Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
22.12.2024
09:22
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Шуя

Николо-Шартомский мужской монастырь

Шартомский мужской монастырь

Эта обитель находится в 15 верстах от г. Шуи в с. Введенье, Шуйского района, Ивановской области. Местность, занимаемая монастырем, очень живописная. Монастырь расположен при впадении реки Молохты в реку Теру.

В отдаленной древности, среди мрачных Шуйских лесов, неизвестная рука положила основание Шартомской обители иноков. Обитель сия находится в двенадцати верстах от города Шуи, на север. — Близ ее находятся два торговые села, Введенское и село Большие-Пупки. Название свое обитель получила от реки, называвшейся прежде Шартома (ныне Шахма), вливающейся, недалеко от монастыря, в реку Молохту. При слиянии сей последней с рекою Тезою и расположен монастырь.
Начальной причиной основания монастыря (что известно впрочем из народных преданий), — полагают явление иконы Святителя и Чудотворца Николая, бывшее еще до княжения Великого Князя Московского Василья Васильевича Темного.
По преданию, одна благочестивая крестьянка, придя за водой на р. Шартому, нашла небольшую иконку свт. Николая. Она отнесла ее домой, но наутро святой образ исчез. Чуть позже его обнаружили на болотистом месте прислоненным к кочке. Это событие и послужило причиной создания здесь обители. Икона явилась, как гласит предание, не на том месте, где ныне находится монастырь, а в некотором расстоянии, именно там, где теперь находится деревня Федосово, — на пространстве, покрытом в тогдашнее время непроходимым лесом, остатки коего видны и доселе.
Шартомский монастырь становится исторически известным с 1425 года. Это видно из духовной грамоты, данной, в 1425 году, Суздальскому Евфимиеву монастырю Нижегородскою удельною княгиней Марией (во инокинях Марина), супругой князя Даниила Борисовича. Сия грамота дана была монастырю, на право владеть селом Омуцким. На ней подпись Шартомского архимандрита Конона.
В 1506 году Великим князем Василием Иоанновичем монастырю была дана так называемая «несудимая грамота», по которой судить архимандрита и братию могут только сам Великий князь или его бояре.
Подобная грамота была дана Иоанном Грозным в 1533 году. Защитительную грамоту прислал настоятелю и царь Федор Иоаннович (сын Грозного). Ею Шартомским архимандритам была предоставлена честь являться в Москву к Государеву двору после летнего Николина дня для поднесения просфор и святой воды.
В древности монастырь не однократно подвергался пожарам и другим бедствиям.
В 1619 году монастырь пострадал от набегов Литовцев, Поляков, Черкесов, Казаков и Русских мятежников. В допросных речах Шуйского земского старосты Федора Иванова, соборного попа Парфена Данилова, и всех Шуйских посадских людей, данных Суздальскому осадному голове Григорью Петровичу Мякишеву, сказано так: «В нынешнем 127 году, Польские и Литовские люди, Черкасы и с Вязников воры, и Казаки, в вотчине у Николы Чудотворца были, и войною по селам и по деревням стояли, и на монастыре, и монастырскую вотчину разорили; и в церкве образы обдирали и сосуды церковные брали, и ризы, и шапку архимандричью, и всю службу взяли, и лошади монастырския побрали, и рогатую скотину большую и малую побили, и братью, и служки, и крестьян посекли; и села монастырские пожгли; и хлеб стоячий и молоченой побрали; и всяким разорением монастырь и монастырскую вотчину разорили; и слуг и крестьян в полон поймали. — То наши и речи».
Около 1624 года монастырь был ограблен разбойниками. В это время было убито несколько монахов, и похищена монастырская казна.

Преподобный инок-иконописец Иоаким Шартомский

Преподобный Иоаким Шартомский – один из самых чтимых в шуйской земле святых. Точные даты жизни его неизвестны, но можно приблизительно считать, что он жил в последней четверти 16 – первой трети 17 вв., преставился после 1634 года. Преподобный Иоаким известен как строгий монах-подвижник и выдающийся иконописец, написавший несколько икон, ставших чудотворными.

В 1645 году, при архимандрите Иоасафе, весь монастырь, как сказано в одном старинном акте, «изволением Божиим, от молнии, до основания выгорел».

С 1651 года прежде деревянный монастырь возводится в камне. Первое место между монастырскими зданиями занимает, по своему наружному великолепию и огромности, собор во имя Святителя Николая, Византийско-Русской архитектуры. В котором году, по какому случаю и чьим иждивением первоначально был построен сей храм — это отчасти известно из челобитной, поданной архимандритом Иоасафом Царю и Великому Князю Алексею Михайловичу. В сей челобитной архимандрит Иоасаф объяснял Царю о том, как разбойники ограбили и убили монастырского волостного старосту Василья Родионова, посланного сбирать деньги на монастырские постройки. Из сего объясняется, что соборная церковь, равно как и самая обитель, после пожара от молнии, вновь построена на собранные, с монастырской волости, деньги,— усердием архимандрита Иоасафа и келаря, чернеца Варлаама.
Из надписи на соборном водружальном кресте видно, что он освящен в 1651 году, апреля в 27 день, по благословению Суздальского и Тарусского архиепископа Серапиона.
Из монастырской описи, составленной в 1821 году, видно, что при сем соборе был придел, во имя Иоанна Златоуста; но когда он уничтожен, — неизвестно.
Наружный вид храма представляет величественную священную простоту. Сложен из простого кирпича и забелен известью. Наружных украшений, кроме альфрескового изображения при входе в паперть по кирпичу иконы св. Николая с раскрытым Евангелием и благословляющей десницей, с Ангелами с обеих сторон, как бы в воздухе держащих эту икону, нет никаких. При входе во внутренность храма невольно чувствуешь благоговение к священной древности оного. Внутри храм расписан альфресковой живописью.
Вторая церковь теплая, во имя Казанской Богоматери, построена, по благословению святейшего патриарха Иоакима, Московского и всея России, и освящена в 1678 году, 25 августа. При оной церкви есть придел во имя Сретения Господня. В старину сия церковь имела совершенно другой вид; была с галереями и крыльцами, которых уже нет. Под церковью находятся монастырские кладовые.
К юго-западной стене Казанской церкви пристроена третья небольшая церковь, во имя Святителя Григория Акрагантийского (Некогда была здесь еще деревянная церковь, во имя св. Димитрия Солунского, которая после сломана и сожжена.), как бы в виде придела, но совершенно отдельная, за глухой стеной. При ней прежде была каменная обширная братская трапеза. Этот придельный храм, за ветхостью, был обращен под помещение ризницы и библиотеки.
Казанская церквоь с приделами из простого кирпича, снаружи забелена известью и, составляя как бы одно здание с придельными к ней с северо-западной стороны из кирпича братскими келлиями, имеет вид корабля.
Четвертая церковь, над западными святыми воротами, во имя Преображения Господня, была заложена еще в 1696 году, а освящена уже в 1813 году, на церковную и доброхотных дателей сумму.
Из бумаг монастырского архива видно, что святые ворота, в 1646 году, были построены деревянные, с церковью наверху, во имя св. Алексия Человека Божия.
Неподалеку от Никольского собора на северной стене ограды, в виде столба, устроена очень высокая восьмигранная каменная колокольня, весьма красивой наружности; о времени ее основания никаких исторических сведений не сохранилось.
Братские и настоятельские кельи довольно поместительны и крепки.
Кругом всего монастыря каменная невысокая стена, с четырьмя по углам круглыми небольшими башнями.
Вообще все почти монастырские здания каменные. Ныне Шартомский монастырь считается в третьем классе и управляется игуменами. Из монастырских грамот видно, что, с начала XV столетия до самого учреждения духовных штатов, и несколько после, он управляем был архимандритами.
Обитель сия древле была здесь в большом уважении. Это доказывают привилегии и грамоты. Из них известны следующие: в 1506 году от Великого Князя Василия Иоанновича монастырь получил несудимую грамоту, коею определялось судить архимандрита с братией только самому Великому Князю или его боярину. В этой грамоте сказано: «Наши наместницы и их тиуны, проведчики и заводчики, поборов своих у них не берут, и не въезжают к ним ни по что; а ведает и судит архимандрит с братиею своею, сами во всем, — или кому прикажут. А случится сместной суд тем их людям, с городскими людьми, или со становыми или волостными: и наместники мои и волостели, и их тиуны судят с архимандритом, с братиею, или их прикащик с ними судит; а прав-ли, виноват-ли будет монастырской человек: — и он в правде или в вине виновен архимандриту с братиею, или их прикащику. А кому будет чего искать на архимандрите с братиею, или их прпкащике: и то сужу я, Князь Великий, или мой боярин. Так-же есьми их пожаловал: боярские люди и иные, никто к их людям на пиры, и на братчины незваны к ним пити не ходят; и кто к ним на пир и братчину придет пити, не зван: и они того вышлют вон безпенно; а непойдет вон, и учнет пити сильно, а учинитца у них тут какова гибель: и тому та гибель платити вдвое, без суда и без распросов. А кому прилунится у них стати,— и они с собой корм свой и конской купят, по цене, как ему продадут». Подобная грамота дана была, в 1553 году, Царем и Великим Князем Иоанном IV. По сей грамоте приписаны были к монастырю деревни села Гориц, из отчины князей Горбатых. Царь Феодор Иоаннович, бывши еще Великим Князем прислал свою защитительную грамоту Шартомскому архимандриту Максиму. Кроме сих привилегий и грамот, Шартомским архимандритам представлена была честь являться в Москву, ко двору Государеву, после Николина дни (летом) для поднесения Царю святой воды и просфоры.
Шартомский монастырь имел у себя 1472 души крестьян в Пулковской и Хрипелевской волостях. По Нерехотским (Костром. губер.) писцовым книгам Павла Волынского (1627 года) значится, что в посаде Нерехте принадлежали Шартомскому монастырю соляные варницы. Это место доселе известно там, под названием Векши.
До 1766 года, как видно из документов, хранящихся в монастыре, монастырь пользовался доходами с ежегодной Никольской ярмарки, которая происходила и ныне производится при монастырских стенах, от 6 по 12 мая. Эта ярмарка весьма значительна прежде была по огромному количеству привозимых сюда разных товаров и приводимых Казанских лошадей. Доходами с ярмарки ныне пользуются частные лица, которые приобрели это право от казны покупкой. Впрочем из доходов своих, владельцы жертвуют часть и в пользу монастыря. В 1842 году привезено было сюда товаров на 340 тысяч руб. сереб.
До учреждения штатов, Шартомскому монастырю подчинено было шесть монастырей: 1) Шуйский-Троицкий, мужской монастырь, который и сам имел настоятельство архимандричье; 2) Козмодемьянская пустынь, Владимирской губернии; 3) Богоявленский мужской монастырь , бывший в Мстерской слободе; 4) Городищевская пустынь, Суздальского уезда, ныне упраздненная; 5) Казанский женский в Кохме; 6) Введенский женский монастырь, что при селе Введенском (В прилежащих в монастырю селах, Введенском и Пупках, находится десять ситцевых и других набивных фабрик, на которых в год вырабатывается товару на сумму до 200 тысяч руб. серебром.). Все сии монастыри ныне уже не существуют.
По своей древности в Шартомском монастыре заслуживают особенное внимание следующие вещи:
1) Образ Грузинской Богоматери, Строгановского письма; в Шуйской стороне он почитается редким, и едва-ли есть еще где-нибудь подобные иконы.
2) Два изображения Святителя и Чудотворца Николая, почитаемые современными самому монастырю; одно изображение на каменной дске.
3) Напрестольный крест, серебряный, с мощами: св. Апостола Луки, Архидиакона Стефана и других святых; приложен в 1731 году, каким-то жителем царствующего града Москвы, в память по жене жертвователя Анне и прочим прародителям.
4 ) Напрестольный крест, деревянный, в серебряном окладе; на одной стороне оклада вырезаны слова в роде монограммы. Говорят, что крест сей приложен святителем Алексием митрополитом Московским.
5) Деревянный крест, с изображением на нем разных священных предметов; — обложен серебром и позолочен, с следующею надписью: «построил в дом Николая Чудотворца, Шартомскаго монастыря, духовник святейшаго Питирима патриарха, черной поп Иоасаф, лета 7192, месяца марта в 14 день».
6) Антиминс, написанный по голубому холсту, с подписью Суздальского митрополита Иллариона, лета 7196.
7) Евангелие, в лист, обложено серебром и позолочено; напечатано при Царе Петре Алексеевиче и патриархе Адриане, в 7207 году; оно приложено тщанием и радением (как сказано в подписи) святейшего патриарха Феофилакта Иерусалимского; — слова сии вырезаны вязью по краям досок.
8) Евангелие, в лист, обложено серебром, 1698 г.
9) Напрестольное Евангелие, печатано при Царе Алексее Михайловиче; приложено священником Ионою, 1668 года.
10) Евангелие, обложенное материей; приложено дворянином Карпом Каземировым с детьми своими, 1660 года марта 1 дня.
11) Евангелие, писанное уставом, так называемое Юсовое, в четвертую долю листа, времен Царя Иоанна Грозного; — доски на нем обложены материей, от времени уже полинявшей; к доскам прикреплены с обеих сторон медные кресты и четыре Евангелиста. Оно приложено, как видно из подписи, Суздальским архиепископом, ученым и знаменитым Гречином, Арсением Эласунским.
12) Книга Иоанна Спасателя Лествицы, приклад (в 1652 году) первой супруги Царя Алексия Михайловича, Марьи Ильиничны, из рода Милославских. На сей книге следующая надпись: «в дом Великаго Чудотворца Николая, в Шартомский монастырь, благочестивая и Христолюбивая Царица и Великая Княгиня Мария Ильинична книгу, глаголемую Иоанн Лествичник, приложила, при архимандрите Макарие, да келаре, старце Пахомие».
13) Псалтырь, приложенная Суздальским и Тарусским митрополитом Илларионом.
14) Житие Св. Сергия Радонежского Чудотворца, напечатанное в Москве, «а приложил Шартомский архимандрит Иона, лета 7150 июля в 8 день, по своих родителях».
15) Библия, напечатанная при благочестивом Князе Василие Константиновиче, воеводе Киевском Маршалке, земском старосте Волынском и Владимирском и прочих; напечатана в Богоспасаемом граде его отчизном Остроге, многогрешным рабом Божиим Иваном Федоровым сыном Москвитиным, в лето от С. М. 7088, а от Воплощения Бога-Слова нашего Иисуса Христа 1580, месяца июля в 12 день».
16) Хоругвь XVI или XVII столетия, шитая серебром, золотом и шелком, по белой, весьма плотной тафте; на обеих сторонах оной вышит лик Казанской Богоматери; кругом лика вылит вязью тропарь Богородице Казанской. Предание говорит, что хоругвь сия вышита одною из наших цариц или царевен; — и можно верить, ибо художествами такого рода, как видно из летописей, наши царицы и царевны любили заниматься; и трудами рук своих нередко они украшали храмы Божии.
17) Два колокола: первый из них, древнейший, с следующею надписью: «Лета 7134 года мая в 20 день дали сей колокол, вклада к Николаю Чудотворцу, в Шартомский монастырь: старец Савватий дал тридцать три рубля да старец Стахей дал двенадцать рублей четырнадцать алтын, по своим родителям и по своей душе; а весу 15 пуд, три гривенки». Второй колокол вылит в Москве мастером Федором Моториным при Царях Иоанне и Петре Алексеевичах, лета 7193.
18) Три надгробные камня, лежащие около Соборного храма. На первом из них можно прочесть только нечто, наприм: «лета 7135»; на втором, что он положен над прахом рода капитана Скрябина 1725 года; на третьем старинная витиеватая надпись, свидетельствующая об игумене Викторе.
19) В ризнице хранятся две медные печати. По виду, можно отнести их к началу и концу XVII века;— на одной из них надпись: «черной поп Федор»; далее нельзя разобрать; сверху приделаны к ней ушки. На второй печати с одной стороны изображена корона, а с другой изображен в стоячем положении человек, против коего сидит птичка на ветке; — на этой же стороне ключ и около него четыре буквы: «П. Н. К. К.». Подобные сим печати в старину употреблялись духовниками, вместо исповедных записей.
20) Из письменных памятников здесь сохраняются несколько старинных столбов; как-то: благословенная грамота Святейшего Патриарха Иоакима, данная на освящение храма Казанской Богородицы, 7186 года; челобитная Шартомского архимандрита Иоасафа Царю Алексею Михайловичу, о пограбленных разбойниками деньгах, и о большом пожаре, происшедшем от молнии; сей пожар уничтожил монастырь до основания. Сия грамота писана в 1645 году. Грамота преосвященного митрополита Суздальского Иллариона, за подписью его руки, о дозволении построить Сретенские ворота, 7194 года; Несудимая грамота Великого Князя Василия III Иоанновича, 1506 года; жалованная грамота Царя Иоанна Грозного; грамота охранная, против притеснения монастырских вотчин князьями Несвицкими;— дана Царем Феодором Иоанновичем 1584 года; наконец самая важная рукопись — это письмо Святителя Воронежского Чудотворца Митрофана, писанное его рукою.
Кроме сего, в монастырской кладовой хранятся старинные вещи; как-то: медные и оловянные кружки, братины, ковши, облачения, шитые жемчугом, и проч.
21) Синодики: первый — древнейший из всех Шартомских синодиков. Года на нем не означено; но, судя по предисловию и послесловию, его должно отнести к княжению Василия III Иоанновича, или по крайней мере сына его Иоанна Грозного. Этот синодик на пергамене, с заглавием, написанным вязью, красною краской, сверху и по краям обложен довольно грубыми бордюрами, разрисованными краской и киноварью; от долговременного употребления закапан воском. Заглавие его начинается так: «помяни, Господи, души усопших раб своих и рабынь, почивших прежде века сего от Адама и до сего дне»; далее писано полу-уставом, где упоминаются Благоверные Князья Смоленские и Ярославские — Федор, Давид и Константин; Благоверные Князья Василий и Константин; Великий Князь Иван, Великий Князь Иван же, Великий Князь Василий, во иноцех Варлаам, Великая Княгиня Соломония, Великая Княгиня Елена; — далее внесены роды разных Великих Князей. Конец синодика утрачен. Второй Синодик писан на голландской лощеной бумаге, в лист, в 1661 году; вязь в заголовке писана красною краской, — устав киноварью и чернилами; книга украшена многими рисунками и виньеткой и переплетена в черной коже. По содержанию предисловия видно, что этот синодик есть противень с древнейшего синодика, подобного вышеописанному. Составлен этот синодик, может быть, в малолетство Иоанна Грозного, при матери его, правительнице, Великой Княгине Елене (из рода князей Глинских). Доказательством сему предположению служат вписанные здесь имена князей, казненных в 1537 г., как-то: Ленинских, Хованских, Пронских и Палецких. Как из истории известно, — сии князья были боярами и сановниками при дворе несчастного князя Андрея Иоанновича Старицкого, родного дяди малолетнего Иоанна IV (Князь Андрей скончался в темничном заключении, за измену свою против Государя и племянника своего). Далее вписаны имена князей: Пожарских, Гундоровых, Горбатых и Лопат-Пожарских. Синодик начинается следующим образом: «книга, глаголемая синодик, сиречь помянник; помяни, Господи, души усопших раб своих и рабынь и всех православных христиан; помяни, Господи, святейших вселенских патриархов: патриарха Иоава, п. Ермогена, п. Филарета, п. Иоасафа (двух), п. Иоасафа, п. Питирима». Далее другим почерком и чернилами написано имя Святейшего Патриарха Никона (вероятно, имя Никона вписано при Царе Феодоре Алексеевиче); потом имена Патриархов — Иоакима и Адриана. За сим следуют Великие Князья и Княжны, Цари и Царицы от св. Владимира до кончины Царя Алексея Михайловича. Отсюда начинается уже — 1) роды князей, вкладчиков сего монастыря, князей Ленинских; кн. Михаила, во иноцех Закхея, кн. инок. Александры, кн. Пимена, Авксентия, княж. Соломониды, кн. Василия, кн. Марьи и других; 2) род князей Пожарских: кн. Иоанна, кн. инока Феодорита, княг. инок. Марфы, кн. Михаила, кн. инока Васьяна, кн. Иоанна, кн. Феодора и других; 3) род князей Пожарских-Лопат: кн. Петра, кн. Бориса, кн. во иноцех Феодосии; 4) род князя Никиты Андреевича Хованского: кн. Петра, кн. инока Боголепа, кн. Андрея и других; 5) род князей Горбатых: Иоанна, Василья и Димитрия, завещавших в Шартомский монастырь свою отчину, где и прах их покоится. На конце синодика следующая приписка, обведенная красивой виньеткой: «лета 7169-го, Суздальскаго уезда, Николы Чудотворца Шартомскаго монастыря, при архимандрите Павле, начата бысть сия книга, глаголемая синодик; писана трепетною берною рукою, десницею греховною, пленницею, много-грешным рабом, того-же Суздальскаго уезда, Дорковские десятины, вотчины князя Якова Кунденетовича Черкасскаго, села Васильевскаго, Троицким дьяконом Иваном». Третий синодик есть новейший; в нем написаны имена вкладчиков, дворян: Скрябиных, Теприцких, Марковых, Сытиных, Пестриковых, Каблуковых, Секериных, Лазаревых, Языковых, Ошаниных и проч.; некоторые роды купцов (Ярославских, — Калашниковых; Ростовских — Титовых; Шуйских — Носовых, Корниловых, Воиновых; Кинешемских,— Грязновых, Талановых, Роговых и проч.), мещан и крестьян. Оглавление сего последнего синодика следующее: «Сей синодик писан, Суздальскаго уезду, Шуйской округи, в обитель Святителя и Чудотворца Николая, Шартомскаго монастыря, при игумене Викторе и с братиею, от доброхотных дателей, к той обители вкладчиков, по упоминовению родов их. Сей синодик написать соизволяется; совершен 1788 года июня 20 дня». Внизу подлинная подпись игумена Виктора.
Во владении монастыря теперь находятся, после упраздненной Городищенской пустыни, пахотная и покосная земли, находящиеся в Суздальском уезде, при селе Давыдовском. Земля сия отдается в арендное содержание. При самой обители есть выгонные и лесные дачи, и мукомольная мельница о двух поставах, на реке Молохте.
Братии по штату положено: игумен, пять иеромонахов, два иеродиакона и четыре послушника; — всего 12-ть человек.

Прилагаю здесь список настоятелей, бывших в сем монастыре, от 1425 по 1847 год, с означением времени их начальствования. Список извлечен мною из монастырских бумаг и из архивов Шуйских присутственных мест.
а) Архимандриты:
1) Конон 1425 г.; 2) Михаил с 1458 г.; 3) Иоанникий 1463 г.; 4) Константин 1506 г.; 5) Тихон 1538 г.; 6) Иона 1553 г.; 7) Геласий 1578 г.; 8) Максим 1585 г.; 9) Тихон 1618 г.; 10) Феодосий 1623 г.; 11) Варсонофий; 12) Онисифор 1630 г.; 13) Тихон 1631 г.; 14) Варсонофий 1635 г.; 15) Иоасаф 1645 г.; 16) Макарий 1652 г.; 17) Павел 1661 г.; 18) Савватий 1668 г.; 19) Иона 1671 г.; 20) Нафанаил 1675 г.; 21) Симеон 1678 г.; 22) Матфий 1684 г.; 23) Александр 1700 г.; 24) Павел 1710 г.; 25) Сильвестр 1714 г.; 26) Нафанаил 1724 г.; 27) Андроник (наместник) 1735 г.; 28) Лев 1736 г.; 29) Кирилл 1738 г.; 30) Макарий 1742 г.; 31) Феодосий 1756 г.; 32) Филарет 1757 г.; 33) Феофилакт 1759 г.; 34) Варсонофий 1760 г.; 35) Иоасаф 1761 г.; 36) Димитрий, 37) Кирилл (оба ректора семинарии) 1762 г.; 38) Иоанн 1764 г.; 39) Анания 1767 г.
б) Игумены:
40) Венедикт 1768 г.; 41) Соломон Доброгорский (ректор семинарии) 1771 г.; 42) Арсений Изографов (префект сем.) 1773 г.; Порфирий 1776 г., 44) Арсений 1776 г.; 45) Иоасаф 1780 г. (Сей игумен неизвестно кем убит в монастыре, на 29 августа 1786 года; это замечено в монастырском синодике.); 46) Виктор 1786 г.; 47) Гавриил 1798 по 1822 г.; 48) Филарет 1825 г.; 49) Макарий 1828 г.; 50) Назарий 1829 г.; 51) Аарон (казначей) с 1830 г.; 52) Иларион (эконом) 1844 г.; 53) Алексей 1845 года.
11 января 1866 г. награждены набедренниками иеромонахи Измаил и Гавриил (Влад. еп. Ведомости. 1866).
18 января 1866 г. послушник Николо-Шартомского м-ря Александр Николаевский определен на причетническое место к Шуйской Спасской церкви.

/Борисов, Владимир Александрович (1809-1862). Описание города Шуи и его окрестностей, с приложением старинных актов. Сост. соревнователем Имп. Моск. о-ва истории и древностей рос. Владимиром Борисовым. - Москва: тип. Вед. Моск. гор. полиции, 1851./

«Воззвания от Николо-Шартомского монастыря.
Благочестивые Христиане, усердные благотворители и любители благолепия снятых храмов Божиих!
Николаевский Шартомский монастырь, единственный в Шуйском уезде, Владимирской губернии, исторически стал известен с 1425 года. Важное значение и уважение, каким он пользовался еще древле, доказывают Великокняжеские грамоты и разные привилегии, ему даваемые. Синодики свидетельствуют о множестве вкладчиков и благотворителей святой обители: знаменитых князей, важных бояр и дворян. Но много и бедствий претерпел монастырь: страдал от набегов литовцев, поляков и иных злобных людей, страдал многократно от пожаров, истреблявших его до основания, — однакож Божиею милостию, по ходатайству Угодника и Чудотворца Николая доселе существует.
Нужд в отношении утвари и ризницы церковной монастырь почти не имеет: равно и содержание братии, при хозяйственном порядке и собственных трудах иноков, достаточно. Но холодный соборный храм во имя Святителя и Чудотворца Николая в этой обители, с самого построения своего не возобновляемый, так обветшал, что обитель своими средствами, без посильной помощи благочестивых жертвователей, решительно ничего не может сделать для поддержки его и исправления. Иконостас огромной величины весь почернел и постепенно разрушается; стенное писание, назидательное для благоговейных чувств; богомольцев, все выцвело и прогорело от вре-мени; железная крыша на соборе также очень давно не крашена и требует неотложного исправления.
В недавних еще годах, а именно с 1867 по 1871 год Благочестивейшая Государыня Императрица Мария Александровна обратила высокие свое внимание на сей монастырь, с целью обновления храмов Божиих, и каждогодно из собственной своей канцелярии присылала в оный по 50 руб. Ревностный тогда настоятель о. Илларион, ныне настоятель Переславского Данилова монастыря, при означенной и иных благотворителей помощи, возобновил теплую церковь во имя Казан-ской Божией Матери и украсил оную переделкой и позолотой вновь иконостаса и стенного живописью.
При преемнике его, покойном о. Петре, по некоторым обстоятельствам, обновление главного холодного собора во имя Святителя и Чудотворца Николая не имело никакого движения. В настоящее время к этому делу приступлено. Благословение и разрешение местного благоговейнейшого и глубокоуважаемого Архипастыря Антония с признательностью и надеждою на исполнение получено и для правильного ведения сборных сумм принята книга.
Любители благочестия и благотворительности — усердные Христиане! Николо-Шартомская обитель смиренно просит Вас принять носильное участие в настоящей ее нужде и посодействовать предпринятому ею делу, чем кто может. Будьте уверены,— ваши благодеяния будут присно воспоминаемы в обновленном храме пред престолом Господа, и Господь мздовоздаятель, по молитвам великого Угодника Своего, Святителя и Чудотворца Николая, вознаградит вас сторицею и здесь — на земле, а паче там — на небе!
Строитель Николо-Шартомскаго монастыря Иеромонах Владимир.
Казначей Иеромонах Паисий.
Иеромонах Иоанникий.
Иеромонах Парфений.
Пожертвования могут быть высылаемы на имя строителя Николо-Шаршомшио монастыря, Иеромонаха Владимира, в г. Шую, Владимирской губернии» («Владимирские Епархиальные Ведомости» Неофициальная часть № 18, 15 сентября 1874 года).
В заречной части города Шуи находилась часовня, принадлежащая Николо-Шартомскому монастырю.
В конце XIX в. монастырю оказывали материальную помощь многие шуйские и иваново-вознесенские фабриканты, однако не смотря на финансовую поддержку, обитель после постройки железной дороги Шуя - Иваново-Вознесенск, оттянувшей большой поток путников, проезжавших ранее близ монастыря, постепенно "хирела" и в предреволюционные годы уже относилась к третьему классу.

В середине 1920-х гг. обитель была закрыта, кельи превращены под жилые помещения жителей с. Введенье, пострадавших от сильного пожара, а церковные постройки первоначально пустовали, затем в них местный колхоз (позднее совхоз "Шуйский") разместил различные складские помещения. Последние здесь располагались до начала 1980-х гг.
Как памятник культовой архитектуры комплекс Николо-Шартомского монастыря стоит на государственной охране федерального (общероссийского) значения с 1960 г.


Возобновление обители

Осенью 1990 года Свято-Николо-Шартомский монастырь был возвращен Православной Церкви. При настоятельстве архиепископа Амвросия работы по восстановлению обители возглавил наместник монастыря архимандрит Никон (Фомин). Из руин и полного запустения, с нескольких послушников началось возрождение обители, ее духовное становление. С каждым годом число насельников, приходивших с самых разных концов страны, увеличивалось.
Реставрационные работы ансамбля начались в середине 1980-х гг., их проводила Ивановская СНРПМ, а после открытия монастыря и до настоящего времени - монастырская братия.
В августе 1993 года во время своего пребывания в Ивановской епархии Свято-Николо-Шартомский монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Предстоятель Русской Православной Церкви благословил всех насельников и посетил два монастырских подворья — Воскресенский Собор в Шуе и палехский Крестовоздвиженский храм.

Святыни

Главными святынями монастыря считались явленный образ свт. Николая и Казанская икона Казанской Божией Матери, написанная в XVII в. затворником Шартомской обители прп. Иоакимом, гроб которого находится под фундаментом Казанской церкви. С 1897 г. было установлено совершать крестные ходы, обнося эти святыни по домам жителей г. Иванова и ближних деревень.




Список Шуйско-Смоленской иконы, хранящаяся в Свято-Николо-Шартомском монастыре

Подворья

Храм Покрова Божией Матери (г. Шуя, пл. Союзная, 1)
Храм прп. Алексия человека Божия (г. Шуя, ул. Маяковского, 1 в)
Храм Успения Божией Матери (г. Шуя, Осиновая гора)
Храм Вознесения Господня (г. Шуя, ул. Завокзальная, д. 1)
Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы (Шуйский р-н, с. Введенье), не действующий.
Храм Владимирской иконы Божией Матери (Шуйский р-н, с. Введенье)
Храм Вознесения Господня с приделом мученицы Параскевы Пятницы (Шуйский р-н, с. Введенье), не действующий
Храм апостола и евангелиста Иоанн Богослова (Шуйский р-н, с. Введенье), не действующий
Храм великомученицы Варвары (Приволжский р-н, г. Плес, ул. Варваринская, 19А)
Храм святого великомученика Георгия (Шуйский р-н, с. Зеленый Бор)
Храм пророка Божия Илии (г. Гаврилов Посад, ул. Пионерская, д. 14)
Храм в честь Ватопедской иконы Божией Матери «Отрада» или «Утешение» (Шуйский р-н, близ деревни Большие Дворишки)
Троицкий храм (с. Чернцы, Лежневского р-на)
Храм Преображения Господня (Тейковский р-н, с. Обезово), не действующий
Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы (Тейковский р-н, с. Обезово), не действующий
Успенский храм (Шуйский р-н, д. Клещевка, школа-интернат при Николо-Шартомском монастыре)

Введенский женский монастырь

Село Введенское, на речке Молохте, от уездного города (Шуйский уезд) находится в 12 верст., а от губернского города (Владимир) в 120 верстах.

В старинные времена при сем селе существовал женский монастырь, именовавшийся по имени храма Введенским; время основания его неизвестно. До 1733 г. монастырь был приписан к Николаевскому Шартомскому монастырю, близ которого находился.
Упразднен при Екатерине II при учреждении штатов в 1764 г., церковь обращена в приходскую.
В селе две каменные церкви: холодная и теплая; колокольня при них каменная же.


Церковь Введения Пресвятой Богородицы во Храм

Слева Владимирская, справа Введенская церкви

Холодная церковь построена в 1807 году усердием прихожан.
Престолов в ней два: главный — в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и придельный — в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.
Теплая церковь построена в 1845 г. также усердием прихожан.
Престолов в сей церкви три: главный — в честь Владимирской иконы Божией Матери и придельные — в честь Успения Божией Матери и в честь Архистратига Михаила и прочих Сил Бесплотных.
Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1803 г. и исповедных росписей с 1829 г. Опись церковного имущества составлена в 1894 г. и хранится в церкви.
Земли при сей церкви: усадебной 1368 кв. саж., сенокосной и пахотной 33 десятины.
Причта при церкви положено: священник, диакон и псаломщик. На содержание причт получает: процентов с церковного капитала 19 руб. 25 коп., от земли 20 руб., от сбора хлебом 30 руб. и за требоисправления 855 руб., а всего в год до 925 руб. Дома причт имеет собственные, построенные на церковной земле.
Приход: село и деревни; Федосово, Жары, Десятская, Павлово, Теплинцево, Захарьино, Желтоносово, Лобаниха, Белягино, Матрохино, Данильцово, Софронцово, Панкратцево, Антоново, Погорелки, Новое, Волгасиха, Жирохово, Родионцево, Кухтино и Колесницы. Расстоянием от церкви деревни находятся не далее 8 верст; препятствий к сообщению с ними не имеется. Дворов в приходе 268, душ мужского поля 1074 и женского пола 1201 душа; в том числе раскольников: мужского пола 7 душ и женского пола 11 душ.

/Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: Вып. 5 и послед.: Шуйский и Ковровский уезды. Вязниковский и Гороховецкий уезды. - 1898. - 505, VII c./
Село Горицы
Монастыри Владимирской губернии.
Город Шуя

Copyright © 2017 Любовь безусловная


Категория: Шуя | Добавил: Николай (17.03.2017)
Просмотров: 3943 | Теги: шуя | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru