Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
24.11.2024
19:09
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1621]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [199]
Вязники [352]
Камешково [257]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [184]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2406]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [176]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Из истории изразцового производства

Из истории изразцового производства

Производство изразцов принадлежит к числу древнейших, но весьма мало изученных. До настоящего времени остается не выясненным даже вопрос о времени возникновения изразцового дела в России. Равным образом не установлено, откуда получили русские первоначальное знакомство с выделкой изразцовых произведений и как распространялось это мастерство на русской почве.
Попытки отнести начало изразцовой промышленности к первым векам русской истории и увязать это явление с влиянием Византии не имеют вполне достаточных обоснований. Добытые раскопками в киевских развалинах и в других местах поливные плитки и кирпичи, великокняжеская древность которых не вызывает сомнения, представляют собой слишком шаткий материал для заключении о существовании на Руси изразцового дела в Домонгольский период.


Фрагменты поливных плиток пола Рождественского собора Суздаля. XIII в.

Более веским является предположение о первоначальном позаимствовании русскими изразцового искусства от татар, в домашнем быту которых изразцы и поливные изделия были в большом употреблении. Свидетельства Палласа, археологические раскопки Терещенко и ряда других ученых и, наконец, исследования Баллода доказывают, что в пределах нижнего и среднего Поволжья существовали во времена Золотой Орды многочисленные города, которые отличались не только высокой архитектурой, но и чрезвычайно богатым художественным убранством. На месте этих городов XIII—XIV в. в. открыты грандиозные дворцы и богатые дома с сложною системою центрального отопления и водопроводами, геометрически правильно распланированные улицы и площади, каравансараи, мечети, мавзолеи, шелковые ткани и парча из погребений, серебряные ковши и венецианское и персидское стекло. Но особенно многочисленны находки изразцов, которыми были выложены целые стены и которые составляли, по-видимому, одну из самых развитых отраслей татарской промышленности.
Для русских, находившихся в постоянных сношениях с Ордой, легко было познакомиться со всеми достижениями татарской культуры и в том числе — с изразцовым искусством. Однако, по невыясненным до сих пор причинам, русское средневековье очень скудно данными в области изразцовой керамики, и в нашем распоряжении нет материалов для выводов о татарских влияниях.
Приходится поэтому скорее признать, что возникновение изразцового мастерства на территории России относится к проявлениям самобытного русского творчества, перенесшего на глину искусство каменной и деревянной резьбы. Отсюда понятным становится и то обстоятельство, что самые древние остатки русской изразцовой промышленности, относящиеся к XIV—XVI в. в., обнаруживаются главным образом в центральных русских областях и представляют собой кирпичи и кафли с горельефными изображениями и орнаментом, не имеющими поливы. Высокий рельеф, а у некоторых и стиль орнамента, довольно ясно обнаруживают связь указанных изделий с техникой резьбы по камню.
Применение поливы в русском изразцовом производстве начинает определенно прослеживаться на памятниках только со второй половины XVI столетия, при чем первоначально в употреблении была одна только полива зеленой окраски. Из того весьма небольшого количества экземпляров многоцветной поливной керамики, которые отнесены некоторыми исследователями к произведениям русской изразцовой промышленности XVI в., часть должна быть датирована более поздним временем, а часть — отнесена к привозным предметам. Преемственная же связь зеленых изразцов с красными доказывается необыкновенным сходством между ними в технике и орнаменте.
Техника поливы или муравы заимствовалась с Запада: доказательством служит вызов в Москву в 1631 г. из-за границы мастера — муравленика Орнольта Евермета, а также и то, что наиболее древние памятники зеленой мурамленой керамики находятся во Пскове, имевшем некогда деятельные торговые и иные сношения с Западом.
По-видимому, в течение первой половины XVII века господствовала зеленая полива в изразцовом производстве и вместе с тем происходило усвоение западной керамической техники. Более определенно богатая и многоцветная керамика выступает в России только со второй пол. XVII столетия.
Главными центрами производства многоцветных поливных или ценинных изразцов были Иверский и Воскресенский монастыри и Москва. Отсюда роскошная керамика перекинулась в провинцию, получив широкое применение в наружной архитектурной разделке зданий и в облицовке домашних печей.
К концу XVII века обнаружился новый перелом стиля в выделке изразцов, происшедший под влиянием усиленных веяний с Запада. В это время начали ввозить в Россию в большом количестве расписные голландские изразцы с изображением голландских мельниц, каналов, торговок, китайских фигур и иногда целых сцен, исполненных в легком и художественном стиле, по большей части синей краской по белому фону. Голландские изразцы, в связи с распространением просвещения, быстро вошли в моду, и русское производство должно было пойти навстречу требованиям нового вкуса. На изразцах начали постепенно пропадать густые и сложные рельефы и расширяться гладкие поверхности, покрытые сюжетной росписью.
Расписные гладкие изразцы господствовали до второй половины XVIII века, пока не произошла эволюция в сторону нового классического стиля. Этот стиль изгонял элементы декоративности, благодаря чему раскраска с изразцов начала пропадать. Печи стали делать в виде строгих архитектурных классических сооружений, изящных, но холодных. К началу XIX века декоративные изразцы были всюду почти забыты.
Такова в общих чертах история изразцового производства. На изразцах Влад, края она прослеживается почти во всех важнейших этапах.

Красные изразцы

Наиболее древними остатками изразцового дела, сохранившимися в пределах Владимирского края, следует признать так называемые «красные изразцы» (без поливы).
Материал по этим изразцам довольно скуден в количественном отношении. Впервые красные изразцы были найдены гр. Уваровым в 1851 г. в Суздале на «воеводском дворе» и московским архитектором Н.А. Шохиным в 1872 г. в кремле. Впоследствии в отдельных находках красные изразцы обнаружены в Москве, Твери, Калязине, Угличе и Рязани.
В пределах Владимирского края среди старых музейных собраний известно 6 красных изразцов, найденных, по-видимому, в разное время и в разных местах. Из них 5 шт. хранятся во Владимирском музее, куда они пожертвованы в 1901 г. П. Г. Бегеном, и один в Муромском музее.

Красный изразец. Находится во Владимирском музее, представляет собою большого размера кирпич удлиненной квадратной формы, гладкий сзади; высота кирпича 24,5 см., ширина 20 см. и толщина, считая рельеф орнамента, 6 см. Масса, из которой он сделан, довольно чистая, весьма близкая к отмученной, терракотовой. Обронный узор состоит из геометризированного орнамента: в центре кружок с заключенным внутри крестиком, по бокам со всех 4-х сторон сердечки, при чем вверху и внизу они довольно выдержаны, а с левой и правой стороны стилизованы до формы простых треугольников; по углам ветви, идущие от круга, с сильно стилизованными листьями в виде петлей, по два на каждой. Описанный изразец найден в 1901 году М. Г. Стаховским в г. Суздале.

В 1927 и 1928 гг. при нивелировке земли около с. Красного под гор. Владимиром, на месте быв. Федоровского монастыря, были обнаружены следы древней жилой постройки. Здесь, среди щебня и мусора, найдены были многочисленные осколки старинных замечательно интересных изразцов. Все изразцы сделаны из красной глины и, судя по наличию у них с задней стороны рюмки, принадлежали к печной облицовке. Большинство изразцов относится к группе красных, так как на них не заметно ни малейших следов поливы и, кроме того, по материалу, технике и орнаменту они чрезвычайно сходны с вышеописанными. Материал указанных изразцов составляет довольно чистая глина. Преобладающим рисунком на них является сюжет, данный высоким отчетливым рельефом. Насколько позволяют судить сохранившиеся осколки, изразцы имели следующие интересные рисунки:

Изображение единорога с короткими толстыми ногами, с удлиненной лошадиной шеей и удлиненным туловищем; верхний правый угол заполнен пальмовидным растением, такие же растеньица более мелкие впереди и внизу изображения.

Изображение всадника, туловище которого сохранилось только в нижней части по пояс. Седло под всадником очень высокое. Шея у коня — длинная, прямо поставленная. По бокам изображения — стилизованный растительный орнамент.

Изображение всадника в кольчуге и с перевязью через левое плечо, концы которой развеваются сзади; на голове корона; в правой руке короткий меч, похожий на кривой нож; лицо всадника обращено к зрителям. Конь под всадником с четко выделанной гривой и уздечкой. По углам изразца — стилизованный растительный орнамент. На некоторых осколках от изразцов того же рисунка имеется надпись вверху, которую разобрать невозможно.
Изображение всадника, замахивающегося мечем. Фигура всадника очень схематична. Лошадь под всадником с короткими ногами и длинным туловищем.
Изображения двуглавых орлов с расставленными лапами, с опущенными или несколько приподнятыми крыльями, имеющими крупное или мелкое оперение. В углу одного из таких изразцов имеется остаток надписи — К А.
Уголок изразца с прекрасным изображением птички под деревом.
Продолговатый изразец с изображением в центре маски фараона, по бокам — растительный орнамент.
Осколок изразца с стилизованным растительным орнаментом и с надписью вверху, в которой можно выделить буквы Ю и В. Несомненно, здесь мы имеем остаток какого-либо сюжетного рисунка.
На всех перечисленных изразцах, изображения даны высоким рельефом по углубленному лицевому полю, заключенному в широкую боковую рамку. Среди изображений особое внимание обращает на себя изображение всадника, сопровождающееся на некоторых изразцах неразборчивой надписью вверху. С большой вероятностью можно предполагать, что в данном случае, мы дело имеем с изображением Александра Македонского, которое будет часто встречаться в разных вариациях на зеленых и многоцветных поливных изразцах и которое являлось, по-видимому, наиболее распространенным в местной керамике.
Особенности техники, качества материала и изображений (единорог, двуглавые орлы без корон и всадника в короне), а главное, место находки позволяют с решительностью отнести все описанные изразцы ко времени основания быв. Федоровского монастыря, на месте которого они найдены, т. е. ко второй половине XVI века.
Вместе с красными изразцами на том же месте обнаружены были осколки изразцов иного типа. Изразцы этой второй группы сделаны также из красной глины, но более грубого качества. Орнамент на них исключительно растительно-геометрический и дан низким рельефом по гладкому полю. На всех изразцах сохранились в большей или меньшей степени следы зеленой поливы. Указанные признаки заставляют отнести данную группу изразцов к более позднему времени, т. е. к XVII стол., при чем самый факт совместного нахождения „красных" изразцов с зелеными муравлеными изразцами довольно знаменательно указывает на то, в какой последовательности шло развитие изразцового производства.

Зеленые изразцы

Красные изразцы в дальнейшем ходе развития русской изразцовой промышленности постепенно вытесняются «зелеными». Последнее название усвояется письменными памятниками XVII в. изразцам, покрытым одноцветной зеленой глазурью.
Зеленые муравленые изразцы сохранились в довольно большом количестве. Они известны во всех древних городах Владимирского края и даже в некоторых сельских местностях. Употреблялись зеленые изразцы как для внешней облицовки архитектурных памятников, гак и для облицовки домашних печей. По материалу, технике и орнаменту они отличаются большим разнообразием, нежели красные, и должны быть отнесены к разным временам. Самые древние современны, несомненно, красным изразцам, а самые поздние встречаются в начале XXIII ст.
Что зеленая глазурь является первым этапом в широком применении поливы, на это указывает чрезвычайное сходство некоторых зеленых изразцов с красными в форме, технике и орнаменте. Имеются даже такие примеры совпадения, которые доказывают, что мастера тех и других изразцов пользовались одними и теми же станками или формами.
Наиболее простыми изделиями рассматриваемого производства являлась черепица. Во Владимирском музее имеется 6 плиток черепиц, покрытых темно-зеленой поливой. Все они сделаны из красной глины и имеют одинаковую форму вытянутых лопаточек, верхний конец которых несколько сужен, а нижний, покрытый зеленой глазурью, завершается тремя постепенно уменьшающимися уступами. По средине плитки, несколько ближе к верхнему краю, имеется дырочка для прикрепления черепицы гвоздем, который вбивается в шов каменной кладки. Размеры черепицы различны: 5 плиток имеют 22 см. длины, 11,5 см. ширины и 1,5 см. толщины, одна плитка — 20 см. длины, 8,5 см. ширины и 1 см. толщины. Н. Султанов относит более крупные черепицы к башенным постройкам, а мелкие к церковным. Такое разграничение черепицы с точки зрения размеров едва ли может быть признано вполне правильным. Необходимо допустить, что в одних и тех же зданиях для верхних частей покрытия употреблялась более мелкая, а для нижних — более крупная черепица.
Откуда поступили в музей описанные черепицы — неизвестно. В настоящее время во Владимирском крае не сохранилось ни одного архитектурного памятника с черепичным покрытием. Только на одной из башен Ризположенского монастыря в Суздале имеются слабые следы черепицы (зеленой). Однако, на широкое применение черепицы, особенно в XVII в., в церковном зодчестве местного края имеется целый ряд указаний в литературных и рукописных источниках.
Так, в труде Н. Султанова «Изразцы в древнерусском искусстве» помещен снимок шатровой колокольни при Суздальском соборе, построенной в 1635—1636 г. и имевшей покрытие зеленой черепицей, чрезвычайно редкой и едва ли даже не единственной многогранной формы. К сожалению, экземпляров этой черепицы не сохранилось. На основании рисунка можно заключить, что зеленая глазурь черепицы придавала общей окраске шатрового покрытия весьма богатые и красивые переливы.
Во вкладной книге Владимирского Рождественского монастыря под 1681 и 1689 гг. отмечено, что главы соборной церкви, приделов и колокольни были покрыты «черепицею мурамленою и с подзоры». Черепичное покрытие на монастырских главах сохранялось до средины XVIII ст.



Черепица. XVII-XIX вв.

В описи Муромского Троицкого монастыря, составленной в 1766 г., говорится, что главы монастыря обиты черепицею и сохранились в целости.
Еще более широкое применение получила зеленая полива в изразцовой керамике и, прежде всего, на изразцах, употребляемых для внешней декорировки архитектурных сооружений. Во Владимирском музее имеется 10 изразцов с рельефным орнаментом, покрытым зеленой глазурью.
Один изразец квадратной формы с рельефным изображением двуглавого орла. Материалом для изразца служила белая отмученная глина. Размеры его: высота и ширина — 14 см., толщина лицевой стенки вместе с рельефом - 1,5 см., глубина рюмки — 4.5 см., а глубина рельефа — 0,6 см. В боках рюмки при основании имеются отверстия для закрепления. Внешние стенки рюмки почти во всю ширину покрыты зеленой поливой. Изображение двуглавого орла дано в углублении, окруженном по краям широкой рамкой. Головы орла посажены на длинных шеях и имеют отчетливо вырисованные короны; между шеями представлена, по-видимому, третья корона в виде трех листиков, расходящихся веером. Крылья орла раскрыты и опущены вниз, над крыльями под шеями по одной звездочке, на груди нет никакого герба и никаких изображений; хвост распущен веером вниз, лапы широко расставлены, но ничего не содержат в когтях; в углах между концами крыльев и лапами продолговатые рубчатые шишечки. Весь рисунок и даже оперение выполнены с необыкновенной отчетливостью.

По особенностям изображения и по технике исполнения изразец почти сходен с «красным» изразцом, найденным в Московском кремле на месте древних «Приказов» и с «красными» изразцами, найденными на месте быв. Федоровского монастыря.
На остальных 9 изразцах, совершенно сходных по материалу, размерам и технике с предшествующим, представлено стилизованное растение с тонким стволом и с бурно разбегающимися по сторонам ветвями, которые оканчиваются двумя или тремя листиками. Орнамент дан мелким рельефом в четырехугольном углублении изразца, образуемом боковой рамкой, и поражает тщательностью исполнения.

Описанные изразцы открыты в 1853 г. на пути от Владимирского Успенского собора к бульвару, на месте древней колокольни собора, на глубине около 1 м. Здесь же обнаружены были основания древнего строения из диких камней и старинные кирпичи. Затем изразцы брошены были вместе с мусором в кладовой новой соборной колокольни, откуда и извлечены в 1925 г. Самое место первоначальной находки как будто указывает, что эти памятники являются остатками внешней архитектурной декорировки старой соборной колокольни, время построения которой относится к XYI стол. На сохранившихся рисунках колокольни видно, что изразцы были вставлены в квадратные ширинки, украшающие фриз нижнего яруса.
Совершенно сходные с описанными по материалу, технике, размерам и орнаменту имеются изразцы на Богородицкой (семинарской) церкви в г. Владимире. Как видно из надписи, вырезанной на белокаменной плите в западной стене храма, время постройки его относится к 1649 г. К означенной дате должны быть приурочены и самые изразцы, украшающие некоторые части памятника. Главная масса изразцов помещена на шеях пяти церковных глав. Они образуют здесь узкие фризы или пояски между карнизом и арочками колонок, причем поставлены в ряд не на край, а на угол. Далее, изразцами украшены: кокошники северных и южных окон, крытая церковная галерея, окружающая храм с западной и северной сторон, южное и северное крыльца и нижняя часть второго яруса колокольни, при чем везде изразцы помещены в глубоких квадратных ширинках и поставлены на угол так, что стороны их имеют наклон под углом 45 гр. к сторонам ширинок.
Всего на Богородицкой церкви сохранилось более 200 изразцов, из которых значительная часть забелена. На всех изразцах повторяются одни и те же изображения: двуглавый орел и растительная орнаментика. Отличительная особенность постановки изразцов заключается в том, что они вставлены не в одной плоскости с поверхностью стены, а выступают приблизительно на 1,5 см., образуя надстенный выпуклый орнамент.

Замечательны по своей оригинальности зеленые изразцы, украшающие Троицкий и Казанский храмы Троицкого монастыря в г. Муроме. Как видно из надписей, высеченных вязью на стенах этих храмов, первый построен в 1643 г., а второй в 1648 г. По богатству своего внешнего архитектурного убранства, выражающегося в тройном ряде теремков, в вычурных полуколонках, розетках, ширинках, перемычках и красивых оконных наличниках, указанные храмы принадлежат к числу выдающихся памятников церковного зодчества XVII ст. Присутствие на стенах изразцов дополняет и еще более усиливает яркость картины.
Изразцами украшены: теремки нижнего ряда, кокошники окон, ширинки южной одноэтажной галереи, простенки над окнами и некоторые другие части зданий. Особенно богато убраны изразцами широкие фризы, идущие под карнизами главных зданий, алтарных абсид и южной одноэтажной галереи Троицкого храма. Изразцы расположены здесь в два сплошных ряда, при чем в нижнем поставлены на край, а в верхнем на угол.
Судя по некоторым исследованным изразцам, все они сделаны, по-видимому, из чистой белой глины и имеют одинаковые размеры— 18х18 см. Орнамент рельефа довольно разнообразен: геометрический — в виде креста с острыми на концах углами, растительный — в виде кустиков, и фигурный, представляющий крылатых драконов, птицу Сирина, двуглавых орлов и вооруженных всадников.

Значительная часть изразцов покрыта зеленой поливой, на остальных — полива желтого или красно-коричневого цвета.
Во Владимирском музее находится один зеленый изразец, поступивший из Муромского Троицкого монастыря в 1900 г. Изразец сделан из отмученной белой глины. Размеры его: 18 см. высоты и 18 см. ширины, глубина рельефа—0,5 см. Сзади изразца имеется рюмка квадратной формы размерами 16х16 при глубине 9,5 см. с круглыми отверстиями по бокам для закрепления.
На изразце изображены четыре всадника, из которых первый, судя по короне, царь стреляет из лука; непосредственно за ним следует его знаменосец со знаменем в руках; за знаменосцем едут два воина, вооруженные длинными копьями; сзади виднеется копье третьего воина. Все четыре всадника имеют колчаны со стрелами, привешенные на правом боку у пояса. На всадниках надеты шлемы, по своей форме весьма напоминающие так называемые шишаки с наушниками. На царе и на воинах совершенно одинаковые короткие выше колеи кафтаны, застегнутые спереди, расшитые по древне-русскому обыкновению по всей груди петлицами и перетянутые поясом. На коне царя заметны: седло, чепрак и уздечка. Вверху изразца рельефная надпись: «Приступ Александра цариа ко граду египту». Рельеф изображения окружен довольно широким краевым ободком.

При рассмотрении изразцов Троицкого муромского монастыря бросаются в глаза следующие заслуживающие внимания особенности: 1) материалом для изразцов служила та же белая глина, из которой сделаны описанные выше зеленые изразцы (Владимирского музея и быв. Богородицкой церкви); 2) по технике и рисункам изразцы эти имеют почти полное сходство как с красными, так и с рассмотренными выше зелеными изразцами, отличаясь только большими размерами, и 3) все изразцы сделаны по типу печных, т. е. с рюмкой, имеющей боковые отверстия.

Следующим архитектурным памятником, сохранившим на себе убранство зелеными изразцами, является церковь упраздненного Сновидского монастыря в с. Сновицах под Владимиром. По своему стилю церковь напоминает памятники XVI в., но имеет ряд переделок и пристроек позднейшего времени. К числу последних относится крытое ступенчатое крыльцо, расположенное с западной стороны. На прямоугольных столбах и подоконных стенках этого крыльца в квадратных ширинках вставлены древние зеленые изразцы, всего числом 14.
На изразцах повторяются четыре разных изображения. Одна группа изразцов имеет изображение птицы в короне. В правом верхнем углу помещается крайне неразборчивая надпись. По некоторым отдельным буквам и по особенностям изображения можно догадываться, что здесь представлена птица Сирин. Кругом птицы растительный орнамент в виде традиционных трилистников. Изразцы второй группы дают изображение всадника в короне. Фигура лошади с несоразмерно короткими ногами и фигура всадника с коротким прямым туловищем и с большой головой исполнены чрезвычайно грубо. В левом верхнем углу имеются намеки на какое то здание. Присутствие на всаднике короны говорит за то, что здесь мы имеем весьма неумелое изображение какого то царя, вероятнее всего излюбленного в местном изразцовом производстве Александра Македонского. На изразцах третьей группы — весьма распространенный на поливных изделиях конца XVII века орнамент: ваза или кувшин с цветами. Наконец, несколько изразцов представляют также довольно распространенный в конце XVII в. рисунок: стилизованные цветки, заключенные в медальон, при чем углы изразцов заполнены ветками крупных размеров.

Весьма любопытное изразцовое убранство сохранилось на колокольне Спасской церкви в гор. Владимире. Здесь под пролетами на всех четырех сторонах имеются зеленые изразцы, поставленные на угол. Все они сделаны из белой глины, с квадратными глубокими стаканами с задней стороны и с широким ободком кругом рельефного изображения. Изображения на изразцах следующие: на одном — Александр Македонский с дружиной, при чем имеющуюся вверху надпись разобрать невозможно; на двух изразцах — всадник в короне с неразборчивой надписью в верхнем правом углу; на одном — двуглавый пластанный орел с коронами. На всех остальных изразцах изображения стерты и замазаны. В общем, изразцы совершенно сходны по технике и изображениям с изразцами Сновидской церкви и Троицкого монастыря в Муроме.

Самым поздним архитектурным памятником, сохранившим на себе в качестве внешнего убранства зеленые изразцы, является Николо-Галейская церковь в г. Владимире. Как видно из надписи, сделанной вязью на белокаменной плите паперти, церковь построена в 1733 г. Изразцы украшают верхний и средний барабаны церкви и пролеты под окнами колокольни. Всего имеется 54 изразца. Рисунок на них одинаков: по гладкому фону низким рельефом дана розетка, заключенная в восьмиугольную звезду.

Таким образом, применение, зеленых изразцов в архитектурной декорировке церковных сооружений было развито в довольно широких размерах и удерживалось в течение почти полутора столетий — с конца XVI или начала XVII ст. и до средины XVIII.

Не менее значительное распространение получили зеленые изразцы при облицовке печей в богатых домах.
Во Владимирском крае печные зеленые изразцы сохранились в наибольшем количестве в г. Александрове, где изразцовое производство широко процветало, по-видимому, во времена Ивана Грозного. Из расходных книг казенного приказа за 1684 г. видно, что в означенном году за пометкой дьяка Михаила Волкова велено было починить в дворцовой Александровой Слободе в государевых хоромах и в дворцовом приказе 20 изращатых печей. Через 100 лет в зданиях Александровской слободы вновь произведены были крупные починки и переделки. Из описи ветхостей монастырских церквей и келий, составленной в 1779 г. командированным государственной коллегией экономии архитектором Николаем фон-Бергом, мы узнаем, что среди многочисленных переделок намечались, между прочим, следующие: 1) печи изращатые в придельных алтарях ц. Успения и в трапезе за ветхостью разобрать и места печные заделать и сделать вновь две печи в паперти из новых изразцов; 2) две печи в трапезе церкви Сретения при больнице разломать и сделать одну голландскую печь; 3) в каменных и деревянных кельях, где живали царевны, под колокольней при церкви страстей господних, сделать из старых изразцов печь; 4) в корпусе внутри монастыря от святых ворот на левой стороне по всех кельях печи изращатые везде разобрать и сделать вновь с прибавкою новых изразцов. Весь ремонт в монастыре оценен был в 19088 руб. 55 коп., каковая сумма и отпущена была Эконом коллегией в течение 4 лет.
В результате всех указанных переделок к 1930-му году не сохранилось ни одной печи в Александровском монастыре в первоначальной целости: все они разобраны или переделаны. При переделках более ранние изразцы перемешивались с более поздними и существующие печи представляют собой сборную изразцовую облицовку, в которой встречаются в довольно большом количестве зеленые изразцы разных времен. К числу самых древних среди них следует отнести:
1) с рельефным изображением двуглавых коронованных пластанных орлов и единорогов. Орлы даны с необыкновенно отчетливым мелким оперением на туловище и шеях и схематически поставленными лапами и крыльями, каковых явлений мы не наблюдаем на изразцах XVII века. Изображение единорога, заимствованное с запада средних веков, как символ чистоты, непорочности и в то же время могущества, мы имеем на печати Ивана Грозного, которую считают веретенной;
2) несколько чрезвычайно оригинальных изразцов с горельефным изображением трех луковичных главок с копьевидным верхом и на тонких шейках; главки посажены на двойное рамочное основание, при чем все изображение окружено по краям широким ободком с угольчатым орнаментом;
3) изразцы с геометрическим орнаментом в виде кругов, взаимно пересекающихся; внутри секторов, образуемых пересечениями, помещены шишечки в рубчатых окружениях.
В виду того, что изразцы второй пол. XVII в. почти совершенно не знают геометрических узоров, описанные Александровские изразцы могут быть отнесены к значительно более раннему времени.
Далее, имеются зеленые изразцы с следующими характерными рисунками:
1) с изображением вазы о двух ручках с цветами, заключенной как бы в тройной ряд рамок: первая, непосредственно окружающая, овальной формы с растительными побегами по сторонам; вторая — четырехугольная узкая и третья — широкая с тонкой насечкой по краям;
2) с изображением вазы о двух ручках с более пышными цветами, окруженной широкой рамкой, имеющей вверху арочную форму.

В каталоге фотографических снимков И. Ф. Барщевского под № 745 имеется снимок с замечательной печи из зеленых изразцов, существовавшей в приделе Троицкой ц. с. Подолиц, Юрьевского уезда. Верхний и нижний края печи облицованы низкими продолговатыми изразцами с древнерусской растительной орнаментикой в виде завивающихся стеблей, напоминающей басменные узоры XVII века. Два верхние ряда в печи заполнены также низкими продолговатыми изразцами с изображением птицы в аканфе, крылья птицы распущены и клюв полураскрыт. Следующие книзу два ряда заполнены крупными четырехугольными изразцами, составляющими единый узор ниспадающих медальонов, внутри которых дан растительный рисунок в форме четырехконечного креста. Последние нижние два ряда составлены из еще более крупных четырехугольных изразцов, орнамент которых также образует единый узор в виде ниспадающих медальонов, несколько сплюснутых сверху и снизу. Внутри медальонов чередуются два рисунка: солнечный стрельчатый круг и распускающийся цветок мака.
А.И. Иванов «Забытое производство». Очерк изразцовой промышленности Владимирского края. 1930 г.

1. Из истории изразцового производства
2. Зеленые изразцы
3. Ценинные изразцы (многоцветная поливная керамика)
4. Расписные изразцы
5. Производство изразцов на Владимирской земле
Гончарная Слобода
Кирпичные заводы города Владимира
Категория: Владимир | Добавил: Николай (23.03.2018)
Просмотров: 2048 | Теги: Промышленность | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru