Главная
Регистрация
Вход
Среда
23.09.2020
11:26
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [139]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [1298]
Суздаль [412]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [422]
Музеи Владимирской области [60]
Монастыри [7]
Судогда [10]
Собинка [109]
Юрьев [219]
Судогда [103]
Москва [42]
Покров [131]
Гусь [151]
Вязники [276]
Камешково [93]
Ковров [375]
Гороховец [119]
Александров [244]
Переславль [112]
Кольчугино [74]
История [39]
Киржач [81]
Шуя [105]
Религия [5]
Иваново [59]
Селиваново [37]
Гаврилов Пасад [9]
Меленки [104]
Писатели и поэты [100]
Промышленность [90]
Учебные заведения [114]
Владимирская губерния [37]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [75]
Медицина [48]
Муромские поэты [5]
художники [24]
Лесное хозяйство [16]
священники [6]
архитекторы [6]
краеведение [41]
Отечественная война [242]
архив [6]
обряды [15]

Статистика

Онлайн всего: 23
Гостей: 23
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Крестные ходы, совершаемые в губернском городе Владимире

Крестные ходы, совершаемые в губернском городе Владимире

Каждый сын Православной Церкви, без сомнение, бывал благоговейным участником священных ходов, называемых крестными от носимого в них честного древа Животворящего Креста. Как в других местах нашего благословенного отечества, так с особенным благолепием и торжественностью совершаются многие крестные шествия многочисленным освященным собором и обитателями некогда престольного града Российского, — Владимира, богатого святыми отечественными и церковными воспоминаниями и издревле чтимыми памятниками святыни. Обыкновенно совершать крестные ходы, как установления Православной Церкви, вполне достойно христианина, внимательного к церковным священнодействиям. Но когда мы видим двигающийся пред нами крестный ход: фонари, кресты, развивающиеся в воздухе хоругви, иконы, колыхающиеся на плечах несущих их, а за ними ряды духовенства,— то думаем ли мы, постоянно ли отдаем себе ясный отчет в том, что происходит пред нами? Но главным образом, все ли участники крестных ходов, совершаемых в городе Владимире, знают время и обстоятельства их установления? Вот причины побудившие нас к составлению настоящего очерка.
Крестные ходы положено совершать во времена, определенные Церковью, напр., в дни: Богоявления (6 янв.), Преполовения и Происхождения честных древ (1 августа) для освящения воды. Могут быть совершаемы крестные ходы и по требованию каких-либо особенных обстоятельств, как-то: по случаю празднования памяти Святым, в храмовые праздники, в память об избавлении милосердием Божиим от эпидемических болезней и тому подобных обстоятельств. Чрезвычайные и народные моления, соединенные с крестными ходами, устрояются с разрешения Епархиального Преосвященного. Посему крестные ходы с древних времен в Православной Церкви были или умилостивительные и покаянные, или благодарственные и торжественные. Вместе с православным исповеданием веры и духом истинного благочестия Церковь Греческая предала Церкви Русской и внешнее Богослужение во всей его полноте и великолепии. История Русской Церкви издревле представляет не малочисленные примеры крестных хождений и единовременных,— по особенным случаям,— и постоянных. Праздничные ходы, совершаемые в гор. Владимире, мы изложим в годовом порядке, начиная с сентября месяца, потому что 1-е сентября с ХV по ХVIII век считалось у нас на Руси днем «новолетия», да и Церковь в своем Богослужении празднует новолетие с 1-го сентября, на которое приходится празднование памяти Св. Симеона Столпника.

СЕНТЯБРЬ

1. В восьмой день сентября совершается крестный ход из Успенского собора в Рождественский монастырь, что ныне Архиерейский Дом, по случаю храмового праздника в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в холодном храме сего монастыря.

ОКТЯБРЬ

2. Празднованием в честь Покрова Пресвятой Богородицы. У нас же, жителей гор. Владимира, этот день ознаменовывается особым крестным ходом: из Успенского собора в Вознесенскую приходскую церковь.

ЯНВАРЬ

3. В шестой день января, в день Богоявления Господня, по окончании Литургии, при общем колокольном звоне, крестный ход выступает из Успенского собора на реку Клязьму, в котором с Преосвященным во главе участвует все городское духовенство, и, несмотря иногда на сильный мороз, крестный ход сопровождает множество народа. На средине реки устраивается иордань, где ход и останавливается. Тогда колокольный звон умолкает и начинается отправление торжественного водоосвящения, по окончании которого крестный ход с той же церемонией и в таком же порядке возвращается в собор. Крестный ход в день Богоявления идет на реку для освящения воды в воспоминание крещения Иисуса Христа в реке Иордане. Ход этот совершается в гор. Владимире со времен введения во Владимирской стране христианской веры. При сем, может быть, некоторые спросят, кто же учредил это священнодействие? Не люди ли какие-либо обыкновенные? Нет, мы приняли его от мужей великих и святых, от преемников Святых Апостолов. Первый, высочайший пример к тому преподал Самим Господом Иисусом Христом, когда Он погружением Своего пречистого тела во Иордане освятил естество вод. И первый крестный ход совершен был Господом же, первоначально понесшим на раменах Своих крест, как основание и знамение нашей веры. Крестное шествие Спасителя нашего и Господа началось из той горницы, где совершалась тайная вечеря. Поэтому крест, как орудие спасения мира Иисусом Христом, был предметом величайшего чествования у христиан с самого начала Церкви. У отцов Церкви это чествование называется апостольским преданием. Как освящается вода? Здесь не один человек, а вся Церковь изливает теплые молитвы о том, чтобы естество вод освящено было силою и наитием Св. Духа, очистительным действием Пресвятой Троицы. Тут торжественным образом призывается над водою страшное и достокланяемое имя Того, пред Кем трепещет вся тварь; тут совершается троекратное погружение в освящаемую воду креста Христова, того креста, пред коим благоговеют далее силы преисподние. Из молитвы, читаемой на освящение воды святых Богоявлений, явствует, для чего освящается в этот день и в другие вода: именно во исцеление души и тела, во освящение людей и их жилищ.

МАРТ – АПРЕЛЬ

4. В 25-й день марта, в день Благовещения Пресвятой Богородицы, по уложению монастырскому, бывает пред Литургией крестный ход вокруг Успенского девичьего монастыря. Ход установлен с 1852 года, по случаю бывшего в том году большого пожара.

5. Крестный ход в Пасху. Так как для празднования Пасхи положены 35 дней, в которые она попеременно бывает, то и пасхальные крестные ходы, завися от времени празднования Пасхи, бывают между числами 22-го марта и 25-го апреля.
Как для Церкви нет события радостнее Воскресения Христова, так нет праздника, который бы Церковь праздновала торжественнее, светлее — Пасхи. И верующими также ни один из церковных праздников не встречается и не проводится так радостно, как Св. Пасха. Уже с 11 часов Великой Субботы толпы владимирцев тянутся к святым храмам, чтобы заранее занять поудобнее место и яснее слышать церковную службу величайшего христианского праздника. Светлого Христова Воскресения. Особенно широким потоком двигаются толпы к Рождественскому монастырю, в котором обыкновенно совершается церковная служба Архипастырем Владимирским, и к Успенскому собору. Пред утренею храм наполняется благоуханием, в знак изобильной благодати, полученной нами чрез Воскресение Христово. По уставу Церкви, приготовляются два сосуда (две жаровни) с углиями горящими, в которые влагается много благовонного фимиама. Один сосуд ставится среди церкви, другой в алтаре, чтобы наполнилась вся церковь благоуханием. В храме зажигаются все свечи, и все, находящиеся в нем, стоят со свечами в знак великой радости. После окончания «полунощницы», все священнослужители облачаются во весь светлейший сан, т. е. в полное облачение и дожидаются звона. Ровно в 12 часов с колокольни Рождественского монастыря гулко проносится в свежем ночном воздухе первый удар колокола, за которым немедленно следуют колокола всех Владимирских церквей. К этому времени Рождественская колокольня, оба Собора, девичий монастырь и другие городские храмы бывают уже иллюминованы. Наконец, отворяются Царские врата и из алтаря в блестящих облачениях выходит для следования с крестным ходом духовенство. Крестный ход двигается из храма при торжественном пении стихиры: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангел и поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Потом, обыкновенно, священнослужители обходят храм, изображая Мироносиц, шедших утру глубоку помазать тело Христа Спасителя. Наконец, при пении тропаря: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ», настоятель со всеми священно-церковнослужителями, с честным крестом, как победным знамением над смертью, входит в церковь из притвора как бы из гроба, при пении певчими: «и сущим во гробех живот даровав» Утреня дня Светлого Воскресения начинается в притворе пред дверьми храма в знаменование того, что Мироносицы и Апостолы получили первую весть о воскресении Господа пред дверьми Его гроба. Ход этот,— повсеместный, установлен в России с принятием христианства. При сем, может быть, некоторые спросят: «для чего творится крестный ход Церковию вокруг храмов? Что была за мысль Богомудрых Отцов наших в учреждении крестных ходов в светлые дни праздника Воскресения Христова? Ответ на сии вопросы заимствуем у приснопамятного великого святителя Московского, Филарета. «Святая Церковь», говорит сей иерарх, «торжествуя Воскресение Господне, пробуждает нас в полночь, и преизобильным светом светильников в храме изображает день вечныя жизни в горнем Иерусалиме, где светильник — Агнец, где солнце не нужно, где нощи не будет».

6. Пасхальные крестные ходы. В воспоминание явления Спасителя по Его воскресении ученикам и другим верующим, на пасхальной неделе установлены крестные ходы, которые в городе Владимире совершаются: в первый день после вечерни и затем по понедельникам, средам и пятницам после ранней Литургии вокруг соборов и монастырей гор. Владимира. Три последние хода совершаются с артосом. К празднику Пасхи приготовляется хлеб, артос или, по церковному уставу, «просфора всецелая». Сообразно с знаменованием Пасхи, которая соединяет в себе воспоминание событий смерти и воскресения Господа, на артосе изображается знамение победы — Крест, увенчанный тернием, или Воскресение Христово. Как в Ветхом Завете, в воспоминание освобождения людей от рабства фараонова закалялся агнец, который вместе с тем прообразовал Агнца, вземлющего грехи мира,— Спасителя, так в Новом Завете, в воспоминание воскресения Господа нашего Иисуса Христа, Которым мы избавились от вечные работы вражия, приносится артос,— хлеб, изображающий собою ангельский хлеб, хлеб живота вечного, сшедший с небес,— Господа нашего Иисуса Христа, Который напитал нас духовной пищей Божественных Своих благодеяний, соделался для нас истинным хлебом жизни. В первый день Пасхи, по совершении Литургии, благословляются и освящаются особые приношения, кои, обыкновенно, называют «пасхами». От них православные христиане семейно вкушают в первый день праздника, подобно древним Израильтянами, которые семейно ели свою преобразовательную Пасху (Исх. XII, 4). Артос еще более, чем Пасха, напоминает нам об истинной Пасхе Христовой и соединяет нас с воскресшим Господом. Пасха в первый же день раздробляется и употребляется; а артос, по произнесении молитвы и кроплении св. водою, в день Пасхи и во всю светлую седмицу полагается на аналогии, нарочно к тому устроенном, вместе с образом Воскресения Господня, напоминая верующим о таинственном пребывании с нами воскресшего Спасителя. С сим артосом в некоторых храмах во всю светлую седмицу, кроме первого дня, совершается вокруг храма крестный ход с хоругвями, образами Воскресения Христова и Богородицы, запрестольным Крестом и Евангелием, при пении пасхальных стихир, а в монастырях на трапезе или точнее после трапезы бывает возношение артоса, подобно тому, какое бывает с частью хлеба, называемою «панагиею», в субботу же артос по молитве раздробляется, напоминая те пять хлебов, которыми Господь чудесно напитал в пустыне множество народа, и раздается с честью верующим. Обычай сей ведет начало от времен Апостольских. Ежедневно, по славном воскресении Господа, ученики Его собирались вместе на общую трапезу и, наученные внезапным таинственным явлением Его и ядением пред ними в первый день, оставляли незанятым Его обычное на трапезе место, полагая пред оным хлеб. Сей то хлеб, освящаемый и благословляемый невидимым присутствием Христа, они и вкушали после принятия пищи с благодарным воспоминанием о воскресшем их Учителе. Артос можно уподобить ветхозаветным опреснокам, которые древний Израиль, избавленный от рабства египетского, вкушал в дни пасхальной седмицы (Исх. XII, 15—21). Св. Кирилл, еп. Туровский (28 апр.), живший в XII веке, в слове своем на новую неделю говорил: «как Евреи из Египта по пустыне несли на главах (раменах) своих опресноки (Исх. XII, 34), пока не перешли Чермного моря, и тогда посвятив хлеб Богу, разделили его всем и вкушавшие были здоровы и страшны врагам: так и мы, спасенные воскресшим Владыкою от рабства мысленного фараона—диавола, износим со дня воскресения Христова священный хлеб,— артос, в продолжении целой недели и, наконец, посвятив сей хлеб Богу, вкушаем от него и храним его на здоровье телам и душам нашим».

7. В четвертую неделю (Воскресенье) по Пасхе, когда Церковь вспоминает чудесное исцеление расслабленного, бывшего в недуге 38 лет (Иоан. V, 1 — 14), совершается из Кафедрального собора крестный ход в Успенский Девичий монастырь, по случаю празднования памяти Св. мученика Аврамия, нетленные мощи которого почивают открыто в этом монастыре. И неделя расслабленного, по причине сего крестного хода, именуется во Владимире Аврамиевым Воскресением.

