Чудотворные иконы в губернском гор. Владимире в нач. ХХ века
Чудотворные иконы в губернском гор. Владимире в нач. ХХ века
В гор. Владимире имеются нижеследующие иконы местно-чтимые за чудотворные:
а) В Кафедральном Успенском соборе.
1) В древнем холодном храме по левую сторону царских врат стоит Чудотворный Образ Владимирской Богоматери в бронзовом створчатом киоте, украшенный жемчужной ризой с драгоценными камнями. Такой же венец на сей иконе украшен еще бриллиантовою на верху короной и большим бриллиантовым перстнем, который вставлен по завещанию Надворного Советника Ивана Федоровича Дмитревского, а ему пожалован Императором Александром 1-м за сочинение истории города Владимира. На серебряных вызолоченных полях иконы вычеканено 18 дробниц с черными изображениями Святой Троицы, Иоанна Предтечи, Московских Святителей, Владимирских Чудотворцев и других угодников Божиих. Этот Чудотворный образ, одинаковой меры с подлинным образом Владимирской Богоматери, находящимся в Московском Успенском Соборе, написан Митрополитом Петром в бытность его еще Игуменом Волынского Ратского монастыря. Пред образом Владимирской Богоматери неугасимо горит огонь в лампаде. Притекающие к Владимирской Иконе Богоматери с живою верою всегда получали и получают милость и благодать во благовременну помощь. Так, знаменитый стольник Петра Первого — Племянников, в проезд свой чрез Владимир, впал в тяжкую болезнь. Врачи признали ее неизлечимой: но больной возложил надежду на Бога и Его пречистую Матерь; не имев возможности объясниться словами, знаками передал своей жене желание, чтоб из собора принесли Владимирскую Икону Богоматери. Святая Икона принесена,— и больной вдруг почувствовал в себе силу привстать на постели; выслушал молебен с водоосвящением, выпил святой воды,— и немедленно почувствовал облегчение, а в непродолжительном времени и совсем выздоровел. В благодарственное ознаменование таковой благодати Божией, Племянников сделал значительные поправки в обветшавшем соборном храме, и приложил серебряный ковш, пожалованный его предку Царем Михаилом Феодоровичем (что значится на самом ковше), приказавши внутри его начертать: «1708 г. генваря в 15 день сей ковш дал вкладу во Владимир в соборную церковь пречистыя Богородицы Успения стольник Григорий Андреевич Племянников по обещанию своему за совершившееся над ним чудо цельбы от Бога предстательством Богоматери и святых Чудотворцев — от смертных врат на живот возвращение». Ковш этот употребляется, с того времени, при торжественном освящении воды, на р. Клизме в Богоявление, Преполовение и 1-е августа; а св. Икону Богоматери Владимирскую жители Владимира почитают Чудотворной. Об ее Чудодейственной силе над опасно больными и находящимися в тяжких бедах много носится устных сказаний между здешними жителями и из других мест приходящими богомольцами.
2) У южной стены того же храма над грибницей Митрополита Максима привлекает к себе внимание богомольца икона Божией Матери, изображающая святую Деву во весь рост и украшенная чеканной золоченной ризой. Она слывет в Соборе под именем Максимовской и на ней изображен сам Первосвятитель на коленах приемлющим из рук Пречистой Девы священный омофор. Крупная подпись внизу иконы на особой доске объясняет ее происхождение. Вот что повествует она:
«Сей смятый и чудотворный образ Пресвятыя Богородицы написан бысть в лето 6897 (1299) по видению Максима, Митрополита Владимирского и всея руси Чудотворца, Греченина родом, егда ему пришедшу от Киева во Владимир и от путного шествия в келлии своей мало уснув, абие видит яко на яве свет велик и необычен и в том свете явися ему Дева Пречистая Богородица, держащи на руку предвечного младенца и глагола: рабе мой Максиме, добре пришел ecu семо посетити град мой и подаде ему омофор глаголя: приими сей омофор и паси в граде моем словесныя овцы. Он-же прием возбудися от сна и в келлии никого же виде, а омофор обретеся в руце его: Он же страхом объять бысть на мног час; — абие поведа Великому Князю Андрею и построиша ковчег злат и положиша в него той омофор и прославися сие чудо во всей Русской земли и в палестине, и повеле написати сей образ тем подобием, яко же виде Максим святый». Длина иконы 2 аршина и четыре вершка, а ширина 17 вершков. Сию св. икону чтут особенно высшие сословия. До того времени, как начали принимать в города и села здешней губернии Боголюбскую Икону Богоматери, Максимовская часто, на праздничные и Воскресные дни, принимаема была окружными дворянами. Некоторые из них и ныне приезжают нарочито совершать молебствие пред сею Иконою. В недавнее время жителями Владимира установлено в честь ceй иконы особое празднество 18-го числа апреля месяца, в день явления Ее Максиму Митрополиту; а священный омофор 112 лет хранился в Соборе, как драгоценная святыня, и при нашествии Талыча в 1412 году исчез вместе с другими сокровищами сокрытыми тогда ключарем Патрикием.
3) Против западной стены холодного-же храма на столпах к северу с особенным благоговением чествуются две иконы Божией Матери: Иверская, украшенная, сверх серебряного венца, таковыми же полями, жемчугом и восточными хрусталями, написанная в 1812 году с подлинного образа Московского, который приносим был тогда во Владимир Преосвященным Августином по случаю нашествия французов, и икона Нечаянной радости.
4) Из древнего, но тесного и бедного придела перенесен в 1862 году в новый теплый храм древний образ святого Благоверного Князя Георгия. Образ этот написан, по всей вероятности, в первой половине ХѴII века, когда открыты были нетленные мощи Святого Князя Георгия и первоначально находился на его гробнице; но при обновлении Собора в прошлом веке, по распоряжению Епископа Иеронима, снят и поставлен был в прежнем теплом приделе, как храмовой образ. И в новом теплом храме он занимает место по правую сторону царских врат против правого клироса, как храмовой образ всего придела. Благоверный Князь изображен на нем во весь рост с крестом в правой руке и в великокняжеской мантии поверх ратных доспехов.
5) В параллель сему образу по левую сторону царских врат за местною иконою Богоматери стоит образ Святого Благоверного Князя Александра Невского, пожертвованный Собору в 1862 году освобожденными от крепостной зависимости дворовыми людьми в память освобождения.
6) В теплом приделе замечателен чудотворный образ Знамения Пресвятой Богородицы, перенесенный сюда из холодного Собора. Он стоит на восточной стене за правым клиросом, в небольшом киоте, украшен серебром и жемчугом. Написан этот образ в 1650 году по видению одного жителя Слободы Быковки, находящейся в предместии Владимира,— Сергия Иовлева, с малолетства страдавшего расслаблением, и поставлен был первоначально в нарочито устроенной часовне в той же слободе. По отправлении пред ним молебствия с водоосвящением, больной получил исцеление и с тех пор много было чудес исцеления от сей Святой Иконы; в соборной старинной рукописи записано их 23. В 1652 году соборяне испросили у Царя Алексея Михайловича дозволение перенести чудотворную икону в Соборный храм, так как помянутая слобода принадлежала тогда Собору и священнослужителям далеко и неудобно было ходить туда для отправления молебнов по усердию разных богомольцев. С тех пор икона эта чествуется в Соборе как святыня и в честь Ее освящен был даже северный придельный алтарь холодного Собора, при обновлении оного Племянниковым. Благочестивые жители г. Владимира и доселе во множестве притекают к сей чудотворной Иконе, и, с верою совершая молебствия, получают милость и благодать от Бога предстательством Богоматери.
7) Древняя, особо чтимая, икона Спаса нерукотворенного образа, в большой, раззолоченной киоте и в золотой ризе, высокой греческой живописи перенесена в собор из упраздненного Муромского Борисоглебского монастыря.
8) Образ Печерской Божией Матери, небольшой вырезанный на пальмовом дереве и вставленный в серебряный вызолоченный киот. Этот образ пожалован был Императрицей Екатериной Великой Владимирскому Епископу Павлу в бытность его еще придворным духовником Ее Величества. По посвящении в сан Епископа, Преосвященный Павел носил его на персях вместо панагии, а по кончине архипастыря достался он Собору.
б) В Николозлатовратской приходской церкви. Образ Божией Матери — Одигитрии, Троеручицы. Снизу по правую сторону изображен Иоанн Крестители, по левую мученик Марин. Лик Божией Матери и третья рука возобновлены, к сожалению, весьма неискусно. Икона эта, как видно из надписи, писана на Афоне и принесена оттуда архимандритом Феофаном в 1594 г., но когда приложена в Николозлатовратскую церковь и кем не известно. Мерой эта икона 12 вершков длины и 10 ширины; писана на кипарисной доске.
в) В Николокремлевской приходской церкви.
1) Образ Святители Николая, древний; написан на чинаровой доске.
2) Образ Божией Матери — Тихвинской.
Обычное время богослужения
Всенощные службы со всех церквах и монастырях служатся, начиная с недели св. Фомы до 15-го сентября, в 6 часов вечера. В зимнее же время они бывают только в монастырях и домовых церквях. Утрени зимой (с 15-го сентября до Святой недели) в праздник служатся в 4 ½ часа, а в будни к 5. Вслед за утренями начинаются ранние литургии. Поздние литургии совершаются во весь год в 9 часов утра.
Кроме совершения обычных молебствий и панихид, по указанию святцев и табели; кроме торжественного богослужения в храмовые праздники, праздники местно чтимых икон и дней свв. благоверных князей Владимирских чудотворцев — этих небесных Ангелов-хранителей города, в гор. Владимире в нижеследующие дни и часы совершаются особенные богослужения: 1) 21-го мая, день принесения чудотворной Иконы Богоматери из Боголюбова монастыря во Владимир, установленный с 1772 г., по случаю прекращения моровой язвы появившейся в городе Владимире в конце 1771 года. В этот день, ежегодно, при многочисленном стечении народа, непосредственно по окончании поздней литургии в Успенском кафедральном соборе пред Боголюбовской чудотворной иконой местным Преосвященным с старшим городским духовенством совершается торжественное, с чтением акафиста, молебное пение Божией Матери.
2) Таковое же торжественное, с чтением акафиста, молебное пение Боголюбовой Божией Матери совершается ежегодно по окончании поздней литургии в Успенском же соборе 16-го июня в день перенесения Боголюбовской чудотворной иконы из Владимира в близь лежащее к городу село Красное.
По Понедельникам
в Крестовой церкви Рождественского (Архиерейского) монастыря, по окончании поздней литургии, с 1723 года у раки святого Благоверного Великого Князя Александра Невского читается Ему соборне акафист.
По Средам
в Успенском соборе, по окончании поздней литургии, с 1879 года пред Владимирской чудотворной иконой совершается торжественное, с чтением акафиста, молебное пение Божией Матери.
По Субботам
в Крестовой церкви Рождественского (Архиерейского) монастыря, по окончании поздней литургии, с 1812 года пред иконою Иверской читается соборне акафист Божией Матери Иверской.
Церковные хоры
Город Владимир, как и вся Владимирская губерния, не скуден певческими голосами, как мужскими, так и женскими. В городе Владимире почти в каждой церкви поют на обедни певческие хоры, ежели не принадлежащие исключительно известному храму, то умеющие поспеть и на свою позднюю, пропев в которой-нибудь из других церквей раннюю обедню. Правильно организованных церковных хоров достаточно. Перечислим главнейшие из них по достоинству: 1) Хор св. Рождественского (Архиерейского) монастыря, самый лучший, 2) Хор Владимирской Духовной Семинарии, 3) Хоры девичьего Успенского монастыря и Епархиального женского Училища своею изящностью останавливают внимание и хоры приходских церквей, между которыми хоры Георгиевской церкви, Николокремлевской, Сергиевской, Воскресенской и Мироносицкой занимают не последнее место.
Xopы приходских церквей содержатся частным лицом — мещанином Сорокиным и приглашаются бедными церквами на храмовые праздники. Между регентствующими в г. Владимире особенно известны: Алексей Евграфович Ставровский , священник И. Вознесенский и диакон Федор Ефимович Соколов, учитель пения в духовных Училищах г. Владимира, обладающий особенной способностью учить пению детей.
Чтения для народа
По мысли в Бозе почившего Архипастыря, Высокопреосвященнейшего Антония, Архиепископа Владимирского и Суздальского, по открытии библиотеки, открыты с 1876 года публичные народные чтения во Владимире, в читальне при Владимирской Епархиальной библиотеке, помещающейся под большой Крестовой церковью Владимирского архиерейского дома. Чтения производятся по воскресным и праздничным дням от 30 м. 3-го часа до 4-х часов пополудни. Содержание чтений: 1) Вероучение и нравоучение христианское в связи с священной историей; 2) Обличение раскола, суеверий и поверий; 3) Изъяснение богослужения; 4) Рассказы из церковной истории; 5) Рассказы из русской истории; 6) Повествование о путешествиях по святым местам. В чтениях, кроме градских священников, по предложению Преосвященнейшего Архипастыря Феогноста, Епископа Владимирского и Суздальского с открытием, братства Св. Благоверного Великого Князя Александра Невского, приняли участие и преподаватели местной Духовной Семинарии. На чтения собирается посетителей в читальную залу библиотеки, где к тому времени приготовляются для слушателей, в особом порядке, кресла, стулья и скамьи, иногда до 200 человек разных сословий, и все охотно, со вниманием слушают предложенное чтение. Слушатели благодарят учредителей такого доброго истинно христианского дела и высказывают, что они с охотой будут посещать библиотеку и на будущее время. Искренно сочувствуя этому учреждению, нельзя не пожелать от души, чтобы во всех наших русских обителях (как мужских, так и женских) введены были подобные чтения для народа, в чем он так сильно нуждается.
Продажа образов, церковных книг и проч.
Каждый Владимирский богомолец, без сомнения, желает приобрести себе во Владимире образа святых Владимирских Чудотворцев, крестики, акафисты Угодникам, просфоры, св. масло и проч. Все это можно приобрести 1) в кафедральном Успенском соборе, 2) в часовне Рождественского (Архиерейского) монастыря, 3) в Успенском девичьем монастыре, 4) в часовнях: Владимирской и Боголюбской и 5) в образной и книжной лавках купцов Паркова и Воронина.
Владимирская епархия.
Крестные ходы, совершаемые в губернском городе Владимире