Село Свято Гороховецкого района Владимирской области
Село Свято
Свято – село в Гороховецком районе Владимирской области. Входит в состав Фоминского сельского поселения. Село расположено в 10 км на юго-запад от центра поселения села Фоминки и в 47 км на юго-запад от Гороховца. «Село Свято при озере того же имени находится в 140 в. от губернского города и в 43 от уездного (Гороховецкий уезд)». [1]
В XIX и первой четверти XX века село являлось центром Святской волости Гороховецкого уезда.
«Святское Волостное Правление (Почт. адр. с. Фоминка). Волостной старшина - кр. Алексей Васильевич Глебов. Писарь - Александр Николаевич Афонин. Волостной Суд. Председатель - волостной старшина. Судьи: кр. Гавриил Абрамов, Николай Ефимов, Моисей Назаров, Ерофей Пименов» (Список служащих всех ведомств Владимирской губернии. 1891).
«25 июня на общем собрании граждан Святской волости производились выборы председателя и членов Продовольственного Комитета в виду отказа прежнего состава. Обсуждался вопрос о выборах в волостное земство и было постановлено: волость оставить в существующих границах, волостное правление оставить работать на прежних основаниях; для выбора гласных избрана Волостная Избирательная Комиссия. Из общественных денег, имеющихся у Председателя Комитета, решено было 100 руб. послать «воинам 18-го июня». Деньги, составившиеся из штрафов прежнего земского начальника, частью употреблены на уплату жалованья секретарю Казакову, частью возвращены обратно. Тем-же собранием было постановлено отправить Военному Министру А.Ф. Керенскому телеграмму следующего содержания: — «С чувством великой гордости встретила деревня весть о сокрушительном наступлении русской свободной революционной армии, руководимой Вами, господин Министр. Нет слов, чтобы выразить свою готовность всеми силами служить дорогой родине, Временному Правительству и Чудо Богатырям России. Как доказательство нашего растроганного до слез настроения — шлем наш скромный подарок 100 рублей «полкам 18-го июня». Да здравствует любимый Министр Керенский. Да здравствует русская революционная армия. Да сокрушен будет горделивый враг» («Известия Вл. Г.В.Исп. К-та», №88, 4-го июля 1917).
С 1929 года село являлось центром Святского сельсовета Фоминского района Горьковского края. С 1944 года — в составе Владимирской области.
С 1965 года — в составе Фоминского сельсовета Гороховецкого района.
Численность населения: в 1859 г. – 205 чел., в 1905 г. – 364 чел., в 1926 г. – 304 чел., в 2002 г. – 17 чел., в 2010 г. – 8 чел. (5 муж. и 3 жен.).
В писцовых книгах 1628-1630 гг. Муромского уезда мы находим следующую отметку о селе Святе: «за Муромцем Иваном Сергеевым Осорьиным сельцо, что была пустошь, Свято на озере; здесь место церковное, что была церковь Архистратига Михаила, стараго запустения; пашни церковной поросло большим лесом по 15 четв. в поле; в сельце двор помещиков и 3 двора крестьянских». Такая отметка ясно свидетельствует, что церковь в селе Святе основана в глубокой древности. Когда церковь была здесь возобновлена, точных сведений о том не сохранилось, но в окладных книгах Рязанской епархии за 1678 г. в селе Святе отмечена уже церковь во имя Архистратига Михаила; при ней тогда священника не было, в приходе 8 дворов крестьянских и 3 бобыльских; «земли церковной 2 четв. в поле». Этот деревянный храм существовал в с. Святе до 1829 г. и крайне обветшал. В 1819-1829 гг. вместе него на средства помещика Муромцева и прихожан был построен небольшой каменный храм; в 1863-1864 гг. трапеза храма была расширена и с того времени храм остается без существенных изменений.
Настоятель-священник села Георгиевского, гороховецкого у., Алексей Быстровзоров 25-го января 1883 г. перемещен в село Свято. Настоятель-священник села Свято, гороховецкого у., Григорий Добродеев 25-го января перемещен в погост Богоявленский, Вязниковского у., на место умершего 21-го января священника Николая Орлова.
Перемещен священник села Свято, Алексей Быстровзоров 5 июня 1889 г. в село Панфилово, муромского уезда.
Определен на священническое место студент дух. семинарии Алексей Казанский 12 июня 1889 г. в с. Свято.
Определен на священническое место надзиратель Муромского духовного училища, студент духовной семинария Сергей Александровский 23 июля 1889 г. в село Свято.
Престолов в храме три: в холодном во имя Архистратига Михаила, в трапезе теплой в честь Смоленской иконы Божией Матери и Св. Николая Чудотворца. [1] Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. От прежнего времени в церкви в кон. XIX века хранилось напрестольное Евангелие изд. 1637 года. Причта при церкви по штату положено: священник, диакон и псаломщик. На содержание их получалось: обязательного оклада с прихожан 337 руб., 12 четв. ржи и 12 четв. овса, добровольной платы за службы и требоисправления – 180 р. (в 1897 г.) и от земли пахотной и сенокосной 47 р. Дом для священника церковный, у диакона и псаломщика собственные на церковной земле. [1] Земли при церкви: усадебной 1 дес. 863 с.. пахотной 33 дес.; кроме того в пользу причта пожертвовано 13 дес. 263 саж. пахотной земли и 6 дес. сенокосной в разных пустошах. Вместо 4 дес. этой земли обменено удельным ведомством 24 дес. разного качества земли; крепостные документы на землю имеются. Приход состоял из села Свята, в котором в настоящее время 32 двора, и деревень: Сосняжной (2 вер. от церкви. Деревня Сосняжная прежде была в Ростригинском приходе; в 1678 году в ней было 8 дворов, а ныне 20 дворов.), Горловки (2 вер.), Васина (3 вер.) и Таранова (3 вер. Деревни Васино и Тараново прежде были в Замотринском приходе; в первой в 1678 г. было 14 дворов крестьянских, во второй – 32 двора; ныне в первой 54 двора; а во второй 76.), в коих по клировым ведомостям за 1897 год числилось 1174 души муж. пола и 1317 женского. [1]
Святская земская народная школа, Святской волости, в селе Святе, основано обществом в 1862 г. Ближайшие училища: Сергиевское в 9 в., Фоминское — 10 в. и Гришинское — 12 в.
До 1878 г. класс помещал. в комнате, занимаемой теперь учителем, настоящее же помещен. класса служило арестантской. В 1884 г. «Помещение общественное, деревянное, отдельное; теплое, но не вполне светлое; квартира учителю есть; классных комнат одна — длиною 6 1/2, шириной 6 ½, вышиной 3 арш. Учебных пособий не достаточно — на 145 р. Библиотеки нет, кроме 60 книг. Земли нет. Законоучитель и учитель Василий Ландышев, окончивший курс во Владимирской духовной семинарии, преподает с 1883 г. Попечитель тайный советник Петр Павлович Кожин. Учащихся к 1-му января 1883 года 38 м. и 9 д. Выбыло до окончания курса по желанию родителей 18 м. и 9 д. Окончило курс со свидетельствами 3 м. Вновь поступило 11 м. К 1-му января 1884 года состояло 28 м. Учатся все вместе. Возраст: 7 — 8 л. 7, 8 — 9 л. 6, 9 — 10 л. 7, 10 — 11 л. 6, 11 — 12 л. 1, 12 — 13 л. 1. Из учащихся: 21 из с. Свата, 7 уч. из 3-х ближних селений в 3 — 4 в. Ночлежного приюта нет. Живут на квартирах 3 уч., с платой от земства 7 р. Вероисповедания православного. По сословиям: дух. 4 м., крест. 24 м. Средства: от земства 207 р., от волости 210 р.; маты за учение нет. Расходы: отопление, освещение, прислуга и ремонт 67 р.; жалованье — законоучителю 50 р., учителю 300 р. Посещали классы исправно. Прием в сентябре; поступили все неграмотными. За теснотой помещения отказа ее было. Учебный год с 20-го сентября по 27-е апреля. Пению обучаются простому, хора нет. Учатся в день 6 час. и даются уроки на дома. Отделений 3. Уроков в неделю: по Закону Божию 4, по Русскому языку 14, по Славянскому языку 2, по арифметике 4. Получивших награды не было. Получившие свидетельства учились 4 г. Не окончившие курса учились до 2-х л. Обозревал училище 1 раз инспектор народных училищ. Обучения ремеслам нет. Воскресных бесед и чтений нет» (Владимирский Земский сборник 1884. № 12. Декабрь.).
1890 г. «Здание школы расположено по лин. улицы среди крестьянс. амбаров на наклонной местности, вследствие чего около школы, особенно весной, накопляется много воды, котор. проник. и под школу. Сзади школы поле. Учащихся - 27 мальч., 2 дев. Местом для прогулок и игр ученикам служит улица. Дом общественный, деревян., построен в 1862 г. по указаниям вол. старшины, при чем в то время одна 1/2 здания предназначалась для школы, а другая — под арестантскую. Крыша покрыта осиновой щепой. Пол деревянный, не крашеный. Подполье низкое и сырое. Стены гнилы и худы. В классе оштукатурены и оклеены. Фасад дома обращен на север. Комната для учителя. Занавесок нет. Печь одна голландская печь из кирпича и выбеленная. Печь поставлена в углу между западной и северной стенами класса. Топят 1 раз вечером ольховыми дровами. Угара никогда не бывает. Одна форточка в окне, длиной 0,24 и шириной 0,26. Отхожего места для учеников нет, а выходят они на открытый воздух за училище. 8 столов — двух размеров по высоте, длиною каждый в 1,71. Сидят по 4 — 5 учеников за каждым столом. Вследствие малой разн. в размерах столов, — нельзя с достаточн. точностью распредел. детей. Почти все столы сделаны в 1862 г. местным столяром (в с. С.-Горках), — с наклонной доской. Школьная доска черная, стоит по средине класса. 5 уроков по 1 час. каждый, 4 перемены, предпоследняя в 30 мин., прочие — по 10 мин. Пол ежедневно метется и еженедельно моется. Завтракают свое; обедают после уроков. Вода колодезная, чиста, несколько жестка и известковата. С 1884 г. нанят частный дом под ночлежный приют. В 1889 — 90 г. вследствие тесноты и холода никто из учеников не ночевал. Место жительство врача (Фоминки) в 10 верст. Раздеваются и вешают верхнее платье в классной комнате».
Учащихся в 1897-98 г. было 100. [1] В д. Таранове была школа грамоты; учащихся в 1897-98 уч. году было 20. [1]
«Крестный ход. С разрешения и благословения Высокопреосвященнейшего Алексия, Архиепископа Владимирского и Шуйского, 11 — 12 июня 1915 года был совершен крестный ход в с. Левино Вязниковского уезда, к чудотворной иконе Святителя Николая Чудотворца. Участниками хода были священники: с. Гришина о. Алексий Ильин, пог. Индруса о. Павел Анисов, с. Татарова о. Александр Беляев и с. Свято о. Василий Руберовский — под возглавлением своего о. Благочинного священника с. Сергиевых-Горок о. Василия Цветкова, которому и принадлежала мысль об устройстве этого хода. 11-е число (субботу) все вышепоименованные приходы праздновали и в этот день в 7 часов утра тронулись с хоругвями и иконами по направлению к селу Сергиевы Горки, которое, как лежащее на полдороге, было избрано сборным пунктом. Пришли сюда к 11 часам дня. После часового отдыха, по звону колокола все собрались на церковную площадь, где был совершен молебен о даровании победы. На молебне окружным проповедником свящ. с. Татарово было сказано поучение о значении и богоугодности крестных ходов. По окончании молебна совместный крестный ход тронулся в путь. По дороге были совершены по просьбе крестьян молебны в дер. Бахталове и Проскурякове. В 5 часов вечера — были в с. Левине. Раздавшийся, в 6 часов колокольный звон известил собравшихся о начале всенощного бдения, которое продолжалось до десяти часов. В 8 часом утра совершена была литургия, после которой на церковной площади молебен о даровании победы пред явленным образом Николая Чудотворца. Совершали богослужение шесть священников и 3 диакона. Пел выдающийся Сергиево-Горский хор певчих под управлением студента 3 курса Казанской Духовной Академии Евгения Цветкова. Некоторые песнопения были пропеты всей церковью. Не бывавшее никогда доселе религиозное торжество собрало столько народу, что обширнейший Левинский храм не мог вместить всех собравшихся, почему народ стоял и в ограде, которая была также полна, и за оградой. Всего народу было около 6000 человек. Крестный ход возбудил чувство умиления и сознания своей греховности пред Богом, тронуты были даже приемлющие «Австрийское священство» жители села Рытова. Все они во главе со своим «лже-священником Ильей» встретили ход и проводили селом и за село, при несмолкаемом колокольном звоне. Во время крестного шествия, где только была возможность, служились молебны, которые сопровождались проповедями — импровизациями, или краткими речами, произносимыми о. окружным проповедником. Молебны были отслужены в 8 деревнях. В д. Бахталове, как лежащей в центре старообрядческого населения, вниманию слушателей была предложена проповедь миссионерского характера, на слова: «испытайте писаний, яко вы мните в них имети живот вечный, и та суть свидетельствующая о Мне» (Иоан. 5, 39). В час дня 12-го иконы были подняты и крестный ход направился к своим местам, куда благополучно все и возвратились. Погода была вполне благоприятная; паломники были весьма довольны устроенным, те же которым по какой либо причине не пришлось принять участие в торжестве, высказывали свое сожаление. А вместе те и другие надеются, что пастыри церковные еще раз устроят такое торжество, чем и успокоят их болящее сердце» (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 6-й. 7-го февраля 1915 года).