Главная
Регистрация
Вход
Четверг
18.04.2024
17:22
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [134]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Вязники

Ярополческая Кирилло-Мефодиевская образцовая церковно-приходская школа в городе Вязниках

Ярополческая Кирилло-Мефодиевская образцовая церковно-приходская школа в городе Вязниках

В 8 часов вечера 17 января 1885 года, бывшие на общеепархиальном Съезде депутаты от духовенства Владимирской Епархии, в количестве 60-ти, явились к Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Феогносту, Архиепископу Владимирскому и Суздальскому, чтобы, по окончании занятий Съезда, выразить Его Высокопреосвященству от лица всего духовенства Епархии, искреннюю, глубокую, сыновнюю признательность за его отеческие попечения о нуждах и благе духовенства... Всегда любвеобильный и всецело преданный заботе и трудам на пользу обширнейшей и многолюднейшей паствы своей, Высокопреосвященнейший Феогност, как отец среди детей, после продолжительной беседы с духовенством о его быте, нуждах, общем состоянии паствы и т. под., между прочим, повел речь о церковно-приходских школах, прося и увещевая священников свято исполнить Державную волю БЛАГОЧЕСТИВЕЙШЕГО ГОСУДАРЯ нашего ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРОВИЧА, соизволившего на всеподданнейшем докладе об учреждении и открытии церковно-приходских школ собственноручно начертать:
«Надеюсь, что приходское духовенство окажется достойным своего высокого призвания в этом важном деле»... Заручившись лично заявленным полным согласием и желанием духовенства стать деятелями и верными стражами воспитания детей своих — прихожан в страхе Божием, в послушании святой Веры и Церкви, в преданности ЦАРЮ и Отечеству, Его Высокопреосвященство высказал желание и намерение открыть в Епархии несколько образцовых церковно-приходских школ, предупредив при этом, что жалованье преподавателям и законоучителям этих школ он надеется исходатайствовать у Святейшего Синода, что учебники и учебные пособия будет доставлять Владимирское Братство св. благов. и Великого Князя Александра Невского, что главною заботою духовенства в этом святом деле будет приобретение или устройство вновь соответствующих своему назначению зданий, ремонт оных, отопление и школьная прислуга. В числе других местностей, где-бы желалось Его Высокопреосвященству открыть образцовые церковно-приходские школы, Владыка изводил указать на Вязники, как город, лежащий почти на самой окраине восточной части Владимирской Епархии...
Напутствованные преисполненным любви отечески архипастырским благословением, депутаты от духовенства Епархии отбыли из Владимира каждый к месту своего служения с заветным желанием и решимостью воспользоваться мудрыми советами своего Владыки...
Прошло еще несколько недель и заветная идея Его Высокопреосвященства — открыть образцовую церковно-приходскую школу в гор. Вязниках — мало по малу стала определеннее выясняться. Жребий осуществления этой идеи по усмотрению Архипастыря пал на настоятеля Троицкой церкви священника Константина Веселовского и вот 7 числа апреля месяца 1885 года, — на другой день празднования тысячелетия памяти Славянских первоучителей, святых и Равноапостольных Кирилла и Мефодия, — совершена и освящена закладка здания для Ярополческой Кирилло-Мефодиевской образцовой церковно-приходской школы, при городской Троицкой церкви, в древнейшей местности города, именуемой Ярополч...
Закладка здания совершена и освящена, но материальных средств никаких... Правда, прежде чем приступить к делу, священник Веселовский советовался с некоторыми из Вязниковских граждан и прихожанами Троицкой церкви, и советники в поощрении к начатию полезного предприятия нашлись; но доколе были советниками только на словах... Заношу в летопись школы первую материальную жертву прихожанина Троицкой церкви, деревни Толмачева (Бутыры тоже) крестьянина Павла Максимова Волхонского, который, 16 марта — в Лазарево воскрешение — первый привез к месту, предположенному под здание школы, тысячу штук кирпича... Долго пришлось этой тысяче красоваться одной на площади, но сердце взявшего на свой страх постройку школы не без особенно-радостного трепета билось при виде этой тысячи. Она, по-видимому ничтожная эта жертва, была как бы предзнаменованием великого дела... К Москве, между тем, предназначалась в предполагаемую школу другая жертва — священная по существу и более ценная материально... Благословение Его Высокопреосвященства решительно приступить к изысканию средств на постройку школы дано о. Веселовскому 5 марта. В этот день свящ. Веселовский совершенно случайно встретил во Владимире известного Московского иконописца Якова Ивановича Ручкина, уроженца из слободы Холуй, Вязниковского уезда... В заключение этой встречи г. Ручкин обещал свящ. Веселовскому для будущей Ярополческой школы большую икону святых Кирилла и Мефодия.
Между тем в самом городе Вязниках строителю школы предстояли новые хлопоты... Земля, намеченная под здание школы, принадлежит городу... Нужно было заручиться правом воспользоваться этою землею, что, впрочем, благодаря доброму сочувствию г. городского головы В. В. Елизарова и гг. гласных Вязниковской думы, было сделано скоро, и участок земли в количестве 198 квадратных сажень, на все время существования школы, отдан в распоряжение Владимирского Братства св. благов. Великого Князя Александра Невского...
Итак, в Воскресенье 7 апреля 1885 г., к 11 ½ часам дня из Вязниковского Казанского собора прибыл крестный ход, при прекрасной погоде сопровождаемый массою народа, и остановился внутри обрытой канавами площадке той самой, которую должна занимать собою предполагаемая школа, а в Троицком храме, в присутствии всех представителей города, близилась к окончанию божественная Литургия, в конце которой свящ. К. Веселовский сказал предстоявшим в храме приличную случаю речь.
По окончании Литургии, вышел другой крестный ход из Троицкой церкви, сопровождаемый духовенством Троицкой и Введенской церквей... Масса народа окружала место закладки и своим молитвенным сочувствием окрыляла дух взявшего на себя труды и хлопоты по постройке, как будто предрекая, что дело Господне выспеет к надлежащему оплодотворению... Все смолкло в ожидании молитвенного призывания помощи Божией к преуспеянию нелегкого предприятия... Прежде чем начать молебное пред Господом Богом пение, местный благочинный — соборный протоиерей о. И.М. Смирнов, обратясь к народу, сказал прочувствованную импровизованную речь, выяснив в оной священную волю Монарха об открытии церковно-приходских школ, значение и нравственно-религиозную пользу оных и пригласив к посильным пожертвованиям на предначинаемое святое дело. По окончании молебного пения святым Кириллу и Мефодию с водоосвящением по всем четырем углам здания, была совершена закладка на первом углу — протоиереем И.М. Смирновым, на втором — городским головою В.В. Елизаровым, на третьем — уездным Исправником П.А. Корявко и на четвертом — свящ. К. Веселовским. Затем провозглашено было многолетие ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ и всему царствующему Дому, Св. Синоду и Высокопреосвященнейшему Архиепископу Владимирскому Феогносту, всем благотворящим и добродеющим благому начинанию и всем православным христианам, — после чего крестные ходы обратно направились в Троицкую церковь и местный Казанский собор, а сопровождавший их колокольный звон возвестил Вязниковским гражданам и окрестным селением, что на помин первоучителей Славянских святых Кирилла и Мефодия в древнем Ярополче положено основание зданию Училища веры и благочестия…
Между тем городское духовенство, представители уездной власти, городской голова и другие почетные граждане города почтили своим посещением дом о. Веселовского, где во время скромного завтрака по подписному листу было собрано до 200 рублей. Таким образом, к доброхотно и от всего усердия привезенной крестьянской тысяче кирпича присовокупился денежный капитал, правда, для большой постройки, малозначительный, тем не менее открывший путь в дальнейшему деланию. Вскоре к этим деньгам присоединились собранные крестьянами деревень: Лужков, Селищ, Свистихина и Толмачева — прихода Троицкой церкви около 70 руб., так что строитель школы имел уже, хотя малейшую, возможность дать задатки поставщикам строительных материалов и заручиться последними... 270 руб. — это по меньшей мере десятая часть всего капитала, какой требовался на постройку здания... Следовательно, впереди предстояло строителю еще много, — очень много и думы, и забот, и хлопот, и беспокойства... Но мы оставим эту тайну сердца при себе, в том убеждении, что для других она может быть неинтересною, а строителю, если и рассказать все подробности этой тайны, не будет от этого легче... Смиренно подчиняясь воле Божией и указаниям собственной совести, он шел раз намеченною дорогой, заранее подготовившись ко всем случайностям, иногда очень, очень неприятным. Выпрашивать подаяния, хотя бы на видимое для всех и несомненно полезнейшее предприятие, труд далеко нелегкий, особенно когда в дело вмешиваются посторонние «заботники и радетели» с своими по-видимому сердечными «ахами», «охами» и вздохами: ох напрасно втянулся в дело!.. ах не кончит он это дело!.. и т. под., но на самом деле не только не сочувствующие предприятию, а всячески силящиеся подорвать доверие в успех этого предприятия.
Следуя изречению народной мудрости, «не имей сто рублей, а имей сто друзей», строитель школы воспользовался дружбой своих старинных приятелей — друзей детства, — своих земляков по родине. Вследствие таких отношений, в самом начале дела, ему открыт был полный кредит от лесопромышленника И. С. Куприянова. При чем условлены были всевозможные льготы в уплате денег за лесной материал... Подрядчик плотничьих и столярных работ, Гороховецкого уезда, Мордвиновской волости, деревни Антонова крестьянин В. С. Барцов — тоже земляк строителя школы — снял все деревянные работы, суммою слишком на 600 руб., опять со всевозможными льготами в уплате денег... Могло остановиться дело за приобретением кирпича на нижний этаж здания школы; но так как кирпич для всего города Вязников исключительно вырабатывается в деревне Толмачеве коренными прихожанами строителя, — то и здесь была полная надежда обойтись без особенных затруднений.
Таким образом, при вышеизложенной обстановке, чрез четыре-пять дней после закладки здания школы, дело закипело. Прихожане Троицкой церкви деревень: Толмачева, Селищ, Лужков, Суйтина, Данилкова, Свистихина и частью Балымотихи, в виду того, что полевые работы еще не наступили, можно сказать с охотою перевезли с лесного двора почти весь более крупный лес, нужный на постройку и тем сэкономили строителю не менее 50 рублей. Еще одна — две недели, застучали топоры, зашаркали пилы и на месте пусте началась самая оживленная работа. У строителя, между тем, дела, хлопот и заботы с каждым днем прибавлялось... Присмотреть, принять и рассортировать материал, — а что главное: «сходить в мир» - собрать с этого «мира по нитке чтобы сшить рубаху» - выстроить дом -вот самая главная безотвязная забота!..
Тем не менее, дело, начатое во имя Господне, спелося и к 26 июня плотничьи работы вчерне были уже готовы. Начата была и каменная кладка нижнего этажа здания... 26 июня удостоил своим посещением город Вязники Высокопреосвященнейший Архиепископ Феогност - первоначинатель и покровитель всех церковно-приходских школ Владимирской Епархии. Во вратах ограды Троицкого храма пишущий настоящие строки приветствовал Его Высокопреосвященство искреннею речью.
Милостивое, ласковое, отечески-добросердечное внимание Архипастыря, оказанное при посещении постройки и дома строителя школы, пробудило в нем еще более энергии, тем более необходимой в данное время, когда дело по стройки принимало уже серьезный оборот, а финансовая система строителя была так сказать, еще в зачаточном состоянии... Не могу скрыть здесь один случай, для меня собственно памятный на всю жизнь, да и дли других поучительный на тот конец, что вера в святительское предстательство и ходатайство пред Богом всегда имеет самые отрадные последствия. 27 июня, явившись в квартиру Его Высокопреосвященства, строитель Ярополческой школы счел нужным предъявить Владыке подписной лист, на котором значились пожертвований менее 500 руб. «А ведь мало еще у вас денег, с сердечным соболезнованием произнес Владыка, много еще вам придется потрудиться». «Верую, святый Владыко, что по Вашим молитвам будет все потребное», был ответ строителя. При этом Его Высокопреосвященство, в память своего посещения, изволил пожертвовать из сoбственных сумм 25 руб. Это было около 8 часов утра, а вечером положение строителя было действительно самое критическое. Приближалась пора сенокоса, когда рабочие все расходятся по домам и следовательно от своих хозяев требуют денег... Так было и в настоящем случае. Чтобы безропотными отпустить рабочих строителю школы по меньшей мере требовалось 250 руб., а в наличности и с пожалованными Владыкою было всего 64 р. с копейками. «В мир» завтра пойду, про себя раздумывал строитель, авось Бог укажет добрых людей, которые меня выручать. С этими думами начиналась ночь на 28 число, — а утро принесло радость несказанную. С почты подали строителю письмо из Москвы от В.Н. Дедюхина, который уведомлял, что теща его — потомственная почетная гражданка, Вязниковская 1-й гильдии купчиха А.Д. Сенькова, вследствие письма строителя Ярополческой школы, жертвует на постройку оной 500 руб., которые и были получены 29 числа от старшего зятя г-жи Сеньковой А.Н. Ленивова и с своей стороны пожертвовавшего 105 р. Нужно ли пояснять, что, быть может, в те минуты, когда Владыка болезновал о скудости материальных средств устрояемой школы, Господу Богу было угодно в сердце добродетельной Анны Дмитриевны вложить мысль о таком щедром подаянии на святое дело?!.
Прежде чем приступить к постройке, с разрешения Его Высокопреосвященства строитель школы разослал до ста писем к разным лицам. Отклик частных лиц на просительные письма о пожертвовании был не блестящий и едва ли дал всего 10%. Все-таки и здесь были отрадные явления. Напр. совершенно незнакомые строителю: Киржачский купец А.А. Соловьев и управляющий Татаровской фабрикой гг. Протасьевых А.Л. Квицинский прислали по 25 руб. Тем не менее постройка здания школы, ни на один день не останавливаясь, шла так успешно, что к 22 числу сентября оно было совершенно готово… В этот приснопамятный для бедных жителей Ярополча день, согласно распоряжению Высокопреосвященнейшего Архиепископа Владимирского Феогноста, состоялось освящение и открытие Ярополческой Кирилло-Мефодиевской образцовой церковно-приходской школы. В Троицком храме гор. Вязников, на этот день, воскресная служба правилась с присовокуплением службы св. равноапостольным Кириллу и Meфодию. В конце Литургии свящ. К. Веселовский предстоявшим в храме сказал глубоко-прочувствованную речь.
Пред окончанием божественной Литургии в Троицком храме, из местного Казанского собора с иконою Богоматери, именуемой Казанскою, прямо в здание школ прибыл крестный ход, сопровождаемый значительным количеством богомольцев, чему весьма много способствовала еще накануне установившаяся прекраснейшая погода... Вскоре за тем, т. е., сейчас же по окончании Литургии, направился туда же другой крестный ход из Tpoицкого храма, а вместе с ним и все бывшие в храме богомольцы... Светлые облачения на духовенстве, блестящие хоругви, — веселые и радостные лица сопровождавших крестный ход горожан, — представляли собою поистине праздничную картину. К тому же времени в здание школы прибыли: городской голова В. В. Елизаров и другие представители города, — о. игумен Герман — настоятель местного Благовещенского монастыря, городские власти и проч. В переднем углу одной из обширных комнат школы во временной киоте стояла прекраснейшей работы большая икона святых Кирилла и Мефодия. На нижней окраине этой иконы в особой виньетке сделана следующая надпись: «сия икона сооружена усердием Я. И. Ручкина в дар Ярополческой Кирилло-Мефодиевской образцовой церковно-приходской школе, что при Троицком храме в гор. Вязниках, открытой в память 6 апреля 1885 года, по мысли и благословению Высокопреосвященнейшего Архиепископа Владимирского Феогноста и построенной старанием и заботами священника Троицкой церкви К. Веселовского на средства доброхотных дателей. Писана в гор. Москве». На большом столе против этой иконы, кругом чаши с водою, приготовленной для совершения молебствия с водоосвящением, разложено было еще 8 небольших икон, для всех комнат школы пожертвованных членом Вязниковской Земской Управы И.П. Шаховым... Пред началом молебствия, учитель школы студент Семинарии Н. Сперанский произнес следующую речь:
«Почтенное собрание! Высокопреподобнейшие отцы, Милостивые Государи и Государыни!
Образцовая церковно-приходская школа, торжество освящения которой мы собрались сегодня праздновать, названа Кирилло-Мефодиевскою потому, что она основана в память тысящелетней годины, со дня смерти св. апостолов — первоучителей Славян — братьев Кирилла и Мефодия. Св. братья всю жизнь свою посвятили просвещению Славян светом откровенного учения. Они изобрели для Славян письмена и в письменах передали им на их родном языке проповедь Самого Иисуса Христа, Его апостолов и другие священные и богослужебные книги. Семя оказалось брошенным на добрую почву и принесло сторичный плод. Славяне, дотоле шаткие в христианстве, потому, что оно проповедывалось им на совершенно чуждом и непонятной для них языке латинском, слушая проповедь Слова Божия и Богослужение на родном языке, начали крепнуть в вере и расти духовно. У них в значительном количестве появились школы, образцом для которых служили школы, основанные святыми братьями Кириллом и Meфодием. В этих школах дети Славян изучали Слово Божие и выносили отсюда задатки твердой веры. С принятием христианства и у нас на Руси заведены были так-же школы, из которых выходили мудрые правители гoсударства и великие святители церкви. Но, прошли века и характер наших школ значительно изменился, потому что забыты были славные имена Кирилла и Мефодия. Внимание народных педагогов обращено было главным образом на развитие ума ребенка в ущерб развитию сердца. Следствием такого пробела в деле народного образования является заметное охлаждение народа к вере, это явление в религиозной жизни народа обратило на себя Монаршее внимание и вопрос о поднятии религиозности был поставлен на очередь. Снова вспомнили о свв. братьях Кирилле и Mефодие и их школы в лице церковно-приходских, по воле Самого ГОСУДАРЯ, получили одинаковые права с начальными народными Училищами. Воспитание и обучение в этих школах поручено главным образом духовенству с тем, чтобы оно вложило в восприимчивые сердца молодого поколения задатки твердой веры в Бога и любви к Отечеству. В одну из подобных школ, будущее которой пока еще не совсем ясно, но которая и сейчас уже предлагается в образец другим церковно-приходским школам, и по воле Высокопреосвященнейшего Архипастыря нашего Феогноста, призван потрудиться вместе с достопочтенным строителем — законоучителем этой школы священником Константином Александровичем Веселовским, —
Боже! дай воли,
Чтобы на помощь
Бедной юдоли
Жизнь всю земную,
Мы положили!..
Затем всем наличным духовенством приступлено было к совершению чина водоосвящения и, по окроплении новоосвященных икон и всех комнат школьного здания, к совершению молебного пения и «пред началом учения отроком». Пред многолетием по окончании этого молебна наблюдатель церковно-приходских школ Вязниковского уезда и местный благочинный, Казанского собора о. протоиерей И.М. Смирнов произнес приличную случаю речь:
После того были провозглашены обычные многолетия ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ и всему Царствующему Дому, Св. Синоду и Высокопреосвященнейшему Архиепископу Владимирскому Феогносту, благотворителям и строителю школы и всем православным христианам.
По окончании молебствия, святые иконы, сопровождаемые духовенством, возвратились в храмы, а приглашенные гости остались в здании школы... Вскоре после окончания молебствия, об освящении и открытии школы были отправлены телеграммы Высокопреосвященнейшему Архиепископу Владимирскому Феогносту и принявшему на себя звание попечителя школы, проживающему в гор. Москве, Вязниковскому 1-й гильдии купцу В.Н. Дедюхину… Скромный завтрак, в здании школы предложенииii гостям, закончился тостам»и за ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА, Высокопреосвященнейшего Феогноста и всех благотворителей, помощью и содействием которых возникло здание школы. В 6 часов вечера от Его Высокопреосвященства на имя заведующего школой была прислана следующая телеграмма:
«Вязники. Священнику Веселовскому. Благодарю вас и всех принявших участие в открытии школы, призываю благословение Божие на школу и молю Господа о процветании ее. Архиепископ Феогност»...

Теперь несколько слов о самом здании школы. Местность, которую она занимает, совершенно открытая и отделенная от других построек населения значительным расстоянием, между тем расположенная внутри населения. От ограды Троицкого храма, с южной стороны, здание школы в 11-ти саженях. Здание — двухэтажное, — нижний этаж каменный, верхний — деревянный, — по размеру 18 аршин длины и 15 ширины, - освещено со всех сторон 28-ю окнами, крыто железом, внутри разделены оба этажа теплым коридором на две половины. План на это здание писан бывшим Вязниковским городским архитектором Н. Н. Николаевым. Из верхнего этажа здания школы на все четыре стороны открывается такой прекрасный вид, которым вы долго, долго не налюбуетесь. Седой как лунь по долголетию Ярополч, полтысячи лет исторически известный, расположен на довольно крутой горе высящейся над Вязниками и вот на самом центре этой горы построена школа, из верхнего этажа которой в некоторые стороны перспектива горизонта открывает на 40 — 50 верст в пространстве, совершенно доступном для простого, не вооруженного глаза... Ярополч — древняя резиденция владетельных князей, ныне бедно населенная местность, изобилующая вишневыми садами... И вот школа наша со всех сторон окружена этими садами.. Чудно-восхитительна местность этой школы во всякое, а тем более в весеннее время!.. Кругом земли, отданной школе, обнесена прекрасная тесовая загородь, внутри которой разводится тоже вишневый сад, составляющий собственность школы.
Кроме учебных, довольно просторных комнат, в здании школы отведены квартиры учащим, прилично обмеблированные. Железные кровати, стулья, столы, чайная и столовая посуда, самовар — словом весь необходимый для живущих здесь инвентарь приобретен на средства попечителя школы Дедюхина.
Упоминаемая церковно-приходская школа, построенная в данной местности, кроме того, что приносит собою существенную пользу детям обывателей в учебно-воспитательном отношении, — она значительно полезна для самых жителей Ярополча, людей крайне бедных. Из 80 человек, обучающихся в этой школе, почти половина расквартированы в домах этих жителей, так как здесь обучаются дети из отдаленных от Ярополча селений — верст на 7 и 10. Правда, не дорого платят эти квартиранты за квартиру, но для бедного человека и это служит не малым подспорьем в жизни материальной.
29-го октября, согласно желанию Его Высокопреосвященства-покровителя всех церковно-приходских школ Владимирской епархии, Архиепископа Владимирского Феогноста и в удовлетворение местным потребностям, при образцовой школе для мальчиков открыта «Школа грамотности» для девочек. Замечательно, что молебен пред открытием этой школы был пропет мальчиками Образцовой школы, и довольно стройно. На этот раз отрадный результат за один месяц существования школы. Не безуспешно идет и вообще обучение мальчиков, но много разглагольствовать об этом еще рановременно.
Заносим в летопись Ярополческой Кирилло-Мефодиевской образцовой церковно-приходской школы имена первых учащих в ней:
заведующий школой и законоучитель оной гор. Вязников, Троицкой церкви священник К.А. Веселовский;
учитель мальчиков школы окончивший курс в 1885 году, Владимирской духовной Семинарии студент Н.А Сперанский;
учитель пения, псаломщик Троицкой церкви П.Я. Казанский;
учитель школы грамотности для девочек, псаломщик Троицкой церкви, окончивший в 1885 году курс, воспитанник Владимирской духовной Семинарии Н.П. Лебедев.
Долг совести и искренней признательности требует на память и в назидание потомству занести в летопись школы и имена более крупных жертвователей на постройку здания школы — это:
попечитель школы Вязниковский 1-й гильдии купец В. Дедюхин, от себя и своей супруги Г.О. Дедюхиной пожертвовавший 1100 руб. на покрытие долгов по устройству школы, 100 руб. на обмеблирование учительских квартир и 200 руб. на расходы по содержанию школы в продолжение года т. е. на покупку дров, страховку дома, наем сторожа, обещав и на будущее время ассигновать эту сумму на расходы;
А.Д. Сенькова — потомственная почетная гражданка и Вязниковская 1-й гильдии купчиха — на постройку школы 500 руб.;
Вязниковский купец Н.Г. Татаринцев — 125 руб.;
Московский купец А.Н. Ленивов — 105 руб.;
Вязниковские купцы: С.И. Сеньков 50 руб., И.А. Чичеров 50 руб., Я.В. Городов 50 руб., В.С. Филинов 30 руб., Г.В. Городов 30 руб., К.Я. Кудряшов 30 руб.;
протоиерей И.М. Смирнов 25 руб.;
В.В. Елизаров 25 руб.;
Братья Шутины 25 руб.;
Вязниковский уездный исправник П.А Корявко 25 руб. и Вязниковское Уездное Земское Собрание 100 руб.
Вместе с этими жертвами пред лицем Бoгa едва ли меньшую силу и значение имеют менее видные по коли количеству, но от чистого сердца принесенные, жертвы. Имена таких жертвователей за многочисленностью их перечислять находим мы неудобным, но настоящими строками всем вообще заявляем наше задушевное, сердечное «спасибо».
В устройстве здания Ярополческой Кирилло-Мефодиевской образцовой церковно-приходской школы, постоянно и осязательно оправдывалось изречение вековой народной мудрости: «доброму делу Бог помогает»...
Священник Константин Веселовский (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 1-й. 1-го января 1886).

Первые учащие в Образцовой К.-М. школе: Протоиерей Константин Александрович Веселовский - Заведующий школой и законоучитель, священник г. Вязников Троицкой церкви; Н.А. Сперанский - студент Владимирской духовной семинарии, окончивший курс в 1885 г., учитель мальчиков школы; П.Я. Казанский - учитель пения, псаломщик Троицкой церкви; Н.П. Лебедев - учитель школы грамотности для девочек, псаломщик Троицкой церкви, выпускник Владимирской духовной семинарии 1885 г. Попечитель школы - Вязниковский купец 1-й гильдии В.Н. Дедюхин и его супруга Глафира Иосифовна Дедюхина (В 1903 г. Глафира Иосифовна Дедюхина препроводила в Училищный при Св. Синоде Совет сто тысяч рублей на содержание церковно-приходской школы глухонемых в Ярополчской слободе при городе Вязниках. Для школы В.Н. Дедюхиным устроено прекрасное здание; проценты же (3500 руб.) с внесенного капитала обеспечивают теперь навсегда существование этого полезнейшего учреждения.).


Школа за Троицкой церковью

14-е марта 1886 г. в Ярополческой церковно-приходской школе

Заведующий Ярополческой школой, пред окончанием уроков 13-го мирта, объявил питомцам школы, что завтра, по случаю тезоименитства Покровителя школы Высокопреосвященнейшего Феогноста, Архиепископа Владимирского и Суздальского, они будут освобождены от учебный занятий, а поэтому к 8 часам утра должны собраться в здание школы, чтобы отсюда отправиться в Троицкий храм для слушания Божественной литургии и принесения Господу Богу молитвы о здравии и долгоденствии Высокопреосвященнейшнго Именинника.
Утром 14 ч. к 8 часам дети уже все были в сборе и так как в продолжение всего великого поста они ходили и будут ходить по средам и пятницам к Преждеосвященной литургии, во время которой участвуют в пении; то доколе производился благовест к литургии, дети, под руководством заведующего школой и учителя пения, повторили все, что обыкновенно поют они на литургии и что должны будут петь на молебне... Затем стройными рядами отправились в храм, где, за исключением стихир на «Господи воззвах» и причастного стиха «Вкусите и видите», дети всей массой — и мальчики и девочки всю литургию и молебен святителю Феогносту пели сами и, без преувеличения говорим, довольно стройно, так что на глазах некоторых, предстоявших в храме и уже привыкающих к этому пению, появлялись слезы.
После литургии, дети снова отправились в школу, где заведующий, поздравив их с дорогим Имяненником, выяснил им отношения Архипастыря к пастве вообще и к нашей школе в особенности, так как школа эта обязана своим появлением на свет Божий единственно Высокопреосвященнейшему Феогносту, избравшему местом для учреждения образцовой церковно-приходской школы древний Ярополч — свидетель многих событий исторического и религиозно-нравственного роста России.
За тем дети разошлись по домам и квартирам, а к 3-м часам пополудни, приглашенные заведующим, снова собрались в здание школы... Здесь начался детский поистине христианский праздник!.. Сначала дети несколько раз пропели тропарь святителю Феогносту и канонный припев: «Святителю отче Феогносте моли Бога о нас», «многая лета» дорогому Имяненнику, — потом несколько других церковных песнопений... Между тем в отделении, где помещается школа грамотности для девочек, на особо приготовленных столах была расставлена чайная посуда... Два—три довольно объемистых самовара готовы была к услугам предложить детям незатейливое лакомство, а связки «баранок» сулили несколько «подбодрить» начинавшие тощать детские желудки. Кроме сахара, которого предлагалось вдоволь, и мальчикам и девочкам было роздано по нескольку конфет, так что в общей сложности от предложенного угощения дети были в восторге. Чаю пили, сколько каждому хотелось. Но так как слишком на 90 человек при импровизованном празднике, сделанном, как говорится, экспромтом трудно было набрать для всех «враз» чайной посуды; то дети были угощаемы поочередно, каждая партия в 30 человек, а другие в то время продолжали петь церковные песни. Заведующий школой и учащие были при детях безотлучно, поэтому, несмотря на восторженное воодушевление детей, во всем был порядок и чинное благоприличие... Праздник закончился около 6 часов вечера пением снова тропаря святителю Феогносту, а Высокопреосвященнейшему Имяненнику - пением «многая лета!»
Так отпраздновали питомцы нашей школы, на первом году ей существования, день тезоименитства своего любвеобильнейшего Архипастыря. С своей стороны добавим, что день 14-го марта дли участников праздника надолго останется днем памятным. Они будут неизменно помнить что в этот день именинник Владимирский Архипастырь, а вспоминая об этом, невольно приведут на память, что молитва за Архипастыри, как объясняли им, должна быть в их детских сердцах неразрывна с молитвою за их родителей и Государя. Церковно-приходская школа прежде всего должна иметь характер и значение воспитательное,- в ней должно быть восстановлено сближения души и сердца с Богом установленною oт Него властью и с более строгим и серьезным исполнением взаимных, правильно-точных отношений между родителями и детьми, между начальствующими и подчиненными и вообще между людьми, как братьями по Христе Иисусе, — так как на этом сближении зиждется благосостояние государств, народа и каждой семьи отдельно... Задача высокая и исполнение этой задачи до желаемых результатов не иначе возможно и достижимо, как удалением из школы всякого педантизма, а водворением в ней страха Божия, как начала и основания всякой премудрости.
Свящ. К. Веселовский (Владимирские епархиальные ведомости. 1886, № 7)

Дом общежития при Ярополческой двухклассной церковно-приходской школе

При мужской школе в 1889 г. устроен дом общежития.
Четыре года минуло, как было положено основание Ярополческой, в городе Вязниках, образцовой двухклассной Кирилло-Мефодиевской церковно-приходской школе. За это время положительно убедились радетели школы, что дело Божие, начатое по Архипастырскому указанию и благословению, совершенно без всяких материальных средств, возросло до возможной при таких условиях полноты поистине силою Божиею, так что в продолжение минувших четырех лет, особенно в зимнее время, число учащихся каждогодно превышало 100 человек, а с девочками, для которых впоследствии выстроено отдельное обширное здание женской одноклассной школы, общая цифра превышала 160 человек. Такая, сравнительно, многолюдность учащихся, особенно — мальчиков, в общем ходе дела, нередко сопряжена была с некоторыми внешними неудобствами,— и главное из этих неудобств заключалось в том, что мальчики, приходящие из деревень, в зимнюю холодную и осеннюю грязную пору, как большею частью дети бедных родителей, затрудняющихся в средствах к найму квартир, принуждены были и в непогоду и в морозы посещать школу с непосильными почти для детского возраста затруднениями. У заведующего школой всегда болело сердце при виде этих затруднений, к устранению которых требовались значительные материальные средства. Но «в мире не без добрых людей»,— и чрез них-то «доброму делу Бог помогает». Совершенно неожиданное посещение школы Попечителем ее Василием Никандровичем, в один из дней прошедшей святой четыредесятницы, в летописи Ярополческой школы останется днем незабвенным; в этот день г. Дедюхиным обещано — «не в год, так в два» выстроить при школе дом для общежития мальчиков.
В день Преображения Господня, 6-го августа 1889 года, совершена была закладка этого дома. В Вязниковском Троицком храме, вблизи которого созидается дом общежития, в этот день божественная литургия была начата в 9 ½ часов утра. После заамвонной молитвы и освящения плодов, заведующий школою сказал поучение, в котором провел параллель между просвещением учеников Господних на Фаворе светом истинного боговедения и Православным просвещением, составляющим главную заботу и цель церковно-приходской школы.
После литургии совершено было молебное пение с водоосвящением на месте постройки, по окончании коего была совершена закладка по четырем углам здания — священником К. Веселовским, городским головою В.В. Елизаровым, старостою Троицкой церкви С.К. Матренинским и А.П. Радугиным. Затем, по прочтении молитвы «на основание дому», провозглашены были обычные многолетия и в конце — благотворителю школ Василию Никандровичу Дедюхину.
Доброе дело, по благословению Божию, Архипастырем призванному, на средства, от чистого сердца и усердия данные в пользу ближнего, приняло очень быстрый оборот, так что чрез месяц после закладки был готов уже весь нижний каменный этаж с поставленными на нем деревянными для второго этажа срубами. В продолжение этого месяца, благодетель нашей школы Василий Никандрович Дедюхин, имеющий постоянное жительство в Москве, два раза был в Вязниках и осматривал постройку, ведение которой он поручил заведующему школой. Во время этих посещений, между г. Дедюхиным и заведующим в общем совете было решено — строящийся дом общежития созидать в память знаменательнейшего события 17-го октября 1888 года. Высокопреосвященнейший Феогност с полным сочувствием отнесся к такому решению, обещав при этом лично освятить строящееся здание; но неожиданный вызов Его Высокопреосвященства в С.-Петербург, для присутствовали в Святейшем Синоде, и строителей дом общежития и всех Вязниковских граждан лишил духовного наслаждения видеть личное участие Архипастыря при освящении и открытии нового дома милосердия.
Между тем намерение освятить и открыть этот дом именно в день первой годовщины дивной милости Божией было непреложным намерением строителей, и окончание постройки дома спешно было направлено к этому дню, к которому и была выслана из Москвы прекрасно изготовленная большая икона, с изображением на ней сверху «Нерукотворенного Спаса», а по сторонам его — Святых, празднуемых церковью 17 октября, в облаках коленопреклоненными. Под изображениями Спаса и Святых дня, во весь рост написаны Святые, имена которых носит Семейство Благочестивейшего Государя нашего (Внизу иконы надпись: «Сооружена сия св. икона средствами попечителя Ярополческой, в гор. Вязниках, образцовой двухклассной церковно-приходской школы, Вязниковского 1-й гильдии купца Василия Никандровича Дедюхина, в дом общежития при этой школе, построенный им же г. Дедюхиным, при заведующем и законоучителе школы, священнике Константине Веселовском, с благословения Архиепископа Феогноста, в память чудесного спасения жизни Государя Императора III Александровича, Его Августейших Супруги и Детей во время крушения поезда, близь станции Борки Курско-Харьковско-Азовской железной дороги, 17-го октября 1888 года»). Икона сия, по получении ее из Москвы, была поставлена в Троицком храме.
Наконец наступил желанный день 17-го октября 1889 г. Казалось, сама природа сочувствовала всеобщей радости: с самого раннего утра солнце сияло каким-то необычным для такой поры года блеском,— это был редкий осенний красный день. Город наш расцветился флагами. Утренний звон больших колоколов возвещал народу о наступлении нового на Руси праздника. В Троицком храме благовест к поздней литургии начался в 9 ½ час. Литургию соборне совершали нарочно прибывший из Владимира член Владимирского епархиального училищного совета и секретарь Православного Александро-Невского Братства, протоиерей Василий Васильевич Косаткин и местные священники: К. Веселовский и Максим Преображенский. Местный хор певчих и по временам общее пение некоторых церковных песнопений всеми учащимися в Ярополческих мужской и женской школах производили на предстоявших в храме отрадное впечатление. Вместо причастного стиха дети пропели по нотному обиходу Богородичен 1-го гласа «Всемирную славу».
Из местного Казанского собора, прибыл в Троицкий храм крестный ход с чудотворною иконой Божией Матери, именуемой Казанскою. По совершении положенного на 17-е октября молебного пения, к соборному крестному ходу присоединился Троицкий, и оба вместе направились кругом школьного сада-огорода к новому зданию дома общежития. Здесь пред началом молебствия соборный протоиерей, благочинный и местный наблюдатель церковно-приходских школ И.М. Смирнов произнес следующую речь.
«Достопочтеннейшие посетители!
По сочувствию к детскому возрасту, нельзя не порадоваться, видя обширные, благоустроенные и весьма ценные здания, одно за другим воздвигаемые в здешнем Троицком приходе для удобнейшего обучения и лучшего воспитания детей. Вот готов еще новый, обширный и прекрасно отстроенный дом для общежития бедных учеников, обучающихся и имеющих обучаться в здешней, так же еще недавно устроенной, церковно-приходской школе! Прежде всего и паче всего благодарение Господу Богу за Его великие милости, явленные нам, между прочим, в устройстве дома сего. Благоустроенный дом сей есть по истине дело милости: ибо возник он в память милости Божией, явленной в чудесном избавлении Государя Императора и Государыни Императрицы с Семейством Их от угрожавшей смертной опасности при крушении поезда. Строился сей дом на средства милости и благотворения, и построен в благотворительных целях — для общежития бедных учеников. Но благодаря Господа Бога, от коего исходит всякий совершенный дар, нужно воздать благодарность и лицам, потрудившимся в устройстве сего полезного дома, благодарность заведующему здешними школами, достопочтеннейшему о. Константину Александровичу, которому, как прежде устроенные учебные здания, так и сей новопостроенный дом, стоили не малых трудов, тяжелых забот и великих беспокойств. Величайшая благодарность известному благотворителю и радетелю здешних детей, глубоко-почитаемому Василию Никандровичу, который не жалея средств, заботится только о том, чтобы доставить обучающимся детям все удобства к успешному занятию учением. Благодарение и всем содействовавшим так или иначе делу развития в здешнем приходе детского образования.
Порадуйтесь и вы, дети и родители детей, и благодарите Бога, что Он посылает вам таких благодетелей,— благодарите и самих благодетелей. А те дети, коим доведется жить в доме сем, помните, что вы обязаны вдвойне благодарить как Бога, так и своих благодетелей, и благодарить не словом только, но и делом, и во первых — молитвою за своих благодетелей, а во вторых — добрым поведением, прилежанием и хорошими успехами.
Все же, собравшиеся в новоустроенный дом сей, в радостных и благодарных чувствах принесем общую нашу молитву ко Господу, чтобы Он, благих податель, призрел на здание сие, освятил его Свою благодатию и ниспослал небесное благословение на имеющих жить в оном детей, укрепляя их душевные и телесные силы и подавая им смысл и разум, дабы они, возрастая в добром направлении, соделались благовоспитанными и послушными чадами церкви Христовой, полезными членами семьи и общества, и верноподданными слугами Престола и Отечества».
Затем началось молебствие с водоосвящением, в заключение которого, после пения: «Тебе Бога хвалим» была прочитана молитва, «егда кто имать внити в дом нов». Пред возглашением обычных многолетий заведующий школами произнес следующую речь:
«Ныне вся Русь Православная торжественно чтит первую годовщину чуда милости Божией, явленной в спасении Государя Императора и Его Царственной Семьи во время крушения поезда, год тому назад бывшего на Курско-Харьковско-Азовской железной дороге. Ныне вся Русь коленопреклоненно приносит молитвенную благодарность Царю царствующих за спасение драгоценной жизни Царя нашего.
Год прошел, как Господу угодно было пред целым миром явно показать над Державного Главою Русской семьи охраняющую десницу Свою, когда по соображениям человеческим не могло быть и надежды на спасение. И в этот год Русские люди воздвигли тысячи частных памятников дивного события. Пройдут года,— и к этим тысячам прибавятся новые тысячи новых памятников, насколько внушительных и полезных, настолько же и разнообразных.
И на долю нашего города, любезные сограждане, выпало счастие отныне постоянно видеть пред собою напоминание о дивной милости Божией в событии 17-го октября минувшего года: этот дом, только-что молитвенно нами освященный, средствами одного из наших сограждан устроен в память торжественно воспоминаемого нами чудесного события.
Таким образом торжество, в благодарное воспоминание чуда милости Божией над Царем нашим и Россией, для нас усугубляется радостию освящения памятника этого чуда, такого памятника, который созидался с истинно-христианскими целями. Значительное количество обучающихся в нашей школе детей, и в большинстве детей бедных, различными пособиями обеспечено в отношении образования; но оно не было обеспечено от невзгод стихийных. Суровая зима с трескучими морозами, весна и осень с непроходимою грязью и слякотью, сильно стесняли этих детей в деле образования. Сжималось сердце при виде борьбы этих малюток с невзгодами стихийными во время перехода их из родного дома, иногда на три-четыре версты, в школу и обратно.
Но под державою благочестивейшего Государя нашего есть добрые люди, которым стоит только указать случай к доброделанию,- и они готовы жертвовать от своего имущества на общее благо. К числу таковых принадлежит достойнейший Попечитель нашей школы, который, по первому слову, дал средства к устроению сего дома общежития.
Теперь для вас, любезные дети, не существует препятствий к научным занятиям. Сироты и дети беднейших отцов, кроме приюта под кровлей этого дома, будут получать от щедрот своего Попечителя и пищевое содержание; остальные всегда будут иметь возможность в ненастную и вообще неблагоприятную погоду, не уходя домой, укрываться здесь на время темной ночи, пользуясь всеми удобствами и необходимыми пособиями.
Учитесь же, милые дети, учитесь неленостно, усердно, налайтесь быть скромными, добрыми, благопочтительными, богобоязненными, любвеобильными. Учитесь, а с тем вместе — молитесь, да ниспошлет вам Господь дух разума и страха Божия. Учитесь, и по возможности чаще вспоминайте, что сей дом общежития устроен в воспоминание дивного проявления милости Божией Царю нашему и России. Учитесь, дабы, преуспевая в разумении слова Божия, сугубо преуспевать в любви и преданности отечеству своему — России и ее Державному, Богом хранимому, Монарху. Учитесь всему этому,— и в то же время постоянно памятуйте о своем благодетеле-Попечителе, который приносит столько материальных жертв для вашего воспитания и обучения».
После провозглашения многолетий, мальчикам и девочкам, отличившимся за прошедший учебный год в благоповедении и успехах, розданы были похвальные листы, а от о. протоиерея Косаткина книжки: «Великая милость Божия к России», «Дивное спасение Государя Императора Александра Александровича, Супруги Его, Государыни Императрицы Марии Феодоровны, и Августейших Детей Их». Кроме того, все дети количеством 170 человек, получили, каждый отдельно, сладкого пирога, по яблоку и несколько конфет. Во время этой раздачи местный хор певчих пел концерт: «Утвердися в Господе сердце мое». По окончании концерта, с согласия всех гостей, заведующий школою на имя Его Высокопреосвященства отправил следующую телеграмму:
«Сегодня освящена икона и открыт дом общежития для учеников церковно-приходской Ярополческой образцовой школы, сооруженный на средства Попечителя Василия Никандровича Дедюхина в память дивного чуда, явленного Богом Государю Императору и Его Августейшему Семейству 17-го октября 1888 года.
Сыновне ожидая благословения Вашего Высокопреосвященства новому благотворительному учреждению, от себя, обучающихся под моим смотрением детей и всех участников торжества освящения, смиреннейше прошу повергнуть к стопам Их Императорских Величеств наши верноподданническия чувства. Священник Константин Веселовский».
Участвовавшее в торжестве освящения духовенство города и другие гости были приглашены заведующим откушать чаю и хлеба-соли; стол был накрыт на 50 человек. От Его Высокопреосвященства получена была следующая телеграмма: «Вязники. Священнику Веселовскому. Призываю благословение Божие с особенной радостью на общежитие, на благополучия Дедюхина, на Вас, на учеников и всех участников торжества. Архиепископ Феогност».
Теперь несколько слов о самом здании общежития. Это — прекраснейший, двух-этажный дом; нижний этаж каменный, верх деревянный. Длина каменной кладки по улице 24 ¾ арш., ширина 15 аршин, вышина каменной кладки от поверхности земли до верхнего этажа 5 ¼ аршин. Каменная кладка начата довольно глубоко в земле, и в четыре кирпича каждая стена, так что кирпича положено в канавы фундамента 26 тысяч штук: основание чрезвычайно прочное и на прочном, гористом грунте. Корпус вышиной от поверхности земли, до верха стропил 14 ¾ аршин. Нижний этаж разделен на три части. Правая сторона его в 4 ¼ арш. по лицу, и во всю длину поперечника здания отделена от жилого помещения капитальной каменной стеной и отведена под службы необходимые для общежития. Остальное помещение нижнего этажа, параллельное верхнему деревянному этажу, разделено коридором на две половины. Одна, составляющая собою просторную, светлую, в 6 окон с трех сторон, комнату, предназначена для приготовительного класса, иначе сказать для младшей группы 1-го класса. В этой же комнате дети, призреваемые в общежитии, будут заниматься уроками по вечерам. В другой половине отведена небольшая комната для надзирателя; остальная часть занята кухней, довольно обширной и просторной, так что в кухне же дети будут обедать и ужинать. При кухонной печи имеется куб для желающих пить чай, во всяком случае, на собственные средства. Из коридора в верхний этаж ведет широкая светлая лестница. В верхнем этаже одна зала в 280 квадр. аршин, освещенная 12-ю простыми и 2 итальянскими окнами, отопляемая двумя большими голландскими печами. Здесь, кроме кроваток, табуретов и двух-трех столов, вы ничего не увидите. Освященная и 17-го октября св. икона остается в этой зале, имеющей двоякое назначение; для жилья призреваемых в общежитии детей и для публичных чтений по воскресным и праздничным дням. Вышина комнат в нижнем этаже 4 аршина, а в верхнем 5. Условия общежития в окончательной форме еще не выработаны; но основные его начала уже известны. Круглые сироты будут получать готовое пищевое содержание; дети беднейших родителей, лишь бы эта бедность не зависела от неправильной жизни последних, будут получать тоже, что и сироты. Все обучающиеся мальчики из деревень, хотя бы они были и достаточных родителей дети, имеют право бесплатного квартирования в общежитии, но на своем содержании. Наконец, в случае ненастной и вообще неудобной погоды, имеют право ночлега все мальчики, обучающиеся в школе. Время само покажет, какие условия будет удобнее применить к общежитию; а теперь доколе будем только посерьезнее присматриваться к делу и вникать.
Священник Константин Веселовский

«Кирилло-Мефодиевская мужская двухклассная церковно-приходская школа. Попечитель – Вязников. 1-й гил. купец Василий Николаевич Дедюшин. Заведывающий школой и законоучитель – свящ. Константин Александрович Веселовский. Учителя: студ. семинарии Дмитрий Михайлович Взоров; студ. Семинарии Александр Петрович Руберовский» (Список служащих всех ведомств Владимирской губернии. 1891).
«Ярополческая образцовая двухклассная мужская церковно-приходская школа. Законоучитель – прот. Константин Александрович Веселовский. Учителя: студ. дух. семинарии Петр Фотиевич Трелин; Василий Константинович Веселовский» (Список лиц, служащих во Владимирской губернии. 1899).
Десятилетие Ярополческой, в гор. Вязниках, образцовой двухклассной Кирилло-Мефодиевской церковно-приходской школы (1892).

На базе Кирилло-Мефодиевской двухклассной мужской церковно-приходской школы, двухклассной женской церковно-приходской школы, Всероссийской образцовой школы глухонемых детей была в последствии основана школа № 1.
Ярополческая церковно-приходская школа глухонемых в Вязниках
Ярополческая женская школа
Церковь Троицы Живоначальной
Владимирская епархия
Категория: Вязники | Добавил: Николай (27.11.2018)
Просмотров: 1138 | Теги: Вязники, учебные заведения | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru