50-ти летие освобождения крестьян от крепостной зависимости (1911 год)
19 февраля 1911 года исполнилось 50 лет с того знаменательного дня, когда Императором Александром II завершена была величайшая реформа его царствования — отмена крепостного права в России. В жизни русского народа тех времен освобождение крестьян от крепостной зависимости — самое светлое и радостное событие.
13-го февраля 1911 г. во всех духовно-учебных заведениях гор. Владимира состоялись торжественные собрания, посвященные чествованию 50-летнего юбилея со дня великого события в русской жизни — освобождения крестьян от крепостной зависимости. Чествование этого события перенесено было распоряжением Епархиальной власти с 19-го февраля на 13-е в виду того, что день 19-го февраля падает на время не учебное, когда учащиеся будут отпущены в дома родителей. Во Владимирской духовной семинари торжественный акт состоялся в семинарском зале, куда после литургии собрались начальствующие, учащие и воспитанники. В 11 ½ часов дня хором воспитанников был стройно и с воодушевлением исполнен юбилейный гимн Царю-Освободителю, муз. Чеснокова, „Монарх воистину Великий". По окончании пения Преподаватель семинарии С.К. Молчанов в обширной речи подробно выяснил условия происхождения и развития в России крепостного права и важность государственного акта, совершенного Царем-Освободителем 19 февраля 1861 г. После речи хор исполнил кантату „День встает багрян и пышен", муз. Пшеневского. Исполнением народного гимна „Боже Царя храни" торжественный акт закончился.
13-го февраля в Епархиальном женском училище происходило торжественное празднование 50-летнего юбилея освобождения крестьян от крепостной зависимости. Торжество началось заупокойной литургией, которую совершал училищный священник. После литургии отслужена была панихида по Александре II и его сподвижниках. К 12 ч. дня в зал училища собрались члены Совета училища, преподаватели, воспитательницы и воспитанницы. Весь зал преподавателем училища Н.П. Добротворским был прекрасно декорирован гирляндами из зелени и украшен национальными флагами. На левой от входа стороне зала был повешен портрет Царя-Освободителя, причем под портретом стена была обтянута материей. По краям рамок до самого пола ниспадал белый горностай. Портрет был увенчан короной, искусно и художественно сделанной из дерева и позолоченной Н.П. Добротворским. Акт открылся пением тропаря «Днесь благодать Св. Духа», после чего преподаватель училища Н.А. Попов произнес речь, посвященную памяти освобождения крестьян. В ней он представил краткий исторический очерк как возникновения, так и падения крепостного права на Руси. Описывая крестьянский быт в период крепостничества, лектор для иллюстрации приводил выдержки из литературных произведений (Тургенева, Мельникова), что делало речь особенно интересной. Упомянуты были кратко и другие реформы Александра II-го — суд, воинская повинность, начальное образование. Обстоятельно составленная и с воодушевлением произнесенная, речь произвела на всех присутствующих сильное впечатление. Далее празднование шло по программе. Хор воспитанниц, под управлением учителя пения Ф.В. Радиксова, исполнил кантату: „Монарх воистину великий". Пение было хорошее и с удовольствием слушалось присутствующими. После кантаты воспитан. 5 — 2 Казанская Т. с большим чувством и одушевлением произнесла стихотворение Розенгейма: „На освобождение крестьян". Мило и хорошо произнесла стихот. Майкова: „Картинка" и Леонова О. воспит. I — I. Далее хором исполнено было: „Слава на небе", после чего все присутствующие пропели гимн перед портретом Государя Императора. Акт закончился пением тропаря: „Спаси Господи". В этот же день преподав. Духов. училища Н.Н. Ушаков прислал воспитанницам брошюру в количестве 50 экз. „К 50-летней годовщине обновления России".
Памятование 50-ти-летия освобождения крестьян от крепостной зависимости во Владимирском духовном училище. В виду того, что день 50-ти-летия освобождения крестьян в настоящем году пришелся на субботу сырной седмицы, когда ученики училища обычно бывают отпущены в дома родителей, Его Высокопреосвященство изволил дать распоряжение — перенести празднование на воскресный день 13-го февраля, когда все учащиеся могли принять участие в чествовании столь знаменательного события русской жизни. В 11 часов дня ученики и преподаватели собрались в зале общежития, где заблаговременно вывешен был портрет Александра II, а под ним — картина, изображающая известную сцену приветствия Царя-Освободителя народом на сенатской площади; венок, искусно сделанный учениками из еловых ветвей, окружал портрет и картину. После молитвы „Царю Небесный" учитель А.И. Постников в речи, составленной применительно к пониманию юных слушателей, познакомил их с личностью Императора Александра II, главными моментами его жизни и важнейшим из его деяний — отменой крепостного права. Чтобы лучше ввести слушателей в разумение предлагаемого чтения, лектор предварительно обратился к ним с следующими словами: „19 февраля настоящего года исполнится 50 лет со дня освобождения крестьян от крепостной зависимости. В этот день, 50 лет тому назад, Царь Александр II подписал манифест об освобождении 23 миллионов крестьян от власти помещиков. Когда этот день будет праздновать вся Россия, вы будете уже далеко отсюда, не будет с вами и нас, ваших учителей и воспитателей. А между тем событие, совершившееся 19 февраля 1861 года, так важно, так поучительно, что нам всем нужно объединиться при воспоминании о нем, всем — и учителям и ученикам, нужно почтить память Царя-Освободителя и торжественно отпраздновать этот великий день... Вот для чего вы собраны здесь. Пусть наше празднование несколько преждевременно, — до 19 февраля остается еще 5 дней, — но мы должны гордиться тем, что одни из первых в своем отечестве воздадим достойную хвалу Царю-Освободителю, должны радоваться, что раньше других поспели на этот светлый праздник русского народа, чтобы выразить одушевляющие нас чувства любви и благодарности к Императору Александру II-му. Среди вас найдется не один десяток детей деревни, вышедших из крестьян. Это внуки тех Лазарей, которых, по выражению поэта, призвал к жизни Александр II, внуки тех обездоленных, обезличенных с которых он любящей рукой снял оковы неволи. Эти внуки должны сугубо радоваться, вспоминая день 19 февраля, радоваться и за своих дедов, получивших в этот день волю, радоваться и за себя: ведь они получили возможность учиться только благодаря великодушному порыву Царя-Освободителя. Не будь 19 февраля, и эти мальчики, из которых многие составляют украшение нашей школы, жили бы совершенно в иных условиях, им нельзя было бы и подумать о школе, об образовании. Порадуемся же и мы все за них". Обратившись, затем, к личности Александра II, изображению его жизни и деятельности, лектор особенно остановился на его детстве и юности; он выпукло оттенил прекрасные черты характера царственного отрока и простоту обстановки его воспитания, иллюстрируя все это прекрасно подобранными фактами из ранних годов молодости будущего Повелителя Великой Державы. В ряду реформ была отмечена реформа духовной школы, причем для более ясного представления благодетельности последней была приведена из „Воспоминаний" одного из бывших учеников столичного Александро-Невского училища картина режима, царившего в духовных школах дореформенного времени. В заключение г. Постников остановил внимание слушателей на великой из реформ Александра II — упразднении крепостного права, при чем предварительно выяснил, как эта зависимость постепенно слагалась распоряжениями правительства и во что она была обращена произволом людей. „С великой радостью говорил в заключение лектор, встретил народ дорогую весть про желанную свободу... Но, кажется, больше всех радовался сам Государь. Когда 5 марта на сенатской площади толпы освобожденного народа подносили Царю хлеб-соль от всего сердца, как умели, благодарили его за дарованную волю, лицо Государя сияло счастием и довольством. Вернувшись во дворец, Государь пошел навестить свою малютку — дочь, в. княжну Марию Александровну. Он взял ее на руки, поцеловал и проговорил: «Сегодня счастливейший день в моей жизни!» В этих немногих словах высказалась вся любовь Царя к своему народу. Он бесконечно был рад тому, что его заветная мысль — освободить народ свой открыть ему широкую дорогу к счастью, — была наконец приведена в исполнение". После речи празднество происходило в следующем порядке: собрание общим хором пропело „Ах, ты, воля моя воля!", три ученика 4-го класса прочитали стихотворения „Картинка" Майкова, „Крепостным крестьянам" А. Плещеева и „19 февраля 1861 года" Вейнберга; в заключение хор певчих исполнил „День встает багрян" муз. Покрошинской и Национальный гимн. Торжество закончилось общим пением молитвы „Достойно есть".
19 февраля 1911 г., по случаю празднования 50-летия освобождения крестьян от крепостной зависимости, во всех церквах гор. Владимира совершены были накануне всенощные бдения, а в самый день — литургии и молебствия с коленопреклонением и возглашением многолетия Царствующему Дому и «вечной памяти» Государю Императору Александру II и его сподвижникам по освобождению и благоустройству крестьян Особенною торжественностью отличалось богослужение в Кафедральном соборе. Литургию, в сослужении соборного духовенства, совершил Высокопреосвященный Николай. За литургией соответствующее торжеству слово произнес законоучитель мужской гимназии свящ. А.А. Васильев. За богослужением присутствовали: Начальник губернии (Иван Николаевич Сазонов) и все представители властей гражданских и военных, а также гласные Городской Думы. После поздней литургии в соборе, в 1 час дня, в помещении Губернского Присутствия состоялось торжественное заседание членов Губернского Присутствия во главе с Начальником губернии, посвященное юбилейному торжеству. На нем в числе почётных гостей были Высокопреосвященный Николай и Преосвященный Александр.
СЛОВО на день торжественного празднования 50-ти-летия освобождения крестьян от крепостной зависимости Высочайшим манифестом 19 февраля 1861 года
Печатается для произнесения в церквах епархии (преимущественно на случай совершения особой панихиды о Царе-Освободителе).
«Осени себя крестным знамением, православный народ, и призови с Нами Божие благословение на твой свободный труд, залог твоего домашнего благополучия и блага общественного» (Маниф.).
Эти заключительные слова Высочайшего манифеста обнародования дарованной крестьянскому сословию свободы от крепостной зависимости сохранили в себе до настоящих дней, на пространстве истекшего 50-ти-летия, то особенное, торжественно — радостное чувство любви, какое с высоты престола явил Царь-Освободитель своим верноподданным. Чтобы понять жизненность этого чувства, которое и нас ныне подъемлет к особенному чествованию памяти Царя-Освободителя, необходимо войти в рассмотрение положения крестьянского сословия до великой реформы освобождения и выяснить отношение этой реформы к дальнейшему течению русской государственной жизни. Крепостное право на Руси произошло в силу особых исторических условий и обстоятельств. После удельных междоусобиц и монгольского ига, когда разрозненные части России собирались в единство великими Московскими князьями, естественным желанием правительства того времени было создать прочное ядро государственности в том сословии, которое было более значительным, по численности своей, в ряду других. Из таких стремлений правительства исходило прикрепление крестьян к земле, без нарушения однако их свободного состояния. Они могли иметь свою землю, свое движимое и недвижимое имущество, работали в интересах своих, при соблюдении общих для всех сословий законов государственных, утвердившихся обычаев и порядков. Большинство крестьян, по доброй воле своей, проживали на землях крупных владельцев-помещиков за известную плату, по особому договору. При этом за крестьянами сохранялось право свободного перехода от одного владельца к другому, — создавалось таким образом подвижное сословие в государстве, что не соответствовало ни целям, ни интересам государственным. Вот почему в конце XVI века издан был указ с запрещением крестьянам переходить от одного владельца к другому, крестьяне оказались тогда прикрепленными к земле своих владельцев и получили название крепостных. Это проживание на чужой земле сопровождалось нередко теми печальными следствиями, при которых свободный труд стал подневольной работой. Эта работа по местам была тяжела и изнурительна для крестьянского сословия в зависимости от характера владельцев, — отношения между сторонами определялись не столько законом, сколько обычаем и утвердившимся порядком. В лучших случаях между владельцем и крепостными создавались патриархальные отношения искренней попечительности владельца и добродушного повиновения крестьян. Но с течением времени — при уменьшении простоты нравов, при умножении разнообразия в отношениях обеих сторон, — отеческие попечения владельцев о крепостных крестьянах ослабевали, открывался путь к произволу, обременительному для крестьян и неблагоприятному в смысле развития и улучшения крестьянской жизни. Царственные предшественники Императора Александра II принимали меры к изменению на лучшее положения крестьян, но эти меры не были решительными и общими для всего крестьянского сословия. Применение их в некоторых только местностях, по требованию особых обстоятельств, или в виде опыта, не внесло изменений в положение дела, — время закрепощало крестьян все более и более, так что они оказались в полной зависимости от своих владельцев и господская воля стала законом для них, определяющим все подробности хозяйственной, семейной и общественной жизни подневольных крестьян. Государь Император Александр
II-й, положивший в сердце своем при вступлении на престол обет обнимать царскою любовию и попечением своих верноподданных всякого звания и состояния, премудро усмотрел, что русское законодательство, деятельно благоустрояя высшие и средние сословия, определяя их обязанности, права и преимущества, не достигло равномерной деятельности в отношении к людям крепостным. Это усмотрение и послужило основанием для крестьянской реформы, совершение которой покрыло неувядаемой славой царствование Императора Александра II-го Освободителя.
Великое дело освобождения крестьян начато было актом доверия Царя-Освободителя к Российскому Дворянству, которое, на правах особенной службы отечеству, владело крестьянами, прикрепленными к их земле. Этому сословию, преданность которого Престолу и готовность к пожертвованиям на пользу Отечества были изведаны в прошлом великими опытами, было предложено самому, по собственному вызову его, составить предположения о новом устройстве крестьянского быта, ограничить свои права на крестьян и подъять трудности преобразования, с уменьшением своих выгод. Это высокое доверие царское оправдалось дальнейшей деятельностью дворянского сословия. Благородное дворянство, руководясь уважением к достоинству человека и христианской любовию к ближнему, добровольно отказалось от права на личность крепостных людей и предварительной работой на местах по устройству крестьянского быта положило основание новой хозяйственной будущности крестьян. Выработанные при наличности потребных сведений положения об освобождении крестьян, оказавшиеся, как и следовало ожидать по свойству дела, разнообразными, были соглашены, исправлены, дополнены и рассмотрены в Совете Государственном, — только после этой серьезной, вдумчивой и осторожной работы отдельных лиц и целых учреждений, дано было Царем-Освободителем крестьянской реформе исполнительное движение великим манифестом 19 февр. 1861 г.
Современное состояние жизни крестьянского сословия, как полноправного и самостоятельного среди других, ясно говорит, что дала реформа освобождения народу, сила которого слабо проявлялась в состоянии бывшего закрепощения. Освобожденный народ, под живым впечатлением пережитой зависимости и тяжелого подневольного труда, плакал от умиления, когда в великий день всепрощения, при вступлении в св. четыредесятницу, изданный манифест об освобождении читался в православных храмах. Доныне живы еще многие из очевидцев этого события, — они передают об этом дне с трогательным душевным волнением и, видя дальнейшее улучшение крестьянского быта последующими реформами, благословляют благодарным воспоминанием Царя-Освободителя.
Но таковыми переживаниями освобожденного сословия далеко не исчерпывается значение этого исторического дня, — недаром этот день освобождения крестьян соделался народным праздником, торжественно-молитвенным днем для всех сословий государственных Не только в городах, но и во многих селениях славное событие этого дня увековечено постановкой памятников Царю-Освободителю, открытием различных благотворительных и просветительных учреждений. Особенное почитание этого дня в настоящем юбилейном году открывает нам и особенное значение соединенного с ним события, как такого, которое сопровождалось влиянием на весь дальнейший строй русской государственной жизни. Можно сказать, что все последующие преобразования по разным частям государственного управления имеют началом своим Положение 19 февраля. Если возьмем судебную реформу, осуществленную уставами 1864 г., то увидим, что она была вызвана освобождением крестьян. Не касаясь формы, которую получило у нас новое судебное устройство, мы должны признать, что прежний суд, по крайней мере гражданский, существовал не для всех сословий, — крепостные люди, как не имеющие собственности, не имели и гражданских прав Дарование освобождением крестьян гражданской полноправности более чем 20 миллионам личностей, при наступлении новых порядков и отношений, настоятельно потребовало судебной реформы и участия в суде самого раскрепощенного народа з лице представителей крестьянского сословия. Освобождением крестьян указано было и учреждение земства, в основу которого, при разработке нового устройства крестьянского быта, были положены начатки самоуправления. Ранее крестьяне не властны были распорядиться в своем домашнем хозяйстве, ныне они призваны, наравне с прежними владельцами своими, участвовать в устройстве хозяйства по губерниям и уездам. Образование сделалось доступным для всех сословий, — грамотность в крестьянском сословии быстро поднимается после его освобождения и лучшие силы народные скоро обозначили себя дарованием государству деятелей на различных поприщах общественного служения. Если продолжать далее указание значения великой реформы освобождения крестьян, то окажется, что все дальнейшие перемены в России, прямо или косвенно, зависели от нее. Но самое главное значение ее в том, что манифестом 19 февраля 1861 г. подняты были народные силы, которым недоставало свободного применения в области труда, промышленности и торговли. Течением исторических событий указывалась эта великая реформа. Преобразованиями Императора Петра, мудрой политикой Императрицы Екатерины II-й сообщилось России то могущество, которым поставлена она в ряду великих европейских держав. Этими государями увеличена была русская государственная область, но без сомнения одно только освобождение крестьян открыло России ту духовную высоту, до которой ныне восходит проявление ее сил в области умственного труда, на поприще науки и искусства; этой великой реформе Россия обязана тем развитием, при котором она, в общем равновесии европейских держав, не только могуча численностью людей и пространством, но сделалась вкладчицею произведений самобытного народного творчества в общую сокровищницу мысли и труда. Несомненно, что эта внутренняя цель освободительной реформы, начертанная широкими планами Царя-Освободителя, в своем осуществлении не могла ограничиваться пределами одного царствования. Касаясь различных сторон жизни государственной, при соблюдении интересов всех сословий и народностей и одновременном сохранении устоев веками сложившейся народной жизни, эта реформа потребовала мудрой последовательности и осторожности, чтобы все совершилось ко благу народному, без сильного колебания тех основ, на которых покоится благополучие граждан. Но не течет река ровно и спокойно по новому руслу: она пенится, бурлит и рвет берега, пока не выровняет места для своего течения. Вот почему освободительная реформа пережила царствование Царя-Освободителя, — но и Царя-Мученика, — имела продолжение при царственных преемниках его, дожила и до наших дней. В этом своем последовательном осуществлении она открывается пред нами во всем величии ее государственного значения и вместе с тем подтверждает, что только спокойное, мирное и сдержанное проведение в жизнь дарованной свободы, при честном, добросовестном исполнении верноподданными своих обязанностей, может обеспечить отечеству нашему процветание, силу и крепость среди других народов земли.
Вечная память Царю-Освободителю, положившему начало великой реформы. Ко храму на его крови да устремятся ныне мысли освобожденного народа с молитвенным и благодарным воспоминанием его царственного труда. Волыни сия любве никто же имать, да кто душу свою положит за други своя (Иоан. 15, 13). Аминь.
Законоучитель гимназии свящ. А. Васильев.
Слово на юбилейное празднество пятидесятилетия освобождения крестьян от крепостной зависимости (19 февраля 1861 года — 19 февраля 1911 года) Может быть произнесено — с соответственными приспособлениями текста — и в воскресенье 13 числа февраля для предварения слушателей о предстоящем юбилее и значении его в русской жизни. Достославный сегодня день у нас, православные соотечественники! Празднуем мы ныне совершившееся пятидесятилетие знаменательного дня, когда навеки пали крепостные узы. Это юбилей, подобно юбилею Моисеева закона, для нас, для России и ее братьев, есть радостное, более радостное, чем для рабов ветхого завета, лето Господне, лето освобождения миллионов крестьян. Для рабов ветхого завета радостен был юбилей, потому что они в это лето Господне отпускались на свободу, но они не могли избавиться от возможности снова подпасть под иго рабства еще на 50 лет. Наши крестьяне дождались всегдашнего юбилея. Кто измерит всю глубину той тихой радости, какая осенила тогда всю освобожденную Россию, кто передаст нам всю ту задушевность простого слова старика — крестьянина, толкующего своему малолетнему внуку и сыну, что это такое за воля, которую им дал „Батюшка Государь". В этот приснопамятный день — 19-го февраля — воспоследовало беспримерно великое, веками чаявшееся благовестие от престола Царского, благовестие нашей меньшей братии крепостным крестьянам. Долго, очень долго, целые сотни лет тяготело крепостное право над миллионами меньших сынов России, в тяжких, безвременных и неблагодарных трудах протекла их жизнь... С трудом сохраняя, в недоступном для их ближайших властителей тайнике сердца, сокровище святой веры, они с нею только и находили отраду свою, только она и поддерживала в них память о человеческом достоинстве, а тяготевшая над ними власть не редко и словом, и делом приравнивала их к бессловесным. Конечно, много было счастливых и добрых исключений на той и другой стороне, много и даже очень много было добрых помещиков, отечески относившихся к своим крестьянам. Но это были все-таки только звезды на темном небе: их свет был слаб и одинок, он не согревал живительною теплотой земли Русской, не давал сынам ее сил расти правильно и развиваться в гражданской жизни. Целый ряд русских Самодержцев, искренно желавших этого освобождения и делавших подготовительные шаги к нему, останавливались пред этой трудной задачей, в виду того, что к ее разрешению не были подготовлены даже правящие и образованные круги России. Если же эта реформа была разработана последовательно, введена скоро и твердо, то этим Россия обязана Самодержавной воле, личной энергии и напряженным трудам Самого Государя Императора Александра Николаевича, привлекшего сочувствие правящих и образованных лиц к этому человеколюбивому делу. Освободителем крестьян является прежде всех и больше всех Сам Государь Император Александр II. Припомним его слова, сказанные в Государственном Совете: „вам известно происхождение крепостного права. Оно у нас прежде не существовало: право это установлено самодержавною властью, и только самодержавная власть может уничтожить его, а на это есть моя прямая воля Царская". И вот с высоты Царского престола в этот незабвенный день, память о котором будет сохраняться на Руси, пока она стоит и пока будет существовать на земле хотя один русский человек, раздалось вслух всей России и всего образованного мира то великое всемогущее Слово Высочайшего Манифеста 19-го февраля 1861 года: „Осени себя крестным знамением, православный народ, и призови с Нами Божие благословение на твой свободный труд — залог твоего домашнего благополучия и блага общественного". Вместе с манифестом обнародовано — и положение о крестьянах. Этим актом Высочайшей воли свыше чем 22 миллиона крестьян освободились от двухвекового крепостного состояния и русский народ вздохнул свободною грудью. Крепостные получили права сельских свободных обывателей, которые более уже не зависят от произвола и прихотей своих владельцев; получили права семейные, право повсеместного жительства, право воспитания во всех учебных заведениях, право производить торговлю, содержать фабрики, заводы; записываться в цехи, вступать в гильдии. Новая жизнь для крепостных открывалась таким образом по воле Державного Отца-Царя Освободителя. Миллионам крестьян, получившим эти неведомые дотоле права, даровано было и то, без чего эти права не имели бы всех своих благотворных последствий. Крестьяне наделены от помещиков определенным количеством полевой земли и других угодий по воле мудрого и попечительного о судьбах России Монарха, выраженной в манифесте же от 19-го февраля 1861 года. Сохраняя за помещиками право собственности на все принадлежащие им земли, Государь повелел не только предоставить крестьянам в постоянное пользование усадебную оседлость, но и снабдить крестьян, на выгодных для обеих сторон условиях, достаточным количеством земли для хлебных посевов и сенокосов. Таким образом, с своей стороны, Государь Император Александр II-й совершил все возможное, чтобы обеспечить процветание и крестьянского хозяйства, не насилуя законных прав помещиков, но и не обездоливая бывших крепостных. Итак — нет ярма, вызывавшего болезненные стоны в наших меньших братиях, унижавшего и развращавшего самих владельцев, вносившего элемент порчи и разложения и позорившего христианскую страну. Это ярмо сброшено благословенной десницей того, за которого мы горячо молимся и за которого с сердечною теплотой молились и молятся миллионы русских подданных. Да будет благословенно и преблагословенно имя Его, пока стоит этот мир. Вечная, вечная память Государю Императору Александру II-му. Снять крепостную тяготу с миллионов русского народа значило воззвать всю Россию к новой жизни и заложить несокрушимое основание нового общественно-государственного ее строя. Крестьянскою реформою намечалось постепенное, но неизбежное уничтожение всего того, что стояло в какой-либо связи с крепостным порядком и мешало поступательному движению России. Крестьянская реформа послужила исходным пунктом и для всех великих преобразований, совершенных Царем-Освободителем. Реформирован был суд — сделан гласным, скорым, правым, милостивым и равным для всех. В суд введено было учреждение присяжных, возлагающее дело суда на самих граждан и призывающее их к самодеятельности и к самовоспитанию. Дарованы были земские учреждения, городовое положение. Высшее и среднее образование в школах всех ведомств поставлено на новых началах. Число образовательных учреждений значительно увеличилось. На дело женского образования и воспитания обращено особенное внимание, появились в весьма большем количестве народные школы. Таким образом дело просвещения русского народа, приобщения его к просвещенным народам запада, опередившего его на поприще гражданственности, шло вперед быстрыми шагами. Важно и особенно поучительно и назидательно, что Правительство и общество работали дружно, работали плодотворно, что преобразования принимались всеми с радостью и благодарностью. В обществе не было смуты, раздражения, не было общественной розни, великая государственная реформа совершилась тихо и безмятежно. Результаты реформы Императора Александра II-го были, как известно, поразительные. Государство русское, обновляясь внутренне, укреплялось внешним образом, расширяло свои пределы, получало особый вес и значение среди других государств. С отменою крепостного права, в уездах рядом с дворянскими обществами создались крестьянские сельские общества, появились землевладельцы и из горожан. Оживилась деятельность торгово-промышленная, города расцвели с освобождением крестьян. Полстолетие прошло с тех пор, т. е. столько времени, что пора было уже наглядно видеть добрые и ощутительные плоды свободной жизни народа, — можно было ему за это время развернуться во весь свой богатырский рост, можно было ему взять из под спуда таланты ума, сердца и воли и приложить их к разумному устроению начал жизни — семейной, общественной и государственной. Но что мы видим в действительности? Русский народ, богатый силами, — по преимуществу земледелец, но его хозяйство поражает не редко бедностью и первобытными способами его разработки. Он по природе аскет, но его угнетает злой недуг — пьянство, в корень подрывающее его хозяйство, а что еще печальнее — делающее его из человека благоговейно — верующего, смиренного и доброго — злым, попирающим все святое. Кто же в этом виноват? Может быть рано ему дана свобода? Нет, вечная молитвенная память за нее Царю-Освободителю, внявшему народному горю. Причина этого явления лежит в том, что данная гражданская свобода могла упорядочить лишь внешние формы народной жизни, но она должна была идти, так сказать, в глубь ее, чего желал и Царь-Освободитель. Было бы величайшею несправедливостью умалять великий смысл реформы и значение ее для всей жизни России. Крестьянская реформа положила начало коренному преобразованию русской жизни. В правовом отношении отмена крепостного права является, без сомнения, величайшим событием во всей новейшей истории России. Но эта реформа необходимо предполагает и обновление, оживление, развитие внутренних — нравственных основ жизни народной — на вековых устоях закона Евангельского, беззаветной преданности Царю Православному, на безграничной любви к родине дорогой — Руси Православной. А такое обновление не может быть быстрым, если даже и совершается оно беспрепятственно, что едва-ли возможно на нашей грешной земле. В настоящее время обновленный государственный строй России, участие в законодательстве представителей самого народа да послужит ручательством того, что наше Отечество выйдет из той тяжелой смуты, в которую ввергли его, говоря широко, нравы крепостного времени. Итак, да не смущается сердце наше! Да будет исполнено веры и упования. Тот путь, каким идет наш народ, каким ведет его венценосный Вождь наш, Благочестивейший Государь Император Николай Александрович, есть путь Божий, путь, начало которому положил Великий Дед его — Царь-Освободитель, и он несомненно приведет нас к добру. Нужно только, чтобы и каждый из нас в частном круге жизни и деятельности, в каком кого поставил Господь, следовал всегда пути Божию. Пойдем же все в добрый путь под знаменем Царственного Вождя, пойдем с полною верою, что знамя Вождя нашего есть истинная честь, свет и благо нашей родины... Господи Боже наш! прилежное моление приими от Твоих рабов, и помилуй нас; по множеству милости Твоея, и щедроты Твоя ниспосли на нас и на вся люди Твоя, чающия от Тебе богатыя милости. Аминь.
Свящ. А. Владычин.
Источник:
Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. 1911 г.
19 февраля 1911 года - в 50-й год памяти освобождения крестьян от крепостной зависимости Ковровским Уездным Комитетом Владимирского Попечительства о народной трезвости было устроено празднество, посвященное этому событию. Торжество было устроено в самый день события —19 февраля. Состояло оно в следующем. Предварительно был отслужен благодарственный молебен с провозглашением многолетия всему Царствующему Дому и произнесением вечной памяти почившему Императору Александру II. Затем священником г. Коврова о. И. Парвицким было произнесено слово, посвященное памяти праздника. Хор певчих под управлением Н.Я. Простосердова исполнил несколько кантат празднику. Учителем Бредтеченским проведено чтение истории царствования Александра II-го — Благословенного. Хор певчих исполнил Русский Народный Гимн и Коль Славен и засим были розданы присутствующим листки, излагающие историю праздника.
Комитетом были выписаны разные брошюры, относящиеся к празднуемому событию издания Всероссийского Национального Клуба, но за массой заказов Клуб брошюры эти к дню праздника не выслал. Расход на устройство праздника выразился всего в сумме 15 рублей — на уплату хору певчих, хотя Комитетом и было ассигновано на этот предмет до 75 рублей: 1-х, не пришлось платить за брошюры, так как, не получив их во время, Комитет предложил Клубу вовсе не высылать таковые; засим проектировалось украсить здание чайной на время праздника зеленью, но за болезнью лица, коему поручено было Комитетом сделать это (делопроизводитель Комитета), помещение украшено не было» (Отчет о деятельности Владимирского Попечительства о Народной трезвости за 1911 год).
Владимирская губерния. Бытовая картинка из эпохи крепостного права Владимирской губернии 1852 г. Крепостной театр шуйской помещицы Екатерины Ивановны Барсуковой. Крепостной театр меленковского помещика Николая Никитича Названова Город Владимир в 1861 году Город Владимир 19 февраля—2 марта 1882 года. Сельское хозяйство Владимирской губернии Состояние крестьян после отмены крепостного права
|