8. В среду четвертой седмицы празднуется Преполовение Пятидесятницы, или пятидесяти дней, день соединяющий собою два великие праздника — Пасху и Пятидесятницу. Святая Церковь в день преполовения праздника Пятидесятницы, изводя чад своих ко кладезям и источникам водным «с предношением священных знамений веры, с пением духовных песней», творит «крестный, крестом Христовым предваряемый, управляемый и охраняемый, кресту Христову последовательный ход» для освящения воды. Крестный ход в день Преполовения напоминает нам крестное хождение Господа на земле для проповеди о спасении людей. «В последний день великий праздника стояше Иисус и зваше глаголя: аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет. Веруяй в Мя, якоже рече Писание, реки от чрева его истекут воды живы. Сие же рече о Дусе, егоже хотяху приимати верующие во имя Его» (Иoaн. VII, 37 — 39). И вот Святая Церковь, желая утолить духовную жажду верных своих чад, указует в крестном ходе источник утешения в кресте Господа. Посему, когда будете шествовать с крестным ходом, помышляйте, что нас ведет Святая Церковь к общению с Богом, Который крестным Своим хождением по земле совершил наше спасение. «А если ты внимателен», говорит тот же приснопамятный великий иерарх, «то и всякий обыкновенный твой путь из дома в храм Господень совершай, по возможности, как деятельное приготовление к общению с Богом. Еще же лучше, да будет и вся жизнь твоя, по примеру Святых, не иное что, как непрерывный крестный ход от плоти к духу, от земли к небу, от мира к Богу. Да будет твоим праздником не только то, чтобы ты был огражден от тяжелых рабских дел, но то наипаче, чтобы ты был свободен от работы чреву, рассеянию, тщеславию, суетам разного рода. Соделывай всемерно ум твой, сердце твое и самые чувства твои праздными от всякой твари, прельщающей, озабочивающей, смущающей, да возможешь принять Бога в уме, в сердце, во внутреннем чувстве, созерцанием, желанием, ощущением, чрез духовное учение, чрез чистую молитву, чрез дела благия и святыя».
Ход в Преполовение в гор. Владимире установлен со времени принятия христианства и происходит следующим порядком: исходя, по обыкновению, из Успенского соборного храма после Божественной Литургии, ход останавливается на плац парадном месте у фонтана для освящения воды: после отправления торжественного водоосвящения, шествует, при неумолкаемом колокольном звоне, вокруг всего Кремля, по окружающим его древним валам, с остановкой в четырех местах для совершения кратких литий и, наконец, с тою же церемонией и в таком же порядке, в каком вышел из собора ход, он возвращается в собор, сопровождаемый всегда большим стечением народа. Во время шествия этого крестного хода дивная картина открывается взору богомольцев, в особенности, когда ход идет по валу Рождественского монастыря, когда пред взором наблюдателя открываются виды на правой стороне р. Клязьмы с ее зелеными равнинами и лесами. Люди, участники крестного хода, невольно поддаются впечатлению минуты и начинают развлекаться житейскими разговорами. Но Божие дело не следует неразумно перемешивать с человеческим, часто оскорбляющим его. Вместо наставлений от себя приведем наставление в Бозе почившего Высокопреосвященного Митрополита Московского Филарета о том благоговейном расположении духа, в каком должен быть в крестном ходу каждый православный христианин.
«Духовенство должно напоминать себе и прочим, дабы сие благое дело принесло благий плод, для сего надобно, чтобы дело Божие совершаемо было с глубоким и непрерывным благоговейным вниманием. Когда вступаешь в крестный ход, помышляй, что идешь под предводительством Святых, которых иконы в нем шествуют, и приближаешься к Богу, поколику немощи нашей возможно. Святыня земная знаменует и призывает святыню небесную. Присутствие креста Господня и святых икон и кропление освященною водою очищает воздух и землю от наших греховных нечистот, удаляет темные силы и приближает светлые. Пользуйся же сею помощью для твоей веры и молитвы и не делай ее беспомощною для тебя твоим нерадением. Слыша церковное пение в крестном ходе, соединяй с ним свою молитву: а если, по отдалению, не слышишь, призывай в себе Господа, Божию Матерь и Святых Его известным тебе образом молитвы. Не входи в разговоры с сопутствующим, а начинающему разговоры отвечай безмолвным поклоном, или кратким только необходимым словом. Духовенство должно быть примером порядка и благоговения,— а мирские не должны тесниться между духовенством и расстраивать порядок. Не беда, если отстанешь телом, не отставай от Святыни духом».
После сего, думается, нет надобности говорить что-либо больше о том, как подобает нам творить наш крестный ход. Итак,— священнослужители идите по два рядом, ничтоже глаголюще, якоже и Моисей, при переходе чрез Чермное море, храня глубокое молчание, вопиял к Богу: певцы пойте гласно, а миряне шествуйте тихо и не глаголите друг ко другу никоегождо словесе, а в сердце помышляюще, яко грядет с нами Господь, и взывайте к Нему негласно: Господи помилуй, ко Пресвятей Богородице рцыте в сердце споем: Пресвятая Мати Христа Бога нашего спаси нас, и призывайте молитвы всех Святых. Так творяще мы, последующе заповеди Св. Апостола, научающего, дабы вся по чину и благообразно было, сподобимся достойно шествовать крестным ходом ко Христу, совершившему наше спасение крестом на земле, и ныне восседящему одесную Царя славы и зовущему всех последователей Его к прославлению в царстве света. Да сподобит же Господь всех нас православных христиан приити к Нему в обители небесные.

МАЙ

9. Двадцать первого мая, в день празднования памяти св. равноапостольного царя Константина и матери его Елены, бывает замечательнейший крестный ход во Владимире, из Боголюбова монастыря, находящегося во Владимирском уезде, при р. Клязьме и Нерли, с древнею и чудотворною иконою Боголюбивой Божией Матери. Передадим историю установления сего хода. В начале 70-х годов XVIII столетия Россию, по судьбам Всевышнего, посетило большое несчастие — чума, или, как называли ее тогда, моровая язва. В то время Россия вела войну с Турцией (1768—1774), откуда через войска и пришла эта беда: возникшая моровая язва истребила множество народа на юге России и проникла в Москву: этой же участи, в конце сентября месяца 1771 года, подвергся и гор. Владимир, где с конца сентября того года народ стал умирать в большом количестве, так что никакие человеческие средства и усилия не могли спасать людей от жестокой смерти. В такое ужасное время, граждане гор. Владимира, движимые особенным чувством благоговения к издревле чтимой иконе Божией Матери Боголюбской, написанной, по повелению Св. Князя Андрея Юрьевича Боголюбского, после бывшего ему явления Богоматери, просили местное начальство о дозволении принести ее из Боголюбова монастыря во Владимир. Местное светское начальство, по настоянию одного лекаря-немца, боявшегося, при большом стечении народа, сильнейшего развития заразы, не согласилось, было, на принятие иконы в город, но, наконец, уступило общему благочестивому желанию. Святая икона была внесена в город 22-го октября, и из числа двух сот, зараженных язвою, умерло только три человека, а в ноябре язва вовсе прекратилась. «Боже мой, это — чудо», воскликнул немец-лекарь (протестантского вероисповедания), а граждане гор. Владимира, в память чудесного избавления от неизбежной гибели, моровой язвы, исходатайствовали дозволение каждогодно приносить икону в город, на что, в следующем 1772 году получили из Владимирской Консистории и указ следующего содержания: «Указ ее Императорского Величества Самодержицы Всероссийские, из духовной—Преосвященного Иеронима, Епископа Владимирского и Муромского, Консистории,- Кафедрального Владимирского Успенского собора протопопу Иоанну Федорову с братией. Cегo мая 19-го дня 1772 года в изданном от его Преосвященства в Консистории определении написано: как-де в прошлом 1771 г., в исходе сентября месяца в граде Владимире оказалась опасная заразительная болезнь, то во время продолжения оной градские начальники и обыватели просили его Преосвященство, чтоб ради умилостивления Всесильного и Всемогущего Бога, дабы оное праведное Его наказание отвращено было, принесть из Боголюбовского монастыря образ Божия Матери, нарицаемыя Боголюбивыя. Его Преосвященство, смотря на важность тогда бывших обстоятельств, рассудил по оной просьбе сделать удовольствие. Почему оный образ Божия Матери и принесен был во Владимир с обыкновенным крестным хождением октября 22-го числа того 771 года; и с того времени бывши в граде ноября до последних чисел, ношен, как в имевшихся тогда крестных хождениях, так и по желанию граждан, для отправления пред оным молебствия в домы их. А как благодатию Божиею, помянутая опасная болезнь во Владимире в ноябре месяце того ж 771 года совсем прекратилась то ныне градские жители с общаго своего согласия представили его Преосвященству, дабы оный образ Божия Матери и в каждый год, в известное время приношен был во Владимир, дабы вышеозначенное от милостиваго Бога оказанное благодеяние и в последующее время без забвения свидетельствуемо было усердным почтением и рабскою благодарностию. Таковые граждан представления его Преосвященство, находя справедливыми и богоугодными, определил: как ныне, так и в последующие годы выше ревенный образ Божия Матери Боголюбовых приносить в град Владимир маия 21-го, и обратно в монастырь относить июня 17-го числа с крестным хождением и с таковою церемониею, как вся ныне отправляема быть имеет, и о том в Кафедральный Успенский собор и в Боголюбов монастырь послать указы и Кафедрального Успенского собора протопопу Иоанну Федорову с братиею чинить о том по сему ее Императорского Величества указу и в Боголюбов монастырь о том же указ из Консистории послан». Указ соборному протоиерею подписан Царе-Константиновским Архимандритом Авраамом. С этого то 1772 года и до сих пор ежегодно приносится чудотворная икона Боголюбской Божией Матери в гор. Владимир 21-го мая.
Сретение иконы всегда совершается торжественно. Для ознакомления читателей-богомольцев с сим крестным ходом считаем не лишним поместить здесь, сколько возможно, подробное описание оного, свидетельствующее о том, как сильно еще религиозное чувство в массах народа. Порядок торжественного шествия с иконою Богоматери из Боголюбова монастыря в гор. Владимир таков: ежегодно, по обыкновению, к 20-му мая, дню выноса иконы Божией Матери Боголюбской из монастыря в гор. Владимир, собирается множество богомольцев со всех сторон не только нашей, но и смежных губерний. Еще накануне 20-го мая перед всенощной, каждогодно отправляется в Боголюбов монастырь Преосвященный Викарий, его настоятель, для совершения всенощной, а 20-го числа Божественной Литургии в монастыре, и молебствия Боголюбивой Божией Матери окончены бывают Его Преосвященством к 1 часу дня пополудни. Часа в 4 пополудни икону Боголюбивой Божией Матери вместе с древней иконой Покрова Пресвятой Богородицы, современной Боголюбской, торжественно, с крестным ходом, и всегда при большом стечении народа, относят в село Доброе, в 4-х верстах от Владимира, куда приносят икону в тамошнюю приходскую, Константино-Еленинскую церковь и служат в этот день в церкви всенощную, а на другой день, 21-го числа, раннюю Литургию. По окончании ранней обедни и совершении молебна, к иконам Боголюбивой Божией Матери и Покрова Ее, присоединяется третья старинная икона Царя Константина и матери его Елены. Итак, все сии три иконы, во главе коих Боголюбская икона Божией Матери, в преднесении полотняной большой хоругви, износят из села Доброго в гор. Владимир. Возвышенное и поистине отрадное зрелище каждогодно представляется среди нас в день сретения иконы Боголюбовой Божией Матери для каждого, не совсем зачерствелого сердца! Ибо кто не тронется и благоговейно не подвигнется для веры и молитвы, смотря на сии волнующиеся массы бесчисленных богомольцев, одушевленных одним и тем же чувством беспредельного благоговения пред Пречистой Девой Марией и одной пламенной молитвою пред ее чудотворною иконою? Обуреваемые постоянно житейской суетой и связанные всяческими житейскими попечениями, как легко мы холодеем верою и как незаметно мельчаем в религиозном отношении. Но невольно согревается дух при зрелище сих многочисленных благоговейных молитвенников и молитвенниц, одушевленных одним и тем же религиозным чувством и изливающихся в единой общей молитве пред Владычицей нашей, Пресвятой Богородицей. И мы, видя в день 21-го мая, как тысячи благоговейных и верующих христиан и христианок преклоняют колена пред Заступницей рода человеческого и с любовию лобызают ее икону, можем успокоительно сказать себе: не погас еще среди нас светоч веры и благочестия, несмотря на все действие темных вражеских сил, стремящихся отуманить умы и развратить сердца слабых и колеблющихся членов нашего общества.
В виду того, что встреча чудотворной иконы совершается всегда одинаково, по раз установленному порядку, мы опишем эту встречу в настоящем (1902) году. 21-го мая Владимир был неузнаваем. К 8 часам утра все жители выступили за черту города на встречу Небесной Заступнице и Покровительнице своей, торговцы побросали свои лавочки, присутственные места закрыты; в церквах с раннего утра начался колокольный звон; улица, по которой должно было совершиться шествие с иконою Богоматери, была начисто выметена, — словом, город приготовился к очень редкому торжеству. Все гостиницы и постоялые дворы за день и за два до 21-го мая переполнились приезжими, многие пешком прибыли из дальних мест не только Владимирской, но и Ярославской, Нижегородской, Рязанской и Московской губерний. Сретение иконы и всегда совершается торжественно, но ныне (1902 г.) этому торжеству особенно благоприятствовала вполне хорошая погода, так что по припоминаниям старожилов, стечение народа в нынешний раз было огромное, до 18 тысяч, из них до 5 — 6 тыс. женщин. И вот, эти-то тысячи народа стекаются к градской Сергиевской церкви. Дивная картина открывалась взору христианина в чудное майское утро 21-го дня; как бы окаймленное узкими канавами шоссе, целая река народа в праздничных одеждах виднелась далеко на востоке и среди этого множества народа, на раменах его неслись и сияли златой иконы Боголюбской Божией Матери, Покрова ее и царя Константина и матери его Елены, медленно спускаясь с высокой Добросельской горы. Торжественное шествие из села Доброго приблизилось к Сергиевской церкви. В это же время крестный ход, вышедший из собора подходит к той же церкви для встречи чудотворной иконы. Когда он приблизился среди нескончаемой народной волны, заполнившей все улицы около церкви, занявшей сплошь все высокие места, когда подошел, колыхаясь лесом своих хоругвей и рядами высоко поднятых икон, к решетке ограды Сергиевской церкви, он остановился, водворилась тишина. Была захватывающая сердца минута, и все ждали чего-то. И так, еще не смешиваясь, ходы стояли, уже соприкасаясь, разделенные лишь оградой, и вдруг раздалось громовое: «Спаси от бед рабы твоя». Что значили тогда, в ту минуту, эти стройные звуки, того пером описать нельзя, на то нет слов на бедном языке человеческом; глубоко и сильно трогало душу. Преосвященный Викарий начал совершать молебствие с чтением акафиста. И если мы стоим пред чудотворною иконою Богоматери с верою, столь прекрасно выраженной словами молитвы: «предстоя тебе, яко живей сущей», то это чувство делается еще напряженнее во время крестных ходов. И, когда, при перенесении чтимых святых, вы видите глаза, полные слез, слышите сквозь эти слезы вопли: «Матушка», «Владычице», «Пречистая»,— знайте тогда, что эти простой сердца чуют здесь присутствие Той, Которой усыновлены все люди, и Которая всегда там, где Ее зовут и на Нее надеются. После молебствия шествие направилось в Успенский собор Боголюбского, к нетленному телу Его; это шествие Преосвященный Викарий, с посохом в руках, при торжественном звоне всех градских церквей, сопровождал до соборного храма в следующем порядке: 1) впереди хода шел ключарь в одной эпитрахили, 2) псаломщики в стихарях — для пения и хоругвеносцы в своих шитых кафтанах с хоругвиями по две в ряд, которых бывает до 40. 3) Между последнею парою хоругвий, посредине пути в прямой линии за ключарем, шли 4 хоругвеносца с двумя массивными крестами и двумя фонарями. 4) За этими хоругвеносцами простые люди с св. иконами, коих в киотах носится до 10. 5) В прямой линии за хоругвеносцами — архиерейские певчие в своей изящной парадной форме — парами. 6) За ними также шли священники и протоиереи. 7) Между последней парой протоиереев шли два священника рядом: один нес на блюде, покрытом воздухом, св. Евангелие, а другой св. Крест. Пред ними впереди два дьякона с рипидами, два дьякона с кадилами и два дьякона с трикирием и дикирием. За ними шествовал Преосвященный Викарий. За Преосвященным — вблизи соборный дьякон и позади его дьяконы попарно: за ними Начальник губернии, военные и гражданские чины и должностные граждане при огромном стечении народа. Сплошная масса народа во время крестного хода занимала всю Нижегородскую улицу. На соборной площади, окаймленной шпалерами войск, священное шествие было встречено самим Архипастырем Владимирским с соборным духовенством при оглушительном звоне колоколов, звуков оркестров военной музыки и пожарного общества и пении полного хора певчих, где и совершена была малая лития. Потом, по совершении литии и окроплении святою водою, иконы внесены были в соборный Успенский храм на время торжественной литургии и молебного пения после оной. Храм, несмотря на свою обширность, был переполнен молящимися. По совершении Божественной Литургии, которая оканчивается не ранее исхода 2 часа, икона Боголюбская остается в соборе на целый день, а другая, копия, отправляется по домам. Этим благоразумным распоряжением, в первый раз в 1892 году установленным указом Консистории, мы обязаны некоторым почтенным лицам духовного ведомства, уничтожившим обычай носить икону по домам в первый день ее прибытия в город и тем доставившим возможность бедному народу, прибывающему из разных губерний, помолиться на просторе и приложиться к образу Матери Спасителя нашего. И долго прикладываются к иконе усердные богомольцы и расходятся с глубокою благодарностью, что имели возможность помолиться и приложиться к чудотворной иконе, подавшей в годину тяжелых испытаний избавление от губительного морового поветрия. Из Успенского собора переносят иконы ежедневно по монастырям и всем городским церквам. С 1879 года по настоящее время порядок принятия Боголюбской иконы Божией Матери в храмах города Владимира совершается по маршруту, ежегодно утверждаемому епархиальным начальством, и при содействии светской власти, которая заботится о сохранении порядка во время шествия. При таком порядке усердие граждан принимать св. иконы в своих домах всегда удовлетворяется.
Исключая частных крестных ходов, бывающих при переносе икон из одной церкви в другую, совершаются еще три большие крестные хода, обыкновенно по Воскресеньям, в коих участвует все городское духовенство, и тогда по частям обходят кругом весь город. Перейдем к описанию этих торжеств.

10. Так, в первое Воскресенье после 21-го мая, пред литургией в соборном храме, бывает крестный ход с чудотворной иконой Божией Матери Боголюбивой, с которой из собора носятся и другие: особенно чтимый, древний образ Нерукотворенного Спаса, иконы: Богоматери — Владимирской и Св. Благоверных Князей — Александра Невского, Георгия, Андрея, Глеба и Св. муч. Аврамия Владимирских Чудотворцев, мощи коих открыто почивают в монастырях и Успенском соборе. Этот ход, выходя из собора в 7 ½ часов утра, идет по юго-восточным окраинам Владимира в Успенский Девичий монастырь. Вот подняли икону и при колокольном звоне вынесли из церкви, поставили на носилки и подняли на плечи. Народ бросается под икону. После, говорят блюстители порядка, тут нельзя. Крестный ход движется по громадной площади перед собором и направляется вокруг всего города, начиная нижними улицами: Годовой, Вокзальной и Щемиловкой при пении псаломщиками приходских церквей и любительским хором канона молебного Пресвятой Богородице. И сколько смысла в этих, всегда слышимых Богоматерью и, конечно, и теперь принимаемых Ею, кликах: «Пресвятая Богородице, спаси нас!» И радостно, надежно на душе от этого праздника веры, от этих слов победы: все побеждено благодатию, все злое и внутри стихнет, если звать на помощь благодать этой «необоримой стены». И сколько верующих, кроме простого народа; сколько воспитанников Семинарии, Гимназии и других учебных заведений города Владимира. И по лицам видно, что всех привлекло не любопытство и обычай, а живая вера. Вот, первая остановка — у Петропавловской церкви, что при богоугодных заведениях. Служится молебен... И как тут, в тени деревьев, доступен сердцу зов к Богу, «умиленныя приемлющему слезы», понятны среди этой ласковой, всегда готовой откликнуться природы, слова молитвы: «помяни Господи, ненавидящих и любящих нас»,— как это настроение широкого общения с жизнью легко входит в душу! И как знаменателен рассказ Евангелия о посещении Богоматерью Елизаветы теперь, в те минуты, когда Богоматерь обходит «град свой». Молебен кончен. Крестный ход идет теперь по пути, где нет ни малейшей тени. Солнце печет страшно, жара изнурительная. Но усердие несущих иконы не ослабевает. Вот, в самом трудном по тяжести месте, у передних ручек носилок идут двое мужчин. Как они устали, вероятно; идут они тут с самого начала, изредка сменяя друг друга, когда очень уже заноет плечо, и не хотят никого пускать на свое место: верно, по обещанию! Вот несмотря на запрет женщинам участвовать в несении икон, поддерживает одной рукою носилки под «Боголюбивой», молодая, красивая, изящно одетая женщина. Вот, высокий воспитанник, несет впереди тяжелый запрестольный крест, укрепленный накинутым на его плечо кожаным широким ремнем. Посредине пыльной дороги нескончаемая вереница на коленях: дети, женщины, мужчины и над главами их проносятся высоко поднятой на носилках иконы. И как радостно смотреть на это, идущее по воздуху, ополчение Владимирских святынь. Вот икона преп. Сергия, иконы Св. муч. Аврамия, Св. Благ. князей Владимирских Чудотворцев, образ Всемилостивого Спаса, икона Св. Равноапостольных Константина и Елены, иконы Владимирской и Покрова Ее, и наконец, Боголюбивая. И отрадно итти под этими взорами икон, оглядываясь иногда, чтобы посмотреть, как солнце играет на самоцветных камнях драгоценной ризы на Боголюбивой, как очи Богоматери с любовью смотрят на небо и вместе с тем видят и эту, склоняющуюся под всесильный покров Ее, массу православных. А в воздухе внятно раздается глас веры, что Ею мы «сопротивных ополчения низлагаем. Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице, Ты нам помози, на Тебе надеемся, и Тобою хвалимся: Твои бо есмы раби, да не постыдимся». Из богоугодных заведений вокруг дома арестантского отделения идут полем, к Юрьевской заставе — и потом опять по окраине города в Девичий монастырь. Крестный ход описывает такую линию, что почти весь город оказывается внутри этой линии, и выходит к женскому монастырю, пред вратами которого встречает ход Преосвященный, и совершается молебствие. Собор, в коем почивают мощи Св. муч. Аврамия, переполнен народом, также и площадь перед ним. По окончании Божественной Литургии икона Боголюбовой Божией Матери, Покрова ее и Свв. Константина и Елены остаются в монастыре, откуда потом по установленному порядку переносятся из храма в храм, из дома в дом, а крестный ход возвращается в собор. Крестный ход окончен, дело веры совершено. И сколько раз в году, идя по Владимиру, радостно вспоминаем мы этот день, и как надежно станет на душе от сознания, что это отрадное место обведено духовной «необоримой стеной».

11. Во второе Воскресенье после 21-го мая пред Литургией в соборном храме бывает крестный ход с Чудотворной иконой Божией Матери Боголюбивой в Сретенскую, что в Солдатской слободе, приходскую церковь. Этот ход, выходя из собора в 8 ½ часов утра, идет мимо Успенского Княгинина монастыря северо-западными окрестностями города Владимира до Сретенской церкви, с той же церемонией и в таком же порядке, как предыдущий ход.

12. В третье Воскресенье после 21-го мая пред Литургией в соборном храме бывает крестный ход в Вознесенскую приходскую церковь. Этот ход, выходя из собора в 83 ¾ часов утра, идет от Успенского собора сначала, как в первое Воскресенье, а потом направляется по южным окрестностям Владимира.
Стечение богомольцев на всех этих празднествах бывает огромное, но несмотря на тесноту, шествие крестных ходов продолжается в совершенном порядке, за сохранением которого зорко следит Владимирское Общество хоругвеносцев, которое основано в 1889 году, в память совершившегося в 15 день июля 1888 года девятисотлетия Крещения Руси Святым Равноапостольным Великим Князем Владимиром, и считается причисленным к Успенскому соборному храму. Хотя главная цель учреждения общества состоит в том, чтобы служить благому делу усиления благолепия крестных ходов, совершаемых в гор. Владимире, но оно, кроме участия в ношении священных предметов во время крестных ходов, обращает свои заботы и на благоукрашение недостаточных храмов Божиих. И не говоря о той картинной красоте, которая получается от участия членов-хоругвеносцев (коих более 200) в торжественных крестных ходах, Общество это является всюду почти первым выразителем благоговейных и верноподданнических чувств. Наконец, нельзя не обратить внимания и на то обстоятельство, что вступление в члены Общества хоругвеносцев не дает каких либо прав и выгод, а лишь возлагает одни труды и заботы. И однако члены Общества не только не тяготятся своими обязанностями, но исполняют их с полным усердием и любовию! Это уже дает вполне достаточное основание к убеждению, что в данном случае членами Общества движет не что иное, как только их религиозная благонастроенность, их крепкая любовь к Богу и желание потрудиться во спасение своей души. А в виду такой благотворной деятельности Общества, которому во всех делах и начинаниях, исходящих от простоты сердца ради одной славы Божией, споспешествует Сам Небесный Отец, — остается только радоваться и благодарить Бога за возрастание сего Общества и за постепенное расширение его полезной, богоугодной и спасительной деятельности, свидетелями коей Господь приводит быть при совершении крестных ходов, и просить Бога о дальнейшем процветании сего Общества на многие и многие лета на пользу святой Православной Церкви и на спасение всех верных.

ИЮНЬ

13. В 16-й день июня бывает крестный ход из Успенского собора к Сергиевской приходской церкви по случаю возвращения иконы Боголюбивой Божией Матери в Боголюбов монастырь. Накануне, 15-го июня, в 5 часов пополудни, начинается благовест на колокольне Успенского Кафедрального собора. Это — призыв для слушания последней вечерней службы, совершаемой в честь иконы Боголюбивой Божией Матери. В 6 ½ часов, по принятому издревле обычаю, пребывает в собор местный Архиепископ и начинается всенощное бдение при многочисленном стечении народа, едва вмещающегося в обширном соборном храме. По окончании всенощного бдения в 10 час. вечера, икона Боголюбивой остается в соборе и верующие прикладываются к ней в последний раз. В этот день (16-го июня), после поздней литургии, совершенной Преосвященным, при торжественном крестном ходе свв. иконы Боголюбивой Божией Матери, Покрова ее и царя Константина и матери его Елены относятся до Сергиевской церкви; здесь совершается краткая лития, по окончании которой Преосвященный входит в церковь для разоблачения, а крестный ход возвращается в собор. Некоторые из духовенства и множество народа сопровождают «Боголюбивую» за город до близлежащего села Красного. Здесь иконы находятся до 4 час. пополудни, следующего 17-го числа, а потом относят их, исключая Константино-Еленинской, которую возвращают в церковь с. Доброго, в Боголюбов монастырь, где и совершается всенощная по случаю храмового праздника 18-го июня, как день, ознаменованный в 1158 г. явлением Богоматери князю Андрею Боголюбскому. В день возвращения иконы Божией Матери Боголюбской из города Владимира в Боголюбов монастырь так много святых чувств и благоговейных воспоминаний еще из детства соединяется у нас с этой родной святыней нашей, что у добрых христиан в нашей местной Владимирской среде всегда является некоторая грусть и скорбь при виде торжественно удаляющейся иконы Богоматери, пред которой изливаем мы ежегодно несколько недель свои благоговейные чувства и воздаем поклонение в своих жилищах и многочисленных храмах. Как будто сама Небесная гостья наша удаляется от нас вместе с своей чудотворной иконой. За ней же устремляется сердце наше с молитвенным воплем: «не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды разве Тебе, Владычице!» Чувство досточтимое, в ком оно есть, несмотря на то, что мы знаем и все уверены, что находимся под непрерывным покровом Матери Господа нашего, и что мы с одинаковой надеждою на милость ее можем приклоняться и пред теми ее иконами, которые остаются с нами и которыми украшаются наши храмы и жилища, но дорого то, что пред чудотворной иконой Матери Божией, ставшей историческим памятником всесильного ее покровительства над нашим городом, в добрых и религиозных гражданах наших является особенное благоговейное чувство радости при встрече и скорбного сожаления при проводах. Это есть признак, что вообще в сердце их имеется доброе религиозное чувство и что в душе их не порвана невидимая и духовная связь между ними и Пресвятой Богородицей, а при этой связи есть для них и благая надежда спасения вечного. И всякий год, после того, как вокруг всего города пройдет крестный ход с чудотворной ее иконою, каждый спрашивает себя, не воздвигнет ли сила Богоматери «необоримую» вокруг Владимира «стену» от всяких зол, бед и болезней? И глубоко веруют, что Богоматерь благословила это место, где так умеют веровать в Нее. И сколько событий в истории города Владимира, в общественной и частной жизни каждого владимирца, подтверждают эту веру. Невозможно исчислить всех чудотворных действий, явленных в течение почти семи с половиной веков от иконы Божией Матери Боголюбской! Упомянем здесь о некоторых, особенно памятных гражданам гор. Владимира, событиях, совершившихся еще так недавно. В 1835 году случился пожар в подгородной Ямской слободе утром во время обедни. При сильном ветре дома горели по обе стороны слободы, горела и деревянная мостовая, не было никакого спасения, а между тем порывистый ветер свирепствовал, пламя лилось рекой по направлению к городу. Это случилось в июне месяце; бывшая в то время во Владимире икона Божией Матери Боголюбская находилась в Георгиевской приходской церкви, где совершал литургию Боголюбский архимандрит Феофил. Народ, не видя никакого спасения от огня, ринулся в храм Св. Велик. Георгия и, взяв св. икону Боголюбскую, устремился к месту пожара. Как только обнесли св. икону вокруг слободы, и о. Архимандрит, прибывший туда же, по окончании литургии, стал совершать молебствие пред чудотворной иконой с усердно молящимся народом, ветер, устремленный до того на город, обратился в противоположную сторону на слободу, где уже до ста домов обращены были в пепел, и только это небесное покровительство спасло весь город от неминуемого истребления. В 1871 г., когда совершалось столетие после того, как приносится в гор. Владимир св. икона Божией Матери Боголюбской, при значительном усилении холеры во Владимирском уезде и по случаю появления ее в самом гор. Владимире, граждане гор. Владимира просили дозволение принесть «Боголюбивую» икону во второй раз, и 14-го августа того года она была встречена ими в Казанской церкви подгородной Ямской слободы, так как икона сия была до того времени в Покровском уезде, Владимирской губернии. Также было и 14—15 июля 1892 г. И что же? Холера, свирепствовавшая в уездах, пощадила гор. Владимир и щадит его с самого появления своего в пределах России в течение более 50 лет.

14. В двадцать третий день июня, в день празднования Владимирской иконе Божией Матери, по окончании Божественной литургии в Успенском Кафедральном соборе совершается крестный ход к Золотым воротам в воспоминание чуда, бывшего при самом сооружении их, и здесь пред принесенными из собора и из соборной часовни особо чтимыми Владимирскими Святынями: иконами Божией Матери Владимирской и Боголюбской и Спаса Нерукотворенного совершается торжественное молебствие с чтением акафиста и водосвятием.
Передадим историю воспоминаемого чудесного события. Во Владимире существует, кроме созданного Андреем Боголюбским Успенского собора, другой памятник сего князя,— Золотой ворота из белого камня, заложенные в 1158 году по образцу Ярославовых врат в Киеве. По окончании работ, когда отобрали леса и кружала от сводов, собралось множество народа, но должно быть преждевременно поторопились отнять кружала, своды треснули, рушились, а с ними и весь верх упал; каменьями засыпало двенадцать человек, но по молитве великого князя Андрея с народом пред иконой Богоматери, принесенной им из Вышгорода (именуемою ныне Владимирскою) все 12 человек, когда камни были разобраны, найдены живыми и неповрежденными. После этого, когда верх ворот снова был завершен, над ними в ознаменование чуда, при самом сооружении их, устроена церковь в честь положения ризы Богоматери, которая в 1164 году была освящена, но 24-го июня 1806 года храм обновлен был уже в честь положения ризы Господней (11-го июля). Над Золотыми воротами, с восточной стороны, поставлена икона Богоматери — Владимирская в лучезарном сиянии, а с западной — образ, замечательный, не стариной, но тем, что он представляет совершившееся здесь чудо, переданное летописцами. Благоверный, Великий Князь Андрей изображен молящимся пред св. иконой Богоматери, и, по молитвам его, люди, которые засыпаны были развалинами павших ворот, восстают невредимо предстательством Богоматери.

ИЮЛЬ

15. В 15-й день июля после поздней литургии совершается из Успенского собора крестный ход на площадь перед собором, установленный в 1892 г. В этот год Россию снова постигло несчастие — холера, распространившаяся почти по всем городам нашего Отечества. Особенное географическое положение Владимира, между двумя торговыми центрами: Москвой и Нижним-Новгородом, внушало серьезные опасения в деле распространения заразы. Воспоминая заступление Божией Матери, уже неоднократно являвшей городу свою помощь, граждане ходатайствовали пред Епархиальным Начальством о разрешении вторично в этот год принести во Владимир чудотворную икону Боголюбской Божией Матери. Благочестивое желание их было уважено, и Владимирский Архипастырь выразил желание принять личное участие в отправлении молебствий. 14-го июля чудотворная икона была принесена во Владимир, 15-го было совершено перед нею торжественное молебствие на площади, а затем в этот день и в последующие совершались вокруг города крестные ходы во главе с Преосвященнейшим Феогностом, занимавшим тогда Владимирскую кафедру. Кроме того, служились молебствия по всем улицам. Вера в скорое заступление Богоматери не посрамила верующих, и ни один человек во Владимире не сделался жертвой заразы, кроме приехавшего больного из Нижнего. В память этой новой милости, явленной городу заступлением Божией Матери, и установлен этот ход. В нем участвует, кроме соборного, и градское духовенство во главе с Владыкою; на площади совершается молебствие с чтением акафиста Боголюбивой Божией Матери и водосвятием, после чего ход возвращается в собор.

16. Христиане во все времена имели великое уважение и благоговение к пророку Илии Фесвитянину (ок. 896 до Р. Хр.). Православная Церковь празднует ему, как «вещанием некогда уставившему водоточныя облака» (кондак праздника), в самое жаркое время года, когда для произрастающей зелени особенно нужны дожди, прося его молить о нас Человеколюбца, чтобы не отяготели над страною бездождие и голод. И во Владимире, в 20-й день июля, совершается из Успенского собора пред Божественной литургией крестный ход в Ильинскую приходскую церковь по случаю храмового праздника, где литургию совершает Преосвященный. По окончании литургии и молебна Св. Пророку Илии, крестный ход возвращается в собор. Установлен этот ход издавна и, по мнению митрополита Филарета, «в день пророка Илии в память его сорокадневного путешествия к Боговидению в Хорив, крестный ход идет в церковь прор. Илии». Всеми участниками этого хода чувствуется, будто Сам Бог в эту торжественную минуту являет Свое присутствие среди нас, подобно тому, как в «гласе хлада тонка» после бури, землетрясения и пламени Он явил Свое присутствие пророку Илии на горе Хориве, — и мы все как будто чего-то ожидаем для себя чудесного и таинственного. И это нечто чудесное и таинственное, действительно, является для нас в виде того отрадного и спокойного состояния духа, в которое все мы приходим в это время.

АВГУСТ

17. Торжеством церковным открывается сей последний из месяцев церковного лета: исхождением честных древ Животворящего Креста, для освящения вод. Это умилительный праздник Всемилостивого Спаса, служащий преддверием посту пред Успением Богоматери, и церковь смиренно взывает ко Господу от лица своих чад: «Всякия скверны, Всемилостивый Спасе, аз бых делатель и в отчаяния ров впадся, но стеню от сердца и вопию к Тебе, Слове: ускори щедрый и потщися на помощь нашу, яко милостив». День этот в народном быту известен под именем «Первого Спаса», так как этим днем начинается ряд церковных праздников (6 и 16 авг.), посвященных Спасителю (К Первому Спасу только что вынутые медовые соты из ульев, свозятся во Владимир на продажу. В былые времена монастырские крестьяне Рождественского монастыря свозили свой мед на площадку близ монастырских стен и приносили в храм для освящения.). Крестный ход, совершаемый в этот день, 1-го августа, день «Происхождения (с греч. преднесение или вынос) древ честного и животворящего Креста Господня, установлен в 12 веке при благочестивом царе Греческом Мануиле (1143 — 1180) и благоверном князе Российском Андрее Боголюбском (1157 — 1174), первым — по благословению Константинопольского патриарха Луки Хризоверга, а вторым - по благословению русского митрополита Константина и Нестора, епископа Ростовского, в благодарность за победы, одержанные ими: Мануилом над турецким Султаном или Сарацинами, а Андреем над камскими болгарами в 1164 году и в ознаменование чудес явленных от Животворящего Креста и от икон Спасителя и Божией Матери «Владимирския». Ход этот повсеместный, и во Владимире он совершается по окончании литургии из Успенского собора на реку Клязьму, где для освящения воды устрояется «Иордань». Во главе крестного хода следует Преосвященный. По прибытии на реку, совершается водоосвящение и затем после освящения воды крестный ход в прежнем порядке возвращается в собор.

18. В шестой день августа, день Св. Преображения Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Второй Спас, совершается из Успенского собора пред литургией крестный ход в Спасо-Преображенскую приходскую церковь, по случаю храмового праздника и в память того, что Господь в последний год Своей земной жизни взошел с учениками на гору Фавор помолиться и явил некоторым из них такую славу своего Божества, видение которой поддержало бы их веру, когда увидят Его распинаема. По прибытии крестного хода в Спасскую церковь, совершается литургия Преосвященным Владыкой, по окончании которой освящаются приносимые в этот день в храм яблоки и грозды винограда. Яблоки раздаются богомольцам. Это благочестивое обыкновение перешло в Россию из Православной Греции, где к настоящему дню поспевает виноград; почему в молитве и испрашивается благословение Божие преимущественно для гроздий, которыми особенно изобилуют страны восточные. В большей части нашего Отечества, за исключением привозного, нет винограда, но Провидение благословило нашу страну многими другими плодами, которые вместо виноградных гроздов и приносятся в храм для освящения. По окончании сего, крестный ход в прежнем порядке возвращается в собор.

19. В пятнадцатый день августа, на день перенесения Нерукотворенного образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа от Едессы в Царьград (Третий Спас) совершается из Успенского собора перед всенощным бдением крестный ход в часовню во имя Великого князя Владимира, находящуюся в центре города на Московской улице, освященную в 1797 году, с целью перенесения из сей часовни в собор древней, особо чтимой святыни, иконы Спаса Нерукотворенного образа, высокого греческого письма. Этот ход в соборную часовню установлен по следующему обстоятельству. В 1812 году, по рассказу очевидца, во время прибытия Преосвященного Августина из гор. Мурома в гор. Владимир «на 27-е число (воскресенье) октября св. иконы (Московские — Владимирская и Иверская) перенесены были (из Дмитриевского собора) в Рождественский монастырь. Утром (27 окт.) пораньше обыкновенного началась Божественная литургия, которую совершал Преосвященный Ксенофонт с избранным духовенством и потом молебен Божией Матери, а затем прямо из храма с крестным ходом сам же Преосвященный сопровождал св. иконы до соборной часовни, которая на пути в Москву. В оной часовне разоблачившись и со слезами облобызавши святой иконы, он поручил сопровождать их архимандриту Анатолию, ректору семинарии, до Казанской церкви, которая в Ямской слободе, на выезде к Москве. Дворяне и купцы попеременно несли святой иконы в продолжении всего пути — более трех верст, несмотря на снежную ненастную погоду. В Казанской церкви св. иконы уложили в дорожные киоты, поклонившись пред ними в последний раз, возвратились восвояси, славя и благодаря Бога и Пречистую Его Матерь, спасшую град наш и все области наши своим благодатным посещением». С этого памятного для России года и до сегодня совершается крестный ход ко Владимирской часовне, ныне обращенной в храм, освященный во имя св. Антипия (в память избавления Его Императорского Величества от грозившей 29-го апреля 1891 года в гор. Отсу, в Японии, опасности). На следующий день, 16-го августа, икона Спаса возвращается с крестным ходом в часовню.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, подобно благочестивым нашим предкам, которые в тяжелых обстоятельствах отечества, предвидя неминуемую гибель, взывали ко Господу и Богородице о своем спасении, и мы, православные соотечественники, каким бы бедствиям и опасностям ни подвергались в частной и общественной жизни, должны с великим терпением и покорностью пред Промыслом Божиим переносить испытания Божии, изливать печаль сердца своего в пламенной молитве ко Господу и Пречистой Его Матери, и от Них ожидать вожделенной помощи и спасения. «Много может моление Матернее ко благосердию Владыки», воспевает Св. церковь.

Протоиерей Василий Орлов.
Орлов В.М. Крестные ходы, совершаемые в городе Владимире. Год издания: 1902.
Владимирская епархия.

Copyright © 2019 Любовь безусловная


Категория: Владимир | Добавил: Николай (20.09.2019)
Просмотров: 253 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край


Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2020
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика