Главная
Регистрация
Вход
Четверг
27.03.2025
17:25
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1634]
Суздаль [478]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [496]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [16]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [205]
Вязники [356]
Камешково [272]
Ковров [433]
Гороховец [131]
Александров [303]
Переславль [117]
Кольчугино [99]
История [39]
Киржач [96]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [194]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [57]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2419]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [189]
Боголюбово [42]

Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

 Каталог статей 
-->
Главная » Статьи » История » Владимирская губерния

Владимирский Губздравотдел в 1923 году

Губздравотдел (с 1-го января по 1-е октября 1923 года)

В отчетном году Владимирский Губернский Отдел Здравоохранения в результате сокращения штата, произведенного в ноябре месяце 1922 года, имел, вместо 39-ти чел., определенных штатом Н.К.З., для губернских отделов, лишь 29 чел., в том числе врачей, вместо 11 — 8. Сокращенный на 25% штат, однако, выполнил всю полностью работу и Отдел имел все под'отделы и отделения, часть из коих обслуживалась врачами по совместительству. Основных п/отделов Губздрава было 6: 1) Административно-хозяйственный с общей канцелярией и финансово-хозяйственной частью; 2) Лечебный п/отдел с отделениями медицинского снабжения, судебно-медицинской экспертизы, лечебной помощью застрахованным, врачебной экспертизой и зубоврачебной секцией; 3) Санитарно-эпидемический п/отдел с отделениями: Санитарным, Статистическим, Социальных болезней и Санитарно-просветительным; 4) П/отдел охраны здоровья детей — с отделением охраны здоровья подростков; 5) П/отдел охраны материнства и младенчества и 6) Военно-санитарный.
Кроме этого, каждый п/отдел имел то или иное количество институтов и учреждений, непосредственно ему подведомственных.
Административный аппарат 14-ти уездов, имея во главе заведующего Уздравом, состоял, как правило, из трех основных п/отделов: Лечебного, Санитарно-Эпидемического и Хозяйственного. П/отделов охраны здоровья детей и материнства и младенчества самостоятельно в уездах не существовало, а заведывание первым было возложено, согласно циркуляра НКЗ, на Санитарно-эпидемический п/отдел, заведывание вторым находилось или в ведении Лечебного или Санитарно-эпидемического п/отдела. В Гусевском районе, вместо отдела Здравоохранения, был уполномоченный Губздравотдела — врач.
Конкретные данные о проделанной за отчетный период работе рассматриваются ниже по двум основным направлениям: состояние медицины лечебной, куда вошла деятельность лечебных п/отделов и лечебной сети, в их ведении находящейся, и состояние медицины профилактической — предупредительной: п/отдела Санитарно-эпидемического, охраны здоровья детей и охраны материнства и младенчества. Удобство такого рассмотрения вытекает из необходимости, как правильно расценить всю работу профилактической организации, так равно и зафиксировать ее настоящее состояние, как исходный момент для будущих отчетов.
Дело в том, что отчеты но Отделу Здравоохранения во Владимирской губернии имеются за 1918 и 1919 гг., за 1920, 1921 гг. отчеты в таком состоянии, что для сопоставления с предыдущими годами не могут быть использованы, а за 1922 г. имеется отчет, охвативший деятельность Губздравотдела не совсем полно.
Лечебный п/отдел, осуществляя следующие задачи: 1) организацию лечебной помощи населению, 2) организацию и улучшение лечебной помощи застрахованным, 3) снабжение медикаментами и медимуществом лечебных учреждений и аптек, 4) производство судебно-медицинской экспертизы и 5) врачебной экспертизы. В непосредственном подчинении Завгубздраву, наравне с п/отделами, состояла и губернская торговля медицинским имуществом (Губмедторг). В непосредственном ведении лечебного п/отдела, кроме 14-ти уездных лечебных п/отделов, находились: губернские — соматическая, психиатрическая, детская и тюремная больницы с 670 койками и протезная мастерская в г. Владимире.
Лечебная сеть уездов имела:
Больниц - 84, Врачебных амбулаторий – 57, Фельдшерских пунктов – 85, Родильный дом в Горох. у. – 1.
Кроме того, в отношении медицинского обслуживания подчиненным п/отдел у был лагерь принудительных работ во Владимирском уезде, а для заразных больных г. Владимира в порядке координации работы с дорздравом лечебный п/отдел пользовался железнодорожным бараком.
В число вышеупомянутых 85-ти фельдшерских пунктов вошли и амбулатории при небольших фабриках. Амбулаторный прием велся также при всех больницах (84). Таким образом, общее количество мест для оказания амбулаторной помощи нужно считать равным 226. За отчетный период число лечебных заведений, как это видно из вышеизложенного, увеличилось на 12, одну врачебную амбулаторию и 11 фельдшерских пунктов. Открыты амбулатории и фельдшерские пункты, главным образом, при фабриках: в Александровском уезде 1, во Владимирском 2, в Киржачском 1, в Меленковском 1, в Муромском 5, в Переславском 1, в Судогодском 2 и Юрьевском 1. Закрыты: в Александровском уезде 1 приемный покой и в Меленковском 1 фельдшерский пункт. В Киржачском уезде открыта не функционирующая в 22 году Филипповская больница.
Деятельность лечебных заведение, включая и губернские, выразилась в следующих цифрах (сведении за 8 мес. 1923 г.):
1. Коек функционировало в году в среднем - 3.055
2. Пользовано госпитальн. больных - 43.211
3. Проведено ими койко-дней – 537.270
4. Принято амбулаторно - 1,363.934.
Врачей на службе Здравотдела состояло всего 202, административных и в лечебных заведениях 192, санитарных 10. Прибыло за отчетный период 22, убыло 7 врачей. Зубных врачей работало 11; среднего персонала 537. О низшем персонале точных сведений не имеется.
По отделению Медснабжения получено и разверстано медикаментов, перевязочного материала, предметов ухода за больными и хирургических инструментов по госснабжению на сумму 5465 руб. 42 коп. золотом. Получено и разверстано 116.000 градусов спирта (1208 ведер). Работало в губернии 161 аптека, обслуживаемых 61 фармацевтом и 211 чел. прочего персонала. Из 161 аптеки — 66 больничных, 73 при амбулаториях, смешанных 1, на хозрасчете 8 и частных 13.
Судебно-Медицинской экспертизой зарегистрировано самоубийств с судебно-медицинским осмотром трупов 109, судебно-медицинских исследований 33, судебно-медицинских экспертиз над людьми 73 и трупами — 20.
По отделению Врачебной экспертизы функционировало в году 16 Врачебно-контрольных комиссий, имевших 804 заседания. Всего осмотрено 22.840 чел., из них на утрату трудоспособности 19.166 ч. и по трудповинности 3674. Отправлено по использованным полностью нарядам НКЗ на курорты: Крыма, Кубани, Черноморья и Кавказа 119 чел.
Лечебная помощь застрахованным имела ввиду всестороннее обслуживание основными видами таковой 105.832 застрахованных в губернии. Количество это составляет лишь 8% всего населения губернии и распылено весьма неравномерно по всей ее территории. Отсюда естественно вытекала необходимость пользовать застрахованных в большинстве случаев в лечебных заведениях, предназначенных для всего населения, что и осуществлялось. Лечебных заведений, предназначенных для застрахованных, было: больниц 19, амбулаторий 22, фельдшерских пунктов 22. Все эти лечебные заведения находятся в местах массового скопления застрахованных — на фабриках, но и тут не исключена возможность пользования ими для окрестного сельского населения. О количестве застрахованных, пользованных в лечебных учреждениях и амбулаториях, сведений не имеется, так как таковая регистрация предположена НКЗ лишь с 1-го октября 1923 г. Специальная организация для оказания лечебной помощи застрахованным на дому (районная организация) и амбулаторный прием специалистами имеется в г. Владимире и в гор. Коврове.
Работа протезной мастерской выразилась в следующих цифрах: 1. Ремонт протезов - 32, 2. Изготовлено новых - 135, 3. изготовление ортопедическ. обуви - 35 пар.
Кроме того, отправлено в Москву по нарядам НКЗ 32 инвалида.
Задачи профилактической (предупредительной) медицины
ЭТИ задачи осуществлялись тремя основными п/отделами Губздрава, координация работы которых обусловливается родственностью поставленных задач: п/отделами — санитарно-эпидемическим, охраны здоровья детей и охраны материнства и младенчества.
Санитарно-эпидемическим п/отделом осуществлялось:
1) санитарное наблюдение и проведение всех санитарных и санитарно-эпидемических мероприятий по борьбе с эпидемиями;
2) дача заключений по всем вопросам с этим связанным;
3) участие в соответствующей работе других ведомств и организаций путем взаимного представительства.
В непосредственном подчинении п/отдела находились: 1) оспопрививательный институт, 2) губернский эпидемический отряд с дезкамерой при нем, 3) губернская санитарно-гигиеническая лаборатория и 4) дом санитарного просвещения.
В уездах: Александровском, Владимирском, на Гусю, Ковровском, Муромском, Меленковском, Переславском и Юрьевском, как санитарные агенты Губздрава, работали 9 санитарных врачей. До 1-го октября 1923 года при Губздраве же был сосредоточен санитарный надзор по г. Владимиру, для чего имелся санитарный врач — 1 и жилищно санитарный инструктор — 1.
В ведении Уздравов: Ковровского, Муромского, Кольчугинского, Переславского и Александровского имелись лаборатории для клинических исследований. В Переславском уезде в текущем году открыта санитарно-гигиеническая лаборатория, попытки возобновить или открыть лаборатории проявляются в Юрьеве, Меленках и Александрове.
По губернии имелось 23 различных типов дезустановок. В виду того, что отчеты санитарными врачами о проделанной работе представляются за весь гражданский год — данные о работе уездных врачей приведены за 1922 год по Владимиру за отчетный период.
В порядке санитарного наблюдения и проведения санитарных мероприятий:
1) предприняты меры к объединению работы по санитарному надзору губернии; — уезды обязаны сообщать Губздравотделу копии актов обследования, санитарных заключений и т. д.; с этой же целью разосланы примерные программы обследования ночлежных домов, общежитий и хлебопекарен. Общее количество осмотров, произведенных санитарными врачами в 1922 году, равняется 2732.
2) организован систематический обход рынка г. Владимира по базарным дням с производством выемки подозрительных товаров с последующим исследованием в санитарно-гигиенической лаборатории г. Владимира; всего осмотров за год произведено 2086 и сделано санитарно-гигиенических анализов 1153.
3) совместно с Губземуправлением предпринята работа постоянного систематического санитарного надзора за водоемами губернии через санитарно-гидротехнический комитет. Общее число обследованных врачами источников водоснабжения за 1922 год — 226;
4) в целях того же наблюдения установлен порядок экстренного извещения о случаях появления заразных заболеваний на особых картах. На основании этих материалов составлялись еженедельные, ежемесячные и четвертные сводки о движении заразных заболеваний и о работе лечебно-санитарных учреждений; за отчетный период зарегистрировано: кори — 3.289, скарлатины — 611, дифтерии — 287, оспы — 308, сыпного тифа — 2.277, брюшного — 884, малярии — 56565 и т. д. Кривая подъема заболеваний сыпным тифом по-прежнему падает на зимние месяцы: январь и февраль, брюшным и возвратным тоже, малярия дела особый подъем в мае (13.383 случая) и июне (14.846 случаев); коклюш и дизентерия наибольшее количество заболеваний дали в июле и августе, корь — в феврале, марте и апреле. Остальные инфекции особой сезонности не обнаружили.
Работа по жилищной санитарии, кроме обследований квартир по заявлениям частных лиц, выразилась в систематическом обследовании подвальных и полуподвальных помещений в г. Владимире. Всего обследовано 210, с общей жилой площадью 9.669 кв. аршин и населением 802 ч., сухих оказалось 26 — 12,5%, сырых 184 — 87,5%.
Организация и проведение мер борьбы с эпидемиями заключалась:
1) в систематической дезинфекции помещений по случаю заразных заболеваний. Принимались меры и к введению в городе планомерной текущей дезинфекции городских общественных учреждений. Всего по городу проведено дезинфекций 144, по уездам 1882. Распределено дезинфицирующих средств 364 К° (847 флаконов антидифтерийной сыворотки);
2) в связи с широким развитием малярии еще с 15-го января 1923 года сделана заявка НКЗ на 600 К° хинина. Фактически получено 119 К° (35 К° от НКЗ, 39 К° от Усоцстраха и 45 К° от АРА). В дальнейшем в целях систематического лечения маляриков, проверки наиболее рационального употребления хинина, было открыто (15/Ѵ) стационарное отделение при Губернской больнице для лечения малярийных. Это отделение долженствовало стать 1-м звеном — малярийной станцией.
Понадобилось расширение лабораторной работы для установления микроскопического диагноза малярии и связать лабораторию с лечебными заведениями и малярийной станцией. Всего клинических анализов за отчетный период проведено 402, из них крови — 82. Принимая во внимание особое значение торфоразработок в деле распространения малярии, было предпринято, при содействии ГОТ, санитарное обследование торфоразработок. Выло подтверждено через ГИК постановление о мерах борьбы с малярией па торфоразработках, однако, провести в жизнь это постановление не удалось;
3) оспопрививательным институтом было привито за год 16 телок, при чем с начала 1923 года была введена предварительная туберкулинизация их в целях выгодного последующего использования. Приготовлено 1.091,8 гр. детрита или 15.369 банок — 313.730 прививочных доз. Испытания детрита в Московском Научном Институте дало 95 — 100% прививаемости, клинический контроль на детях гор. Владимира дал 90 — 95% прививаемости. За отчетный период распределено по губернии 380.9 70 доз детрита. Привито за то же время по губернии 99.204 чел. (считая и ревакцинацию) на 25.001 или на 34% более нежели в прошлом году. Показатель обращаемости населения за оспопрививанием равняется 75 к 1000 за восемь месяцев, тогда как в 18 году равнялся 95 и в 1919 г. — 112-ти.
Совместно с п/отделом охраны здоровья детей организована ревакцинация школьников г. Владимира силами особо созданного Оспопрививательного отряда. Последующая поверка была произведена школьно-санитарными врачами (привито 3498 чел.). Силами того же отряда была произведена ревакцинация служащих советских учреждений г. Владимира.
Прививки против холеры и брюшного тифа производились в отчетном году дивакциной, — всего привито 2205 чел.
Как один из основных методов санитарной деятельности, проводилось санитарное просвещение. Для этого в губернии существовало три Дома Санитарного Просвещения: во Владимире, Коврове, Переславле. Во всех почти уездах имеются наглядные пособия для лекций по санитарии и гигиене.
Губернский Дом Санитарного Просвещения во Владимире имеет постоянный музей, набор наглядных пособий и диапозитивов, библиотеку и аудиторию. Библиотекой, наглядными пособиями и диапозитивами пользовались и уезды, как те, где Дома Санпросвета имеются, так и не имеющие таковых. Общее количество посещений Губернского Дома выразилось в цифре 2703, одиночных — 1977 и экскурсий 27 с 746 экскурсантами.
Специальной компетенцией санитарной организации Губздрава пользовались государственные, общественные учреждения и частные лица: Хлебопродукт, Артсоюз, Владимирский Трест и друг., а представитель Санэпида участвовал, как постоянный член в заседаниях санитарно-гидротехнического комитета и в управлении Губернского Архитектора.
Смежной с этой работой, но направленной на дошкольный и школьные детские возрасты, и была работа под'отдела охраны здоровья детей и рабочих подростков.
Под'отделом осуществлялись: 1) школьно-санитарный надзор за зданиями и детьми, находящимися в учреждениях открытого и закрытого типа отделов Народного Образования; 2) физическое воспитание детей и подростков; 3) борьба с физической и моральной дефективностью детей; 4) охрана здоровья подростков, помимо физического воспитания, проводилась путем поголовного освидетельствования и отбора слабых и нуждающихся в поправлении здоровья в Дома отдыха и Санатории.
В ведении под‘отдела находилось и отделение по борьбе с социальными болезнями: туберкулезом, сифилисом, алкоголизмом и проституцией. В отчетном периоде на попечении п/отдела состояло 125000 школьников в учреждениях отдела Народного образования; учреждениями п/отдела пользовались и другие лица, в школах и детских домам не состоящие.
Для осуществления указанных целей п/отдел располагал 21-м учреждением с общим количеством штатных мест 395. Обслуживались учреждения 34 врачами, 29-ю педагогами и 130 чел. прочего персонала. За отчетный период закрыт дом-изолятор во Владимире и 9 января открыто детское отделение диспансера (ныне диспансер общего типа).
Школьно-санитарные врачи были в г. Владимире и в г. г. Александрове, Коврове, Меленках, Муроме, Переславле, Судогде и Кольчугине. В остальных городах и уездах врачей не было и школьно-санитарный надзор осуществлялся ближайшими больничными или участковыми врачами. В результате детское население школ было обслужено санитарным надзором лишь 22%, а детских домов 46%, в сравнении с прошлым годом % обслуженных увеличился вдвое (с 11 до 22).
Работа школьно-санитарных врачей выразилась в осмотре и в распределении по лечебным, профилактическим и санаторным учреждениям выделенных для этого элементов. Всего осмотрено 10012 чел., причем заболеваемость детей по некоторым месяцам доходила до 75% (в детских домах). Весной текущего года школьно-санитарными врачами была проведена ревакцинация оспы, % успешных прививок равняется 60%.
В целях выявления состояния здоровья подростков, работающих на фабриках и в школах фабзавуча, в согласии с Губотделом Труда и ГСПС, была проведена кампания поголовного освидетельствования подростков весной текущего года. В результате по губернской сводке оказалось: было освидетельствовано 3528 подростков того и другого пола; из них порочной наследственности (туберкулез, сифилис, алкоголизм) 532, т. е. 15%, больных всего 1541 — 43%, из них на туберкулез и предрасположение к нему падает 1095 — 31%.
В снятии с работ нуждалось 14 чел. — 0,3%, в переводе на более легкие работы 657 — 18,6%, в дома отдыха и санатории — 481 — 13%.
Путем расширения Жаровской Колонии до 70 мест удалось провести через дома отдыха всех нуждающихся; отправить на курорт тоже удалось все 100%, имевших в этом нужду, и поместить в санаторий 9 чел. — 4%. Для целей физического воспитания подростков и школьников, а также для выработки окончательных методов учета влияния спорта на растущий организм, в губернском городе существовал дом Физической Культуры. Домом пользовались 794 школьника, школой пластики при нем — 81 чел.; в отряде юных пионеров числилось 227 чел. Лабораторные исследования, начавшиеся в упомянутом выше направлении осенью прошлого года, еще не закончены. Всего обследовано 475 чел. В уездах существовали лишь спортивные комиссии и спортивные ячейки при многих фабриках с общим числом занимающихся около 600 чел.
Для борьбы с моральной и психической дефективностью детей и с целью экспертизы для комиссий о малолетних правонарушителях существовал врачебно-наблюдательный пункт с колонией для психических и морально-дефективных детей.
За отчетный период прошло 47 детей, аз них трудновоспитуемых 20—43%, за кражу 19 — 41%, убийство 1 — 2% и т. д.
Лечебная и зубоврачебная помощь оказывалась в 5 специально школьных и 5 зубных амбулаториях, стационарная помощь в 2-х больницах: Муромской и Владимирской с общим числом коек 130.
Борьба с социальными болезнями
А. Туберкулез. В текущем году противотуберкулезная организация в губернии обогатилась двумя учреждениями: 9-го января в г. Владимире открыт 1-й Диспансер для туберкулезных, а 24 июня 1-й туберкулезный санаторий для взрослых на 40 коек. Таким образом, вся организация включает в настоящее время нижеследующие учреждения: Диспансеров - 1 (г. Владимир), Диетическая столовая - 1 (г. Владимир), Детских садов-санаторий - 2 (в Коврове и Владимире), школ санаторий - 3 (Владимир - 2, Александров - 1), санаторий для взрослых - 1, Диагностическое отделение - 1 и Отделение для хроников - 1 (г. Владимир). Всего 305 мест. Распределение больных по учреждениям г. Владимира и уезда происходило через Диспансер. За отчетный период Диспансером принято 499 больных и обследовано сестрами квартир 209. Пользовано в противотуберкулезных учреждениях 525 больных, проведших в общей сложности 56512 дней, — в средней каждый больной 107 дней, т. е. около 3 ½ мес. Учет результатов имеется относительно 475 больных (по 50-ти лечившимся в г. Александрове не представлено сведений); полное выздоровление в 37 случаях — 8%, улучшение местного процесса и общего состояния 109 — 23%, улучшение общего состояния 82 — 17%, с ухудшением и без перемен 9% и осталось 202 — 43%.
Если отнести результаты лечения к 273 больным, уже окончившим таковое, то процент с улучшением и выздоровлением будет равен 83% и лишь 17% идут на выписанных с ухудшением и без перемен.
Б. Сифилис. Всего за отчетный период по губернии в амбулаториях и больницах общего типа зарегистрировано 3847 больных сифилисом. Амбулаторное лечение проводилось специалистом в г. Владимире, где в марте текущего года был открыт первый венерологический диспансер в губернии. За время своего существования диспансером принято 570 больных и сделано 179 вливаний сальварсана. Амбулаторный прием в уездах велся амбулаториями общего типа. Для стационарного лечения губерния располагала 102 койками.
На очереди: организация реакции Вассермана и превращение 10 коек г. Владимира в Губернское Диагностическое и Стационарное отделение.
В. Проституция. 16 января с. г. образовался Губернский Совет по борьбе с проституцией. Вскоре им были организованы (в 9-ти из 14-ти уездов) Уездные советы (от 5-ти сведений не поступало). Правда, циркуляр центра, перенося тяжесть борьбы с проституток на проституцию, как социальное зло, наряду с мерами идеологического характера, рекомендовал и ряд мероприятий по материальной поддержке женщин, однако, Губернскому Совету пришлось учитывать наличие материальных ресурсов, а таковых не оказалось.
В виду этого, Губернский Совет встал на путь идеологической борьбы с проституцией, выявляя сущность ее, как социального зла и борьбы с притонодержателями.
Охрана материнства и младенчества
Имела целью оказание материальной и консультативной помощи беременной роженице, матери и ее ребенку до 3-х летнего возраста. Для осуществления названной цели п/отдел располагал на 1-е января 42 учреждениями, из коих 28 были открытого типа (ясли и консультации) и 14 закрытого типа (дома Ребенка, дома Матери и Ребенка). За отчетный период количество учреждений увеличилось на 1 открытого типа: Ясли в Ковровском уезде. Всего яслей было к концу отчетного периода 26 с общим числом штатных мест - 719, консультаций - 3, Домов Ребенка - 10 с общим числом мест 255 и Домов Матери и Ребенка — 4 на 65 детей и 27 матерей. Всего мест для детей 1039 и для матерей 27.
За отчетный период нужно, помимо указанного выше открытия яслей, отметить переконструирование в Переславле дома ребенка в дом матера и ребенка. Количество врачей, обслуживающих вышеназванные учреждения, увеличилось с 26 до 29, сестер с 53 до 88 и прочего персонала с 298 до 369.
Открытие летних яслей во всех уездах не представлялось возможным за отсутствием средств; было открыто в Муромском уезде - 2, в Суздальском - 3 и в Коврове - 1. Командировано на специальные курсы по охране материнства и младенчества 4 сестры. Лекций прочитано по охране материнства и младенчества - 31.
Движение детей по учреждениям открытого типа представляется в следующем виде: яслями пользовались 1671 ребенок, проведшие 142843 дня. Число обращений в консультации было 5997. Домом матери и ребенка пользовались 178 детей и 59 матерей. Умерло в домах матера и ребенка 52 человека, т.е. 29%. Этот процент, однако, нельзя считать особенно большим, имея в виду, что процент смертности в дореволюционной России был 21, и то обстоятельство, что в дома матери и ребенка попадают, зачастую, подкидыши, которых приходится вскармливать искусственно, чуть не с первых дней.
Таковы конкретные данные о состоянии лечебно-санитарной организации и о проделанной ею работе. Однако, является существенно необходимым выявить, насколько мощна эта организация в ее настоящем, сопоставить эти данные с данными за прошлое время, выявить тенденцию этой организации идти в том или ином направлении, наконец, указать конкретные моменты, характеризующие состояние народного здравия во Владимирской губернии, на основании данных о движении инфекционных болезней.
Площадь Владимирской губернии, по данным Губстатбюро, равняется 33688 кв. верст., на каковом пространстве в отчетном периоде существовало 92 медицинских участка. В среднем на медицинкий участок приходится 365,15 кв. верст, тогда как при нормальном 8-ми верстном радиусе площадь участка должна быть равна 201 кв. версте. Таким образом, количество медучастков должно бы быть 168, т.е. не хватает 76 участков или 45%. Число врачебных участков с 1918 г. обнаружило следующее движение: в 1918 г. — 118 (без Покровского уезда), в 1919 г. — 137 и в 1923 г. — 92.
Население Владимирской губернии, по тем же данным, равняется 1338682 чел. Таким образом, принимая во внимание 3055 функционирующих коек, на 1 койку приходится жителей 438, в 1918 г. — 574 и в 1919 г. — 334. Увеличение количества жителей на 1 койку в сравнении с 1919 годом объясняется закрытием большего числа эпидемических коек, работавших во время сыпняка. Показатель 438 на 1 койку нужно считать благоприятным и все же более высоким, нежели показатель 1918 года, когда эпидемических сыпнотифозных коек развернуто еще не было.
Число жителей на 1 врача обнаруживает однако значительное уменьшение: в 1918 г. — 7762, в 1919 г. — 10154, в 1923 г. — 6562. Этот благоприятный момент обгоняется большей частью демобилизацией врачей и возвращением их на прежние места. На одно лицо фельдшерского персонала приходится в 1923 г. — 2493, в 1918 г. — 2495, в 1919 г. — 2519, т.е. особенно не изменяется. Однако, из 3555 коек было занято в среднем 2238, а 817, т.е. 26,6%, пустовало. Процент этот не может быть признан очень большим, особенно при сопоставлении с данными предыдущих лет, когда % неиспользованных коек был в 1918 г. — 46%, а в 1919 г. — 41,2%. Если принять во внимание, что население в городах равняется 138558, что при 1779 расположенных в городах койках дает 78 жителей на 1 койку, а сельское население, равное 1200124 — при 1148 койках в сельских местностях дает 1045 жителей нa 1 койку, то вышеприведенные соображения о недостаточности врачебных участков и прогула 817 коек до известной степени выявляются. Дело — в неравномерном распределении коек по территории губернии, в недостаточной приближенности стационарной помощи к населению сельских местностей.
В среднем каждый больной провел в больнице 12 дней. Эта цифра близка к прошлогодним 13,2 и 14,3.
Коэффициент амбулаторной и коечной обращаемости населения за отчетный период выразился: амбулаторной 1018 и коечной 32,3 на 1000 населения. Однако, эти цифры нельзя сопоставить с данными 1918 и 1919 годов, так как здесь мы имеем годовые цифры. Тем не менее, коэффициент амбулаторной обращаемости за весь 1918 г. равен 845, а за 1919 г — 844, соответствующий коэффициент коечных больных равняется 25,2 а 40,7, т.е. обращаемость, по крайней мере амбулаторная, значительно возросла.
При оценке санитарного состояния губернии принято сравнение общей заболеваемости заразными болезнями в губернии за 1922 — 23 год с общей заболеваемостью за предыдущие года. Коэффициент заболеваемости всеми заразными болезнями в 1922 году равняется 735,6, а в неполном 1923 году тот же коэффициент равен 605,4 на 10.000 населения. Те же коэффициенты без легочного туберкулеза, сифилиса, сибирской язвы и менингита для 1922 года равны 662,9, а для 1923 года равны 532,2. Заболеваемость теми же болезнями, по земским данным, во Владимирской губернии за период 1901 — 11 год равна 331,7. Таким образом, заболеваемость 1922 года превосходит земскую ровно вдвое, а заболеваемость 1923 года в 1,7 раза. Учитывая коэффициент заболеваемости по отдельным болезням, приходится констатировать значительно более низкую заболеваемость в 1922 — 23 году детскими болезнями: так заболеваемость скарлатиной в 1922 г. в 3 раза, а в 1923 году почти в 6 раз ниже заболеваемости по земским данным; дифтерией в 5 раз и в 1923 году в 12 раз: натуральной оспой в 3 раза и коклюшем в 2 раза ниже земских цифр. Рост заболеваемости падает, таким образом, на паразитарные тифы, брюшной тиф, дизентерию и малярию. Правда, заболеваемость сыпным и возвратным тифом в 1923 году сократилась, в сравнении с 1922 годом, в 10 раз, тем не менее заболеваемость сыпняком еще в 29 раз, а возвратным в 10 раз, выше тех же земских цифр для Владимирской губернии. В текущем году, как упомянуто, имело значительное место рост заболеваний малярией, и если земский коэффициент для Владимирской губернии равен 165,8, то в 22 году мы имеем 246, а в 1923 году — 441 заболевание на 10.000 населения.
В 1922 году зарегистрировано не специальными амбулаториями 5412, а в 1923 году 5845 случаев легочного туберкулеза. Теоретические соображения заставляют думать, что во Владимирской губернии общее количество лиц больных туберкулезом — не менее 30.000. Идеальной организацией является такая, где одна противотуберкулезная койка приходится на 1000 населения, и Владимирская губерния, имея 305 мест для туберкулезных, выполнила 25% идеального задания.
Вышеприведенные соображения определяют и дальнейшие пути в направлении работы Губздрава.
Финансирование Губздравотдела и его местных органов со всеми подведомственными им учреждениями происходило из трех источников: из средств государства по смете Наркомздрава, из местных средств по сметам Губздрава и Уздравов и процентное отчисление от взносов, полученных органами социального страхования по виду «Г».
Ассигнования Наркомздрава имели следующие назначения: содержание административного аппарата как губернского, так и уездных центров, и содержание медико-санитарных учреждений общегосударственного значения и показательного характера. За время с 1-го октября 1922 года но 1 октября 1923 года по смете Наркомздрава было получено 4.106.466 руб. 92 коп. или 54.519 руб. 16 коп. золотом.
Вторым источником финансирования медико-санитарных учреждений губернии, и самым главным, были местные средства Губисполкома и Уисполкомов.
С мая месяца 1922 года все расходы содержания медикосанитарных учреждений, за исключением тех, кои оставлены были на государственном снабжении, отнесены на местные средства.
Содержание всех медицинских работников губернии, за исключением 270 чел., оставлено на государственном бюджете; хозяйственно-материальное обслуживание, продовольственное и медикаментозное снабжение учреждений губернского и показательного характера взяты были на средства Губисполкома. На средства Уисполкомов отнесены были все расходы по содержанию медико-санитарных учреждений уездного и городского характера, за исключением зарплаты.
За вышеуказанный период времени на дело Народного Здравоохранения из средств ГИК было отпущено 19.504.669 руб. 48 коп. дензнаками 1923 года или 268.063 руб. 42 коп. золотом, а из средств УИК — 7.221.168 руб. 72 коп. дензнак. 1923 года или 89.302 руб. 87 коп. золотом.
Третьим и последним источником финансирования органов Здравоохранения были, как и указано выше, процентные отчисления со взносов по виду «Г».
За время с 1-го октября 1922 года по 1-е октября 1923 года Губздравом было получено страховых сумм в размере 2259457 руб. 77 коп. или 12716 р. 37 коп. золотом, а Уздравами — 16945933 р. 27 коп. или 95372 руб. 25 коп. зол., а всего 19205391 руб. 4 к. или 108088 руб. 62 коп. золотом.
Прямое назначение вышеуказанных сумм — улучшение квалифицированной помощи застрахованным, но так как общее финансирование медико-санитарных учреждений губернии было в истекшем году недостаточно, то органам здравоохранения, волей-неволей, приходилось расходовать, главным образом, на поддерживание и улучшение общей лечебной организации.
В заключение Губздравотдел считает нужным отметить, что весь губернский бюджет на дело здравоохранения в процентном отношении можно распределить следующим образом:
8% всего бюджета составляют государственные средства, 54% местные средства, 38% страховые суммы.
Военно-Санитарный П/отдел
Военно-Санитарный П/отдел имеет главной своей задачей улучшение медико-санитарных условий жизни воинских частей губернии и является учетным органом военно-обязанного гражданского медперсонала; вся работа в этом направлении велась и в продолжении 1923 г. и проходила в тесном контакте с Губернским Отделом Здравоохранения, с одной стороны, и с Губвоенкоматом, с другой.
1. Лечебное дело. Работа Военсанпода в этом направлении выражалась в поверке правильной постановки лечебного дела в частях, своевременного и достаточного снабжения медикаментами приемных покоев и амбулаторий, а также правильной госпитализации больных. В последнем случае, вследствие расформирования Дивлазарета 17, большую услугу оказала губернская больница и уездно-городская, куда направлялись и направляются больные, подлежащие госпитальному лечению.
2. Санитарно-гигиеническое состояние частей — одна из главнейших забот Военсанпода. Руководствуясь существующими распоряжениями Центра, работа по улучшению в этом направлении заключалась в поверке деятельности медперсонала частей, снабжении их соответствующими указаниями и распоряжениями, касающимися гигиены, питания и обмундирования красноармейцев. Зная санитарно-гигиеническое состояние каждой части и дефекты в этом отношении, Военсанпод через начальника Гарнизона, Moвсy и Губздрава старался улучшить положение.
Главным моментом в этой работе было предупреждение эпидемических заболеваний в частях, каковых в продолжении года наблюдалось очень небольшое количество и гораздо в меньшем проценте, чем у гражданского населения, при чем главным контингентом больных были малярики, каковые в настоящее время встречаются в единичных и редких случаях.
Все красноармейцы иммунизированы по X. Т. И. О., за исполнением чего тщательно следил Военсанпод.
3. Санпросвет. работе уделяется тоже немаловажное значение в частях, при чем два раза в неделю читаются лекции и ведутся беседы на санитарно-гигиенические темы, по программам, предложенным Центром. Военсанпод является руководящим органом в этом направлении и контролирующим деятельность медперсонала частей.
4. Комиссионная работа сосредоточивалась в двух направлениях: 1) организация комиссий для состоящих на военной службе в 2) организация приемных комиссий (при Губ. и Уездвоенкоматах). С расформированием Дивлазарета функции 1-го вида комиссии передались врачебно-контрольным комиссиям. Военсанпод являлся в этом отношении ответственным органом за правильное ведение комиссий, правильное применение статей расписания и назначение врачей соответствующих данной работе.
Работа Секретариата — Общего Отдела Губздравотдела
Секретариат — Общий Отдел состоит из четырех человек: секретарь, регистратор и две машинистки.
Работа за означенный период проделана следующая: технических совещаний Губздрава, имеющих общий характер, проведено 32 и других заседаний, как например тарифно-расценочных и прочих 13 — итого 45.
По специальным вопросам проведено 44 совещания: по страховой медицине 22, санитарно-эпидемических 7, Охраны Здоровья Детей, социальных болезней и Охраны Материнства и Младенчества 15; кроме того каждую неделю по средам при п/отделе Санитарно-Эпидемическом бывают совещания о работе санитарно эпидемических учреждений.
Входящих бумаг за этот период получено 7500. Из них циркуляров НКЗ 120, Губисполкома 12 и других учреждений 46.
Исходящих бумаг разослано по Уздравотделам и другим учреждениям 9412. Из них циркуляров Губздрава 97, Наркомздрава в копиях 68, Губисполкома и других учреждений 14, а всего циркуляров 179.
См. Здравоохранение Владимирской губернии (1918-1929)

Коммунальное хозяйство Владимирской губернии в 1923 году

Коммунальное хозяйство за отчетный период, несмотря на ряд неблагоприятных условий, заметно возродилось во всех основных коммунальных отраслях.
Дальнейшей задачей Коммунальных Органов является установить точный хозяйственный учет и наладить планомерную эксплуатацию коммунальных имуществ и предприятий.
Деятельность Коммунотделов за отчетный период, в основных чертах, выразилась в следующем:
Организационная часть
По коммунальным органам — Губернскому и Уездно-городским — из месяца в месяц производилось сжатие аппарата и сокращение штата сотрудников и, поэтому, структура и штаты по коммунальным органам НОСИЛИ разнообразный и неустойчивый характер.
По сообщениям Угоркоммунотделов — видоизменявшаяся структура и проводившееся сокращение состава сотрудников часто не соответствовали интересам коммунального хозяйства, противоречили принципам целесообразности и в результате наносили существенный ущерб коммунальному делу.
Одновременно с сжатием коммунальных аппаратов в коммунальные органы вливались некоторые, отобранные в революционное время, коммунальные предприятия, как-то: электростанции, бойни и кишечные заведения.
Кроме этого, в ведение коммунальных органов переданы были функционировавшие на правах самостоятельных органов и транспортные аппараты: Губтранс в г. Владимире — Губкоммунотделу и Утрансы в городах соответствующим местным Угоркоммунотделам.
Все реорганизационные работы в отношении конструкции коммунальных органов и формирования состава сотрудников имеют быть окончательно проделаны в порядке проводимого упрощения Губернского и Уездного Соваппарата.
В июле и августе месяцах Губкоммунотделом разрабатывались и были представлены в Губисполком соображения по вопросам о реконструкции и упрощении Губернского и Уездного аппарата по коммунальной линии.
В целях информирования местных Угоркоммунотделов о коммунальной политике Центра и выявления коммунальных нужд на местах, Губкоммунотделом созывалось на 6-е марта и проведено Губернское Совещание заведующих коммунотделами.
На совещании в прениях и в резолюциях особенно ярко выявилась и зафиксирована необходимость спешного выяснения вопроса о значении и роли коммунального хозяйства в общей системе государственного хозяйства и срочность установления принципов организации коммунального хозяйства.
Отмеченные вопросы до настоящего времени не получили ясного и отчетливого разрешения и коммунальному хозяйству фактически и теперь отводится самое последнее место.
В виду предположенного Центром детального экономического обследования губернии Губкоммунотделом, по предложению Губисполкома, проработаны были и разосланы на места программы и формы для подготовки материалов и данных в целях всестороннего освещения состояния всех отраслей коммунального хозяйства.
В последнее время, согласно инструкции Губисполкома, проведен по установленным формам учет ответственных и технических сотрудников в органах коммунального хозяйства.
По отчетным данным в коммунальных органах:
1) Состояло сотрудников на 1-е января 1923 года: а) мужчин — 213, б) женщин — 58, в) подростков — 2, всего 273 человека.
2) Состоит сотрудников на 1-е ноября 1923 года: а) мужчин — 204, б) женщин — 49, в) подростков — 2, всего 255 человек.
Незначительность уменьшения сотрудников (всего на 18 человек) при периодически производившихся сокращениях объясняется тем, что одновременно с сокращениями штатов сотрудников в коммунальные органы вливались сотрудники передаваемых в коммунальные органы предприятий.

Жилищный вопрос
В отчетном периоде деятельность коммунальных органов в жилищной отрасли выражалась преимущественно в выполнении следующих задач: 1) оформлении муниципализации изъятых, но пропущенных по спискам, домов и учете коммунального жилищного фонда; 2) передаче в арендное пользование муниципализированных жилых домов и торговых и складочных помещений и 3) в установлении и регулировании квартирной платы за пользование жилыми помещениями.
Постановлением Пленума ГИК проведенная национализация и муниципализация домов признана законченной, но, в виду неполноты составленных списков, предложено было оформить муниципализацию тех домов, которые были изъяты от владельцев, но по разным причинам не были включены в список муниципализированных домов.
По дополнительно составленным спискам, утвержденным Губисполкомом 23 октября 1923 г. и представленным в НКВД по ГУКХ — 10 октября 1923 года на окончательное утверждение, предназначено к оформлению муниципализации по городам: Владимиру — 125 д., Юрьеву-Польскому — 153 д., Коврову — 65 д., Переславлю-Залесскому — 48 д., по Кольчугину — 2 д. и Меленкам — 82 д.
Кроме этого проведено оформление муниципализации домов в сельских поселениях для обеспечения помещениями школ, больниц, детских домов и почтовых учреждений, именно: по Юрьевскому уезду — 27 д., Судогодскому — 45 д., Вязниковскому — 60 д., Меленковскому — 34 д., Владимирскому — 19 д., Суздальскому — 9 д., Ковровскому — 26 д., Гороховецкому — 34 д., Муромскому — 137 д., причем списки на эти дома, утвержденные Губисполкомом 23 октября 1923 г., и препровождены в Главное Управление Коммунального Хозяйства на окончательное утверждение.
Необходимо отметить, что этими списками не исчерпываются все дома, подлежащие к муниципализации как в городах, так и в сельских поселениях и от некоторых Угоркоммунотделов ожидаются дополнительные списки на муниципализированные ими дома.
В целях однообразной и правильной постановки дела учета жилой площади в городах и в частности жилищного фонда, Губкоммунотделом разработаны были и разосланы по местным Угоркоммунотделам формы учетных бланков с предложением все работы по учету жилищ провести и закончить в течение летнего и осеннего периода 1923 г., чтобы к началу 1924 года представилось возможным собрать и систематизировать весь учетный материал в общегубернском масштабе.
До настоящего времени запрошенного учетного материала в Губкоммунотдел еще не поступало, но по имеющимся сведениям учет жилой площади в некоторых городах, как напр.: в Юрьеве, Александрове и Коврове, произведен по карточной системе и поставлен весьма рационально.
Коммунальный жилищный фонд по городам используется для учреждений, организаций и под квартиры рабочих и служащих.
Необходимо оговориться, что размер жилищного фонда и порядок его использования будут более точно выявлены по получении с мест материалов по учету жилищ в городах.
В целях урегулирования платы за пользование жилыми помещениями Губкоммунотделом, совместно с Губпрофсоветом, было разработано и разослано по Угоркоммунотделам типовое обязательное постановление о взимании квартирной платы.
С опубликованием постановления ВЦИК и СНК от 13 июня 1923 г. об оплате жилых помещений и инструкции НКВД от 21 июня 1923 г. по применению постановления ВЦИК от 13 июня, изданные на местах обязательные постановления о квартирной плате были пересмотрены и переработаны в соответствии с опубликованными распоряжениями ВЦИК, СНК и НКВД.

Пожарная охрана
До 1923 года Владимирский Губернский Пожарный п/отдел, согласно указания Главного Управления коммунального хозяйства НКВД, вмел следующую структуру:
1. Обще-административная часть при завед. пожарным п/отделом.
2. Организационно-инструкторская часть при одном инструкторе.
3. Общая канцелярия пожарного дела при одном делопроизводителе.
В течение 1923 года в структуре п/отдела произошли следующие изменения:
все было объединено в общее управление пожарным делом при одном заведующем;
канцелярская работа объединена в Общем Отделе Губкоммунотдела.
По уездам пожарные секции при Угоркоммунотделах влиты были в п/отделы благоустройств с передачей руководства пожарной охраной в уездах брандмейстерам городских профессиональных команд или другим, имевшимся на местах, пожарным специалистам.
Прежде чем перейти к подробному освещению положения пожарной охраны в губернии, надлежит отметить, что основная хозяйственная линия деятельности Губернского Пожарного п/отдела выражалась в стремлении к твердому проведению в жизнь начал «хозяйственности», изыскании возможных источников доходов, экономии и целесообразности расходования средств, планомерном и коренном устранении всех существующих дефектов в той или другой отрасли управления, препятствующих повышению производительности труда и насаждению трудовой дисциплины.
В области пожарной охраны мероприятия велись в 2-х направлениях: 1) в разработке и принятии предупредительных противопожарных мер (профилактика) и 2) в поддержании боеспособности существующих пожарных организаций.
Пожарная профилактика
Обращаясь к профилактической деятельности, в отчетном году надлежит отметить, что она была направлена, как и в прошлом году, преимущественно на противопожарное обследование предприятий, мест зрелищ, складов и прочих сооружений и на контроль над проведением в жизнь всех намеченных мероприятий и всех изданных по пожарной части обязательных постановлений и правил.
За отчетный год всех осмотров произведено 10 в разных местностях; копии всех актов по осмотрам поступают в п/отдел, где подвергаются рассмотрению и получают дальнейшее направление.
Обследования производились по распоряжению Губернского Пожарного п/отдела на местах местными органами, управлениями Пожарной Охраной и, кроме этого, обследование произведено самим Губпожарподотделом в следующих местах: в городах Муроме, Меленках, Суздале, Кольчугине, Киржаче, Александрове и Переславле, а также в ряде фабрик, заводов, в театрах и кино и в ряде сельских и волостных дружин.
Активная борьба
Для ведения активного пожаротушения по губернии организованы профессиональные специальные и добровольные дружины.
Для поддержания противопожарной охраны на местах Губкоммунотделом были распределены между Угоркоммунотделами 87 червонцев, оставшиеся из отпущенных Губстрахом в 1922 — 23 годах сумм на усиление пожарных организаций, и распределение это выразилось в следующих долях: Владимир — 15 червонцев, Ковров — 10 червон., Вязники — 7, Гороховец — 5, Муром — 10, Меленки — 5, Судогда — 5, Суздаль — 5, Юрьев-Польский — 5, Киржач — 5, Александров — 5, Переславль-Залесский — 5 и Губпожарподотдел — 5, всего 87 червонцев.
Кроме этого, Губкоммунотделом на отпущенные Губстрахом средства приобретено и распределено по пожарным организациям губернии 450 арш. пожарных рукавов разного размера.
Связь с губернией
Связь местных городских организаций осуществляется путем обследования городов Губернским Пожарным п/отделом и посредством руководящих циркуляров и переписки.
Статистика
В связи с упразднением волостных пожарных старост, сведения о пожарах поступают нерегулярно и с большим опозданием, от многих мест и совершенно не поступают, что и видно из сведений Госстраха.
Борьба с лесо-торфяными пожарами
На основании постановления Губисполкома от 27 мая 1921 г. и 24 апреля 1923 г. образована была Губернская Чрезвычайная Пожарная Тройка по борьбе с лесными пожарами, открывшая свои действия при Губпожарподотделе 3 мая 1923 года.
Губернской Пожарной Тройкой были предложены к руководству уездным пожарным тройкам инструкции: 1) по применению обязательного постановления Губисполкома по борьбе с лесными и торфяными пожарами, 2) по привлечению населения для тушения лесных и торфяных пожаров. Означенными инструкциями были предусмотрены:
1. Предупредительные мероприятия.
2. Очистка лесов.
3. План распределения лесных массивов между селениями.
4. Организация привлечения населения к борьбе с лесными пожарами.
5. Положение о мобилизации шанцевого инструмента.
6. Положение об организации связи внутри уезда.
7. Статистическая отчетность пожаров.
Губернская Пожартройка имела 7 очередных заседаний.
Чрезвычайно серьезное внимание Губпожартройка обратила на очистку лесосек от захламощения, что являлось главным источником быстрого развития и распространения огня.
Наконец, в целях достижения наиболее положительных в этом направлении результатов Губпожартройкой был разработан проект обязательного постановления о привлечении лесным ведомством к ответственности виновных в не очистке лесосек, который был утвержден Губисполкомом и опубликован в «Известиях» ГИК от 2 июня 1923 г. № 27.
Все указанные меры привели к тому, что очистка лесосек в настоящем году пошла значительно успешнее предыдущих годов.
Таком образом, истекший год следует принять в отношении лесных пожаров благополучным по сравнению с предыдущими годами.
Пожары
Пожаров в пределах Владимирской губернии в 1923 году зарегистрировано 118 и из них в городах — 36 и сельских местностях — 82, причем в 1920 году было 415 пожаров, в 1921 году — 250 пожаров, в 1922 г. 213 пожаров. Как усматривается из приведенных цифр, число пожаров из года в год постепенно уменьшалось и в 1923 г. число пожаров по сравнению с 1920 г. уменьшилось на 297 пожаров.
Последнее обстоятельство является чрезвычайно важным, ибо свидетельствует, с одной стороны, о более успешном пожаротушении, а с другой стороны указывает на факт значительного уменьшения убытков от огня.

Земельный вопрос
В процессе революции, в порядке революционного права, земельный городской фонд был разобран: часть городских земель захвачена была крестьянами окружных поселений, лесные участки поступили в ведение соответствующих государственных органов и остальные земли отошли в ведение земельных органов.
Между тем всеми Коммунальными Отделами отмечалось, что земельный фонд в виде луговых, пахотных, лесных, выгонных и огородных участков необходим Коммунхозам в целях непосредственных разработок под полевые и огородные культуры, обеспечении фуражом коммунальных обозов, расширения городо-строительства и развития животноводства.
В течение отчетного периода коммунальными органами на местах с особой тщательностью и полнотой выяснился вопрос о земельных участках, необходимых для нужд Коммунхозов, и одновременно делались заявки в подлежащие органы об отграничении намеченных земучастков в порядке, установленном Земельным Кодексом.

Финансы
В Коммунальном бюджете сосредоточен весь фокус коммунального хозяйства и разрешение всех хозяйственных задач Коммунотделов стоит в теснейшей зависимости от состояния коммунальных ресурсов.
В отчетном периоде, по сравнению с предшествующим временем, финансовая база Коммунотделов значительно расширилась, окрепла и коммунальные органы получили возможность развивать свои хозяйственно-производственные операции более интенсивно и успешно.
Улучшение коммунального бюджета обгоняется упорядочением системы учета и обложения городских земель и строений, пополнением перечня объектов обложения, увеличением тарифов на коммунальные услуги, введением квартплаты и проч.
Доходная часть коммунального бюджета за январь-июль слагалась из следующих поступлений:
1) От предприятий общего пользования и техническо-промышленного характера – 2.513.392 р. 31 к.
2) От имуществ: с жилых домов, строений торговых помещений, квартирная плата и т. п. - 3.775.124 р. 20 к.
3) С земель - 1.475.914 р. 95 к.
4) Местные налоги и сборы, взимаемые аппаратом Коммунального Отдела - 212.356 р.
5) От заготовки топлива - 999.104 р. 72 к.
6) Разные доходы - 310.222 р. 90 к.
Расходная часть бюджета за время январь-июль выражалась в следующих расходах:
1) Содержание органов коммунального хозяйства - 1.631.928 р. 80 к.
2) Содержание коммунальных зданий, памятников и др. имуществ - 545.849 р. 97 к.
3) Расходы по благоустройству населен. пунктов 498.084 р. 52 к.
4) Содержание коммунальных предприятий техническо-промышленного и сельско-хозяйственного характера - 3.157.431 р. 48 к.
5) На противопожарную охрану - 1.088.273 р. 22 к.
6) Содержание дорог и дорожных сооружений - 88.477 р. 15 к.
7) По заготовке топлива - 693.614 р. 60 к.
8) Разные расходы - 49.590 р. 68 к.
На губернском совещании заведующих коммунотделами 6-7 марта с особенной отчетливостью выявилось, что для рационального развития коммунальных хозяйств, кроме укрепления бюджета, необходимо предоставление коммунальным органам достаточной свободы в маневрировании своими доходами.
Установленная система сдачи всех коммунальных средств в кассы финорганов и истребование из финансовых касс необходимых средств через ассигновки крайне стесняет и тормозит хозяйственные операции коммунотделов как по техническим условиям, так и по соображениям хозяйственной целесообразности.
По мнению всех представителей совещания было бы наиболее рациональным и целесообразным допущение при коммунальных органах приписных касс с предоставлением коммунальным органам права непосредственного приема и расходования коммунальных средств и с обязательством представления финорганам периодической отчетности о принятых и израсходованных коммунотделами денежных средств за тот или иной срок.
В целях организации кредита на строительство и другие коммунальные нужды, по инициативе Губкоммунотдела и с согласия совещания Губкоммунотделом, разработан был вопрос об открытии Коммунального Банка, выработан соответствующий устав Банка, но по разным причинам довести это дело до конца не представилось возможным.
Благоустройство и строительство
В отчетном периоде, по постановлению Губисполкома, образовано было управление губернского архитектора и значительная часть функций Губкоммунотдела по регулированию строительства перешла к вновь образованному управлению.
Правда, до настоящего времени не проведено определенного и точного разграничения строительных функций между Губкоммунотделом и Губархом и на местах, на территории уездов, регулирование строительства производится строительными аппаратами местных коммунальных органов.
В результате такой постановки дела в нормировании и администрировании строительства наблюдается параллелизм, волокита и нередкие недоразумения и пререкания при разрешении вопросов строительного характера.
В последнее время, именно в октябре месяце, имевшаяся в Губкоммунотделе должность заведующего п/отделом благоустройства и строительства, которая замещалась специалистом-инженером, бюджетно-налоговой комиссией упразднена и теперь п/отдел благоустройства и строительства, как регулирующий и инструктирующий орган, является фактически Ликвидированным, так как вся функциональная работа по п/отделу велась исключительно одним инженером, заведовавшим этим п/отделом.
В силу изложенных обстоятельств нижеприводимый обзор деятельности п/отдела Благоустройства является, во-первых, неисчерпывающим всего учетного материала по сосредоточенным в п/отделе отраслям коммунального хозяйства и, во-вторых, неполным в виду непредставления некоторыми угоркоммунотделами соответствующих сведений.
Городское строительство, прекратившееся совершенно во время империалистической и гражданской войны, постепенно восстанавливается и в отчетном периоде, хотя и ограничивалось одними ремонтными работами, но все же выражалось в более или менее в значительных размерах.
Коммунальные органы не оставили без внимания и дорожное строительство, пришедшее в совершенный упадок.
Хотя по сметам Угоркоммунотделов на дорожное строительство не было отпущено просимых средств, Угоркоммунотделы однако в отчетном периоде выполнили в меру имевшейся возможности неотложные работы по ремонту дорог и дорожных сооружений.
На коммунальные органы возложено регулирование строительства в сельских поселениях.
См. История Жилищно-коммунального хозяйства города Владимира

Транспортный под‘отдел в 1923 году

1. Наличие перевозочных средств.
а) Авто-транспорт
Легковых: на ходу – 1, в ремонте – 1, стоят в гараже за отсутствием запасных частей – 3, на кладбище – 1, всего – 6.
Грузовых: на ходу – 2, в ремонте – 2, всего – 4.
б) Гуже-транспорт.
Из 10 лошадей во Владимире работало за отчетный период 6 лошадей, остальные работали на Собинке.
2. Подсобные предприятия:
а) Авто-мастерская,
б) Кузница при авто-мастерской.
Штаты Транспортною П/отдела:
Канцелярии - 8 чел., Обоза гужевого – 10 чел., Гаража - 16 чел., Авто-мастерской - 11 чел. Всего - 45 человек.
3. Общий обзор деятельности Транспортного Под'отдела
Транспортный П/отдел находится на хозрасчете; имеется обоз количеством около 35, авто-транспорт — 4 машины грузовых, большинство которых неблагонадежно, разбито и не работает, на ходу только 2 машины. За неимением средств купить новые части к машинам в настоящее время не представляется возможным. Имеется хорошо оборудованная авто-мастерская, станков токарных, фрезерных, строгальных, сверлильных и пр. Имеются также рабочие: механики, слесаря, токаря и шофера. Имеется отделение при фабрике — Собинке, которое хорошо оборудовано гужевым обозом. Имеется своих лошадей — 25, но в виду перегруженности в работе собственного обоза недостаточно и приходится прибегать к привлечению к работе крестьян из окрестных деревень. Работа Собинским Отделением производится по договорам, заключенным с Владимирским Трестом Хлопчато-бумажных ф-к, правлением ф-ки «Коммунистический Авангард», правлением ф-ки имени Лакина и пр.
Предположения на 1923 — 1924 гг.
1) Провести в жизнь через Губотдел Транспортных рабочих и Губисполком с обязательным постановлением заставить все государственные, кооперативные учреждения и профорганизации перевозки производить только через Губтранс; 2) всем государственным, кооперативным, профессиональным организациям и учреждениям отказаться от своих обозов, чтобы экономить средства государства, а транспорт был бы в одних руках.
См. Транспорт в губернском городе Владимире

Владимирский Губернский Исполнительный Комитет (с 16-го ноября 1922 по 15-е ноября 1923 года)
Губернский Отдел Управления в 1923 году
Губернский Отдел Труда
Владимирское Губземуправление за 1923 год
Губернское Статистическое Бюро с 1 ноября 1922 г. по 1 ноября 1923 г.

Категория: Владимирская губерния | Добавил: Николай (05.03.2025)
Просмотров: 23 | Теги: здравоохранение | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2025


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru