Главная
Регистрация
Вход
Среда
25.12.2024
05:05
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Николо-Кремлевская церковь (Планетарий) гор. Владимира

Николо-Кремлевская церковь

Николо-Кремлевская церковь находится в гор. Владимире, ул. Большая Московская, д. 66а (МБУК "Владимирский Планетарий").

В XVI в. северо-западнее города, по реке Лыбеди, возникают Стрелецкая и Пушкарская, Гатилова слободы, жители которых должны были охранять город.
Вот как описывал местоположение этих слобод владимирский краевед К.Н. Тихонравов, ссылаясь на подлинные документы XVI в: "B XVI столетии при городе Владимире образовались слободы - Стрелецкая и Пушкарские: слобода Гатилова, на левой стороне р. Лыбеди, по течению ее, и слобода Красная на Красной горе за Лыбедью» (Владимир, губ. ведомости. 1871. №15).
В Гатиловой слободе находилась церковь «Николы Чудотворца Воинского... с кладбищем, а запустела та церковь с литовского разорения...».
Вместо этой церкви основана в самом кремле церковь во имя чуд. Николая, куда перенесен из Стрелецкой церкви и образ сего угодника, писанный на чинаровой доске, богато украшенный.

Церковь во имя Николая Чудотворца называлась «кремлевской» или «градской» потому, что находится в древнем кремле Владимира, вблизи архиерейского Дома у западной его стены. Время первоначального основания этой церкви нужно относить к глубокой древности.
В нач. XVII в. она известна под именем «Николы-Старого». В описной книге Владимирского кремля-города 1626 г. значится «храм Николы Чудотворца стараго с пределы с трапезою да теплый храм Симеона Столпника древяные клецкие, а в церквах двери царские, деисусы и образы и книги и сосуды церковные и колокола и всякое строение церковное мирское».
В патриарших книгах под 136 (1628) г. также записано: «церковь великаго Чудотворца Николы стараго… дани рубль четырнадцать алтын три денги, десятильничьих и заезда гривна».
«143 (1635) г. марта в 10 день те деньги взято сполна платил десятильник Иван Всеволоццкой да староста поповской Мироносицкой поп Дмитрей». «147 (1639) г. марта 15 те деньги взято платил староста поповской Никольской поп Семион». «148 г. марта 22 те деньги взято платил десятильник Безсон Рагозин да старосты поповские никитский поп Артемий да Никольский поп Семион». «149 г. марта 30 те деньги взято платил десятильник Семен Соболев, да старосты поповские введенский поп Федор да Никольский поп Иван». «150 г. марта 20 те деньги взято платил староста попов. села Брутовского Никольской поп Иван». 151 г. июня 4 те деньги взято платил староста поповский села Ноугородского воскресенской поп Иван. «164 (1656) г. а по новому дозору Семена Извольского положено дани рубль тритцать два алтына заезда гривна и августа в 31 день те деньги взято платил староста поповской никитцкой поп Фома».
Обе деревянные церкви существовали до нач. XVIII в., но сведений о них сохранилось очень мало.
В 1710 г. при ней были священниками Федор Федоров и Андрей Федоров, дьяконом сын его Алексей Андреев. В том-же 1710 г. «из патриаршаго приказа был отпущен антиминс для освящения церкви Николы Чудотворца в град Владимир». Церковь была в это время перестроена, посему и потребовалось освятить ее вновь.
1712 г. церковь Николы чудотворца старого два рубли двенадцать алтын. По книгам Володимерския десятины старосты поповского градского николаевского попа Феодора те деньги на нынешней на 712 г. взято платил он же староста. «1715 г. попы: Федор, Алексий и дьякон Семен Андреевы дети».
1 октября 1719 г. в 8 часов ночи во Владимире произошел пожар в «Царицыне слободе подле Земской избы и Гостина двора у вдовы Федосьи Тимофеевой дочери Леонтьевской жены Исаевской». Во время этого пожара, Николо-Кремлевская церковь сгорела вместе с теплой церковью.
В 1721 г. прихожанами была приобретена в селе Погребищах теплая церковь во имя Пресв. Богородицы Владимирской и из нее во Владимире построена была в том же году также теплая церковь. «1721 г. марта 15 запечатан указ о строении церкви по челобитью г. Владимера николаевского попа Федора с прихожаны велено им по поступке из Володимерского уезда из вотчины разных помещиков села Погребищ крестьян теплую церковь во имя Пресв. Богородицы Владимирския перенесть во град Влаимер и на том Николаевском погорелом месте построить вновь церковь во имя Владимирския Пресв. Богородицы, пошлин гривна взяты».
«1729 г. марта 5 дана третья патрахельная память г. Владимера церкви Николая чудотв. вдовому попу Федору Федорову на 4 года, пошлин 20 алтын».
Холодная церковь во имя Николая Чудотворца была построена в 1747 г., как это видно из Топографического описания г. Владимира 1761 г. Недостаток средств, вероятно, был причиной того, что холодная церковь двадцать лет после пожара не была построена.

В 1761 г. вместо этих деревянных церквей была начата постройка немного на другом месте каменной церкви с приделом. Придел был окончен в 1762 г. и в том же году с благословения преосв. Антония, Епископа Владимирского и Ярополчского, был освящен во имя Симеона Столпника. Никольский же храм был построен в 1769 г.
Храм назван в честь одного из наиболее почитаемых в христианском мире святых - святителя Николая Чудотворца (Угодника). Праздники - 19 декабря (день его преставления) и 22 мая (перенесение мощей в итальянский г. Бар).
В храме находились святые иконы древнего письма, они сохранялись в своем первоначальном виде: икона Спасителя, Казанская икона Божией Матери, икона Святителя Николая на чинаровой доске. «Сохранились затем: 1) старинный напрестольный крест сребропозлащенный; на рукояти его сделана следующая надпись: «тщанием протопресвитера Спасова собора, что у державнейшаго Государя вверху, Иакова Игнатьева Владимирца 1711 г.»; 2) потир, дискос, звездица, лжица и два блюдца – сребропозлащенные, на дискосе внизу надпись вкладчика: «Государя царевича и великаго князя Алексия Петровича прошением протопресвитера Якова Игнатьева»; 3) кадило с цепочками серебряное, на яблоке его надпись: «1712 г. вклад царевичева учителя Никифора Кондратьева Вяземскаго… Причта по штату положено священник и псаломщик. Содержание его составляют: доходы от служб и требоисправлений, проценты с капитала 4396 р. 56 к., положеннаго на вечное поминовение разных лиц, и арендная плата за огородную и сенокосную церковную землю… Церковных домов для причта нет. В приходе Николо-Кремлевской церкви по клировым ведомостям числится 290 душ муж. пола и 330 жен. пола; кроме сего раскольников – безпоповцев 5 душ; все живут в г. Владимире».
До 1850 г. Никольская церковь сохраняла свой первоначальный вид; в этом же году с южной стороны пристроен новый придел. В церкви стало три престола: в холодной во имя св. Николая Чудотворца, в теплом правом приделе во имя Симеона Столпника, а в левом в честь Тихвинской иконы Божией Матери.
В связи с церковью и одновременно с ней была выстроена высокая каменная колокольня.

Андрей Петрович Златовратский 23 июня 1862 года был перемещен в настоятели к Николо-Кремлевской церкви; 29 июля 1875 года переведен в Покровский собор г. Иваново-Вознесенска, где скончался 26 сентября 1887 года.
Священник Николо-Кремлевской церкви Андрей Златовратский, за усердное и успешное обучение детей в Александринском детском приюте закону Божию, с 7-го ноября 1867 г. безвозмездно,- по представлению Владимирского Губернского Попечительства детских приютов, 23 декабря 1869 года Всемилостивейше назначен Почетным членом Попечительства с 11 октября 1869 года.
С 1876 г. при церкви открыто церковно-приходское попечительство.
Красовский Иоанн Петрович преподавателя в женском Училище проходил с 2 сентября 1880 года. В 1881 г. Красовский И. - священник, преподавал св. Историю в I классе и во II параллельном и получал за 4 штатных урока 160 рублей и за 4 параллельных 100 рублей, а всего 260 рублей За 1881-1882 учебный год Красовский, священник, за 4 урока в III классе по Священной Истории и за 2 урока по Богослужению в IV классах получил 240 рублей. «16-го марта 1881 года выбыл из Училища, имевший в нем уроки по Географии, и, занимавший должность делопроизводителя, учитель В. Шепелев, уроки которого по Географии тогда же были разделены между наличными преподавателями, а на должность делопроизводителя определен священник Градской Никольской церкви И. Красовский (Отчет о состоянии Владимирского Епархиального женского Училища в учебно-воспитательном отношении за 1880 — 81 учебный год). Иоанн Красовский, протоиерей Николо-Кремлевской г. Владимира церкви, преподавал Закон Божий в I параллельном классе» (ОТЧЕТ о состоянии Владимирского Епархиального женского училища в учебно-воспитательном отношении за 1902 — 1903 учебный год). «Председатель Совета, протоиерей Николо-Кремлевской гор. Владимира церкви, Иоанн Петрович Красовский; на должности председателя состоит с 13 октября 1903 года; награжден набедренником, скуфьей, камилавкой, наперсным крестом, саном протоиерея и орденами св. Анны 3 и 2 ст. Преподаватель священной истории, протоиерей Иоанн Петрович Красовский, состоящий председателем Совета в том же училище; должность преподавателя проходит с 2 сентября 1880 года» (Личный состав служащих в духовно-учебных заведениях Владимирской епархии (к 1-му сентября 1904 года)).
Его жена - дочь священника села Перелоги Суздальского уезда, Татьяна Петровна Оранская, окончившая курс женского духовного училища под номером 5. По предложению начальницы Любовской была назначена на место воспитательницы. «Татьяна Оранская, - докладывала Любовская училищному совету 10 июля 1870 г., - всегда была отлично хорошею воспитанницею по всем преподаваемым занятиям, превосходного поведения и доброго характера». С 1872 г., после одновременного уменьшения числа воспитательниц и их жалования, Оранской вменили в обязанности надзор за библиотекой и учебными принадлежностями, «руководство воспитанниц при приеме ежедневной провизии на кухне от эконома и надзор за ними, когда бывают в кухне и столовой», а также хранение столовой и чайной посуды. Ей был также поручен 3-й, старший класс училища. Оранская выделялась «в ряду других воспитательниц» своими способностями к «искусству изящных рукодельных работ», она пользовалась «особенным благоволением со стороны начальницы» и служила училищу дольше всех, оставив службу только в июле 1875 г. Увольняя ее от службы, совет училища «долгом своим счел изъявить ей глубокую признательность за пятилетние труды и усердие ее на пользу родного училища». Связь Т.П. Оранской с родной школой не нарушалась и в дальнейшем, чему способствовало ее замужество: муж ее многие годы состоял законоучителем того же училища.
Иоанн Петрович Красовский умер 4 декабря 1907 года.
Священник Ковровского собора Павел Покровский, 12 декабря 1907 г., перемещен в г. Владимир к Николокремлевской церкви. Павел Покровский 22 августа 1908 г. был избран четвертым членом Совета Епархиального приюта престарелых и больных духовного звания.

3-го сентября 1915 года в покоях и под председательством Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Алексия, Архиепископа Владимирского и Суздальского, состоялось заседание Владимирского Епархиального Комитета по призрению раненых и больных воинов и по оказанию помощи семьям лиц, призванных на войну… «Слушали прошение жены заштатного псаломщика села Сновиц, Владимирского уезда, состоявшего церковником при Николо-Кремлевской церкви города Владимира, а ныне призванного на военную службу, Марии Поспеловой о назначении ей материального вспомоществования. Постановили: назначить Марии Поспеловой на три месяца, начиная с 1 августа сего года, пособие по 5 рублей и, одновременно с сим, предложить ей подать особое прошение, в котором подробно изложить свое семейное и материальное положение с приложением удостоверения от подлежащего начальства» (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 38-й. 19-го сентября 1915 года).

Протоиерей Павел Устинов

Павел Сергеевич родился 28 июня 1890 г. во Владимире, сын торговца, русский. Окончил Московскую Духовную Академию в 1914 г. По окончании Академии, после распределения, принял назначение в Вятскую духовную семинарию на должность преподавателя Священного Писания и психологии, где преподавал до 1918 г., то есть до ее закрытия властями. После возвращения на родину во Владимир устроился работать на гражданском предприятии.
В 1920 г., несмотря на тяжелое время для Русской Православной Церкви и ее верных чад, о. Павел принимает предложение духовного начальства на рукоположение в священный сан. Свое пастырское служение о. Павел начал с назначения настоятелем церкви в с. Богослово Владимирского района, где и служил до 1925 г. В 1925-м г. Павел был переведен в настоятели Николо-Кремлевской церкви г. Владимира. Проживал во Владимире о. Павел со своей женой Клавдией Ивановной, сыном Михаилом и малолетней дочерью Наталией по улице Третьего Интернационала, в д. 68.
Вышедшая в свет в 1927 г. «Декларация» митрополита Сергия (Страгородского) вызвала у о. Павла резкое непринятие и критику. Несогласие с курсом церковной политики Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия выразилась в том, что о. Павел Устинов с этого времени стал всячески избегать любого общения с управляющим Владимирской епархией епископом Павлом, назначенным на эту кафедру митрополитом Сергием.
На о. Павла Устинова сразу же были наложены карательные санкции. Его запретили в священнослужении, вплоть до раскаяния. Отец Павел, не желая производить внутрицерковного раскола и вносить смуту в сознание своих пасомых, вынужден был принести покаяние, которое и было принято церковными властями. Но от поминовения за богослужениями советской власти он воздерживался.
Благодаря своим редким душевным качествам и дару слова пользовался от горожан особым авторитетом и уважением, поэтому храм, где служил о. Павел, был всегда полон прихожанами. Особо сильное впечатление на прихожан оказывали проникновенные содержательные проповеди о. Павла, очень часто вызывавшие у большинства слушателей слезы покаяния и умиления.
В своих проповедях о. Павел довольно часто касался апологетических аспектов в защиту Христа как действительной исторической личности, Евангелия и Его вероучителных истин: «...доказательства о несуществовании Христа — выдумка, вымысел, в понимании образованного человека, явно рассчитанные на невежество читателя и слушателя, пристрастное и неточное исследование. .. Религия не дурман, не опиум, как говорят нынешние проповедники, которые никогда Евангелия не открывали и не хотят верить тому, что в нем есть, и сознательно доказывают малограмотным людям свою правоту.
Надо читать Евангелие каждый день для того, чтобы знать — сколько неправды распространяют про веру наши враги, считающие религию дурманом, в то время когда дурманом нужно считать пороки, в которых повязли неверующие люди... Теперешние люди слепы, они одобряют то, что нужно презирать: кто не считает за грех бросить жену и детей — этот человек, в понимании теперешней культуры, передовой, культурный».
Отвечая на жалобы и сетования прихожан о тяжести и несносности жизни, о больших налогах, о закрытии церквей о. Павел говорил: «Признаки кончины мира мы уже видим: брат идет на брата, отец против сына, голод, болезни, ненависть людей друг к другу, землетрясения. Нужно терпеть, переживать, так как настало такое тяжелое время и нужно с крестом и верой идти против тех, кто идет против Бога и религии. Эту жизнь надо переносить также, как когда-то переносил ее святой Апостол Павел. Если мы будем отступать от Бога, то мы сами будем себя распинать. Нужно держаться и никого не бояться, хотя нас и мало. ...Нужно учить детей молиться и веровать. Скоро время изменится — дождемся лучшей власти и жизни. Нужно не бояться власти, а везде упорно доказывать, что Бог есть, что насилия быть не может... Пришло такое время — слышится плач и стон, но это нужно переживать, коммунисты сами не знают, что творят».
Своей неподдельной добротой и чутким вниманием о. Павел привлекал к себе репрессированных административно-высланных священнослужителей. С его разрешения они принимали участие в храмовых богослужениях и требах на домах у прихожан Никольской церкви, тем самым получая духовную и материальную поддержку. Заботы и внимание о. Павла простирались на всех обездоленных, больных и забытых обществом людей. Много может сказать один из таких примеров проявления любви и смирения. После одной из служб о. Павел, выйдя из церкви, увидел на паперти нищую. Вернувшись в храм, он взял кусок полотна и собственноручно обернул женщине ногу, предложив ей пойти за сапогами, которые и были принесены одной из прихожанок.
Отец Павел очень быстро приобрел себе репутацию мудрого духовника и советника и поэтому вплоть до своего ареста являлся духовным наставником не только своего многочисленного прихода, но и мирян и духовенства других городов. Для беседы и исповеди к о. Павлу специально приезжали из близлежащих селений и городов крестьянки и фабричные работницы. Отец Павел для бесед с ними нарочито выделял время после вечерних богослужений. Эти духовно пастырские беседы и исповеди обычно затягивались до 23.00 — 24.00 часов. Для этого двери храма закрывались изнутри на крючок, и у входа в храм ставился сторожить кто-нибудь из духовных чад батюшки или хороших знакомых, а он сам при свете одной свечи вел беседы с пришедшими за советом.
3 ноября 1931 г. в доме о. Павла был произведен обыск с последующим арестом Владимирским ОГПУ. Обвинялся о. Павел в том, что организовал антисоветскую группировку из административно высланного духовенства и других лиц и был ее вдохновителем, допускал в стенах церкви, в алтаре политические беседы, использовал проповеди для антисоветской пропаганды.
Отец Павел виновным себя не признал и согласился дать письменные показания на эти ложные обвинения: «...Исходя из точки зрения религиозного жизнепонимания, я как человек верующий и глубоко убежденный врагом предержащей власти не был и быть не мог. Помня слова Апостола Павла “несть власть, аще не от Бога”, и зная по опыту, что жизнь человеческая направляется премудрым Промыслом Божиим...
Указание на то, что я в течение целого ряда лет проповедую на религиозно-нравственные темы и тем якобы отталкиваю народ от социального строительства, не может служить основанием к означенному обвинению... Я говорил о Боге, о Его любви к человеку; я говорил об Иисусе и Его Заветах; я говорил о душе и борьбе со злом, страстью и пороком; я напоминал людям завет Спасителя “не скрывать себе сокровища на земле” и указывал, как гибельно богатство в деле спасения души человеческой и в благоустройстве общественной жизни; я призывал к любви, той братской беззаветной любви, к которой звал нас Христос Спаситель.
Ужели эти темы, как каждая в отдельности, так и взятые вместе, являются тормозом социального строительства, когда они, напротив, пробуждают в сознании нужные для жизни идеи — братства, любви и мира, нестяжательности, честности, справедливости и труда?
Правда, Советская власть идет к своей цели антирелигиозным путем, но поскольку ею дано право свободного вероисповедания и религиозной пропаганды (что ясно выражено в зарегистрированных уставах церковных общин), я пользовался этим правом и как человек религиозный и тем более как пастырь — проповедовал на религиозно-нравственные темы...
Мысль о совместимости социального строительства с религиозно-нравственным воспитанием высказана была современным писателем Энтоном Синклером в его капитальном труде “Именем религии” (изд. 1925). Там он говорит, что поскольку в пас гнездятся страсти, слабости и пороки, нам нужно работать над собой, нам нужно нравственное воспитание, нам нужна религия.
Исходя из этой точки и разделяя ее, я был убежден, что когда я проповедовал на религиозно-нравственные темы и призывал людей к работе над собой, к борьбе со страстями и пороками, закаливанию воли и направлению ее к добру, я был убежден, что я не только не мешал социальному строительству, но и влагал малую лепту в общее народное дело.
Определяя свое религиозное жизнепонимание и свой взгляд на социальное строительство, я еще раз повторяю, что врагом Советской власти не был и против нее не агитировал, почему и прошу ОГПУ снять с меня указанное обвинение».
Желая развеять ложные обвинения и уточнить свою позицию в отношении к советской власти, о. Павел давал следующие показания: «Виновным себя в предложенном мне обвинении не признаю. Никакой контрреволюционной деятельностью не занимался, врагом Советской власти не был и против нее не агитировал... Я никогда не возбуждал народ против Советской власти — это несомненно, но случалось, что в частной беседе с каким-нибудь человеком я высказывался против нее, называя ее суровой и безбожной властью, особенно когда касался вопроса закрытия и ломки храмов или запрещения религиозного воспитания детей.
Обвиняют меня в том, что я своими проповедями якобы подрывал авторитет Соввласти, когда касался безбожия, неверия и нравственного упадка, что этих вопросов я касался в своих проповедях — я не отрицаю, но противопоставляя атеистическому взгляду — взгляд верующего человека на тот или иной вопрос — я, таким образом, ставил два мировоззрения и представлял человеческой мысли самой искать истину. Когда я обличал безнравственность, страсти и пороки, то я обличал здесь исключительно верующих, для которых грех есть преграда на пути к спасению.
Обвиняют меня в том, что я якобы намеревался организовать своего рода кассу взаимопомощи бедным, но я в этом не виноват, я хорошо знаю, что подобного рода организации строго преследуются законом. Моя вина состоит только в том, что я говорил проповедь о помощи бедным, нищим, высказывая ту мысль, что наше подаяние бедным копейками и пятачками — помощь несущественная. Если уж помочь, то помочь по-настоящему — видишь в рубищах — одень, видишь нагого — обуй, а если у тебя самого нет, то потрудись для него — у кого-нибудь попросить».
Особым совещанием при коллегии ОГПУ от 7 марта 1932 г. по ст. 58-10, ст. 58-11 УК РСФСР Устинов П.С. был приговорен к заключению в концлагерь сроком на три года (по этой судимости был реабилитирован 7 июня 1989 г. Владимирской областной прокуратурой). После того, как в 1933 г. отца Павла досрочно освободили, он переезжает с матушкой в Муром, где проживал по ул. Воровского (бывшей Нижегородской), в д. 71 и служил священником Муромского Благовещенского собора.
Очередной арест (даже без санкции прокурора) о. Павла уже Муромским РО НКВД последовал 18 ноября 1937 г. В процессе обыска у о. Павла были изъяты сотрудниками НКВД два серебряных креста, академический значок и разная переписка. В нарушение законности обвинение о. Павлу не было предъявлено, хотя обвинялся он в том, что состоял членом контрреволюционной церковной диверсионно-террористической организации и вел работу, направленную на свержение советского строя, устраивал нелегальные сборища, на которых решали вопросы борьбы с советской властью, активно занимался распространением контрреволюционной агитации, особенно о выборах в Верховный Совет.
Свое личное участие в занятиях контрреволюционной агитацией о. Павел признавал, но полностью отрицал свое членство в контрреволюционной церковной диверсионно-террористической организации и какую-либо работу, направленную на свержение советской власти. Контрреволюционную деятельность сослуживших ему священников, таких как о. Димитрий Ацеров, о. Иоанн Шустов (иеродиакон Серафим Шустов) и других проходивших и осужденных по этому делу (19 человек) о. Павел не подтвердил.
Тройкой УНКВД Горьковского края 17 декабря 1937 г. он был приговорен к высшей мере наказания — расстрелу с конфискацией лично ему принадлежащего имущества. Приговор приведен в исполнение 26 декабря 1937 г. в г. Горьком. Реабилитация о. Павла Устинова произошла спустя несколько десятков лет. Постановлением Президиума Владимирского облсуда 23 июля 1936 г. вышеупомянутое решение тройки от 17 декабря 1937 г. в отношении П.С. Устинова было отменено и дело прекращено за недоказанностью предъявленного обвинения.

30 мая 1933 г. Владимирский горсовет передал тихоновскую (старообрядческая община) Николо-Кремлевскую церковь обновленческой общине, 4 июня вышло распоряжение облисполкома о неправильности передачи. Но в пользовании обновленцев церковь находилась до сентября того же года, когда те от нее отказались.
Община староцерковников просила церковь себе, горсовет тянул с решением, наконец, в марте 1934 г. вывесил на дверях церкви объявление о сдаче последней в аренду верующим. Староцерковники начали успешный сбор подписей. Тогда горсовет выдвигает требование о проведении ремонта на сумму 80 тысяч рублей. Верующие пишут жалобы во ВЦИК, что им негде молиться, т.к. Троицкая церковь обновленческая, а Николы Мокрого находится на другом краю города, храмы переполнены.
23 июня 1934 г. ВЦИК приказал устранить незаконные действия местных работников (возвратить церковь верующим, виновных наказать). Указывалось на недопустимость требования такого дорогостоящего ремонта и такой волокиты, о чем высылалось 3 напоминания (28 августа и 15 октября 1933 г. и 7 февраля 1934).
Вместо этого 29 июня 1934 г. облисполком постановил ликвидировать Николо-Кремлевскую церковь, т.к. от обновленцев обжалования в установленный срок не поступило, «верующие данной общины полностью удовлетворяют свои культовые потребности в Троицкой и Николоморской церквях, расположенных в расстоянии 300 и 500 м.» (действительно - 500 м. и 2,5 км), «заявлений от других общин, желающих взять в пользование культовое здание и имущество, не поступало, за исключением вновь организовавшейся общины тихоновского направления, заявление от которой поступило после срока, установленного указанной статьей. Имея в виду, что поступающие в ЦИК жалобы исходят исключительно от тихоновской религиозной общины, которая уже в течение 2 лет не пользуется данной церковью, облисполком просит считать данный вопрос окончательно решенным нашим постановлением».
ГАРФ. Ф. 5263. Оп. 1. Д. 692. Л. 37-42 Ершов, А.Л. Церковь на земле Владимирской в 1930-е гг. - Владимир: Калейдоскоп, 2011. – 322 с. ISBN 978-5-88636-046-2 С. 137

В бывшем здании Николо-Кремлевской церкви сейчас располагается Владимирский планетарий.
Владимирский планетарий был открыт 28 апреля 1962 г. (сорок первый в стране по счету) по инициативе городской администрации. Главной его задачей являлась пропаганда среди населения естественно-научных и научно-атеистических знаний. В здании располагалась так же Владимирская городская народная библиотека. Народная Библиотека была создана на общественных началах в 1962 г., в год 150-летия со дня рождения А.И. Герцена ей было дано его имя. Общественный коллектив народной библиотеки возглавила Любовь Марковна Аскадская. Библиотека с каждым годом увеличивала книжный фонд. У нее появилось много постоянных читателей и верных друзей. Библиотека имела свой экслибрис, на котором изображена юная женщина с книгой и факелом, символами знаний и вечного горения жизни. Городской клуб книголюбов много лет устраивал свои заседания в народной библиотеке в непринужденной обстановке, за самоваром и чашкой чая. Здесь состоялось много интересных встреч с авторами книг, издателями, художниками и другими творческими работниками.

МБУК "Владимирский Планетарий" действует с 30 августа 1994 г.
Директор - Балабанов Владимир Александрович.

СКВЕР У ПЛАНЕТАРИЯ


Николо-Кремлевская церковь. Общий вид с южной стороны. 1946 год. Архив Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В. Щусева.

Сквер у Владимирского Планетария


Владимирский планетарий

Сквер расположенный рядом с городским планетарием (здании Николо-Кремлевской церкви) очень небольшой по занимаемой площади.
Уникальность сквера в потрясающем виде открывающемся на Клязьменскую пойму. Прогулку по скверу можно продолжить вдоль стен Рождественского монастыря.

Памятник Александру Невскому

В 1963 г. на площадке рядом с Николо-Кремлевской церковью, был установлен памятник-бюст герою русского народа Александру Невскому. Памятник был поставлен в связи с празднованием 700-летия со дня смерти Александра Ярославича.


Планетарий и памятник-бюст Александру Невскому. 1970 г. Автор: Чеботарь А.М.

Памятник Александру Невскому. 1974 г.

Памятник-бюст Александру Невскому. 1976 г.

Бюст, изготовленный из белого камня скульптором Орловым, является копией памятника князю Александру Невскому, установленного на его родине в Переславле-Залесском.


Бюст Александра Невского

В 2003 году бюст был перенесен к Юридическому институту (ул. Большая Нижегородская, д. 67е).


Памятник Александру Невскому

Возле стен Рождественского монастыря в сквере Владимирского планетария находится памятник замечательному русскому полководцу князю Александру Невскому. Монументальный памятник был открыт 12 июня 2003 г. Это дань глубочайшего уважения потомков к великому князю Владимиро-Суздальской Руси, полководцу, политику Александру Ярославовичу Невскому.
В 1252 г. Александр Невский становится Великим князем Владимиро-Суздальской Руси. Прожив в Орде в последнюю, четвертую свою поездку зиму и лето, он заболел и на возвратном пути слег. Приняв схиму под именем Алексия, он 4 ноября 1263 г. скончался в Городце Волжском.
Митрополит Кирилл возвестил народу во Владимире о его смерти словами: «Чада моя милая, разумейте, яко заиде солнце Русской земли», и все с плачем воскликнули: «уже погибаем».
Тело его было привезено и положено в Боголюбском монастыре. Сюда же прибыли из Владимира извещенные о его кончине митрополит Владимирский Кирилл со множеством духовенства и народ. Взяв гроб с телом благоверного князя, они с честью понесли его во Владимир, где отпели и погребли останки князя в храме Рождества Пресвятой Богородицы в мужском монастыре.
В мае 1723 г., будучи в Лавре, царь Петр Великий «повелел обретающиеся в Владимирском Рождественском монастыре мощи Александра Невского перенести сюда».
В 1723 г. мощи Невского по указу Петра I были перевезены в Санкт-Петербург, в Александро-Невскую лавру.
В честь и память перенесения святых мощей князя Александра Невского торжества и празднества продолжались три дня. Петр I повелел ежегодно 30 августа во всех православных российских церквах праздновать перенесение мощей благоверного князя, а также ежегодно выводить в этот день к монастырю свой «Ботик» для торжеств. Тогда же он намеревался учредить и орден в честь Александра Невского, но намерение это в 1725 г. исполнила уже его супруга - Екатерина I.

См. Князь Александр Невский.






Памятник природы – Липа Мелколистная «Щедрости». Возраст – 200-210 лет. Обхват ствола – 2.90 м. Заповедан в 2010 г.

См. Памятники природы.

С восточной стороны сквер ограничен стеной Богородице-Рождественского монастыря.


Монастырская ограда Богородице-Рождественского монастыря со стороны сквера у Планетария


Церковь Николы Чудотворца Воинского

В XVI в. северо-западнее города, по реке Лыбеди, возникают Стрелецкая и Пушкарская, Гатилова слободы, жители которых должны были охранять город.
Вот как описывал местоположение этих слобод владимирский краевед К.Н. Тихонравов, ссылаясь на подлинные документы XVI в: "B XVI столетии при городе Владимире образовались слободы - Стрелецкая и Пушкарские: слобода Гатилова, на левой стороне р. Лыбеди, по течению ее, и слобода Красная на Красной горе за Лыбедью» (Владимир, губ. ведомости.- 1871. №15).
В Гатиловой слободе находилась церковь «Николы Чудотворца Воинского... с кладбищем, а запустела та церковь с литовского разорения...».
К нач. XVIII в., на месте Гатиловой и Стрелецкой слобод начала заселяться Солдатская слобода.
В писцовых Владимирских книгах 1639 года записано: «да в той же Гатилове слободе место церковное, что была церковь Николы Чудотворца Воинсково, дворы и места дворовые за Владимирскими пушкарями смешаны со стрелецкими дворами и с дворовыми месты, через двор и через место. И всего в Старой, Гатилове и в Красной горе слободах: место дворовое сотничье да три двора десятинников, да 27 дворов рядовых стрельцов, а людей в них детей и братий и племянников и сосед и подсоседников и захребетников 57 человек».
Вместо этой церкви основана в самом кремле церковь во имя чуд. Николая, куда перенесен из Стрелецкой церкви и образ сего угодника, писанный на чинаровой доске, богато украшенный.
В описной книге Владимирского кремля-города 1626 г. значится «храм Николы Чудотворца стараго с пределы с трапезою да теплый храм Симеона Столпника древяные клецкие, а в церквах двери царские, деисусы и образы и книги и сосуды церковные и колокола и всякое строение церковное мирское».
Храмы города Владимира
- Парк имени А.С. Пушкина.
- Парк «Липки».
ИСТОРИЯ Владимирской области.
Категория: Владимир | Добавил: Николай (04.05.2015)
Просмотров: 5011 | Теги: парк, Владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru