Главная
Регистрация
Вход
Пятница
01.03.2024
23:01
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1585]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [167]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [163]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2390]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [117]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Осо-авиахим во Владимирской губернии и области

Осо-авиахим

Родоначальником Осо-авиахима является ОДВФ (Общество Друзей Воздушного Флота). Общество друзей воздушного флота во всесоюзном масштабе образовалось 8 марта 1923 года.
Во Владимирской губернии, при губисполкоме, была создана губернская комиссия содействия воздушному флоту 15 марта 1923 года. Во Владимире её возглавлял председатель губисполкома Д.И. Савостин и его заместитель И.П. Михайлина.
30 апреля 1923 года при губкомиссии организовалось владимирское отделение общества «Добролет». В 1924 г. полномочным прeдставителем акционерного общества «Добролет» по Владимирской губернии утвержден т. Тройников.

Работа ОДВФ заключалась, главным образом, в сборе средств на усиление воздушного флота, вербовке членов и пропаганде идей воздушного флота среди населения.
Губернской комиссией было сделано обращение к населению. Разъясняющее задачи комиссии, важность сбора средств на постройку самолетов и т. д.
К 1 июня 1923 г. губкомиссией было собрано в дензнаках 23.720 р. 79 коп. и 290 рублей облигациями займа. Постановлением губисполкома от 9 июня 1923 года губернская комиссия содействия воздухофлоту была реорганизована во владимирское отделение общества друзей воздушного флота.

«Доклад о-ва друзей воздухофлота (3-го августа 1923).
Тов. Никольский рассказал о задачах об-ва и о проделанной работе с момента его организации. Всего членов об-ва 2530 человек, собрано средств на 1 августа 320 червонцев и 35 облигаций выигрышного займа. Наша задача построить во Владимире аэродром, собирать средства на два «Владимирца», организовать работу так, чтоб средства уездов не распылялись (каждый уезд желает иметь свой самолет), а собрать их в одно место и использовать их на самые необходимые нужды воздухофлота.
Выборы Владимирского совета «Об-ва друзей воздухофлота». Без прений собрание преступило к избранию Владимирского совета «Об-ва друзей воздухофлота», работу которого до сего времени выполняло Губ. об-во. Избранными оказались т. т. Дробенин, Воронин (хлебопродукт), Иванов Eвг., Колчин, Горбов, Маслов и Хрусталев.
Hа этом работа очередного собрания закончилась» («Призыв», 6 августа 1923).
В Вязниковском уезде всех членов ОДВФ на 16-е августа 1923 г. состояло 248 чел.
5 сентября вышел в свет первый № стенной газеты «Красный Самолет», издаваемый Юрьев-Польским агитотделом РКП(б) и Усоветом ОДВФ. Газета расклеена в самых людных местах города, с интересом читалась населением. Культурно-просветительный кружок имени тов. «Троцкого», при Юрьев-Польском Артскладе поставил спектакль, деньги с которого, в сумме тысячи рублей, поступили в помощь воздухофлоту.
Первый пленум Губсовета ОДВФ. «Наше Общество родилось на основе общественной инициативы с единой мыслью укрепить нашу самооборону и завоевания Октябрьских дней.
Эта мысль, переданная ответственными работниками Центра, с необыкновенным успехом распространилась и укрепилась по всему СССР. Но вначале как в Центре, так и на местах, работа, за отсутствием опыта, протекала неорганизованно, местами даже стихийно. А у нас, по-видимому, это продолжается и до сих пор.
Каждая инициативная ячейка — фабрики, волости и уезда работала на свой страх и риск. Все, включая даже волостные и заводские организации решили строить ипподромы и аэропланы своего имени.
Но как строить, где строить? Куда, откуда и зачем летать? Над этим то задумались меньше всего.
Бывали случаи, когда, напр., волость посылала в Центр на утверждение... магистрали своих полетов!
Собирали деньги и расходовали по своему усмотрению; а, в лучшем случае,— держали деньги у себя.
Конечно, при такой неясности, от всего этого революционного порыва укрепить воздушный флот, на деле ничего не получается.
Правда, в этой революционной прыти много есть хорошего и ценного. Правда, также, что каждый завод, фабрика и все уезды имеют неоспоримое право присваивать свое название тому самолету, на который они собирают средства. Но это ничуть не говорит за то, что собранные средства надо держать у себя.
Из этого вышло бы то, что СССР имел бы тысячи громких названий и ни одного аэроплана, напр., мы, владимирцы, в течение ½ годовой работы далеко не собрала еще на один самолет. Следовательно, отдельному заводу, фабрике и даже уезду потребуется несколько лет, чтобы действительно построить свой самолет.
Отсюда ясно, что надо не распылять средства, а сосредоточивать их в руках Всесоюзного Центра нашего общества.
Внести сюда ясность, по моему,— первая задача предстоящего пленума.
Необходима работа в массах.
До сих пор главное внимание в своей работе мы обращали почти исключительно на городское население. Рабочие же крестьянские массы пока-что мы не трогали. Если местами и была среди них работа, то она носила неорганизованный и кустарный характер. Между тем, как в нашей губернии насчитывается одних организованных в профсоюзы рабочих больше 100000 ч., из которых членов ОДВФ не более 3 проц., а крестьян насчитывается только пока что десятки.
Это есть один из крупных пробелов нашей роботы. Дальше так быть не должно. Рабочее должны состоять членами Общества Друзей Воздушного Флота: крестьянин также не должен стоять в стороне. И они, безусловно, будут нашими членами; в этом мы нисколько не сомневаемся. Надо только им рассказать важность этой работы. Это зависит не только от их штабных органов, но и всех членов ОДВФ, которые, к нашему сожалению, в большинстве своем, считают свое участие только вступлением в члены. Это, конечно, хорошо, но это далеко не все, что бы мог и должен сделать каждый член. Решения пленума в этой отрасли точно также важно.
Мы надеемся, что пленум правильно наметит дальнейший план успешной работы».
12 ноября 1923 г. закончил занятия первый пленум Губсовета ОДВФ, наметивший план дальнейшей работы по созданию двух самолетов нашей губернии. Имена самолетов: — «Красный Владимирец» и — «Красный Текстильщик» («Призыв», 18 ноября 1923).
«В состав Владимирской Губернской делегации ОДФ, выехавшей в Москву для торжественной передачи самолета «Красный Владимирец», входят следующие товарищи из уездов: кр. Юрьевского уезда Т. Ев. Куприянов, рабочий Щетинкин (из Мурома), рабочий Вас. М. Бубнов, с фабрики им. Абельмана, слесарь с «Ком. Авангарда» Дм. Андр. Жуков, рабочий Кузнецов (из Кольчугина) и кр. Л. Ив. Васин (Meленки). Редакция «Призыва» вместе с делегацией командировала в Москву специального корреспондента тов. Ник. Горбунова» («Призыв», 25 мая 1924). «Вчера по вызову центрального ОДФ из Владимира выехала специальная делегация рабочих и крестьян губернии (членов уездных ОДФ) для торжественной передачи самолета «Красный Владимирец». В делегацию, кроме Губвоенкома тов. Михайлина и представителя Губпрофсовета тов. Кириллова, вошли шесть рабочих и крестьян: т. т. Куприянов, Щетинкин, Бубнов, Васин, Кузнецов и Жуков» («Призыв», 24 мая 1924).
Аэро-частушка
Моя мивлка разгулялась,
Захотела пофорсить:
В ОДеВеэФ записалась
И значок стала носить.
Я от милки не отстану
Чем я парень не герой:
Членом ОДеВеэФ стану,
Внесу рублик золотой...
А как сдам налог единый,
Расплачусь с советов в срок,—
Вот тогда на две полтины
Я куплю себе значок.
Эй девчонки, эй парнишки!
К «друзьям» в общество вступай:
Не жалей, народ, рублишки—
Береги Советский край!..
Дик.

«Юнкерс» во Владимире
Вчера прилетел в наш город аэроплан системы «Юнкерс» для устройства полетов с пассажирами.
Аэроплан будет здесь до понедельника, 10-го марта, включительно.
Губсовет ОДВФ «выпасал» сюда аэроплан, чтоб закрепить полетами успешно проведанную кампанию помощи воздухофлоту. Рабочие и крестьяне, видя над своими фабриками и полями стальную птицу, поймут, что их трудовые лепты не пропали даром.
На собранные по губернии пoжeртвования уже заказан и скоро будет выпущен аэроплан «Владимирец», который войдет в мощную эскадрилью истребителей «Ультиматум».
Кроме того дан крупный задаток на постройку второго владимирского самолета текстильщиков.
Цель прилета к нам «Юнкерса» — не сбор денежных средств, а закрепление смычки трудящихся со своим воздухофлотом.
Пожелаем «Юнкерсу» счастливых полетов!» («Призыв», 8 марта 1924).


Немецкий пассажирский самолёт Юнкерс F.13

«Над городом. (Впечатления полета).
Смотря с земли на парящий в воздухе над городом „Юнкерс" мы мечтали полетать... Волновались, ждали, не верилось... Но вот, наконец, в четырех-местной кабинке самолета захлопнулась дверь и за нами.
Усаживаемся в удобные кресла, застегиваем ремни. Ждем нетерпеливо начала полета. Вот затрещал пропеллер... Тронулись. Небольшой путь по сугробам и... чувствуем, как тихо и плавно отделились...
Снег куда то проваливается, люди делаются маленькими, а ты, сроссшийся с машиной, в едином, мощном порыве, несешься вверх...
Вот под нами город... Громадное здание губисполкома кажется коробкой из под гильз, а улицы и дороги черными линейками...
Гудит пропеллер... Легкий крен на поворотах заставляет тревожно взглядывать на крыло, но тут же проникаешься необычайным спокойствием, чувствуя, что мощная стальная птица уверенно летит, побеждая стихию.
Невольно вспоминаются пугливые росказни будто-бы летавших об «ужасах» подъема и спуска... Нелетавшие, не слушайте их!
Плавно, постепенно, снижается самолет, чувствуются легкие провалы вниз, вот уже низко несемся над землей… Момент и широкие лыжи зашуршали по сугробу...
Опять земля...
А все таки мы летали!
Петр Тихонравов и Василий Левин» («Призыв», 11 марта 1924).
«Благодарность от экипажа самолета «Юнкерс».
Приношу искреннюю благодарность Президиуму местного ОДВФ за радушный прием экипажа самолета «Юнкерс».
Интерес, проявленный Президиумом ОДВФ и представителями органов местных властей к полетам, ярко подчеркивает правильность оценки значения Красного воздушного флота для нашей пролетарской Республики.
Сердце летчика радуется, когда все с таким вниманием откликаются на наш призыв. «Все для Красного воздушного флота».
С самыми радостными впечатлениями улетаем из Владимира и еще paз искренне благодарим за внимание и радушный прием.
Летчик-инструктор Исске.
Летчики: Галышев, Семенов.
Борт-механик Сазонов» («Призыв», 12 марта 1924).


Летчик-спасатель Арктики - Виктор Львович Галышев (1892-1940).
Виктор Галышев участвовал в Первой Мировой войне, в боях против немцев в войну 1914-1917 гг., был дважды ранен, контужен, награжден тремя Георгиевскими крестами IV, III и II степеней «за храбрость и мужество». В 1918 году штабс-капитан Виктор Галышев оказался в Народной Армии Воздушного флота белых войск на Востоке России во время Гражданской войны, и даже довелось служить в авиаотряде армии Колчака (1918-1920). Но вовремя одумался, перешел на сторону Красной Армии. Принят на службу в Рабоче-Крестьянский Красный Воздушный флот Западного фронта РККА под командованием Михаила Тухачевского. И принимал активное участие в подавлении восстания банд Антонова в Тамбовской губернии, за что и получил из рук Тухачевского свой первый советский орден Красного Знамени (1921). Дальше Виктор Галышев демобилизовался, участвовал в становлении Всероссийского общества «Добролет», открывал воздушные линии в Средней Азии и в Сибири.
В феврале-апреле далекого 1930 года он провел первую в истории Арктики (!) операцию по эвакуации воздушным путем пассажиров с застрявшего во льдах парохода «Ставрополь» у мыса Северный (ныне Отто Шмидта) на Чукотке. Сделал три рейса в бухту Лаврентия, перевез 15 человек, в том числе нескольких детей, одного новорожденного.

На 1 января 1924 года во Владимирской губернии насчитывалось уже 7.650 человек членов ОДВФ, объединенных в 37 ячеек, а к 1-му октября 1924 года было уже 23537 членов и 193 ячейки.
«У нас в полку имеется ячейка О. Д. В. Ф. и планерный кружок, которые задались целью построить свой планер (безмоторный летательный аппарат на манер аэроплана). Сейчас подготовительная работа по постройке планера подходит к концу. В первых числах августа планер будет готов и будут устроены пробные подъемы» («Призыв», 15 июля 1924).

В конце октября 1924 г. состоялся первый губ. съезд общества друзей воздушного флота. Съезд открыл губвоенком тов. Михайлин, указавший на значение ОДВФ и съезда. После оглашения приветственной телеграммы ОДВФ СССР съезд перешел к деловой работе и заслушал доклад тов. Михайлина о деятельности губсовета за прошедший год…
«Со времени организации ОДВФ во Владимирской губернии собрано 130000 рублей. Средства были пущены на постройку самолетов «Владимирский Текстильщик» и «Владимирец». Оба самолета переданы в эскадрилью «Ленин».
Ближайшими задачами владимирск. ОДВФ является постройка планеров, вовлечение большего числа членов в общество, открытие авиа-курсов и авиа-уголков и постройка самолета «Красный Пахарь».
В этой работе кое-какие результаты уже имеются налицо. Строятся три планера: в механическом техникуме во Владимире, в Коврове и в местечке Кольчугино. Постройка всех трех будет закончена к всесоюзному планерному состязанию в текущем году.
На самолет «Красный Пахарь» собрано пока 7000 рублей. Основной задачей губсовета ОДВФ стоит сбор средств на постройку этого самолета» («Призыв», 7 марта 1925).
«10 сентября 1925 г. в Феодосии (Крым) открываются всесоюзные планерные состязания, на которых предполагается участие до 40 планеров. Среди участвующих на состязаниях планеров наиболее интересным по конструкции является металлический планер конструкции Королева, Курицкеса и Сорокина, построенный на средства владимирского авиахима на Кольчугинском заводе. Весь планер построен из колчуга-люминия, только крылья и фюзеляж покрыты полотном. Этот планер представляет собой первый опыт постройки планера из металла» («Призыв», 4 сентября 1925).
«С 23 по 25 августа 1925 г. в Кольчугине проводится трехдневник Авиахима. Будут устроены торжественные октябрины вновь построенного планера. После октябрины планер будет отправлен для участия во всесоюзных планерных состязаниях, которые состоятся 10 сентября. Губсовет Авиахима отпустил дополнительно на постройку планера – 800 руб.».

Родственное ОДВФ «Общество друзей химической обороны и химической промышленности» (ДОБРОХИМ) организовалось в середине 1924 года.
1 июля 1925 года эти общества соединились. К этому времени «Доброхим» имел в своих рядах 26000 членов, объединенных в 277 ячеек.
После слияния ОДВФ и «Доброхима» было создано новое общество друзей авиационно-химического строительства и обороны — Авиахим (в мае 1925).
Новое общество широко развернуло работу. В сельском хозяйстве производились работы по борьбе с вредителями, применялись минеральные удобрения, оказывалась помощь школам с химическим уклоном.

«На-днях в Кольчугино прилетел самолет, присланный Влaд. губсоветом Авиахима. На Литвиновском лугу, где самолет сделал посадку, собралась огромная толпа. Тут и рабочие, тут и крестьяне окрестных сел.
Обступили они самолет со всех сторон, с любопытством рассматривают его, украдкой от летчика тянут руки к крыльям, рулю.
Вдруг, как молнии, пронеслось сообщение, что самолет будет делать небольшие полеты с рабочими и крестьянами. Плотнее сгрудилась к самолету толпа.
Не один десятом выкриков из толпы послышалось:
— Нельзя-ли взлететь?
— И мне!
- Посадите и меня.
Выясняется, что райком Авиахима имеет уже список, по которому будут вызываться намеченные кандидаты к «воздушному крещению».
Вот в кабинку самолета лезут два старика. Один из них улыбается, другой— трусит.
Загудел мотор. Самолет, сорвавшись с места, пробежал немножко по земле и стал плавно подниматься ввысь.
Сотни голов задрались в небо.
Оркестр игpaeт марш. Через полчаса самолет сел. Старики выпрыгивают, ка дети, из кабинки. Их подхватывает толпа и качает. Один из стариков лепечет:
— Ну, вот, и слетал. Завтра можно и умирать.
Другой вторит:
— Был у бога и его не нашел.
Затем следующая пара кандидатов, следующая. И так два дня.
29 сентября самолет отбыл к месту своей стоянки, оставив о себе надолго память у рабочих Кольчугинского завода и крестьян окрестных деревень.
Полеты дали не один десяток новых членов Авиахима» («Призыв», 4 окт. 1925).

«Приступлено к организации музея губсовета Авиахима. Уже получена первая партия экспонатов (отравляющие вещества, отравленные предметы и т.д.)» («Призыв», 11 августа 1925).
В воскресенье, 22 ноября 1925 г. в помещении штаба корпуса (против Красной церкви) состоялось открытие музея губсовета Авиахима.
Музей имел 4 отдела: авиационный, военно-химический, химия в сельском хозяйстве и литературный.
«Химическая лаборатория закуплена губсоветом и будет работать по производству опытов на лекциях в музее Авиахима.
Музей Авиахима открыт по воскресеньям с 1 до 4 часов дня и по четвергам с 5 до 8 ч. вечера. При музее дежурит специальный руководитель, который дает объяснения посетителям.
«Война будущего» - специальная лекция Авиахима зачитана рабочим спиртоводочного завода и слушателям владимирского рабфака. Лекции сопровождались демонстрацией экспонатов музея.
Кино-передвижка Авиахима с фильмами «Война в будущем» и «Пахом в небесах на птице» обслужила рабочих и крестьян района Баглачевского лесо-завода» («Призыв», 3 дек. 1925).
«Огнеметными орудиями различных систем, в качестве экспонатов химического отдела, пополняется музей Авиахима.
Химическая краскомаскировка на войне будет показана на организуемой губсоветом Авиахима специальном вечере. Зрители будут ознакомлены с искусственными деревьями, перекрашенной местностью, декорированной постройкой, с целью ввести в заблуждение воздушные разведки противника» («Призыв», 6 дек. 1925).

«Испытание аэро-лодки отложено. В виду того, что постройка аэро-лодки спорт-кружком Авиахима не закончена, испытание ее 14-го июля на Клязьме не состоялось».
«Кольчугинский планер, участвовавший на 3 всесоюзных планерных состязаниях, прибыл во Владимир и установлен в здании рабфака.
Авиа лаборатория создается при губсовете Авиахима, при которой будут работать моделисты.
В ячейке при мехтехникуме откроются летающие модели аэропланов.
Аэросани строит ячейка Авиахима села Сельца, Влад. у. Пропеллер для аэросаней заказан в механическом техникуме» («Призыв», 24 дек. 1925).
«Мотор и пропеллер с глиссера (аэролодки) губсовет Авиахима использует в течение зимнего сезона для аэросаней, которые в настоящее время строятся в мехтехникуме, под руководством инженера Сергеева. Аэросани в середине января будут готовы» («Призыв», 31 дек. 1925).
«В центральном клубе идет подготовка к большому концерту Авиахима.
При входе в клуб, на лестнице, устанавливаются два громадных соляных кристалла, добытых химическим путем лабораторией губсовета Авиахима. На площадке стоит модель причальной мачты и дирижабля, в курительной комнате оборудуется цех химического завода, в буфете устанавливаются киоски — сельскохозяйственный в виде опрыскивателя, киоск прикладной химии и киоск окоп, демонстрирующий химическое нападение и оборону. В желтом зале оборудуется «кабинет доктора Фауста», иллюстрирующий первобытную химию. Зрительный зал украшается большими моделями самолетов. На вечере будут демонстрироваться различные опыты.
В концертной части примут участие артисты московских академических театров» («Призыв», 6 февраля 1926).
«Авиахимом выпущены новые членские значки. На этих значках серп и молот переплетены с газовым баллоном и пропеллером. Цена — 60 коп.» («Призыв», 21 февраля 1926).
«В ближайшие дни губсовет Авиахима пускает по Владимирскому уезду авиахим-сани. В поездке примут участие 2 инструктора-специалиста по борьбе с вредителями сельского хозяйства и один агитатор-пропагандист.
Кроме того, сани будут снабжены: литературой, моделями самолетов, экспонатами средств борьбы с вредителями и т. д. Поездка имеет целью внедрение идей Авиахима в широкие слои крестьянского населения» («Призыв», 4 марта 1926).



Улица Большая Московская, д. №104. Духовная семинария / Штаб корпуса

«Музей губсовета Авиахима находился в здании штаба корпуса. Сейчас это здание передается под школы и поэтому губсовет обратился в губполитпросвет с просьбой подыскать для музея другое подходящее помещение» («Призыв», 28 октября 1926).
«Губсовет Авиахима предполагает организовать секцию голубиного спорта. Уже ведутся переговоры с Центральным Советом Авиахима о приобретении почтовых голубей» («Призыв», 28 октября 1926).

В 1926 г. из Военно-научного общества (ВНО) создано «Общество содействия обороне» (ОСО), в которое входили как бывшие военнослужащие, так и гражданские лица.
Девятимесячное существование ОСО одновременно с Авиахимом показало, что целесообразно эти две организации соединить.
1-й съезд ОСО и Авиахим 23 января 1927 года постановил эти общества слить в одно Общество друзей обороны и авиационно-химического строительства (Осо-авиахим).

«За полгода работы Осо-авиахим многое сделал по военизации населения, сбору средств в фонд «Наш ответ Чемберлену» и на постройку самолета имени Владимирского Губкома ВКП(б), собрав всего 57282 руб. 26 коп. Общество насчитывает 30000 членов, объединенных в 350 ячейках.
Осо-авиахимом отпущено 1200 руб. на развитие авиа-спортивного дела. Организована живая газета «Пропеллер».
Всего за 4 года существования среди трудящихся губернии обществом собрано 218018 руб. 70 коп.
Несмотря на большие организационные перестройки обществом проделана большая работа по военизации населения и укреплению обороны» (Х лет Советской власти во Владимирской губернии. г. Владимир. 1927).
«ПРОПЕЛЛЕР» - живая газета Авиахима. Их 12 человек. 12 живогазетчиков, составляющих собою одно целое — живую газету «Пропеллер». Много труда и хлопот стоило руководителю газеты тов. Михайлову окончательно оформить труппу.
Сейчас «Пропеллер» уже организован. Живогазетчики уже выступают.
Клуб ГСНХ, где 15 февраля состоялось первое выступление газеты,— был переполнен. Билетов не хватило.
«Пропеллер» живая газета губсовета Авиахим. Но содержание ее посвящено не только вопросам авиационно-химической пропаганды. Газета отражает также всю «злобу» сегодняшнего дня. Борьба с бюрократизмом, вопросы жилстроительства, достижения на хозяйственном фронте — все это отражает в себе «Пропеллер». И не только это. Присутствующие на вечере слушали также и хронику местных городских учреждений. Слушали о том, как Владлеспромтоп до сих пор никак не может закончить свой баланс за прошлый год, о том, как Владстеклотрест закупил в Сибири солому, которая оказалась негодной. Стоимость же этой соломы, исключая провозной тариф, дешевле владимирской лишь… на три копейки. И многое другое» («Призыв», 18 февр. 1927).
«Вследствие неисправности мотора, самолет «Все в Авиахим» 31 декабря 1926 г. в город не прилетел. В губсовете Авиахима получено сообщение, что самолет прилетит к нам 6-7 января. Кроме Владимира, он посетит еще Александров и Переславль. Из Владимира будет произведено также 3 вылета в Ковров, Черкутино и Судогду. Для бесплатных полетов предоставлено 15 мест, остальные – платные (по 6 рублей за полет)».
«Сегодня платные полеты. Губсовет Авиахима устраивает сегодня платные полеты на аэроплане над Владимиром. Цена билета — для членов Авиахима 6 рублей и для остальных граждан — 10 руб. Продажа билетов и взлет аэроплана — с аэродрома. Начато полетов при благоприятной погоде — с 11 часов утра, при нелетной — с 2 час. дня.
Вчера находящийся во Владимире самолет совершил полет в г. Судогду. Там получили «воздушные октябрины» шестнадцать человек рабочих и крестьян. Вчера-же самолет вернулся во Владимир. Сегодня — полеты в городе,—платные и бесплатные» («Призыв», 22 янв. 1927).
«Самолет полетел по губернии. В городе боевое крещение получили 44 человека. 24-го января самолет «Все в Авиахим», бывший у нас два дня, вылетел в Переславль. Оттуда он полетит в Карабаново, а затем в Иваново-Вознесенскую губ. Во время пребывания самолета у нас были совершены полеты над городом. «Воздушное крещение» приняли 41 человека. 29 человек пассажиров летало бесплатно» («Призыв», 26 янв. 1927).
«АГИТОБЛЕТ САМОЛЕТА «ВСЕ В АВИАХИМ»
Ковров—Судогда—Переславль

Таков маршрут самолета.
Самолет—пока редкий гость у нас, и неудивительно, если ковровцы встретить его собрались чуть ли не за 3—4 часа.
Место спуска—река Клязьма.
Тысячная толпа. Лед не выдерживает такой нагрузки, потрескивает. Толпа расползается, образуя большой круг. Мороз щиплет щеки, уши.
— Холодно — заявляет человек в легкой поддевке.
— Да, холодно. Но ничего,— подтверждает его сосед.
Ровно в 12 часов самолет спyскается. Две-три минуты и толпа аплодирует летчику, механику.
Круг суживается. Митинг. Трибуна — крыло самолета.
Ковровских рабочих приветствуют представители Авиахима СССР, губсовета, уездного комитета партии.
В долгу ковровцы не остаются и посылают приветственную телеграмму первому Всесоюзному съезду Авиахима.
— ...Будем всячески поддерживать общество ОСО—Авиахим, являющееся могучим организатором обороны СССР и укрепления нашего хозяйства...
Обещание свое ковровцы сдержат, вступив все до одного в ОСО— Авиахим.
Человек в легкой поддевке лезет под крыло самолета, рассматривает...
— Товарищ, сейчас начнутся полеты, — предупреждает кто-то из толпы.
Человек вылезает из-под крыла и, поднимаясь, виновато говорит:
— Слесарь я. Интересно, что к чему у самолета.


Самолет в Коврове

Началась лотерея на полеты. А пока она идет,— «воздушное крещение» членов Авиахима.
Судогда.
Такая-же картина. На место спуска самолета собрались и рабочие Первомайской фабрики, и жители Судогды и крестьяне из ближайшей к городу деревни Хорышево.
Здесь самолет — впервые!
И когда он делал над местом спуска круги толпа собравшихся быстро раздалась и замерла, а потом постепенно стала стягиваться, оживляться...
Приветствия.
А дальше:
— Кто желает получить «крещение»?
И снова толпа сдалась немножко назад и стихла. Но вот из нее отделилось два человека. Это — первомайцы.
— Желаем.
— Еще кто?
Летчик шутит:
— С бородами побольше. Молодежь еще «накатается». На ее век хватит.
Наконец, после долгих уговоров в кабинку самолета влезают крестьянин из деревни Хорышево и городской житель с большой, полуседой бородой. И когда за ними захлопывается дверка кабинки, крестьянин говорит:
— Авось, ничего?!
А на земле после «крещения»:
— Знатно. И не страшно... А фабрика-то Первомайская не больше кулака показалась. Спасибо, товарищи. Пряду в деревню — расскажу...
Перед отлетом летчик приглашает крестьянина:
— Едем во Владимир?
— Благодарствую. Ежели-бы завтра, — с удовольствием. Вакурат на базар. А сегодня: дел нет во Владимире.
Переславль.
Накануне прилета самолета во всех клубах были организованы собрания, посвященные работе усовета Авиахима.
На другой день—полеты, ознакомление всех собравшихся встретить «гостя» с устройством самолета. Присутствовавшие в большом количестве крестьяне из соседних с городом селений с летчиком, что называется, поговорили «по душам».
— Грозит буржуазия-то?!.. заметил один из них, а другой, указывая на самолет, спросил:
— Хватит их?
Летчик вместо ответа только улыбался. За него ответил стоящий ближе всех к нему маленький мужичек.
— Хватит.
— Гм... Значит и мы с усами... — одобрительно проговорил кто-то из крестьян» («Призыв», 2 февраля 1927).
«Лаборатория и музей Авиахима, находящиеся раньше в здании штаба корпуса, переведены теперь в помещение Третьей школы 1-й ступени (за Лыбедью). Материальную поддержку музею будет оказывать губсовет Авиахима» («Призыв», 5 янв. 1927).
«Городской авиационный музей решено перевести в Центральный клуб. Музей переходит в ведение городского совета Осоавиахима» («Призыв», 16 сент. 1927).
2 марта 1928 г. президиум Владимирского горсовета принимает решение о вступлении "...членом Осо-авиахим как юридическое лицо". Этим же решением поручено заведующему Центральным клубом, располагавшемся на ул. III Интернационала, по-видимому, в здании бывшей городской Думы, обеспечить организацию в помещении клуба "Дома Обороны" не позже 1 мая 1928 г. Радиокласс предполагалось разместить в помещении канцелярии клуба.
В 1928 году Центральный Дом пионеров был реорганизован в губернскую техническую и сельскохозяйственную станцию, которая разместилась в здании железнодорожного клуба. Там работали кружки и мастерские: швейный, модельный, технический, фото, в которых занимались 200 ребят. Там же была создана ячейка Осо-авиахима. Мальчики из модельного кружка изготовляли модели планеров. Организовывались выставки детской техники и технического труда.
Несмотря на многочисленные грозные постановления городского Совета Осо-авиахим "об ускорении военизации населения", из-за чиновничих дрязг и борьбы за помещения Владимирский Дом Обороны был открыт только 25 февраля 1929 г. В нем был организован кабинет радиосвязи. Однако, как было отмечено в докладе директора Дома Обороны тов. Бобкова в ноябре 1929 г. "...за время существования Дома сотрудники не смогли обеспечить кабинет ни литературой по связи, ни аппаратурой, да и купить нельзя". Тем не менее, в кружке связи занимается 12 человек, как оказалось, одни женщины. Занятия кружка (на снимке слева) ведет коротковолновик Владимир Тихановский eu2GP, а окончившие курс получают профессии телефонистов и руководителей радиокружков.
К середине 1929 г. руководство Владимирским Домом Обороны передано военной секции Горсовета. К октябрю Райсоветом сформирован батальон ОСОАВИАХИМ, который в дальнейшем был задействован во всех проводимых совместно с РККА походах и маневрах. Между тем, материальное обеспечение развития радиодела оставляет желать лучшего и, как отмечается в годовом отчете Райсовета: "Является большая необходимость в оборудовании кабинетов связи телефонной и телеграфной аппаратурой".
«Во второй половине июня райсовет Осоавиахима организует шлюпочный поход своей военно-морской роты. Маршрут похода — 50 километров в один конец по течению Клязьмы. Организуемый поход на шлюпках преследует учебно-практические задачи» («Призыв», 27 мая 1930).
«В одном из помещений торговых рядов открылся клуб Осоавиахима. В клубе находится 2 стрелковых тира, военно-морской кабинет, различные игры и т. д.» («Призыв», 23 окт. 1930).


В палаточном городке Осоавиахима. 1930-е гг. Фото: Реган Всеволод Николаевич

В 1930 году во Владимире открылась планерная школа.
«Во Владимире уже не первый год существует школа летчиков-планеристов. Сейчас школа приступила в очередному набору. Молодняк из первых наборов уже учится в летных школах и одерживает в учебе большие успехи.
Наша школа подготовила только единиц, а нужны сотни молодых бойцов для подготовки из них авиа-кадров.
В школу принимаются лица обоего пола в возрасте 18—25 лет. Срок обучения — 6 месяцев. Занятия проходят без отрыва слушателей от производства» («Призыв», 26 фев. 1932).
«Райсовет Осоавиахвма проводит сейчас набор в планерную школу.
Задача школы — подготовка кадров для красного воздушного флота. Кадры должны быть из крепкого комсомольского молодняка. Школа даст обучающимся знания по общеобразовательным предметам (математика, физика), специальным (аэродинамика, авиамоторы, история планеризма и др.) и общественно-политическим. Весь курс рассчитан на 270 учебных часов. Кроме теоретической части, обучающиеся пройдут специальный курс практических полетов на планерах. Занятия будут проводиться без отрыва от работы, в нерабочее время. Обучение бесплатное, без предоставления обучающими стипендий и общежития.
Окончившие школу передаются в авиационные школы.
Во Владимирском районе мы должны иметь планерную школу, должны подготовить кадры для красного воздушного флота. И поэтому все комсомольские организации, вся общественность, должны взять ударные темпы в работе по вербовке молодняка в планерную школу. С апреля школа должна полностью развернуть работу.
Комиссии по вербовке находится при райкоме ВЛКСМ» («Призыв», 2 апр. 1932).
«ОСО из здания дома Красной армии переехал в б. Васильевские казармы, на учебный пункт» («Призыв», 8 янв. 1933).
«Во Владимире планерная школа существует с 1930 года и до сих пор работа в школе все никак не наладится. Школа не провела ни одного выпуска. В настоящее время в школе 14 учлетов. Теоретические занятия пройдены, осталось только пройти летную практику с выездом в лагерь на 15 дней. Но выезд в лагеря задерживается. И только потому, что подготовка к лагерям не ведется» («Призыв», 5 июня 1933).
«Владимирская школа летчиков-планеристов при райсовете Осоавиахима объявляет второй набор учащихся. За справками обращаться в канцелярию райсовета Осоавиахима - Ерофеевский спуск, учебный пункт (б. Васильевские казармы)» («Призыв», 24 июня 1933).


Улица Б. Московская, д. 27а. (б. Васильевские казармы)

В мае 1932 г. организована Ковровская планерная школа летчиков. Школа считалась Облсоветом ОСО Авиахима первой школой в области.
Вечером 1 августа 1934 года инсценировалось воздушно-химическое нападение на город, с балкона клуба им. Молотова по радио сообщали содержание и этапы нападения.
«Школа планеристов подготовила 14 летчиков, 10 комсомольцев сдали экзамен на военных топографов» («Призыв», 18 августа 1934).
«Ежедневно в комнату юных моделистов авиоклуба ранним утром приходят 20 детей и с усердием, которому позавидовал-бы не один ударник – взрослый, до позднего вечера клеят, строгают, рубят, режут...
Ежедневно начальнику планерной станции Гаврикову с трудом приходится заставлять ребят идти домой.
Двадцать — это актив авиамоделистов города. Это будущие кадры авиаконструкторов, строителей самолетов, планеристов, летчиков» («Призыв», 18 августа 1934).
Весной 1935 года у Рахманова перевоза за Клязьмой вырос палаточный лагерь Осоавиахима.
В 1936 г. колокольню Владимирского Успенского собора Осо-авиахим оборудовал под парашютную вышку. В день авиации 17 августа 1936 года организованы первые массовые прыжки с парашютной вышки в парке им. Пушкина.

В декабре 1936 г. принято решение Центрального Совета ОСО-АВИАХИМ СССР об открытии аэроклуба в г. Владимире.

«Городским советом Осо-авиахима созданы нештатные курсы по подготовке начальников групп ПВО, начальников групп самозащиты, командиров звеньев. В первичных осо-авиахимовских организациях охвачено 2100 человек подготовкой на значкистов ПВХО I ступени, на них сдали нормы в январе 720 человек…» («Призыв» 26 февраля 1941 г. см. Подготовка населения г. Владимира к противовоздушной обороне города).
«Лето представляет исключительно большие возможности для практического обучения членов Осо-авиахима военному делу. Перед организациями Осо-авиахима стоят в связи с этим большие задачи.
Прежде всего нужно закрепить первые успехи массового военного обучения, проведенного зимой и весной этого года. Многие осо-авиахимовские отряды уже успешно закончили первую ступень подготовки «ворошиловских стрелков» и «ворошиловских всадников», научились стрелять в тире из малокалиберных винтовок, научили основы уставов Красной Армии, научились ходить на лыжах, владеть противогазом, метать гранаты, действовать в бою в составе отделения.
Теперь нужно продолжить это военное обучение, повысить огневую подготовку осо-авиахимовцев, научить их метко стрелять из боевых винтовок и пулеметов – не в тире, а на полевых стрельбищах, в обстановке, максимально приближенной к боевой.
Лето должно быть всемерно использовано для повышения физической закалки, выносливости и ловкости осо-авиахимовцев. Этого легко достигнуть, если члены Осо-авиахима не ограничатся сдачей норм на значок «Готов к труду и обороне» 1-й ступени, а будут тренироваться к сдаче норм «Готов к труду и обороне» 2-й ступени и в своей тренировке уделят больше времени военизированным видам физической подготовки. Для этого они должны регулярно проводить занятия в полевом городке, в котором они должны будут научиться преодолевать различные препятствия (высокие заборы, нагороди, рвы, канавы), переползать под проволочными заграждениями, ходить по бревнам (бумам) и т.п.
Большое значение для подготовки бойца имеет умение преодолевать водные препятствия. Каждый осоа-виахимовец должен уметь хорошо плавать и как минимум проплыть 300-400 метров в спортивном костюме и не менее 50-70 метров в одежде с винтовкой. Нужно провести ряд занятий по проведению водных преград с наведением простейших переправ и решением тактических задач по преодолению водных преград.
Большое значение для подготовки бойца имеет умение совершать пешие марши. За это лето все учебные отряды Осо-авиахима должны совершить несколько пеших переходов, надо уметь пройти 35-километровую дистанцию в срок не более 8 часов, при этом один километр на них пройти в противогазах. Каждый участник такого похода должен иметь при себе оружие, противогаз и походный мешок весом в 8 килограммов.
Всемерно совершенствуя огневую и физическую подготовку, осо-авиахимовсеи отряды должны летнее время использовать для изучения тактики современного боя и особенно ближнего боя.
За лето мы должны особенно тщательно отработать приемы штыкового боя, метание гранат из всех положений: лежа, с колена, стоя, с разбега и т.п.
Каждому отряду Осо-авиахима предстоит последовательно и тщательно отработать боевые темы программы: отделение в разведке, отделение в обороне, отделение в наступлении, атака отделения.
Военную учебу осо-авиахимовцы должны вести в любую погоду, ночью и днем, на полях, в лесу; проживающие в горных районах должны научиться отлично действовать и в горах. Учиться нужно только тому, что нужно на войне, и только так, как делается на войне.
Особое значение приобретает в летнее время работа лагерей Осо-авиахима. Выход в лагерь надо всемерно использовать для повышения боевой подготовки осо-авиахимовцев.
Летние военные занятия должны научить осо-авиахимовцев преодолевать трудности боевой и походной жизни, воспитывать в них решительность и волю к победе.
Генерал-майор авиации П. Кобелев, председатель Центрального совета Осо-авиахима СССР» («Призыв», 20 июня 1941).


Объявление в газете «Призыв», 19 июня 1941 г.

«Созданы пять новых первичных организаций Осо-авиахима: в стройконторе Ивоблстройтреста, школе глухонемых, проектно-сметном бюро, архиве и детдоме имени Карла Либкнехта. В них – 52 человека» («Призыв» 24 июля 1941).
«По решению соответствующих организаций, при городском совете Осоавиахима открывается Дом обороны, который станет центром всей учебно-методической оборонной работы в городе. Уже приступлено к оборудованию методических кабинетов: по материальной части современного оружия, по противовоздушной и противохимической обороне, физкультуре и военному спорту» («Призыв», 15 сент. 1942).

Владимирская областная организация оборонного общества была создана после образования Владимирской области в 1944 году путем выделения ее из состава Ивановской области.
В августе 1944 года был организован Владимирский Областной Совет Осо-авиахима. Первое заседание оргбюро Владимирского ОСО-АВИАХИМа состоялось 26 октября 1944 года, где первым председателем областного Совета был избран капитан Глезер Михаил Лазаревич. Первоначально областная оборонная организация объединяла 18 городских и районных советов, областной радиоклуб технической связи, школы ПВХО, стрелковый клуб.
Основной формой военного обучения граждан были создаваемые при районных советах ОСО-АВИАХИМа, на крупных предприятиях, в учреждениях военно-учебные пункты: пехотные, артиллерийские, морские, инженерные и другие.
Программа учебных пунктов для допризывников были рассчитана на 120 часов дневных и вечерних часов обучения, что создавало условия для занятий молодежи делом без отрыва от производства. Для отработки практических навыков военного дела на полевых занятиях создавались молодежные лагеря ОСО-АВИАХИМа.

Благодаря ОСО-АВИАХИМу в Аэроклубах г. Владимира и Вязников развернулась широкая подготовка летчиков и парашютистов.
Яркую страницу в историю оборонного общества вписали выпускники и спортсмены Владимирского аэроклуба. В годы войны 9 выпускников АК удостоены звания Героя Советского Союза.
Воспитанник аэроклуба Жуков И.Е. в условиях мирного времени продолжил плеяду героев. За испытание авиационной техники и проявленные при этом личное мужество и отвагу, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Для многих воспитанников Владимирский аэроклуб стал стартовой площадкой к вершинам спортивного летного и парашютного мастерства.
Кроме спортсменов-летчиков, выдающихся спортивных результатов добились спортсмены и других видов спорта. Уникальным являются достижения Зеленова С.А. – заслуженного мастера спорта: многократный чемпион мира и призер чемпионатов СССР, России, ВС, Европы, абсолютный чемпион мира по скоростной радиотелеграфии, воспитанник Владимирского радиоклуба (Владимирский областной радиоклуб ДОСААФ находился на улице Советской/Спасской, д. 8).

Особой оценки заслуживает семья чемпионов мира Королев Л.А. и Королева Г.М. Они заслуженные мастера спорта по спортивной радиопеленгации. Лев Афанасьевич является единственным в истории спорта Японии спортсменом-иностранцем удостоенного звания «Чемпиона Японии».
Заметное место в спортивной жизни Владимирской оборонной организации занимает судомодельный спорт, который начал свое развитие в г. Муроме. Здесь было воспитано 9 мастеров спорта международного класса и 17 мастеров спорта СССР, среди них: Кузнецов А.Л., мсмк, 17-кратный чемпион СССР, рекордсмен Европы.
Широкое распространение в области имеет авиамодельный спорт. Первые областные соревнования по авиамодельному спорту были организованы и проведены организациями ОСО-АВИАХИМа в июле 1946 года. Большой вклад в развитие этого вида спорта внес заслуженный тренер РСФСР Евмененко Валерий Константинович. Богатые спортивные традиции спортсменов-авиамоделистов области продолжает нынешнее поколение. Среди них мастер спорта, чемпион мира Рябов Иван, призер первых всемирных воздушных игр (Икариада) среди юниоров мастер спорта Капахин Егор. Оба спортсмена являются воспитанниками заслуженного тренера России Рахманкина С.С. Традиционно спортсмены области добивались значительных результатов в соревнованиях международного, всесоюзного и всероссийского уровня по мотоциклетному кроссу и мотоболу, где на базе первичной организации ДОСААФ-РОСТО завода имени Дегтярева выросло не одно поколение спортсменов и тренеров. Среди известных спортсменов, тренеров и судей можно назвать имена В. Толоконникова, А. Царева, А. Яковлева, А. Кагарлицкого, А. Ледовского, Н.М. Малышева. Старейшими видами спорта в области являются служебное собаководство и стрелковый спорт. Практически с первых дней существования Владимирской областной организации оборонного общества начал свою работу стрелковый клуб в г. Владимире (октябрь 1944).
В марте 1946 г. ОС ОСО-АВИАХИМа принимает постановление « О мерах по развитию служебного собаководства во Владимирской области», которое положило начало функционированию областного клуба служебного собаководства, а также его секций при районных и городских советах.
22 января 1947 года Президиум Верховного Совета СССР наградил общество орденом Красного Знамени за успешную работу в деле укрепления обороны страны и в связи с 20-летием организации.
Постановлением Совета Министров СССР от 16 января 1948 года ОСО-АВИАХИМ страны разделена на три самостоятельных Общества: - Добровольное общество содействия армии (ДОСАРМ); - Добровольное общество содействия авиации (ДОСАВ); - Добровольное общество содействия флоту (ДОСФЛОТ). В мае 1948 г. были созданы ДОСАРМ, ДОСАВ, ДОСФЛОТ Владимирской области. Однако наличие нескольких оборонных организаций привело к параллелизму в военно-патриотической работе и 20 августа 1951 года ДОСАРМ, ДОСАВ и ДОСФЛОТ объединили во Всесоюзное добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ СССР). В том же году произошло аналогичное объединение во Владимирской области с образованием Владимирского областного комитета ДОСААФ. Организационное оформление общества произошло 26 — 29 декабря 1953 года на 1-ой Всесоюзной конференции ДОСААФ, облеченной правами съезда, где был утверждён Устав организации и избраны руководящие органы.
1970 г. «Урок экс-чемпиона мира. Выступив недавно в Смоленске, экс-чемпион мира по мотокроссу мастер спорта международного класса Виктор Арбеков вместе со своими товарищами принял участие и в матчевой встрече мотоциклистов, которую Владимирский областной комитет ДОСААФ провел в минувшее воскресенье.
Кроме традиционных участников встречи — владимирцев и ковровцев, на кольцевую трассу, расположенную у села Сновицы, что неподалеку от областного центра, выиграли команды автозавода им Лихачева (Москва), Горького, Костромы, Дзержинска. В личном зачете стартовала также группа мотогонщиков Центрального спортивного клуба армии.
В классе машин 350 куб. см в роли учителя выступил москвич Виктор Арбеков. Группе молодых гонщиков, стартовавших рядом с ним, он преподал урок мастерства. Экс-чемпион мири в двух заездах приходил к финишу первым и заслуженно победил.
Второе место здесь завоевал мастер спорта Николай Ефимов. До ухода в армию Ефимов, выступая за команд Владимирского автомотоклуб, успел выполнить норму мастера спорта. Сейчас он защищает цвета ЦСКА. Несмотря на нынешнюю прописку молодого спортсмена, многие зрители болели за земляка. Владимирский наставник Н. Ефимова — Борис Динабург выступил с ним в одних и тех же заездах. На этот раз мастер спорта Б. Динабург занял только пятое место, что, однако, не помешало ему стать чемпионом области в классе «350».Чемпионом области стал и опытный мастер спорта из Коврова Юрий Варабин. Но в матчевой встрече в классе «175» он был только третьим, пропустив вперед неоднократного чемпиона СССР мастера спорта международного масса Е. Петушкова (ЦСКА) и его одноклубника мастера спорта А. Савельева.
В мотокроссе приняли участие женщины – гонщицы и юноши. Среди «амазонок» лучшей была москвичка Н. Авдеева. Совсем немного уступила ей И. Терентьева (Владимир). А у юношей, как и ожидалось, равных не было ковровцу Ю. Егорову.
В традиционном споре ковровских и владимирских мотогонщиков победа осталась за ковровцами. Владимирцы на втором месте, на третьем — горьковчане. В своем внутреннем областном споре команда Коврова также обошла представителей областного центра, два коллектива которых заняли остальные призовые места.
Всего на старт владимирского мотокросса вышло 79 участников, в их числе было два мастера спорта международного класса. 17 мастеров спорта, 11 кандидатов в мастера и 22 перворазрядника.
В. ВАНИН» («Призыв», 10 июня 1970).
21 января 1977 года указом Президиума Верховного Совета СССР ДОСААФ СССР награжден Орденом Ленина.
В соответствии с решением Организационного съезда от 25 сентября 1991 года Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту преобразовано в Российскую оборонную спортивно-техническую организацию (РОСТО). 22 октября 1991 года в Министерстве юстиции РСФСР зарегистрирован Устав РОСТО. На основании постановления Главы администрации Владимирской области от 16 апреля 1992 года № 129 распоряжением Отдела юстиции исполкома Владимирского областного Совета народных депутатов от 28 апреля 1992 года № 5 была зарегистрирована Оборонная спортивно-техническая организация Владимирской области, являющаяся отделением РОСТО. Руководящим органом спортивно-технической организации был Областной Совет.
ДОСААФ России был учрежден на основании постановления Правительства РФ на I съезде ДОСААФ 17 декабря 2009 года. Общественно-полезная деятельность ДОСААФ России, ее руководящих органов, юридические и имущественные права подтверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2009 года № 973 «Об Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России».
Региональное Отделение ДОСААФ России Владимирской области зарегистрирована 8 июня 2010 г.
Председатель - Ларин Валерий Викторович (с 21 апреля 2020 г.).
Адрес: город Владимир, Ставровская улица, д. 8.


Ставровская улица, д. 8

Владимирский учебный авиационный центр

В августе 1949 года по решению Совета Министров СССР в г. Владимире был организован аэроклуб, занимающийся подготовкой курсантов пилотов и планеристов.
В 1958 году в составе клуба образованы 2 учебных отряда, летающих на самолетах и вертолетах.
В 1964 году на основании приказа № 1 Председателя ЦК ДОСААФ СССР от 29 февраля 1964 года Владимирский аэроклуб был переименован в Учебный авиационный центр (УАЦ ДОСААФ) в составе которого были образованы самолетные и вертолетные эскадрильи.
В 1967 году Владимирский УАЦ ДОСААФ полностью переходит на обучение на вертолетах МИ-1, а в 1979 году - на вертолетах МИ-2.
Учебный авиационный центр занимался подготовкой курсантов-пилотов, спортсменов-пилотов, парашютистов для воздушно-десантных войск и спортсменов парашютистов.
В составе Владимирского учебно-авиационного центра созданы следующие структурные подразделения: 1. Руководство, 2. Отдел труда и зарплаты, 3. Отдел кадров, 4. Учебный отдел, 5. Инженерно-авиационная и технико-эксплуатационная служба, 6. Медицинская служба, 7. Материально-техническое обеспечение и складское хозяйство, 8. Бухгалтерия, 9. Библиотека, 10. Профсоюзный комитет.
Первыми чемпионами мира по вертолетному спорту стали выдающиеся спортсмены Владимирского АК Капралов Александр Валентинович (1973), Л. Чекалов, Л. Беспалова.


БЕСПАЛОВА ЛЮДМИЛА ИВАНОВНА - Чемпионка мира по вертолетному спорту.
Родилась 13 сентября 1941 г. в г. Рубцовске Алтайского края. Окончила летную школу инструкторов в г. Саранске в 1964 г. Работала летчиком-инструктором на самолетах и вертолетах. С 1969 г. занималась вертолетным спортом. В 1973 г. в составе сборной команды СССР принимала участие в чемпионате мира в Англии, где стала чемпионкой мира среди женщин в составе экипажа. В 1978 г. стала чемпионкой мира по упражнению и абсолютным серебряным призером. Была неоднократной чемпионкой России и СССР. Работала диспетчером службы движения в аэропорту г. Владимира. Мастер спорта международного класса СССР.

Весом вклад спортсменов-вертолетчиков Полетаева А.С. и Фролова А.А. Они участники 4-х чемпионатов мира по вертолетному спорту, на которых четырежды завоевывали золотые медали.
Анатолий Николаевич КУЗНЕЦОВ - Старший инспектор-лётчик авиационного отдела Владимирского областного комитета ДОСААФ СССР. «У нас во Владимире был авиационный центр: две казармы, четырёхэтажное здание, столовая работала с утра до вечера, был клуб «Юный авиатор». Детишки приходили, мы их катали на самолётах, учили прыгать с парашютом. Приезжали на учёбу спортсмены, авиационные техники и, естественно, лётчики, курсанты, которых мы готовили для армии. Наплыв бывал до шестисот человек. Сегодня наш центр - хуже бедного совхоза.
В учебно-авиационном центре раньше обучалось сто пятьдесят курсантов в год. Их направлял военкомат. Восемьдесят процентов ребят были из Владимирской области, остальные из Иванова, Костромы. Им засчитывалась служба в армии. Обучались курсанты полтора года. В первый год получали звание младшего лейтенанта. Потом, месяца через три, они вновь приходили, чтобы освоить другую технику, и получали звание лейтенанта, которое им присваивал министр обороны. И уже лейтенантами их брали в армию. Многие наши ребята воевали в Афганистане.
У нас было двадцать пять лётчиков-инструкторов. Каждый готовил человек по десять-двенадцать. Техники было под восемьдесят единиц - два полка. Я должен был подготовить курсанта за тринадцать часов. А водителя автомашины готовили за двадцать восемь часов. Два часа сорок две минуты курсанты летали с проверяющими уже без меня. Это пять проверок. Сначала командир звена проверяет, затем заместитель командира эскадрильи, потом начальник лётной подготовки и, наконец, сам полковник с курсантом летал.
Лётчик-инструктор должен порядка двухсот сорока - двухсот семидесяти часов налетать, у меня - где-то под четыреста. Я шутил: пятого и двадцатого (в день зарплаты) я обязательно прихожу на работу, а так всегда - в воздухе. Сейчас вспоминаешь - хорошее было время, незлое. К пяти утра приезжаем на аэродром, идём на работу все с настроением. Построение, заправка техники. С семи часов - полёты.
Раз в год мы на месяц прилетали в Москву в аэропорт Тушино сдавать экзамены и зачёты по специальным дисциплинам и технике пилотирования.
В 1985 году ЦК ДОСААФ СССР мне присвоено звание «Лучший лётчик-инструктор». В тридцать два года я стал начальником авиационного отдела. Входил в сборную СССР по вертолётному спорту.
Владимир Иванович Ишутин появился у нас в 1986 году. Я свободно летал с ним, потому что у меня с 1985 года должность была проверяющего.
Когда мы летали с Владимиром Ивановичем для съёмки фильмов, я убирал правую дверь вертолёта и привязывал оператора специальным поясом - метра два длиной с защёлкой - к металлической конструкции, чтоб он не улетел.
Владимир Иванович как шило был по жизни. Ему надо было так снять, чтоб его всё устроило. Летаем - не сразу всё получается. Пилотирую правой рукой, не вижу, чего Владимир Иванович хочет. Иногда начинаю левой пилотировать и его за ремень со страхом держу. А он ещё с камерой вылезет из вертолёта по пояс! Я сам волнуюсь, весь в напряжении! Ведь все полёты были без специального разрешения, всю ответственность я брал на себя, на свой страх и риск. Если что-то случится, если он упадёт, для меня - тюрьма, и надолго. И я эти полёты скрывал. Сейчас, наверное, я бы этого не повторил. Но тогда мы были молоды, азартны, смелы.
Разбегаемся с поля, с Клязьмы. Полетаем в течение часа - опять на аэродром возвращаемся. Когда сядем, я Владимира Ивановича расспрашиваю, как он хочет видеть храм? Мне-то он виден немножко под другим ракурсом: я в стороне, повыше. Владимир Иванович объясняет. Ему надо то сверху посмотреть, то сбоку. Вертолёты наши учебные, они ведь не предназначены для большого спорта и крутого виража. А что такое вираж? Это вертолёт надо завалить так, чтоб хвост крутил быстрей. Чувствую, он у меня немного садится, проваливается. Я опять выведу. Владимир Иванович об этом не думает, он своим делом занят, а ещё ветер обдувает, слов не слышно. В поле сядем. «Так нормально?» - спрашиваю. «Нормально! - отвечает. - Давай ещё чуть-чуть пониже». Разбегаешься на предельно малой высоте, подлетаешь к Успенскому собору, скорость большая... Идёшь на вираж. Владимир Иванович на улице - за бортом, я кричу - он не понимает голос мой. У него своя жажда: досмотреть, доснять. Короче, когда я полетаю с ним часик, может быть, два (как он попросит) - спина у меня мокрая. Я говорю: «Посмотри на спину, потрогай!» «Это что такое?» - спрашивает. «Да, вот так!» - отвечаю.
Мы с Владимиром Ивановичем летали не один раз. Ещё снимали церковь Покрова на Нерли. Рядом линия проходит высоковольтная. Храм стоит хорошо, но взлетать неудобно. Прямо над проводами проносишься. Обзор для съёмок большой, только мешала эта линия электропередач.
Многое Владимир Иванович умеет, но летать он не учился никогда. А полетать-то хочется. Возвращаемся с полёта. Просит: «Дай порулить». - «Ну, пожалуйста, порули». Я же рядом, у нас два управления. Возьмёт штурвал, вертолёт - туда-сюда. «На, - говорит, - не буду».
Особенно тяжёлые полёты были у нас во Мстёре. Там снимали фабрику лаковой миниатюры. Директор фабрики с нами летал. Снимали посёлок Мстёру, речку, пейзажи снимали. Помню, прохладно было. Летать прекрасно, потому что был ветер, а вертолёт очень ветра слушается. Когда штиль, вертолёту тяжелей, Я так с Владимиром Ивановичем накрутился, что совсем забыл о том, что на заправке в Вязниках выходной день. Заправиться, хоть мы и рядом, не сможем. И я полетел потихонечку домой, напрямую вдоль дороги, пониже высотой, чтоб никому не мешать. Только Содышку пролетел, смотрю: прибор показывает, что нет топлива. Как красный загорится - уже беда, надо быстрей садиться. Блинчиком так захожу на аэродром: с прямой посадки, не с разворота, без круга. Владимир Иванович спрашивает: «Что случилось?». «Владимир Иванович,- отвечаю, - топливо кончилось. С тобой так налетался!» Но у нас же было для всех обязательным учебное упражнение - «посадка с отключённым двигателем». Взлетаешь, отключаешь двигатель. Это - психологическая подготовка лётчиков. Сажусь на лётную полосу. Техник бежит: «Слушай, мы ведь заправили восемьсот тридцать литров!»
Если бы узнали «свыше» о наших прогулках, мне бы несдобровать! Владимир Иванович вручает мне бутылку коньяку. Я отдаю её технику - тому, кто нас провожал в полёт и кто встречал. Для меня было подарком уже то, что мы благополучно долетели».
В 2010 году аэроклуб был реорганизован в Негосударственное образовательное учреждение «Владимирский аэроклуб РОСТО», а в 2011 году переименован во «Владимирский авиационно-спортивный клуб ДОСААФ России».

Сайт ДОСААФ России: http://www.dosaaf.ru/region33/info/history/
Владимирский аэродром
История Вязниковского аэроклуба

Категория: Владимир | Добавил: Николай (20.12.2018)
Просмотров: 1682 | Комментарии: 2 | Теги: Владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
avatar
0
1 Николай • 20:21, 19.03.2022
Приложение 1

«ДОСААФ-ШКОЛА ПАТРИОТИЗМА И МУЖЕСТВА
Так называется фотовыставка, выпущенная творческой фотохудожественной студией «Владимир-фото» областной организации Союза журналистов СССР совместно с областным комитетом ДОСААФ.
На ее 20-ти планшетах более ста фотографий, оснащенных емким текстом. Образным языком рассказывается о вкладе оборонного общества нашей области в осуществление ленинских идей о привлечении широких масс к укреплению обороноспособности страны. В организациях ДОСААФ трудящихся и учащихся молодежь проходят школу патриотизма и мужества, приобретают военно-технические знания и навыки, необходимые для выполнения своего священного долга по защите социалистического Отечества. В рядах областного ДОСААФ состоят 530 тысяч членов, объединенных почти в две тысячи первичных организаций. Под руководством партийных и советских органов, в тесном контакте с профсоюзными, комсомольскими, спортивными и другими общественными организациями они ведут разнообразную военно-патриотическую и оборонно-спортивную работу среди населения.
На одном из первых планшетов выставки «На страже мирного труда» повествуется о том, как служат на суше и на море, в небе и под водой наши земляки, охраняя спокойствие любимой Родины. Среди них немало отличников боевой и политической подготовки, которые получили первоначальные военные знания и выучку в организациях оборонного общества нашей области. Здесь снимок ковровца А. Махова, гидроакустика подводной лодки, воинов-ракетчиков — суздальца А. Пронина, владимирцев А. Зорина и А. Конойко.
«Растить патриотов и интернационалистов» — это следующий планшет. На нем снимок летчика И. Жукова, получившего высокое звание Героя Советского Союза в мирные дни за мужество и отвагу при выполнении служебного долга. Жуков беседует с курсантами Владимирского авиаспортклуба ДОСААФ, воспитанником которого он является. Рядом снимок Героя Советского Союза И. Гусева, удостоенного этого звания в годы Великой Отечественной войны. Помещен портрет В. Норихина, передовика производства, регулировщика владимирского завода «Электроприбор». Hаходясь в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане, он был награжден медалью «За отвагу». В. Норихин — депутат Верховного Совета РСФСР. Здесь же — делегация Северочешского обкома СВАЗАРМ — оборонного общества ЧССР, с которым обком ДОСААФ установил тесные дружественные связи. Опыту работы Киржачской школы юных друзей Советской Армии по подготовке юношей к ратной службе посвящен отдельный планшет. Такой же отдельный планшет под девизом «Лучший опыт - всем!» отводится и Ковровскому спортивно-техническому клубу ДОСААФ, что в поселке имени Малеева и Кангина.
«Защита социалистического Отечества, служба в рядах Вооруженных Сил — почетная обязанность и священный долг гражданина СССР» — это требование Программы КПСС. Выставка рассказывает на многочисленных снимках о подготовке молодежи к службе в армии в учебных организациях ДОСААФ: Вязниковской и Муромской морских школах, Владимирской, Ковровской автошколах и других учебных заведениях оборонного общества. Они объединены на планшетах «Есть, где учиться, есть, кому учить». О работе организаций ДОСААФ по распространению среди членов общества знаний по гражданской обороне, по подготовке кадров массовых технических профессий для народного хозяйства также рассказывается на отдельных планшетах.
Партией и правительством на организации ДОСААФ возложено руководство развитием в стране самолетного, вертолетного, парашютного, планерного, автомобильного, мотоциклетного, радио, подводного, водно-моторного, стрелкового, моделизма и других военно-технических видов спорта. На нескольких планшетах ведется рассказ о выполнении ДОСААФом нашей области этой ответственной задачи.
Завершается выставка планшетом «Выигрывает каждый» — о лотереях ДОСААФ, доходы от которых идут на укрепление материально-технической базы оборонного общества, дальнейшее развитие оборонно-массовой работы и технических видов спорта. На средства, полученные от лотереи, построены или создаются крупные объекты ДОСААФ во Владимире, Александрове, Вязниках, Гусь-Хрустальном, Коврове, Меленках, Юрьев-Польском, Красной Горбатке. И, конечно же, тысячи билетов оказываются «счастливыми» — многие жители области получили автомобили «Волга» и другие, мотоциклы, а также другие крупные вещевые и денежные выигрыши.
Фотовыставка является средством наглядной агитации. Она выпущена массовым тиражом в двух размерах — 30х40 и 24х30 см по цене соответственно 29 и 26 рублей за один комплект.
Н. ДУДНИК, директор студии «Владимир-фото» («Призыв», 20 августа 1987).
avatar
0
2 Николай • 19:20, 03.05.2022
Приложение 2

«ПОЛЕТЫ «МАЛОЙ АВИАЦИИ»

В пятый раз во Владимире прошли традиционные соревнования по авиамодельному спорту на приз закрытия сезона «Золотая осень-87». Около семидесяти творцов «малой авиации» состязались в пяти классах моделей в Загородном парке, на аэродроме Владимира и на поле в районе дер. Кузьмино Собинского района.
На этот раз гостями спортсменов авиамоделистов нашей области были команды из Горьковской, Ивановской, Мурманской, Ярославской областей и Татарской АССР.
В командном зачете победу одержала первая команда хозяев турнира — тренер Ермененко. Второе место у другой команды хозяев, составленной в основном из спортсменов городов и районов нашей области. Третье место заняли горьковчане.
Победителями межобластного турнира во всех классах моделей стали только наши земляки - владимирцы С. Раxманин, А. Неустроев, К. Сапин и В. Мармаш, ковровец В. Скворцов. Серебряные призеры - А. Собко и А. Панкратов, бронзовые — С. Сазанов и В. Тихомиров (все — из Владимира). Выступающий тренер областной станции юных техников С. Рахманкин выполнил норматив мастера спорта. Так что многочисленным ученикам Сергея Сидоровича есть с кого брать пример: долгим и упорным трудом шел к этому успеху и высокому спортивному званию их наставник.
Авиамоделисты Владимирщины готовятся к третьему традиционному турниру в Иванове на приз памяти мастера спорта международного класса Л.Н. Барсукова, популяризатора этого вида спорта на родине Советов. В предыдущих двух турнирах почетный приз завоевывали Владимирцы» («Призыв», 22 сентября 1987).
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru