Главная
Регистрация
Вход
Среда
18.12.2024
13:54
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Суздаль

Граффити церкви свв. Бориса и Глеба XII в. в селе Кидекше

Граффити церкви свв. Бориса и Глеба XII в. в селе Кидекше

С.Н. Вахтанов

В церкви свв. Бориса и Глеба в с. Кидекше на стенах, как внутри, так и снаружи храма, имеется значительное количество рисунков - граффити, выполненных на белом камне и фреске в технике выцарапывания, а в некоторых случаях - резьбы. Кроме рисунков среди граффити присутствуют также и надписи, правда, немногочисленные. В одном случае надпись носит самостоятельный характер, другие относятся к изображениям крестов.
По содержанию все граффити можно отнести к двум группам. Первая представлена изображениями, имеющими строительно-технологическое назначение. Вторая - рисунки и надписи религиозно-символического характера.



Илл. 1.
Граффити на хорах:
а) на западном прясле южной стены;
б) на южном прясле и южной пилястре;
в) на центральном прясле и северной пилястре западной стены;
г) на северной стороне;
д) на западной стороне;
е) на южной стороне северо-западного столба

К первой группе относятся многочисленные строительные метки в виде стрелок (всего - 56), а также крестообразных знаков (всего - 8). Поскольку их появление было связано с процессом строительства здания церкви, то и датировать их правомерно 1152 годом. Они располагаются на белокаменных блоках стенной кладки и в интерьере, и на фасадах памятника. 9 стрел видны на северном фасаде, 3 - на западном и 10 - на апсидах. Внутри храма в верхнем ярусе западной стены (на хорах) и ее северном прясле в объеме лестничного пролета эти метки были обнаружены еще в 1947 г. Н.П. Сычевым при расчистке фрагментов фресок (илл. 1б, В). Имеются они также и на трех, доступных с хор сторонах северо-западного столба (на северной - 3 стрелы, на западной - 5, на южной - 1). В 2005 г. в результате снятия реставраторами со стен и столбов под хорами цементной штукатурки XIX в. открылся ряд неизвестных ранее меток (илл. 2). На западной грани юго-западного столба, арке, соединяющей северо-западный столб с западной стеной церкви, на самой западной стене на камнях кладки были обнаружены изображения еще 9 стрел, а также знак, о котором не упоминают предшествующие исследователи. Он представляет собой крестообразное пересечение слабо процарапанных линий-диагоналей и занимает всю лицевую поверхность блока. Этот знак дважды изображен под хорами. Тщательный осмотр стен, свободных от штукатурки, позволил выявить еще 6 таких знаков на западной стене на хорах (илл. 1б).


Илл. 2
Граффити под хорами:
а) на центральном прясле и северной пилястре западной стены;
б) на арке между западной стеной и северо-западным столбом (развертка вогнутой поверхности арки);
в) на западной грани юго-западного столба.

О конкретном смысле этих меток сегодня возможно лишь строить предположения. Видимо, мастера помечали партии блоков в соответствии с качественными характеристиками известняка (т.е. прочность, однородность материала, плотность, вес и др. параметры) для помещения их в различных участках кладки стен, столбов, арок и сводов.
Таким образом, данные метки имели цель - с одной стороны, решить определенные задачи пространственной ориентации частей самого здания, а с другой стороны, улучшить качество и прочность кладки за счет тщательной стандартизации используемого строительного материала. Такое предположение вполне правдоподобно, особенно, если учесть замечание Н.Н. Воронина о высочайшем качестве кладок Владимире-Суздальских памятников периода строительства Юрия Долгорукого.
Ко второй группе граффити относятся изображения многочисленных крестов (всего - 94), два из которых имеют традиционную надпись: «Иисус Христос Ника», а два других имеют остатки надписей, связывать которые с этими изображениями крестов возможно лишь предположительно. Один из этих крестов с фрагментом нечитаемой надписи был опубликован Н.Н. Ворониным в 1961 г. Он находится на второй с запада лопатке северного фасада. Это крупный шестиконечный крест, прочерченный контурно, с треугольными расширениями на концах лопастей, стоящий на двухступенчатой Голгофе. Слева от него едва видны следы какой-то надписи.
Н.Н. Воронин, публикуя еще 24 креста на апсидах и упомянутой выше лопатке, высказывает предположение о принадлежности их к раннему периоду жизни памятника, т.к. «большинство крестов напоминает крест антиминса 1148 г.» и считает их принадлежащими руке неграмотных верующих и мастерам-каменотесам, либо кладчикам камня.


Илл. 3
Граффити на северном фасаде:
а) на фреске в левой части косяка портала;
б) на белокаменных блоках стенной кладки слева от портала

Четырехконечный «греческий» крест с расположенной рядом надписью и рисунками, напоминающими городковый орнамент, находятся на небольшом фрагменте фресковой росписи (илл. 3а). Этот фрагмент сохранился на втором (от центра портала) прямоугольном выступе в левой части косяка северного портала. Изображение очень мелкое. Оно нацарапано тонким острым инструментом. В верхнем секторе фрагмента фрески - четырехконечный крест, под крестом - две полоски орнамента с направленными вниз зубцами. С правого края эти полоски ограничены фигурами овальной формы. Ниже креста, немного правее орнаментов, видна двухстрочная надпись. Левая половина верхней строки зачеркнута несколькими вертикальными линиями, позволяющими, однако, прочитать все буквы:

«Пичу пса», т.е. Пичу (имя человека) писал. Скорее всего, надпись, крест и орнаменты написаны одной рукой, т.к. они имеют одинаковый нажим и очень мелкий размер как букв, так и рисунков. Для датировки данной надписи палеографического материала недостаточно. Широкие прямоугольные «П», «Н», правильной формы подковообразное симметричное «Ч», архаичное «А» свидетельствуют в пользу ранней даты. Эту надпись, как и две следующие, А.А. Медынцева относит к домонгольскому периоду.


Илл. 4
Кресты с надписями на наружных стенах:
а) северной апсиды;
б) центральной апсиды

Надпись «Иисус Христос Ника», расположенная по сторонам Голгофского креста, на наружной стене северной апсиды, сохранилась почти полностью. Не просматривается только конечная «А» (илл. 4а). Крест восьмиконечный.
Следующий крест с надписью расположен на наружной стене центральной апсиды. Сам крест едва различим под слоем известковой побелки. От двухстрочной надписи «Иисус Христос Ника» читается только левый фрагмент (илл. 46). Буквы «N», «Н» не составляют лигатуру, как в предыдущем случае, а написаны раздельно. Расположение косой перекладины буквы «N» характерно для XI - XII вв.



Илл. 5
Граффити на восточном фасаде:
а) на южной апсиде;
б) на центральной апсиде;
в) на северной апсиде

Среди граффити церкви свв. Бориса и Глеба изображения крестов являются самым распространенным сюжетом. 63 креста находятся на апсидах храма (илл. 5), 7 - на южном фасаде, 4 - на западном и 12 - на северном фасаде (из них 2 сохранились фрагментарно) (илл. 3б). В интерьере крестов значительно меньше - в центральной апсиде - 6, под хорами на юго-западном столбе - 1 и на южной стене на хорах - 1. Это объясняется тем, что внутри церковь была расписана, и белокаменная кладка практически все время была скрыта фресками. Граффити же, которые могли находиться на этих фресках, исчезли одновременно с ними. Сегодня все граффити, имеющиеся внутри храма, сохранились исключительно на поверхности белого камня. Точно датировать их по иконографическим особенностям сложно, т.к. многочисленные разновидности крестов бытовали в течение длительных периодов времени. Косвенных же датирующих элементов (например, надписей) крайне мало.


Илл. 6
Кресты-граффити внутри храма:
а) на юго-западном столбе;
б) на центральной апсиде

Рассматривая кресты в интерьере, прежде всего, наше внимание привлекает изображение четырехконечного креста, в основании которого находится Голова Адама, причем, не в виде черепа, а в виде лица (илл. 6а). Рисунок вырезан в камне на, северной грани юго-западного столба на высоте 68 см от современного пола. Размер его по вертикали - 15,5 см.


Крест с головой Адама. Древнее граффити

Из находящихся на внутренней стене центральной апсиды крестов 5 вырезаны аккуратно и достаточно глубоко. Они имеют на концах треугольные расширения. Кресты четырехконечные (илл. 6б). Шестой крест также четырехконечный, но не вырезан в камне, как предыдущие, а процарапан. Кроме того, крест как бы вписан в овал, соединяющий его четыре конца.
Крест на южной стене на хорах небольшой, четырехконечный. Его рисунок очень не четок (илл. 1а).

Сравнительный анализ имеющихся крестов позволяет выделить их основные типы. Это 1) кресты примитивного рисунка, не имеющие расширений на концах лопастей, как правило, процарапаны неглубоко; 2) кресты с треугольными расширениями на концах лопастей, встречаются и процарапанные, и вырезанные; 3) кресты Голгофские; 4) крест с Головой Адама; 5) крест с отрогами и 6) кресты с надписями. Из всех крестов, имеющих косую перекладину, наклон ее соблюден (за исключением двух случаев) в направлении слева направо, вниз, в отличии, например, от множества крестов-граффити на стенах Георгиевского собора в г. Юрьеве-Польском, у которых нижняя перекладина креста наклонена в противоположную сторону.
Граффити церкви свв. Бориса и Глеба демонстрируют распространенное в Древней Руси явление, требующее дальнейшего изучения в качестве ценного исторического источника.


Фрагменты фресок с граффити. Рождественский собор Суздаля. XIII в.

Камень с княжеским знаком от Рождественского собора в Суздале. 1222-1225 гг.

Используемая литература:
Материалы исследований. Выпуск 13. Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник 2007.
Церковь свв. Бориса и Глеба в селе Кидекше.
Граффити XII – нач. XV в. церкви Покрова на Нерли
Граффити Золотых ворот в г. Владимире
Граффити Успенского собора города Владимира

Copyright © 2018 Любовь безусловная


Категория: Суздаль | Добавил: Николай (21.03.2018)
Просмотров: 2240 | Теги: суздальский район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru