Исторические известия о церкви Воскресения Христова относятся к первой пол. XVII в.; в окладных книгах патриаршего казенного приказа под 136 (1628) годом она записана так: «церковь Воскресения Христова на посаде дани одиннадцать алтын четыре денги десятильничья гривна»; а по новому дозору 162 (1654) г. дань была значительно увеличена и положено «33 алтына, заезда гривна». В 1652 году в приходе была построена новая деревянная церковь и в том же году освящена в прежнее наименование. Освященный антиминс, данный в эту церковь, сохранился до начала XIX в., а в это время был представлен Пресвященному Ксенофонту; об этом свидетельствует надпись на имеющемся в церкви Евангелии следующего содержания: «1801 года января 17 дня взят Священный Антиминс, лежавший на св. престоле под одеянием Благочинным Соборным Протопопом Иоанном Соловьевым для преставления Преосвященному Ксенофонту, Епископу Владимирскому и Суздальскому, на котором написано: освятися Олтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в церкви Воскресения Христова лета от создания мира 7160, индикта 5, от воплощения Бога Слова 1652… при Благоверном Государе Царе и Великом Князе Алексие Михайловиче всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержце и при Великом Государе Никоне Патриархе Московском и всея Великия и Малыя и Белыя России». В топографическом описании гор. Юрьева и уезда 1760 года церковь показана уже каменной, и в это время при ней была теплая деревянная церковь в честь Преображения Господня. Воскресенская церковь была двухэтажной. В верхнем этаже был престол в честь Воскресения Христова, а в нижнем – в честь Преображения Господня. В нижнем этаже до 1826 г. богослужение совершалось в зимнее время и он был теплым; но с 1826 г., вследствие постоянной сырости богослужение в нем не совершалось, кроме дня храмового праздника.
Настоятель-священник гор. Юрьева Воскресенской церкви Петр Красовский 25-го января 1883 г. перемещен к Сергиевской, гор. Владимира, церкви на место умершего 22-го января протоиерея Григория Крылова.
Слово при прощании с паствой, произнесенное бывшим Юрьевской градской Воскресенской церкви, Петром Красовским
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. В прощальной Своей бесед с возлюбленными учениками Своими Спаситель наш Господь Иисус Христос сказал им: «мир оставляю вам мир Мой даю вам; не якоже мир дает, Аз даю вам» (Иоан. XIV, 27). Моя беседа с вами, возлюбленные братие, теперь последняя;— беседа прощальная. Ничего я не нахожу теперь более нужного и более полезного, кроме слова о мире. Не в моей, конечно, власти и силе дать вам и оживотворить в сердцах ваших тот мир, который Спаситель наш дал и оживотворил в сердцах возлюбленных учеников Своих, я могу и должным себе считаю от души моей любившей и любящей вас всех желать его и молить Бога о том, чтобы Он исполнил мое доброе желание. Боже премилосердный, Отец наш Небесный, исполни сие мое живое желание и оживотвори мир и спокойствие в сердцах возлюбленных сих братий моих, с коими ныне и разлучаюсь! При разлуке моей с вами пожелать вам мира есть главная моя обязанность потому собственно, что мир есть существенная принадлежность царствия Христова не только на земли, но и на небеси, где все мы встретимся на страшном суде Христовом.
Ничто для нас в жизни — ни крепость сил телесных, ни богатства, ни слава и почести, и никакие удовольствия чувственные не могут и не должны быть так ценны, как мир и спокойствие сердца.— Но оставим пока мысль и рассуждение о всем том земном и временном, что по духу прихотливого и плотоугодливого времени очень и очень многими считается основанием мирной, спокойной и даже чуть-ли не блаженной жизни. Посмотрим прежде на то, что составляет особенно важную и даже существенную цель нашей жизни. Эта цель и назначение по воле Творца и всеблагого Промыслителя нашего — Бога есть достижение нами царствия Божия. «Ищите прежде царствия Божия и правды, его», - говорит наш Спаситель, - «и сия вся приложатся вам» (Матф. VI, 33). Значит, что может быть выше и дороже царствия Божия? Но сие царствие есть царствие мира. Св. Ап. Павел говорит: «царствие Божие несть брашно и питие, но правда, мир и радость о Дусе Святе» (Римл. XIV, 17). Обратите же внимание на Божественные слова сии. Мир стоит между правдой и радостью о Дусе Святе. Мир есть как бы узел связующий правду Божию с радостью о Дусе Святе. Значить, любите правду, творите дела согласные с правдою Божиею и будете иметь постоянный мир в сердцах ваших и радость о Дусе Святе будет в вас и благодать Божия преисполнить вас. Итак, если царствие Божие так существенно соединено с миром, то чего пожелать мне вам кроме мира? Пожелать ли вам успехов в просвещении и мудрости ума вашего? — но что то за просвещение и мудрость ума человеческого, если он взимается на разум Божий; если он рассуждает и утверждает несогласное с богооткровенным учением Веры; если он таким образом не имеет мира с Богом? Пожелать ли вам успехов в делах духовных?— Но что будут за дела те, кои не будут вполне согласны с Евангельским учением и правдою Божиею и потому не дадут нам мира ни с Богом, ни с своею совестью? Кроме того при пожелании моем вам мира не могу не обратить вашего внимания и на то, что здесь на земле каждый из нас находится в таком положении, что необходимо должен под знамением Креста вести постоянную борьбу с врагами внутренними и внешними, которые тем опаснее, чем сокровеннее. Чтобы видеть эту борьбу, для того не нужно ходить далеко. Сердце каждого человека есть место ее. Плоть, мир и диавол постоянно разжигают в нем неистовые страсти своими разного рода искушениями. Стоит только делать внимательное наблюдение над своими влечениями, и тогда каждый опытно и наглядно убедится, дают ли они когда-нибудь покой нам. Да и можем ли мы слабые и грешные избежать здесь мучительного беспокойства от греховных страстей, когда и святые Божии тяготились им во время земной своей жизни. Так св. Пророк Давид с грустию говорил о себе: «несть мира в костех моих от лица грех моих» (Псал. XXXVII, 4). «Вижду ин закон во удех моих, противовоюющь закону ума моего», говорил св. Ап. Павел (Римл. VII, 23). Прочтите жизнеописания всех Святых Божиих и вы убедитесь, что все они тяготились мучительною борьбою со страстями и искушениями. Но если так, то что же остается делать нам в особенности ныне, когда дух времени так сильно изменяется к худшему в религиозно-нравственном отношении;— когда на все святое и спасительное непризнанные судии дозволяют себе смотреть и рассуждать отрицательно и беззастенчиво проповедывать свои ложные учения в ущерб доброго расположения к спасительной правде;— когда плотские страсти не только оправдываются но даже разжигаются;— когда так ясно виден упадок религиозно-нравственного настроения даже в тех слоях общества, кои в не особенно давнее прошлое время отличались большею любовию к благочестию и покорностию закону Евангельскому? Ныне, значит, борьба наша со страстями и искушениями должна быть тем сильнее и упорнее, чтобы не уничтожить мира с Богом и с своею совестию и нелишиться царствия Божия. И от этой борьбы, не забудьте, во все продолжение земной своей жизни никто из нас свободным быть не может. Какое же желание мое может быть ближе и необходимее для вас, как не желание мира?— того мира, который здесь на земле служит торжественным знаменем победы над врагами спасения нашего; а там на небеси есть источник блаженства и вечной радости. Да и ожидаемая то радость на небеси есть ничто иное, как мир, или, как говорит Слово Божие, «покой от трудов» (Апок. XIV, 13). За тем нельзя умолчать и о том, что желание мира много—много обещает и для земли. Мир душевный восполняет все наши желания и есть он как бы предел всех таких желаний. Так, братие, будем ли мы желать себе и другим, например, крепкого здоровья,— по что будет это здоровье, когда в здоровом теле будет волнующаяся душа?— будем ли желать богатства,— но к чему послужит богатство, когда при изобилии будет раздираться сердце разного рода беспокойствами и угрызениями совести?— будем ли желать долгоденствия;— по что будет наше долгоденствие, как не продолжительный и тягостный путь странника, на котором нигде мы не будем находить покоя душе своей?— будем ли желать славы и почестей;— но достигнут ли когда-нибудь конечной границы эти желания наши?— Едва восходим на одну степень, как желаем другой и так далее и далее;— будем ли желать удовольствий жизни;— но как мало будут они услаждать жизнь нашу, когда радости их будут растворяться горечью и переменяться в плачь и сетование, коих едва-ли кто может избежать в своей жизни. Да изочтите все желания наши, и вы найдете, что без внутреннего мира, без спокойствия сердца никогда они не достигнут совершенной полноты. А без мира внутреннего, без спокойствия сердца жизнь наша — не утешенье. Итак мир вам, возлюбленные братие! Мир граду сему, мир всем и каждому:— мир вам при неукоризненной и христиански-доброй жизни; мир вам сослужители и братие мои при благоговейном служении Богу, и честном и безропотном исполнении своего долга; мир вам родители при постоянном повиновении и нелицемерном почтении к вам детей ваших; мир вам дети при добрых и наглядных примерах благочестивой жизни родителей ваших, в постоянном попечении о вас и мудром руководстве; мир вам супруги во взаимной и целомудренной любви и единодушном согласии. Теперь закончу мою беседу еще одним словом — словом последним и чисто-сердечным. Это слово: простите меня грешного, любимые и любезные мои братие!.. Простите меня сослужители мои; служил я с вами долго; быть может, и были случаи, когда я вам сказал слово вразумления и не без строгости, но примите уверение, что всякое мое слово, всякое мое действие было согрето братскою моею любовию к вам для пользы же вашей и, быть может, потому-то и считались вы в среде других лучшими; простите меня возлюбленные чада мои духовные; быть может, я смотря на то или другое дело, по моему убеждению, честно и справедливо, настаивал иногда и благовремение и безвременне, быть может, иногда обличал или запрещал и дозволял себе то, что не всякому нравилось; но не забудьте при этом, что я не любил, даже терпеть не мог прикрываться презренною маской лести, хитрости, потворства и лукавства, любил говорить всем и каждому только то, что сознавал я честным и справедливым; говорил и делал так, чтобы меня в том совесть не упрекала. Это мой непременный долг и святая моя обязанность. Да и что же будет, если и мы — пастыри церкви Христовой, служители и проповедники Евангельской истины были бы рабами лукавого и развращенного духа времени замаскированными лестью, потворством и лукавством? Что будет из этого — говорить не буду, это тяжело и горько. Представляло судить о том чистой совести вашей. Простите меня все и каждый, с кем я имел когда-нибудь ту или другую встречу. Я уверен, и вы согласитесь, что угодить всем и каждому — дело невозможное. О себе же самом скажу откровенно, что прощаюсь с вами я с чистой моей совестью и сердечною любовию, и буду возносить свои молитвы, чтобы благословение Господне пребыло на вас Того благодатию и человеколюбием всегда ныне и присно и во веки веков Аминь (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 11-й. 1-го июня 1883 г.).
Священник юрьевского Георгиевского собора Алексей Беляев 31-го января 1883 г. перемещен к Воскресенской церкви.
Из старинных священных богослужебных предметов в церкви хранились: 1) богослужебные сосуды: потир, дискос, звездица, лжица, копие, два блюдца и ковш для теплоты, 1795 года; 2) напрестольный сребропозлащенный крест 1798 года и 3) два евангелия печати половины XVIII столетия. Причт: священник, диакон и псаломщик. Годовой доход причта: процентов с церковного капитала 271 р. 62 к., за требоисправления и другие церковные службы до 1124 руб., всего же до 1400 рублей.
Дома для причта построены на средства прихожан. В приходе числилось 41 двор, душ мужского пола 211 и женского пола 200 душ.
15 июля 1894 г. состоялось освящение первого этажа (Преображенский храм) Воскресенской церкви после реставрации.
Запрещенный диакон Воскресенской города Юрьева церкви Михаил Никольский, 14 января 1904 г., определен и. д. псаломщика в село Бакино, Александровского уезда. Псаломщик Воскресенской г. Юрьева церкви Николай Поспехов, перемещен 12 февраля 1904 г., в Ковровский собор. Перемещен и. д. псаломщика села Большого—Давыдовского, суздальского уезда, Григорий Покровский, 3 марта 1904 г., в город Юрьев к Воскресенской церкви. Определен в священники и. д. псаломщика села Ново-Николаевского, юрьевского уезда, Николай Добронравов, 10 марта 1904 г., в город Юрьев к Воскресенской церкви.
Алексей Алексеевич Беляев
Алексей Алексеевич Беляев уроженец гор. Юрьева, сын диакона Христорождественской церкви, окончил полный курс Владимирской духовной семинарии с званием студента в 1873-м году. С окончания курса и до смерти служил в родном городе; с 1876 года был священником Юрьевского Георгиевского собора, а с 1885 по 1904 гг. — священником Воскресенской церкви.
В 1904 г. по совершенно расстроенному здоровью уволен за штат. Много лет А.А. был законоучителем Юрьевских — мужского и женского начальных училищ и увещателем в суде; с 1886 по 1891 гг. был благочинным градского округа и с 1891 до выхода за штат — был ведомственным духовником.
За все труды свои был удостоен возможных для иерея наград, кончая наперсным крестом.
Давно надломленное здоровье А.А. еще более пошатнулось со смертью дорогой супруги, после которой он, пристроив окончательно сына и дочь на места, уволился за штат и проживал до смерти в частной квартире одиноким, без особых средств, на священнической пенсии, данной ему в размере 300 р. в год за 28 слишком лет его службы по Епархиальному ведомству.
В три часа по полудни 26 мая 1911 года двенадцатикратный удар колокола возвестил о смерти бывшего настоятеля Юрьевской Воскресенской церкви священника Алексия Беляева, умершего на 62-м году жизни, после продолжительной тяжкой болезни сердца, кончившейся водянкой.
По распоряжению только что приехавшего из С.-Петербурга члена Государственной Думы, благочинного о. протоиерея Александра Знаменского, с четырех часов пополудни 26 мая до 10 часов утра 27 числа, по особому расписанию, над умершим непрерывно читалось святое Евангелие по очереди священниками и диаконами в квартире умершего около Воскресенского храма. В 10 часов утра 27 числа тело усопшего, положенное в гроб, торжественно всем градским духовенством внесено было в холодную церковь, где и оставалось, по случаю великого праздника Св. Троицы, до 30-го мая.
В день Св. Духа 30 мая, на 4-й день по смерти, в том же Воскресенском храме происходило отпевание почившего иерея Алексия. Божественную литургию в этот день совершал о. протоиерей А. Знаменский в сослужении пяти священников. В конце литургии по заамвонной молитве сказал надгробное слово общего характера священник Воскресенской церкви о. К. Твердислов, а по окончании литургии пред отпеванием таковое же по содержанию слово сказал о. протоиерей Юрьевской Покровской церкви Василий Святухин. За литургией и отпеванием усопшего пел местный прекрасноорганизованный хор певчих. Самое отпевание совершено торжественно-образцовым порядком по «чину иерейского погребения» — двумя протоиереями, тринадцатью иереями и семью диаконами со всеми ведомственными псаломщиками, при громадной массе народа — как прихожан беззаветно любивших почившего, так и других граждан г. Юрьева, знавших почившего с рождения до смерти, как посвятившего всю свою жизнь и деятельность городу Юрьеву.
Личность покойного, как человека вообще, и в частности — как пастыря словесного стада Христова, бывшего благочинного, должностного лица по другим ведомствам, законоучителя и наконец — ведомственного духовника, — прекрасно и вполне достаточно охарактеризована в трех речах, произнесенных во время отпевания. Так, по прочтении перваоо Евангелия сказал речь зять покойного по сестре — священник села Новоселки, Александровского уезда о. К. Снегирев; после первого пения „Со святыми упокой" произнес прощальную речь священник Димитрий Сахаров и пред пением канона сказал последнее слово товарищ покойного по семинарии священник Сергий Извольский. Отпевание кончилось в час дня. По окончании отпевания гроб с телом почившего был отнесен священниками и диаконами, при колокольном перезвоне в попутных шествию церквах, при оглашающем воздух величественном и трогательном пении хором ирмосов великого канона, на градское кладбище, где и опущен в могилу рядом с супругой почившего. За гробом шли сын и дочь умершего, сестры его, родственники и множество народа. Поминальная, самая скромная трапеза предложена была в доме зятя покойного, так как усопший не имел своего угла, своей хижины. Священник Димитрий Сахаров.(Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 24-й. 1911 г.).
Приходская благотворительность в приходе Воскресенской церкви г. Юрьев-Польского 1912 г. Приходская библиотека Воскресенской церкви открыта в 1912 году.
Первая пассия в приходе Воскресенской церкви г. Юрьева 1914 г. Церковь подверглась значительной перестройке в 1914-1915 годах по инициативе и на средства фабриканта Ганшина. Диакон Воскресенский ц. Николай Добронравов 30 марта 1916 г. определен во священника в с. Кинобол, Юрьев. у. 23 августа 1916 г. кандидат Московской Духовной Академии священник Дмитрий Дубровин согласно прошению назначен священником к Воскресенской церкви. «На днях в церкви Воскресения дьякон стал поминать Тихона, а поп запротестовал. Спор закончился громогласной руганью и дракой. Поп бросил евангелие и убежал из церкви. Верующие переполошились, подняли скандал, но богослужение так и не продолжалось» («Призыв», 16 апреля 1924).
«Подрались во время службы. В гор. Юрьеве, в Воскресенском храме, служат два «отца» — свящ. Галежев и диакон Смирнов. Первый отошел от Тихона и считается ярым обновленцем. Второй—Тихоновец. Между ними всегда разногласия: один поминает за службой «священный синод», а другой—патриарха Тихона. Так и вели службу,— поминовения каждый по своему делал. Но 22-го марта во время всенощной службы священник Галежев не вытерпел и сделал замечания диакону: — Прошу не поминать патриарха. Диакон не смолчал. «Прошу без замечаний». В порядке службы, оба сошлись в … Со стороны верующих поднялся шум. Диакон сбросил в алтаре расу и через ряды расступившихся прихожан удалился из храма. Долго Юрьевцы будут помнить этот скандал» («Призыв», 27 апреля 1924).
В 1930 году в здании бывшей церкви открылась общественная столовая, затем общежитие фабрики «Авангард», а потом профилакторий.
В 1996 году возникла необходимость открыть в г. Юрьев – Польском детский дом.
Ул. 1 Мая, д.35. Здание бывшей Воскресенской церкви. Детский дом.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, "ЮРЬЕВ-ПОЛЬСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ" действует с 9 октября 1996 г. Организация реорганизована 13 октября 2015 г. Правопреемник: ГКСОУ ВО "Ратисловская Специальная (Коррекционная) Общеобразовательная Школа-Интернат".
Директор Тюшева Галина Геннадьевна.
Адрес: город Юрьев-Польский, 1 Мая улица, д. 35.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы Церковь Святого Никиты Мученика Церковь Рождества Христова