Главная
Регистрация
Вход
Понедельник
25.11.2024
00:11
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1621]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [199]
Вязники [352]
Камешково [263]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [184]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2406]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [176]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Суздаль

Собор Рождества Богородицы города Суздаля. Часть 2

Собор Рождества Богородицы города Суздаля

Начало »»» Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Часть 1

А против тое Святыя Троицы образа на другом столпе деисус образ Спасов, образ Пресвятые Богородицы, образ Иоанна Предтечи оклад сканной скрозной, на подзорех серебряных золоченый.
У того ж столпа образ Пресвятыя Богородицы Владимирские с превечным младенцем обложен поля и оплечье чеканным окладом серебряным золоченым, венцы и цаты чеканные ж золочены; у образа Спасова в венце и в цате четыре камени бирюзы зеленые, три камени смазни, все в репьях серебряных золочены, в закрепах у репьев жемчуги, да у Пресвятыя Богородицы в венце три камени смазни, да четыре камени бирюзы, в репьях, в закрепах жемчужки, да в цате три камени в гнездах да два бирюзы да смазень, а под цатами две подушечки тафтяных.
На правой же стороне в стене гробница Феодора епископа Суждальского чудотворца, а у нее вместо раки цка обложена серебром басемным, поля и на средине столпцы золочены; на гробнице образ Феодора чудотворца обложен серебром басемным, поля с трубами золочены, венец и цата резные золочены.
У леваго крылоса у столпа 12 образов миней месячных, писаны на золоте в киоте, на киоте вверху Господь Саваоф да херувимы и серафимы, да три главы со крестами, главы и кресты древяные золочены, киот обложен медью канфареною золоченою.
Позади того леваго столпа образ местный Николая чудотворца в житии обложен серебром басемным золоченым, венцы и цаты чеканные золочены, киот обложен медью канфареною золочен.
У того ж столпа по сторон образ местной Рождества Пресвятыя Богородицы в житии в киоте; обложен серебром басемным.
Против того образа Николая чудотворца на другом столпе деисус, образ Спасов, образ Пречистые Богородицы, образ Иоанна Предтеча оклад басемной, венцы сканные с винифтью, на подзоре золочено, в венцах три жемчужка, да три камешка в гнездах.
На левой же стороне у другова столпа образ местной архистратига Михаила в силах, на краске в киоте, киот обложен медью канфареною золочен.
По сторонам того ж столпа киот, а в нем 18 икон штилистовых обложены серебром, три образа Спасовых, у одного образа пять гривен витых золоченых, образ Пречистыя Богородицы Одигитрия венцы и цата сканные золочены, а в них 19 камешков да жемчужина, поднизь у Пречистые Богородицы низана жемчугом, у Спасова образа около обнизано жемчугом, два плащики серебряных с камешки и с жемчуги, пять образов Спасовых у двух венцы резные золочены, да у образа ж в венце жемчужина, четыре гривны витых, два образа Пречистые Богородицы Умиления, образ Алексея митрополита, четыре образа апостолов Иоанна Евангелистов, образ преподобного Александра Свирского чудотворца, во облаце Святая Троица, да на том же образе мученик Христофор да Иоанн милостивый обложены серебром у преподобнаго и у святых венцы сканные с финифтом.
Образ Николы чудотворца венец сканной золочен у него ж цата чеканная золочена другая цата ж басемная золочена.
Образ святых Праотец Авраама, Исаака Иакова во облацех Господь Саваоф, два образа Николы чудотворца киот у тех образов обложен медью канфареною золочены ветхи.
Образ Пресвятыя Богородицы Владимирские, что носили в ходы, обложен серебром, серебряным окладом чеканным золоченым, венец и цата чеканные ж золочены, в венце семь каменев розных цветов, да в цате образ Вседержителев резной, да у той же иконы ожерелейцо жемчужное низано мелким жемчугом, да у той же иконы трои серги одни с каменем голубым и с жемчуги, а двои серги с жемчуги, все серебряные золочены.
Образ Пречистые Богородицы Владимирские древняго письма, что стоит на гробнице над Арсением архиепископом обложен серебром басебным золочен венцы и каруна серебряная резная золочена, в венце три камени, два лазоревых да червчатой в гнездах в сканных серебряных с финифтом золочены, на каруне на спеньках 11-ть каменев розных цветов, на спеньках закрепы, каточки серебряные.
Над тою же гробницею стоят три иконы, образ Спасов обложен серебром басемным, венец резной золочен, образ Пресвятыя Богородицы Одигитрия обложен серебром басемным золочен венцы чеканный золочены в венце три камени, венец обнизан вкруг жемчугом крупным: у Спасова образа в венце четыре жемчуга, цата серебряная с финифтом золочена, на ней три жемчуга больших, у нея же в привесе шесть ряс жемчужных с занизки и с наконешники серебряными золочены, да два репейка серебряные сканные золочены с жемчуги; образ Пресвятыя Богородицы Владимирские, оклад оплечки серебряные резное золочено.
Херуговь, а на ней образ Рождества Пречистые Богородицы, да Иоанна и Феодора Суздальских чудотворцев, шиты на оба лица золотом и серебром и шелки по червчатой камке, около тропарь и кондак Рождеству Богородицы шит серебром, лагалище сукно зеленое.
Херуговь Рождества Пречистые Богородицы шита золотом по червчатому атласу ветха.
Образ местный Суждальских чудотворцев писан на краске.
Место Muтponолиe каменное, писано по нем красками розными над ним шатер древяной писан красками ж, на нем крест железный.
Посреди церкви паликадило медное большое, а в нем 40 шандалов, литые, в шандалех свечи восковые, у того ж паникадила яицо струфокомилово обложено серебром золоченым, кисть золото с серебром и с шолком.
Над анбонным местом паликадило медное о 18 шандалах, у него яицо строфокомилово, кисть золото с серебром и с шелки, приклеплена к чашке серебряной.
Против Архиерейского места паникадило медное о 22 шандалех, яицо строфокомилово обложено серебром золоченым, у него кисть золотная с шелком.
На левой стране паликадило медное о 24 шандалех, яблоко древяное золочено, кисть розных шелков.
Пред Спасовым образом у Деисуса паликадило спускное невелико серебряное о 10 шанданех, яблоко серебряное золоченое с камешки, другое скрозное кисть с золотом и с серебром и с шелки.
Да у местных образов 16 свеч поставных навожены красками, а на них насвешники шесть серебряных чеканные через место золочены а 10 розных, 5 в них не золочены, у свеч подсвешники медные.
Перед налойными образами, что на правой стороне, против митрополия мета подсвешник серебряной гладкой, на нем шесть яблок золоченых поддон ложчатый месты золочен, другой подсвешник резной серебряной, на нем шесть яблок. Да шесть подсвешников оловянных с яблоки.
Гроб Господень, на гробу Господни поволока бархатейная, а другая крашенинная.
Алтарь:
Над престолом небо на столбцах резных в нем писано Господь Вседержитель и святые на краске, в средине на проволоке голубчик белый древянный.
За престолом крест Господень на нем писаны по обе стороны праздники обложен серебром басемным золоченым венцы резные, ветх.
Образ Пречистые Богородицы, на другой стороне Николай чудотворец да Иоанн и Феодор епископы Суждальские чудотворцы обложены серебром басемным золоченым, ветх.
Крест благословящий обложен серебром золочен Распятие Господне да ангели чеканные, а в нем мощи святых.
Понагея серебряная на ней вынимают Пречистые хлеб.
Кадило серебряное чеканное ложчатое через ложку золочено, чепи серебряныя незолочены, весу в нем 3 фунта 3 золотника.
Блюдо серебряное в четырех местах по рези золочено, весу в нем 2 фунта 9 золотников.
Блюдо кутейное серебряное, у блюда по краям подпись, около подписи по травам золочено, весу в нем фунт 17 золотников.
Стокан большой серебряный, на нем месты золочено, весу в нем фунт 24 золотника.
Лошка серебряная гладкая, весу в ней 17 золотников.
Шандан серебряной, у шандана поддон резной, весу в нем три фунта два золотника.
Три блюдца оловянных.
Два ковша медных луженых.
Блюдо медное лужено большое.
Медных подсвешников 18, что становятца на гробах.
Два насвешника железа немецкого.
Два подсвешника оловянных, выносные.
Две лампады медныя с воском, что стоять перед Чудотворцами.
Фонарь слудяной кoлмoгopcкoй о девяти верхах, кресты медные.
Перед царскими дверьми амбон деревянной, покрыт сукном червчатым.
Другой амбон среди церкви покрыт зеленым сукном.
УТВАРЬ:
… У соборной церкви колокольница каменная, шатровая, под колоколы церковь Благовещения Пречистыя Богородицы, а в ней двери царские и столпцы древяные резные золочены.
Над царскими дверми деисус стоячей, 15 образов на краске над деисусы праздники Господские и пророки на красках писано по 15 образов, над Праотцы образ Распятие Господне.
На правой стороне царских дверей образ местный Вседержителя Спаса другой Благовещение Пресвятыя Богородицы писаны на краске.
На левой стороне образ местной Пречистые Богородицы Похвалы, другой Иoaннa Богослова в чудесех.
Пред местными образы два посвешника древяных.
На колокольнице колоколов:
Колокол благовестный весу в нем пять сот пуд и больши.
Колокол благовестный весу в нем сто двадцать пуд.
Колокол благовестный повсядневный, весу в нем 90 пуд.
Два колокола повседневных звоновых весу в них в обоих 100 пуд.
Да средних и малых зазвонных 16 колоколов.
На той же колокольнице часы боевые перечастье в 8 колоколов.

Книги переписные Суждаля соборной церкви 191 году, что принято у бывшего тоя ж церкви у попа Аврама

Лета 7191-го марта в — день, но указу преосвященного Илариона митрополита Суждальского и Юрьевского Спасова Кукоцкого монастыря игумен Савва да домовые архиерейские поддиаконы Федор Пустынной, Иван Васильев да сын Боярской Осип Салманов в Суждале в соборной церкви Рождества Пречистые Богородицы у книгохранителя у бывшаго соборного священника Аврама Иванова по прежним переписным книгам переписи домовых прежних архиерейских казначея старца Иоасафа Гребенщикова да диака Михаила Пешкова пересмотрили и переписали на лицо всякие церковные книги и сосуды служебные и ризы и епитрахели и подризники и улари и поручи и покровы и пелены, что ему дано было на сохранение. И по святительскому указу отдали ту церковную утварь соборныя ж церкви ключарю попу Федору Георгиеву, да ключарю попу Григорью Васильеву.
СОСУДЫ СЛУЖЕБНЫЕ:
Потир, дискос, лжица золотые, на лжице жемчуг бурмицкой весу в них фунт 60 золотников; у тех же сосудов звезда серебряная золочена, весу в ней 8 золотников с четью.
Сосуды служебные праздничные серебряные золочены резные, потир, дискос с поддоном, звезда да два блюдца крестное да Богородичное, у потира подзор серебряной же белый, в звезде камень хрусталь весу в них 7 фунтов 3 золотника.
Сосуды служебные серебряные, потир, дискос два блюдца звезда белые резные повсядневные.
Сосуды служебные потир, дискос, звезда.
Воздух Гроб Господень низан жемчугом, шит золотом и серебром по червчатой камке, а у Спаса в венце два яхонта червчаты, да два изумруда.
Покров, а на нем Агнец Божий низан жемчугом, шиты золотом и серебром, слова около низаны жемчугом у одного серафима в подписи жемчуг посыпался.
Покров образ Пречистыя Богородицы воплощение, шит золотом и серебром низан жемчугом, в венце четыре камешка маленьких.
Три воздуха отлас цветной обложены камкою червчатою подложены тафтою таусинною.
Воздух отлашен вновь подложен дорогами червчатыми, на престоле.
Два покровца, а на них шиты Распятие Господне золотом и серебром и шелком по таусинной камке, по странам ангели и святые, около их слова шиты золотом по червчатой земле.
Покровец камка зеленая обложен дорогами алыми.
На престоле покров камка зеленая мелкотравная, на нем крест тафтяной белой.
Пелена бархат золотной по червчатой земле ветха.
Пелена бархат золотной травчатой обложена камкою дымчатою, на ней крест миткалинной ветха.
На престоле индития, а на ней образ Пречистые Богородицы со ангелы шиты золотом и телки по лазоревому отласу.
Индития камка червчатая куфтерь, а на ней крест круживо золото с серебром, на престоле.
У престола спереди пелена бархат золотой по червчатой земле, на пелене крест круживо серебряное кованое.
Три покровца служебных отлас золотой по червчатой земле обложены камкою червчатою, а на них кресты миткалинные белые.
Пелена отлас золотой по червчатой земле, обложена бархатом червчатым.
Пелена камка червчатая, а на ней низан крест жемчугом крупным крушками, а в крутках 25 дробниц серебряных золоченых и подпись низана жемчугом же, а около ее шито золотом с шелками по черному отласу, да около средины и поля вкруг низана жемчугом, иной жемчуг посыпался, ветха.
Покровец дорогильной, а на нем вышит Спас Еммануил золотом и серебром да четыре херувимы шиты же, обложен дорогами лазоревыми.
Пелена шита крест и земля золотом и серебром по черному бархату, обложена камкою зеленою.
Пелена бархат цветной, а на ней крест бывал низан мелким жемчугом по черному бархату, а в нем 20 дробниц маленьких троеугольных подложена трипом лазоревым ветха.
Пелена отлас золотой цветной обложена бархатом золотным же по зеленой земле, крест круживо золотное плетеное положена красном шелку, ветха.
Два покровца золотных цветных по алой земле, один обложен камкою зеленою черенковою, а другой дорогами полосатыми.
Пелена ветха бархат черный травчатый, обложена камкою алою.
Пелена камчатая червчатая, а на ней крест, слова шиты золотом.
Три покровца камчатых зеленый да дымчатый, да белый, ветхи.
Пелена камчатая зеленая ветха обложена бархатеею.
Пелена бывала тафта червчатая обложена отласом цветным, избилась.
Два покровца дорогильных зеленых, подложены крашениною.
Покровец бумазейной обложен киндяком тьмо-зеленым.
Пелена бархатейная обложена крашениною.
Пелена киндяшная голубая обложена киндяком же лимонным.
Завес от образов полотнян большой, обложен кутнею полосатою.
Завес тафтяный лазоревой с дву концов обложен тафтою зеленою.
Завес дороги полосатые с дву сторон обложено тафтою зеленою.
Завес дорогильной полосатый же обложен с дву сторон тафтою зеленою.
Завес тафта желтая кругом обложена тафтою ценинною.
Плащаница раки Иоанна епископа, а на ней вышит образ Иоанна епископа по черному бархату золотом и серебром с шелки, в венце три камешка, около венца и клобука концы и на омофоре и на евангелии и на полице крест и поручи и патрахели и варворки низаны жемчугом, с дробницами с серебряными золочеными, в подножии орлец шит золотом и серебром, около плащаницы тропарь и кондак шиты золотом подложена тафтою желтою, а в плащанице иной жемчуг посыпался.
Покров бархат таусинной, крест и поля обложены камкою зеленою мелкотравною.
Покров полушелковый полосатой, а на нем крест белый.
Плащаница ж чудотворца Феодора епископа, а на ней вышит образ ево чудотворцев по лазоревой камке клобук и амфор шит серебром, венец и концы и клобук и евангелие и полицы и патрахели и на амафоре крест шиты золотом; поручи, на полице кресты низаны мелким жемчугом, а иной жемчуг посыпался около плащаницы вышит тропарь шелком белым по черной камке.
Покров бархат таусинной, поля и крест камка лазоревая мелкотравная.
Покров полосатый полушелковый, а на нем крест белый.
У образа Пречистыя Богородицы Городецкие пелена бархат золотной с серебром Персидской обложен отласом золотным по зеленой земле, крест камка зеленая.
Пелена камка Индейская червчатая обложена камкою лазоревою.
На чудотворцах же Иоанне и Феодоре два покрова бамберековые черные зделаны вновь, на них кресты круживо мишурное.
Пелена отлас золотной обложена отласом червчатым гладким, крест кружево серебряное кованое, а подкладывают ту пелену под образ Пречистые Богородицы в ходех.
У местных образов у образа Пресвятыя Троицы да у образа Рождества Пречистые Богородицы пелена бархат золотной персидцкой, обложена отласом червчатым, кресты камчатые белые.
Другая пелена отлас цветной по лазоревой земле обложена тафтою зеленою.
У образа Пречистыя Богородицы Цареградские пелена бархат золотной с серебром, обложена отласом золотным по зеленой земле.
У образа Пречистыя Богородицы Одигитрия да у Неопалимой купины была пелена бархат золотой персидцкой обложена была отласом золотым по червчатой земле. А ныне та пелена в розделке сделано в ней к местным образам сряду большая пелена обложена отласом червчатым гладким, а в срединах столицы отлас желтый.
У образа Пречистыя Богородицы, что на левой стороне царских дверей пелена бархат золотной обложена отласом золотым по зеленой земле.
У образа Софеи Премудрости Божии пелена бархат золотной по червчатой земле обложена камкою зеленою, крест круживо золотое.
У образа Николая чудотворца что у северных дверей пелена бархат золотной по червчатой земле, обложена тафтою зеленою.
Пелена бархат золотной с серебром обложена камкою зеленою.
У налойных образов, что против Архиерейского места пелена бархат золотной по червчатой земле, крест круживо серебряное кованое.
У образа Успения Пречистыя Богородицы что с кондаки пелена бархат золотной по червчатой земле, поля тафта зеленая.
Пелена бархат золотной по серебряной земле крещатая обложена камкою зеленою.

Вслед за тем приступает к внешнему и внутреннему обновлению древнего соборного храма Богоматери. Собор был мрачен; узкие окна, хоры занимавшие половину верха так мало пропускали света, что и в ясный день нельзя было читать без свечь; гробницы князей и епископов разставленные по храму стесияли его; митрополит Иларион все это устранил, и придал собору то величие. Кроме того украсил внутренность храма разными иконами, устроил большия хоругви, ходовые кресты, иконы, фонари к ним и еще медный, замечательный величиною фонарь в виде круглого храма вместо бывшего о девяти, о пяти золоченых главах с крестами, почти вдвое более Московского; для освящения воды в праздник Богоявления Иордань, в виде также пятиглавого храма резанную из дерева, расписанную разноцветными травами и цветами и с деревянной же вокруг Иордани оградой с воротами (см. Иорданская сень»).
Им же построен при соборе обширный каменный архиерейский дом.


Переход из палат на экспозицию «Иорданская сень»

Илларионом был сооружен в кон. XVII в. существующий в соборе иконостас. Он исполнен в духе старых традиций. Его архитектура проста, в ней еще нет ничего от характерной для поры кон. XVII—XVIII вв. пышности, когда едва ли не большую роль в иконостасе стали играть не иконы, а их роскошное обрамление. Иконостас Суздальского собора, одним из авторов которого был крупный художник «государев иконописец» Григорий Зиновьев, еще проникнут идущей от древнейших образцов строгой и ясной религиозно-политической идеей земной и небесной иерархии, соподчиненности мира верховной силе бога и земным властям. Замысел иконостаса очень прост и монументален. Он выглядит как гладкая стена, окованная золоченым серебром, на мерцающем фоне которого строго рисуются фигуры святых, почтительно склоненные в сторону центральной оси иконостаса, где помещено изображение Христа. Художники еще владеют мудрым искусством простой монументальной формы, мастерством силуэта, не измельченного деталями и многоцветностью красок. Зритель может охватить взглядом иконостас в его сложном целом лишь от западной стены, он сразу приковывает к себе его внимание. Живопись иконостаса поновлялась в кон. XVIII в.


Иконостас конец XVII в.



Иоанн Предтеча. Отечество. Выносная икона. XVII в.
Выносные кресты. XVII в.

Малые ходовые фонари. XVII в.

Чаша водосвятная. XIX в.

Царь фонарь. Большой ходовой фонарь. XVII в.
Сделан по заказу митрополита Иллариона

Суздальский летописец, заканчивая описание Илларионова собора, говорит: «содела ту церковь весьма прекрасну, и пресветлу и пространну, которая ныне паче многих первопрестольных архиерейских соборных церквей красотою и благолепием преизобиловати видится».
12 сентября 1684 года в Суздале было пришествие Царя Иоанна Алексеевича с четырьмя Великими княжнами, его сестрами, Софией, Екатериной, Марией и Феодосией Алексеевнами. Свиту царскую составляли: окольничий князь Матвей Венедиктович Оболенский, товарищ его Кирилл Иванович Чернцов, кравчей Алексей Петрович Прозоровский, боярин и дворецкий князь Василий Федорович Одоевский, боярин князь Василий Васильевич Голицын, боярин и оружейничий Петр Васильевич Большой Шереметев, бояре: Борис Гаврилович Юшков, Иван Михаилович Милославский, Иван Тимофеевич Кондырев, Иван Федорович Волынской, Матвей Богданович Милославский, думный диак Василий Григорьевич Семенов, боярин князь Борис Иванович Прозоровский, боярин князь Петр Ивановичи Прозоровский, окольничей Венедикт Андреевич Змеев, спальник князь Михаил Федорович Шаховский, Великого Государя уставщик Федор Яковлев, диак Семен Коркин и стольник и полковник Иван Елисеевич Цикрев (Циклер). При Великих княжнах находилась боярыня княгиня Анна Никифоровна Лобанова». В это пришествие царевной Софией Алексеевной пожаловано в собор евангелие, писанное весьма искусно уставом, на александрийских листах склеенных по четыре в лист с разрисованными каймами и с изображением евангелистов; длиной евангелие 1 аршин 7 вершков, а шириной 1 аршин 1 ½ вершка. Верхняя доска вся серебряная вызолоченная с резными изображениями высокой работы как видно из вырезанной надписи Афанасия Трухменского. Кем, когда и где писано евангелие не известно.
Преосвященный митрополит был на архиерейском престоле в Суздале 26 лет; за три года до кончпны ослеп, преставился 1708 года 14 декабря и положен в соборном храме, в углу у входных северных дверей. При надгробии его стоят два его деревянные посоха и грудной портрет в клобуке, в мантии. По заявлению, к Владимирскому епископу Феофану, о том, что портрету, изображающему преосв. Илариона в историческом саккосе и в служебном положении всего приличнее быть пред гробом святителя, преосвященный епископ Феофан оставляя паству в 1866 году, изъявил желание передать этот портрет в Суздальский соборный храм, и по поручению его, портрет доставлен соборному протоиерею А.Е. Кроткову; 14 ноября 1860 года, в день тезоименитства святителя Илариона (в этот день церковь чтит Св. Иоанна милостивого; митрополит Иларион при крещении наречен Иоанном), портрет его, пожертвованный епископом Феофаном, после литургии в теплом храме, изнесен был диаконами в Рождественский кафедральный соборный храм и по окроплении святой водой поставлен в золоченой раме на приличном месте, перед гробницей святителя и тут совершена была торжественная паннихида протоиереем Кротковым соборне, при большом стечении жителей города, почитающих память святителя, первого митрополита Суздальского Илариона. Этот святитель особенно чтился суздальцами; над гробом его служили паннихиды, редкий помянник об усопших не начинался его именем, в редком доме не было портрета его.

17 июля 1719 г. в Суздале произошел большой пожар, уничтоживший почти все церкви и дома обывателей; пострадал и собор в пожаре: крыша и главы, сделанные из олова, расплавились и верхний ярус в соборе обрушился, погибло в пламени много драгоценных вещей из церковной утвари, ризницы, а также драгоценных княжеских и царских вкладов. Пострадали от огня также ограда, колокольня с Благовещенской церковью и архиерейский дом, так что епископ Варлаам, назначенный вскоре после пожара на Суздальскую кафедру, вынужден был жить в домовом селе Красном.
В кон. 1740-х гг. назначен ключарем собора Анания Федоров (историк-краевед).
После несчастного случая собор был поправлен, но мало; уже в 1748 году епископ Порфирий, из архимандритов Московского Донского монастыря, исправил его окончательно; стенное письмо возобновил, приделы святителей Феодора и Иоанна украсил иконостасами, по левую сторону собора построил теплую церковь Благовещение Пресв. Богородицы (При епископе Викторе, в конце XVIII столетия сделан в этом храме гипсовый иконостас и слит колокол в 750 пудов. В 1815 г. по благословению Владимирского епископа Ксенофонта, устроен в теплой церкви придел Рождества Христова, в память 1812 года.) и возобновил каменную ограду. Все украшения в соборе епископ Порфирий произвел большею частью на свое иждивение; он всем пожертвовал для благолепия древней святыни.
В 1719 г. погиб в пламени «без остатку» и бывший в соборе исстари балдахин с двуглавым орлом па верху, устроенный над каменным «государеным» местом. В 1746 году, царское место, свидетельствовавшее о древнем суждальском княжении, было возобновлено,— но уже без герба. В 1757 году, при митрополите суздальском и юрьевском Сильвестре, каменное царское место вовсе сломано и вместо того устроено вновь деревянное резное с золоченым на верху балдахином; потом уже в XIX веке и это уничтожено, все по излюбленной и, по видимому, благовидной причине: «ради утеснения». Сколько памятников древности ради этого, ради обновления, ради церковных потреб, даже ради произвола, погублено „рукою властною"; то просверлят семивековые своды храма, чтобы повесить не нужные, раз только в год возжигаемые паникадила, то замажут известью древние фрески, или заколотят их новыми иконостасами, то замуруют кирпичом древние каменные, бывшие в стенах храма гробы великокняжеские и святительские, а некоторые из них даже и вовсе уничтожат «ничто же сумняся», то надгробные камни с надписями употребят на церковные помосты, на водосточные жолобы, а то и на выстилку тротуаров.
Суздальский летописец ключарь Анания Федоров, живший в половине XVIII столетия засвидетельствовал, что в его время, в соборе Суздальском находилась еще в целости следующая резная на камне летопись: «Повелениемъ и жалованиемъ благовернаго и христолюбиваго великого Князя Василия Иоаниовича, Божиею милостию царя и государя и самодержца всеа Русии разобрана бысть святая, божественная, соборная, апостольская церковь Рождество Пречистые о трех версех лета 7036 г., а замышлением и благословением смиренного епископа Суждальского владыки Генадья, свершена бысть о пяти версех, в преименитом граде Суждале, оным же Генадьем епископом и освящена на память святых мученик иже в Крите, лета 7038-м году». Не стало и этой каменной летописи — на какие-то потребы оказался пригоден и этот камень, сохранявший ее. И так не одни только татары да пожары были губителями памятников старины русской!

17 декабря 1868 г. — Суздальского Богородице-Рождественского собора, священник Евфимий Альбицкий — определен законоучителем и учителем Суздальского Рождественского приходского училища.
Член Суздальского проповеднического Комитета соборный священник Иоанн Взоров, согласно своему прошению, резолюцией Его Высокопреосвященства от 6-го ноября 1907 г. уволен от обязанностей члена по этому Комитету; вместо о. Взорова членом названного Комитета того же числа утвержден соборный священник Иоанн Афонский.
Заштатный псаломщик села Старого Татарова, Вязниковского уезда, Владимир Казанский, 14 января 1908 г., определен в Суздальский собор.

Рождественский собор с древнейших времен использовался как усыпальница князей и высших церковных иерархов Суздаля. Здесь похоронены князья: Святослав - сын Юрия Долгорукого, Шуйские, Бельские.
Собор стал местом упокоения святых: митрополита Иллариона Суздальского и архиепископа Арсения Элассонского.


Рака с мощами святителя Арсения Суздальского (Элассонского)

22 февраля 2014 года, по благословению митрополита Владимирского и Суздальского Евлогия, мощи Святителя Арсения Элассонского были перенесены в церковь Успения Пресвятой Богородицы, где ежедневно доступны для поклонения всем верующим.

Епископ Феодор I (ум. ранее 1024 г.) - первый епископ Ростовский, святой Русской православной церкви.
Феодор был погребен в Богородице-Рождественском соборе Суздаля, его мощи были обретены еще до нашествия Батыя.
В сер. XVIII в. начались сомнения относительно состояния мощей святителя Феодора. Ростовский епископ Порфирий (Крайский) в ноябре 1751 г. обратился в Святейший Синод с ходатайством провести освидетельствование мощей, но 27 августа 1755 г. им был получен следующий ответ:
Понеже оные святые Феодор и Иоанн были архиереи православные, в Суждальской стране пастырие благочестивии, и по скончании всея жизни пребыли и ныне пребывают нетленны, и через такое многое прошедшее время бывшими после их преемниками, а вашего преосвященства антецессорами, и народом были почитаемы и почитаются за святых: и тако, не имея никакого о них сумнительства, вновь ныне свидетельствовать несть потребы и оставить в таковом же, как ныне были, состоянии и почитании.

В 1794 г. мощи Феодора поместили в раку из позолоченного серебра и поместили у иконостаса Суздальского собора.



Рака св. Федора. XVIII в. Дерево, левкас, серебро, медь; чеканка, золочение.

Сень. XVIII в. Дерево, левкас; резьба, золочение.

В понедельник 20 августа 1879 года прошло переложение из деревянных в серебряные раки мощей суздальских святителей Феодора и Иоанна, открыто почивающих в Богородице — Рождественском соборе г. Суздаля.

Иоанн - епископ Суздальский, Нижегородский и Городецкий с 1340 по 1347 гг., с 1352 по 1363 гг., с 1365 по 1366 гг. Сей пастырь был сперва простым иноком, неизвестно, впрочем, в какой обители. Сделавшись потом известным благочестивой своей жизнью, Суздальскому Князю Андрею Константиновичу, по просьбе его, хиротонисан во епископа в Царь-граде в 1340 г. В 1366 г. сложив с себя сан епископа, принял схиму и жил в Боголюбовом монастыре до самой кончины, последовавшей в 15 октября 1372 г. Но погребен в Суздальском соборе, где нетленные его мощи почивают открыто в раке. Память его местно празднуется 15 октября.


Рака св. Иоанна. XVIII в. Дерево, левкас, серебро, медь; чеканка, золочение.


Сень. XVIII в. Дерево, левкас; резьба, золочение.


Златые Врата (XIII в.)


Западные Златые Врата. XIII в.

Западные и южные Врата собора - уникальный памятник монументального искусства, иконографии и палеографии мирового значения. Выполнены в технике «огненного золочения», принесенной на Русь из Византии.
На черненых медных пластинах процарапывался рисунок, заполнявшийся золотом, растворенным в ртути. При нагревании происходила реакция восстановления золота, которое прочно спаивалось с поверхностью пластины.
Темы клейм западных Врат посвящены новому Завету: событиям из жизни Христа и Богородицы. Сюжет «Покров Богоматери» служил идее небесного покровительства владимирскому князю и его земле.
Валики и умбоны (полусферы) покрыты растительным орнаментом, в который вплетены фигуры зверей и птиц. В медальонах-лики святых, соименных владимирским князьям. В четырех нижних клеймах Врат - изображения грифонов и барсов.

Врата были подобны гигантской золотой иконе, сиявшей в резном киоте портала.
Изображения западных врат посвящены евангельским темам; особое внимание уделено богородице, считавшейся покровительницей Владимирской земли. Здесь находится и одно из древнейших изображений установленного во Владимире праздника Покрова. Нижние тябла заняты фигурами львов и грифонов в пышном растительном орнаменте; они живо напоминают зверей владимиро-суздальских рельефов.
Среди святых, помещенных в медальонах, изображен св. Митрофан — патрон заказчика западных врат суздальского епископа Митрофана (1227—1238), сожженного в 1238 г. татарами во владимирском Успенском соборе. Особенно интересны главные, южные врата. Здесь представлены святые, соименные владимирским князьям. Можно думать, что врата исполнены по заказу князя Георгия Всеволодовича в 1230—1233 гг. Основные изображения посвящены «деяниям ангелов», и в особенности архистратига небесного воинства Михаила, покровителя князей и их военных предприятий. Здесь много примечательных по мастерству композиции и занимательности сюжета изображений.
Интересна сцена единоборства Иакова с ангелом, где прекрасно передано напряжение борьбы; в сцене «Даниил во рву львином» львы схожи со зверями белокаменной резьбы. В изображении обучения Адама архангелом Михаилом художник показал Адама копающим землю деревянной лопатой с металлической оковкой, какие известны по материалам XII века раскопок в Суздале; в надписи дано и название такой лопаты: «Адам рыльцем землю копая». Интересна композиция «Чудо в Хонех», где на вершинах скал изображены фигурки людей с такими же «рыльцами».
Русские надписи врат являются драгоценным источником для изучения древнерусского письма и языка. Золотые рисунки обоих врат, изображавшие евангельские сюжеты, прославлявшие богородицу и ангелов, рисовавшие историю мироздания и первых людей, снабженные четкими лаконическими надписями, развертывались перед глазами зрителя как листы увлекательной иллюстрированной рукописи.
По свидетельству описи собора 1609 года, в той же технике золотой наводки был сделан архиерейский амвон — возвышенное место перед царскими вратами алтарной преграды, на стенках которого были также изображены господские и богородичные праздники. Видимо, это великолепное сооружение исчезло во время захвата Суздаля польско-литовскими войсками.
«Златые врата» показывают, какого высокого совершенства достигло искусство владимиро-суздальских художников, блестяще сочетавших мастерство строгой и лаконичной выразительной композиции с любовью к узорчатости. Эта тяга к орнаментальности типична для народного искусства, для вкусов «мизиньных людей» Владимирской земли, выдвинувших из своей среды талантливых мастеров. Собор был щедро наделен и драгоценной утварью, доставленной купцами из других стран.
Врата реставрировались в 1970 г.


Южные Златые Врата. XIII в.

В 1682-1708 гг. происходит наиболее значительные изменения в облике собора. Огромные хоры, затемнявшие внутренние помещения, где размещались пять придельных престолов, были разобраны, был разобран второй этаж западного притвора, узкие окна растесаны в огромные проемы.
Внутренность собора приобрела вид просторного двухсветного зала. В 1748 г. были устроены огромные луковичные главы собора, а позакомарное покрытие заменено четырехскатной кровлей.
В XVIII—XIX вв. с севера и запада храм окружили кирпичные пристройки.
В соборе сохранилась памятная доска о том, что в 1855-56 годах стараниями церковного старосты Романа Назарова со товарищи была сделана настенная роспись.
В Суздале одна легенда гласит, что в середине XIX века соборный староста – он был представителем известного купеческого рода Назаровых, решил украсить храм. Приобрёл много икон, вызолотил кресты на главах, а сами купола выкрасил голубой краской. И в этом ему помог экзотический для нашей местности минерал. Суздальский купец закупил партию лазурита афганского, смолол его в порошок и, смешав с олифой или с каким-либо ещё пигментом, покрыл вот этим купола Рождественского собора. Краска лазуритовая, которой были покрыты купола, стояла очень долго. Вплоть до сороковых годов XX столетия.
В 1870 г. фасады собора были покрыты цементным раствором и покрашены в грязновато-красный цвет.


Собор Рождества Богородицы. 1912.
Фотография Прокудина-Горского
Слева от собора Рождества Богородицы - соборная колокольня.
На заднем плане виден фрагмент Архиерейских палат. На стене висит надпись: «Суздальское духовное училище»

25 августа 1891 г. в Суздале была открыта Феодоровская церковно-приходская школа при Богородице-Рождественском соборе.

Настоятели Богородице–Рождественского собора:
1836–1844 гг. свящ. Грацилевский Иван Петрович. ВДС – 1834 г.
1844–1860 гг. свящ. Беляев Василий Алексеевич. ВДС – 1842 г. Умер 12 сентября 1860 г.
1854–1855 гг. диакон Громов Николай Степанович. ВДС – 1854 г.
1860–1870 гг. свящ. Альбицкий Ефим Гаврилович. ВДС – 1854 г. Умер 2 февраля 1870 г.
1864–1885 гг. свящ. Кротков Александр Ефимович. ВДС – 1840 г. Умер 15 марта 1885 г.
1885-1889 гг. свящ. Зверев Пётр Иванович. ВДС – 1838 г. Умер 21 апреля 1889 г.
1885-1887 гг. свящ. Зверев Сергей Николаевич. ВДС – 1883 г.
1887–1889 гг. свящ. Валединский Владимир Гаврилович. ВДС – 1884 г.
1889 г. свящ. Взоров Иван Михайлович. ВДС – 1886 г.
Бывший ректор Владимирской духовной семинарии, протоиерей Михаил Херасков, 16 мая 1889 г. определен настоятелем суздальского собора и благочинным церквей гор. Суздаля и некоторых сельских, наблюдателем церковно-приходских школ, состоящих в благочинническом округе, председателем суздальского отделения Епархиального училищного совета о церковно-приходских школах и членом суздальского уездного училищного совета.

В феврале 1919 года в Рождественском соборе, Ризоположенском и Спасо-Евфимиевом монастырях были грубо вскрыты раки с мощами суздальских святых: епископов Федора, Иоанна, преподобных Евфросиньи и Евфимия. Эти акции оскорбляли чувства верующих, но народ в основной массе безмолвствовал.
«При проверке церковного имущества Комиссией по изъятию ценностей в Суздальском городском соборе обнаружено исчезновение у золот. креста 1 изумруда и у креста на кадила—1 жемчуга. Кроме того, обнаружено отсутствие евангелия, звездицы, дискоса и двух покровов.
Священник Вишняков заявляет, что, расписываясь при приеме вещей в 1915 г., фактически он их не принимал.
Свидетельскими же показаниями установлен факт участия Вишнякова в проверке имущества в 1920 г.
В силу этого обстоятельства священник Вишняков является юридически ответственным за утерю вещей и должен понести наказание» («Призыв», 17 июня 1922).
В 1923 г. решением Суздальского уездного исполкома в распоряжение музея передаются Рождественский собор с оградой, колокольней и архиерейским домом со всем находящимся в соборе имуществом.
В соборе богослужения проходили до 1929 года.
В 1929 г. ситуация сложилась так, что судьба Суздальского музея оказалась на волоске - он едва не прекратил существование. По распоряжению Суздальского горсовета и районного исполнительного комитета (РИК) большая часть здания музея была отдана военно-учебному пункту по допризывной подготовке Красной Армии. Фактическое занятие здания состоялось в ноябре 1929 г, причём юридически это никак не было оформлено. Северный отрезок громадного корпуса был занят жилыми квартирами. Несколько залов музейной экспозиции пришлось свернуть, отдел древнерусского религиозного культа перебросить в Рождественский собор, который был превращён в Антирелигиозный музей.
С ноября 1929 г. начата организация Антирелигиозного отдела (на основе свернутого отдела Древнерусского религиозного культа). На первый план выходит антирелигиозная пропаганда. «Как трудно в интерьере собора (Собор Рождества Пресвятой Богородицы) совместить антирелигиозные плакаты и лозунги! — сокрушается директор в отчете. - Сочетание строго научного определения предметов и его антирелигиозного значения невозможно».


Афиша Суздальского музея. 1930 г.

Пытливый взгляд молодого ученого, Варганова А.Д. морозной зимой 1931 года заметил любопытное явление: после сильных морозов в декабре при первой январской оттепели на стенах собора проступают пятна инея, настолько ясные, четкие, что можно видеть даже маленькие вставки, заделки, трещины, даже род камня - известняк, туф, плинфа или кирпич. Представилась полная «рентгенограмма» стен собора...
В 1938 году проведенные с ивановским ученым Дубыниным исследования позволили обнаружить следы постройки Владимира Мономаха.
В 1936 году Варганов выступил с сообщением на специальном заседании ГАИММ и ГРМ. Его имя становится известным в научных кругах. В 1938 г. Варганов обнаружил и расчистил древнюю фреску в диаконнике Рождественского собора в Суздале, ныне широко известную , в 1946 г. – в Кидекше.
Вот что написал он Воронину 7 декабря 1939 г. о соборе: «В сентябре закончили реставрацию фресок «из чуд чудо»: открылись замечательные «угодники» прекраснейшей сохранности, как будто мастер только отнял кисть. Орнаментальные ковры, два поясных изображения и две пары ног, одне волосатые, вроде твоих, другие совершенно голые, но чьи? неизвестно. Лицевые фрески, точно, как во Владимире всеволодовские, но гораздо крупнее и монументальнее, даже те же самые два святые. Теперь меня очень интересует: есть ли какой материал по владимирским фрескам Всеволода и Андрея, изданы они или нет? Когда и как открыты? И почему установлено, что всеволодовские? Ведь в ПСРЛ (Полное собрание русских летописей.) нет как будто сведений о росписи Всеволодом Успенского собора…». Об этих фресках упоминается еще в одном письме, от 11 января 1945 г.: «Проблемы, связанные с собором, стоят уже три года без движения… Скажи в Третьяковке, что в Суздале надо чистить фреску XIII в. огромной величины и прекрасной сохранности. НПС[ычев] тянет все к Македонии, как и раньше…».
В 1942 г. собор был переобрудован под казарму Винницкого военно-пехотного училища (1942 – 1944 гг.).
Курсанты изрядно хулиганили здесь - например, обучаясь стрельбе, стреляли по звездам на куполах Рождественского собора (это поведение юных комсомольцев не противоречило официальному лозунгу «Религия - опиум для народа»). После этих развлечений в соборе текла крыша, и директор музея (Варганов) писал слезные докладные... «23 августа — стрельба по собору. 24 августа — взлом библиотеки в колокольне и поимка 4 курсантов в этом помещении. 30 октября — выставлена стенка в фондах из оконных рам. Задержаны курсанты ВВПУ. 23 ноября — взлом чердачного помещения. 3 декабря — сбита накладка с двери фондов…» Купола были пробиты. Во многих местах потекли, потекло всё это на фрески, на остатки былой роскоши. И краска вместе с листами металла начала коррозировать, и практически исчезла.


Курсанты Винницкого военного пехотного училища у Рождественского собора. 1942 г.

С 1950 года начались исследование и реставрация Рождественского собора под руководством А.Д. Варганова. В 1954—1955 гг. собор был освобожден от позднейших обстроек. До 1964 г. внимательно реставрирован А.Д. Варгановым и И.А. Столетовым. Удален темного цвета цементный покров, причем восстановлены резные колонки и южный притвор с орнаментированным порталом. Четырехкратное покрытие заменит начальное позакомарное, на центральном барабане будут восстановлены кокошники. Начнутся работы по древней фресковой живописи. Здание приобретет тот архитектурный вид, в котором вышло из-под рук мастеров 1530 года, — за исключением луковичной формы куполов.

Первые торжественные богослужения в соборе прошли в 1991 году.
Рождественский собор входит с 1992 года в объект Всемирного наследия ЮНЕСКО под названием «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля».
В сер. 90-х гг. комиссия с участием столичных специалистов освидетельствовала «остроаварийное состояние» Рождественского собора: неравномерная осадка фундамента; расслоение белокаменной кладки, т.е. стены теряют несущую способность; отдельные белокаменные блоки просто вываливаются, забутовка из щебня, извести и плинфы превратилась в песок, т.е. утратила прочность связующего раствора. Позднее обнаружилась беда и с кремлевской колокольней - оказалось, что выветрились швы кладки шатра, кирпич разрушился, и если не принять мер, то и здесь может произойти обрушение.


Чаша водосвятная. Вклад князя И.И. Шуйского

Дата (век): 1595 г.
Материал, техника: Серебро; ковка, гравировка, литье, золочение.
Размер: 28 х 48 х 55 см.

Сосуд для обряда освящения воды в виде большой низкой полусферической чаши с двумя подвесными ручками. Ручки закреплены в накладных литых львиных масках. Край поддона профилированный. На дне чаши, в круге, – позолоченное резное изображение Богоявления. Маски львов, край поддона и надпись по венцу чаши позолочены.
По венцу оброном вырезана вкладная надпись вязью: «Лета 7103 (1595) сия чаша зделана бысть повелением князя Ивана Ивановича Шуйского и дана в дом пресвятыя владычицы и богородицы приснодеве Мария честнаго и славнаго ея рожества в соборны храм во град Суждаль раде церковные потребы и на освящение вод в наследие вечных благ боярину князю Ондрею Ивановичу Шуйскому, а то за его поминати во все дне вином на литургеях и на литеях, аще хто восхощет преобидите с(вя)тую церковь и изнести чашу сию, по святых отец правилом в каком сану ни будь хто, да извержется сана своего, аще ли величием негодованием негодовати начнет, да будет проклят в сеи век и в будущем амин».
Поступила в музей из Рождественского собора в Суздале. Чаша была вложена И.И. Шуйским в Рождественский собор г. Суздаля. Шуйский И.И. (ум. 1638) – князь, боярин, брат царя Василия Шуйского. Похоронен в Рождественском соборе Суздаля.

Покров. «Святой Иоанн епископ Суздальский»

Дата (век): 1578 г.
Материал, техника: Холст, камка, шелк, серебряные и золотные нити; шитье.
Размер: 203 х 92 см.

Епископ Иоанн изображен фронтально, стоящим на поземе с Евангелием в левой руке, правая – приподнята в благословляющем жесте. Шитье исполнено преимущественно цветными шелками, отдельные детали – серебром и золотом «в прикреп», украшено серебряными позолоченными плащиками разной формы. «Личное» шито телесным шелком «в раскол», по форме; брови, контур носа, короткая борода – коричневым шелком. Позем светло-зеленый. Фон – розоватый новый холст. В местах утрат шитья виден первоначальный фон – малиновая камка. Именующая надпись: «Иоанн епископ Суздальский чудотворец» по обе стороны от лика первоначально была шита жемчугом. В древности крылья куколя, ворот одежды и оклад книги были расшиты жемчужным орнаментом. На нимбе – следы жемчужной обнизи и драгоценных камней. Жемчуг, камни и часть дробниц спороты при переделке в XVIII в.

По боковым сторонам средника узкой строкой шита вкладная надпись: «Лета 7086 (1578) июля в 28 день на память святых апостолов Прохора и Никонора моляс(я) пречистеи Богородицы и великому чюдотворцу Ивану, положила сеи покров на гроб великого чюдотворца епископа Ивана княже Володимерова княгиня Андреевича инока Еупраксея уделная на воспоминание вечных благ от своего благочестия, и кому Бог блговоли в Суждале епископом быти и он бы пожаловал за тот вклад поминать душу князя Володимера Андреевича и мою... милостию святыя живоначалныя Троица и молением пречистые Богородицы честнаго и славнаго ея Рожества при благоверном царе великом князе Иване Васильевиче всея Руси самодержце и при его богом дарованных чадех при блговерном царевиче Иване Ивановиче и при блговерном царевиче Феодоре Ивановиче и при архиепископе Антоние митрополите всея Руси и в то время правящу (престол) в Суждале епископу Варлааму». По кайме шиты золотом тропарь и кондак Иоанну.

Покров происходит из Рождественского собора в Суздале. Находился на гробнице с мощами епископа Иоанна. Иоанн – по преданию, родом грек из Царьграда (Константинополя). В 1352 г. назначен епископом в Суздаль. Канонизирован в XVI в. Покров представляет самое раннее в коллекции ВСМЗ изображение святителя Иоанна, определяющее его иконографический тип.

Покров шит княгиней Евдокией Старицкой, монахиней суздальского Покровского монастыря.
Старицкая Евдокия (урожденная Нагая) – первая жена (с 1550 г.) удельного князя Владимира Андреевича Старицкого. В 1555 г. под именем Евпраксии была пострижена в суздальский Покровский монастырь. Умерла ок. 1597 г. Похоронена в усыпальнице Покровского собора.

Покров. «Князь Георгий Всеволодович». Царская мастерская, г. Москва.


Москва, Царская мастерская.
Дата (век): Около 1645 г.
Материал, техника: Камка, шелк, серебряные нити, золотные нити, жемчуг, стекла; шитье.
Размер: 212 х 102 см.
На среднике по малиновой крупноузорной камке вышита фигура князя, фронтальное изображение, в рост, в правой руке крест, левой опирается на меч. Вверху, в сегменте неба, шита Троица. «Личное» исполнено телесным некрученым шелком «атласным швом», по форме, без теней, «доличное» – пряденым серебром и золотом «в прикреп». Позем шит сканью из зеленой и золотной нитей. Над головой – именующая надпись: «БЛАГОВЕРНЫИ КНЯЗ ГЕОРГИ ВЛАДИ(МИ)РСКИЙ». Корона, нимбы, посохи ангелов шиты жемчугом в одну прядь, в гнездах на короне – цветные стекла. На каймах по зеленой камке шита золотом надпись – тропарь князю Георгию.
Происходит из Успенского собора во Владимире. Покров служил украшением новой серебряной раки, сооруженной в 1645 г. взамен древней белокаменной гробницы тщанием патриарха Иосифа.

Георгий Всеволодович (1188–1238) – великий владимирский князь (с 1212 г.). Погиб в битве с монголо-татарами на р. Сити. Канонизирован в 1643 г.

Книга рукописная в окладе. Евангелие напрестольное. Оклад работы А. Трухменского


Книга рукописная. Вклад царевны Софьи в Богородице-Рождественский собор г. Суздаля.
Дата (век): Последняя четверть XVII в.
Материал, техника: Бумага, дерево, серебро, бархат; гравировка, золочение.
Размер: 105 х 79 х 7 см.
Размер листа 96 х 75 см; крупный полуустав, текст в 2 столбца. Орнамент в стиле московского барокко, 94 инициала, 22 заставки, концовка, текст в орнаментальных рамках. Двенадцать монохромных миниатюр с изображениями евангелистов и отдельных сцен из жизни Христа. Оклад серебряный, гравированный, работы Афанасия Трухменского (Московская Оружейная палата). На верхней крышке, в центре, – Деисус, вокруг него, в двенадцати медальонах, – апостолы и Св. Дух в виде голубя, по углам – евангелисты и их символы, вверху – Саваоф, внизу – Христос среди 70 апостолов. На нижней крышке, обложенной малиновым бархатом, – Распятие с предстоящими. С внутренней стороны крышки подклеены шелковой тканью с крупными цветами на темно-синем фоне. Происходит из Рождественского собора в Суздале. По преданию, евангелие – вклад царевны Софьи в Рождественский собор.

В настоящее время храм находится в совместном ведении РПЦ и Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Соглашение о совместном использовании собора было подписано в феврале 1992 года. С тех пор в храме проводятся регулярные службы, в остальное время он открыт как музейная экспозиция.
Экспозиции Владимиро-Суздальского музея-заповедника

Категория: Суздаль | Добавил: Николай (12.11.2022)
Просмотров: 747 | Теги: собор, Суздаль | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru