Губотделение Рабоче-Крестьянской Инспекции (с 1-го ноября 1922 г. по 1 ноября 1923 г.) С августа месяца от обычной исключительной работы по производству фактических и последующих ревизий и участия представителей на различного рода комиссиях, Губ. РКИ переходит к изменению методов своей контрольной работы, основанных на резолюциях XII съезда партии. Структура РКИ представлялась в следующем виде: 1) Зав. Губ. PKИ и при нем коллегия, состоящая из заведующего, его заместителя и помощника. 2) П/отдел управления с Бюро жалоб при нем. 3) Экономический П/отдел с секциями: а) промышленно-технической, труда и топлива, б) продовольственной и сельско-хозяйственной и в) финансовой. 4) Административно-Общественный П/отдел с секциями: а) административно-военной, б) просвещения и пропаганды и в) здравоохранения и социального обеспечения. Соответственно этой структуре между п/отделами были распределены в ревизионном отношении административные и хозяйственно-экономические Отделы Губисполкома и др. организации и учреждения. Сотрудников же было 77 человек (по штату полагалось 80), из коих 13 работали в уездах в качестве уполномоченных при уиках. Штат не имел достаточного кадра высококвалифицированных работников и за недостаточностью средств на оплату привлечь спецов и до сих пор не удалось. Особенное внимание было обращено на качественное улучшение личного состава работников. В целях поднятия уровня его знаний в области основных положений в РКИ, Уголовного права и др. законодательных актов, а также в целях единообразного их толкования и применения на практике, с 1-го января 1923 г. по постановлению коллегии проводилась большая воспитательная работа путем заслушивания и разбирания на общих собраниях постановлений центральной власти по вопросам уголовного права, методов работы РКИ и по экономическим вопросам. Кроме того, ежемесячно созывались технические совещания из администрации, заведующих п/отделами и секциями, где обсуждались план работ и технические вопросы. Одна из основной работы РКИ — привлечение в ее ряды для практических работ рабочих с предприятий, — несмотря на ряд принимаемых мер, результатов не дала, благодаря, гл. обр., стягиванию, за отсутствием в г. Владимире промпредприятий, рабочих из уезда, по преимуществу из Владимирского хлопчатобумажного треста. Благодаря постоянному отказу хозорганов от оплаты делегированных рабочих суточными за время пребывания в РКИ, впоследствии пришлось отказаться от этой меры и ограничиться лишь прикомандированием выбранных рабочих к уездным уполномоченным с предприятий, расположенных в самом городе. Использовано было таким образом 15 человек. Работа в области организации ячеек содействия заключалась как в переизбрании организованных ранее, так я в организации новых, организовано было 19. Всего на 1/ХI — 23 г. состоит их 49. Связь с ячейками содействия со стороны Губ. РКП весьма слаба, обменяется это тем, что для поддержания с ними живой связи и надлежащей информации не имеется достаточных средств на посылку туда инспекторов. Преобладающим видом контрольной деятельности являлись фактические и последующие ревизии и лишь в незначительном количестве обследования хозяйственных и административных учреждений и организаций. Для более планомерного проведения ревизионных работ в начале года на техническом совещании был выработан годовой план работ с подразделением его на месяцы. Несмотря на изменения его в течение года в связи с новыми заданиями Центра, Губисполкома, требованиями ГПУ, Нарсуда, выполнять его удалось на 65%. Все ревизионные обследования производились комиссионным порядком, с привлечением в комиссии представителей партийных профессиональных и др. организаций. Всего за отчетный период времени было проведено ревизий и обследований по прежнему методу 259 и принято участие в 103 комиссиях, 215 совещаниях, 21 передаче и 19 приемках. Работа уездных уполномоченных, по причине еще меньшей их квалифицированности, вылилась в значительное по количеству производство разного рода мелких ревизионных обследований, носищах в большинстве случаев неглубокий характер. Всего ими было произведено 158 ревизий: 28 полных, 159 частичных и 71 обследование, принято участие в 566 комиссиях и совещаниях. Как на наиболее характерные ревизии, дающие более серьезный материал, можно указать на следующие: 1. Владторг (деятельность по июль 1923 г.) — бесхозяйственное ведение торговых операций, в частности по Нижегородской ярмарке, Московскому Отделению и Универсальному магазину во Владимире, запущенность отчетности в главной бухгалтерии и во всех отделах. 2. Губ. лесной отдел — частичными ревизионными обследованиями установлено расходование в сумме 449.939 р. 26 к. зн. 22 г. лесных доходов, поступивших после 1 октября 1922 г., вопреки распоряжениям Наркомзема.
3. Владлеспромтоп — зависимость плана заготовок от производственной программы и заданий Центра. Реализация заготовленных дров в первом квартале производилась по разнообразным ценам — только восстановительным выше и ниже себестоимости. От реализации, полученной по товарообмену продукции за дрова, часто терпелся убыток. Сметные предположения на 1-й квартал, как по доходной, так и по расходной части дали значительное уклонение от действительности. Выполнение производственной программы минимально: так по вывозке дров в первом квартале выполнено 20%, строя — 17%, угольника — 7%, угля — 15%, сырья — 66% и распиловка по лесопильным заводам 35%. Предполагаемая годовая производительность выработки пильных материалов выражалась в 3.403.400 к. ф., в первом же квартале фактически выработано материалов — 368.144 к. ф. В 21 — 22 г. на тех же заводах, которые состоят в настоящее время в ведении Владлесоромтопа, в период октябрь-декабрь было выработано 631.149 к. ф., в текущем же году выработано — 358.065 к. ф., уменьшение выработки объясняется переходом на лучший ассортимент. В бухгалтерии установлена отсталость в ведении книг месяца на 1 ½ — 2, отсутствие учета отдельных предприятий. Отсутствие своевременной регистрации договоров очень слабое и медленное принятие мер воздействия к контрагентам, не выполняющим своевременно обязательства по договорам. 4. Ревизионным обследованием ткацкой ф-ки «Абельман» Ковровского уезда установлено плохое ведение отчетности, отсталость книг, беспорядочное состояние оправдательных документов, несвоевременная выплата зарплаты рабочим, неудовлетворительное состояние помещений в смысле недостаточности вентиляции и отсутствие оконных форточек во всех почти отделах фабрики.
5. Ревизионным обследованием в Ковровском у. прядильно-ткацкой ф-ки «Роза Люксембург» состояние фабрики характеризуется так: по всем отделам производства и хозяйства ф-ки установлена бесхозяйственность с допущением злоупотреблений, по ткацкому производству выявлено небрежное отношение к пряже, как со стороны рабочих, так и технического персонала, благодаря чему получается повышенный угар и не правильная промерка ткани. В ведении бухгалтерии установлена хаотичность, несоблюдение правил производства кассовых операций. 6. Ревизиями Волисполкомов: Слободского, Болдинского и Патакинского установлена недостаточная осведомленность Волисполкомов о возложенных на них обязанностях, вследствие отсутствия надлежащего инструктирования со стороны УИК, слабая постановка денежной отчетности, слабая работа Комитетов Взаимопомощи. 7. Ревизиями воинских частей установлен целый ряд недостач продматериалов, ряд мелких злоупотреблении, небрежное ведение отчетности и учета, неправильное расходование денежных средств, отпущенных шефом (51 Стрелковый полк и Кавполк ГПУ), эксплуатация казенных лошадей (Кавполк ГПУ), продажа без надлежащего ветосмотра бракованных лошадей во время эпидемии сапа, которые впоследствии оказались сапными (Кавполк ГПУ) и пp. 8. Ревизия детских домов установила не вполне достаточное питание детей, особенно в отношении жиров, острую нужду в учебных пособиях, слабость ведения воспитательной работы. 9. Обследованием Губ. и Уезд. Влад. Политпросветов установлена налаженность работы Губ. Центра и достаточная связь с местами и только недостаток в денежных средствах тормозит развитие его деятельности. В Губпрофобре установлено отсутствие идейного руководства учебной жизнью, учебные планы и программы не рассматриваются, вся работа идет исключительно в области распределения денежных средств, что обгоняется отсутствием в его составе инструкторов в методиков. В практическом Институте Народного Образования установлена частая смена учебных планов (ежегодная, а иногда дважды в год), усвоение учащимися научных дисциилин не глубокое, рефераты учащихся (взятые на выдержку) о практических работах слабые. 10. Ревизиями в начале 1923 г. Финорганов в части постановки и взимания общегражданского налога и по исчислению уравнительного сбора установлено крайне неудовлетворительное состояние счетоводства и отчетности. На исправление ГФО дан месячный срок, Фининспектора же за недостаточное руководство деятельностью Финагентов, а бухгалтера за небрежное ведение списков предложено подвергнуть административному взысканию по усмотрению Зав. ГФО. 11. Ревизионным обследованием с 21 дек. 1922 г. по 11 февр. 1923 г. Гусевского Комбината со всем его хозяйством установлена неудовлетворительность работ правления, невыгодно отразившаяся на состоянии Комбината в целом, установлена отсталость счетоводства и отчетности на несколько месяцев. При обозрении авансовой отчетности выяснилась большая и давнишняя задолженность целого ряда лиц без применения к таковым решительных мер воздействия. Обследование договорных сделок выявило целый, ряд убыточных и крайне коммерчески невыгодных и неправильных договоров, заключенных Комбинатом преимущественно с частными лицами по поставке самых разнообразных предметов, преимущественно путем товарообменных операций. Обращает на себя внимание отсутствие в договорах пунктов, определяющих обеспеченность поставщиков (гарантии), даже в тех случаях, когда выдаются поставщикам авансы. Отмечается также целый ряд крупных упущений в области хозяйствования Комбината: плохая постановка дела в магазинах и складах и систематическое хищение продукции в ткацком отделении. Что касается самых производств Комбинатов, как прядильного, ткацкого и хрустального, то таковые, в виду неполного их использования (из-за недостатка сырья), не дают должного эффекта, непроизводительно затрачивая лишнюю силовую и тепловую энергию. 12. Ревизией лесного отдела Губземуправления (ГЛО) установлено отсутствие точного учета лесных материалов, карт и планов лесных дач по роду пользования б. крестьянских и частновладельческих и устарелость имеющихся планов. Лесокультурное дело поставлено слабо и наблюдается лишь некоторое оживление по лесонасаждению, не лучше обстоит дело и с эксплуатацией леса. Такая постановка дела ведения лесного хозяйства обгоняется, гл. обр., бездеятельностью ГЛО и его органов в предшествующие года, несоответствием своему назначению некоторых лесничих и др. технических работников и недостатком средств. 13. Ревизионным обследованием трех Уездных Коммунальн. Отделов: Владимирского, Ковровского и Муромского установлены: 1) отсутствие общей твердой структуры Угоркоммунотделов, 2) по хозяйственному п/отделу отсутствие правильного учета имущества и материалов и халатное и небрежное отношение к материальным ценностям в форме хищения, раздачи в безвозмездное временное пользование, совершения невыгодных договор. и пр., 3) по жилищному п/отделу неведение точного списка муниципализированных и национализированных домов, учета квартир и их состояния не ведется, квартирная плата не взыскивалась. Особенно неудовлетворительно поставлено дело во Влад. Угоркоммунотделе, в Муромском и Ковровском же — почти удовлетворительно. В вопросе прибыльности или убыточности ком. хозяйств установлено, что предприятия, входящие в Коммун. Отделы, в общем дали убыток, а именно: по Влад. К.О. — 145509 р. 81 к. зн. 23 г., по Муромскому — 593510 р. и Ковровскому — 402011 р. 14. Ревизией Военпромотдела установлена полная бесхозяйственность и бессистемность ведения дела, отсутствие правильного учета и отчетности, в результате чего получился дефицит в 257 р. 51 к. золотом, неуплата страховых взносов и задолженность по зарплате и непринятие мер к своевременному и аккуратному взысканию задолженности, а равно и покрытию собственных долгов. Установлено отсутствие смет на строительные и др. работы, вместо каковых составлялись черновые цифровые соображения, значительно расходящиеся с нормами урочного положения в сторону увеличения последних.
15. Ревизией Владгубтранса установлена полная бесхозяйственность: цены на перевозки берутся произвольно, без таксы, следуемые за перевозки суммы в кассу поступают несвоевременно, приобретаемые предметы и материалы не всегда приходуются по материальной книге, приходо-расходные документы найдены в беспорядке. 16. Ревизионным обследованием Губсоюза, еще не вполне в настоящее время законченным, установлено: а) в отношении личного состава служащих постоянная, частая смена, сокращение и прием новых лиц, б) по торгово-заготовительному отделу, — 1) в области товарообменных операций, начавшихся с конца 1921 г. на выделенный на сей счет Губисполкомом товарный фонд на сумму 157335 р. золотом, обнаружен полный хаос: расчет по некоторым операциям и до сего времени не закончен, за отсутствием соглашений, установленного эквивалента, как, напр., по Харьковской экспедиции, а по некоторым экспедициям просто по небрежности к делу и за давностью товарообмена; некоторые договора оказались невыполненными контрагентами и претензии в большинстве случаев Губсоюзом не предъявлены; экспедиции прошли крайне не организованно. В результате экспедиций по товарообмену оказалось не дополучено хлеба 46.378 п., недостает картофеля 829 пуд., мануфактуры 3.590 ¾ арш., платков 412 дюж., кроме того сундуков и решетчатых полотен в неопределенном количестве, оставшихся в Киеве, 2) выгодность же операций за 1922—23 г. выяснить не удалось по чисто-техническим бухгалтерским условиям, в) по производственному отделу установлена убыточность работы предприятий, г) реальность прибыли по балансу на 1/I — 1923 г. определить нельзя за составлением его не в твердом золотом исчислении, а в совзнаках и д) наконец, по отчетности и учету установлено, что бухгалтерия Губсоюза является крайне грузным тяжелым аппаратом. В отчетности 21 — 22 г. видна крайняя запущенность и большие неточности. Отсутствие учета сказалось и в хозяйственной части и в особенности на бывш. универсальном магазине, результата деятельности которого и сам Губсоюз не знает. 17. Из уклонов госучреждений в сторону заключения невыгодных сделок с частными лицами отмечаются сделки Губтопливного Управления, ныне Владлеспромтоп с гр. Скоп-Миллер на покупку у последнего через Скопа 2.800 п. пшеничной муки. На основании всего вышеизложенного и основываясь на данных, полученных Губ. РКИ при производстве дознания, дело передано Губ. прокурору для производства предварительного следствия и привлечения виновных, в обогащения за счет государственных средств, а равно и за халатность к службе и неоправдание возложенного доверия, к судебной ответственности. Конечным результатом всех произведенных Губ. РКИ за отчетный период ревизионных работ, в процессе коих установлен ряд упущений, неправильностей, не налаженности, отчетности и учета, были сделаны Подотчетным РКИ учреждениям предложения принять соответствующие меры к устранению установленного. Что же касается ревизионных материалов, устанавливающих факты правонарушений, злоупотреблений, то таковые, после юридической обработки и по рассмотрении их коллегией Губ. РКИ, направлялись в судебные органы для привлечения виновных к судебной ответственности или же для производства предварительного следствия. Всего за отчетный период направлено в судебные органы 44 дела, в административном порядке — 12. По делам, направленным в Судебные органы, привлечено всего 107 человек, из коих: — партийцев — 12 и беспартийных — 95. По составу преступлений дела распределяются: на должностные — 97, хозяйственные — 14, имущественные — 32, прочие — 8. Работа Бюро Жалоб выражается в следующих цифрах: Осталось на 1 января — 23 г. - 46 дел. Поступило с 1 января по 1 ноября 79 дел. Рассмотрено - 105 дел. Осталось в производстве по 1 ноября - 20 дел.
Второй период (с 1/VIII по 1/XI — 23 г.).
Второй период Губ. РКИ начинается с 1 августа 23 г., когда согласно предложения НКРКИ от 26/VII за № 8068 штат Губ. РКИ был сокращен до 30 человек. В силу произведенного сокращения и необходимости ведения работ в направлении и методами, указанными в новом положении о НКРКИ от 6/IX с. г. и в постановлении ЦИК СССР о реорганизации РКИ от 6/IX с. г., необходимо было во 1) произвести подбор сотрудников, а во 2) выработать и установить временную структуру, произвести соответствующее инструктирование оставшихся сотрудников, выработать на ближайший период план работ, соответствующий новому направлению работ РКИ и разгрузиться от старых ревизионных материалов и отчетности. Оставшиеся 28 сотрудников распределяются следующим образом: по партийности: членов РКП (б) — 8 чел., РКСМ — 2, беспартийных — 18; по образованию: с высшим — 5, средним — 3, низшим — 20, малограмотных — 1 (тех. сот. сторож-курьер); по стажу: поступивших до Октябрьской революции старых контрольных работников — 8, поступивших в разное время после Октябрьской революции — 20. Структура Губ. РКИ в настоящее время представляется в следующем виде: 1) Администрация, 2) Секретариат, 3) Бюро по улучшению и изучению Госаппарата, 4) Оперативное Бюро с инспекторским составом и 5) Бюро жалоб. Затем была проделана работа по разгрузке от материалов, поступивших от производства ревизий и обследований по прежним методам. Чтобы избавиться от массового поступления, на последующую ревизию документальной отчетности был издан совместно с ГИК циркуляр о прекращении присылки таковой, а равно о прекращении обращений с просьбами о высылке представителей для производства разного рода ревизий. В связи с изменением работ РКИ изменились и условия работы Бюро жалоб при РКИ, в том смысле, что оно освобождается от защиты частно-правовых интересов и должно сосредоточить свою деятельность на борьбе с бюрократизмом, волокитой и пр., в связи с чем Губ. РКИ был издан также циркуляр совместно с ГИК о новых задачах Бюро жалоб и необходимости направления всеми госучреждениями и организациями в Губ. Бюро жалоб всех подаваемых им гражданами жалоб и заявлений по вышеуказанным вопросам. Что касается ревизионных материалов, то в зависимости от их характера, они получили свое направление, а именно: материалы, имеющие криминальный характер, по соответствующей их обработке направлены в Губсуд, или же, если состав преступления не наносил большого ущерба Республике, направлялся в Губисполком для наложения на виновных взыскания в административном порядке. По материалам же, устанавливающим организационные недостатки и упущения, а также не налаженность счетоводства и отчетности, делались соответствующие указания и предложения к их устранению и принятию соответствующих мер. Для ведения работ в новом направлении, соответствующем новым методам, был выработан па первый квартал октябрь-декабрь 23/24 г. календарный план, согласованный с ориентировочным планом НКРКИ и утвержденный 9/Х — 23 г. Административным Совещанием Губ. РКИ с участием представителей Губ. К. К., ГИК, ГЭС и Губпрофсовета. И этот план вошли также и работы, которые Губ. РКИ вела еще по старому методу, по заданиям ГИК и др. организаций и которые еще не были закончены. К указанным работам относятся: 1. Обследования Коммунального Хозяйства в Муромском и Ковровском уездах — работа по инициативе Губ. РКИ. 2. Ревизия Военпромотдела — по предложению ГИК работа закончена. 3. Ревизия Губтранса — по заявлению Союза Транспортных рабочих работа продолжается. 4. Продолжение ревизии Влад. Губсоюза в части товарообменных экспедиций (инициатива Губрки). 5. Ревизия ф-ки имени «Кутузова». 6. Ревизия Раб. Кооператива при ф-ке имени «Кутузова». По новым методам и в направлении, соответствующем новым задачам РКИ, в настоящее время ведется работа по обследованию волостных и сельских советов. Согласно выработанной программы обследования и плана работ, к обследованию намечены 18 Волисполкомов и 36 Сельсоветов, к работе было приступлено с 21/IX — 23 г. и пока имеется законченный материал по 3 Волисполкомам и 6 Сельсоветам и производится обследование еще 2-х Виков и 4 Сельсоветов. Бюро жалоб вело работу по обследованию эксплуатации рабочих па лесных заводах Судогодского уезда. Работа закончена и дело передано в труд, камеру Нарсуда. Из обследованных Виков можно остановиться на работе Ставровского ВИК-а, при обследовании которого установлено: нерациональное распределение обязанностей среди Президиума ВИК-а, резко отклоняющегося от нормального распределения их, указанного в ст. 92 и 675 Собр. Узакон. 22 г. (Положение о ВИК и Сельсоветах). В нарушение существующего положения взамен прежних Отделов при ВИК-е образованы отдельные столы: стол земельных дел, военных дел, налоговой стол, стол ЗАГСА и общая канцелярия. В связи с такой разбивкой работ и отдельных делопроизводств штат технических сотрудников ВПК-a превышает установленный положением штат на одного делопроизводителя и одного переписчика при совмещении должности секретаря с должностью члена ВИК. Особо обращает на себя внимание чрезвычайно мелкая раздробленность Сельсоветов и чрезмерно большое число их в Ставровской волости. Так при числе селений — 50 и общем населении в 12000 человек в волости образовано 43 Сельсовета, т. е. в среднем 279 человек на Сельсовет. Останавливаясь на самой деятельности Ставровского ВИК, в общем за небольшим исключением должно признать ее хорошей. К недостаткам в работе ВИК-а можно отнести следующие: 1. Отсутствие сдачи в аренду муниципализированных домов и невзимание за их пользование платы, что служило бы доходной статьей ВИК-а. 2. Неудовлетворительный учет операций хлебного и золотого займа. 3. Слабое содействие ВИК-ов в образовании земельных фондов, когда поднятая и очищенная рабочими от кустарников в 20 году земля в количестве 200 десятин с пуском в ход фабрики осталась снова бросовой и незакрепленной за ВИК-ом. Работа идет с большими затруднениями, в виду трудности составить ясное и отчетное представление о тех серьезнейших и огромнейших задачах новой РКИ, особенно в области практического их применения и проведения в жизнь. В заключение необходимо сказать, что наладить работу Губ. РКИ возможно только лишь: 1) при самом тщательном подборе сотрудников более высокой квалификации, 2) при регулярном инструктировании местных органов РКИ со стороны НKPKИ и 3) а также при поддержке местных руководящих партийных, советских и профессиональных организаций. /Отчет Владимирского Губисполкома и его отделов 15-му Губернскому Съезду Советов, 10-го декабря 1923 г./
Работа Губернской Рабоче-Крестьянской Инспекции в 1925 году
В основу плана работ Губ. РКИ на 1925-26 г. были положены решения партийных и советских органов как центральных, так и губернских. Со второй половины года направление в работе, в связи с решениями апрельского Пленума ЦК и ЦКК по вопросу о режиме экономии, изменилось в сторону сосредоточения большего внимания на проведении контрольно-поверочных обследований, с целью поверки проведения кампании по режиму экономии. Со времени XV Партконференции со всей остротой поставлен вопрос о борьбе с бюрократизмом.
Плановая работа
По плану 1925-26 года проведены следующие обследования:
1. В промышленной области — предприятий ГСНХ, сданных в аренду, Владсиликата и его предприятий, жилстроительства, Кулаковской электростанции, Александровского и Судогодского промторгов.
2. В сельско-хозяйственной области — деятельность низовых земорганов (Муромского и Меленковского у.у.), распространение минеральных удобрений в губернии и работа по выделению лесов местного значения. 3. В торгово-кооперативной области — повторное обследование Владимирского и Муромского райсоюзов, обследование инвалидной кооперации и Александровского райсоюза в части проведения режима экономии и снижения цен. 4. В области совстроительства — обследование низового соваппарата и к-тов об-в Крестьянской Взаимопомощи (Ковровского и Судогодского уездов). Кроме этих основных работ был проведен ряд обследований и по линиям социального обеспечения, народного образования и пр. В плоскости рационализации аппарата — основным в этот период были изучение и опытная постановка делопроизводства волисполкомов и сельсоветов губернии. Кроме этого проводились и другие работы.
Внеплановая работа Помимо плановых работ, за этот же период был проведен ряд внеплановых обследований, обследования. Борьба за режим экономии во второй половине 1925-26 г. и в 1-м квартале 1926-27 г. велась, главным образом, во внеплановом порядке, путем проведения частичных контрольно-поверочных обследований ряда учреждений и предприятий, которых всего было по 1/1- 1927 г. обследовано 24, из них в промышленной области — 11, в кооперативной — 7 и в административной — 6.
% выполнения плана Из числа 26 плановых работ 1925-26 г. к 1/Х - 1926 г. было выполнено 21 обследование, или 80 %, и находилось в производстве 5 обследований, или 20 %, из них в настоящее время не выполнена одна работа (с.-х. кредит), которая перенесена в план 1926-27 операционного года.
План на 1926-27 г.
Планом на 1926-27 опер. год предусмотрены следующие обследовательские работы: 1) в области системы хозяйственного управления: а) лесные заготовки Владлеспромтопа и ГЛО — с целью устранения параллелизма в их работе; б) внутренние представительства — с целью ликвидации излишних представительств; 2) контроль ревкомиссий ГСНХ и других контрольно-ревизионных органов — с целью упорядочения и возможного сокращения контрольных органов; 3) отчетность — с целью упрощения и сокращения отчетности органов народного образования и здравоохранения; 4) кооперация — с целью упрощения аппарата и поверки выполнения директив партии и соввласти; 5) совстроительство — избирательная кампания 1926-27 года; 6) сельхозкредит — с целью изучения развития и деятельности низовых кредитных органов. Кроме этих работ имеется ряд других, направленных также в сторону упрощения и улучшения аппарата.
Результаты обследовательской работы
Материалами произведенных обследований, наряду с положительными достижениями, отмечается также наличие неорганизованности, бесхозяйственности, отсутствие руководства, слабое выполнение директив партии и правительства по проведению режима экономии и т. д. Для характеристики этих явлений здесь необходимо осветить деятельность некоторых учреждений, как она отражена в материалах РКИ. Материалы обследований отмечают известный перелом в сторону более бережного расходования средств, начинает вестись некоторая, хотя и слабая еще, работа по усовершенствованию производства, управленческого аппарата, снижения цен, но имеется еще целый ряд существенных недостатков. Режим экономии в промышленности В промышленности в числе этих недостатков должны быть отмечены: слабое втягивание в работу по режиму экономии рабочих масс и их организаций; отсутствие отчетности перед рабочими; отсутствие, во многих случаях, учета предложений рабочих и не проведение их в жизнь; проведение экономии по линии наименьшего сопротивления: за счет частичного сокращения обще-административных и хозяйственных расходов при недостаточном внимании вопросам рационализации производства и аппарата управления. Везде были созданы специальные комиссии по проведению режима экономии, которые намечали широкие планы, но выполнялись эти планы в незначительном проценте. В результате — больших достижений в экономии не было.
Исключение представляет Никологорское Льнообъединение, где имеется значительная экономия за 1925-26 г., по сравнению с 1924-25 г., в сумме 25780 р. Эта экономия получена, однако, в результате работы производственной комиссии и совещания. Результат же работы специальной комиссии выразился в сумме 2948 руб.
Имеется реальная экономия и у других обследованных предприятий. На ф-ке им. Абельмана за апрель-июнь получена экономия в 3621 р., по картонно-бумажной ф-ке, судостроительному заводу и стеклозаводу «Укрепление Коммунизма» имеется общая экономия за тот же период 1236 р., по ф-ке «Пионер» в результате освобождения ткачей от выполнения ряда подсобных работ получено экономии за III и IV квартал — 5628 р., от уменьшения расхода материалов в IV квартале — 819 р., от сокращения штата - 2491 р. и ряд других. В других обследованных предприятиях экономия также имеет место, но отсутствует учет реальных достижений. По правлению Владтекстильтреста работа по экономии велась, но учесть результат этой работы, в виду расширения аппарата, не представилось возможным. Если же сопоставить фактически произведенные расходы с расходами, предполагавшимися по смете, то имеется налицо перерасход: по командировкам в 30,3 %, на почтово-телеграфные расходы в 16,2 % Особо необходимо остановиться на деятельности правления Владстеклотреста. Если на предприятиях треста имеются некоторые результаты работы по проведению экономии, то в самом правлении таких результатов нет. Командировочные расходы во II полугодии, по сравнению с первым, возросли на 11.2 % и превысили сметные предположения на 56 %, по зарплате перерасход против сметы составляет 30,3 % Солидную сумму у Стеклотреста составляют расходы на уплату неустоек, пени, штрафов за простой вагонов и хранение грузов на ст. ж. д. В общем эти расходы составили 128583 р. за время 1/I—1/X — 1926 г., т. е. за 3 квартала отчетного года. Директива о снижении расходов по управленческому аппарату на 15 % правлением Стеклотреста осталась невыполненной.
В заключение необходимо остановиться на извращениях режима экономии, установленных при обследованиях. И в этом первое место принадлежит Владстеклотресту. Гороховецкая бумаго-картонная ф-ка в своем отчете Владсиликату указывала на сокращение 18 штатных единиц, в действительности же было сокращено 3 штатных единицы. В том же отчете указывалось, что уплотнение рабочего дня дало экономии 1535 руб., при проверке же установлено, что эти сведения директором даны на основании лишь «личных наблюдений». На Гороховецкой котельно-судостроительном заводе, вместо того, чтобы полнее загрузить пароход «Львенок», — была сокращена зарплата команде. На стеклозаводе «Укрепление Коммунизма», вместо полной загрузки электростанции, ее закрыли. Имели место случаи включения в экономию сумм, полученных не вследствие проведения режима экономии, а по совершенно другим обстоятельствам, как например, показывалась экономия от сокращения сезонных истопников. Режим экономии в кооперации Проведение режима экономии в обследованных кооперативах еще слабее, чем в промышленности; систематической работы по режиму экономии и снижению цен не ведется, ведется она от случая к случаю. Работа по сокращению аппарата и торговых расходов дала незначительные результаты. По Александровскому райсоюзу ликвидирована розничная торговля, что дало сокращение штата на 5 единиц, от сокращения сверхурочных и премиальных получена экономия в 394 р., сокращение канцелярских расходов за май-сентябрь дало экономии 232 р., почтово-телеграфные и телефонные расходы — 232 р. Вся экономия составила — 877 р. Ковровский райсоюз аппарат сократил на 3 штатных единицы, но это сокращение не дало результатов, так как увеличились расходы на содержание временных рабочих и служащих. В области снижения накладных расходов и снижения розничных цен произведена незначительная работа. По Александровскому райсоюзу накладные расходы по складским операциям не понижаются, а повышаются, составляя в июне 3,06 %, в августе — 3,37 % и в сентябре — 4,12 %, к покупной стоимости оборота; по транзитным операциям расходы высоки, колеблясь от 2,67 % до 3,31 % Высокие накладные расходы являются в результате наличия отправок товаров пассажирской скоростью, встречных перевозок, простоя вагонов и хранения грузов на ст. ж. д., на что во втором полугодии непроизводительно израсходовано 1619 руб. Торговые расходы по складским операциям также велики, составляя во ІІ-м полугодии 3,55 % к обороту и превышая норму Губкомиссии по снижению цен на 1,05 %
Наложение на товары по складским операциям было также высоко, составляя в среднем во ІІ-м полугодии 6,45 % к обороту, по транзитным операциям — наложение составило в среднем 3,96 %, в отдельных же случаях доходило до 8,5 % Снижение цен идет очень медленно. На некоторые товары цены до сего времени остаются без изменения. По Александровскому райсоюзу на некоторые товары отпускные цены, против апрельских, снижены от 2,2 % до 3 % (стекло оконное, сахар-рафинад, мыло, мука, крупчатка), на некоторые от 3,3 % до 7,2 % (мука пшеничная, 2-я голубая, масло растительное, керосин) и от 13,8 % до 25 % (сельдь, мука ржаная). Общее снижение по 15 группам товаров в среднем составляет 5,3 % Снижение цен шло, главным образом, за счет снижения цен поставщикам и только в некоторой степени за счет мероприятий райсоюза. Это снижение при этом полностью до потребителя не доходило, а задерживалось райсоюзом в свою пользу. Ковровским райсоюзом на предметы продовольствия цены снижены в среднем на 7 %; по Вязниковскому ЦРК на мануфактуру снижены на 10 %
Режим экономии в административн. учреждениях
Работа по проведению режима экономии в обследованных учреждениях (Влад. УИК, УЗУ, ГЗУ, УФО и Боголюбовский и Второвский ВИК-и) велась весьма слабо.
Организованные комиссии свою работу вели замкнуто, не вовлекая в нее служащих и их организации. Результаты работы выражаются в следующем: По ГЗУ — от организации обшей столовой и ночлега для совещаний земработников — 144 р. По лесному отделу — за май-июнь против апреля от снижения расхода по зарплате — 416 р., от снижения почтово-телеграфных расходов — 965 рублей. По Госсельскладу — от сокращения рекламы — 300 р. и от отказа от складочных помещений в год 500 р. По Боголюбовскому ВИК-у — от сокращения штата в год 871 р. По Второвскому — 672 р. По другим обследованным отделам результатов экономии нельзя учесть, так как учета не велось. Коллегией Губ. РКИ, в целях выправления работы обследованных предприятий и учреждений по проведению режима экономии, был сделан им ряд указаний, а именно: а) вести систематическую работу по режиму экономии, установить учет результатов и контроль за проведением в жизнь намеченных мероприятий; б) втягивать в работу по проведению режима экономии рабочих и их организации; в) внимательнее относиться к представлению сведений о результатах экономии. Кроме того Губ. РКИ в октябре было вынесено решение о ликвидации всех комиссий по режиму экономии, которое было принято Губкомиссией по режиму экономии при ГИК-е. В части работ кооперации по снижению розничных цен было предложено принять самые энергичные меры к усилению, развитию и углублению работ по снижению розничных и отпускных цен.
Обследование промторга Обследованию подверглись два промторга: Александровский и Судогодский. Материалом обследования деятельность промторгов обрисовывается в следующем виде: В Судогодском промторге к числу основных причин недостатков в управлении необходимо отнести частую смену административно-технического персонала. Вследствие этого, а также ряда других причин, управление предприятиями было организовано слабо, торгово-снабженческая деятельность, контроль и руководство поставлены плохо. Постановка учета и отчетности как в правлении, гак и на предприятиях настолько плоха, что при обследовании с трудом, и то неполно, удалось получить необходимый материал, характеризующий деятельность промторга. В Александровском промторге учет и отчетность поставлены также слабо. К числу положительных сторон в деятельности Александровского промторга необходимо отнести — его работы по расширению и переоборудованию предприятий и концентрации производства на ф-ке «Возрождение». Но здесь же необходимо отметить, что эти работы поставили промторг в финансовый тупик, т. к. утвержденный ГИК-ом и Губпланом план переоборудования и сметы на него в сумме 165000 руб. в дальнейшем, без их санкции, с утверждения только президиума Александровского УИК-а, был расширен и сумма затрат была доведена до 340000 р., при чем сметная стоимость работ не была увязана с финансовыми возможностями. Общий расход по балансу на 1/ІѴ-26 г. был равен 270418 р. 88 к. В виду того, что на окончание работ необходимо было затратить еще 134881 руб., для промторга создалось крайне тяжелое финансовое положение: для сведения расчета ему недоставало 135469 р. 72 к. Такое же явление имело место и в Судогодском промторге, который тоже, вследствие неувязки затрат на строительство с финпланом, зашел в такой же, но еще больший финансовый тупик. По перспективному расчетному балансу на II половину 25-26 года на І/Х-26 г. пассив превысил актив на 509940 р. 35 к. Здесь необходимо отметить ненормальность, вытекающую не из деятельности промторгов и независимую от них, — это отсутствие руководства и контроля над их деятельностью со стороны ГСНХ. К числу основных недостатков в работе промторгов, кроме отмеченных, необходимо отнести недостаточный техническо-хозяйственный расчет использования предприятий. По предприятиям Александровского промторга фактическая выработка превышала задание в I кв. 25-26 г. — по картонной ф-ке на 4,2 %, бумаго-ткацкой ф-ке «Рассвет» — 4,5 %, кирпичному заводу — 5 %, кожзаводу — 7,4 % Фактическая выработка была ниже задания: по лесозаводу «Соединение» на 37 %, по лесозаводу «Смычка» на 26 %, по трикотажу фабрики «Возрождение» на 8 % По предприятиям Судогодского промторга — по Нечаевскому стеклозаводу на 16,3 %, по кожзаводу на 36,4 % У обоих промторгов в заготовительной деятельности имелась значительная связь с частником, при чем у Александровского промторга эта связь шла в ущерб связи с кооперацией: у частника закуплено 10 % всей заготовки, а у кооперации только 3,26 % Связь с частником у Александровского промторга особенно велика через Московскую контору, где она выражается в 35,17 % всего продажного оборота. Губ. РКИ вынесла постановление о необходимости ликвидации Судогодского промторга., в виду его полного развала и невозможности оздоровления без значительных затрат. Этот вопрос подтвержден и Губисполкомом. Виновники, приведшие промторг к развалу, привлекаются к ответственности. По Александровскому промторгу РКИ высказалась за проведение ряда организационных и хозяйственных мероприятий, направленных в сторону оздоровления его деятельности, ликвидации связи с частником и необходимости ликвидации его Московской конторы. В целях же оздоровления деятельности промторгов вообще — Губ. РКИ высказалась за необходимость усиления со стороны ГСНХ общего контроля и руководства деятельностью промторгов.
Обследования в торгово-кооперативной области
В данной области были проведены обследования потребительской кооперации Владимирского и Муромского райсоюзов и повторные: инвалидкой кооперации и Александровского райсоюза, в части проведения ими режима экономии и снижения розничных цен. Обследованием отмечается, что развитие низовой сети Муромского райсоюза шло более усиленным темпом, чем Владимирского. Так: число кооперативов возросло за 24 г. на 135 %, а за 24-25 г. на 47 % (с прибавлением же Меленковской сети на 120 %). По Владимирскому же райсоюзу рост низовой сети дал увеличение за 1924 г. на 14,5 %, а за 24-25 г. на 10,9 % Строительство низовой сети Муромского райсоюза шло, главным образом, за счет однолавки, в то время как развитие сети Владимирского райсоюза происходило, главным образом, за счет развития средней, многолавки. В результате быстрого роста сети, Муромский райсоюз не может организованно полностью обслужить свою низовую сеть.
Строительство низовой сети, проводимое Владимирским райсоюзом, дает сокращение излишних расходов по содержанию правлений отдельных слабых потребобществ, сокращает командировочные и другие расходы, связанные с кооперативной работой, а также увеличивает торговую нагрузку укрупненных обществ, снижая торговые расходы. Работа правлений низовой сети страдает целым рядом недостатков, как-то: недостаточное проведение в жизнь распоряжений своих союзов и других руководящих органов, отсутствие плановости в работе, перегруженность ряда кооперативов платными членами правлений, погоня за высокой прибылью при высоких наценках на товары широкого потребления и увеличение перепродаж товаров как кооперативам, так и частным лицам. Работа ревкомиссий по Муромскому райсоюзу весьма слаба, руководство ими со стороны союза недостаточно. В противоположность Муромскому союзу, работа ревкомиссий Владимирского райсоюза значительно оживилась, чему способствовало проведение двух съездов ревкомиссий. Лавочные комиссии развития не получили вследствие пассивности членов и недостаточной оргработы союзов в этом направлении. В торговой работе низовая сеть имеет значительное развитие оборотов: по Муромскому райсоюзу в 4 раза, при обороте около 4 мил. рублей за год; по Владимирскому — в 2 раза, при обороте около 11 мил. рублей за год. Связь со своими союзами, путем закупок у них товаров, заметно увеличилась. В подборе ассортиментов товарной массы также заметно улучшение. Торговые расходы по Муромской сети весьма велики, доходят до 17 %, а по Владимирской — произведенное снижение недостаточно (с 14,9 % до 12,7 %). Финансовое положение низовой сети обоих союзов значительно окрепло. За это время имел место значительный рост оборотных капиталов (на 45 % по сельской сети Владимирского союза и на 68 % по Муромскому союзу).
Работа райсоюзов Отмеченная прошлым обследованием беспорядочность и неплановость в работе Муромского союза осталась неизжитой. Со стороны Владимирского райсоюза было проявлено стремление встать на путь плановой работы, но планы его (кроме орготдела) не были достаточно проработаны и обоснованы, не имели календарного исполнения и выполнение их учитывалось недостаточно. К числу недостатков в торговой работе относятся: 1) отсутствие в торговой деятельности достаточной увязки с потребностями низовой сети; 2) плохое обслуживание члена-пайщика: у Владимирского райсоюза, его розничная торговля взяла за год 28 % всего оборота, тогда как снабжение низовой своей сети составляло только 52 % оборота, Муромский союз 38 % всей мануфактуры продал частнику, при наличии нужды в ней своих членов; 3) ликвидация розничной торговли, произведенная Владимирским райсоюзом по предложению РКИ, оказала сильное влияние на сокращение штата — на 30 %, в то же время нагрузка на одного сотрудника увеличилась почти вдвое, возрос оптовый оборот, в котором весьма повысилось обслуживание своей низовой сети — по Владимирскому райсоюзу до 70 — 75 % всего оборота (1 и 2 кв.) и по Муромскому до 90 % Торговая калькуляция у обоих райсоюзов поставлена плохо. Накладные расходы Владимирского райсоюэа по сравнению с предыдущим (24 г.) повысились на 0,58 %, составив 4,2 % по накладным и 6,8 % по торговым, против 3,96 % накладных и 6,46 % торговых за 24 год. Расходы Муромского райсоюза, несмотря на меньший его оборот (в 2 раза) ниже расходов Владимирского, составляя по накладным расходам 3,94 % и по торговым 5,97 %
Наложения, особенно во Владимирском райсоюзе, значительны. За год наложение составило 15,38 %, против среднего наложения по всем райсоюзам системы Центросоюза от 8,8 % до 9,4 % к себестоимости оборота. По Муромскому союзу наложение было также вышесреднего — 10,4 % к себестоимости оборота. По отдельным товарам, в частности по мануфактуре, наложение достигало до 20 % к себестоимости. Финансовое положение Владимирского райсоюза по балансу на 1/X — 25 г. по сравнению с прошлым годом ухудшилось, но развившиеся обороты в 1-м полугодии 25-26 г. укрепили его финансовое положение. Финансовое положение Муромского райсоюза по балансу на 1/X — 25 г. по сравнению с прошлым значительно улучшилось и окрепло. Тем райсоюзам, кои были обследованы, Губ. РКИ предложила: В дальнейшем развитие низовой сети вести по линии ее укрепления, в соответствии с экономическими условиями отдельных кооперативных районов, ведя работу по выявлению и слиянию мелких и нежизненных кооперативов с более сильными, с образованием на месте слабого и о лавки сильного, экономически к нему тяготеющего ЕПО, не допуская в сельской местности уклона к образованию сложной многолавки. Развертывание сети вести в соответствии с планом построения нормальной кооперативной сети. В повседневной работе должно быть особое внимание уделено кооперированию бедняцких хозяйств, приняв меры к созданию фондов по кооперированию бедноты там, где они не организованы. Принять все меры к переводу работы низовой сети на плановое начало с тем, чтобы к 1/X — 26 г. не было ни одного кооператива, работающего без плана. Наряду с проведением режима экономии, уделить особое внимание снижению розничных цен и снижению накладных расходов и наложений низовой сети. Для укрепления финансового положения и удешевления товарооборота, предложено обратить особое внимание на привлечение целевых авансов под товар, не допуская нарушений принятых по ним обязательств, и ряд других предложений.
Обследование инвалидной кооперации Низовая сеть инкооперации сократилась за 24-25 г. на 16 % и за 1-ю половину 25-26 г. на 24 %, по числу же членов на 8.9 % и на 1 %. Сокращение сети идет за счет вымирания более слабых и нежизненных кооперативов, при некотором укрупнении остающихся артелей. По своему характеру инкооперация, преимущественно торговая, имеет в своем составе 43 % торговых артелей, 43 % — смешанных и производственных и 2 — личных услуг. Большая часть артелей мелкие и слабые артели (25 из 42) и только 17 артелей являются сравнительно крепкими и с ними Губсоюз, главным образом, и ведет свою хозяйственную работу. По отношению к числу инвалидов, состоящих на гособеспечении, кооперированные инвалиды составляют 4 %, при чем наиболее кооперированы инвалиды войны — 62,5 %, инвалиды труда дают 2,4 %. Инвалиды, снятые с гособеспечения, составляют только 1,8 % к общему числу состоящих на обеспечении. Столь незначительная кооперированность дает, однако, экономии свыше 30 тыс. рублей в год. При распределении прибылей артели взяли нездоровый уклон, — это распределение прибыли по рукам. Ревизиями ревкомиссий установлено 19 недостач и растрат на сумму в 879 руб. (по шести артелям), каковая в 3,7 раза превышает паевой капитал. Финансовое состояние семнадцати артелей удовлетворительное. Прибыль по балансу этих артелей — 29 тыс. руб. или 10,7 % к оборотному капиталу, свои средства и чужие в обороте имеют отношение 1 : 3,2. Паевой капитал незначителен, составляет одну треть установленного. Финансовое состояние других 25 артелей хуже, баланс их неликвиден и убыток выражается в 10 тыс. руб. Собственные средства в обороте не участвуют и, кроме того, 11 тыс. руб. заемных средств забиты в неподвижные ценности. Производственная деятельность развивается, и в первом полугодии 25-26 г., по сравнению со вторым полугодием 24-25 г., по шести обследованным артелям выработка возросла в 3,2 раза (с 33 тыс. руб. до 104 тыс. руб.). Торговые обороты обследованных артелей возросли — по покупке в 1,5 раза, по продаже — в 1,8 раза. В покупном обороте замечается чрезвычайно высокая связь с частным оптовиком, достигающая 36 % всего оборота. Наложения чрезвычайно высоки: на черный хлеб доходят до 54 % на себестоимость при 14 % расхода, на муку — до 36 % при 11,5 % расхода и т. д. Отчетность и делопроизводство в низовой сети поставлены весьма плохо. В целях улучшения работы инкооперации, Губ. РКИ предложила Губинкоопсоюзу провести ряд мероприятий, направленных к оживлению работы сети и придания ей кооперативного направления.
Обследование в сельско-хозяйственной области
В сельско-хозяйственной области РКИ обследовано: распространение в губернии минеральных удобрений и работа низовых земорганов — Муромского и Меленковского уездов и передача лесов местного значения. Произведенным обследованием отмечается, что применение минеральных удобрений в губернии в настоящее время составляет 85,4 % довоенного времени (довоен. 13571 п., современ. — 11590 п.). По данным, поступившим от организаций, распространяющих минеральные удобрения, потребность губернии в 24-25 г. выражалась в 27850 п., а на 25-26 г. она равняется 56204 п. Основными причинами слабого распространения минеральных удобрений являются: 1) недостаточное знакомство крестьян с минеральными удобрениями и неверие их в выгодность применения этого вида удобрения, 2) отсутствие ссудного кредита, 3) продажа удобрений за наличный расчет, 4) слабая до последнего времени пропаганда применения минеральных удобрений и 5) высокие цены на удобрения: некоторые из них по сравнению с довоенным временем вздорожали на 25 % (томас-шлак) и на 53 % (чилийская селитра). Для изжития этих недочетов приняты меры.
Обследование земорганов Деятельность земорганов обследована по Меленковскому и Муромскому уездам. Были обследованы уземуправления и низовые их ячейки — агроучастки, земучастки и ветучастки. В результате обследования выявлено, что крестьянство проявляет большой интерес к землеустройству; главное желание направлено на оформление существующего землепользования и уничтожение чересполосицы. Несмотря на это имеются причины, которые являются тормозом проведения землеустройства: а) слабая материальная обеспеченность крестьянства и б) высокий процент, взимаемый за пользование землеустроительным кредитом, что приводит к слабому использованию кредита и к большой задолженности кредитным учреждениям. Кроме того получение кредита связано с излишними накладными расходами, вызываемыми необходимостью приезда крестьян для заключения договоров в г. Владимир. Этот порядок сейчас изменен. Финансирование землеустройства за счет землеустраиваемого населения дает отрицательные результаты: крестьяне в силу безденежья отказываются от землеустройства. Это явление принимает значительные размеры: за последние 2 года по Меленковскому уезду отказы составили 38 %, а по Муромскому уезду — 2,5 %. Кроме того обследованием отмечается: а) слабая информация населения о задачах и целях землеустройства, о земельной политике и об основах земельного кодекса, б) недостаточное оборудование землеустроительных участков помещением, чертежными принадлежностями и средствами передвижения, в) отвлечение участковых землеустроителей от прямых обязанностей на обыкновенную землеустроительную работу и в) слабость контроля и обследования со стороны ГЗУ низовых своих ячеек. Обследованием агропомощи отмечается преобладающее значение в севообороте культур потребительского характера, причем замечается увеличение посевов картофеля за счет проса. Из технических культур посевы льна за последнее время заметно увеличиваются. Травосеяние развито слабо, но все же замечается некоторый рост его. Обеспеченность крестьянства с.-х. орудиями производства, особенно усовершенствованными, недостаточна, причем сохи имеют преобладающее значение. Преобладающей формой землепользования по Муромскому и Меленковскому уездам является община с наличием трехполки. Из усовершенствованных технических приемов обработки земли большее развитие получили ранние пары: по Муромскому у. — 7,1 % и Меленковскому — 5 %, и зяблевая вспашка: по Меленковскому у. — 3,8 проц. и Муромскому — 1,6 %. Рациональное кормление развито весьма слабо. Задержка к переходу на улучшенный севооборот происходит в значительной степени от недостатка клеверных семян. Кроме того, обследование отмечает слабую связь агрономов с ВИК-ми; с общественными же организациями связь почти совершенно отсутствует. Причинами тормозящими развитие работы агросети являются: а) отсутствие достаточных средств на разъезды агроперсонала, вследствие чего участковый агроном в Муромском уезде при 65 посещениях селений сделал за 11 м-цев 1321 версту, пройдя пешком 682 в. или 51 % всего пути, б) отсутствие не только агрокабинетов с надлежащим оборудованием, но и помещений, где можно было бы организовать канцелярию и в) загруженность учагрономов отчетностью 14 квартальных и 12 месячных отчетов) при отсутствии технического аппарата. Обследованием также отмечается, что ветпросветительная работа ведется слабо. Учет работ в этом отношении, как и вообще статистический учет в уездах, поставлен слабо.
Обследование лесов местного значения На основании предварительных подсчетов и проектов, составляемых лесничествами и разработанных ГЛО, на январь 24 г. была выявлена, но не точно, общая площадь лесов губернии в 1.366.536 дес., из коих было намечено к передаче — 198.000 дес. или 14,5 %. По последним же данным ГЛО на 1/ХІІ-26 г. общая площадь выделенных лесов составляет 403.321 дес., или 29 % общей лесной площади губернии. Таким образом, фактически выделение лесов превышает предположение в 2,2 раза. Площадь переданных лесов превышает площадь бывших крестьянских лесов на 28 % (бывш. крестьян, лесов было 313.170 дес.). Вследствие неравномерного расположения в губернии лесных массивов, наделение крестьянства лесами носит неравномерный характер: крестьянство лесистых районов наделено лесами больше, чем крестьянство малолесных районов. С мая 24 г. по июль 26 г. по различным поводам и причинам, связанным с передачей лесов, в ГЛО от населения поступило 2411 жалоб, из них разрешено — 2362 жалобы. Разрешение жалоб носит крайне длительный характер, главным образом, вследствие множественности инстанций, через которые они проходят. Несмотря на значительную площадь переданного леса крестьянству, потребность населения в строе и дровах удовлетворяется неполно, составляя в среднем по губернии 27 % в дровах и 57 % в строе. Снабжение безлесных районов ведет ГЛО через лесзаготовительный п/отдел. В 25-26 г. имелось: лесоскладов 2 и лесоотпускных пунктов — 13. Самовольные порубки имеют значительный размер как в госфондовских лесах, так и в местфонде, но учета их в местфондовских лесах не ведется. Охрана лесов местфонда поставлена весьма плохо. Лесоустройство лесов местфонда идет слабо. Общая площадь лесов местфонда, подлежащая лесоустройству, по данным ГЛО, исчисляется в 330.000 дес. Из этой площади устроено в 25 г. 38.000 дес. или 9 % в 26 г. — 93.500 дес. или 21 % и предположено к лесоустройству в 27-28 г. — 132.000 гект. Медленный темп лесоустройства объясняется, главным образом, недостатком геодезических инструментов и техников-лесоустроителей. Губ. РКИ, основываясь на материале обследования, в целях упорядочения управления лесным хозяйством, предложила ГЗУ устранить недостатки и провести ряд мероприятий. Большинство поручений земельными органами уже выполнено.
В области советского строительства
В области совстроительства Губ. РКИ проведено обследование деятельности ВИК-ов и сельсоветов в Ковровском и Судогодском уездах и ККОВ в тех же уездах. Всего обследованию подверглись четыре ВИК-а и ВолККОВ и восемь Сельсоветов и СельККОВ. Обследование, проведенное Губ. РКИ Комитетов Крестьянской Общ. взаимопомощи в Ковровском и Судогодском уездах, устанавливает те же недостатки в их работе, какие были установлены Губ. РКИ при обследованиях в конце 24 года Комитетов взаимопомощи по Муромскому и Владимирскому уездам. Деятельность СельККОВ проявляется слабо или совершенно отсутствует. Как исключение из всех обследованных К-тов, один Павловский к-т проявляет деятельность по снабжению населения с.-х. машинами и орудиями, а также предоставляет им в пользование имеющиеся в его распоряжении машины и орудия. Как на причины неработоспособности к-тов материал обследования указывает: а) на организацию комитетов не по селениям, а по району сельсоветов, включая в него несколько селений, в результате чего созыв общих собраний затрудняется и к-ты, как напр. Пеньковский, Брызгаловский и др., фактически обслуживают только те селения, в которых они находятся; б) отсутствие руководства работой сельККОВ со стороны волККОВ-а; в) недостаточная популяризация задач Об-ва среди крестьянства. В деятельности ВолККОВ обследованием отмечаются те же недостатки в работе их, что и в сельских. Особо отмечается их неподготовленность к прошлой перевыборной кампании и отсутствие организационной увязки с другими местными организациями. Работа комитетов ведется только председателями, культпросветработа не ведется. Связь с кооперацией крайне слаба. Работа ревкомиссий, за исключением Великовской, отсутствует. Те недостатки, которые выявлены обследованием, предложено ГубККОВ устранить.
Обследование ВИК-ов и Сельсоветов Несмотря на общее оживление в работе низового аппарата в целом, проявляющегося как в расширении его деятельности по вовлечению широких масс в советскую работу, путем организации секций и расширенных пленумов и постановки отчетных докладов перед избирателями, а также несмотря на большую активность, проявленную населением в выборной кампании и в работе советов, в деятельности низового соваппарата отмечается еще ряд недостатков, мешающих его правильной работе. К числу этих недостатков относятся: отсутствие достаточной плановости в работе низового аппарата, если же где планы и составляются, то они недостаточно увязаны с местной жизнью и плохо проводятся на деле. Руководство ВИК-ами и Сельсоветами работой находящихся на их территории учреждений и организаций проводится слабо. Работа в области улучшения сельского хозяйства ведется также слабо, как и в части благоустройства. Промпредприятия, находящиеся на их территории, эксплуатируются слабо. Муниципализированные строения некоторыми ВИК-ами не всегда целесообразно используются.
/Отчет Владимирского Губисполкома за 1925-26 год XVIII Губернскому Съезду Советов, Владимирской губ./ См. Рабоче-Крестьянская Инспекция (РКИ)
Владимирский Губернский Исполнительный Комитет (с 16-го ноября 1922 по 15-е ноября 1923 года) Губернский Отдел Управления в 1923 году Губернский Отдел Труда Владимирское Губземуправление за 1923 год Владимирский Губздравотдел (с 1-го января по 1-е октября 1923 года) Губернское Статистическое Бюро с 1 ноября 1922 г. по 1 ноября 1923 г. |