Главная
Регистрация
Вход
Четверг
14.11.2024
07:56
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1620]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [199]
Вязники [351]
Камешково [255]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [183]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2405]
архитекторы [30]
краеведение [73]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [176]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Платонов Иван Иванович (младший)

Платонов Иван Иванович (младший)

Один из первых, найденных в переписях поколении Платоновых, был Василий – синодальный крестьянин патриаршей волости Баглачевской, Клековского стана Владимирского уезда (кромины Содомовская, Булановская, Каменицкая, Белчаковская, Высокорецкая).
См. Род Платоновых.

8 ноября 1881 г. в семье Платонова Ивана Ивановича (среднего, р. 1846) в дер. Луговская родился мальчик, которого уже по традиции вновь нарекли Иоанном.


Иван Платонов (младший) с матерью Евдокией Семеновной Евдокией Семеновной перед поступлением в школу (около 1890 г.).
Иван Платонов получил пятилетнее образование. Скорее всего, он учился в одной из школ г. Владимира.
Фотография выполнена в г. Москве у известного фотографа Т. Львова. (Личный архив С.В. Бирюкова)

С детских лет И.И. Платонов пел в церковном хоре. Этот факт, в каком-то смысле, определил его дальнейшую жизнь, поскольку Иван Иванович всю жизнь был тесно связан с церковью и личными контактами со священниками. Родители и родственники Иоанна (младшего) из дер. Луговской посещали храм в селе Борисоглеб, где были свои традиции по проведению церковных праздников.
С другой стороны, маленький Иоанн мог приезжать со своей матерью к родственникам Крашенинниковым в село Арбузово. У них, скорее всего, они гостили во время долгого отсутствия отца по торговым делам. В селе Арбузово ранее стояли деревянные храмы Покрова Пресвятой Богородицы и Димитрия Солунского, но для строительства нового каменного было выбрано место у дороги на берегу реки Ильинки, там и построили в 1829 г. Храм Святой Троицы.


И.И. Платонов (младший) со своей сестрой Анной Ивановной, 1899 г. (Личный архив С.В. Бирюкова)

(Личный архив С.В. Бирюкова). К началу XX века у Ивана Ивановича Платонова (младшего) было несколько родных сестер, братьев и двоюродные брат и сестры. На фотографии в центре стоит Иван Иванович Платонов, крайний справа его двоюродный брат Ионов Василий Алексеевич. С левой стороны мог стоять Павел Васильевич Платонов – брат Ивана Ивановича младшего.

Получив образование, Иван Платонов продолжил дело своего отца Платонова Ивана Ивановича, который числился крестьянином, но был купцом.
С подключением к торговым делам Ивана Ивановича (младшего) Платоновы постепенно расширяли ассортимент торговли.


Реклама мануфактурного магазина И.И. Платонова (младшего) и В.А. Ионова (сына А.Г. Ионова) в 1915 г.

На основе рекламных материалов, опубликованных в памятных книгах Владимирской губернии с 1905 по 1916 г. видно, что дело, которое продолжали после своих отцов И.И. Платонов и В.А. Ионов, быстро развивалось, росло число магазинов.
В г. Владимире успешно шла торговля мануфактурными, суконными и меховыми товарами и теплой обувью в новом магазине, который был встроен в Торговые ряды на Царицынской улице. Таким образом, за короткое время количество магазинов в г. Владимире и на Нижегородской торговой ярмарке увеличилось в два раза. До 1917 г. у Платонова работало 13 служащих.
С торговлей мехом связаны и родственные связи И.И. Платонова (среднего). Выбор его жены был не случаен. Отец Авдотьи Семеновны - жены И.И. Платонова (среднего) был из рода Степана Крашенинникова из села Арбузово, Воршинской волости, Владимирского уезда. Семен Степанович имел до 1896 г. овчинное заведение и кирпичный сарай. Таким образом, начиная с середины XIX века, Платоновы организовывали торговлю используя как родственные связи, так и кооперацию с другими торговцами и уже с 1895 г. начали торговать дорогими мехами. На ярмарке в Нижнем Новгороде уже в двух лавках №32 и №24 в Мурашкинском ряду шла торговля овчинными и меховыми товарами.
Таким образом, за короткое время количество магазинов в г. Владимире и на Нижегородской торговой ярмарке увеличилось в два раза. До 1917 г. у Платонова работало 13 служащих.


Иван Иванович Платонов – младший. (Личный архив С.В. Бирюкова)

С помощью Е.А. Набережной удалось установить дополнительные сведения о торговле Платоновых в Нижнем Новгороде. В адрес-календарях Нижегородской ярмарки за 1890 -1894 гг. в разделе торговли меховым товаром (на стр. 256, №1276), в Мурашкинском ряду, владельцами лавки №32 указаны: Калашниковы: Михаил, Лавр и Александра Максимовна, крестьяне д. Череповой Владимирского уезда и Платоновы Иван и Василий Ивановичи, крестьяне д. Луговской Владимирского уезда. В адрес-календаре Нижегородской ярмарки за 1895 г. Калашниковы и Платоновы указывают в разделе №3 на стр. 143 свою торговлю меховым товаром, относящуюся не к овчинным изделиям, а к мехам: ильковым, собольим, енотовым, куньим, лисьим, песцовым, хорьковым, беличьим и другим, при этом Калашниковы жили в то время д. Черново Владимирского уезда, а Платоновы в г. Владимире.

Для того чтобы понять, в чем состояла дополнительная причина успеха в торговле И.И. Платонова (младшего), нужно проследить роль и участие в его жизни его жены – Платоновой (в девичестве Крашенинниковой) Анны Ефимовны, которая вышла из другого рода Крашенинниковых. Кем же были представители другого рода Крашенинниковых, и чем они занимались?
Семья Крашенинниковых родом из старинного села Короваево Покровского уезда, Владимирской губернии. Они вышли из крепостных крестьян, заплатив помещику Апраксину 20 000 рублей, за несколько лет до отмены крепостного права. Сначала производили ткань на фабрике в Короваево, затем занялись торговлей в Средних рядах в г. Москве (ныне ГУМ на Красной площади), в начале ХХ века построили текстильную фабрику в селе Петушки Покровского уезда Владимирской губернии.


Платоновы Иоанн и Анна, около 1910 г. г. Владимир. (Архив С.В. Бирюкова)

Купцы и мещане г. Владимира активно участвовали в общественной жизни города. За период сформировались неписанные правила участия купцов в управлении города. Действительно, купцы обеспечивали большую часть финансирования города за счет налогов. Следовательно, они как люди практичные, хотели управлять этими ресурсами на благо города. Одной из достаточно высоких ступенек в иерархии общественной жизни города было участие и принятие решений по сиротскому суду. Председателем сиротского суда был Городской Голова, а члены выбирались из состава активных и именитых купцов.
Анализ данных, приведенных в памятных книгах Владимирской губернии за 1910-1917 гг., показал, что уже в 1911 г. И.И. Платонов (младший) стал старшим в сиротском суде, в 1912 г. перешел на более высокое место и стал членом сиротского суда, председателем которого был Городской Голова Сомов Николай Николаевич. В этот период И. И. Платонов (младший) заседал вместе с купцом И. Е. Ковалевым, мещанами А. М. Бузиным и Е. Н. Чернышевым.
Набравшись опыта работы в сиротском суде, И.И. Платонов (младший) в 1914 г. выставил свою кандидатуру в качестве гласного в Городскую Думу г. Владимира. В памятной книге за 1914 г. И.И. Платонов (младший) указан в числе гласных Городской Думы, председателем которой был потомственный почетный гражданин П.А. Никитин (сын Александра Андреевича, внук Андрея Никитича, правнук Никиты Алексеевича).
В Городской думе И.И. Платонов (младший) состоял в качестве гласного с 1914 по 1916 г. включительно.

Потомственный гражданин г. Владимира

При поиске сведений о своих предках можно получить ценную информацию из самых неожиданных источников. Работая с делом по перестройке дома И.И. Платонова (младшего) в первой части г. Владимира по Летнеперевозинской улице (дело зарегистрировано 13 апреля 1915 г.) обнаружилась запись о том, что Иван Иванович (младший) к этому времени уже носил звание «потомственный почетный гражданин г. Владимира». В статье А. Белокрыс дается подробное описание тех условий, на основе которых присваивалось это почетное звание. «Почетные граждане – сословная группа городского населения России в XIX - XX веках. Институт почетного гражданства был законодательно введен манифестом Николая I в апреле 1832 года и исторически восходит к «Грамоте на права и выгоды городам Российской Империи» Екатерины II (1785), разделившей обывателей на шесть групп, в числе которых были так называемые именитые (имянитые) граждане. К ним относились лица, отличившиеся на каком-либо общественно полезном поприще: беспорочно служившие на выборных городских должностях, ученые с академическими или университетскими аттестатами, архитекторы, живописцы, скульпторы, композиторы, имевшие академические свидетельства. Кроме того, по имущественному и профессиональному признакам именитыми гражданами считались «всякого звания и состояния» капиталисты, объявившие капиталы от 50 и более тысяч рублей, банкиры, объявившие капитал от 100 до 200 тысяч рублей, оптовые торговцы, не имевшие лавок, «кораблехозяева, кои собственные корабли за море отправляют».
С течением времени круг лиц, могущих претендовать на получение почетного гражданства, постоянно корректировался и расширялся. По месту в общественной иерархии почетные граждане представляли собой своего рода «прослойку» между низшими, непривилегированными сословиями и дворянством. Интересно, что эта «прослойка» была наиболее демократичной из всех привилегированных: объединяя группы населения, весьма заметно отличающиеся по социальному положению, она не имела своей корпоративной организации - такой, как дворянские собрания или купеческие гильдии. Различные категории почетных граждан сохраняли свои сословные права: купцы - купеческое звание и соответствующие ему прерогативы, сыновья личных дворян - возможность поступать на гражданскую службу наравне с дворянами. Статистика 1910-1912 годов дает численность почетных граждан с членами семей 372400 человек (0,5% населения), из них потомственных – 197300 человек. «Общеимперское» почетное гражданство не следует путать с почетным гражданством городов. Последнее, хотя и не регулировалось законодательно, было весьма широко распространено в России. Звание почетного гражданина города присваивалось по ходатайству городской думы и символизировало «исключительную форму выражения признательности и благодарности общества за деятельность на пользу города, а также дань уважения к людям, имеющим особые заслуги перед Отечеством». Таким образом, присвоив звание потомственного почетного гражданина г. Владимира Ивану Ивановичу (младшему), городская дума высоко отметила его активную работу в пользу города.

Перестройка дома

Из найденных в архиве г. Владимира (ГАВО) выяснилось, что в период до 1917 г. Платонов (младший) занимается строительством дачи рядом со станцией Колокша и покупает большой участок земли. После женитьбы И.И. Платонов (младший) с женой переезжает в дом, который был расположен на 1-й части ул. Летнеперевозинской.
Для растущей семьи Иван Иванович (младший) в 1915 г. затеял перестройку дома, расположенного на первой части ул. Летнеперевозинской г. Владимира, которая находилась в непосредственной близости от Золотых ворот и улицы Дворянской. Но сначала 13 марта 1915 г. он пишет прошение во Владимирскую Городскую управу о разрешении произвести перестройку деревянных надворных служб, находящихся на участке земли в 1-й части Летнеперевозинской улицы, недалеко от Золотых ворот и Дворянской улицы.


(Архив ГАВО) План участка по отношению к улицам г. Владимира отмечен зеленым цветом и литерой «А». В начале Дворянской ул. на плане указаны «Золотые ворота».

(Архив ГАВО) Желтым цветом выделено расширение дома вглубь участка И.И. Платонова (младшего).

Разработку проектов перестройки хозяйственных построек и дома вел архитектор С.М. Жаров. В своем прошении от имени Потомственного Почетного Гражданина Иван Иванович Платонов (младший) пишет: «Имею честь покорнейше просить Владимирскую Городскую Управу разрешить мне устройство в каменной подвальной части дома жилое помещение и заднюю деревянную часть дома перестроить вновь согласно представляемого при семъ чертежа с копией с него на принадлежащем мне участке земли находящемся в 1-й части по Летне-Перевозенской улице. Апреля 11 дня 1915 г.».


(Архив ГАВО) Сечение конструкции и план надстройки дома над цокольным этажом.

В результате перестройки в доме появилось 8 комнат, кухня, туалет и ванная, коридор прихожая, открытая терраса и лестница в цокольный этаж.


(Архив ГАВО). Чертеж фасада дома по 1-й части по Летнеперевозинской ул. г. Владимира.


Магазин в торговых рядах

Кроме улучшения жилища, расширения требовали и торговые места, 17 декабря 1911 г. во Владимирской Городской управе было зарегистрировано дело о разрешении И.И. Платонову (младшему) перестроить торговые помещения во Владимирских Торговых рядах, выходящих на Царицинскую улицу.
В 1913 году по проекту архитектора С.М. Жарова, работавшего в стиле «модерн» (он же проектировал кинотеатр «Ампир» - «Художественный»), построена двухэтажная ротонда с куполом - угловая часть восточной линии Торговых рядов на улице Гагарина.


Улица Гагарина, д. 1 Магазин И.И. Платонова (две секции слева) и магазин В.А. Ионова (две секции справа), построенный по проекту архитектора С.М. Жарова.

В статье «Гостиный двор» приводится описание новых лавок И.И. Платонова (младшего): «Лавки Платонова и Ионова — редкие для Владимира примеры торговых зданий в стиле неоклассицизма с некоторыми чертами модерна. Сходство стилистики и даже отдельных деталей позволяют предположить для обоих корпусов авторство одного архитектора… …Лавки Платонова встроены между основной частью южного корпуса и западным торцом юго-восточного. Это прямоугольный в плане двухэтажный объем с пологой двускатной кровлей, ориентированной вдоль улицы. Главный южный фасад разделен на три части тосканскими пилястрами на постаментах. Пилястры наложены на простенки, разделяющие крупные прямоугольные витрины в первом этаже и трехчастные окна – во втором. Этажи зрительно разграничены лежачими прямоугольными филенками, плоскость стены облицована светлой поливной плиткой «кабанчик», постаменты пилястр — темной плиткой. По верху фасада проходит сильного выноса карниз с гладким фризом, по осям пилястр над кровлей возвышаются прямоугольные тумбы (решетка между ними утрачена). В первом этаже лавки разделены на узкое западное и обширное восточное торговые помещения. У дворового фасада в каждом из них устроены лестницы, ведущие на второй этаж (планировка его аналогична). Под корпусом — подвал из трех помещений.
…Лавки Ионова, ныне замыкающие с севера восточную сторону торговых рядов, прежде занимали северо-восточную угловую часть первоначального сооружения и потому имеют скругление соответствующего угла. Двухэтажный, прямоугольный в плане объем выделяется благодаря невысокой ротонде с плоским куполом, завершающей скругленный угол. Из-за падения рельефа корпус со стороны улицы дополнен подпорной стенкой. Членения и декор фасадов сходны с лавками Платонова: тосканские пилястры на постаментах, витринные окна в первом этаже и тройные с разделяющими пилястрами – во втором, облицовка стен плиткой «кабанчик». Отличие составляет венчающий карниз с мутулами; тумбы над свесом кровли объединены решеткой с рисунком в виде пересекающихся окружностей. В простенках между невысокими арочными окнами ротонды расположены лепные барельефы с античными сюжетами».

Пора испытаний

Дела шли хорошо, торговля развивалась. Дети окружали родителей своей лаской и добротой. Все дышало спокойствием, и ничто не предвещало страшного переломного периода.
Однако уже перед Первой мировой войной резко возросли противоречия во всех слоях Российского общества. На мой взгляд, конфликты происходили из-за быстрого обогащения за счет фактически рабского труда в промышленности и из-за сложностей перехода от крепостного права к свободной жизни на земле, которой мешали богатые землевладельцы. Иногда это приводило к мелким восстаниям, которые жестоко подавляли с помощью арестов и в том числе с использованием смертной казни.


Семья Платоновых с сыновьями (слева – направо) Сергеем, Леонидом и Дмитрием. Поездка в Крым на море в 1914 г. (Архив С.В. Бирюкова).

С другой стороны, многие из купеческого сословия и промышленников, те, которые смогли побывать за границей, воодушевились идеями свержения царской монархии. Им казалось, что монархия стоит на пути прогресса, и репрессивный аппарат необходимо ликвидировать. Этим пользовались революционеры различного толка, начиная от анархистов, кончая социал-демократами, которые потом захватили власть в результате переворота. К переменам призывала и интеллигенция, в том числе такие писатели, к мнению которых прислушивались многие в России. Кроме монархии подверглась гонению и церковь с ее тысячелетними традициями. В голове жителей России стало формироваться искаженное мнение о том, что во всех грехах и бедах виноваты не те, кто нещадно эксплуатирует рабочих и крестьян, а правительство во главе с царем и церковь, которая занималась своей деятельностью формально. В качестве одного такого примера критики государственного строя можно привести короткие выдержки из большой работы Льва Толстого «Не могу молчать», написанной им 31мая 1908г в Ясной Поляне.
«Двенадцать человек из тех самых людей, трудами которых мы живем, тех самых, которых мы всеми силами развращали и развращаем, начиная от яда водки и до той ужасной лжи веры, в которую мы не верим, но которую стараемся всеми силами внушить им, - двенадцать таких людей задушены веревками теми самыми людьми, которых они кормят, и одевают, и обстраивают и которые развращали и развращают их.
Двенадцать мужей, отцов, сыновей, тех людей на доброте, трудолюбии, просто те, на которых только и держится русская жизнь, схватили, посадили в тюрьмы, заковали в ножные кандалы.
Потом связали им за спиной руки, чтобы не могли хвататься за веревку, на которой их будут вешать, и привели под виселицы. Несколько таких же крестьян, как и те, которых будут вешать, только вооруженные и одетые в хорошие сапоги и чистые мундиры, с ружьями в руках, сопровождают приговоренных…
…Все это для своих собратьев людей старательно устроено и придумано людьми высшего сословия, людьми учеными, просвященными. …Придумано то, чтобы делать эти дела тайно на заре, так, чтобы никто не видел их, придумано то, чтобы ответственность за эти злодейства как бы распределялась между совершающими их людьми, чтобы каждый мог думать и сказать: не он виновник их…
... Возмутительно, когда один человек может отнять у другого его труд, деньги, корову, лошадь, может отнять даже его сына, дочь – это возмутительно, но насколько возмутительнее то, что может один человек отнять у другого его душу, может заставить его сделать то, что губит его духовное «я», лишает его духовного блага. А это самое делают те люди, которые устраивают все это спокойно, ради блага людей, заставляют людей, от судьи до палача, подкупами, угрозами, обманами совершать эти дела, наверное лишающие их истинного блага».. «главные виновники этих дел в полной уверенности того, что эти дела – дела полезные и даже необходимые…. …О казнях, повешениях, убийствах, бомбах пишут и говорят теперь, как прежде говорили о погоде. Дети играют в повешение. Почти дети, гимназисты идут с готовностью убить на экспроприации, как прежде шли на охоту. Перебить крупных землевладельцев для того, чтобы завладеть их землями, представляется теперь многим людям самым верным разрешением земельного вопроса». …Вы говорите, что совершаемые революционерами злодейства ужасны. Я не спорю и прибавлю к этому еще и то, что дела их, кроме того что ужасны, еще так же глупы и также бьют мимо цели как и ваши дела. Но как ни ужасны и глупы их дела: все эти бомбы и подкопы, и все эти отвратительные убийства и грабежи денег, все эти дела далеко не достигают преступности и глупости дел совершаемых вами… ...Так что, употребляя те безнравственные средства, которые вы употребляете для достижения своих целей, вам то уж никак нельзя упрекать революционеров…
… Вы говорите, что у вас есть предания старины, которые вы блюдете, есть образцы деятельности великих людей прошедшего. У них тоже предания, которые ведутся тоже издавна, еще раньше большой французской революции, а великих людей, образцов для подражания, мучеников, погибших за истину и свободу, не меньше чем у вас... …Если есть разница между вами и ими, то никак не в вашу, а в их пользу… …смягчающее вину обстоятельство для революционеров в том, что они совершенно определенно отвергают всякое религиозное учение, считают, что цель оправдывает средства, и поэтому поступают совершенно последовательно, убивая одного или несколько для воображаемого блага многих. Тогда как вы, правительственные люди, начиная от низших и до высших распорядителей их, вы все стоите за религию, за христианство, ни в коем случае несовместимое с совершаемыми вами делами…
… Да, подумайте все вы, от высших до низших участников убийств, подумайте о том, кто вы, и перестаньте делать то, что делаете…». Таким образом, понятие «непротивление злу насилием», которое Л.Н. Толстой ввел в русский язык в качестве одного из основных постулатов своего религиозно-философского учения («толстовства»), к которому он пришел в 1880-е гг., оказывало существенное влияние на общество и фактически подготавливало его к революции. Последующие события покажут, как защищаемые Л. Толстым революционеры доведут свое дело до октябрьского переворота 1917 г., и что произойдет со страной. Но сначала был 1914 г.

Первая Мировая Война 1914-1918

События в стране обострились с началом Великой войны 1914 г. Несмотря на первый подъем национального сознания в начале войны, основная часть интеллигенции в городах развлекалась на балах, когда солдаты-крестьяне мокли в окопах и шли на колючую проволоку под пулеметным огнем, прикрываясь деревянными иконами.
По статусу потомственного почетного гражданина и в силу достаточно большого возраста (ему уже было 34 г.) И.И. Платонов мог не служить в армии. Тем не менее, он уехал на фронт и стал помогать обеспечению армии, скорее всего армейским обмундированием, при обществе офицеров. Из данных дела следует, что служба И.И. Платонова началась с 1915 г.


И.И. Платонов в г. Кременец, Украина. (Архив С.В. Бирюкова)

Возможно, какое-то время он работал в городе Кременец на Украине. В семейном архиве сохранилась фотография деда в военном френче, сделанная в г. Кременец, который был красивейшим местом предгорья Карпат. Согласно некоторым источникам, Кременецкая крепость была построена еще в дохристианские времена в VIII—IX веках, и существует гипотеза, что после образования в IX веке Киевской державы Кременец вошел в ее состав. Кроме того, первые упоминания о Кременце встречаются и в польских энциклопедических словарях от 1064 г. Город расположен в долине, образуемой отрогами Карпат. История города тесно связана с историей замка, развалины которого высятся на вершине горы, носящей название горы Королевы Боны. Это был один из древнейших и по своему местоположению один из самых неприступных замков-крепостей на Волыни. Основание его относят к IX веку; по крайней мере, имеются документы XVII века, в которых говорится, что «замок с незапамятных времен сделан и устроен из каменной скалы». Замок этот называется замком королевы Боны не потому, чтобы она была его основательницей, а вследствие того, что она некоторое время владела им и городом Кременцом.
Основное время службы с 1915 по 1917 г. И.И. Платонов (младший) провел в г. Казатине на Украине, где служил в армии при экономическом обществе офицеров. В Казатине была большая железнодорожная станция, которая имела важное стратегическое значение.
Летом 1917 г. И.И. Платонову приходится срочно возвратиться в г. Владимир. В июне трагически умирает его первый сын Сергей (В 1915 г. Почт.-Телегр. чиновн. VI разр. — неим. чина Сергей Иван. Платонов.), которому дали большую дозу наркоза при операции аппендицита. Не успели родители как-то отойти от этой страшной трагедии, как через три недели умирает второй - младший сын Дмитрий.

Октябрьский переворот 1917

Во время гибели детей семья Платоновых жила во Владимире. За несколько месяцев с июня до октября Иван Иванович и Анна Ефимовна поседели из-за смерти любимых сыновей. И тут еще грянула революция.
После октябрьского переворота у Платонова отобрали 2 дома в городе, дачу в Колокше, 79 десятин земли, магазин в городе и «около 100 000 осталось денег в банке». Шла гражданская война. События быстро развивались в сторону развала всего уклада еще недавно такой нормальной жизни. По архивным данным не удалось узнать, в каком месяце 1918 г. Платоновы уехали из г. Владимира на Украину.
Для сохранения жизни своей жены и оставшегося сына Леонида - Платонов решает уехать обратно на Украину. Поездка была делом не простым…
По воспоминаниям дочери Платонова – Татьяны Ивановны на Украине у них родился, но вскоре умер четвертый сын – Николай. Для того чтобы сохранить жизнь оставшегося сына Леонида и с целью дать ему хорошее образование, Платоновы в 1922 г. возвращаются обратно в г. Владимир. И.И. Платонов (младший) принял это решение еще и потому, что в России началась новая экономическая политика, которая декларировала возможность развития торговли. В марте 1921 г. на 10-м съезде РКП(б), был декларирован Переход к новой экономической политике. Съезд принял решение о переходе от политики «военного коммунизма» к новой экономической политике и о замене продразверстки продналогом. Кроме того, съезд принял также специальную резолюцию «Об улучшении положения рабочих и нуждающихся крестьян». Ленин сделал правильный тактический ход, попытавшись с помощью НЭПа выйти из кризиса и, проскочив опасный период, похоронить эту политику.
В октябре 1921 г. был восстановлен Госбанк, который стал контролировать сеть кооперативных банков, кредитных и страховых товариществ. С 1922 г. Госбанк стал выпускать советский червонец, что положило начало денежной реформе. Червонец стал твердой конвертируемой валютой и стоил на мировом рынке около 6 долларов США.

В здании бывшего магазина Платонова и Ионова на улице Царицынской (ул. Гагарина, д. 1) был открыт магазин Владторга и Кустарный музей. Вместо ликвидированного владторга, 18 октября 1924 г. открылся влад. гос. универсальный магазин.


«Открыт Кустарный музей. Пятого декабря в магазине быв. владторга открыт переоборудованный кустарный музей. В будущем музей будет открыт для посетителей по воскресеньям от 12 до 3 час. дня» («Призыв», 10 декабря 1924).

Возвратившись во Владимир, И.И. Платонов открыл торговлю в кооперации с двоюродным братом В.А. Ионовым, который вернулся в Россию из плена после войны. Торговля шла достаточно успешно с оборотом около 75 тыс. руб. (что следовало из материалов допроса Платонова в ноябре 1937 г.). И.И. Платонов вносил свой вклад в восстановление торговой сети в г. Владимире.


По воспоминаниям его родственника Сергея Александровича Крашенинникова, Платонов в тот период ездил с ним в Нижний Новгород на Нижегородскую ярмарку. Платонов пытался восстановить старые дореволюционные контакты и наладить торговлю.
В 1924 г., его жена Анна Ефимовна родила ему двух дочерей близнецов: Екатерину и Татьяну. Составляя родословную, я заметил, что в роду Платоновых уже были случаи рождения близнецов. Трудная жизнь постепенно налаживалась. Сын Леонид учился в десятилетней школе в г. Владимире. К сожалению, под действием окружающих его учителей, друзей и газетной пропаганды Леонид отказывался помогать отцу в торговле и в помощи по дому. Это в конечном итоге привело к его уходу из семьи после окончания школы и ареста отца в 1930 г. Мать – Анна Ефимовна осталась без средств к существованию с двумя маленькими шестилетними дочерями и больной матерью, которой было около 80 лет.


(Личный архив С.В. Бирюкова) Дочери Платонова: Екатерина - справа, Татьяна – слева.

(Личный архив С.В. Бирюкова) Леонид Платонов (справа) и его друг Кобенин.

В 1931 г. осенью у Платоновых окончательно отобрали дом и им пришлось искать место проживания во Владимирской области.
К середине 20-х годов в России были восстановлены довоенные объемы производства. Возникла торговая сеть, реконструированы предприятия тяжелой промышленности. НЭП помог восстановить разрушенное хозяйство, наладить производство, организовать торговлю, помог выжить стране в тяжелейший экономический период. С учетом этого факта руководство большевиков решило постепенно отменить продолжение новой экономической политики, и в декабре 1925 г. 14-й съезд партии принял курс на индустриализацию страны. Обострился кризис хлебозаготовок. Крестьяне утратили интерес к продаже хлеба государству из-за повышения цен на промышленные изделия и несправедливой по отношению к крестьянам закупочной политики, что вызывало острое недовольство населения. В 1927-1929 гг. кризис хлебозаготовок усилился. Это явилось причиной отказа от политики НЭПа и его свертывания в сельском хозяйстве, затем в промышленности, а в 30-е годы - в торговле.
По этим причинам И.И. Платонов смог заниматься торговлей только до 1928 г. Затем из-за запретов торговли основал скорняжную мастерскую, в которой работал до 1930 г. Но прессинг властей привел к тому, что в конце 20-х гг. он был лишен избирательных прав как помещик и крупный торговец. Для обеспечения семьи Платонову пришлось закрыть и скорняжную мастерскую и перейти на работу в учреждение «Ивстройтрест» в качестве рабочего. Начался самый тяжелый этап в жизни семьи Платоновых.
Начало XX века было трагичным периодом для России. Революционные события 1905 г., Великая мировая война 1914 г., Февральская революция и Октябрьский переворот 1917 г., запустили процесс насильственной ломки общественного сознания. Итогом этого явилась Гражданская война и Красный террор, в период которых погибли миллионы людей. Тогда же и был запущен маховик, направленный на разрушение православных основ Русского общества. Пользуясь периодом голодных лет, новые руководители страны Ленин и Троцкий стали активно разрушать фундамент православия – начиная с процессов над священниками, которые боролись против поругания святынь и разворовывания храмов в 1922 г. Продолжение процесса репрессий возобновилось в 1930 г. над теми священниками, которых не сломили ссылки и лагеря. Окончательный удар был нанесен в 1937 г., когда священников расстреливали как «враждебный элемент», а от времени ареста и до расстрела проходило не больше недели. В процесс дискредитации православия были включены все инструменты, которые использовались в органах ОГПУ-НКВД: начиная от доносов, кончая пытками и запугиванием арестантов для получения «признательных» показаний. Какими же крепкими моральными устоями надо было обладать, чтобы отстоять свои взгляды и свою репутацию, а также веру в Православие в это трагическое смутное время.
Для того чтобы понять следующий период жизни И.И. Платонова и его семьи нужно познакомиться не только с событиями, которые проходили в 1929 – 1930 г. в г. Владимире. Для правильной оценки их действий нужно ознакомиться с биографией тех людей, с которыми встречалась семья Платоновых, с теми, кто жил у них на квартире и с теми, кто верил в православие также сильно, как и сам Иоанн Иоаннович и его жена Анна Ефимовна. Чтобы содержать семью, Платоновы сдавали часть комнат в своем последнем доме, расположенном в Костерином переулке под №21. Дом был одноэтажный деревянный, с пристройками для домашнего скота. Платоновы содержали корову и теленка. Дом окружал достаточно большой сад. Это впоследствии позволяло как-то выживать за счет продажи фруктов и выращивания овощей.

Судьба И.И. Платонова в период 1930 -1937 гг.

Иван Иванович Платонов (младший) при переезде из Подольской волости в г. Владимир стал прихожанином Николо-Златовратской церкви. Его детей: Сергея, Леонида, Дмитрия крестили в этой церкви.


Справа Николо-Златовратская церковь с колоннадой и ярусной колокольней со шпилем.

Но в начале 1930 г. Николо-Златовратская церковь была разрушена. Платоновым пришлось перейти в приход церкви Вознесения. Для того чтобы более тесно взаимодействовать с Платоновым по делам хора Лебедев вместе со своей женой переселился в дом Платонова, в котором устраивались репетиции хора. Эти репетиции впоследствии были расценены в ОГПУ как собрания, на которых критиковалась советская власть. В состав хора входили люди разных сословий. Это и бывшие военные, купцы и рабочие.
Из материалов дела следует, что в церковный хор входили: Фруктов Дмитрий Иванович (огородник и домовладелец), Никитин Николай Георгиевич (бывший фабрикант махорочной фабрики в Саранске), Журбо Трофим Максимович (бывший штабс-капитан начальник гарнизона дер. Ново-Алексинец, 9-й гренадерский полк, инвалид 2 группы), Фирсов Михаил Трофимович (инвалид, рабочий депо, крестьянин-садовник), Клопов Павел Иванович, Серкин Александр Григорьевич (бывший крупный торговец), Ионов Василий Алексеевич (бывший торговец), Григорьев Василий Николаевич (старший писарь), Трусов Николай Иванович, Покровский Николай Сергеевич, Платонов Иван Иванович (бывший купец), Темтюгов Михаил Александрович (бывший офицер). После расстрела Лебедева участники хора были арестованы 27 октября 1930 г. и им были предъявлены стандартные обвинения в антисоветской деятельности. На фото представлены некоторые участники хора церкви Вознесения в г. Владимире.


Архидиакон М.П. Лебедев. Май 1924 г. (Архив А.А. Мосолова)

Регент хора И.И. Платонов. (Архив С.В. Бирюкова)

В.А. Ионов. (Архив Е.А. Ремезовой)

А.Г. Серкин. (Архив ФСБ)

Д.И. Фруктов. (Архив Г.Г. Мозговой)

Т.М. Журба. (Архив ФСБ)

Из материалов дела видно, что И.И. Платонов в предъявленном ему обвинении виновным себя не признал, при чем указал, что с духовным миром, в частности с Зотиковым, Соколовым и Лебедевым, был знаком через посредство церкви, Лебедев жил в его доме на квартире (листы дела 123, 124, 127 и 130).
После многочисленных допросов арестованных уполномоченным Особого отделения ОГПУ 14 стрелковой дивизии Моисеевым 12 ноября 1930 г. было составлено следующее обвинение: «На протяжении нескольких лет к.р. группа, состоящая из бывших офицеров, крупных торговцев, домовладельцев, лишенцев и фабрикантов, будучи между собой, на почве единых политических антисоветских взглядов, крепко спаяна, неоднократно собиралась друг у друга и вели антисоветские суждения. Имели тесную связь с контрреволюционерами, ныне расстрелянными за к. р. деятельность – Алякринскими Сергеем и Владимиром, протодиаконом Лебедевым, архиепископом Соколовым и священником Зотиковым и другими. У Зотикова на квартире в г. Владимире по ул. Фрунзе в д. 26 неоднократно собирались - Фруктов, Темтюгов, Платонов, Никитин, Клопов, Григорьев, Фруктов и др., обсуждали политические вопросы, как-то: «Народу стало жить невозможно, кругом голод и нищета, религию загоняют в подполье, в недалеком времени придет большевистскому царству конец».
Последний сбор был в июле месяце 1930 г. (листы дела 33,56). Кроме того. Имели тесную связь с бывшими белыми офицерами – Сапухиным и Забей-Ворота (которые за контр революционную деятельность расстреляны). Под видом посещения церкви неоднократно собирались неподалеку от церкви Вознесенье в одном из овражков, где также обсуждали общее состояние СССР, указывали, что «Советская власть о народе не беспокоится, все что изымается у крестьян – идет по карманам властителей-коммунистов, в стране свирепствует произвол, беззаконие, кто, что хочет, то и делает, и порядочным людям затыкают рот». Возлагали большие надежды на интервенцию, которая, по их мнению, должна быть обязательна в недалеком будущем, и тогда гибель коммунистов будет обеспечена потому, что крестьянство все поголовно настроено по отношению к Советской власти враждебно, население городов озлоблено, защищать Соввласть никто не будет, а наоборот будет поднято восстание против коммунистов, таким образом, Соввласть будет свергнута (лист дела 57).
В отношении обвиняемого Платонова Ивана Ивановича, свидетель З.П.А., б/п, кустарь, показал: «Платонова Ивана Ивановича и Ионова Вас. Алексеевича я знаю как бывших торговцев, которые имели собственные магазины, торговали мануфактурой и мелкими товарами в г. Владимире, в прошлом крупные купцы, торговали и после революции, лишенные избирательных прав; ненавидят существующий строй, ждут возврата прошлого, надеются, что опять им возвратятся их собственные магазины и дома, имеют связь с бывшими купцами и торговцами – Серкиным А.Г. и др.» (листы дела 125, 126).
Показания свидетеля Т.Н.П.: «Платонов и Ионов имели связь с протодиаконом Лебедевым, собирались у Фруктова и Платонова, вели антисоветские суждения о том, что страну довели до разрухи, трудно живется и т.п.» (листы дела 50, 51).
Свидетели: С.А.А., С.В.И. и С.Д.И. показали: «Платонов вместе с Серкиным, Фруктовым, Никитиным и другими собирались у священника Зотикова, обсуждали политические вопросы; также и среди граждан Платонов вел открыто к. р. агитацию, указывал, что теперь существует произвол, лишают не за что избирательных прав, нет никаких законов» (листы дела 33, 34, 35, 57, 58, 128).
Свидетель С.Д.И. показал: «В июле мес. – 30 г. в разговоре с Платоновым и Григорьевым первый говорил – «Все товаро-продукты Сов властью вывозятся за границу и продаются там за бесценок, а русское население сидит голодное, по целым дням стоят за всякой мелочью в очередях. Коммунисты о населении не заботятся, они только думают, как бы им устроиться и заполучить тепленькое местечко самим, а о других им дела нет дела» (листы дела 33, 34, 35).
Платонов Иван Иванович, 1881 г. рождения, происходит из мещан гор. Владимира, бывший крупный торговец, имевший до революции 70 десятин собственной земли, несколько домов и имеет один дом до сих пор, лишен избирательных прав, со средним образованием, в старой армии служил отборщиком товаров в обществе офицеров. В 1923 г. судим и оштрафован на 50р., б/п, в предъявленном ему обвинении виновным себя не признал, при чем указал, что с духовным миром, в частности с Зотиковым, Соколовым и Лебедевым, был знаком через посредство церкви, Лебедев жил в его доме на квартире (листы дела 123, 124, 127 и 130).
Выписка из протокола №45 судебного заседания тройки при Г.П. ОГПУ ПО ИПО от 18 ноября 1930 г. Дело №11/2488 Владимирского ОГПУ по обвинению Платонова Ивана Ивановича и других в количестве 11 человек по статье 58 п.10 и 11 УК. Постановил: Темтюгова Михаила Александровича, Платонова Ивана Ивановича, Никитина Николая Григорьевича, Клопова Павла Ивановича, Ионова Василия Алексеевича, Фирсова Михаила Трофимовича, Трусова Николая Ивановича – заключить в концлагерь на ТРИ года каждого, считая срок с 27/Х-1930 года. Серкина Александра Григорьевича, Журба Трофима Максимовича – заключить в концлагерь на ПЯТЬ лет каждого, считая срок с 27/Х-1930 года. Григорьева Василия Николаевича и Покровского Николая Сергеевича - заключить в ИТД на ДВА года каждого, считая срок с 27/Х-1930 года. Приговор в отношении Григорьева В.Н. и Покровского Н.С. считать условным.
Секретарь Тройки (М.П.)
В докладной записке об оперативной деятельности ОО ОГПУ по Ивановской промышленной области за 1930 г. от 27 декабря 1930 г. был раздел, посвященный событиям в г. Владимире. «Офицерско-белогвардейская контрреволюционная организация с центром в г. Владимире с общим количеством участников 90 человек. Из них: бывших белых и бывших офицеров — 41 человек, участников мятежей и контрреволюционных восстаний — 22, помещиков, фабрикантов и служителей религиозного культа — 27 человек. При ликвидации изъяты оружие, патроны, типографский шрифт и антисоветские рукописи.
Основной задачей организация ставила подготовку вооруженного восстания и свержение существующего строя, для чего устраивались нелегальные собрания, расширялись связи, накапливались и хранились оружие и боеприпасы, члены занимались вредительством по месту службы, разжигали и форсировали недовольства, связанные с недостатком продуктов, промтоваров и коллективизацией сельского хозяйства, держали связь с белой эмиграцией, принимая у себя лиц, нелегально приезжавших из-за границы, на собраниях проводили читку антисоветских рукописей и стихотворений, заканчивая таковые призывами быть готовыми к свержению большевиков и замене диктатуры пролетариата фашистской диктатурой, ориентируясь на вооруженное выступление Польши.
Дело рассмотрено во внесудебном порядке, расстреляно 23 человека, заменено 5 человек, остальные заключены в концлагерь на разные сроки. Полномочный представитель ОГПУ ИПО Г. Молчанов».
Общие данные по Ивановской промышленной области за 1930 г. описывают размах «удара по социально вредному и бандитскому элементу - 728 человека». Из них «Привлечено к ответственности: Бывших белых офицеров - 297, бывших офицеров - 277, фабрикантов, помещиков, кулаков, торговцев - 679, (из них участников мятежа) - 339, мещан и служащих - 162, бандитов и соцвредного элемента - 728, военнослужащих - 100. При этом: расстреляно - 65, расстрел с заменой 10-ю годами концлагеря - 17, заключено в концлагерь на десять лет - 63, то же от 5-ти до 8 лет - 353,то же от 1 -го до 5 лет - 770, на разные сроки - 310, в стадии следствия, переданы в суды другие органы ОГПУ и освобождено - 668, итого: 2246 человек.
1июня 1933 г. Платонова освободили из Бутырской тюрьмы.


(Архив В.М. Соколовой). Дом Прусаковых.

Платонов приехал на станцию Петушки, где снимала комнату его семья у отзывчивых и добрых членов семьи Прусаковых, которые приютили семью Платоновых после того, как у них отобрали дом в г. Владимире, и выгнали на улицу без средств к существованию жену И.И. Платонова с ее 75 летней матерью и двумя 6 летними дочками. Половина дома, где жили Платоновы, сохранилась и находится на ул. Северной в г. Петушки. Из Бутырской тюрьмы Платонов вышел изможденным, абсолютно седым, худым и замкнутым 53 летним мужчиной. Свое 50-летие он встретил в Бутырской тюрьме. Но, встретив дома доброту и ласку, постепенно оттаял и строил планы дальнейшей жизни. Он ездил в Покров на рынок, где гостил у брата своей жены Ивана Ефимовича Крашенинникова. В Петушках гостили дети второго брата жены - Александра Ефимовича Крашенинникова. Один из них – Юрий сфотографирован рядом с Платоновым.
Иван Иванович пытался встроиться в окружающую его жизнь, и поскольку любил пение стал участником художественной самодеятельности железнодорожного клуба.


(Личный архив Г.В. Хрушковой) Выезд актива ж. д. клуба им 9 января станции Петушки на станцию Болдино, 1935 г. И.И. Платонов второй справа (с галстуком) во втором ряду сверху. Ниже рядом с ним стоит ребенок - племянник Юрий Крашенинников (в кепке).

С другой стороны, И.И. Платонов, прошедший все тягости заключения в Бутырской тюрьме, старался не заводить широкого круга знакомств и ограничил свои контакты кругом своей семьи и родственников, живших в г. Покрове. Тем не менее, как православного человека его влекло в церковь. В то время церковь в Петушках не была закрыта, но она была под контролем органов, и данные о всех прихожанах церкви передавались в НКВД.

Репрессии 1937 г.
Мученик Иоанн Иоаннович Платонов

Прошло четыре года после освобождения. В 1937 г. Иван Иванович Платонов работaл счетоводом в Рaйпотребсоюзе и, как истинно верующий человек, часто ходил в Свято-Успенский храм в Петушках. Иван Иванович продолжал петь в хоре художественной самодеятельности при железнодорожном клубе. Вера Михайловна Соколова, активно занимающаяся краеведением в г. Петушки и опубликовавшая ряд статей в газетах и книгу о жителях Петушков, выяснила, что в престольный праздник Успения Пресвятой Богородицы И.И. Платонов был в гостях у соседа железнодорожника Егора Кузина, где исполнил романс «Вот вспыхнуло утро, румянятся воды». По данным В.М. Соколовой две дочери Платонова продолжали обучение в «красной» школе, директором которой была Зинаида Алексеевна Саврасова, а классным руководителем в классе был Алексей Иванович Рождественский.
В октябре 1937 г. вместе с рядом работников системы райпотребсоюза Платонов ездил в Москву на экскурсию. Позже два работника, с которыми он ездил на экскурсию, в своих доносах обвинили его в контрреволюционной пропаганде. Материалы доносов легли в основу дела и формальной причиной второго ареста Платонова. Арестовали Ивана Ивановича на рассвете 6 ноября 1937 года. Из воспоминаний его дочери Татьяны Ивановны Бирюковой:
«Папа надел шляпу, взял трость и пошел через поле на станцию вместе с милиционерами. А мы с Катей остались, как дети врага народа, и всю жизнь боялись этого».
В одном из доносов на И.И. Платонова говорилось о том, что он критиковал принятие Конституции и современные постановки в театре. По словам участника самодеятельности ж. д. клуба Платонов «говорил, что раньше взойдешь в театр – было что посмотреть, показывали хорошие вещи, а сейчас смотреть нечего и интересного в театрах нигде не найдешь…». В другом отрывке доноса на Ивана Ивановича написано: «В октябре месяце 1937 года Платонов ездил в г. Покров, где купил горох, дискредитируя советскую торговлю. Он говорил, что горох продают для рабочих с червяками, чем обманывают рабочих, если бы раньше таким горохом торговали, за это посадили бы…». В итоге критика современных постановок в театрах Москвы и поездка на рынок Покрова послужили формальными причинами второго ареста деда. И вновь ему предъявлено шаблонное обвинение «будучи враждебно настроен к Советской власти, среди окружающих вел контрреволюционную агитацию». 15 ноября 1937 года тройка при УНКВД СССР по Московской области заочно приговорила И.И. Платонова к высшей мере наказания – расстрелу. На другой день приговор привели в исполнение. Всего на полигоне Бутово 16 ноября 1937 года было расстреляно 353 человека.
После ареста 6 ноября 1937 г. был проведен первый допрос.
«Вопрос: Уточните обвинению Ваше происхождение?
Ответ: Я происхожу из торговцев, до 1917 г. в гор. Владимире Ивановской области имел мануфактурную и меховую торговлю, где присутствовал наемный труд до 20 человек. Помимо с этим, вместе со своим отцом имел два двухэтажных дома. В период революции имущество было изъято. После революции с 1923 по 1927 г. я также занимался мануфактурной торговлей в гор. Владимире. С 1928 по 1929 г. имел скорняжную мастерскую. В 1930 г. постановлением тройки бывшей организации О.Г.П.У. был осужден по ст. 58 п.10-11 УК к 3-м годам лишения свободы. Срок наказания отбывал в Бутырской тюрьме. Освобожден 1 июня 1933 г. с правом проживания по всему Союзу.
Вопрос: Обвиняемый уточните следствию, с кем из бывших кулаков, торговцев Вы имели связи в Петушинском районе М.О.
Ответ: Связи не с кем не имею.
Вопрос: Обвиняемый Вы арестованы за контрреволюционную деятельность. Дайте Ваши показания.
Ответ: Контрреволюцонной агитации я не вел. Виновным в этом себя не признаю.
Вопрос: Обвиняемый Платонов, Вы даете Следствию ложные показания, в деле имеются данные, что Вы в июне месяце 1937 г. среди окружающих дискредитировали Советскую власть о плохом материально- бытовом обеспечении трудящихся. Признаете ли Вы в этом себя виновным?
Ответ: Контрревволюционной агитации я никогда не вел.
Вопрос: Обвиняемый, следствие имеет данные, что Вы в октябре месяце 1937 г. дискредитировали Советскую власть. Я Вам напоминал, при каких обстоятельствах это проходило. Подтверждаете ли Вы это?
Ответ: В гор. Покров я правда иногда езжу, так как там у меня проживает шурин. Подобной агитации я не вел.
Вопрос: Уточните, обвиняемый, когда и с кем Вы ездили на экскурсию в гор. Москву?
Ответ: Да в гор. Москву ездил 6 октября 1937 г. Я ездил с рядом работников системы райпотребсоюза». В обвинительном заключении по следственному делу №16318 по обвинению Платонова Ивана Ивановича по ст. 59 п. 10 УК РСФСР говорится о том, что:
«Будучи враждебно настроенным к Советской власти Платонов работая в системе Петушинского Райпотребсоюза среди окружающих высказывал контрреволюционные враждебные взгляды, как то: В июле мес. 1937 года Платонов дискредитируя Советскую власть среди окружающих, говорил: «Сейчас какая дороговизна, нельзя ничего купить, а зарплату плотят низкую. В данное время жить трудно, раньше деньги были дороже, на рубль можно всего купить много, а сейчас ничего не купиш. Пишут и говорят, что жить стало лучше, а на самом деле на оборот, жить тяжелее» (Из показаний свидетеля Б. – лист дела 18).
В октябре мес. 1937 года Платонов дискредитируя Советскую торговлю среди окружающих говорил:
«Горох продают для рабочих с червяками, чем обманывают рабочих, если бы раньше таким горохом торговали, за это посадили бы, а сейчас рабочие все съедят» (Из показания свидетеля К. лист дела 20).
6 октября 1937 года Платонов будучи на экскурсии гор. Москва в присутствии ряда лиц, дискредитируя политику Советской власти говорил: «20 лет мы жили без конституции и лучше жили, а сейчас какую то выдумали конституцию, а жить все делается хуже. Конституцией жизнь Советская власть не улучшит…» Одновременно высказывая свои враждебные взгляды Платонов заявил:
«Раньше взойдешь бывало в театр есть что посмотреть, а сейчас смотреть нечего и интересного в театрах нигде не найдешь. Советским театрам далеко до прежних театров…» (см. листы дела 20 и 21 из показания К.).
Допрошенный в качестве обвиняемого Платонов виновным себя в объявлено обвинении не признал, но достаточно уличен показаниями свидетелей и документами в деле.
«Вопрос: Обвиняемый, следствие имеет данные, что Вы в период Вашей поездки в гор. Москву в присутствии ряда лиц высказывали контрреволюционные взгляды дискредитируя Советскую власть. Признаете ли Вы в этом себя виновным?
Ответ: Я этого не говорил.
Вопрос: Обвиняемый следствием установлено, что Вы при этом - же разговоре в присутствии ряда лиц дискредитировали Советскую конституцию. Почему отрицаете, что контрреволюционную агитацию не вели. Объясните это?
Ответ: В этом виновным себя не признаю. Этого я не говорил».
Следственное дело «№16318 по обвинению И.И. Платонова было представлено на рассмотрение ТРОЙКИ при управлении НКВД Московской области зам. нач. УНКВД МО майору Гос. Безопасн. Якубовичу.
9 ноября 1937 г. Платонова перевезли в Таганскую тюрьму и сфотографировали при формировании уголовного дела. Таганская тюрьма использовалась как пересыльная тюрьма перед приведением приговоров в исполнение для большинства священников, арестованных в 1937 г. В советские годы число содержащихся здесь заключенных неуклонно росло. Так, если в июле 1920 года в тюрьме находилось 1200 заключенных (штат служащих тюрьмы при этом - 191 человек), то в 1939 году было 774 штатных сотрудника и 1936 заключенных.
10 ноября Платонова допрашивали в Таганской тюрьме сотрудники управления НКВД по Московской области. В протоколе допроса написано, что до революции Платонов имел оборот торговли около 300 тысяч рублей, а после революции оборот составлял около 75 тыс. рублей.
На последний вопрос Платонову в его жизни «Вы признаете себя виновным в предъявленном Вам обвинении?» Последовал окончательный ответ «Нет, в предъявленных мне обвинениях виновным себя не признаю».


(Личный архив С.В. Бирюкова) Платонов Иван Иванович. Таганская тюрьма (9 ноября 1937 г.)

15 ноября 1937 г. тройка НКВД СССР по Московской области заочно постановила: Платонова Ивана Ивановича - РАССТРЕЛЯТЬ.
В тот же день Платонова вывезли из Таганской тюрьмы на территорию Бутовского полигона и после сверки данных приговор привели в исполнение ранним утром 16 ноября 1937 г.
Напрасно Анна Ефимовна ждала каких-то вестей от мужа. Когда прошло три года с его ареста она написала заявление в НКВД Московской области.
Заявление Анны Ефимовны Платоновой по делу 1937 г. «В главное Управление Н.К.В. Д. Московской области от Платоновой Анны Ефимовны, проживающей в Старых Петушках в доме Прусаковых Петушинского района Московской области.
Заявление
Мой муж Платонов Иван Иванович рождения 1881года был арестован 6 ноября 1937 года, и с тех пор я не имею о нем ни каких известий, даже не знаю, жив ли он.
Причина его ареста мне не известна, но исходя из того что мой муж не участвовал ни в каких группировках, что я как жена, рано или поздно должна была бы заметить. А также имея твердое убеждение, что при тогдашних массовых арестах он мог стать жертвой чьего-либо ложного доноса. Поэтому я прошу Главное управление НКВД пересмотреть дело Платонова Ивана Ивановича и не отказать сообщить мне.
А. Платонова 10.07.1940 года».

Прошли годы, и только в начале 2000-х я узнал, что деда расстреляли на Бутовском полигоне, и он похоронен в одном из захоронений полигона.

Источник:
Сергей Бирюков «Все мы из прошлого». Часть I «Владимирский купец Иоанн Платонов и архидиакон Михаил Лебедев».
Сайт Бирюкова Сергея: http://www.filimonov.vladimir.ru/temp/bir/
Страница в Одноклассниках Бирюкова Сергея
Уроженцы и деятели Владимирской губернии
Почетные граждане города Владимира
Категория: Владимир | Добавил: Николай (27.01.2018)
Просмотров: 3154 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru