Главная
Регистрация
Вход
Пятница
26.04.2024
03:02
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [138]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Шуя

Никольская, что при Тюремном замке, церковь гор. Шуи

Алексиевская церковь, что при Богоугодных заведениях

Богадельни

Богадельни сначала известны были под именем «изб нищей братии». В Шуе такие избы существовали при следующих церквях: Покровской, Воздвиженской и Спасской. Это видно из писцовой книги Векова, 1629 года. При означенных церквах строили избы и для бобылей, которые, впрочем, обязаны были платить, в доход причту, известную цену.
Из челобитной Шуянина, посадского человека Якушки Голятина, 1696 года, видно, что в Шуе на торговой площади близ земской избы, существовала уже особая деревянная мирская для нищих богадельня. Мирские богадельни были в непосредственном ведении главного Московского Богаделенного Приказа. Сверх сего, богадельнею управлял особо-выбранный, от посадских людей, богаделенный староста. До пожара 1766 года в Шуе было пять богаделен. В том году все они сгорели. Впоследствии сделана была каменная богадельня, которая, в 1836 году, за ветхостью, была сломана. В Шуе были и другие богаделенные дома, выстроенные усердием частных благотворителей, как-то: богадельня купцов Носовых, существовавшая там, где теперь Шуйские духовные училища, и богадельня при Троицкой церкви, построенная Корниловыми и градским головою Иваном Васильевым Шиловым. Все сии богадельни ныне уже не существуют. Есть одна собственная домовая, почетных граждан гг. Киселевых, богадельня. [2]

Открытие Благотворительного общества для нищих в городе Шуе состоялось 29-го мая 1880 года.

Церковь в честь Св. Алексия человека Божия, зданием каменная с такой же колокольней, первоначально построена в 1887 году усердием г. Иваново-Вознесенска 1-й гильдии купца Авксентия Никаноровича Новикова.
Престол в церкви один.
Св. иконами, утварью, ризницей и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно.
Копии метрических книг с 1887 года и исповедные росписи с 1888 года хранятся в целости. Опись церковного имущества составлена в 1887 году и также хранится в церкви.
При церкви находится один священник, который живет в земском доме; жалованья от земства получает 180 руб., столовых 120 руб. и дохода от служб и требоисправлений до 160 рублей в год.

Никольская, что при Тюремном замке, церковь

Тюрьма

В старину Шуйская тюрьма была деревянная, кругом обнесенная тыном. Место ее было в самой осыпи. Из грамоты Царей Иоанна и Петра Алексеевичей, от 1685 года, данной на имя Шуйского воеводы Аврама Тархова видно следующее: «Писал ты, воевода, к нам, Великим Государям, к Москве, в проказ сыскных дел: по извету де губнаго целовальника Марчка Ульянова, с товарищи, досматривал ты с земском старостою и посацкими людьми Шуйских тюрем; — и по вашему досмотру тюремной тын худ, и весь огнил. — И как к тебе ся наша Великих Государей грамата придет: и ты-б велел в Шуе тюремное строение сметить, — в какову цену, и много-ль лесу на те тюрьмы пойдет; — и цену и счет работе положить по святей Христовой непорочней Евангельской заповеди Господней; и взяв у них о том сметную роспись, прислать к Москве».
Из сказки, данной Шуянами, в 1673 году, воеводе Ушакову, видно, что тюрьма строилась, без отягощения Шуян, т. е. не одними гражданами, но и уездными сошными людьми.
После пожара, в 1710 году, — когда тюрьма сгорела, — преступники сидели в осадных дворах. В челобитной, писанной к Царю, по случаю пожара, сказано: «А ныне, Государь, колодники, смертные убийцы, воры, тати и разбойники, сидят в Шуе в городовой осыпи у осадных дворников, на дворнических дворех; и от непостроения тюремнаго двора колодникам чинится утечка».
Из некоторых актов видно, что Шуйская тюрьма исстари была в ведении губных старост и тюремных целовальников; и из среды арестантов выбирался староста. Из челобитной, поданной Царю Алексею Михайловичу, в 1662 году, видно, что тюремные заключенники от беспорядочного за ними досмотра, во всем терпели большую нужду: «Бьют челом и являют сироты твои, Государевы, Шуйские тюремные сидельцы, старостишко Андрюшка Перфильев, с братьею, шесдесят человек, на Шуйскаго губнаго старосту на Любима Васильевича Кишкина, и на тюремных целовальников, и сторожей: сидим мы, бедные, в темнице во всяких твоих Государевых разбойных делах; и те сторожи и целовальники морят нас, бедных, голодною смертию; а для хлеба в ряд сами купить нейдут; а нас бедных не выпускают; а у которых, Государь, наших сирот есть ремеслишко, — чем сытым быть: и они для товару сами неходят, и нас бедных не выпускают; а которой из нас, бедных, для какие нужи, в мир и выпросится: и тот губной староста, и целовальники, и сторожи емлют в зъимки большие; и которому из нас, бедных, дать нечего: и мы помираем голодною смертию; и нас за-тем не выпускают, что дать нечего; а которые, Государь, сидят с нами, бедными, в тюрьме, в боярских делах люди их, крестьяня: и нам от них голод, и теснота, и со всякие тюремные нужи с духу и цынги погибаем. — Милосердый Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержец, смилуйся пожалуй. — Вели челобитье наше и явку записать».
Городская тюрьма была некогда там, где ныне соляные деревянные анбары. Но после пожара, 1792 года, она была перенесена в уничтоженною каменную богадельню, к Троицкой церкви.
Памятником от древних тюрем осталась, как говорит предание, древняя чудотворная икона св. Иоанна Воина, и доселе находящаяся в Шуйском уездном суде. К сей иконе, как Шуяне, так и окрестные жители имеют благоговение и усердие, служат молебны, и делают на украшение иконы значительные пожертвования. Почему, как и когда сия св. икона перешла в уездный суд, — достоверно неизвестно (Из надписи, находящейся на иконе, с вероятностью можно заключить, что она приложена была первоначально в воеводскую канцелярию воеводою Обуховым. Надпись: «Иоанна Войнствснника Шуйской воеводской Канцелярии Воеводы Илии Андреева сына Обухова 1747 году». Замечательно, что сему угоднику, особенно крестьяне, молятся преимущественно об открытии воров и отыскании похищенного имения.). Довольно значительные, как говорят, пожертвования и доходы, в пользу какой церкви обращаются — неизвестно. [2]


Покровская (Союзная) улица Тюремный замок, 1900-е годы. Шуя. Здание присутственных мест (уездное полицейское управление) с колокольней тюремной церкви.

Церковь Святителя и Чудотворца Николая, зданием каменная, сооружена и освящена в 1872 году. Устроена на средства доброхотных дателей, благодаря стараниям шуйского купца Ильи Сергеевича Гундобина. В 1887 году при церкви построена каменная же колокольня (архитектор Корицкий Николай Дмитриевич), вместо бывшей деревянной.
Престол в церкви один — в честь Святителя и Чудотворца Николая.
Св. иконами, утварью, ризницею и богослужебными книгами церковь достаточна.
Копии метрических книг и исповедных росписей есть и хранятся в церкви. Опись церковного имущества составлена в 1896 году, — хранится.
При церкви находится один священник; жалованья получает 192 р. в год; сверх того, проценты с церковного капитала 50 р. и дохода от служб церковных 100 рублей. Живет на квартире.
Должность псаломщика исправляет церковник, получающий жалованья 200 руб. в год.

Петропавловская церковь

Убогий дом

Скудельницы, или убогие дома, по примеру убогого дома, бывшего близ Иерусалима, и на горе Сионе села Скудельнича, в старину были во многих Русских городах и посадах (на погребение странных, приходивших во Иерусалим, назначались особые места, потому что жители не дозволяли погребать чужестранцев на своих кладбищах). И у нас в окрестностях Шуи существовала подобная скудельница, в коей в старину погребались мертвые тела, находимые в окрестностях города. В челобитной, поданной Шуйским земским старостой Иваном Остатковым, на имя Царя Петра Алексеевича, написано: «В нынешнем, Государь, 1702 году, марта в 11-й день, в Шуе, в земской избе, Шуйские земские целовальники Федор Фомин и Иван Трофимов извещали: на реке, де, на Тезе, на льду, по Московской дороге объявилось мертвое тело. — Милосердый и Великий Государь, Царь и Великий Князь Петр Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя, России Самодержец, пожалуй нас сирот — своих — вели, Государь, в Шуе ссъезжава двора послать, и то тело мертвое осмотреть и записать; а записав, буде свойственников тому мертвому телу неявитца, вели, Государь, отвесть в убогий дом».
Известно и то, что в 1654 и 1771 годах, отвозили в Убогие дома для погребения бедных и убогих, умерших от морового поветрия.
Убогие дома состояли из ямников с над-погребницей. При них строили или часовни, или церкви.
Убогий дом существовал в Шуе на месте, где находится ныне старая Ковровская застава и каменные инвалидные казармы. Это доказывает опись Шуйских пахотных полей, составленная Шуйским земским старостою Борисом Селиверстовым. В старину Убогий дом обсажен был березами; но ныне это место, прежде бывшее полем, застроено домами. В четверток седьмой седмицы по Пасхе, когда Церковь наша поминает всех прежде почивших отцов и братий, ежегодно бывали из. Шуйского собора в Убогие дома крестные ходы. Многие благочестивые граждане жертвовали гробы и саваны для погребения убогих; более же благочестивые сами рыли ямы, разбирали тела голыми руками; не гнушались трупами, — несмотря на то, что некоторые из них в ямниках убогого дома лежали по-полугоду; они вынимали из ямы эти трупы, клали их в гробы и зарывали. При сем случае, некоторые находили в числе мертвых своих родных, или знакомых, без вести пропавших. Случалось не редко, что обмершие, положенные там между трупами, спустя несколько времени, приходили в чувство, — как это подтверждают судебные акты. Над погребенными духовенство совершало общую панихиду. — После панихиды набожные люди раздавали милостыню нищим.
По окончании похоронных обрядов, из Убогого дома народ обращался к увеселениям семика, который, как известно, получил название от того, что бывает на седьмой седмице, по Пасхе.
Из наказа Московского патриарха Адриана поповским старостам видно, что при Убогом доме хоронили тела разбойников, присужденных к смертной казни: «Которые в городех воры и разбойники мужеска и женска пола, по указу Великаго Государя, осуждены будут к смертной казни, — и те воры и разбойники при смерти просить будут отцев духовных, чтоб им пред ними исповедаться: и тех воров и разбойников велеть исповедать, и, по разсуждению отцев духовных, запасными дары причастить, и, после казни, велеть их класть в убогом дому».
Из грамоты, 1619 г., Святейшего Патриарха Филарета Никитича можно ясно видеть, кого хоронили при убогих домах: «Похороняти им (попам) тех людей, над которыми учинится скорая смерть: кусом подавится, или кто кого можем зарежет, или с дерева убьется, или утонет не купаючися, или отравною смертию умрет, — а не сам себя отравит: — и тех у церкви Божией похороняти. А которой человек вина опьется, или удавится, или зарежется, или с качели убьется, или купаючись утонет, или сам себя отравит, или какое дурно над собою учинит: — и, тех при церкви Божией не хоронити, и над ними неотпевати; а велети класти их в убогих домех».
Убогие дома были также и «опальными кладбищами», где хоронили тела умерших в Государевой опале.
По рассказу столетнего старца И. Лисина, в длинные зимние ночи, из окрестностей Шуи привозили будто бы тайком в Убогий дом мертвецов, и там оставляли их. Лисин говорил, что эти проделки повторялись каждую зиму. Он же сказывал, что при погребении тел в Троицкой четверток, на убогом доме присутствовал палач, вероятно, для присмотра, чтобы опальных и казненных тел не хоронили при церквах.
Убогие дома начали уничтожать после издания Императрицей Елизаветой, в 1753 году, указа о прекращении смертной казни. В 1771 году марта 25 указом предписано было подобные заведения заменить обыкновенными кладбищами. Тела же сомнительно умерших подвергать правилам и исследованию судебной медицины. [2]


Церковь в селе Петропавловском. Конец 19 века. Архитектор Корицкий Николай Дмитриевич

В одной версте от города, к востоку от него, на месте погребения умерших в 1881 году от холеры шуйских граждан, находится церковь Петропавловская. Прежде была здесь только часовня, построенная в 1868 году шуйским купцом Г.В. Болотовым.
В церковь была обращена она в 1872 году, в котором 1-го октября и была освящена. Первоначально церковь была приписана к Воскресенскому собору; но в 1876 году, когда найдены были средства для содержания отдельного причта, она сделана самостоятельною. Средства к содержанию доставлены причту строителем церкви и потом, почетн. гражданкой М.И. Щеколдиной, которые для этой цели внесли в банк капитал в 7000 р. на вечное время. [1]
Построенная Болотовым церковь хотя и существует доселе (кон. XIX века), но богослужений в ней, по ее ветхости и тесноте, уже не совершается; вместо же нее усердием шуйских граждан в 1891 — 1893 годах построена новая каменная церковь с такой же колокольней (построена в 1896 году).
Церковь освящена 28 ноября 1893 года.
В церкви престол один — в честь Св. Апостолов Петра и Павла.
В церкви хранятся документы: копии метрических книга с 1876 года, а исповедных росписей с 1877 года. Опись церковного имущества составлена в 1896 году, — хранится в церкви. [1]
Причта по штату положено: священник и псаломщик. На содержание причт получает: процентов с церковного капитала 325 р. и за требоисправления до 370 р., а всего в год до 700 р. Священник имеет свой дом, построенный на собственной земле; а псаломщик живет в церковном деревянном доме.
Дворов в приходе 130; мужского и женского пола 600 душ; в том числе раскольников австрийского священства 5 дворов, душ мужского пола 4, а женского пола 6 душ. [1]
С 1891 года при церкви существует церковно-приходская школа и имеет собственное помещение, устроенное попечителем школы В.Н. Флоровым. [1]
Село Петропавловское вошло к концу 19-го столетия в состав Шуи.

Источник:
1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: Вып. 5.: Шуйский и Ковровский уезды. Вязниковский и Гороховецкий уезды. - 1898. - 505, VII c.
2. Борисов, Владимир Александрович (1809-1862). Описание города Шуи и его окрестностей, с приложением старинных актов. Сост. соревнователем Имп. Моск. о-ва истории и древностей рос. Владимиром Борисовым. - Москва: тип. Вед. Моск. гор. полиции, 1851.
Троицкая церковь
Всехсвятская Единоверческая церковь
Крестовоздвиженская церковь
Васильевская Больничная церковь
Александро-Невская церковь при Духовном Училище
Воскресенский собор
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Шуйская Спасская церковь
Город Шуя
Категория: Шуя | Добавил: Николай (13.03.2017)
Просмотров: 2176 | Теги: шуя | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru