Пятница
22.11.2024
01:06
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1621]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [199]
Вязники [352]
Камешково [256]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [184]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2406]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [176]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Юрьев

Деревня Елох Юрьев-Польского района

Деревня Елох

Елох — деревня в Юрьев-Польском районе Владимирской области России, входит в состав Красносельского сельского поселения.
Деревня расположена на берегу речки Колокша в 12 км на запад от райцентра города Юрьев-Польский. «Елох расположено на реке Колокше и находится от Юрьева в 8-ми верстах (Юрьевский уезд), а от Владимира в 73-х верстах». [1]
Река Колокша, левый приток Клязьмы, образуется около деревни Елох и впадает в Клязьму на 348-м км ниже города Собинка. Длина реки 146 км, средний уклон 0,355 м/км. Река небольшая, быстрая, живописная, протекает среди холмистых, большей частью открытых, берегов.
Слово «елох» связано со словом «ольха». В некоторых русских диалектах ольху называют «ёлха», «ёльха», а это уже почти созвучно «елоху». К слову, по-украински это дерево зовут «вильха»; по-польски - «олха». А так как ольха растёт в сырых местах, а то и вовсе по болотам, то в ряде областей России словом «елох» стали называть «болото среди леса», «сырой лес».

Селище 1 (11-13 вв.) расположено ок. 3.5 км. к западу юго-западу от села Елох, ок. 1 км. к юго-западу от здания Елоховского лесничества, противоположный от села правый берег р. Колокша. Размеры ок. 100х100 м., высота над поймой 3-4 м. керамика гончарная древнерусская 12-13 вв.
Селище 2 (11-13 вв.) расположено в 3 км. к западу юго-запада от села Елох, ок. 0.35 км. к юго-востоку от здания Елоховского лесничества, противоположный от села правый берег р. Колокша. Размеры ок. 250-150 м., высота над поймой 2-3 м. Керамика гончарная древнерусская 12-13 вв.
Курган 1 (Каравайчик, Золотая уздечка, 11-13 вв.) расположен в 3.5 км. к западу юго-запада от села Елох, ок 1 км. к юго-западу от здания Елоховского лесничества, склон левый берег р. Колокша. Насыпь имеет в плане подпрямоугольную форму, размеры у основания 34х28 м., высота 1.5-2.2 м., с северо-запада у основания – ровик шириной 4 м., длиной 12 м., глубиной 0.7-0.8 м. Насыпь нарушена старой ямой, являющейся, вероятно, следами раскопок А.С Уварова 1852 г. При зачистке стенок ямы найдены угли и обломки гончарной древнерусской керамики.
Курган 2 (11-13 вв.) расположен в 0.5 км. к юго-востоку от села Елох, левый берег р. Колокша. Насыпь вытянута с севера на юг, имеет в плане подпрямоугольную форму, размеры в основании 16х7 м., высота 1.5 м. В основании насыпи, частично срезанной обрывом берега, прослежена угольная прослойка, найдены кальцинированные кости и обломки гончарной древнерусской керамики.

В первый раз село упоминается в «духовной грамоте» (второй) Великого князя Дмитрия Иоанновича (Донской), писанной в 1389 году,— в которой Великий князь завещал село Елох супруге своей, княгине Евдокии Дмитриевне. «Княгине Евдокии Дмитриевне - Петровское, Фроловское, Елох».
У княгини Евдокии Дмитриевны Елох выменял старший сын ее, Вел. князь Василий Дмитриевич и в своих трех завещаниях, писанных, в 1406, 1423 и 1424 годах, отказал его супруге, княгине Софье Вйтовтовне.
1406 г. – в Духовной грамоте (первой) Василий II (Темный) завещает своей Княгине Софье Витовтовне села в Юрьеве: «Чагино, Савельевское, Иворово, Карабузино, Фроловское с Ольхом (вероятно Елох), Петровское, Богородицкое и Олексинское (указано, что последние два села даны в опричнину)».
1424 г. - в третьей духовной грамоте Великого Князя Василия Дмитриевича повторно записано завещание: «сыну князю Василию "примысел в Юрьеве" село Петровское и Алексинское жене княгине Софье Витовтовне села: Красное, Проватово, Елизаровское, Фроловское, Елох, Богородицкое». Грамота почти полностью дублирует предыдущую от 1406 г. за небольшими изменениями.
По смерти Софьи Витовтовны, Елох наследовал, по праву старшинства, Вел. князь Василий Васильевич. В 1462 году Василий Васильевич в духовном завещании «дал село Елох супруге, княгии Марии Ярославовне».
Дворцовым имением село оставалось до 1691 года; а в этом году июля 12, как записано в отказных патриарших книгах 199 года, оно отказано боярину Петру и окольничему Василию Авраамовичам Лопухиным, родственникам первой жены Петра I Евдокии Лопухиной.

Селом владела мать драматурга и дипломата Александра Сергеевича Грибоедова (1795-1829), Анастасия Федоровна Грибоедова (1768-1839). Анастасия Федоровна в 1791 г. вышла замуж за однофамильца секунд майора в отставке Сергея Ивановича Грибоедова, дальнего родственника. Жизнь семьи Грибоедовых была омрачена раздорами. Сергей Иванович жил постоянно в своей владимирской деревне Сущеве, изредка навещая жену и детей в Москве. Когда же приезжал в Москву, то проводил дни и ночи за азартною игрою, и расстроил сильно имение.
Давая сыну прекрасное по тем временам образование, Н.Ф. Грибоедова готовила его к служебной карьере и с презреньем относилась к его поэтическим занятиям. Она не щадила средств на его воспитание. Тогда ещё не был определен возраст для поступления в университет, и АС. Грибоедов поступил студентом в 13 лет, в совершенстве зная французский, немецкий и английский языки, читавший в оригинале латинских поэтов, имея необыкновенные способности к музыке. Деспотичная но натуре, Анастасия Федоровна требовала безоговорочного подчинения в семье. Она была женщиной просвещенной, и первоначальное образование Александр Сергеевич получил дома под руководством матери. Столь же круто действовала она и как помещица. Сначала у неё было 2000 душ крепостных, но потом дела её расстроились. Она хотела поправить их тем, что купила на занятые деньги село в Костромской губернии, и хотела, чтобы крепостные сами оплатили покупку.
Поэтому назначила большой оброк. Когда доведенные до отчаяния непомерными требованиями крепостные в ее костромской вотчине отказались платить оброк, она сломила их сопротивление силой оружия. Грибоедов отзывался о матери всегда с сыновней почтительностью, но, покинув родной дом в 1812 г., предпочитал жить вдали от нее, властной, сумасбродной и тяжелой даже в своей родительской любви. Смерть сына Настасья Федоровна пережила тяжело. «На этих днях, - сообщал современник, - объявляли матери Грибоедова о кончине её сына (А.С. Грибоедов погиб в 1829 г. во время разгрома мусульманскими фанатиками русского посольства в Персии). Она в отчаянии рвет на себе волосы и кричит, что гораздо бы лучше было, если бы умерла у нее дочь». Это не помешало ей, однако, возбудить судебный процесс против Н. и А. Всеволожских, приятелей А. С. Грибоедова.
У Анастасии Грибоедовой, кроме сына, была ещё дочь, Мария Сергеевна, в замужестве Дурново. Её муж был талантливый музыкант-любитель. Мария Сергеевна была лучшей ученицей Фильда и на арфе играла замечательно хорошо. Грибоедов в письме С. Бегичеву писал: «Я враг крикливого пола, но две женщины не выходят у меня из головы: твоя жена и моя сестра». Рассказы М. С. Дурново о брате использованы отчасти в материалах к биографии Грибоедова, подготовленных Д.А. Смирновым. После Смерти брата М.С. Дурново вместе с вдовой драматурга Н.А. Грибоедовой стала душеприказчицей А.С. Грибоедова.
По истечении годичного срока Черньский уездный суд определением своим 1832 г. августа 31-го числа согласно указов... к оставшемуся по смерти прописанного статского советника Александра Сергеева сына Грибоедова денежному капиталу, хранящемуся в С.-Петербургском опекунском совете, законными наследниками утвердил жену умершего господина Грибоедова Нину Александровну и родную сестру поручицу Марью Сергеевну дочь Грибоедову по мужу Дурново и если осталась по смерти господина Грибоедова книга комедия «Горе от ума», то оная принадлежит госпожам Дурново и Грибоедовой».

В конце XIX — начале XX века село входило в состав Горкинской волости Юрьевского уезда.
С 1929 года деревня входила в состав Фроловского сельсовета Юрьев-Польского района, с 1965 года — в составе Косинского сельсовета.
Численность населения: в 1859 г. – 430 чел.; в 2010 г. – 15 чел.

Елховский лес

От сёл Большепетровского и Большелучинского на 11 километрах в северо-восточном направлении этаким полуостровом с причудливо изрезанными берегами вклинивается в Ополье Елховский лес. Сырые ольшаники там хоть и встречаются, но их не так уж и много. А преобладают там еловые, берёзовые и осиновые леса. Встречаются и сосновые леса и дубравы. А назван лес был по деревне (прежде село) Елох, расположенному вблизи северо-восточной окраины леса, и по Елховскому лесничеству.
По лесу проходят водоразделы сразу четырех речных бассейнов: Колокши, Пекши, Селекши и Шахи. Пекша и Селекша берут начало в северо-западной, наиболее заболоченной части Елохского леса. Канавы пекшинской и селекшенской осушительных сетей почти соприкасаются вершинами друг с другом, то есть, истоки этих рек находятся всего в сотне - другой метров друг от друга. И также близко от истоков этих рек находится исток реки Люпши, притока Шахи, и Глебовского ручья - притока Люпши.
Река Колокша берёт начало в юго-восточной, наиболее возвышенной части леса с отметками 225,6 м и 226,4 м над уровнем моря. Это самый край Московской возвышенности и одно из самых высоких мест Юрьев-Польского района.
На противоположном склоне этой высотки берёт начало речка Кильгиш - приток Пекши.
Кроме упомянутых уже рек и ручьёв в Елховском лесу берёт начало ещё около 20 рек и ручьёв.
Это колокшанские речки Каменка, Погорелка, Задняя, ручей Вороний и другие.
Это притоки Селекши - ручьи Чёрный, Кузнечный, Никольский.
Это реки и ручьи бассейна Шахи - реки Кисть и Поповка, ручей Гремячий.
Это пекшинская Мурмога.
Аналогов столь тесного соседства истоков трёх крупных рек и двадцати рек и ручьёв четырёх речных бассейнов в регионе больше нет. Одно это может быть основанием, чтобы придать лесу статус уникальной особо охраняемой природной территории.
Лес пропитан духом старины: следы оставили древние дороги; в верховьях Колокши археологами открыта целая группа древнерусских селищ, курганных могильников, одиночных курганов и других археологических памятников Х-ХІІ веков: «Елховское», «Каравайчик», «Золотая уздечка», «Красногорское», «Бутовский луг» и др. Со всех сторон лес окружают старинные сёла, когда-то крупные, а сегодня опустевшие (или почти опустевшие), но с сохранившимися храмам, погостами, следами старинных усадеб и крестьянских изб (помимо уже упомянутых Красной горки, Большепетровского, Большелучинского и Елоха это Старково, Михали, Федоркова, Фроловское, Сазониха, Карабаниха, Махлино, Борисовка, Выползово и др.).

Церковь Иоанна Богослова

Церковь в Елхе существует, без сомнения, с древнейших времен, ибо во всех вышеуказанных старинных грамотах Елох называется селом; но точные исторические данные о существовании в селе церкви относятся лишь к концу XVII столетия, а именно: в упомянутых отказных патриарших книгах под 199 годом июля 12 записано: «дворцовой приселок, что была деревня, Елох на речке на Колокше, отказано боярину Петру да окольничему Василью Аврамовичам Лопухиным, а в нем церковь во имя Иоанна Богослова древяная новая клецки».
В новопостроенной Богословской церкви по описи 199 (1691) года значится: «в церкви Божие милосердие местных икон образ Иоанна Богослова, образ Всемилостиваго Cпaca, образ Пр. Б. Одигитрии писан на вохре, у Богородицына образа прикладных денег 9 алтын, пред местными иконами 3 свечи поставныя, на них шандалы медные луженые, образ Илии пророка, образ св. Жен Мироносиц писаны на золоте в тябле, деисусов 11 икон, сень и царские двери писаны на золоте, к олтарь за престолом обр. Пр. В. Одигитрии, да крест резной писаны на золоте, крест благословенный обложен серебром вызолочены, на престол одежда кумачная, сосуды церковные белые оловянные, кадило медное, на северных дверех писан Благоразумный разбойник на вохре, в трапез образ Николая чуд. писан на золоте прикладных денег 32 алтына, ризы полотняные белые, оплечье выбойка крашенинная поручи выбойчатые, стихарь полотняной оплечье выбойчатое, пояс с кистьми льняной, книг: апостол письменной, минея общая и частная, псалтырь малая печатная, на колокольне 9 колоколов, у церкви на церков. земле во дв. поп Андрей, во дв. дьячек Алешка Дмитриев у него сын Афонька, да по сказке того ж села старосты Мелешки Павлова с товарищи церковной и огородной усадной земли десятина, пашни церковныя 4 десятины в поле, а в дву пo тому ж, в приселке Елху крестьянских 30 дворов».
С 1833 г. в Елхе служил отец Никита Федоров, выпускник Владимирской Духовной семинарии 1832 года. Именно при нем начал строиться каменный храм и был освящен придел во имя Святителя и Чудотворца Николая. В 1841 году он был переведен в с. Некоморно Юрьевского уезда.
В начале XX в. в ризнице храма хранилась храмозданная грамота от 9 июня 1833 года. Деревянная церковь в селе стояла до 1834 года. В 1834 году усердием прихожан начато строительство каменной церкви с колокольней. В 1837 году в вотчине графини Прасковьи Николаевны Фредро был отделан и 13 июня по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Парфения освящен придел в трапезной части во имя Святителя и Чудотворца Николая.
Что касается судьбы прежнего деревянного храма, то вот что написано в рапорте благочинного Юрьевского Георгиевского собора священника Феодора Нечаева: «Деревянная же в том селе Богословская церковь упразднена, из которой отобранный святый антиминс при сем репорте в консисторию и представляю. Престол сей церкви и жертвенник по снятии одежд разобраны мною кроме простолюдинов. По разобрании дски, столбцы, перекрестья, одежда и верви за неспособностию к употреблению сожжены и пепел всыпан в текущую реку, под престольными одеждами пришитых и в столбцах вложенных святых мощей и старых антиминсов не оказалось. Лес сей церкви по силе указнаго предписания будет употреблен на обжиг кирпича. И на том месте, где был святый престол, вскоре по разобрании церкви имеет быть сделан сруб и водружен вверху онаго крест. О чем Владимирской Духовной консистории покорнейше репортовать честь имею».
В 1841 году в церковь назначен отец Платон Иванович Миловидов. Он прослужил до 1844 года, когда был переведен в с. Космодамианское Юрьевского уезда.
С 1844 года в селе Елох начал служить отец Василий Васильевич Троицкий.
По прошествии девяти лет был отстроен и главный придел храма во имя апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Благочинный, священник села Петровского Василий Молчанов в своем рапорте докладывал: «Настоящая церковь каменная, внутри обштукатурена, а вне отбелена, покрыта железом и окрашена. Окон в ней включительно с алтарем восемь, все с железными решетками. Пол как в алтаре, так и в храме из лещедей. Двери северная и южная деревянные, обиты листовым железом».
27 сентября 1846 г. храм был освящен на новатласном антиминсе священником Василием Молчановым, о чем на водруженном кресте было подписано. Иконостас был перенесен из прежнего деревянного храма. Сохранилось описание иконостаса, составленное в 1903 году: «Предалтарный иконостас устройства старинного, прямой, 4-х ярусный, с колоннами во всех ярусах; Царские двери гладкие, полукруглые, обиты вызолоченной медью. Иконы византийские, дски деревянные, изображения Святых писаны сверху до половины по золотому полю, с половины вниз по темно-ореховому. Нижнего яруса иконы в ризах медно позолоченных».
Благочинным, священником Василием Молчановым была составлена опись икон в приделе Иоанна Богослова. «В алтаре: На Горнем месте образ Спасителя, седящего на Престоле греческой работы. На стене с правой стороны образа Святых Апостолов Петра и Павла. С левой стороны Святителей Московских: Петра, Алеския, Ионы и Филиппа. На западной стене алтаря: над Царскими вратами образ Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Вне алтаря: иконостас столярной работы с приличною по местам резьбою, о трех ярусах, с иконами греческой работы. В первом ярусе: в средине Царские врата, на них иконы: вверху Благовещения Пресвятой Богородицы, а ниже четырех Евангелистов, с венцами и полями медными чеканенными, позлащенными. По правую сторону Царских врат: образ Спасителя, Седящего на Престоле; на нем венец, риза и поля медные позлощенные; в венце под вид камней вложены два стекла зеленого и два стекла красного цвета. Подле него Южная дверь, на ней образ Святого архидиакона Лаврентия. За Южною дверью, против правого клироса образ Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, на нем венец, риза медные, позлощенные. По левую сторону Царских врат: образ Божьей Матери Иверской, на нем венец, риза и поля медные, позлащенные. Подле него Северная дверь, на ней образ Святого Первомученика и Архидиакона Стефана. За Северною дверью к окну, против левого клироса образ Святителя и Чудотворца Николая, на нем венец медный позлащенный. В том же ярусе: над Царскими вратами: Тайная вечеря. По правую сторону над местною иконою Спасителя образ Живоначальной Троицы и Воскресения Христова на одной доске. Над Южною дверью образ Благовещения Божьей Матери и Рождества Христова на одной доске. Над образом Св. Иоанна Богослова образ Преображения и Вознесения Господня на одной доске. По левую сторону Царских врат, над образом Иверской Божьей Матери, образа: Сретения Господня и Жен-Мироносиц, на одной доске. Над Северною дверью образ Успения Божьей Матери и Воздвижения Животворящего Креста на одной доске. Над образом Николая Чудотворца образ: Богоявления Господня и Введения во Храм Пресвятой Богородицы на одной же доске. Во втором ярусе: иконы помещены в двух отделениях. Снизу в средине образ Спасителя, седящего на престоле, на нем венец медный, посребренный. С правой стороны образ Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и Архангела Гавриила на одной доске. По левую сторону Спасителя образ Божьей Матери и Архангела Михаила на одной доске. За ними по обеим сторонам Лик Святых двенадцати Апостолов. В средине выше Спасителя образ Божьей Матери Свенской, на ней венец медный посребренный. По обеим сторонам Божьей Матери лик Св. Пророков: с правой стороны Святых Пророков: Аарона, Илии, Даниила, Самуила, Иеремии, Соломона, Иезекииля и Софония. С левой стороны: Давида, Захария, Исаии, Елисея, Моисея, Михея и Аввакума. В третьем ярусе иконы так же помещены в двух отделениях. В нижнем отделении в средине образ Распятия и Вознесения Господня на одной доске. С правой стороны образ Святой Троицы и Рождества Христова на одной доске. Богоявления Господня на особой доске. Образ Воскресения Лазаря и Воскресения Христова на одной доске. С левой стороны: образ Рождества и Успения Пресвятой Богородицы на одной доске. Образ Сретения Господня на особой доске. Образ Входа во Иерусалим и Благовещения Пресвятой Богородицы на одной доске. В верхнем отделении в средине образ Господа Саваофа, на нем венец медный посребренный. По сторонам Лик Святых Праотец. С правой стороны Св. Праотец: Иакова, Завулона, Авеля, Симеона и Вениамина. С левой стороны - Адама, Исаака, Авраама, Иосифа и Мелхиседека. Сверху иконостаса, в средине Восстание из гроба Господа. За правым клиросом образ Успения Божьей Матери с Святителями и Преподобными Киевопечерскими. На простене с Южной стороны образ Святых Безсеребренников Космы и Дамиана. За левым клиросом образ Святого Великомученика Георгия. На простенке с Северной стороны образ Святой преподобномученицы Параскевы. На западной стене Настоящаго храма Отечество» (ГАВО. Ф. 556. Оп. 108. Д. 1997. Л. 3-4 об.).
В 1871 г. объявлена признательность Епархиального Начальства Помещице Анне Никандровой Ошаниной за пожертвование в церковь села Елох, Юрьевского уезда, парчового одеяния на престол, таковых же священнических облачений, гробницы с плащаницей и кадила, всего на 400 руб.

Престолов в церкви три: главный — в честь св. ап. и еванг. Иоанна Богослова и придельные: во имя Святителя и Чудотворца Николая и во имя праведного Симиона Богоприимца и пророчицы Анны. [1]
С 1867 года в Елхе служил священник Аристарх Яковлевич Дубенский.
В 1868 году была написана на масле новая стенопись внутри храма Юрьевским мещанином Николаем Петровичем Кокушкиным, им же в 1891 году были возобновлены некоторые иконы. До сегодняшнего дня сохранилась на западной стене летнего храма часть росписи «О тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, ангельский собор и человеческий род».
В 1894 году от Его Высокопреосвященства было преподано Божие благословение крестьянам села Елох Юрьевского уезда Илье Яковлевичу Сударикову, Симеону Ивановичу Шумилову, Николаю Ивановичу Стефанову и крестьянке Анне Егоровне Галкиной за пожертвования в приходскую церковь следующих предметов: Судариковым иконы св. Благоверного князя Александра Невского с подвесною лампадою к ней и такой же лампады к местной иконе Спасителя, Шумиловым запрестольного креста в 25 руб., Стефановым завесы к Царским вратам в 8 руб. и Галкиной 3 руб. на исправление брачных венцов.

Из старинных богослужебных книг в церкви хранились три евангелия, без особых украшений: одно — печати 1753 года, другое — печ. 1782 года, третье — печ. 1796 года. [1]
В церкви хранились: копии с метрических книг с 1802 года, а исповедных росписей с 1830 года. Опись церковного имущества составлена в 1887 г. [1]
Церковной земли пo плану 1771 года значится: усадебной 1962 кв. сажени, сенокосной 5 десятин 25 кв. сажен и пахотной земли 28 десятин 940 кв. сажен. из них 3 десятины неудобной земли. [1]
Причт: священник и псаломщик. Годовое содержание причта: 136 руб. 80 коп. процентов с церковного капитала, 100 руб. от земли и 225 руб. за требоисправления, а всего до 462 рублей. Дома причт имел собственные. [1]
Приход состоял из одного села, в коем числилось в кон. XIX века 70 дворов, душ мужского пола 208, а женского пола 264 души. [1]

В 1891 г. в доме псаломщика открыта школа грамотности.
В 1895 г. в селе Елох открылась церковно-приходская школа. Располагалась она при храме св. апостола Иоанна Богослова на сторонке, именуемой Поповка, и примыкала к церковной ограде со стороны колокольни. Обучение в ней было рассчитано на три года.
После того как отец Аристарх был уволен за штат, служил его зять, муж Капитолины Аристарховны, священник Павел Евлампиевич Радугин. Священник о. Павел Радугин родился в 1874 г. в селе Петровском в семье священника Евлампия Владимировича Радугина. По окончании Владимирской духовной семинарии состоял в должности учителя в Олисавинской церковно-приходской школе, о чём имеется упоминание во Всероссийской переписи 1897 года. После женитьбы на Капитолине Аристарховне, дочери священника села Елох Аристарха Дубенского, принял священнический сан и пришёл на смену о. Аристарху, ушедшему на покой. С 1898 г. о. Павел служил в Иоанно-Богословском храме и возглавлял церковно-приходскую школу. Всех детей, родившихся в Елхе с 1898 года в течение почти тридцати лет, крестил отец Павел. Его жену и помощницу сельские детишки ласково звали «матушка Капа». В 1910 году отец Павел был награжден скуфьею.
В справочнике по начальным школам за 1915 год упоминается о том, что в это время в селе учились 28 мальчиков и 12 девочек.
В двадцатых годах XX века в школе преподавал Дормидонт Николаевич. По воспоминаниям старожилов, учитель он был строгий и требовательный. С благодарностью вспоминают двух учительниц - сестёр Татьяну Ивановну и Глафиру Ивановну Соколовых, которые, будучи незамужними, отдавали все свои силы воспитанию и обучению сельских ребятишек.
В 30-е годы ХХ века о. Павел был вынужден уехать в Ивановскую область, где бедствовал, так как семья была лишена избирательных и других прав. Подобная участь постигла и его младшего брата - отца Фёдора, который погиб в 1937 году. В том же 1937 году, который вошёл в историю как год массовых репрессий духовенства, интеллигенции и многих простых жителей, храм в селе Елох был закрыт.
Школа просуществовала до семидесятых годов XX века. После сестёр Соколовых учительствовала Мария Ивановна Пименова. Последними учителями были Петровы, Александр Кузьмич и Вера Ивановна, ныне жительствующая уроженка села Елох. После закрытия школа была разрушена, на её месте видны лишь остатки фундамента, над которым раскинули свои кроны огромные деревья.

В 1903-1904 году в алтаре холодного храма прежняя живопись за «облинялостью упразднена и произведена вновь с разрешения Епархиального Начальства на средства города ИвановоВознесенска купцов братьев Алексея и Александра Васильевых Константиновых».
В 1903 году по указу Владимирской Духовной Консистории была составлена опись древних предметов храма, где кроме богослужебных книг XVII-XVIII вв. упоминаются запрестольный крест, обитый медью, вызолоченный с предстоящими Божией Матерью и Иоанном Богословом в медно-посеребреных ризах с вызолоченными венцами и икона Владимирской Божией Матери с ризой китайского жемчуга. По воспоминаниям старожилов, в храме была скульптура «Христос в темнице».
В 1909 году ввиду тесноты была расширена трапезная церковь в длину на 6 аршин, соединивши трапезу до колокольни, а существующий притвор разобран до основания.

На сайте Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета, в базе данных новомучеников упоминается два священника Елховского храма. Это священник Чирков Георгий Михайлович, 1868 года рождения, который служил в селе Елох в 1930-е гг. и был арестован 12 октября 1932 года.
После него до 1937 года в Елхе служил отец Сергей Ефимович Гусев, 1873 года рождения. Из переписи населения 1897 г. известно, что он был учителем в селе Елох. 13 сентября 1937 г. был арестован, 8 октября 1937 г. Тройкой при УНКВД СССР по Ивановской области обвинен в террористических намерениях против руководителей ВКП (б) и в распространении контрреволюционной клеветы против Советской власти и 14 октября 1937 г., в праздник Покрова Божьей Матери, расстрелян.
После революции храм с перерывами действовал до 1937 года, когда по постановлению Президиума Облисполкома Ивановской области от 9 декабря 1937 г. был окончательно закрыт. Вопрос о закрытии сначала был поставлен на заседании президиума Фроловского сельсовета 10 июля 1937 года. Председатель сельсовета Исаев проинформировал президиум о том, что группа верующих Елховской церкви не оформила надлежащим образом договор на пользование молитвенным зданием с Райисполкомом. 7 июня 1937 г. сельсоветом было предложено посредством вывешивания объявления заключить с Райисполкомом договор на пользование молитвенным зданием в течение 7-ми дневного срока, но группа верующих выполнить этого не смогла. Кроме того, 29 мая 1937 г. сельсоветом было предложено произвести соответствующий ремонт здания, чего тоже не было выполнено. По обсуждении настоящей информации Президиум постановил возбудить ходатайство перед Президиумом Юрьев-Польского РИКа о закрытии Елховской церкви и о прекращении всяких действий группой верующих, как не соблюдающих установленного правила охраны и пользования государственным имуществом». После рассмотрения этого вопроса на заседании Президиума Юрьев-Польского Райисполкома Ивановской области 29 июля 1937 г. дело было направлено в Иваново, где постановили следующее: «Ввиду того, что группа верующих, пользующаяся церковью в с. Елох Фроловского сельсовета Юрьев-Польского района, несмотря на неоднократные предложения сельсовета и вывешивание им объявления, от заключения договора на пользование церковью уклоняется, ремонта здания церкви не производит и что других групп верующих, желающих взять церковь в пользование по договору, не имеется, указанную церковь как молитвенное здание ликвидировать и передать Юрьев-Польскому Райисполкому для использования на культурные цели. Предложить Юрьев-Польскому Райисполкому настоящее решение провести с соблюдением ст.ст. 36, 37, 38, 39 и 40 постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 года «О религиозных объединениях». В то время на основании этого Постановления храмы закрывались повсеместно. В Юрьев-Польском районе действующими осталось только два храма в селах Лыково и Новое.
Храм использовался как зерносклад. Верующие ходили в село Новое в Никольский храм, где три престола освящены в честь тех же святых, что и в селе Елох.
В 1960-е гг. была сломана колокольня, в стенах появились проломы, разрушена кровля, упал крест.
В 2007 году на средства местных жителей, по их инициативе при везде в село был поставлен и освящен поклонный крест.
Ведутся работы по восстановлению храма. 16 сентября 2011 г. на храм был установлен купол с крестом. Купол изготовлен ООО "Плазмотех" (г. Чебоксары).
Вместе с внешним обликом оживает и духовная жизнь: читаются акафисты Иоанну Богослову, совершаются молебны, в храмовые праздники под открытым небом устраиваются хлебосольные трапезы. Женщины и дети украшают храм цветами.

Источник:
1. Добронравов, Василий Гаврилович (1861-1919). Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 3]. Суздальский и Юрьевский уезды / Сост. препод. Владимирск. семинарии В. Березин]. - 1896. - 526, VIII с.
Город Юрьев-Польский.
Свято-Никольский женский монастырь
Село Афинеево
Село Косинское

Copyright © 2017 Любовь безусловная


Категория: Юрьев | Добавил: Николай (30.07.2017)
Просмотров: 2967 | Комментарии: 1 | Теги: Юрьев-Польский район | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 poshlivivsenahuy • 06:40, 01.12.2018
здравствуйте, очень интересная статья! как можно связаться с автором?
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru