Столетний юбилей Отечественной войны 1812 года (1912 год)
Столетний юбилей Отечественной войны 1812 года
ВЫСОЧАЙШИЙ МАНИФЕСТ. БОЖИЕЮ милостию МЫ, НИКОЛАЙ ВТОРЫЙ, ИМПЕРАТОР и САМОДЕРЖЕЦ ВСЕРОССИЙСКИЙ, Царь Польский, Великий Князь Финляндский и прочая, и прочая, и прочая. Объявляем всем верным Нашим подданным:
Сто лет тому назад тяжкому испытанию подверглось Наше отечество. Многочисленные иноземные армии, предводимые величайшим полководцем того времени, вторглись в пределы Империи Нашей и направили свое победное шествие к сердцу ее — Первопрестольной Москве. Неминуемая, казалось, опасность угрожала Государству Нашему от противника, не знавшего дотоле поражений. Но милосердие Божие и величие духа народа Нашего спасли Россию. По призыву Верховного Вождя своего, блаженныя памяти Прадеда Нашего Императора Александра Благословенного, стал Русский народ на защиту Родины и ее Святынь. Неисчислимые подвиги совершены были русскими войсками — сухопутными и морскими, — удивившими мир беззаветной храбростью своею и непоколебимою верностью долгу. Высокие примеры безграничной преданности Престолу, самоотверженной любви к Родине, глубокой веры в милость Господню и непреклонной твердости духа показал народ Русский во всех сословиях своих, отдавши на благо Отечества свое достояние и жизнь своих сынов. И совершилось великое дело народное: исполнился обет Благословенного Царя не полагать оружия, доколе не останется в Его Царстве ни единого неприятельского воина. 26-го августа 1812 года на полях Бородина доблестные войска наши после кровопролитнейшей битвы, покрывшей их неувядаемою славою, сломили силы неприятельского нашествия. Ослабленные встреченным отпором, иноземные войска, хотя и вступили в Первопрестольную Москву, но должны были вскоре покинуть ее, уступая неведомой им дотоле твердыне народного сопротивления. С памятной Бородинской битвы благословил Господь успехом русское оружие, и тяжелая война была окончена со славою и честью для Нашего Отечества. Ныне, в сотую годовщину Бородинского боя, вспоминая великий подвиг народа Нашего, Мы призываем всех верных Наших подданных, вместе с Нами, возблагодарить Господа Сил за милость, явленную Им Отечеству Нашему в годину испытаний, и вознести к Престолу Всевышнего горячую молитву: да пребудут во веки-веков в памяти народной высокие примеры военной и гражданской доблести предков в Отечественную войну; да воодушевятся сими примерами все верные сыны России в доблестном служении Родине, и да ниспошлет Нам Всемогущий святую помощь Свою в исполнении непоколебимого желания Нашего — в единении с возлюбленным народом Нашим направлять судьбы Державы Нашей к славе, величию и преуспеянию ее. Дан на Бородинском поле, в 26-й день августа, в лето от Рождества Христова тысяча девятьсот двенадцатое, Царствования же Нашего в восемнадцатое.
На подлинном Собственною Его Императорского Величества рукою подписано:
«НИКОЛА Й»
По случаю празднования столетнего юбилея Отечественной войны 1812 года, во всех церквях г. Владимира, согласно определения Святейшего Синода, отправлены были 25-го августа 1912 года заупокойные литургии и после них — панихиды с поминовением Благочестивейшего Великого Государя Александра I, победоносных вождей и воинов и всех ревнителей веры и правды в годину искушения души своя за братию свою положивших; на 26-е августа совершены были всенощные бдения с отправлением службы в честь Владимирской иконы Божией Матери; 26-го совершены были торжественные литургии и после них благодарственные молебствия по положенному чину.
Особенною же торжественностью богослужения в эти дни отличались в Кафедральном соборе. Здесь 25-го числа торжественную панихиду совершил Высокопреосвященный Архиепископ Николай, в сослужении Преосвященного Евгения и духовенства — соборного и градского, в присутствии чинов гражданских и военных. Перед панихидой произнесена была соборным священником о. Благовещенским применительно к случаю речь. Всенощное бдение на 26-е число, с отправлением литии и величания перед Владимирской иконой Божией Матери, совершено было Преосвященным Евгением, в сослужении соборного духовенства. 26-го числа торжественную литургию совершил в соборе Высокопреосвященный Николай, в сослужении Преосвященного Евгения, архимандрита Владимира и соборного духовенства, в присутствии чинов гражданских и военных. За литургией вместо причастного стиха произнесено было соответствующее случаю слово законоучителем гимназии свящ. А. Васильевым. По окончании литургии, собравшееся градское духовенство, во главе обоих Архипастырей, с крестным ходом, при пении тропаря Владимирской Божией Матери, направилось на соборную площадь, где на особо устроенном открытом помосте, в присутствии всех представителей власти и при стечении многочисленных богомольцев, совершено было благодарственное молебствие, с прочтением молитвы с коленопреклонением и с возглашением положенного многолетия и вечной памяти.
25-го августа в 2 часа дня при Вознесенской градской церкви, на могиле героя Бородинского сражения, майора Ахтырского гусарского полка, князя Димитрия Николаевича Голицына, совершена была особо панихида местным военным духовенством, при участии причта Вознесенской церкви и в присутствии представителей гражданских и военных.
Празднование столетия Отечественной войны в Беречинской ц.-приходской школе
Определением Св. Синода празднование столетия Отечественной войны в церковных школах перенесено на 11 октября, день выхода французов из Москвы. Но для Беречинской школы было сделано исключение: по желанию попечительницы школы фрейлины Государынь Императриц Т.П. Мятлевой, и с разрешения Высокопреосв. Николая, Архиепископа Владимирского, торжественное воспоминание Отечественной войны в селе Беречино устроено было 26 августа, в годовщину Бородинского сражения. — Благодаря Т.П. Мятлевой, лично организовавшей это торжество и вложившей в него значительные средства, день 26 августа 1912 г. надолго останется памятным в Беречинском приходе. Торжество началось совершением Божественной литургии и благодарственного после нее молебствия. Перед молебствием местным священником сказано было слово, посвященное отечественной войне 1812 года. В этом слове проповедник в ясной и доступной форме раскрыл слушателям, что в этой великой войне мы обязаны победой над врагами несомненной милости Божией и тому чувству любви и преданности своему отечеству, которое одушевило в тяжелую годину весь русский народ всех званий и состояний. За богослужением весьма стройно пел местный хор под руководством вновь назначенного в Беречинскую школу учителя. Храм был переполнен молящимися и не мог вместить всех богомольцев. Был, по-видимому, весь приход от старого до малого. По окончании богослужения в храме было совершено освящение нового дома, только что отстроенного для себя попечительницей школы на приобретенной для этого ею земле. По освящении местные жители приветствовали хозяйку с новосельем, поднесли ей хлеб-соль и разные хозяйственные предметы. Затем всем собравшимся и большим, и малым любезной хозяйкой предложено было обильное угощение.
В 2 часа дня начался собственно школьный праздник. Прежде всего был произведен смотр местной школьной «потешной» организации. С начала прошлого учебного года при Беречинской школе из учащихся образована группа «потешных». Попечительницей сделана для этих «потешных» особая форма (синие с белым кантом куртки, такие же брюки и фуражки) и нанят для занятий запасный унтер-офицер. Дети обучались главным образом гимнастике, а не военному строю, но знают построение, умеют маршировать и петь подходящие песни; занимаются без ружей. Смотр 26 августа показал, что во всем этом дети значительно успели. Их разнообразные гимнастические упражнения проделаны были стройно и представляли собой довольно красивую картину.
После смотра потешных было устроено состязание на призы. Для мальчиков устроено было лазанье по шесту, а для девочек бег. Из мальчиков прежде всего состязались ученики столярной мастерской. При Беречинской школе уже три года функционирует учебная столярная мастерская. С начала настоящего учебного года эта мастерская перешла в ведение Министерства торговли и промышленности, преобразована в художественно-ремесленную и заведующим ею назначен окончивший курс Строгановского училища в Москве. После столяров состязались «потешные», а затем и ученики школы. После мальчиков девочки состязались в быстроте бега. Попечительницей накуплено было много ценных призов, и состязавшиеся были весьма довольны. Не менее довольны были и их родители, любопытной толпой окружавшие место состязаний. Взрослым в тоже время были розданы платки и стаканы с изображениями, относящимися к 1812 г.
По окончании состязаний все собрались в помещении школы. Здесь был исполнен народный гимн и несколько пьес, относящихся к событиям отечественной войны. Особенно хорошо была исполнена пьеса «Шумел, горел пожар Московский»... Простой народный мотив этой песни как-то особенно приятно звучал среди собравшегося простого народа.
По окончании пения был сделан перерыв до наступления темноты. Да нужно было несколько отдохнуть и зрителям, и исполнителям.
В 8 часов вечера снова все собрались в школу. Здесь устроено было чтение с волшебным фонарем. В кратком очерке изложены были все главные моменты Отечественной войны и на экране показаны были изображения главных героев этой войны и наиболее важные эпизоды ее. В связи с изложением течения событий 1812 г. учащимся прочитаны были соответствующие стихотворения и басни, как напр. «Бородино», «Волк на псарне» и др. Чтение провела сама Т.П. Мятлева по составленной ею книжке, картины были также ее издания. Чтение закончилось около 10 час. вечера. Была уже темная ночь. Выйдя из школы, все любовались красивою иллюминацией. Здание школы было украшено разноцветными фонариками.
Затем все отправились к дому попечительницы, отстоящему от школы около полуверсты. Путь был красиво иллюминован разноцветными фонариками, развешанными по деревьям. Дача была украшена гирляндой фонариков. Фонарики по местам горели и в находящемся пред дачей лесу. Все это создавало волшебную картину среди ночной темноты. Когда все собрались пред дачей, сожжен был разнообразный и блестящий фейерверк, доставивший несказанное удовольствие особенно детям. Наконец, потухли последние огни, но как-то не хотелось расходиться по домам в серую будничную обстановку. Собрался хор и снова пропел «Шумел, горел пожар Московский», пропел и народный гимн. Особенно торжественно звучал этот гимн среди ночной тишины, отдаваясь эхом в окружающих лесах. Громкое «ура» покрыло звуки народного гимна и закончило торжество, затянувшееся почти до полночи. (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 36-й. 1912).
Преосвященный Митрофан, Епископ Муромский, 25 августа 1912 г. слушал литургию в Муромском соборе; по окончании литургии, в сослужении местного причта и нескольких приходских священников, служил панихиду по вождям и воинам, в Отечественную войну павшим за веру, царя и отечество; 26 августа — совершил литургию там же при участии местного причта и затем на площади, в сослужении нескольких лиц из градского духовенства, совершил благодарственное Господу Богу молебствие…
Празднование столетия отечественной войны в церковных школах г. Владимира
Указом Св. Синода празднование столетия отечественной войны в церковных школах было назначено на 11 октября 1912 г., день выхода армии Наполеона из Москвы. В г. Владимире это торжество было организовано по примеру торжества 11 мая в честь св. Кирилла и Мефодия. В Крестовой церкви архиерейского дома и в Успенском женском монастыре совершена была архиерейским служением Божественная литургия; в Крестовой церкви служил Высокопреосвящ. Николай, а в женском монастыре Преосвящ. Евгений. В Крестовой церкви за литургией присутствовали ученики городских ц.-приходских школ и воспитанники дух. семинарии, а в женском монастыре ученицы... „Верую” и «Отче наш» за литургией пели все учащиеся; в женском монастыре на левом клиросе пел хор учениц монастырской школы... Солистки этого хора исполнили и то, что за архиерейским служением исполняют «исполатчики». После литургии было совершено по установленному чину благодарственное молебствие. По окончании богослужения мальчики были собраны в певческом зале архиерейского дома. После молитвы «Спаси Господи»... Епархиальный наблюдатель в кратких словах напомнил детям главные события отечественной войны; затем учениками было прочтено стихотворение «Бородино» и басня «Волк на псарне», хором учащихся был исполнен и народный гимн. После этого учащимся было предложено угощение – чай и белый хлеб и немного сластей. Ученицы по окончании богослужения собраны были в монастырской трапезе. Здесь также по молитве «Спаси Господи»... хором учениц было пропето «Коль славен»…, избранными ученицами были прочитаны «Бородино» и «Волк на псарне», затем хор тех же учениц исполнил кантату, посвященную отечественной войне, и народный гимн. В заключение и девочкам было предложено угощение. (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 42-й. 1912).
11-го октября 1912 года в духовных учебных заведениях посвящен был празднованию столетнего юбилея со времени оставления Москвы французской армией. Накануне в семинарской Богородицкой церкви отслужено было всенощное бдение, после которого совершена была панихида по Императоре Александе I и доблестным защитникам отечества, павшим на поле брани в 1812 году. В самый день юбилея после литургии совершено было молебствие по положенному чинопоследованию. Панихида и молебное пение предварены были речами, сказанными о. Ректором семинарии прот. П.П. Борисовским. В 12 ½ часов дня в семинарский зал собрались начальствующие, учащие и воспитанники семинарии. В зале ко дню торжества повешены были на стенах портреты Императора Александра Благословенного и главных деятелей войны 1812 г.: М.И. Кутузова, П.И. Багратиона и М.Б. Барклай-де-Толи. Портреты красиво декорированы были материями; под портретами стоял стол, покрытый зеленым сукном. В начале акта всеми присутствующими пропета была молитва „Царю небесный". После молитвы преподаватель семинарии Петр Иоакимович Пискановский прочитал обширную речь, посвященную изложению обстоятельств, подготовивших отечественную войну, и подробного хода самой войны до изгнания Наполеона и французской армии из пределов России. После речи П.И. Пискановского порядок акта был следующий. Хор семинарский, под управлением воспитанника VI класса А. Хлопкова, исполнил кантату „Не нам хвала", музыка и слова Мироносицкого. Воспитанник V класса Ф. Крутецкий с большим воодушевлением прочитал стихотворение Лермонтова „Бородино". Хор исполнил гимн в память столетия отечественной войны „Слава защитникам, павшим за родину", муз. Анцева. Воспитанник V класса М. Яновский прочитал стихи на юбилей отечественной войны княгини М. Трубецкой. В заключение пропет был гимн „Боже, Царя храни" и молитва „Достойно есть". (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 42-й. 1912).
Владимирское духовное училище в ряду прочих духовно-учебных заведений епархии праздновало столетие отечественной войны 1812 года, согласно распоряжению высшей власти, 11 октября. Накануне, по указанному в распоряжении порядку, совершено было всенощное бдение памяти ап. Филиппа и, по окончании бдения, панихида по в Бозе почивающем Государе Императоре Александре I, его сподвижниках и всех на поле брани в отечественную войну павших. На литургии 11 октября в установленное время (после малого входа и сугубой эктении) совершено было положенное поминовение, а по окончании литургии, — благодарственное Господу Богу молебствие, отправляемое в день Рождества Христова. Пред целованием креста Смотритель училища обратился к ученикам с следующими словами: „Дети! В храме благодарственной молитвой Господу мы исполнили самое главное для настоящего дня, посвященного памяти того великого события, в котором по отношению к нашему отечеству явлено было, поистине, великое чудо милости Божией. Сто лет назад Император французов Наполеон, пред которым трепетали все народы Европы, решил покорить себе и великую Русь; он вторгнулся в пределы ее с многотысячным войском и завладел даже сердцем России, древней столицей Москвой. Разграбляя и уничтожая все, что оставили здесь бежавшие жители, французы не пощадили и святынь Московских, мало того — надругались над ними. Будучи сами христианами, они храмы наши обратили в конюшни для лошадей, в алтарях устроили для себя жилье и спальни, на св. престолах пиршествовали и пили вино. И Господь наказал французов за такое нечестие. Радость преждевременного торжества скоро обратилась для них в великий плач. Не теснимые нашими войсками, они тем не менее внезапно оставляют Москву и с поспешностью возвращаются, прямо бегут в свое отечество. Их преследуют не регулярные только войска, а даже простолюдины и крестьянские женщины, вооруженные обыденными орудиями полевого хозяйства. И вот, из двинувшейся на Русь шестисоттысячной армии, во Францию возвратились только около 10.000 солдат: все остальные полегли в безбрежных равнинах России. А Россия, крепкая верой в Бога, надеждой на Его заступление, не только благополучно избавилась от врагов, но и спасла всю Европу от властолюбия Наполеона. Во внутренних же своих пределах наше отечество скоро оправилось от разорений и опустошений вражеских и стало сильным и могущественным, как и прежде. Так как все это совершилось милостью и заступлением Божиим, то поэтому наша благодарственная молитва Ему и является главным делом в день столетней памяти войны 1812 года". В 5 часов вечера этого дня для учеников было устроено чтение. После молитвы «Днесь благодать». Смотритель училища в кратких словах разъяснил, почему в духовных школах празднование столетия отечественной войны приурочено к 11 октября и какое значение этот день имел в 1812 году. Затем учитель истории А.И. Постников в сжатом и доступном пониманию учеников очерке раскрыл причины, начало, постепенное развитие и исход войны с французами. Чтение демонстрировалось туманными картинами, любезно предоставленными на этот вечер Директором Владимирской мужской гимназии. Во время чтения хором учеников, с участием преподавателей, были исполнены: „Бородино" муз. Астафьева и „Чу, труба продребезжала" неизв. композитора. Вечер закончился пением национального гимна. (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 45-й. 1912).
Празднование столетнего юбилея отечественной войны в Муромских духовно-учебных заведениях 11 октября
10 числа в училищной церкви совершено заупокойное всенощное бдение и панихида по Императоре Александре I и его сподвижниках, на поле брани в отечественную войну за веру, Царя и Отечество живот свой положивших. 11-го числа совершена литургия и благодарст. Господу молебствие. Пред панихидой и за литургией надзиратель училища В.В. Крутецкий произнес два, приличествующих случаям, слова. В 12 часов дня прибыл в училище Преосвященный Митрофан, Епископ Муромский. Встреченный в вестибюле начальствующими лицами, Владыка проследовал в украшенную зеленью и портретами героев 1812 года комнату, где были собраны ученики училища. Вслед за Владыкой вошли наставники училища и много посторонней публики. По исполнении учениками молитвы Св. Духу, все заняли места. Учитель П.Л. Былинский в актовой речи изложил исторический очерк отечественной войны и выяснил значение этой войны для нашего отечества. Затем хором учеников, под управлением учителя пения А.С. Альбицкого, очень стройно исполнено пять гимнов и песен, посвященных эпохе 1812 года; хоровые исполнения чередовались с прочтением шести стихотворений и басен. Закончился акт в 1 ч. 30 м. пением народного гимна „Боже, Царя храни!..". Вспоминалась отечественная война 11 октября и в Троицкой двухклассной церковно-приходской школе. В 11 час. дня ученицы были собраны в одну комнату и выслушали „краткий очерк отечественной войны 1812 года", прочитанный учительницей А.А. Чижовой по брошюрке — издания Училищного Совета при Св. Синоде, затем девочки пропели и прочитали несколько стихотворений и басен, посвященных памяти воспоминаемой войны. (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 43-й. 1912).
Накануне, 10 октября, после всенощного бдения была совершена панихида по в Бозе почивающем Императоре Александре I, его сподвижниках и всех на поле брани в отечественную войну павших. 11-го октября за литургией протоиерей училищной церкви Снегирев произнес поучительное слово, в котором разъяснил ученикам долг потомков почитать и молитвенно воспоминать, особенно в нарочитые дни, подвиги предков на пользу отечества; после литургии совершено благодарственное Господу Богу молебствие. В ½ первого пополудни все ученики были собраны в училищный зал, и здесь был устроен торжественный акт. По молитве Св. Духу, ученикам, переведенным в следующие классы с наградами, были розданы наградные книги, а затем смотритель училища прочитал историю отечественной войны. Чтение было разделено на 5 частей, в промежутках между которыми ученики прочитали: 1) Переход французов через Неман, 2) Бородино, 3) Пожар Москвы, 4) Наполеон, а хор учеников исполнил кантату Беневского „Веселитесь, люди русские". В заключение исполнен народный гимн „Боже, Царя храни!", покрытый дружным „ура“ учеников. Вечером был устроен литературно-музыкальный вечер. Училищный зал был красиво декорирован национальными и другими флагами и гирляндами из разноцветной бумаги. На переднем плане были повешены портреты Императора Александра I, Кутузова и Барклая де-Толли. Портреты были вставлены в большие картонные рамы, на которых посредством сквозной прорезки были изображены замечательные слова этих лиц, сказанные в отечественную войну. Программа вечера состояла в чтении учениками стихотворений и басен, относящихся к отечественной войне (Наполеон, Переход французов через Неман, Обоз, Ворона и Курица, Бородино, Пожар Москвы, Бегство Наполеона из Москвы, Два гренадера, К тени Кутузова, Женщины-партизанки, Старостиха Василиса). Хор учеников, усиленный мужскими голосами, исполнил: „Не нам хвала" кантата Мироносицкого, Ночь темна, народная песня, Коль славен наш Господь в Сионе, Веселитесь люди русские — муз. Беневского, На великую Русь, кантата Ипполитова-Иванова. NN чтения иллюстрировались световыми картинами при помощи волшебного фонаря. На вечере присутствовали все члены училищной корпорации с семьями, некоторые духовные лица г. Суздаля, начальница женской гимназии и несколько родителей учеников. Вечер закончен дружным пением всеми присутствующими народного гимна «Боже, Царя храни» и громким „ура“. Литературную часть вечера подготовил препод. В. Ал. Товаров. (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 43-й. 1912).
Рассказы о 1812 г.
В Смоленских Епархиальных Ведомостях сообщаются некоторые подробности, касающиеся пребывания французской армии в пределах Смоленской губ. В бумагах протоиерея Смоленской Николаевской церкви, о. Алексия Васильева, напр., переданы следующие заметки о пребывании французов в Смоленске в 1812 г., записанные, надо полагать, со слов самих очевидцев событий этого памятного года. «Когда 14 числа сентября 1812 г. бывший соборный ключарь о. Василий Кондратьевич Щировский, рано поутру служил утреню и тихо производили пение, в то время человек более 15 пришло разных наций: генералы, полковники, майоры и офицеры в киверах, с молодыми женами или любовницами вместе. С собою они привели собак разного рода, лягавых, гончих, мордашек и, постоявши на амвоне, пошли всею гурьбою в царские врата с собаками и, закричавши, свиснули и знаками начали натравлять их на священнодействующего и производивших на клиросе пение. Собаки, разозлившись, начали рвать священника Василия Щировского и прокусили ему до крови руку и ногу, так что он упал перед престолом и не мог продолжать священнодействия. Жившие в то время в холодном соборе смоляне (покинув свои дома и собравшись здесь вместе) начали манить тех собак, кто отдавать свой последний кусок хлеба и лепешки, испеченные около собора на золе в заведенных из кирпичей печурках, в коих варили кушанье. Некоторые собаки бросились народ кусать, а начавшие терзать священника так остервенились, что одною только водою могли их разогнать. Французы сему посмеялись и ушли. Когда священника Василия Щировского отняли у собак, то от испуга и ран он сделался болен и лежал между гробов архиепископов: Димитрия и Парфения. Болезнь его приняла отчаянный оборот, и тогда выпросили позволение перенести его в собственный его дом, где он и умер. Гроб ему был сделан смолянами из разных собранных дощечек и похоронили его, согласно его всегдашнему желанию, возле алтаря Сретенского. Холодный собор был острогом для смолян и, если кто выпрашивался выйти из собора, то не иначе выпускали, как привязывая ярлык из бумаги, с надписью на нем по-французски: „предан Наполеону", а без сего не позволяли выходить, и посему граждане редко кто выходил, ибо считал себя преступным со знаком выходить. Часовой всегда стоял на амвоне посреди собора, и последнего часового из неаполитанцев сменил русский солдат: сего француза граждане накормили своим хлебом, какой имели, и повели к числу прочих пленных французов. Во всем городе не было слышно колоколов и не было обеден; а так как храмы были осквернены пущением собак и лошадей, была только служба утрени, вечерни и часов, и службу всячески старались производить более без бытности поляков и французов. Моления приносились Господу Богу тихо о даровании победы над врагами и о долгоденствии императора Александра».... «Во время занятия французскими войсками Смоленской губернии (почти всей) бродившие для фуража и грабежа, так называвшиеся тогда, мародеры, — польские и французские и других наций воины, после многих посещений, однажды прибыв в село Стабну, состоящее при большой С.-Петербургской дороге, взяв священника о. Емельяна Волочкова, потребовали от него церковных денег и вещей, но как оныя были уже все ограблены прежде посещавшими, то он и не мог таковые им дать. Не смотря на его уверения и клятвы, что того и другого нет, рассвирепевшие мародеры сожгли церковь до основания со всем ее имуществом, а священника Волочкова, привязав за волосы к лошадиному хвосту и севши верхом на лошадь, потащили по дороге до села Печерского и в обратный путь к селу Стабне. Так бесчеловечно он был влачим по дороге без разбора, а лошадь как влекла тяжесть на хвосте, безщадно в голову била его задними ногами, так что священник под лошадиными ударами и умер. Прочие же мародеры, стоя на улице, смеялись такому тиранству». Художник М.И. Микешин рассказывает следующий эпизод эпохи 1812 г.: «Было это в суровую зиму, когда войска Наполеона отступали уже, гонимые и стихией холода, и стихией общенародного восстания. В одном из захолустных сел нашего (Рославльского) уезда, в конец разоренных войной, где уже не оставалось ни коровы, ни коня, где и половина обывателей была перебита, или пропала без вести, толпа крестьянских ребят, захватив с собою топоры и санки, направилась в лес за хворостом. Подходят они к лесу, глядь, а там идет, еле переступая с ноги на ногу, в большущей медвежьей шапке, навертевши на себя что-то в роде поповской ризы, со штыком на перевес, старый и замученный французский гренадер. Дети испугались было и шарахнулись уходить, но видя, что старик этот им ничем не угрожает, а напротив, добродушно и с мольбой во взоре обращается к ним, они осмелились до того, что решились было засечь ворога топорами, подкравшись к нему сзади; но кто-то из храбрецов протестовал, говоря: что не лучше-ли «хранцуза живьем узять у плен». Они обступили его с топорами и потребовали сдачи оружия и самого себя им в плен. Поняв из жестов их желание, бедный гренадер охотно отдал им свое оружие и также охотно согласился на их требование сесть в санки. Торжествуя победу, дети всей гурьбой потащили санки в село; прикатили прямо к дому старика-священника, который и взял у победителей на свои поруки их военнопленного. Священник обогрел и накормил его по христианскому обычаю. Когда же француз отдохнул и оттаял, то оказался большим забавником и искусником на все руки: стал забавлять сначала детвору, делая им всякие игрушки и покорил этим сердца своих грозных победителей. Громы войны, между тем, все более и более отдалялись от наших мест, и мирная жизнь мало-по-малу вступала в свои берега; пролитую кровь стала всасывать в себя обагренная ею земля, раны заживали, слезы понемногу высыхали... Наш пленный француз к весне начал уже привыкать к пониманию русской речи, и с батюшкой, стариком, они сделались большими приятелями; заигрывались в шахматы, занялись переустройством сада; а как узнал француз, что в селе мельница поломана и уже года два не работает, то предложил мужичкам ее исправить с их помощью своими руками. В механике он оказался настоящим специалистом, так что в том же году приглашен был к постройке винокуренного завода, по соседству, и исполнил это на славу. За два или три года, что он там жил, приобрел к себе общую любовь и уважение; но постоянно хворая грудью, надорвав ее походами и войнами, он умер на руках своего благодетеля — священника, пред смертью приняв православие» (Из «Смолен. Епарх. Ведом.», № 3, 5).
К событиям 1812 г. в гор. Владимире Владимирская епархия в Отечественную войну 1812 года Воспоминания о пребывании Московских Святынь в г. Муроме в 1812 году Уроженцы Владимирской губернии, принявшие участие в Отечественной войне 1812 г. Участники Отечественной войны 1812 г. Полки, названные в честь городов Владимирской губернии Александровский край в войне 1812 года Гороховецкие ополченцы 1812 года