Главная
Регистрация
Вход
Понедельник
23.12.2024
14:59
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Суздаль

Земельные угодья как часть градостроительной системы г. Суздаля

Земельные угодья как часть градостроительной системы г. Суздаля

Т.П. Тимофеева

Слитность с природным ландшафтом — одна из важнейших особенностей древнерусского города, а главным элементом ландшафта является рельеф местности. Земельные и другие природные угодья входили в состав древнерусских городов как необходимая и весьма заметная часть культурного ландшафта и рельефа, но также и как экономическая основа жизнедеятельности горожан. Предметом специальных исследований земельные угодья, может быть, и не становились, но наличие их отмечалось учеными: «Город должен был иметь вокруг себя пахотные и выгонные земли, достаточные для пропитания всего населения... Город должен был также иметь дикие, необжитые территории, на которых можно было заниматься рыбной ловлей, бортничеством, охотой и другими промыслами»; «Посад и слободы вклинивались в окружающие поля, спускались по пологим откосам к реке, вытягивались вдоль главных дорог, сливаясь с окрестными лесами и садами... Известно, что посады и слободы русских городов не были сплошь застроены, а зачастую разделялись различными сельскохозяйственными угодьями, фруктовыми садами, выгонами и т.п.». Об этом же свидетельствуют исторические планы и топонимика древнерусских городов. С развитием промышленности, ростом населения и появлением регулярной застройки это свойство постепенно утрачивается.

В состав города Суздаля, кроме селитебной и огородной земли, полноправной частью входили земельные угодья. Долгое время лучшие и основные земли Суздаля принадлежали не податному («тяглому») посадскому населению, а привилегированным владельцам — епископу и монастырям. Вся территория кремля и посада была окружена монастырскими и архиерейскими землями. К западу от города, через р. Каменку располагались владения архиепископа Суздальского — земли Андреевской слободы, выгонный Андреевский луг, селитебная земля Ивановской (Иванской, Иваногорской, Ивангородской) слободы и слободы Борисоглебского монастыря. Юго-западнее находилась слобода патриаршего Дмитриевского монастыря и Пушкарская слобода, граничившие с выгонной землей Успенского собора, архиепископа, ружных церквей. Вокруг Покровского монастыря была «подмонастырная» Никольская слобода с землями, западнее их - владения села Сельца того же монастыря. На востоке с посадом граничила слобода Васильевского монастыря со своими землями. На севере, по обеим сторонам Большой улицы, простирались владения Спасо-Евфимиева монастыря — селитебная и пашенная земля Скучиловой слободы.
Согласно исследованию Е.М. Караваевой, соотношение «черных» и «белых» земель было чудовищно непропорциональным: «Посад почти целиком отрезан от реки, лишен выгонов для скота и лугов для сенокоса. Мало того, Преосвященный до 1647 г. взимает с посадских людей «мостовщину» за проезд по мосту и «пролубные» за черпание воды из реки... Посад снаружи окружен тесным кольцом «белых земель»... Впрочем, во многих старых городах также долго сохранялись остатки раннефеодального землевладения, когда «белые земли» тесным кольцом сжимали город, лишали постоянное население городов сельскохозяйственных угодий — выгонов для скота и др.».
Это соотношение начало несколько меняться только в середине XVII в.: «В 1647 г. по указу царя Алексея Михайловича в Суздаль были посланы окольничий Петр Траханиотов и дьяк Артемий Хватов со специальной грамотой — инструкцией для проведения реформы и перепланировки (РГАДА. Ф. 137. Д. 1)... В результате реформы на посад было возвращено 172 двора... огородные и выгонные земли из церковных и архиепископских владений... Во-первых, к посаду отошли церковные земли, занятые без крепостей огородами попов и причетников на окраинах города... Во- вторых, архиепископ должен был отдать посаду пашенную землю на речке Мжаре у Введенского монастыря и деревеньки Пинаевой, на которые в его казне не нашлось крепостей... Архиепископ лишился также права взимать «мостовщину» за проезд по мосту и «пролубные» за черпанье воды из реки. В-третьих, земля владимирских ямщиков, переведенных когда-то из Суздаля во Владимир... передавалась посаду... Т.о., посадские земли увеличились более чем в 1,5 раза... Реформа 1647 г. («посадское строение») не могла сразу изменить соотношение сил «черной» и «белой» половин города, тем более что монастыри почти не были ущемлены реформой...».
В 1678 г. еще часть земель перешла к посадскому населению по межеванию воеводы Тимофея Жемчужникова: «По челобитию Суздальцев посадских людей отдана им посадским людям и всем градским жителям на веки вечные», что отмечено в межевых книгах. К середине XVIII в. все землеустройство страны оказалось в большом беспорядке. В 1754 г. вышла Межевая инструкция по Манифесту Елизаветы Петровны 1752 г. По этой инструкции было предпринято Генеральное межевание. Но продвигалось оно туго и, по существу, провалилось, не закончив даже Московской губернии. Глава 8-я Межевой инструкции называлась «О мере и межеванье состоящих при городах выгонных и протчих разных званей земель»: «Межевщикам по взятии отводов, как около Москвы, так и в городах межевать состоящие при городах выгонные, синодальные, монастырские, церковные, дворцовые, посадские, пушкарские, стрелецкие, ямские и протчие тому подобных слобод земли, каждого звания порознь, от оуездных земель особо окружною межею одну по другой, а потом и в оуездах, всякого звания владельческие земли, сряду а не чрез земли, и оучинить три плана и трои межевые книги...».
В главе 35-й «О порядочном содержании межевого дела...» описан порядок действий: «Производимые по сей инструкции дела межевщикам делать... и писать и межевать села и деревни, починки и пустоши, селищи и займищи и всякие оугодья сряду, а не чрез земли, и что отмежевано будет, писать в межевые книги на бело в десть им межевщикам при себе, сколько каких земель и оугодей отмежевано, о том писать под каждою статьею особливые перечни складом а не числом...».
Межевых планов, составленных в ходе Генерального межевания 1754 г., сохранилось немного. Они считаются ценнейшим источником сведений о городах, по существу, еще средневековых. Сохранился план города Суздаля 1756 г. Одновременно с планами составлялись межевые книги. По провинциальному городу Суздалю, входившему в Московскую губернию, сохранилась серия межевых книг Генерального межевания 1754 г. По Генеральному межеванию 1754 г., суздальский посад граничил с землями Александровского и Спасо-Евфимиева монастырей, причем слобода последнего — Скучилова — расширила свою территорию. На востоке к посаду примыкали земли Васильевского монастыря. К западу и северу от кремля размещалась слобода Борисоглебского монастыря, Ивановская и сильно разросшиеся Андреевская и Никольская слободы. Посадские выгонные земли составляли два участка. Один уходил узким клином далеко на юг, по правому берегу речки Мжары, стиснутый со всех сторон землями духовенства. Второй участок посадской выгонной земли располагался к северо-востоку от посада, и также в окружении монастырских владений.
Следующее Генеральное межевание состоялось в 1766 г. по новой инструкции того же года. В 1773 г. оно захватило Костромскую, Ярославскую и Суздальскую провинции. По новому межеванию все города государства получали для пользования жителей по 2 версты выгонной земли. Теперь вокруг Суздаля простирались по преимуществу государственные земли. Сохранилось изрядное количество межевых книг и планов отдельных частей города и окрестностей, составленных в конце XVIII в., а также несколько планов города в целом. От XIX в. сохранился план 1851 г., копированный в 1886 г.
Город Суздаль, очевидно, принадлежит к немногим исключениям, где земельные угодья в пределах средневекового города сохранились внутри современной городской черты. «Отсутствие крупных зданий, сады на окраинах, поля вокруг (так близко к городу, что из кремля слышно, как поют жаворонки в поле), явные черты средневекового города в сочетании со своеобразными представителями провинциального классицизма — таким остался Суздаль до нашего времени, сохраняя в себе вехи исторических периодов русского градостроительства с XI по XX век», — так писала о Суздале в 1966 г. Караваева. «По берегам реки Каменки было немало пойменных заливных лугов, как-то: городская пойма около села Сельцо, Покровский луг, Варваринский (Бамбурихин), Андреевский (Ильинский), Архиерейский (Княжий, Типуновский) рядом с Кремлем, Болтоусовский против Яруновки, Ворок-Ямской против села Михайлова сторона. Все эти луга находятся в черте города. Но много лугов было и в верховьях Каменки, а также существовали большие Васильевские луга вниз по течению реки», — а это свидетельство тех же лет суздальского старожила и краеведа В.М. Снегирева.

В 2006 г. музеем-заповедником совместно с проектным институтом ОГИП «Экоград Наследие» предпринята работа по охранной паспортизации суздальских лугов как объектов культурного наследия — «достопримечательных мест», при этом на городском плане выделено 11 лугов и луговин.


Ил. 1. Схема соотношения «белых» и «черных» земель в 1648 г. (Е.М. Караваева)

Ильинский луг. Историческое название луга — Андреевский. Первоначально луг принадлежал древнему Андреевскому монастырю, который был окончательно разрушен во время литовского разорения, а владельцем луга стал архиепископ Суздальский. Луг значится в писцовой книге Суздаля 1617 г.: «По другую сторону за рекою Каменкою города от Андреевского луга дворы и места дворовые посадских людей...». В писцовой книге 1628—1630 гг. луг упомянут в числе «архиепискуплих сенных покосов»: «Да под городом по реке по Каменке архиепискуплих сенных покосов луг ондреевской сена на нем ставитца пятдесят копен».
В 1687 г. Андреевский луг перешел во владение суздальских посадских людей: «межеван оной выгонной луг под выгон по предложенной суздальцов посадских людей... 7195 (1687) г. двоеводы Тимофея Жемчужникова книге». В межевых книгах и межевых планах XVIII в. этот луг называется так: «выгонная земля», «сенокос» или «сенной покос выгонного Андреевского луга, владение города Суздаля купечества и мещанства». Из этих же межевых книг следует, что Андреевский луг граничил с пашенными, сенокосными и селитебными землями Ивангородской, Андреевской, Борисоглебской слобод и села Сельца. От города луг отделялся рекой Каменкой — «непременной живой межой», границей считалась середина реки. На плане 1756 г. земля в излучине р. Каменки между слободой Андреевского монастыря и Иваногорской митрополичьей слободой показана незастроенной, занятой угодьями: «посадскими градскими выгонными землями». На плане межевания Суздаля 1782 г. на этой территории под литерами L—М значится «земля луга Андреевского, владение города Суздаля купечества и мещанства». На проектном плане средняя часть этой излучины также показана незастроенной. На плане 1851 г. в этой части внутри городской черты показан выгон, на усадьбах улиц (бывших слобод) — огороды и фруктовые сады, в южной части — сенокосная земля.
Межевые книги называют в составе луга «озерко». За пределами луга, по в непосредственной близости, находился «Дудин враг». Снегирев писал о них: «...древнейшее естественное озеро под Божедомкой (Убогим домом) — остаток древнего русла реки Каменки... Оно занимало площадь, примерно равную 10—12 га, наполнялось водой из ключей и вешней водой, которая стекала в него по «Дудину врагу» в юго-западной стороне озера. Этот овраг имел направление к Березовому болоту (в 3 км от города)... Озеро имело два протока, с северной и южной сторон, для спуска излишней воды в Каменку. В далекие времена через озеро от Божедомки к Ивановой (Ильинской) горе были проложены пешеходные лавы, при помощи которых и при наличии вторых лав через реку у Ильинской церкви во много раз сокращался путь от Божедомки до центра города. В настоящее время озеро представляет собой заболоченное, кочковатое место, в котором вешняя вода стоит до середины лета... Окружает полукольцом Иванов (Ильинский) холм... В языческие врмена здесь происходили так называемые «игрища при водах». В противовес им была построена на горе церковь «Ивана Купала».
Ильинская церковь на Ивановой горе фактически находится на Андреевском лугу, в южной его части. Ее название в более поздние времена (очевидно, к началу XX в.) и перешло на луг. А.Д. Варганов писал об Ивановой горе: «Напротив северо-западного угла земляного кремлевского вала, на берегу реки Каменки, находится гора. Она спускается к реке крутым глинистым обрывом. Горка эта издревле носит название Ивановой. Анания Федоров пишет, что на горе в языческие времена стояло божество, называемое Иваном Купалой». У М.В. Седовой читаем: «Любопытно, что к церкви пророка Ильи примыкала теплая церковь во имя Иоанна Богослова, не сохранившаяся ныне. По-видимому церковь эта могла быть выстроена на месте языческого капища Купалы».
Северо-западнее луга находилась Андреевская слобода, первоначально монастырская. На месте монастыря сохранилась каменная Тихвинская церковь XVIII в. Неподалеку озера и Тихвинской церкви находился так называемы Убогий дом (Божедомка) — особое кладбище для умерших скоропостижно или от заразных болезней, а также странников, нищих, бездомных и безродных людей. В 1881 г. в Суздале в напоминание об Убогом доме по инициативе протоиерея суздальского собора Рождества Богородицы Александра Кроткова была построена кирпичная часовня в виде столбика с иконой — в качестве общего могильного памятника (ныне не сущ.).
В той же пойме р. Каменки, в ее северо-восточной части расположен еще один ансамбль приходских церквей XVIII в.: Богоявленская и Предтеченская. Вокруг них, по обе стороны реки, вблизи Андреевской слободы, располагалась слобода Кожевники. Церкви и слобода значатся в писцовой книге Суздаля 1628—1630 гг.: «В Кожевной слободе храм во имя Богоявление Господа Иисуса Христа другой храм теплой во имя Ивана Предотечи древяны клецки». Межу луга пересекала проселочная дорога из села Иванского в Никольскую слободу. Общая площадь («окружная межа») Андреевского луга составляла 27 десятин 1692 кв. сажени, из них выгон, т.е. удобная земля — 26 десятин 157 кв. сажен. В 1999 г. администрация Владимирской области добилась для Ильинского луга статуса — Государственный комплексный ландшафтный заказник.

Кремлевский луг. Кремлевским называется пойменный заливной луг между р. Каменкой и кремлевским валом. Западная и южная части земляного крепостного вала, к которым примыкает луг, первоначально были насыпаны в начале XII в. Детинец же в мысовой северо-западной части современной территории кремля возник еще раньше — в X в. Можно предполагать, что использование луга началось уже с этого времени. Старожилы в середине XX в. помнили названия луга — Княжий, Архиерейский и Типуновский (от рва, входившего в состав городских укреплений, который назывался Типуниха, или Табуниха). Правда, в исторических документах и топографических материалах никаких специальных топонимов, обозначающих этот луг, не встречается.
Архиерейский луг, очевидно, раньше других перешел к городскому населению. Посадской землей он числился в Писцовой книге 1628—1630 гг. Межевые книги XVIII в. показывают «городовой луг», «грацкой имеющийся подле города Кремля луг», «городской луг мерою по линии подле реки Каменки 90 сажен». Луг использовался под выгон скота городских обывателей. План г. Суздаля 1851 г. показывает в южной части луга огородную землю и две усадьбы с каменными строениями — одну с восточной стороны, другую с западной. Вероятно, эта огородная земля принадлежала Архиерейскому дому: документы XVIII в. называют здесь «огородное место владение дому Суздальского архиерея». Часть луга у западной линии вала также принадлежала Архиерейскому дому: документы XVIII в. показывают «пруд и далее огород владение дому суздальского архиерея», документы XIX в. — «огородную землю около пруда», причем земля эта сдавалась домоправлением Архиерейского дома в аренду, а арендаторы «наступали» на выгонную землю, стесняя «пастьбу общественного скота». В документах начала XX в. встречается упоминание «луга близ Дмитриевского моста».
Пруд находился на лугу, непосредственно у западной линии вала, и назывался Лебяжьим, или Архиерейским. По свидетельству Снегирева, его приписывали Суздальскому епископу Арсению Елассонскому (XVII век). Пруд имел ограду. В 80-х годах XIX в. пруд был полузасыпан по требованию санитарного надзора, при этом часть вала и деревья около него были уничтожены. В 1893 г. вновь вставал вопрос об очистке либо засыпке пруда, и пруд окончательно засыпали.

Михайловский луг. В пределах городской черты, в юго-восточной излучине р. Каменки, в ее южной части, расположен луг, известный по документам и литературе под двумя названиями: Михайловский и Ворок. На границе с лугом, за рекой, издревле находилось село Михайлова сторона — в XV веке митрополичье и частновладельческое, а затем патриаршее, синодальное и казенное владение. Земля луга принадлежала архиепископу. Луг использовался под сенокос. Писцовая книга Суздаля 1628—1630 гг. указывает среди «архиепискуплих сенных покосов» луг «Ворок против ямские слободы Михайловской, сена на нем ставитца сорок копен». В середине — второй половине XVIII в. луг перешел во владение городского посада как «посадские градские выгонные земли». «Выгонной Михайловской луг, Ворок он же» упоминается среди смежных земель пустоши Мжары.
Часто этот луг объединяли с лежащим поблизости, по течению р. Мжары, лугом Введенским-Болтоусовым. Вся территория вместе называлась «выгонная земля лугу Михайловского, Болтоусова, Ворок, оное владение города Суздаля купечества и мещанства»; «состоящая в градской округе выгонная земля лугов, называемых Михайловской, Болтоусов, Ворок он же, и выгонной Веденской земле владение оного города купечества и мещанства», «земля лугов называемых Михайловской Болтоусов Ворок, то же и выгон Веденской земле, владения того города купечества и мещанства». Снегирев называет этот луг «Ворок-Ямской». Большую, северную, часть излучины занимала территория посада: «посадские слободы» или «купеческие и разночинские слободы». Это отразилось не только в реальных планах города, но и в прожектированном плане регулярной застройки, где большая часть земли в юго-восточной излучине р. Каменки обозначена как селитебная, с предполагаемой регулярной планировкой; меньшая, восточная, часть осталась незаселенной, т.е. предназначенной для угодий. Однако регулярный план полностью не осуществился: застройка по кварталам северной, посадской части излучины так и не состоялась.

В XIX в. земля в юго-восточной излучине р. Каменки использовалась следующим образом. Меньшая, южная часть излучины служила выгоном. Большую часть излучины, на планах XVIII в. обозначаемую как «посадские слободы», занимали огороды и в меньшем количестве — сады. На этой территории располагалось несколько слобод (улиц). Одна из них — Яруновка — протянулась с севера на юг вдоль р. Каменки в западной части излучины, две другие также ориентированы с севера на юг и пересечены между собой. Строения занимали незначительную часть этих слобод. Слобода Яруновка образовалась при церкви Козьмы и Дамиана на Красной (Яруновой) горке. В древности на месте церкви существовал мужской монастырь, основанный в XII в. В настоящее время на месте слободы Яруновки расположилась в южной части ул. Набережная им. Шевченко с Козьмодемьянской церковью, в северной части она переходит в ул. Ярунова гора.
Топоним «Ворок» не родствен корню «враг» — неприятель или «враг» — овраг. В межевых книгах и в экспликациях планов «Ворок» всегда сохраняет на конце «к». Корень этого слова — «рок», очевидно, тот же самый, что в слове «урок» (колдовство), «урочить» (околдовать), «урочище» и связан, возможно, с близостью славянских языческих курганов на Михайловой стороне, найденных в 1851 г. С.А. Уваровым и археологически исследованных в 1927, 1937, 1967—1970, 1968, 1974-1985 гг. Курганный обряд погребения сопровождался развитым ритуалом, сближающим этот район древнего городского могильника с урочищем или капищем. Впоследствии курганы были частично срыты при каких-то земляных работах.

Введенский луг. Введенской стороной, или улицей, в Суздале назывались окрестности древнего Введенского монастыря, разоренного в 1238 г. монголо-татарами. В литовское разорение 1611 г. монастырь был разрушен окончательно. При митрополите Иларионе (1682—1707) его место заняла приходская Знаменская церковь, перенесенная из торговых рядов. В 1749 г. деревянную Знаменскую церковь сменила каменная теплая, в 1777 г. ее дополнила каменная холодная церковь в честь Положения Ризы Господней. Земля восточнее Введенского монастыря в пойме рек Каменки и Мжары (по правому берегу р. Каменки, перед впадением в нее р. Мжары, а также по правому и частично по левому берегу р. Мжары, в нижнем ее течении) использовалась как сенокос и выгонный луг. Первоначально эта земля находилась, вероятно, во владении Введенского монастыря, а с его упразднением перешла к Суздальскому архиепископу. Писцовая книга Суздаля 1628—1630 гг. упоминает «луг Болтоусов на Веденеве стороне против Яруновы улицы, сена на нем ставитца тридцать копен». Ярунова улица находилась на противоположном берегу («против») р. Каменки. В 1648 г. часть луговой земли по правому берегу р. Мжары перешла во владение посадского населения.
Межевая книга пашенной земли пустоши Мжаров ямщиков Владимирского яма 1756 г. упоминает «выгонный Введенский луг»: часть земли названа «пашенная земля выгонная Веденская». Снегирев называет этот луг «Болтоусовский против Яруновки». В XIX в. часть указанной территории по берегу р. Каменки занимали огороды горожан. Участок в низовьях р. Мжары, где обнаружен курганный некрополь, был известен как «солдатский огород». Земля по правобережью р. Мжары, на планах XVIII в. указанная как городская выгонная, в это время принадлежала казенным крестьянам села Михайловского (Михайлова сторона) и в городскую черту не входила. В зоне луга в р. Мжару впадала почти исчезнувшая ныне речка Грубица, вытекавшая из родника вблизи Знаменского кладбища: «Святителев пруд в архиерейских садах около Знаменского кладбища… Этот пруд был, вероятно, образован за счет мощного родника... Из пруда была сделана сточная деревянная труба, откуда получила свое начало речка Грубица, впадающая в черте города в реку Мжар».

Васильевский луг. Земля на левом берегу р. Каменки восточнее Васильевского монастыря исторически связана с монастырем, документально известным с XIII в. Вокруг монастыря располагалась «подмонастырная» Васильевская слобода. Земля восточнее слободы также принадлежала монастырю и использовалась под сенокос. Писцовая книга Суздаля 1628—1630 гг. упоминает «под монастырем же угодья Васильевской луг на реке на Каменке, сена ставитца сорок копен». Васильевский луг находился за городской чертой и относился к смежным землям. С юга, по р. Каменке, Васильевский луг граничил с другими угодьями: сенокосной землей села Михайлова сторона и отхожей пашней сел Павловского и Ивановского Шуйского.
Планы Суздаля XVIII в. показывают территорию восточнее Васильевского монастыря как его владение; северная граница монастырских владений проходила значительно севернее нижегородской дороги, охватывая примерно такую же территорию, как от дороги до р. Каменки. Земля лугов или ее часть использовалась в это время под пашню. Так, на плане межевания 1782 г. восточнее Васильевского монастыря в описании смежных земель под литерами Е—F показана «подмонастырская Васильевского монастыря, пашенная земля, владение того монастыря игумена с братиею». Прожектированные планы также оставляли эти владения за монастырем. В ближайших окрестностях луга межевые книги XVIII в. называют природные угодья: Малые Введенские ручей и овраг. В XIX в. вся эта земля монастырю уже не принадлежала. В XX в., в советское время, территория бывшего Васильевского луга вошла в городскую черту и ее северо-западная часть стала селитебной. Тем не менее Снегирев в середине XX в. помнил «большие Васильевские луга вниз по течению реки».

Покровский луг. Территория в северной излучине на левобережье р. Каменки исторически связана с Покровским монастырем, основанным в середине XIV в. Южнее и восточнее монастыря, выходя на самый берег реки, располагалась «подмонастырная» Никольская слобода «на морковке». Земля в западной половине излучины принадлежала слободе. Писцовая книга Суздаля 1628—1630 гг. указывает: «Того ж монастыря на реке на Каменке на берегу Попова полянка… Под монастырем огород монастырской... Под монастырем же монастырская слободка Николская на морковке...». Впоследствии, в одно из межеваний XVIII в., часть земли с юга заняла разночинская слободка Полянка Городская.
В XVIII в. Никольская слобода граничила с юга с Городской Полянкой, через р. Каменку — с городской посадской землей и Скучиловой слободой, со стороны смежных земель — с селением, огородами и сенокосом с. Сельца. Одним из важных межевых ориентиров служил овраг Дербь, расположенный на противоположном берегу р. Каменки и составляющий особенность местного рельефа. Межевые книги упоминают сады Покровского монастыря и его служителей и пруд в Никольской слободе (у юго-восточного угла монастыря). Второй пруд находится у северной ограды монастыря. «Царицын пруд за оградой Покровского монастыря, получивший свое название от того, что в окружавшем его саду разрешалось гулять царице Евдокии Лопухиной — первой жене Петра I — во время ее заточения в Покровском монастыре. Покровский пруд против въезжих ворот Покровского монастыря, когда-то служивший монастырским садком для рыбы». Неселитебная земля в районе Покровского монастыря исторически использовалась под огороды, сады, возможно, отчасти и под сенокос. План XIX в. большую часть земли показывает занятой огородами, меньшую часть — садами; с юга и севера у ограды монастыря показаны два пруда — один значительных размеров, второй меньший. Перечень городских имуществ за 1918 г. называет «огороды на Покровской стороне, на берегу р. Каменки».

Спасский луг. Территория, выделенная как Спасский луг, состоит из двух зон с разной историей. Северный участок излучины р. Каменки напротив Спасо-Евфимиева монастыря вплоть до конца XVIII в. считался за городской чертой, среди смежных земель, и исторически был связан с Покровским монастырем. Эта земля принадлежала селу Сельцу Покровского монастыря, а после секуляризации 1764 г. — Государственной коллегии экономии. Земля села Сельца граничила с Никольской слободой — владением того же Покровского монастыря, а затем Коллегии экономии. По межевым книгам, примерно в этом районе, вблизи дороги из села Кибол в город Суздаль, направо располагалась селитебная и огородная земля Никольской слободы, а налево — сенокос села Сельца.
Вторая зона — земля между р. Каменкой и Спасо-Евфимиевым монастырем — входила в городскую черту и принадлежала монастырю. С превращением Суздаля в конце XVIII в. в уездный город излучина реки вошла в городскую черту. Прожектированный план регулярной застройки разбил ее территорию на городские кварталы, которые, однако, застроены не были; участок между рекой и монастырем был оставлен без заселения, очевидно, ввиду особенностей рельефа. В XIX в. северный участок излучины р. Каменки напротив Спасо-Евфимиева монастыря и участок между рекой и монастырем, как показывает план Суздаля, занимали огородные земли. По документам рубежа XIX—XX вв. монастырю принадлежал «огород под косогором на берегу р. Каменки». Часть земли на берегу, вероятно, принадлежала также городу: среди городских имуществ и оброчных статей, доход с которых включен в смету 1918 г., показан «огород в Спасской Набережной улице». Бывшая земля с. Сельца также, очевидно, была в XIX в., по указу Сената 1830 г. причислена к городским владениям, если это не случилось в конце XVIII в. Снегирев называл этот участок «городской поймой около села Сельца».

Варваринский луг. Варваринским, или Бамбурихиным, лугом называется территория на обоих берегах р. Каменки в среднем течении между Покровским и Андреевским лугами, меньшая — на правом более обширная — на левом берегу. На правом, более высоком берегу находится так наз. гора Бамбуриха. На низком левом берегу расположена историческая Варваринская (Ваварская) сторона. Приходскую церковь мученицы Варвары упоминают Писцовые книги XVII в.
При суздальском епископе Иоакиме (1725—1731) при Варварской церкви была построена холодная церковь во имя Похвалы Богородицы. Деревянную Варварскую церковь в 1737 г. упразднили за ветхостью, и вместо нее к Похвалынской церкви была сделана каменная пристройка с прежними престолами. Слободы на Варварской стороне стали называться Похвалынскими улицами. В 1937 г. церковный ансамбль начали сносить, закончив его уничтожение после войны. Ныне Варваринский луг служит единственным напоминанием о Варварском и Похвалынском храмах, а также Варварской стороне суздальского посада. Во владении обывателей издавна, еще до посадской реформы, находился лежащий по обе стороны реки небольшой луг.

Дмитриевский луг. Территория, ныне включенная в Дмитриевский луг, находится к юго-западу от Музея деревянного зодчества до объездной дороги. Исторически эта зона связана прежде всего с древнейшим в Суздале Дмитриевским монастырем, документально известным с XI в. Окрестности монастыря занимала Дмитриева слобода, или сторона, и ее земля. С юга к Дмитриевой стороне примыкали земли сложного по принадлежности состава. Сведения об этих землях противоречивы. По одной версии, в XVI—XVII вв. в западной части размещались слободы Ямская и Пушкарская, к востоку от них — земля двух ружных церквей (Успенской и Афанасьевской) и Владимирская дорога. По другой версии, западный участок, прилегающий с юга к Дмитриевой стороне, до 1648 г. принадлежал к монастырским и прочим «нетяглым» землям; восточный же (земля ружных церквей) в 1648 г. перешел из церковных «нетяглых» к посаду. По этому же последнему участкy проходила старая столбовая Владимирская дорога.
В конце XVIII в. территория к юго-западу от Дмитриевской церкви принадлежала посаду; на ней располагались две Дмитриевские улицы: одна продольная, другая поперечная. Южнее размещались слободы рассыльщиков и ямщиков — в западной части, к востоку от них — посадская градская выгонная земля (бывшая земля ружных церквей) и Владимирская дорога. Согласно межевым книгам XVIII в., земля «суздальской провинциальной канцелярии разсылыциков» прежде принадлежала пушкарским слободам.
В XIX в. землю между Дмитриевскими улицами занимали огороды, а южнее их — городской выгон. Владимирская дорога проходила уже не здесь, а через Пинаевскую улицу. В документах начала XIX в. упоминается «на Дмитриевской стороне общественная огородная земля, называемая Пушкарская», сдававшаяся городским жителям в наём. «Означение имуществ и оброчных статей, доход с которых включен в смету 1918 г.» показывает огороды «на Дмитриевской стороне» и «на берегу реки Каменки против Дмитриевской церкви».

Коровинский луг. Земля в северной излучине р. Каменки в прошлом принадлежала крестьянам села Коровники, исторически связанного со Спасо-Евфимиевым монастырем. Расположено оно в непосредственной близости от Суздаля, на правом берегу р. Каменки. Село принадлежало суздальским князьям, а в XV в. один из них, Андрей Андреевич, променял его Спасо-Евфимиеву монастырю на с. Заполицы. Напротив, на левом берегу р. Каменки, в северной узкой части излучины находится Козьмодемьянская церковь 1696 г., с теплой придельной. В излучине располагались сенные покосы с. Коровники; через реку они граничили с покосами с. Сельца. В конце XVIII в., при составлении проектных планов земля в северной излучине р. Каменки была включена в городскую черту и разбита на 5 жилых кварталов №№ 51 — 55, которые, однако, впоследствии застроены не были. При этом часть земли по берегам реки осталась свободной от поквартальной разбивки.
Поблизости располагалась слобода Новосельская, также принадлежавшая монастырю, а с конца XVIII в. — Коллегии экономии. Согласно документам начала XIX в., бобыли Новосельской слободы на городском выгонном лугу в северной излучине р. Каменки устроили кирпичные заводы, вырыв множество широких и глубоких ям для добычи глины. При этом бобыли не платили городу обычных в подобных случаях мещанских податей. В 1831 г. земля в северной излучине по указу 1830 г. перешла из владений с. Коровники в состав города, однако крестьяне продолжали считать ее своей надельной землей, что породило спор между с. Коровники и г. Суздалем, который не был окончательно разрешен даже в 1915 г.
На плане 1851 г., где нанесена поквартальная сетка конфирмованного плана, в северной излучине р. Каменки показано пять кварталов: №№ 51—55. Восточная часть излучины на берегу реки, оставленная без застройки, показана как «неудобные места». Средняя часть территории внутри излучины использовалась под выгон, однако на нем показаны «глинистые ямы» и огороды. Западная часть излучины по берегам реки занята пашенной землей. По документам 1918 г., близ с. Коровники, на берегу р. Каменки, находилась городская пахотная земля, сдававшаяся внаем, в том числе участок под названием «Сковорода».
С запада, со стороны с. Коровники, русло р. Каменки в прошлом соединялось с так называемым Ветельским прудом, при котором еще в XVII в. находилась плотина. «Пожня около Ветельского пруда Успения Святыя Богородицы что на моем дворе...» упоминается в жалованной грамоте 1495 г., данной великим князем Иваном III Спасо-Евфимиеву монастырю на владение землями около Суздаля. Снегирев упоминает «пруд в с. Коровники, знаменитый своей осокой, из которой плели красивые половики монахини Покровского монастыря».

Знаменский луг. Территория на южной окраине Суздаля, между кладбищем, Владимирской и объездной дорогами, исторически входила в состав церковных угодий и принадлежала двум приходским церквям — Афанасьевской и Успенской. Церковь святителей Афанасия Великого и Кирилла, патриархов Александрийских, находилась первоначально в кремле. Первые исторические известия о ней относятся к 1458 г. Деревянная церковь св. Афанасия простояла до пожара 1719 г. Затем вместо сгоревшей деревянной церкви была построена каменная. В 1868 г. к Афанасьевской церкви приписали Успенскую постройки около 1650 г., первоначально основанную в XV в. Обе церкви считались ружными. В XVIII в. земля двух ружных церквей перешла во владение городских жителей.
С восточной стороны эта земля граничила с Болтоусовым — Введенским лугом. До конца XVIII в. по ней проходила старая Владимирская дорога. На этой территории находится кладбище; в прошлом оно называлось Знаменским, очевидно, по Знаменской церкви. Знаменская церковь на месте древнего Введенского монастыря, разоренного во время литовского нашествия XVII в., появилась при митрополите Иларионе (1682—1708), который перенес ее из торговых рядов. В 1749 г. вместо деревянной церкви на средства прихожан был построена ныне существующая каменная церковь. При митрополите же Иларионе на этом кладбище была построена каменная Всехсвятская церковь. Она заменила деревянную Всехсвятскую церковь, которая до конца XVII в. была трапезной при Пятницкой церкви у Ильинских крепостных ворот. В 1927 г. Всехсвятскую церковь уничтожили.
Земля, принадлежавшая в прошлые века двум ружным церквям, использовалась как луг для выгона скота. Такое использование ее сохранялось и позже, с переходом во владение суздальского купечества и мещанства. Снегирев в середине XX в. упоминает Знаменский луг, который «лет 40 тому назад представлял собой цветущее море лечебной травы «бессмертника». С пролегающим по лугу руслом старинной речки Грубицы это розово-белое цветущее море представляло собой зрелище дивной красоты».

Источник:
Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Материалы исследований» Выпуск 14. 2008.
Город Суздаль

Copyright © 2019 Любовь безусловная


Категория: Суздаль | Добавил: Николай (08.06.2019)
Просмотров: 1225 | Теги: Суздаль | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru