Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
17.11.2024
12:18
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1621]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [199]
Вязники [352]
Камешково [255]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [184]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2405]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [176]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Учебные заведения

Курсы для законоучителей, учителей и учительниц церковных школ Владимирской епархии (30 июня — 30 июля 1911 года)

Курсы для законоучителей, учителей и учительниц церковных школ Владимирской епархии (30 июня — 30 июля 1911 года)

Курсы для учащих в церковных школах, в первый раз организованные в 1896 году на Нижегородской выставке, к настоящему времени стали обычным явлением в церковно-школьной жизни и устраиваются по разным местам ежегодно. Во Владимирской епархии курсы для учителей и учительниц церковных школ в первый раз были устроены в 1898 г. и затем устраивались последовательно в 1899, 1900, 1902, 1906, 1908 гг. и, наконец, в 1911 году.
Курсы в отношении управления ими, постановки учебного дела и ведение хозяйства организуются применительно к Правилам, изданным Училищным при Св. Синоде Советом в 1902 году, и на средства, отпускаемые тем же Советом.
Заведывание курсами согласно вышеупомянутым правилам и по установившейся практике возлагается обычно на Епархиального Наблюдателя. Заведующий курсами или Инспектор организует учебное и хозяйственное дело на курсах, наблюдает и руководит курсами во всех отношениях и составляет отчет как по учебной, так и по хозяйственной части. В помощь ему главным образом для заведывания хозяйством и общежитиями назначаются помощник и надзирательница (при женском общежитии). Так были организованы курсы для учащих в церковных школах Владимирской епархии и в настоящем году: Инспектором курсов был Епархиальный Наблюдатель В.Г. Добронравов, помощником Инспектора — эконом семинарии священник И. Успенский, надзирательницей — учительница Владимир. женского Епархиального училища В.А. Трапицына.
На курсы были вызваны 31 учителей и 61 учительниц церковных школ из разных уездов Владимирской епархии применительно к количеству школ в каждом уезде. Вызваны были главным образом те из учащих, которые не получили законченного среднего образования и педагогической подготовки и вообще которые только начинают свою службу в народной школе и более или менее нуждаются в теоретических и практических руководственных указаниях относительно ведения школьного дела. Из вызванных на курсы не явились только один учитель и две учительницы по причинам уважительным. Кроме вызванных, Инспектором курсов допущены были к участию в занятиях на курсах 14 вольнослушателей и вольнослушательниц из учащих в школах ц.-приходских, земских и грамоты и кандидатов на учительские должности. Эти лица посещали курсы во все время занятий, а сверх их бывали почти ежедневно и временные посетители курсов на один или несколько дней.
Для вызванных на курсы устроено было общежитие: для учительниц в доме, принадлежащем Епарх. женскому училищу (б. Кошанской), на Студеной горе, для учителей — в здании духовной семинарии, но стол учителя и учительницы имели общий в семинарском общежитии. Учебные занятия происходили в здании дух. семинарии. Ежедневное путешествие учительниц на занятия в семинарию утром и вечером со Студеной горы было не легко для них, но устроить общежитие для них где-нибудь поближе не было возможности.
Открытие курсов состоялось 30 июня. Преосвящен. Александром, Председателем Епарх. Училищного Совета, совершено было молебствие в семинарском храме. После молебствия в зале семинарии Владыка благословил прибывших на курсы и т. с. официально открыл их. После него Инспектор курсов Епархиальный Наблюдатель выяснил собравшимся подробно программу и характер предстоявших на курсах занятий. Вечером того же дня начались и учебные занятия по расписанию.
Занятия на курсах были утренние и вечерние: 5 уроков (по 50 минут каждый) утром и 2 вечером, кроме дней предпраздничных, когда были только утренние занятия.
Программа занятий на курсах была составлена применительно к требованиям Правил для курсов, последующим распоряжениям и указаниям центрального церковно-школьного управления, а также и соответственно запросам современного положения церковных школ.
По Правилам главным предметом занятий на курсах должна быть методика начального обучения. Теоретическим и практическим разъяснениям приемов преподавания предметов курса церковно-приходской школы и отведена была большая часть учебного времени на курсах. Беседы по методике Закона Божия и ц.-славянского чтения вел Епархиальный Наблюдатель В. Добронравов, — по методике русского языка и арифметики — преподаватель Влад. дух. семинарии А.И. Преображенский.
Собственно занятия методикой Закона Божия могли бы быть и не обязательными на курсах, ибо из вызванных на курсы только трое состояли преподавателями Закона Божия в своих школах, но они внесены были в программу учительских курсов по следующим соображениям. Во первых, определением Св. Синода от 15 июля 1910 г. за № 5904 вменено в обязанность Епархиальн. Училищным Советам, при устройстве краткосрочных педагогических курсов для учащих церковных школ, „посвящать на этих курсах часть времени на пополнение познаний слушателей по Закону Божию и на теоретическую и практическую подготовку их к преподаванию этого предмета". Во вторых, очень многим учителям и учительницам, которые и не состоят официально преподавателями Закона Божия в своих школах, нередко приходится заменять отсутствующего почему-либо законоучителя. Наконец, необходимо было остановить внимание учителей и учительниц на принципиальном вопросе о необходимости и важности научения Закону Божию в начальной школе в виду распространяющейся в некоторой части нашей интеллигенции мысли, что начальное обучение должно быть безрелигиозным. Применительно к этим соображениям и велись на курсах беседы относительно научения Закону Божию в нашей народной и в частности в церковной школе.
Прежде всего было выяснено, почему научение Закону Божию или наставление Православной вере христианской должно составлять необходимый элемент или точнее должно быть краеугольным камнем в начальном обучении и воспитании и какие гибельные последствия имеет удаление из школы Закона Божия. После этого преподаватель перешел к выяснению основного характера научения Закону Божию, к выяснению мысли о том, что в этом научении главное внимание должно быть направлено на воспитание учащихся в духе Закона Божия, в духе Христовой веры. С этой точки зрения, т. е. в отношении воспитательного влияния уроков Закона Божия, были затем выяснены основные приемы изучения с учениками начальной школы молитв, Свящ. истории Ветх. и Нов. Завета, краткого Катихизиса и объяснения богослужения, при чем более подробно выяснен был характер занятий по Закону Божию с учениками младшей группы, в особенности первые уроки Закона Божия. На эти занятия методикою Закона Божия было отведено 11 уроков. Понятно, что при таком количестве учебных часов разъяснения преподавателя по вышеизложенным пунктам не могли быть особенно подробны.
Но эти методические разъяснения не достигали бы своей цели, если бы не было показано практическое их применение при обучении в школе. При курсах была организована одноклассная церковно-приходская школа из трех отделений. Школу эту составили ученики образцовой при духовной семинарии школы и 5 учениц старшей группы из женской школы при Владимирском Успенском монастыре. По Закону Божию в школе, под руководством преподавателя методики Закона Божия на курсах, прежде всего даны были 2 урока законоучителем образцовой при семинарии школы свящ. Вл. Беляевским: предметом занятий на младшей группе была предварительная беседа с учениками, на средней группе — свящ. история — сотворение мира и на старшей — объяснение символа веры. Последующие уроки были уже даны учителями и учительницами из вызванных на курсы. Все данные уроки тщательно разбирались с их методической стороны; разбор велся преподавателем методики при участии самих слушателей. Во время разбора выяснялись методические приемы, употребленные на уроке, их целесообразность и степень успешности применения, успешность выполнения избранной задачи урока и пр. Вообще разбор имел целью тщательно выяснить, как проведен был данный урок и как следовало бы его провести, если он проведен был не вполне удачно. Эти практические уроки, иллюстрируя методические разъяснения о научении Закону Божию, помогали лучшему усвоению основных приемов преподавания этого предмета в школах. Всех таких уроков дано было во время курсов - 6.
Беседы по методике ц.-славянского чтения на курсах были необходимы в силу того важного значения, какое придается ц.-славянскому чтению в курсе церковно-приходской школы. Вследствие этого и со стороны центрального церковно-школьного управления не раз рекомендовано было обратить особенное внимание на ознакомление учащих с надлежащей постановкой уроков ц.-славянского чтения. И сама жизнь церковных школ требует того же. В церковных школах — особенно у учащих, начинающих свою педагогическую деятельность, нередко приходится наблюдать не вполне успешное ведение уроков ц.-славянского чтения особенно в области толкового чтения псалмов. Объясняется это отчасти не достаточно ясным представлением об основном характере таких уроков у самих учащих, а затем недостаточным знакомством их самих с псалтирью. Большая часть и учителей и учительниц — во время своего образования — не были ознакомлены с истолкованием псалмов и следовательно не могут воспользоваться своими прежними знаниями для уроков в школе.
Применительно ко всем этим соображениям составлена была программа бесед по методике церковно-славянского чтения на курсах. Прежде всего, преподаватель старался выяснить слушателям вопрос, почему необходимо обучать церк.-славянскому чтению в русской народной и в особенности в церковной школе, какие цели должно преследовать это обучение и что должно быть прочитано с учениками в школе и почему. Остановить внимание слушателей на всех этих вопросах необходимо было потому, что нередко приходится слышать возражения против ц.-славянской грамоты в тех размерах, какие отведены ей в курсе ц.-приходской школы, возражения против чтения с учениками часослова и псалтири, упреки в том, что церковная школа будто бы изгнала классное чтение Евангелия. Все эти возражения могут смущать неопытных учителей, и им потому необходимо было дать надлежащее освещение делу. После этого преподавателем был выяснен характер толкового чтения библейского — ветхозаветного и новозаветного текста (применительно к содержанию помещенного в принятой в церковных школах книге Н.И. Ильминского «Обучение ц.-славянской грамоте») и толкового чтения Часослова и Псалтири. Но так как это дело чисто практическое, то преподаватель свои разъяснения связывал больше с уроками в школе, предваряя эти уроки указаниями, как должен быть прочитан и объяснен известный текст, и тщательно разбирая данные уроки особенно в отношении истолкования прочитанного текста. Так было показано и разъяснено чтение из книги Ильминского Евангельских рассказов о рождении И. Предтечи, о Благовещении Пр. Богородицы, благословение детей и из Псалтири — псалмов 1, 3, 50. Что касается ознакомления самих учащих с истолкованием псалмов, то преподаватель по краткости учебного времени на курсах должен был ограничиться указанием пособий, какие могли бы быть полезны в этом отношении для учащих церковных школ. — К сожалению, далеко не все церковные школы нашей епархии снабжены этими пособиями. — Всего на беседы по методике ц.-славянского чтения и уроки в школе по этому предмету на курсах отведено было 12 часов.
Намечая программу занятий на курсах по методике русского языка и арифметики, инспектор курсов и преподаватель не задавались целями ознакомить слушателей главным образом с новыми течениями в методике этих предметов. Имея в виду состав слушателей на курсах, большею частью или недостаточно подготовленных к педагогической деятельности или недостаточно опытных, руководители курсов заботились о тщательном выяснении — теоретическом и практическом — установившихся уже и общепринятых приемов обучения, не оставляя впрочем без внимания и новых приемов, особенно если эти приемы оказывались удобоприменимыми и при наличных средствах церковных школ.
На беседах по методике русского языка на курсах были рассмотрены и выяснены нижеследующие пункты. Место русского языка, как учебного предмета, в ряду других предметов курса начальной школы и задачи обучения русскому языку. Основные дидактические начала в их применении к обучению русскому языку. Звуковое начало в обучении грамоте и характерные пункты в последовательном развитии звукового метода обучения чтению и ход обучения чтению по звуковому аналитико-синтетическому способу. Новые способы обучения чтению: метод, основанный на данных физиологии органа речи, и американский способ, называемый методом „целых образов".
Особенная важность и ценность уроков объяснительного чтения. Методические приемы ведения уроков объяснительного чтения. Разнообразие этих приемов в зависимости от характера читаемых статей. Объяснительное чтение статей с реальным содержанием, бытовых, прозаических и художественных произведений. Характер и распорядок статей в книге для классного чтения „Сеятель" К. Лукашевич — год 3 и 4 с методической точки зрения; руководственные указания по вопросу о пользовании этою книгою на уроках объяснительного чтения. Выразительное чтение. Факторы, участвующие в выработке у детей навыка орфографически правильного письма: зрение, слух, орган речи и навык руки. Сравнительное значение их по экспериментальным исследованиям немецкого педагога Лая. Цель грамматического изучения языка в начальной школе и объем его. Образовательное и практическое значение изучения грамматики. Метод начального обучения грамматике. Приемы вывода грамматических определений и правил. Виды и характер упражнений с целью развития у детей умения прилагать усвоенные ими грамматические знания к делу. Порядок грамматического обучения: три последовательные ступени в расположении учебного материала. Распределение начального курса грамматики и орфографии по годам школьного обучения.
Развитие устной речи у учащихся. Пересказ прочитанного, как средство для развития устной речи. Виды пересказа. Рассказ по картинкам. Руководство к систематическому ведению рассказов по картинкам Борисова и Лаврова. „Новый путь обучения устному и письменному выражению мыслей". Рассказы на темы из окружающей детей и их личной жизни. Обучение детей письменному выражению мыслей. Порядок и виды упражнений в письменном изложении для всего курса начальной школы. Обучение систематическим работам путем картинок по руководству Борисова и Лаврова. Самостоятельные систематические упражнения: характер тем для таких работ и методические приемы ведения их.
Писание „писем" и ознакомление с почтовыми правилами (Циркулярн. распоряжение Училищного при Св. Синоде Совета от 8 — 15 ноября 1910 г. № 662).
Эти методические разъяснения иллюстрировались практически на уроках в школе при курсах и частью даны были в связи с этими уроками.
В младшем отделении школы на уроках показано было: деление речи на слова, слов на слоги, слогов на звуки и обратный прием соединения этих элементов, выделение звуков и, у и м, ознакомление с буквами этих звуков, печатание и чтение слов с изученными буквами при помощи разрезной азбуки и букваря.
В среднем отделении показаны были образцы объяснительного чтения статей разного содержания и объяснения орфографических правил относительно твердого и мягкого знака и буквы „и".
С учениками старшей группы прочитано было несколько статей из книги „Сеятель" год 3-й и сделано письменное изложение прочитанных учениками самостоятельно и с учителем статей.
Все эти уроки тщательно разбирались как с общедидактической, так и с методической стороны преподавателем при участии самих слушателей.
На беседах по методике арифметики разъяснено было слушателям следующее:
Цель, объем и характер преподавания арифметики в начальной школе. Основные начала преподавания счисления в начальной школе по методу счета и действий. Наглядные арифметические пособия. Концентрическое расположение учебного материала. Распределение начального курса арифметики по годам обучения. Методические приемы ознакомления с нумерацией. Приемы составления таблиц арифметических действий. Переход от устных счислений к письменному производству действий над числами. Устные вычисления, их пределы и нормальные приемы. Сокращенные приемы устных вычислений. Упражнение учащихся в быстром счете по системе Мартеля. Методические приемы ознакомления детей с составным именованным числом, квадратными и кубическими мерами и способами измерения площадей и объемов простейших тел. Характер и объем начального курса дробей. Расположение учебного материала, относящегося к этому отделу, в общем начальном курсе арифметики и приемы изучения дробей в начальной школе. Образовательное и практическое значение арифметических задач, приемы решения простых и сложных задач; аналитический и синтетический способы выработки плана для решения задач; задачи чисто арифметические и алгебраические, типические задачи.
Все эти методические разъяснения были также иллюстрированы практически на уроках в школе, данных учителями и учительницами.
Всего в течение курсов на беседы по методике русского языка и арифметики и на практические занятия в школе этими предметами отведено было 42 часа.
После бесед по методике начального обучения наибольшее количество учебных часов на курсах было посвящено занятием церковным пением.
Обучение церковному пению входит в курс церковной школы, как обязательный предмет, в виду его весьма важного воспитательного значения. Но к сожалению, не во всех церковных школах обучение этому предмету стоит на надлежащей высоте, потому что не все учащие могут умело и успешно вести это дело. Занятие церковным пением на курсах и имеет целью насколько возможно исправить этот дефект.
Пред началом занятий все прибывшие на курсы учителя и учительницы были подвергнуты испытанию в знании церковного пения и соответственно своим познаниям разделены на две группы — старшую и младшую. Старшую группу составили учителя и учительницы, знающие осмогласные и не осмогласные церковные напевы и знакомые с нотой; младшую — недостаточно твердо знающие церковное пение или совсем мало знакомые с ним. На старшей группе занимались главным образом пением гармоническим, на младшей — одноголосным. В основу занятий положена была программа, приложенная к Правилам о курсах 1902 г. На младшей группе занятия вел Н.М. Соловьев, учитель Влад. дух. училища и преподаватель церк. пения в дух. Семинарии, на старшей П.А. Ставровский, окончивший курс Московской Консерватории.


Соловьев Николай Матвеевич. 1913 г.

На младшей группе преподано было следующее:
А. Практика церковного пения.
1) Осмогласные напевы «Господи воззвах», «Бог — Господь», запевов, прокимнов и ирмосов с указанием мелодических строк и порядка их следования.
2) Техническое устройство осмогласных мелодий, употребительных в Владимирской епархии.
3) Неосмогласные церковные песнопения Всенощного бдения и литургии.
4) Пение по обиходу в любом месте.
5) Пьесы патриотического содержания и школьные песни.
Б) Элементарная теория музыки применительно к преподаванию церковного пения.
Музыкальные звуки и их свойства. Изображение продолжительности и высоты звуков. Начертание нот. Точка за нотой. Сила музыкальных звуков. Тембр. Пятилинейный нотный стан. Ключи. Ключ соль. Различные виды нотописания: круглое, квадратное, цифирное и буквенное. Октавы. Тоны и полутоны. Знаки изменения. Понятие о ритме и размере. Размеры простые и сложные. Паузы. Легаты, фермата и бревис. Реприз. О гаммах. Построение гамм мажорных, минорных (гармонической и мелодической), церковной и хроматической.
На старшей группе изучены были в четырехголосном сложении (гармонизации А.Е. Ставровского) песнопения Всенощного бдения и Литургии, при чем особенное внимание было употреблено на изучение осмогласия.
Из теории музыки, после повторения элементарной теории, преподано было следующее:
Гаммы мажорные и минорные и их построение. Ступени гамм. Интерваллы и их обращение. Трезвучия мажорные и минорные. Трезвучия на главных ступенях гамм. Обращение трезвучий. Широкое и тесное расположение голосов. Движения голосов — прямые, противоположные и косвенные. Соединение ступеней первой с пятой и четвертой, четвертой с пятой. Каденции — ивтектическая, плагальная и прерванная. Септаккорд. Доминант септаккорд и его обращения, Гармонизация церковных мелодий. Транспонирование музыкальных произведений в разные тоны. Партитура. Приемы при управлении хором (задавание тона, необходимая дисциплина). Состав хора: хоры смешанный, однородный — одноголосный, двух — трех и четырехголосный.
Кроме занятий по группам на курсах было дано еще 7 уроков общего хорового пения, на которых разучено было несколько духовных музыкальных произведений старого и нового направления. Всего на занятия пением на курсах было отведено по 24 урока на каждой группе, не считая 7 уроков хорового пения и спевок, бывших во внеклассное время.
В целях подготовления к обучению пению в школе на курсах даны учителям и учительницам и необходимые методические разъяснения по следующей программе.
Методические указания относительно первого года обучения: а) предварительные голосовые упражнения для развития голоса, слуха и музыкальной памяти, б) пение по слуху общеупотребительных молитв и церковных песнопений. Методические указания относительно 2-го и 3-го года обучения: а) изучение нот, б) двухголосного пения и в) гласового пения. Светское пение в школе. Обзор пособий и руководств при обучении пению.
Все методические разъяснения были показаны и в практическом их применении на уроках в школе при курсах.
Перед закрытием курсов 29 июля учившимся на обеих группах было произведено испытание в приобретенных за время курсов знаниях и умениях по церковному пению и соответственно результатам испытания учителям и учительницам были выданы особые удостоверения: одним — в том, что они могут обучать гармоническому пению и организовать хор, другим, — что они могут обучать одноголосному пению в школе. Конечно, за сравнительно короткое время курсов не возможно было приобрести особенно обширных и твердых знаний по церковному пению, но можно надеяться, что приобретенные на курсах сведения дадут возможность учителям и учительницам вести это дело несколько лучше, чем они вели его до курсов.
В связи с занятиями церковным пением на курсах было организовано обучение игре на скрипке. Желающих заняться этим делом оказалось очень много, но к сожалению, желание всех не могло быть удовлетворено за неимением нужного количества инструментов. У курсов нет собственных скрипок и они пользуются уже не первый раз, с любезного разрешения о. ректора семинарии, скрипками из бывшего семинарского оркестра, а там оказалось годных к употреблению только 10 скрипок. Посему скрипичной игре могли обучаться только 20 учителей и учительниц при разделении их на 2 группы. Каждая группа имела по 2 урока в неделю от 8 до 9 часов вечера; всего за время курсов на каждую группу пришлось по 7 уроков.
Занятия состояли в ознакомлении с основными приемами игры на скрипке с тем, чтобы дать возможность обучавшимся пользоваться этим инструментом при обучении пению в школе.
Кроме занятий церковным пением и методикой начального обучения на курсах были предложены беседы и по другим предметам, ознакомление с которыми было весьма полезно для учителей и учительниц в их учебно-воспитательной деятельности.
В первый раз в настоящем году в программу занятий на курсах введены были беседы об истинах православной веры, отвергаемых протестантством и русскими сектантами рационалистического направления, т. с. миссионерские беседы. Св. Синод в своем определении от 27 ноября 1909 г. о мерах противодействия сектантскому натиску на православную церковь и православное население, говоря об энергичной пропаганде „Русского Евангелического союза", одним из средств в борьбе с этой пропагандой признает церковную школу, воспитывающую подрастающее поколение в духе истинной веры и преданности православной церкви и вменяет в обязанность законоучителям тщательно истолковывать на уроках Закона Божия те пункты православного вероучения, которые оспариваются сектантами, и тем утверждать детей в православии. Но забота о научении и воспитании детей в духе православной веры в церковной школе лежит не только на законоучителях, но и на учителях и учительницах, которые должны быть сами тверды в познании основных истин православной веры, должны уметь критически разобраться в рационалистических возражениях против православного вероучения, суметь защитить свое исповедание веры. Посему и признано было необходимым предложить собравшимся на курсы учителям и учительницам беседы, раскрывающие православное учение о священном писании и священном предании, о необходимости священного предания и необходимости руководства церкви в толковании и разумении священ. писания, о необходимости церкви для спасения, о священноначалии в церкви с опровержением протестантского учения о всеобщем священстве, о необходимости добрых дел для спасения и необходимости ходатайства святых.
Беседы по этой программе проведены были на курсах о. ректором Владим. семинарии протоиереем П.П. Борисовским.
Затем, по примеру прежних курсов 1906 и 1908 годов, и в настоящем году предложены были слушателям беседы по гигиене и педагогической психологии.
Для громадного большинства учителей и учительниц не только из вызванных на курсы, но и вообще служащих в церковных школах педагогическая психология остается малоизвестною наукой, так как изучение ее не входило в курс их общего образования. Между тем, как известно, все педагогические и дидактические приемы опираются на данные психологии, да и в непосредственной своей практике учителям и учительницам необходимо знание и понимание особенно детской души. Поэтому и признано было полезным внести в программу занятий на курсах беседы по педагогической психологии. Не задаваясь широкими целями ознакомить слушателей с новыми течениями в области этой науки или с специальными исследованиями отдельных психологических вопросов, преподаватель в своих беседах старался выяснить в доступном изложении психическую жизнь человека и детскую в особенности и указать те педагогические и дидактические приемы, какие имеют своим основанием психологические данные. Но по недостатку учебного времени (на беседы по психологии было отведено только 12 уроков) преподаватель должен был ограничиться ознакомлением только с явлениями познавательной способности человека (ощущениями, представлениями, памятью, воображением и мышлением) и привычками, как весьма важным фактором в учебно-воспитательном деле. Для желающих более подробно и обстоятельно ознакомиться с педагогической психологией указаны были необходимые руководства и пособия.
Беседы по гигиене проведены были врачом Н.П. Архангельским применительно к программе этого предмета в церковно-учительских школах. Преподано было следующее.
Понятие о гигиене и ее значение. Методы гигиены. Личная и общественная гигиена. Необходимость гигиенических сведений для всякого человека и особенно для учащих в народных школах. Понятие о здоровье. Воздух, его химический состав (кислород, азот, озон, углекислота), его физические свойства. Давление воздуха, движение, температура. Вредные примеси в воздухе. Очищение воздуха в жилых и в частности в школьных помещениях. Почва, строение ее. Загрязнение почвы. Влияние почвы и ее загрязнения на здоровье людей. Оздоровление почвы. Вода, значение ее для человека. Загрязнение воды и влияние этого на человека, на его здоровье. Способы очистки воды. Жилища, отопление, освещение их, водоснабжение. Заботы о чистоте почвы и удаление нечистот. Питание. Задачи питания и его значение. Состав пищи — белки, жиры, углеводы, соли и вода. Животная и растительная пища. Мясо, молоко, яйца, зерна хлебных растений. Вкусовые вещества. Уход за кожей, за зубами и ушами. Работа и ее значение для организма. Гимнастика. Различные виды гимнастических упражнений. Школьная гигиена. Школьные занятия и их влияние на здоровье. Причины вредного влияния школы. Школьные болезни. Расстройство зрения, приливы крови к голове. Искривление позвоночника. Нервные страдания. Заразные школьные болезни. Оздоровление школы. Забота о чистоте. Школьная мебель. Меры борьбы против школьных болезней заразного характера. Заразные болезни, их причины и меры борьбы с ними. Способы распространения заразных болезней. Восприимчивость организма к болезням. Наиболее частыя заразные заболевания: оспа, корь, скарлатина, дифтерит, коклюш, малярия, дезинтерия, холера, сифилис. Подача первой помощи в несчастных случаях.
На эти беседы по гигиене оказалось возможным отвести на курсах только 10 учебных часов, посему разъяснения преподавателя не могли быть особенно подробными.
Определением Св. Синода от 8 июня сего года на курсы для учащих в церковных школах Вологодской, Владимирской, Екатеринбургской, Пермской и Уфимской епархий был командирован председатель С.-Петербургского Александро-Невского общества трезвости протоиерей П.А. Миртов; о. протоиерею предложено было провести на этих курсах ряд чтений о борьбе с алкоголизмом. Во Владимире такие чтения были проведены о. П.А. Миртовым 25 и 26 июля. Программа его чтений была приблизительно следующая.
Широкое распространение алкоголизма в России, среди русского народа. Алкоголизм, как зло общественное и личное. Последствия алкоголизма в физическом, моральном, экономическом и др. отношениях. Необходимость энергичной борьбы с этим злом. Средства для борьбы и различие во взглядах на эти средства. Преимущество тех средств, которые покоятся на религиозно-нравственных основаниях. Организованная борьба с алкоголизмом в странах Западной Европы. Деятельное участие в этой борьбе народной школы и учащих в ней; детские школьные союзы трезвости. Опыты борьбы с алкоголизмом в России. Русские церковные общества трезвости. Необходимость привлечь к этой борьбе русскую народную и в частности церковную школу. Преимущество в этом отношении церковной школы, полагающей своей главной задачей религиозно-нравственное воспитание учащихся. Специальные заботы о внушении детям идеи трезвости: особые беседы на эту тему законоучителей и учителей школы, внесение в классную книгу для чтения особых статей о вреде алкоголизма, арифметические задачи, иллюстрирующие экономический вред пьянства, пополнение школьных библиотек особою т. с. трезвенною литературою, приспособленной к детскому уровню развития и понимания, наконец, особые чтения о трезвости с теневыми картинами. Вообще начальная школа располагает достаточными средствами для проповеди идеи трезвости среди подрастающего поколения; было бы только искреннее желание послужить этому делу у руководителей школы.
В заключение своих бесед о. протоиерей обратился с горячим призывом к слушателям посвятить свои силы на служение народу и в борьбе с страшным злом алкоголизма, посодействовать возрождению нашей великой родины и в этом отношении.
Воодушевленная и красивая речь о. протоиерея слушалась с живым интересом. Кроме курсистов и курсисток на его беседах присутствовали Высокопреосвящ. Николай, Архиепископ Владимирский, и Преосвящ. Александр Председатель Владимирск. Епархиал. Училищ. Совета, и посторонние лица из Владимирского духовенства. По окончании последней беседы Высокопреосвящ. Николай благодарил о. протоиерея за данные им руководящие указания в борьбе с великим злом русской народной жизни и благословил его иконою Владимирских чудотворцев. Живым словом благодарности напутствовали о. протоиерея и все вообще слушатели, воодушевленные его беседами.
На чрезвычайном собрании Училищного при Св. Синоде Совета в мае 1910 года высказано было между прочим пожелание о том, чтобы чрез церковную школу распространялись в народе и сельскохозяйственные знания, чтобы в женских школах было введено обучение и рукоделью. В соответствие с этими пожеланиями Инспектором курсов, с разрешения Его Высокопреосвященства, были приглашены заведующий губернской земской агрономической организацией во Владимире А. Пр. Черный и заведующий опытным садом и питомником уездного земства П.А. Аггеев провести беседы на курсах.
А.П. Черный в своей беседе ознакомил слушателей с организацией во Владимирском губернском земстве агрономической помощи населению губернии — почвенной лабораторией, опытной сельско-хозяйственной станцией, опытным полем вблизи г. Владимира и коллективными опытами в разных местах Владимирской губернии и выяснил, какой смысл и значение имеют все эти предприятия земства. После этой беседы под его же руководством учителями и учительницами были осмотрены почвенная лаборатория и опытная сельско-хозяйственная станция во Владимире. К сожалению, дождливая погода помешала осмотреть опытное поле. П.А. Аггеев в своей беседе ознакомил слушателей с устройством фруктового — собственно яблоневого сада и уходом за ним, посадкой, прививкой и воспитанием яблони. На другой день после беседы под его руководством был осмотрен земский опытный сад и питомник; посетителями были произведены под его наблюдением опыты различных прививок яблонь, получено было и несколько книг и брошюр по садоводству.
Вводя в программу курсов это ознакомление с сельско-хозяйственными знаниями, Инспектор курсов имел между прочим в виду, что если самим учителям и учительницам и не придется воспользоваться на практике этими знаниями, они могут разъяснить местному населению, куда оно могло бы обратиться за полезными для него указаниями в сельском хозяйстве и т. п.
Что касается учительниц, бывших на курсах, то Инспектор курсов предложил желающим из них поучиться кройке. На предложение откликнулись более половины учительниц и для них в послеобеденное время были организованы особые уроки кройки. Для занятий была приглашена заведующая этим делом в рукодельном классе при женской школе во Владимирском Успенском женском монастыре монахиня Серафима.
Наконец, Инспектор курсов, Епархиальный наблюдатель, нашел полезным ознакомить учителей и учительниц, бывших на курсах, с положением вопроса о церковных школах в наших высших законодательных учреждениях, с вопросом о введении всеобщего обучения в России, о положении церковных школ в школьных сетях, о назначении церковным школам дополнительного казенного кредита. Учители и учительницы оказались недостаточно ознакомлены со всем этим, нередко обращались к наблюдателю с недоумениями и запросами и потому с интересом выслушали его разъяснения. Вместе с сим наблюдатель счел нужным ознакомить слушателей и с наиболее важными распоряжениями центрального церковно-школьного управления по разным вопросам церковно-школьного дела последнего времени. Хотя учителя и учительницы церковных школ епархии формально через уездные отделения и были осведомлены со всеми этими распоряжениями, но действительность показывала наблюдателю, что напоминание о них и некоторое их разъяснение ни в каком случае не лишни.
Обобщая теперь все вышеизложенное о занятиях на курсах, мы можем видеть, что этими занятиями был наполнен почти весь учебный день: с 8 ½ до 1 ½ час. дня и с 5 ½ до 7 ½ час. вечера — учебные занятия по расписанию, после обеда от 2 до 4 час. — уроки кройки, после ужина от 8 до 9 час. — уроки скрипичной игры. Поэтому время курсов для учителей и учительниц было временем усиленного труда.
Кроме слушания бесед учителя и учительницы на курсах могли пополнять свои знания чтением книг из курсовой библиотеки. Начало курсовой библиотеке было положено во время первых курсов в 1898 году и с того времени всякий раз, когда устраиваются курсы для учащих церковных школ Владимирской епархии, она пополняется новыми книгами на 150 — 200 и более рублей, так что к настоящему времени она стоит более 1000 руб. В библиотеке имеются учебные руководства, учебные и наглядные пособия по всем предметам курса одноклассной церковно-приходской школы, обширный подбор книг по педагогике, общей дидактике и методике всех предметов школьного курса, сочинения всех наиболее замечательных русских писателей, наиболее важные труды по русской истории (напр. Ключевского, Платонова), по психологии, гигиене и пр. Вообще желающие в курсовой библиотеке могут найти весьма много полезного для пополнения своего общего и специально-педагогического образования.
В воскресные и праздничные дни учителя и учительницы присутствовали за богослужением в семинарской Богородицкой церкви, деятельно участвуя в церковном чтении и пении. В свободное время под руководством Инспектора курсов курсисты и курсистки осматривали Владимирские древние соборы, музей архивной комиссии; 24 июля совершили паломничество в Боголюбов монастырь. Торжественным праздником на курсах было двадцать восьмое июля. В этот день в семинарском храме совершается праздничное богослужение в честь Смоленской иконы Божией Матери. В настоящем же году литургию в этот день совершал сам Высокопреосвящ. Николай в сослужении с бывшими на курсах о.о. законоучителями, — пел за литургией хор учителей и учительниц. После литургии Владыка направился в зал семинарии, где собрались бывшие на курсах о.о. законоучители, учители и учительницы с своими руководителями и преподавателями, и благословил всех курсистов и курсисток небольшими иконами Владимирских чудотворцев.

Одновременно с курсами учительскими во Владимире в июле месяце были устроены курсы и для о.о. законоучителей и преподавателей Закона Божия в церковных школах епархии. Если учительские курсы, как мы сказали выше, стали обычным явлением в церковно-школьной жизни, то курсы законоучительские являются новостью в истории церковно-школьного дела. В немногих местах, как напр. в Москве, в Могилеве они были устроены в 1910 г., в городе же Владимире они были устроены в первый раз. Устройство особых законоучительских курсов вменено в обязанность Епархиальным Училищным Советам определением Св. Синода от 15 июля 1910 г. по журналу Чрезвычайного Собрания Училищного при Св. Синоде Совета и циркулярным указом Св. Синода Епархиальным Преосвященным от 31 августа 1910 г. за № 27. На устройство этих курсов последним указом разрешалось испрашивать потребные средства из находящегося в распоряжении Училищного при Св. Синоде Совета курсового кредита. Потребность в особых законо-учительских курсах чувствовалась и ранее, но оказалась настоятельной особенно в последнее время, когда преподавание Закона Божия приходится во многих и церковных школах поручать лицам, не получившим законченного богословского образования. Поэтому при первой возможности Епархиальный Училищный Совет и решил устроить таковые курсы в гор. Владимире.
Первоначально Епарх. Училищный Совет, затрудняясь отвлекать священников — законоучителей от прихода, семьи и хозяйства на продолжительный срок, предполагал устроить двухнедельные законоучительские курсы, но по предложению Училищного при Св. Синоде Совета затем увеличил время курсов до трех недель. На курсы было отпущено 3000 рублей. Организация курсов и заведывание ими возложены были на Епархиального наблюдателя.
В настоящем году на законоучительские курсы были вызваны о.о. законоучители и преподаватели и преподавательницы Закона Божия в церковных школах епархии, не получившие законченного богословского образования. Таких лиц оказалось: 24 священника, 6 диаконов, 10 учителей и 10 учительниц. Из них 4 священника, 1 учитель и 1 учительница не могли явиться на курсы по разным уважительным причинам. Как бы в пополнение комплекта вместо не явившихся на курсы добровольно выразили желание прослушать курсы 3 диакона, 2 псаломщика и 1 учитель ц.-приходской школы, так что всех слушателей на законоучительских курсах было 50.
Учебные занятия на законоучительских курсах начались 11 июля. Утром все прибывшие на курсы, по предложению Его Высокопреосвященства, явились в кафедральный собор к поздней литургии. После литургии Владыкою в сослужении с преподавателями курсов и с некоторыми из прибывших на курсы священников — законоучителей совершено было молебствие Спасителю, Божией Матери и Владимирским чудотворцам. Пред молебствием Владыкою было сказано слово, в котором он приглашал слушателей усердно молиться Пастыреначальнику — Христу, чтобы наши наставления в Законе Христовом были действенны на души наставляемых, чтобы сердца их возгорались священным огнем любви к Богу и ближнему, чтобы Господь помог и в предстоящих на курсах занятиях. Официальное открытие курсов состоялось в здании Владимирской духовной семинарии в присутствии Преосвященного Александра, Председателя Епархиального Училищного Совета. Вечером начаты были и учебные занятия по расписанию. И на законоучительских курсах, как и на учительских, ежедневно кроме дней предпраздничных было семь учебных часов — пять до обеда и два вечером.
Естественно, что главным предметом занятий на курсах была методика Закона Божия, ибо большинство вызванных на курсы законоучителей и преподавателей Закона Божия ранее не изучали ее, меньшинство же хотя и было знакомо с ней, но только в кратких чертах из общего курса методики начального обучения. На курсах намечено было ознакомить с методикою Закона Божия в пределах программы одноклассных школ с возможною подробностью. Преподавание на законоучительских курсах разделено было между тремя лицами:
1) Епархиальный наблюдатель В. Добронравов вел беседы о научении Закону Божию на младшей группе начальной школы,
2) преподаватель Владимирской семинарии А.И. Преображенский взял на себя методику преподавания Свящ. истории и Краткого Катихизиса,
3) законоучитель Владимирской женской гимназии прот. М.А. Сперанский вел беседы относительно изъяснения в начальной школе богослужения, а также вступительные беседы о важности научения Закону Божию и об основном характере этого научения. В целях единства в изъяснении методики Закона Божия на курсах заведующим курсами была предварительно намечена программа бесед по каждому отделу.
Преподанное на курсах может быть изложено в следующих положениях.
Разрушение религиозно-нравственных устоев в нашей народной жизни, особенно в молодом поколении, как показатель недостаточности религиозно-нравственного воздействия школы. Научение Закону Божию, как одно из самых верных и действительных средств для религиозно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Общая задача научения Закону Божию в школах. Богооткровенный взгляд на природу человека и детскую в частности. Православная церковь Христова, как воспитательное учреждение. Обширность церковного идеала воспитания. Церковная школа призвана к осуществлению в народной жизни церковного идеала воспитания. Учебная и воспитательная сторона в научении Закону Божию в школе. Необходимость методического обучения для достижения той и другой цели. Указание способа гармонического соединения учебной и воспитательной стороны научения Закону Божию.
Положение дела научения Закону Божию на младшей группе в церковных школах Владимирской епархии. Отсутствие строгой методичности в постановке дела. Необходимость соблюдения общих дидактических правил в применении к начальным урокам Закона Божия. Необходимость предварительных бесед по Закону Божию и предмет их. Ознакомление с сведениями и навыками детей в отношении Закона Божия, полученными детьми до школы в семье, как исходный пункт последующих бесед о Боге Промыслителе и Творце, всемогущем и всеведущем, Духе едином, но Троичном в лицах. План и характер этих предварительных бесед о Боге. Беседы о молитве, как обращении человека к Богу с прошением и благодарением; внешние знаки молитвы, принятые в Православной церкви, обращение к иконе и понятие о ней. Краткие молитвословия — „Господи, благослови"! „Господи, помилуй"!..
Порядок изучения положенного программою курса Закона Божия на младшей группе: параллельное изучение священно-исторических событий и молитв. Методические указания относительно изучения с учениками младшей группы положенных программою священно-исторических рассказов; раскрытие основной идеи этих рассказов, как фактов особого Божественного промышления о спасении рода человеческого. Наглядные пособия (картины) для лучшего усвоения этих рассказов и способы пользования ими.
Изучение молитв с учениками младшей группы. Необходимость сознательного усвоения детьми текста молитв и мыслей в них заключающихся. Истолкование молитв в связи с изучаемыми священно-историческими событиями и распределение с этой точки зрения указанных в программе молитв. Заучивание наизусть текста молитв и различные способы этого заучивания. Меры против забывания выученных молитв старшими учениками. Выразительное произношение изученных молитв. Перевод славянского текста молитв на русский язык, значение и характер этого перевода. Истолкование изучаемых молитв. Размер и характер этого истолкования ученикам младшей группы. Воспитательная сторона в научении молитвы; средства к воспитанию в детях молитвенного настроения. Указания объяснительной записки к программе Закона Божия относительно этого. Желательность дополнительного изучения некоторых молитв, и не указанных в программе, как напр. „Милосердия двери", молитвы за живых и умерших, молитвы соименному святому, молитвы Ефрема Сирина, молитвы пред причащением.
Общий характер преподавания Священной Истории и Катихизиса применительно к целям начального школьного обучения Закону Божию. Частные методические приемы преподавания Священной Истории. Рассказ, как главная форма передачи священно-исторических событий. Внешние свойства рассказа. Внутренняя сторона рассказа: его простота и доступность детскому пониманию. Живость и наглядность рассказа. Приемы объяснения незнакомых детям слов и выражений, встречающихся при изучении Священной Истории. Приемы изъяснения прообразов и притч. Учебные средства для прочного усвоения детьми свящ.-исторических рассказов. Нравственные выводы из библейских рассказов и приложение их к жизни. Приложение всех этих методических приемов и требований объяснительной записки к программе Священной истории к избранным священно-историческим рассказам, как примерная иллюстрация преподанного.
Методические приемы преподавания в начальной школе катихизиса. Общий прием раскрытия детям катихизических истин: изъяснение их в связи с священно-историческими событиями. Применение этого приема к объяснению символа веры. Основной прием изъяснения катихизических истин в его применении к начальному преподаванию заповедей Божиих. Приемы объяснения детям текста членов символа веры и заповедей Божиих. Форма преподавания катихизиса. Способ усвоения и передачи детьми катихизических истин. Нравственные выводы из катихизических истин. Какими свойствами должно отличаться нравственное приложение. Способы выяснения истин православной веры, отвергаемых сектантами, — необходимость свящ. предания и руководства церкви в толковании Священного Писания, необходимость церкви для спасения, необходимость священноначалия в церкви, ходатайства святых и добрых дел для спасения.
Изъяснение богослужения. Возможные способы изъяснения богослужения. Характер установившихся требований по объяснению богослужения. Понимание детьми возгласов, молитв, песнопений и священнодействий — ближайшая цель изучения богослужения в начальной школе. Объем ознакомления детей с порядком и символическим значением богослужений. Сообщение детям сведений о храме, свящ. предметах, одеждах, лицах, совершающих богослужение. О возможности изъяснения богослужения в школе раньше преподавания катихизиса. Привлечение детей к живому участию в богослужении: а) объяснение молитв, возгласов и песнопений, обращений к молящимся, Евангельских чтений, б) убеждение неопустительно посещать богослужение и благоговейно вести себя в храме, в) указание, в какое время богослужения надлежит осенять себя крестным знамением, преклонять голову, делать земные поклоны и т. д., г) вообще постоянное и настойчивое выяснение детям мысли о святости храма и величии служения в оном. Необходимость в целях воспитательных внести дух и жизнь в изъяснение богослужения. Наглядные пособия, полезные при изъяснении в школе богослужения и способы пользования ими. Демонстрирование имевшихся на курсах наглядных пособий (изд. Сытина).
В заключение внимание слушателей было остановлено на вопросе о распределении занятий по Закону Божию между тремя группами при одновременном занятии с ними, о самостоятельных устных и письменных работах по Закону Божию, на вопросе о распределении учебного материала по Закону Божию при введении в одноклассных школах четырехгодичного курса обучения.
Вышеизложенные методические разъяснения в своих существенных пунктах были иллюстрированы на уроках в школе при курсах, да и самое разъяснение их дано было большею частью в связи с этими уроками на предварявших их и следовавших за ними беседах. При законоучительских курсах организована была начальная школа с тремя группами из тех же учеников и учениц, которые посещали школу при учительских курсах.
Первые уроки в этой школе, под руководством преподавателей, даны были законоучителем образцовой при семинарии школы священником Вл. Беляевским. На младшей группе им были проведены три предварительные беседы о молитве, внешних знаках молитвы, обращении к иконе во время молитвы и смысл этого обращения, молитвы, выражающие прошения и благодарения, беседы о Боге Творце и Промыслителе всемогущем и всеведущем. На средней группе рассказана была свящ. история о Каине и Авеле; ученики старшей группы были ознакомлены с священным писанием и свящ. преданием, как источниками вероучения православной церкви (этот урок предварял последующее изучение Символа веры). Тем же ученикам сообщено было понятие об общественном богослужении и об устройстве православного храма с внешней стороны. Последующие уроки даны были вызванными на курсы законоучителями и преподавателями Закона Божия. На младшей группе продолжены беседы о Боге Едином, но Троичном в Лицах и разучены молитвы „Пресвятая Троице, помилуй нас" и „Св. Боже“, а также произведен опыт рассказа свящ. истории о сотворении мира. С учениками средней группы изучен рассказ о всемирном потопе; старшим ученикам дано объяснение 1 члена Символа веры и 2-й заповеди. На старшей же группе сделаны опыты ознакомления учеников с внутренним устройством православного храма, объяснения проскомидии и великой эктении.
Тема каждого из этих уроков намечалась преподавателем соответствующего отдела, вместе с выразившими желание дать урок устанавливался план его, указывались полезные пособия. После урок тщательно разбирался с методической стороны при живом и деятельном участии слушателей и в заключение разбора устанавливались те или иные методические положения.
Всего на беседы по методике Закона Божия, уроки в школе и разбор их во время курсов было употреблено 54 учебных часа.
Кроме бесед по методике Закона Божия на законоучительских курсах были предложены миссионерские беседы об основных истинах православной веры по той же программе, что и на учительских курсах, но только в более широком развитии и изложении. Если признано было полезным ввести эти беседы в программу учительских курсов, то они были безусловно необходимы на законоучительских курсах как по прямому назначению дать законоучителям сведения, необходимые для их уроков в школе, так и вследствие полезности этих сведений для пастырей церкви и помимо их школьной деятельности. Беседы эти и на законоучительских курсах вел о. ректор семинарии прот. П.П. Борисовский. На эти беседы отведено было 16 учебных часов.
Затем, с разрешения Его Высокопреосвященства, о.о. законоучители и преподаватели закона Божия слушали вместе с учителями и учительницами беседы по гигиене, беседы о. протоиерея Миртова о борьбе с алкоголизмом, лекции о садоводстве; вместе с ними посетили и опытный сад.
Наконец, заведующий курсами Епархиальный Наблюдатель и здесь нашел полезным предложить те же беседы по разным вопросам церковно-школьного дела, какие он провел на учительских курсах, и сверх того, по желанию самих слушателей, одну беседу провел на тему из основного богословия — о доказательствах бытия Божия.
При законоучительских курсах с настоящего года положено начало и особой библиотеке. Для нее приобретены учебные руководства и пособия по Закону Божию, наиболее важные сочинения по методике этого предмета, собрание пособий по выяснению вышеуказанных догматических истин, наглядные пособия для преподавания Закона Божия.
В праздничные дни законоучители присутствовали за богослужением в Богородицкой семинарской церкви, совершали экскурсии и паломничество вместе с учителями и учительницами.
Учебные занятия на законоучительских курсах закончились 29 июля, а официальное закрытие их было 30 июля одновременно с учительскими курсами. Эти первые законоучительские курсы оставили по себе приятное впечатление. До начала курсовых занятий можно было думать, что о.о. законоучители — священники и диаконы, уже в большинстве пожилые, оторванные от семьи и хозяйства, будут тяготиться курсами, ежедневными 7 — 5 часовыми учебными занятиями и т. п. Но вопреки такому предположению у прибывших на курсы законоучителей вовсе не замечалось такого отношения к делу. Напротив, они с живым интересом относились ко всему, что им преподавалось, принимали деятельное участие в обсуждении всех выдвигавшихся на курсах вопросов, старались уяснить себе разные методические положения и проч., высказывали даже желание и еще раз быть на курсах с более расширенной программой, с чтениями и беседами по Богословию. С так настроенными слушателями было интересно заниматься и преподавателям. Желательно, чтобы законоучительские курсы так же вошли в жизнь церковной школы, как и учительские курсы.
В. Д — в. (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 38-й. 1911).
Церковные школы Владимирской епархии с 1884 по 1904 гг.
Женская воскресная школа была открыта в 1893 г. при Братстве святого благоверного великого князя Александра Невского.
Церковные школы Владимирской епархии в 1910 — 11 уч. году
Церковные школы Владимирской епархии в 1911-12 учебном году.
Церковные школы Владимирской епархии в 1912—1913 учебном году
Владимиро-Суздальская епархия.

Категория: Учебные заведения | Добавил: Николай (04.07.2020)
Просмотров: 652 | Теги: учебные заведения, Владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru