Главная
Регистрация
Вход
Четверг
28.03.2024
15:56
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1589]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [179]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2393]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [126]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Ценинные изразцы (многоцветная поливная керамика)

Ценинные изразцы (многоцветная поливная керамика) Владимирского края

Во второй половине XVII века, в связи с усиленным влиянием Запада, в России распространяется многоцветная поливная керамика. В памятниках того времени производство разноцветных поливных изделий называется «ценинным» делом и самые произведения, в том числе и разноцветные поливные изразцы, «ценинными». По Далю («Толковый словарь»), слово ценинный является синонимом слова ценный, цененной, которым в старину называли вообще всякую хорошую посуду, привозимую из-за рубежа, в отличие от домашней. Отсюда и заграничные мастера, как мастера более ценных вещей, назывались ценинными мастерами. Необходимо однако отметить, что наименование ценинный имело преимущественное применение к произведениям, окрашенным синей краской, которая после зеленой сделалась самою распространенной. Ценинными обозначались фарфор, фаянс и глиняная посуда, покрытые муравою или краскою синего цвета. В некоторых случаях слово ценинный приобретало значение синонима слова синий. Так, были тафты, камки и финифть «ценинного» цвета. Отсюда первоначально ценинными назывались изразцы, покрытые синею поливой, в отличие от зеленых изразцов. Но так как в рассматриваемый период в изразцовом производстве одна синяя полива употреблялась крайне редко, то наименование ценинный прилагалось вообще к изделиям разноцветной поливной керамики.
Центром ценинного производства была Москва, откуда оно распространилось по другим местностям. Начало ценинному делу положено было, по-видимому, в Иверском Валдайском монастыре, основанном в 1653 г., куда патр. Никоном приглашены были «иноземцы». В 1654 г. выделка поливных изразцов переведена была в Воскресенский монастырь, называемый «Новый Иерусалим». Здесь первоначально учителями были те же иноземцы (Петр Иванович Заборский), но потом ценинное производство перенимают и русские, а после 1666 года в Москве образуется собственное мастерство, не нуждающееся в поддержке Запада. Среди русских мастеров многие достигли известности. Особенно славился дворцовый «ценинных дел мастер» Иван Семенович Денежка. Из Москвы роскошная многоцветная поливная керамика перекинулась в провинцию.
Во Владимирском крае разноцветные поливные изразцы сохранились, прежде всего, на древних храмах в качестве архитектурного убранства.
Так, в г. Александрове ценинные кафли имеются на Успенской церкви в монастыре по карнизу в верхнем ряду троечастного алтаря с изображением узоров, а в нижнем — с изображением четверо-конечного креста в кругу.
В г. Вязниках невинными изразцами украшена западная галерея соборного храма Благовещенского монастыря, построенного в конце XVII в. Изразцы вставлены в квадратные ширинки, расположенные под карнизом, над пояском галереи, всего количеством 25. Изразцы рельефные, изображающие в разнообразных положениях птицу павлина, попугая, сирина и еще четвертую неизвестного названия (голубь?). Изображения птиц вставлены в раковистые рамки. Краски поливы: зеленая, синяя, желтая, белая, серо-стальная, красноватая и коричневая. Птицы представлены в разных положениях: спокойно сидящими, клюющими круглый плод, летящими, оправляющими крылья. Краски почти на каждом изразце даны в разных сочетаниях. По величине, сюжету и технике Вязниковские изразцы совершенно сходны с изразцами Нижегородской Сергиевской церкви.
Подобные же, по-видимому, изразцы имелись на колокольне монастыря и на колокольне Вязниковского Казанского собора, но они были забелены. В 1883 г. при разломке старого Никольского собора в Вязниках, построенного в 1694 г., выкопано было из земли 6 старинных разноцветной поливы изразцов.
Весьма оригинальные изразцы с выпуклым изображением двуглавого орла, покрытые синей поливой, украшают бусины колонн входного крыльца храма Иоанна Лествичника в Никольском монастыре в г. Гороховце. Храм построен в 1710 г. гороховецким посадским человеком И. А. Ширяевым.
В г. Коврове разноцветными изразцами украшен старый Христорождественский собор, построенный в кон. XVII или в нач. XVIII в. Изразцы вставлены в гнезда, расположенные по углам в вертикальном направлении. Всего на соборе насчитывается 120 изразцов, но рисунки на них представляют собственно пять узоров. Сюжеты следующие:
1) всадник на коне с знаменем в руке и с короной на голове; на всаднике короткая куртка; позади всадника в правом верхнем углу крепостные ворота с башней; лошадь под всадником не имеет ни седла, ни уздечки; весь рисунок исполнен крайне схематично и грубо: на некоторых изразцах тот же всадник изображен не в короне, а в простой шляпе;
2) стоящие на задних лапах один против другого лев и единорог, а вверху над ними двуглавый орел без короны; изображение напоминает старинные гербы;
3) растительно-геометрический орнамент в виде вазы, расписанной прямыми и ломанными линиями и точками; над вазой поперек протянута цепь, а над ней висящие крючки, похожие на современные оконные закладки; по бокам полукруги с листьями;
4) цветочный и геометрический орнамент, представляющий незамыкаемые вверху и внизу медальоны с цветочками внутри и по углам;
5) цветочный орнамент с крючковидными завитками на концах.
Фон всех ковровских изразцов — зеленый, самые рисунки даны синей, желтой, коричневой и белой поливами.

В Муромском музее имеется шесть изразцов, являющихся несомненными остатками архитектурной декорировки. Все они представляют собой форму плит разной величины толщиною в среднем около 2 см. Рисунок на изразцах дан рельефом и весьма оригинален. На одном растительный орнамент с виньеткой внизу; вверху по углам в особых пряжках изображены буквы И Г.
На трех — растительный орнамент, перемешанный с кружковым геометрическим. На маленьком изразце воспроизведен квадрат с дополнительными квадратиками по углам и кружочками по сторонам; в центре розетка, а по внутренним углам — сердечки. На шестом изразце изображена тумбочка с вставленными в нее цветами. На последнем воспроизведен восточный геометрический орнамент в виде ломанных пересекающихся линий.
Рельефный рисунок муромских изразцов покрыт по светло-голубому полю разных цветов поливой; синей, зеленой, желтоватой и коричневой.


Изразцы Святых ворот Суздальского Ризположенского монастыря

В г. Суздале богатое изразцовое убранство сохранилось на зданиях Ризположенского монастыря. Наиболее обильно украшен изразцами фасад ворот, построенных в конце XVII в. Здесь изразцы размещены в ширинках по широкому поясу под карнизом, по стенкам восьмигранного основания шатровых башен и по столбам и стенкам, на которые опираются арки. Того же типа изразцами украшены квадратные кирпичные перемычки верхнего карниза окон и ширинки в простенках между окон по наружной стене западной паперти соборной церкви. Наконец, изразцами убраны квадратные ширинки, составляющие горизонтальный пояс в нижнем основании окон западной, северной и южной галерей Троицкой церкви, карнизы столбов колокольни и простенки восьмигранника, составляющего основание шатрового верха той же колокольни.


Изразцы, украшающие фасады перечисленных монастырских зданий, имеют один характер: все они с рельефным рисунком в виде разводов, трав, сирен, цветов, цветов с ягодами, иногда в вазах. Рельефный рисунок покрыт по зеленому полю разной поливой: желтою, синею, пурпурною, лимонною и телесного цветов. По технике и орнаменту изразцы вполне сходны с изразцами ростовских и ярославских храмов.

В г. Юрьеве-Польском в церкви Воскресения XVII в. весь пояс под крышей выложен рельефными четырехугольными поливными изразцами вперемежку с полипными же бусинами. Кроме того, наличники окон с северной и южной сторон сделаны сплошь из поливных изразцов. Цвета преобладают зеленый и синий, но в точности установить краски и орнамент изразцов трудно, так как все они густо забелены. В данном случае мы имеем, по-видимому, редкое подражание изразцовой архитектурной декорировке памятников так называемого «Нового Иерусалима».

Наряду с наружным архитектурным убранством во второй пол. XVII в. широкое распространение получила внутренняя декорировка комнат изразцовыми печами. В рассматриваемую эпоху расцвета ценинного дела печи были фигурные, с богатыми сложными контурами и сочными рельефами на разнообразных изразцах, покрытых разноцветной поливой, преимущественно зеленой, желтой и белой. Сообразно назначению в кладке изразцы получали различную форму и наименования: круглые, плоские; поясковые, перемычки, каблуки, исподники, городки, валики, уступы, подзорные, шары, столбовые, ложчатые, прямые, крюки, ножки, языки и углы. Тиснение рельефа на изразцах производилось при помощи станков или форм, по большей части деревянных, а иногда и металлических. Если работа была тщательная, раскраска делалась заботливым наложением и просушкой порознь поливы каждого цвета, а при небрежности поливы смешивались и при обжиге получались подтеки и мутные пятна.
К сожалению, от этих несколько громоздких, но пышных, красочных и декоративных печей, в свое время весьма многочисленных, теперь сохранились очень немногие. При ремонтах безжалостно ломали и удаляли старые изразцы, заменяя их рыночными кафелями позднейшего производства.
Так, в Александровой слободе (г. Александров), в быв. государевых хоромах и в дворцовом приказе, в конце XVII века вновь поставлено было на место прежних (вероятно, зеленых) 20 ценинных печей, из которых полностью не сохранилось ни одной. Отдельные экземпляры ценинных изразцов можно встретить лишь в коллекциях местного музея да в облицовке нескольких поздних печей. Среди этих экземпляров заслуживают внимания:
1) с изображением луковичного растения с широкими листьями: цвета поливы: белый, синий, желтый и коричневый;
2) с орнаментом в виде восьмиконечной розетки с растительным орнаментом внутри и по сторонам. Совершенно сходные изразцы в печах дома Сапожникова в гор. Гороховце;
3) с цветочным орнаментом в виде розеток на длинных стеблях и растительным в виде длинных листьев; по краям, а иногда и в средине изразцов ряды тюльпановидных цветов с кукурузными шишками наверху;
4) мелкие поясковые изразцы с стилизованным растительным орнаментом.

После Александрова самым богатым по изделиям ценинного производства был гор. Гороховец. Этот захолустный в настоящее время городок является одним из самых замечательных исторических уголков. Здесь до сих пор сохранилось 8 гражданских каменных строений XVII—ХѴIII вв. (дома быв. Сапожникова, Серина, Шумилина, Судоплатова, Канунникова, Румянцева и Белова) и ряд памятников церковного зодчества XVII в. В этих старинных сооружениях довольно долго сохранялись замечательные ценинные печи.
В настоящее время уцелели лишь небольшие остатки от этих печей.
Наиболее замечательные печи находились в доме быв. Сапожникова, построенном в ХѴІІ в. Судя по технике и орнаменту, нужно думать, что существовавшие в доме печи поставлены были в разные времена. Самой древней следует признать ту, которая облицована была изразцами с рельефным рисунком восьмиконечной розетки. Печь находилась в нижнем этаже дома и оставалась там до 1899 г., когда наследники Сапожниковых предложили Владимирской Ученой Архивной Комиссии купить эту печь за 30 руб. Печь была куплена и некоторые изразцы ее пошли на украшение западного фасада Исторического музея.


Изразец из северного фасада Исторического музея

От той же, вероятно, печи изразцы, вставленные в верхнюю часть северного фасада. На них орнамент: в центре выпуклый медальон с рельефным растительным рисунком в виде звезды, по краям широкая рамка с рельефным растительным узором. Все изразцы весьма крупных размеров. Фон покрыт в центре белой, а по краям светло-зеленой поливой. Рельефы рисунка даны желтой, коричневой и синей поливами. Нигде снимка с этой печи не сохранилось, но она, несомненно, представляла собой один из самых роскошных образцов многоцветной керамики, отразившей влияние позднего итальянского ренессанса.
В 1924 г. найдены были на чердаке дома Сапожниковых среди всякого мусора несколько десятков изразцов, являющихся остатками не одной ценинной печи. Первую группу составляют изразцы с рисунками восьмилепестного цветка (ромашки) посредине, окруженного волнистыми линиями в форме не закрытого вверху и внизу медальона. Фон — светло-зеленый, линии — белые, а лепестки цветка — желтые и белые вперемежку. Печь, облицованная такими изразцами, должна была иметь чрезвычайно живописный вид.
Вторая группа изразцов имеет рельефный рисунок по синему полю цветочков гвоздики и вишневых ветвей с ягодами. Рельефы покрыты белой поливой.
Третьей группы изразцы изображают цветочно-травянистый узор персидского мотива; среди цветов как будто выделяются гвоздика и вишня. Фон изразцов — зеленовато-фисташковый, цветы белые и желто-горчичные. Судя по тщательности отделки и яркости красок, печи, составленные из подобных изразцов, должны были представлять великолепное украшение комнат.
В том же гор. Гороховце в доме быв. Шумиловых до 80-х годов ХIX века сохранялись две печи ценинных изразцов ХѴII в. Печи имели арочные основания и обложены довольно крупными по размерам изразцами, которые в обшей сложности составляли один узор: вазы с цветами в медальонных рамках на одной печи и восьмиконечные розетки на другой. Пояски печей сделаны: на одной — из продолговатых узких изразцов с рельефным орнаментом в виде жгутитов, а на другой — из узких изразцов с рельефным рисунком городков и медальонов. Карнизы убраны изразцами с стилизованным растительным орнаментом. В настоящее время этих печей не существует. Общие снимки их и детали изданы Б. Веселовским.


Изразцы с фасадов Исторического музея

В гор. Муроме, столь богатом архитектурной керамикой, существовали, несомненно, декоративные ценинные печи. Однако, к настоящему времени из них не сохранилось ни одной. Имелся только снимок с печи из рельефных изразцов, бывшей в настоятельском каменном корпусе Муромского Спасского монастыря, построенного в 1687 г. Печь четырехугольная, стройно-миниатюрная, с скромными выступами в основании, карниза и пояска. Рисунок облицовки — крупные продолговатые четырехугольники, напоминающие книжные оклады; в центре выпуклые медальоны с маленькими отростками сверху, снизу и по бокам и круглыми гнездами посредине; такие же гнезда в наугольниках. В общем рисунок близко напоминает резную инкрустацию по дереву в памятниках немецкого ренессанса XVII ст. и оклады древних русских евангелий.
Во Владимирском музее находится маленький фрагмент печного изразца, найденный в 1900 г. близь Козьмодемьянской церкви в г. Муроме. Это — угловой осколок изразца из красной глины с рельефном изображением ромашки на тонком стебле. Листочки цветка даны зеленой и желтой поливой вперемежку, стебель — зеленой, фон, судя по мелким остаткам, был белый, а самый край обведен зеленым ободком.
В гор. Суздале найдено чрезвычайно мало остатков ценинных печей. В кельях Покровского монастыря удалось открыть несколько экземпляров рельефных изразцов с разноцветной поливой. Наиболее интересные из них:
1) Изразец с рельефным изображением всадника с короной на голове. На всаднике доспехи: кольчуга, перехваченная поясом. Через правое плечо перевязь от колчана или епанчи. Правой рукой всадник держит уздечку, в левой знамя. На коне седло с чепраком, подпругами, нагрудником и нахвостником. Фигура коня с подвязанным хвостом — довольно живая. Под конем стилизованный цветок, наверху в правом углу — растительный орнамент, а в левом надпись «царь Александр». Фон изразца — белый, ободок по краям и фигура коня — зеленые, лицо всадника — белое, корона — коричневая, кольчуга — тоже коричневая, перевязь и глаза — синие и растительный орнамент - желтый. Изразец сделан из красной глины и имеет размеры 19х19 см. Хранится, во Владимирском музее.
2) Изразец с изображением, чрезвычайно выпуклым, двуглавого орла с коронами над головами. Крылья орла распущены и приподняты кверху, лапы с раскрытыми когтями широко расставлены, хвост широко распущен, оперение шеи и туловища весьма крупное. Между головами на высоком стебле распустившийся тюльпановидный цветок, по углам стилизованный растительный орнамент. Фон изразца — светло-зеленый; изображение покрыто белой, зеленой, синей и коричневой поливами.
3) Изразец небольшого размера с выпуклым изображением человеческой фигуры (воина) с короной на голове, в желтом кафтане, темно-коричневых штанах и зеленых сапожках.
4) Изразец с выпуклым рисунком колонны, окруженной тюльпановидными цветами; краски — зеленая, желтая, белая и коричневая.
5) Изразец с арочным рельефным рисунком, составляющим, несомненно, часть общей картины.
Последние три изразца находятся в Суздальском музее.
Во Владимирском музее имеется довольно большая коллекция многоцветных поливных изразцов, пожертвованных в 1902 г. Е. Голышевой и другими лицами. К сожалению, нет известий о месте нахождения этих изразцов. Наиболее интересные среди них следующие:
1. Поясковый изразец с растительно-геометрическим орнаментом, покрытым белой поливой по ярко-синему фону; размер 9х17.
2. Поясковый изразец с рельефным орнаментом: в центре розетка и по бокам растительные крючки с гнездами; верхний и нижний края имеют широкие желобчатые каемки; общий фон — бледно-зеленый, рельефы покрыты белой, синей, желтой и коричневой поливами. Все цвета поливы имеют блестящий оттенок. Рисунок напоминает чеканные и ювелирные немецкие работы.
3. Поясковый изразец с стилизованным растительным орнаментом, напоминающим чеканку и резьбу XVII в. Тот же мотив удержался в деревянной резьбе Вязниковского уезда. Цвета поливы: зеленая, синяя, желтая и коричневая. Размер—10х29см.
4. Фрагмент пояскового изразца с чрезвычайно интересным раковистым орнаментом в стиле немецкого барокко; подобный орнамент мы имеем на изразцовом сандрике сложной формы из «петушиных гребешков» в изразцовом наличнике Нового Иерусалима. Цвета поливы: белый, светло-зеленый, желтый и синий.
5. Фрагмент пояскового изразца вогнутой формы; по желтому фону вогнутой части дан рельефом орнамент стилизованных цветов в стиле немецких чеканных и ювелирных работ времен ренессанса; по краям ободки, покрытые белой и синей поливой; рельефный рисунок дан синей, зеленой и белой поливой.
6. Поясковый изразец с рисунком на серовато-белом фоне широкого пяти-лепестного цветка; по сторонам — маргаритки с зелеными и желтыми лепестками; кругом двойной ободок, покрытый зеленой и желтой поливой.
7. Поясковый изразец, выпуклый наружу, с рельефным растительно-геометрическим орнаментом в виде перекрещивающихся стеблей; фон синий, рельеф орнамента — белый.
8. Изразец от основания печки в форме двух арочек с свешивающейся посредине гирькой; по светло-зеленому фону дан рельефный стилизованный растительный орнамент, покрытый белой, синей, зеленой и коричневой полипами.
9. Изразец от карниза или пояска печи, украшенный рельефным стилизованным растительным орнаментом вверху и выпуклыми крупными бусинами по нижнему краю; фон голубоватый, рельеф — светло-зеленый.
10. Пять изразцов, совершенно сходных по материалу и стилю орнамента, а потому принадлежащих, несомненно, одной печи. Из них три стенные, являющиеся частями общего рисунка, представляющею крупный четырехугольник в широкой рамке с медальоном посредине, обрамленным наугольниками. Рамка и наугольники покрыты крупным растительным орнаментом. В медальоне изображена ложчатая ваза с цветами. Весь рисунок дан довольно высоким рельефом. Цвета поливы яркие: зеленый, синий, желтый, коричневый и белый. Из той же печи угловой изразец с прекрасно формованной колонкой по углу, украшенной бусинами и перемычками. Пятый изразец поясковый с рельефным растительным орнаментом. Цвета полипы те же. Составленная из таких изразцов печь должна была поражать сверкающей пышностью красок и орнаментики.

Судя по описанным памятникам, ценинное дело развивалось с необыкновенной быстротой. Здесь не наблюдается той шаблонности, которая характеризует выделку зеленых изразцов. Овладев техникой поливы, русский мастер проявил изумительную изобретательность в подборе и сочетании красок, а вековые навыки в резьбе и формовании позволили ему перенести на глиняный рельеф с некоторой переработкой все богатство орнаментики завозимых на Русь чужеземных тканей, картин и чеканных изделий.
Полное отсутствие исторических материалов не позволяет установить последовательность в развитии ценинного мастерства. Некоторым основанием для догадок в данном направлении может служить разве только поливная раскраска изделий: на одних изразцах, как мы видели, полива двух цветов, на других - трех, на многих — четырех и, наконец, большая часть изразцов покрыта поливами пяти цветов. Применение поливной полихромии требовало известного знания химических законов и соответствующего оборудования изразцовых мастерских, что усвоилось и приобреталось не сразу. Надо предполагать, что после зеленого цвета, который, оставался основным и составляет фон большинства многоцветных изразцов, первыми красками, применяемыми в ценинном деле, были синяя и белая: первая, как любимая и наиболее распространенная в других изделиях, а вторая — как самая простая химически (получалась из извести). Изразцы, покрытые какой-либо одной из указанных красок (синей) или двумя (синей и белой), или тремя (зеленой, синей и белой), имеются в г.г. Гороховце, Муроме и во Владимире. Поливы желтая и коричневая, получаемые путем примешивания окисей свинца, антимония, меди и железа, вводятся в гамму изразцовой полихромии впоследствии. При одном и том же красильном начале чистота и оттенок цвета менялись, и порою весьма значительно, в зависимости от качества основных веществ, степени жара и характера огня. Но в основе оставались только пять перечисленных цветов.
А.И. Иванов «Забытое производство». Очерк изразцовой промышленности Владимирского края. 1930 г.

1. Из истории изразцового производства
2. Зеленые изразцы
3. Ценинные изразцы (многоцветная поливная керамика)
4. Расписные изразцы
5. Производство изразцов на Владимирской земле
Гончарная Слобода
Кирпичные заводы города Владимира
Категория: Владимир | Добавил: Николай (23.03.2018)
Просмотров: 3990 | Теги: Промышленность | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru