«Белокаменные памятники Владимира и Суздаля», входящие в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО
«Белокаменные памятники Владимира и Суздаля», входящие в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО
Александр Игнатьевич Скворцов. НАСЛЕДИЕ ЗЕМЛИ ВЛАДИМИРСКОЙ. РУСЬ БЕЛОКАМЕННАЯ
Ответственный за выпуск департамент по культуре администрации Владимирской области. 2012
В ноябре 1972 года ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры) на 17-й сессии своей Генеральной Конференции в Париже приняла Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия и учредила Комитет всемирного наследия, призванный осуществлять на межправительственном уровне мероприятия по сохранению общечеловеческих ценностей. С того времени в конце каждого года на основе экспертного заключения трех неправительственных организаций в лице Международного совета по охране памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС), Международного исследовательского центра по сохранению и реставрации культурных ценностей (ИККРОМ) и Международного союза охраны природы (МСОП) Комитет всемирного наследия выносит свое решение о включении объектов, предложенных станами — участниками Конвенции, в Список всемирного наследия.
Советский Союз Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия подписал лишь в 1988 году. Вследствие этого первые памятники нашей страны - Российской Федерации как правопреемницы СССР вошли в Список только в 1990 году. Это были Московский Кремль и Красная Площадь, Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников, Погост Кижи. Следующие объекты культурного наследия, представленные Российской Федерацией по трем номинациям, были включены в Список всемирного наследия в 1992 году - Исторический центр Новгорода и памятники окрестностей, историко-культурный комплекс Соловецких островов и Белокаменные памятники Владимиро-Суздальской земли и церковь Бориса и Глеба в Кидекше. Их рассматривали на очередной сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО, которая проходила с 6 по 16 декабря 1992 года в городе Санта-Фе (США). Из шести критериев, по которым включаются объекты в Список всемирного наследия, наша номинация была оценена по трем следующим: 1 — шедевр творческого гения; 2 - уникальный объект архитектуры, монументального искусства, градостроительства, а так же особо ценные участки культурного ландшафта; 3 - уникальные здания или архитектурные ансамбли, включая ландшафт, связанные с важнейшими вехами в человеческой истории.
В номинацию Комитет включил десять отдельных объектов культурного наследия Владимирской земли, из которых три являются объектами ХѴ-ХѴІ веков, возведенными в Суздале из кирпича (соборы Спасо-Евфимиева и Покровского монастырей и Архиерейские палаты в Кремле), а семь - памятниками белокаменного зодчества XII—начала XIII веков: Успенский и Дмитриевский соборы и Золотые ворота во Владимире, палаты Андрея Боголюбского в Боголюбове, храм Покрова на Нерли, Рождественский собор в Суздале и церковь Бориса и Глеба в Кидекше.
К сожалению, в то время Российский комитет ИКОМОС счел преждевременным выносить на рассмотрение ЮНЕСКО Георгиевский собор в Юрьев-Польском. Он так и остался пока не включенным в Список всемирного наследия, хотя является таким же выдающимся произведением владимиро-суздальского белокаменного зодчества.
Вспоминая о том, как мы пришли в начале 1990-х годов к тому, чтобы включить наши белокаменные памятники в состав объектов мировой культуры, следует, думаю, отметить одно основное обстоятельство, которое способствовало этому. Это само состояние белокаменных храмов, которое становилось угрожающим. Нет, разваливались не их конструкции. Они как раз были наделены сверхпрочностью. Во всяком случае, некоторые. Скажем, Дмитриевский собор стянут внутри стен могучим поясом железобетонных связей. Но как раз этот храм и вызывал наибольшую тревогу. На наших глазах изумительная скульптура превращалась в тлен. Ее материальная оболочка таяла как сахар в воде, незаметно, но быстро, оставляя от камня призрачное очертание. Что произошло? Почему? Возникала масса вопросов. После последней реставрации прошло всего чуть более десяти лет. Или проявилась агрессия атмосферы и среды в целом, или были допущены какие-то серьезные ошибки в реставрации? Думается, что и то, и другое. Но тогда разобраться в подробностях было некогда. Время буквально было на вес золота. Дорог был каждый день. Только в аркатурно-колончатом поясе Дмитриевского собора невооруженным глазом мы насчитали около пятидесяти рельефов, полностью исчезнувших. Было видно, что другие рельефы тоже на подходе к этому. Состояние других памятников тоже было не лучше. Стало ясно, что белый камень смертельно болен. Бить в набат пришлось само собой. Но необходимых средств, чтобы поставить хотя бы диагноз болезни, ни у кого не находилось. Страна сама находилась на грани катастрофы. До памятников ли! Вот тут и вспомнилось, что еще совсем недавно, когда началась «перестройка» и были более благополучные годы, наша страна, тогда еще СССР, присоединилась к Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия. Это был 1988 год. Хотя сама Конвенция, напоминаю, была принята ЮНЕСКО еще в 1972 году. Как утопающий хватается за соломинку, так и мы увидели в этом последнюю надежду.
АЛЕКСЕЙ ИЛЬИЧ КОМЕЧ, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ, крупнейший специалист в области охраны культурного наследия России
Подобного рода вопросами занималось тогда союзное Министерство культуры. Главное управление по охране памятников возглавлял Алексей Ильич Комеч (1936-2007), хорошо мне знакомый еще с учебы в Московском университете. Специалист высочайшего уровня и широчайших познаний, он хорошо осознавал, что России просто необходим прорыв в мировое культурное пространство. Он первый поднял вопрос о включении самых выдающихся памятников нашей страны в Список всемирного культурного наследия. Он уже работал тогда над этим со всей присущей ему энергией и настойчивостью. Быть может, наша затея и не состоялась
бы, если бы не его постоянная помощь и поддержка. Понимание это нашло и на месте, в наших административных органах культуры. Организационные вопросы активно решались Госцентром по охране и использованию памятников. Начались поездки в Министерство, консультации с ведущими специалистами. Для того, чтобы выйти в ЮНЕСКО со своими предложениями, нужна была соответствующая документация: многостраничный трактат о выставляемых кандидатурах, подробнейшие обмерные чертежи, генпланы, ситуационные планы, планы охранных зон и территорий и многое другое. Ко всему этому прикладывалась подробнейшая цветная фотофиксация памятников и прилегающей среды. Необходима была даже аэрофотосъемка. Это сейчас с этим нет проблем. И вертолеты свободно арендуются по коммерческой цене. А тогда все было по-другому. Вся текстовая часть готовилась на двух языках: русском и английском. Уровень, как понимаете, должен был быть мировым. Ничего подобного мы еще не делали. Сталкивались с этим впервые. Правда, в 1990 году ЮНЕСКО включило в Список всемирного наследия три объекта культуры нашей страны: Московский Кремль с Красной площадью, Исторический центр Санкт-Петербурга с дворцово-парковыми ансамблями пригородов и Кижи. Что могли - заимствовали.
Авторский коллектив научно-производственного предприятия «Владспецреставрация», разработавший научно-проектную документацию для включения наиболее выдающихся памятников Владимирской области в Список всемирного наследия. Слева направо: М.С. Гладкая, A.И. Скворцов, Н.Н. Демьянов, B.И. Михалкин. 1991 г.
Авторский коллектив подобрался на редкость творческим. Работали слаженно, самозабвенно, с упоением. Нас было четверо: я, взявший на себя труд возглавить коллектив, Магдалина Сергеевна Гладкая, Владимир Иванович Михалкин - опытнейшие исследователи памятников архитектуры - и Никита Николаевич Демьянов - архитектор, сделавший на очень высоком уровне большую часть всех графических работ. Сроки выполнения были крайне сжатыми - меньше года. Работать приходилось по ночам. Вспоминаю, как необычайно трудно было всего в нескольких фразах сформулировать суть всей работы и дать обоснование для включения памятников в мировое культурное наследие. Доходить приходилось до тончайших сентенций. Более краткого и более емкого определения уже не могло и быть.
Приходилось сокращать и число памятников, для чего были свои причины. В предварительный перечень владимирских памятников входило две номинации: «Исторический центр Владимира и церковь Покрова на Нерли» и «Суздаль». На предложение российской стороны последовал ответ: «Рассмотрев поданную заявку, ИКОМОС и Бюро бы считают целесообразным отказаться от комплексного объекта, включающего большое число памятников действительно уникального всемирного значения и памятников гораздо меньшей культурно-исторической ценности, просить российские власти включить в номинацию пять объектов во Владимире, четыре - в Суздале и церковь Бориса и Глеба в Кидекше. При этом буферная зона де-факто останется примерно той же и включит в себя другие культурно-исторические памятники меньшей ценности».
В конце 1991 года вся документация, наконец, была сдана в Министерство культуры СССР. Предварительно были исполнены все требования Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО и Министерства иностранных дел, которые оформляли все дальнейшие международные процедуры. А затем почти год беспокойного ожидания. Ловили каждую весть о работе Комитета всемирного наследия. Судьба наших памятников была в его руках. И вот, наконец, долгожданное и радостное. Решением XVI сессии Комитета всемирного наследия, работавшего в городе Санта-Фе в США с 6 по 16 декабря 1992 года, самые выдающиеся памятники Владимирской земли были включены в Список ЮНЕСКО.
Диплом ЮНЕСКО о включении памятников Владимира и Суздаля в Список всемирного наследия. 14 декабря 1992 г.
Теперь это наша законная гордость. И еще более проникаешься ею, ощущая причастность ко всем делам, предшествовавшим этому важному событию. А самое главное - стали выделяться средства на поддержание этих памятников.
В настоящее время в Списке семь шедевров. В соответствии с документацией, представленной российской стороной в ЮНЕСКО, они включены в мировое наследие со следующим обоснованием: «1. Являются уникальными художественными произведениями, шедеврами творческого гения. Представляют собой изумительный синтез архитектуры и монументального искусства. Находятся в гармоническом единстве с окружающим ландшафтом. Отмечены необычайной гармонией и совершенством архитектурных форм.
2. Представляют одну неразрывную линию в развитии и совершенствовании архитектурных форм и приемов белокаменного строительства, составившего уникальную школу зодчества. Каждый из памятников является уникальным по своему индивидуальному решению, не имеющему аналогов и повторений в русской и мировой архитектуре. Являются высочайшими образцами архитектурной мысли средневековья.
3. Являют собою совершенные образцы технического и строительного мастерства, не имеющего повторений в мировой практике. Сохраняют в высокой степени подлинность использованных строительных материалов и сохранившихся архитектурных форм.
5. Памятники получили глубочайшее поэтическое и философское осмысление, нашедшее выражение в идее особого покровительства Богоматери Владимирской земле. Введенный по инициативе Андрея Боголюбского новый церковный праздник Покрова Богородицы призван был утвердить идею божественного покровительства Богоматери Владимирской земле и исключительных прав на нее избранного богом князя. По существу, все сооружения, построенные Андреем Боголюбским, посвящены Богоматери. Но в них духовные идеи эпохи тесно переплетены с реальной жизнью.
Церковь Покрова на Нерли — памятник победы над волжскими болгарами, а Золотые ворота не только оборонительное, но и триумфальное сооружение, призванное еще более возвысить престиж князя, показать значимость новой столицы. Светские же идеи наиболее полное выражение нашли в дворцовом комплексе в Боголюбове и в Дмитриевском соборе во Владимире.
Особое значение имел Успенский собор - главный кафедральный храм Владимиро-Суздальской Руси. Он долго оставался общерусским церковным центром. Сюда в 1299 году из Киева была перенесена кафедра русских митрополитов. До 1432 года здесь происходило венчание на великое княжение. До 1480 года в Успенском соборе находилась икона Владимирской Богоматери - выдающееся произведение византийской живописи XII века. Собор являлся усыпальницей представителей владимирского великокняжеского дома. Здесь захоронены сами строители собора - князья Андрей Боголюбский и его брат Всеволод III.