Главная
Регистрация
Вход
Четверг
31.10.2024
06:51
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1615]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [351]
Камешково [249]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [182]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2402]
архитекторы [30]
краеведение [73]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [174]
Боголюбово [20]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Александров

Село Годуново Александровского района Владимирской области

Село Годуново

Годуново — село в Александровском районе Владимирской области России, входит в состав Андреевского сельского поселения.
Село расположено в 23 км на северо-запад от города Александрова. «Село Годуново, Андреевское тож, находится в Александровском уезде, во втором благочинническом округе, расстоянием от губернского города в 108 верст, и от уездного в 18 верст, по торговой из г. Александрова в село Симу, Юрьевского уезда, дороге на 19 версте близь р. Малый-Киржач, по сбоим берегам в него текущего ручья Андреевского и от станций Московско-Ярославской ж. дороги: Балакирево в 10 в. и Берендеево в 6 верст» [2].


Фрагмент карты Менде Владимирской губернии 1850 года

- Поселение 1 (мезолит, 14-17 вв.) расположено в 1.4 км. к северо-западу от церкви села Годуново, ок. 1.2 км. к северу северо-востоку от д. Пречистино, мыс надпойменной террасы левого берега р. М. Киржач при впадении р. Яловка, левый берег последней. Размеры ок. 130х100 м., высота над рекой 9 м. Кремневые нуклеус, резец, пластины и отщепы эпохи мезолита.
- Поселение 2 (мезолит, 11-13 вв.) расположено напротив поселения 1. Размеры 75х60 м., высота над рекой 5 м. Поверхность поросла лесом, частично нарушена старой дорогой. Кремневые резец, отщепы и пластины мезолитического облика.
- Стоянка (мезолит) расположена в 0.8 км. к северу северо-востоку от деревни Пречистино, 1.3 км. к северо-западу от церкви с. Годуново, у излучины левого берега р. М. Киржач. Размеры ок. 120х110 м., высота над рекой 9 м. На пашне найдены кремневые отщепы и пластины мезолитического возраста.
- Стоянка 2 (неолит) расположена в 2.2 км. к юго-западу от деревни М. Вески, ок. 2.5 км. к северо-востоку от церкви с. Годуново, край излучины левобережной старицы р. М. Киржач. Размеры ок. 90х40 м., высота над рекой 4 м. Керамика лепная, с накольчатым орнаментом верхневолжской к-ры, кремневые нуклеус, отщепы.
- Стоянка 1 (неолит) расположена 2.8 км. к юго-востоку от села Чернецкое, 2.4 к северу северо-западу от церкви с. Годуново, мысовидный выступ первой надпойменной террасы правого берега р. М. Киржач, между старицами. Размеры ок. 100х70 м., высота над рекой 5 м. Найдены кремневые скребок, отщепы и пластины, предположительно отнесенные к раннему неолиту.
- Стоянка 3 (неолит) расположена в 2.6 км. к юго-востоку от села Чернецкое, 2.6 км. к северу северо-западу от церкви с. Годуново, мысовидный выступ первой надпойменной террасы правого берега р. М. Киржач, ок. 100 м. к западу от стоянки 2. Керамика лепная тонкостенная, с накольчато-гребенчатой орнаментацией верхневолжской к-ры, кремневые пластины и отщепы.
- Стоянка 1 (неолит) расположена в 2 км. к востоку от деревни Еловка, 1 км. к северу от д. Пречистино, пологий мыс первой надпойменной террасы правого берега р. М. Киржач при впадении безымянного ручья, левый берег последнего. Размеры ок. 100х100 м., высота над рекой 5 м. Керамика лепная тонкостенная, слабо обожженная, с накольчато-гребенчатой орнаментацией, отнесенная к верхневолжской к-ре, кремневые скребок, пластины и отщепы.
Стоянка (неолит) расположена в 2.4 км. к северу от церкви села Годуново, 2.8 км. к югу юго-востоку от с. Чернецкое, мыс первой надпойменной террасы левого берега р. М. Киржач (правый приток р. Киржач, левого притока р. Клязьма) при слиянии со старицей. Размеры ок. 130х50 м., высота над рекой 4 м. Поверхность поросла лесом. Керамика лепная, слабо обожженная, с накольчато-гребенчатой орнаментацией верхневолжской к-ры, лепная с ямочно-гребенчатой орнаментацией льяловской к-ры, кремневые отщепы.
- Поселение 3 (неолит, 11-13 вв.). Размеры ок. 110х70 м., высота над старицей до 5 м. поверхность поросла лесом, нарушена ямой. Кремневые скребок, нуклеус, отщепы неолитического облика.
- Стоянка 2 (неолит) расположена в 2.7 км. к юго-востоку от села Чернецкое, 2.5 км. к северу северо-западу от церкви с. Годуново, мысовидный выступ первой надпойменной террасы правого берега р. М. Киржач, между старицами, ок. 100 м. к северо-западу от стоянки 1. Размеры ок. 70х60 м., высота над рекой 5 м. Керамика лепная, с ямочно-гребенчатой орнаментацией льяловской к-ры, кремневые отщепы.
- Стоянка 4 (неолит) расположена в 2.3 км. к юго-востоку от села Чернецкое, ок. 3 км. к северу северо-западу от церкви с. Годуново, всхолмление поймы правого берега р. М. Киржач, 0.12 км. от его устья. Размеры ок. 80х30 м., высота над поймой ок. 1 м. Керамика лепная, с ямочно-гребенчатой орнаментацией льяловской к-ры, кремневые отщепы.
- Поселение 3 (Канделиха, неолит) расположено в 2.9 км. к юго-востоку от села Чернецкое, 2.3 км. к северу северо-западу от церкви с. Годуново, мыс первой надпойменной террасы правого берега р. М. Киржач, между старицами. Размеры ок. 130х40 м., высота над рекой 5 м. Керамика лепная, с ямочно-гребенчатой орнаментацией льяловской к-ры, кремневые скребки, отщепы, пластины. При обследовании стоянки Д.А. Крайновым в 1929 г. выявлены остатки неолитического жилища.
- Годуново. Поселение 2 (11-13 вв.). Керамика гончарная древнерусская с линейным и волнистым орнаментом.
- Годуново. Поселение 3 (11-13 вв.). Керамика гончарная древнерусская. См. Древнерусские поселения Александровского, Киржачского и Кольчугинского р-ов.
- Годуново. Поселение 1 (14-17 вв.). Керамика гончарная позднесредневековая.
ИЛЬИНСКИЙ монастырь в Подмошье, находился близ с. Годунова. Дата основания неизвестна, разорен, вероятнее всего, в Смутное время. В писцовых книгах 1627-1629 гг. Ильинское — «патриарша пустошь в Кодяеве стане, что был монастырь Ильи пророка в Подмошье, пашни перелога и лесом порослой по 5 чет. в поле, сена 10 копен, леса непашенного 3 дес». Местонахождение определено условно. В 1633 году был патриаршей пустошью.

- Чернецкое. Поселение 2 (XIV-XVII вв.) расположено в 3 км. к юго-востоку от села Чернецкое., 2.2 км. к северу северо-западу от церкви с. Годуново, мыс первой надпойменной террасы правого берега р. М. Киржач у ее старицы, между двумя древними излучинами последней. Размеры ок. 70х50 м., высота над рекой 5 м. Керамика гончарная позднесредневековая.
- Чернецкое. Поселение 3 (Канделиха) (XIV-XVII вв.) расположено в 2.9 км. к юго-востоку от села Чернецкое, 2.3 км. к северу северо-западу от церкви с. Годуново, мыс первой надпойменной террасы правого берега р. М. Киржач, между старицами. Размеры ок. 130х40 м., высота над рекой 5 м. Керамика гончарная позднесредневековая.
ПРЕЧИСТЕНСКИЙ монастырь на Малом Киржаче. «Пречистино-Чернецкое» - водоохранные зоны рек Малый Киржач и Еловка. Здесь располагался митрополичий Пречистинский монастырь. Предание говорит, где был Пречистинский монастырь, в горе находили много белых надгробных камней и чугунных плит с вырезанными словами. Когда был основан — неизвестно, разорен, вероятнее всего, в годы смуты начала XVII века Упомянут в писцовых книгах 1627-29 гг.: «патриаршая пустошь Пречистенская в Кодяеве стане, что был монастырь Пречистые на р. Малом Киржаче, пашни паханые наездом середние земли по 3 чет., да лесом поросло по 77 чет. в поле, сена 100 копен, леса непашенного 10 десятин».

Покровский Мирзин монастырь на р. Богоне, на месте с. Покров, что в пустошах, в Годуновской волости.


Предание, преемственно сохраняемое среди помещиков и старожилов села Годунова, повествует, что оно было пожаловано любимцу царя Ивана Васильевича Грозного Борису Федоровичу Годунову, от которого и получило свое название.
Село Годуново считалось одним из лучших и ценных имений на торговой дороге из Александрова в село Симу Юрьевского уезда. Оно располагалось недалеко от города, близко от станций Балакирево и Берендеево. Село разместилось по двум берегам ручья Андреевского, текущего в реку Малый Киржач, среди плодородных черноземовидных земель.
XVI в. — окольничий Никита Данилович Годунов и мать его Мария (жена Данилы Григорьевича).
Старожил деревни Сусловки Лобанов Василий Владимирович говорил, что на древней Дубровской дороге за Ильинским оврагом, в Колотиловском лесу (дорога из деревни Сусловки к деревне Числавль), где до 1940-х годов видели два огромных дуба с прикрученной к ним поперечной дубовой перекладиной. На перекладине (брусе) была выжжена надпись: «Здесь был убит Борис Годунов» (умер 13 (23) апреля 1605 г.). Местное население было уверено в правдоподобности этого события. Народ ведь хотел расправиться с жестоким помещиком, может быть, даже думали его повесить.
Переславский историк М.И. Смирнов писал: «Семья царя Бориса погибла в Москве, а его родича Семена Никитича Годунова (третий сын окольничего Никиты Даниловича Годунова) сослали в Переславль и посадили в тюрьму. Здесь по одному известию удавили его, а по другому уморили голодной смертью, когда он просил хлеба, ему кидали камень (1605). Все-таки, народные предания всегда опирались на действительные события. Совсем не исключено, что именно в Годунове и был казнен Семен Годунов.
В те годы Андреевское-Годуново принадлежало брату Семена Никитича Годунова, Андрею Никитичу Годунову (боярин думный дьяк), который был «поезжанин» на свадьбе Ивана Грозного в 1581 г. Как упоминал Н.С. Стромилов, рядом с теперешним селом Годуново находилась старинная родственная вотчина, что было «Марьи Даниловой жены Годунова да сына ее Никиты пустошь что было село Ново-Новля(е)нское тож с пустошьми к тому селу». Никитичей Годуновых, наследников было трое: Семен, Иван и Андрей. Возможно, часть земель села Новлянского принадлежала и Семену Никитичу, но в топонимии здешних мест имя его не закрепилось, кроме места казни. Зато часть села Ново-Новлянского стала называться Андреевское-Годуново в честь Андрея Никитича Годунова, и так было до 1917.

1 четверть XVII в. – стольник Богдан Михайлович Нагой (2/3 села).
По «книгах Переславскаго уезду Залесскаго писма и меры Андрея Загрясскаго да подъячаго Гаврилы Володимерова 137 и 138 (1629 и 1630) гг.» в поместьях написано; «в Кодяеве стану — за Дмитрием Андреевым сыном Францбековым (В 1649 году Дмитрий Францбеков бил воеводой в Якутске; может быть, это владелец села Годунова.), что было в поместьи за стольником Богданом Михайловым сыном Нагово две трети села Андреевскаго Годунове тож, а треть того села в вотчине за Иваном Ивановым сыном Годуновым, за Иваном Андреевым сыном Годуновым старинная родственная вотчина, что было Марьи Даниловой жены Годунова да сына ея Никиты пустошь что было село Ново-Новленское тож с пустошьми к тому селу».
Таким образом в первой четверти XVII века Годуново принадлежало двум помещичьим родам Францбековых и Годуновых. О доле помещика Францбекова в переписных книгах написано следующее: «в Кодяеве стану две трети села Андреевскаго — Годунове тож, а в селе на тех двух третях двор помещиков, двор скотный, двор прикащиков, двор люцкой, 7 дворов крестьянских, в них людей 12 человек, 3 двора бобыльских людей, в них 3 человека да 2 двора пустых (один за бегством, другой за смертью хозяев), середние земли пашни паханые помещиковы 60 четвертей, за крестьянами 20 четвертей да перелогом и лесом поросло 119 четвертей, а всего 199 четвертей в поле а в дву потомуж, сена меж полей и по оврагам 50 копен да на отхожен плоском лугу 8 копен, лесу пашеннаго 10 десятин, а сошнаго письма в живущем и в пусте полтретьи и полполчетверти сохи и перешло сверх сошнаго письма четверть и полполтретника пашни...».
Димитрий Францбеков по смерти отказал свое имение брату родному, Ивану Андреевичу Францбекову, от коего перешло к жене его Анне Францбековой в 1660 г., а она в 1661 году отдала его второму мужу своему Григорью Нащокину. Григорий Борисович Нащокин - думный дворянин (1658), участник Польского похода 1654 г., в 1662 г. ездил послом в Данию, в 1664 г. вел переговоры с поляками.
С 16.12.1666 – после пострижения овдовевшей Анны в монашество с именем Анастасии –это имение было отписано на Великого Государя, но в том же году перешло к Ивану Михайловичу Дурново.
Вот, что писал о Иване Михайловиче Дурново историк-краевед М.И. Смирнов: «…изнурительная барщина и бесчеловечное отношение помещиков доводили крестьян до открытой борьбы с ними. Крестьяне с. Андреевского-Годунова, выведенные из терпенья своим помещиком Иваном Михайловичем Дурновым, подняли в 1682 г. против него «бунт» и учинили нападение на его усадьбу, за что «пущий заводчик» был приговорен к повешению в самом селе, а трое его товарищей, по наказании кнутом,- к ссылке в Сибирь на вечное поселение».
Не с этим ли событием связано название деревни Кандалихи, она была ведь рядом с селом Годуновым? Фамилия Дурново-Дурнов произошла от прозвища «дурной», так прозвали Василия Юрьевича Толстова. От него пошла фамилия Дурново, Дурновых. Таким дурным человеком оказался владелец села Годунова, поэтому и невзлюбили его крестьяне.
Надо полагать, что власти оказались на стороне обиженного помещика, и в 1684 году ему были «даны в Кодяеве стане половина пустоши Бесники, пустоши Буханово и Ведерницы, а в них пашни 32 четверти с осминою в поле, а в дву потомуж со всеми угодьями».
Другую часть села Годунова владелец его Петр Иванович Годунов в 1646 году продал Тимофею Собакину, а Собакин променял его в 1660 году некоему Лодыгину, сын коего в 1687 году променял его Ивану Михайловичу Дурново, который таким образом стал единственным владельцем всего села Годунова.
В 1687 г. Великие Государи Цари Иоанн и Петр Алексеевичи дали на это поместье Дурново жалованную грамоту, в которой значилось, что село Годунове жаловалось Дурново в вотчину.
1678 – 1693 гг. — Иван Михайлович Дурново. По смерти Дурново вотчина переходила в его роде по мужской и женской линиям.
1693 – 1729 гг. – капитан Федор Иванович Дурново
1729 – 1772 гг. — дочь Ф.И. Дурново – Екатерина Федоровна († 1772), жена майора Ивана Ивановича Супонева († 1767).
С 1729 (уп. 1762) дочь Ф.И. Дурново — Анна Федоровна, жена подполковника Киприана Дубенского.
1758 – 1762 гг. - майорша Анны Ивановна Вельяминова и Зернова.
1772 – 1807 гг. – сын Е.Ф. Супоневой капитан Иван Иванович Супонев.
С 1772 г. — дочь Е.Ф. Супоневой – Екатерина Ивановна, жена князя Петра Петровича Хилкова.
С 1772 г. — дочь Е.Ф. Супоневой – Анна Ивановна, жена Александра Васильевича Полозова.
С 1772 г. – дочь Е.Ф. Супоневой – Екатерина Ивановна (младшая), жена Алексея Побединского, по вдовству в монашестве — игумения Суздальского монастыря Евфросиния (ее дочь Елисавета — жена Саввы Ивановича Цвилинева).
1781 — 1788 гг. - прапорщик Николай Андреевич Вельяминов и Зернов.
1816 г. — прапорщица Анна Федоровна Агарева (Огарева).
1886 г. – Цвилинев Агафангел Валерианович (правнук Е.А. Цвилиневой, имел большой дом, надворные и хоз. постройки, плодовый сад и рыбные пруды).

1886 г. «Годуново одно из лучших и ценных в этой волости Александровского уезда — помещичьих имений как по недальности от городов и близости от станций железной дороги, так и по обширности дачи владения (до 800 десят.), особенно по качеству ее угодий, в селе имеется усадьба помещика А.В. Цвиленева: большой дом с надворною и хозяйственною стройками, плодовый сад и рыбные пруды. В селе ныне имеется камера мирового судьи 4-го участка Александровского округа. [2]
До революции село являлось центром Андревско-Годуновской волости Александровского уезда.
«Андреевско-Годуновское Волостное Правление (Почт. адр. г. Александров). Волостной старшина – кр. Иван Ефимович Панфилов. Писарь – Павел Витальский.
Волостной Суд. Председатель – кр. Егор Петров. Судьи: кр. Андрей Андреянов; Платон Егоров; Сергей Иванович Мартьянов.
Полицейский урядник 1-го стана: 1-го участка – Василий Васильевич Нырков (в с. Годунове, Годуновской вол.)» (Список служащих всех ведомств Владимирской губернии. 1891).
В Андреевско-Годуновской волости имелось 20 светелок, в которых работало155 ткачей – из них 40 семейных и 115 сторонних (см. Бумаго-ткацкий промысел в Александровском уезде).
Производством варежек и носков в Александровском уезда занимаются главным образом жители села Чернецкого, Андреевско-Годуновской волости (см. Производство варежек и носков в Александровском уезде).


Протоиерей Николай Иванович Святухин 1907 г.

Народная школа первоначально была открыта в с. Годуново в 1867 году местным священником Николаем Святухиным и содержалась на его средства.
Годуновская земская народная школа, Андреевско-Годуновской волости, в селе Годунове в 1884 г. «Помещение священника Святухина — безмездное, деревянное, отдельное; по свету и теплоте удобное; квартиры учителю нет; классных комнат одна - длиной 10, шириной 10, вышиной 3 ¼ арш. Учебных пособий недостаточно — на 78 р. 30 к. Библиотеки нет, кроме 5 книг. Земли нет. Законоучитель - священник Николай Святухин, окончивший курс во Владимирской духовной семинарии, преподает с 1868 г.; учитель Николай Лукьянов, имеет звание учителя, преподает с 22-го декабря 1876 г., а в настоящем училище с 1-го апреля 1881 г. Попечитель священник Николай Святухин; жертвует помещение училища с отоплением, освещением и прислугой и платит за квартиру учителя по 1 р. 25 к. в месяц. Учащихся к 1-му января 1883 г. 49 м. и 1 д. Выбыло до окончания курса по желанию родителей 10 м. Окончило курс со свидетельствами 4 м. и 1 д. Вновь поступило 17 м. и 3 д. К 1-му января 1884 г. состояло 52 м. и 3 д. Учатся все вместе. Возраст: 8 — 9 л. 13, 9 — 10 л. 7, 10 — 11 л. 18, 11 — 12 л. 8, 12 — 13 л. 4, 13 — и выше 5. Из учащихся: 13 из с. Годунова, 4 — д. Кандалихи в 1 вер., 4 — д. Пречистенки — 1 вер., 6 — д. Сусловни — 1 ½ вер., 14 — д. Еловки — 3 в., 1 — д. Путиловой — 5 вер., 1 — с. Богородского — 10 вер., 1 — д. Кишкина — 5 вер. и 2 — д. Жилина — 5 вер. Ночлежного приюта нет. Живут на квартирах 3 уч., с платою по 10 к. в неделю. Вероисповедания православного. По сословиям: дух. 2 м. и 1 д., мещ. 1 м., крест. 49 м. и 2 д. Средства: от земства 325 р., от попечителя 80 руб.; платы за учение нет. Расходы: отопление, освещение, прислуга и ремонт 80 р.; жалованье - законоучителю 60 р., учителю 240 р.; на книги и учебные пособия 25 р. Посещали классы исправно. Прием в сентябре; поступили 3 гр., остальные неграмотным. За теснотой помещения отказано 5. Учебный год с 13-го сентября по 15-е мая. Пению обучаются простому. Учатся в день 6 час. и даются уроки на дома. Отделений 3. Уроков в неделю: по Закону Божию 4, по Русскому языку 13, по Славянскому языку 2, по арифметике 4, по пению 1. Получивших награды не было. Получавшие свидетельства учились 3 г. Не окончившие курса учились до 2 лет. Обозревал училище — 1 раз инспектор народных училищ и члены училищного совета — г. Красюк 1 раз и прот. Скворцов 3 раза. Обучения ремеслам и рукоделию нет. Воскресных бесед и чтений нет» (Владимирский Земский сборник 1884. № 12. Декабрь.).
Учащихся в 1892 — 93 учебн. году было 45 человек.
МБОУ Годуновская ООШ № 32 действует с 22 января 2001 г. Директор Фадеева Светлана Петровна. Юридический адрес: село Годуново, Новая улица, 15. Организация МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОДУНОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 32 реорганизована 6 сентября 2013 г. Правопреемник - МБОУ Майская ООШ №33.

18/5 апреля 1917 г. общее собрание крестьян Годуновской волости, Александровского уезда, постановило организовать по всей волости Советы Крестьянских Депутатов и установить связь с Советом Раб. и Солд. Депутатов в г. Александрове. По вопросу о государственном устройстве России собрание единогласно постановило, что Россия должна быть демократической республикой.
20/7 апреля 1917 г. общее собрание крестьян Годуновской волости, Александровского уезда, избрало волостной исполнительный комитет. На этом же собрании вынесен выговор свящ. Ставровскому за устройство скандала в церкви; предложено духовенству волости в церкви поминать сначала «державу Российскую», а потом уже и синод; решено уволить всех старых судей и на их место избрать новых; выражено недоверие Александровской уездной земской управе, потребовано производство ее ревизии и скорейших перевыборов.
В годы Советской власти - центр Годуновского сельсовета, центральная усадьба совхоза «Годуновский».

Администрация Годуновского Сельского округа округа Александров Владимирской области действует с 14 июля 2000 г. Адрес: село Годуново, д. 18. Организация АДМИНИСТРАЦИЯ ГОДУНОВСКОГО СЕЛЬСКОГО ОКРУГА ОКРУГА АЛЕКСАНДРОВ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ находится в процессе ликвидации (2019 г.).

Численность населения: в 1859 г. – 267 чел.; в 1905 г. – 282 чел.; в 2010 г. – 692 чел.
ООО "Годуново" зарегистрирована 11 декабря 2007 г. Руководитель юридического лица Бабушкин Сергей Иванович. Юридический адрес: село Годуново, Центральная улица, 3. Основным видом деятельности является «Растениеводство в сочетании с животноводством (смешанное сельское хозяйство)». Организация ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ГОДУНОВО" ликвидирована 29 июня 2010 г.
ООО "Прогресс" зарегистрирована 3 апреля 2007 г. Генеральный директор Яковлев Александр Викторович. Юридический адрес: село Годуново, здание конторы. Основным видом деятельности является «Научные исследования и разработки в области естественных и технических наук».
СПК Колхоз "Годуновский" действует с 11 мая 2000 г. Конкурсный управляющий Цимринг Ефим Ефимович. Основным видом деятельности является «Разведение крупного рогатого скота». Организация СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КООПЕРАТИВ КОЛХОЗ "ГОДУНОВСКИЙ" ликвидирована 1 июля 2010 г.

Годуново-Холуденевский приход
Церковь Михаила Архангела

Церковь в селе Годунове существует с начала ХVII столетия. В писцовых книгах 137 — 138 (1629 — 1630) гг. значится: «в селе Андреевском — Годунове тож на поместной земле церковь собор архангела Михаила древянна клецки, а в церкви деисус и двери царския и образы местные и ризы о всякое церковное строение помещиково и у церкви двор попов пуст, двор проскурнин Настасьицы, двор пономаря Фетки Мартемьянова, церковные пашни паханые середние земли 5 четвертей да перелогом и лесом поросло 10 четвертей в поле а в дву потомуж, сена 10 копен».
В первой четверти XVII века по книгам Переславского уезда Залесского письма и меры Андрея Загряжского да подьячего Гаврилы Володимирова 137 — 138 (1629 — 30) годов, значится «в селе Андреевском-Годунове тож на поместной земле церковь собор Архангела Михаила деревянна склецки». [2]
В переписных книгах 1678 (186) года записано: «за Иваном Михайловым Дурново село Андреевское — Годунове тож, а в селе церковь Архистратига Михаила деревянна клецки, а у церкви двор попа Стефана Тимофеева». Эта церковь платила в патриаршую казну дани рубль два алтына 5 денег, заезда гривну.
В 1699 году сын Ивана Михайловича Дурново Федор Иванович решил построить в Годунове новую церковь и подал патриарху Адриану челобитную о даче ему указа на постройку новой деревянной церкви; в 1702 году постройка кончилась и строитель подал заступившему место патриарха Преосвященному Стефану, митрополиту Рязанскому и Муромскому, челобитную «чтобы его пожаловать велел тою новопостроенную церковь во имя архангела Михаила освятить Лукиановой пустыни строителю иеромонаху Моисею и антиминс выдать и потом дати б ему священную грамоту». Просимое разрешение тогда же было дано.
В 1703 году при этой церкви священником был Федор Иванов, в приходе считалось 45 дворов: в 1712 г. церковь платила дани рубль 16 алтын с деньгою, а в 1746 г. — рубль 48 ½ копеек.
С небольшим сто лет простояла деревянная церковь, построенная Ф.И. Дурново; в 1805 году она сгорела, в полдень будто-бы от запавшего угля из жаровни, но в пожар успели спасти святые иконы и церковную утварь и сохраняли в поместительном здании, куда более года для слушания Богослужения и собирались скорбевшие обыватели села. Скорбел с ними и тогдашний помещик села Годунова капитан И.И. Супонев, отменно благочестивый и благоговевший особенно пред Божиим угодником святителем Иннокентием, Епископом Иркутским. Чествование Супоневым памяти этого святителя возбуждено было следующим обстоятельством: Супонев давно был одержим какою то жестокою, не поддававшемся лечению болезнью. После безуспешности всех врачебных пособий, он с горячей мольбой обратился к Господу Богу, уповая на Его милосердие. В то время в Россия повсеместно была особенная молва о новопрославленном чудотворце святителе Иркутском Иннокентии, скончавшемся в 1731 году. С искренней верой в промысл Божий больной Супонев отправился в дальний путь, спеша прибыть ко дню перенесения мощей святителя: прибыв и помолясь Милосердому Промыслителю и Его угоднику и облобызав мощи его при перенесения их, больной получил внезапное облегчение, а затем и совершенное исцеление от снедавшего его недуга. Отнеся такое милосердие Божие к молитвам и предстательству новоявленного угодника Божия, Супонев приобрел себе точную копию с иконы святителя в молитвенное напутствие и неизгладимое памятование о совершившемся до конца жизни.
Возвратясь в Годунова, Супонев пожелал на свое иждивение соорудить здесь храм и устроить в нем придел во имя святителя Иннокентия. Немедля он испросил благословение преосвященного Ксенофонта, епископа Владимирского, который в грамоте от 24 марта 1806 г. благословил «вместо сгоревшей деревянной Архистратига Михаила церкви устроить вновь каменную в то же именование с приделом Святителя Иннокентия церковь на удобном месте».
Супонев выстроил кирпичный завод, в котором по его приказу сначала работали только крестьяне его с. Годунова и вытребованные из других его имений в прочих уездах: мяли глину, делали кирпичи. Когда же были вырыты рвы под фундамент, то крестьяне и других селений прихода приняли участие в трудах, помогая скорейшему созданию храма. Супонев доставлял необходимые для постройки материалы. Он же пожертвовал в строящийся храм свою святыню, им вывезенную из Сибири и украшенную серебряной ризой с таковым же позлащенным венцом, - икону святителя Иннокентия Иркутского. Иван Иванович Супонев вскоре скончался, не дожив до совершения начатого им дела. Но сооружение храма вследствие кончины И. И. Супонева не замедлилось, при постройке прежде всего было обращено внимание на устройство трапезного теплого придела, первого в России храма во имя новопрославленленного Святителя Иннокентия Иркутского Чудотворца, так что в 1809 г. трапезная церковь была постройкой окончена и всеми необходимыми для церковного обихода принадлежностями снабжена щедротами храмоздателя И. И. Супонева. В 1809 году причт села Годунова и прихожане стали просить благословения Преосвященнейшего Ксенофонта, Епископа Владимирского на освящение придела, и Преосвященный, в данной им грамоте 27 октября 1809 г. благословил: «построенный, при новостроющейся в селе Годунове каменной — настоящей во имя Архистратига Михаила, церкви придел Преподобного Иннокентия, Епископа Иркутского, освятить». [2]
Каменный придел по благословению Преосвященного Ксенофонта, Епископа Владимирского и Суздальского, 8 ноября 1809 г. был освящен.
Главный храм (во имя Архангела Михаила), хотя каменной кладкой был кончен и покрыт одновременно с приделом, но постепенное внутреннее устройство его и постройка колокольни в связи с храмом — по бедности прихожан продолжались 10 лет, и только в 1819 г. было испрошено благословение Преосвященнейшего Ксенофонта, Епископа Владимирского на освящение церкви и Преосвященный в данной им 30 марта 1819 г. грамоте благословил: «построенную в том селе вновь каменную во имя Архангела Михаила церковь... освятить на прежнем антиминсе». 16-го мая 1819 года, по свидетельству старожил и был освящен, протоиереем гор. Александрова Петром Лихаревым храм во имя св. Архистратига Михаила и прочих бесплотных Сил.
В 1864 г. была устроена каменная ограда с «пятиглавыми» воротами с северной и западной сторон.
В 1879 году устроен вновь престол на северной стороне этого храма во имя иконы Пресвятой Богородицы Казанской и 11 ноября 1879 года освящен.
«Приходской храм села Годунова каменный — квадратный, верхняя часть его восьмигранная с одной главой, на которой крест восьмиконечный железно-позолоченный, другая же глава устроена над алтарем трапезной церкви тоже с таковым же крестом. Алтари, как настоящей так и трапезной церкви, устроены круглые без разделений. С западной стороны в связи с церковью пристроена небольшая двухъярусная колокольня, на коей пять колоколов (из коих в большом 79 п.). Глава и шпиц, как на настоящей церкви так и на колокольне, обиты белым железом. Крест на колокольне четырехконечный. Церковь и колокольня окрашены белой, а по местам голубой красками, покрыты железом, окрашены зеленой масляной краской и обнесены в 1864 году каменной оградой с деревянным балясником, окрашенным масляными красками. Пятиглавые двое ворот с северной и западной сторон и столбы ограды крыты железом, крашенным зеленой масляной краской. Каменная кладка ограды окрашена известью. Внутри ограды имеется несколько елок, свидетельствующих, что до 1863 г. вся церковь была обнесена ими, но они уничтожены при устройстве новой каменной ограды.
Церковь имеет три выхода: на Ю. С. и В. стороны. Первые два выхода имеют двойные двери снаружи железные, а внутри филенчатые со стеклами, а с В. стороны тоже двойные двери — внутри створчатые, вязные без стекол, а снаружи дверь деревянная, обитая железом. Окон во всей церкви 25; из них нижних 20 четырех угольных с железными решетками; выше оных в настоящей церкви 5 круглых с проволочными решетками, и в верхнем ярусе 7 полукруглых с проволочными решетками; пол во всей церкви выстлан лещадью по полам — белой с черною.
В настоящей холодной церкви во имя святого Архистратига Михаила имеется до сего времени на деревянном престоле антиминс, священнодействованный и данный в 1780 г. Преосвященным Феофилактом, Епископом Владимирским в последнюю деревянную церковь (сгоревшую в 1805 году), а в теплом приделе во имя Святителя Иннокентия имеется на деревянном престоле Антиминс священнодействованный и данный в 1847 г. Парфением Архиепископом Владимирским, вместо данного в 1809 году нечаянно сгоревшего. Иконостас как в настоящей, так и в приделе столярного устройства в два яруса с колоннами и резьбой, по местам позолоченной. В царских дверях столярной работы с малыми колоннами кроме Благовещения Богоматери и с низу четырех Евангелистов никаких иных изображений не имеется. В 1848 году в настоящей ц. был вновь окрашен и золочен.
Древние иконы, вынесенные при пожаре из последней деревянной церкви, суть следующие:
1) Местная храмовая икона — собор святого Архистратига Михаила и бесплотных сил — наиболее древняя и отменного письма, помещается в киоте за правым клиросом в медной побеленной ризе. 2) Местный образ Спасителя. 3) Местный образ Смоленской Божией Матери. Обе эти иконы — с серебро-позолоченными венцами в медных отбеленных ризах — стоят по сторонам царских врат в приделе. 4) Казанской Божией Матери. 5) Целительницы Божией Матери. 6) Николая Чудотворца. Эти иконы помещены в иконостасе трапезной церкви, и на всех их никаких надписей не имеется. 7) Икона Святителя Иннокентия — местная в приделе сего храма, тщательного письма в начале XIX века, в серебряной ризе, с позлащенным венцом. В низу на ризе вычеканен год и день кончины, равно день, месяц и год прославления сего угодника Божия. Икона эта вывезена из Сибири храмоздателем И.И. Супоневым и им передана в придел храма, воздвигнутого во имя сего новопрославленного Чудотворца. 8) Владимирской Божией Матери — малая икона в серебряной ризе, с серебряно-позолоченным венцом.
— Из церковной утвари древней деревянной церкви, выстроенной Ф.И. Дурново, следующие вещи и книги уцелели: 1) Потир, дискос, звездица и два блюдца серебряные, внутри позолоченные; на вещах чекан 1732 г., на потире имеется надпись вкладчика сих сосудов на поминовение его родителей. 2) Крест серебряный без означения года. 3) Кадило серебряное, на нем чекан 1733 г. 4) Евангелие напрестольное в поллиста, печатанное в Москве в 1677 г., обложено бархатом с посеребрянными наконечниками и серединником, на нем по листам имеются надписи вкладчика сего Евангелия на поминовение его родителей и родственников. 5) Служба и житие Святителя Николая Чудотворца в четверть листа, без выходного листа, по листам сохранилась подпись вкладчика на поминовение его родителей (одною рукою чернилами писанная скорописью XVII в.). 6) Триодь постная без выходного листа, в поллист, по листам сохранилась подпись (разными руками чернилами писанная скорописью XVII и XVIII вв.). 7) «Вечеря душевная» — иеромонаха Симеона Полоцкого, в поллист, печатана в Москве 1681 года, по листам сохранилась подпись (одной рукой чернилами писанная скорописью XVII в.). 8) Книга молебных пений, печатана в 1708 г., по листам сохранилась подпись (одной рукой писанная скорописью XYIII в.). 9) Триодь цветная, печатана в 1704 г., по листам скрепленная в 1756 году десятоначальником Покровским попом Федором Андреевым. 10) Евангелие напрестольное в поллист, печати 1771 г., обложено бархатом и серебряными наконечниками и передником. Кроме сего сохранились: указы из Переславской Духовной Консистории с 1757 года и план генерального 1773 г. межевания с книгою к нему на церковную с. Годунова землю. — Пожертвованы храмоздателем и отчасти к освящению настоящего сего храма церкви усердием прихожан приобретены: 1) Потир, дискос, звездица, лжица и два блюдца — серебряные и внутри позолоченые; на них чекан 1808 г. 2) Крест напрестольный серебряно-позолоченный со вложением частиц святых угодников Божиих; на нем чекан 1808 г. 3) Ковчег для хранения запасных Св. Даров серебряно позолоченный о двух ярусах в виде башни с сиянием на верху. 4) Дароносица в виде креста со всеми к ней принадлежностями, серебряная. 5) Евангелие напрестольное в лист, печатано в Москве в 1805 году, обложено медною позлащенною ризою, чеканенной в 1808 г. с подписью по листам о приобретении его в 1815 году. Кроме сих, других замечательных по древности и ценности икон, утвари и книг, в церкви не имеется. Ризницею церковь хотя и снабжена достаточно, но замечательных по старине и украшению — одежд и риз, а равно облачений в оной не имеется. Кладбище в 1848 году отведено вновь не вдалеке от церкви»
1885 г. «В состав прихода, кроме с. Годунова, в коем 40 дворов, входят следующие селения: сельцо Новленское, сельцо Сусловка, д. Кандалиха и д. Пречистино, отстоящие от церкви в одной версте. Прихожан за 1885 г. числилось 177 муж. и 200 ж. пола душ; все прихожане — почти крестьяне; кроме земледелия знают плотничное ремесло; к церкви усердны; раскольников в сем приходе нет.
Причта по штату назначено: 1 священник и 1 псаломщик; в настоящее время священником состоит Николай Святухин, который священствует с 1863 г. и награжден камилавкой.
При сей церкви земли: усадебной, по плану и межевой книге Генерального межевания, должна быть одна десятина, но гг. помещиками отведено на половину менее. Пахотной 41 д. 1888 кв. с., покосной 1232 кв. сажени, неудобной под полупротоком 80 кв. с.; всего земли, кроме усадебной, 42 д. и 800 кв. с. О сей земле дела не производится. Часть оной земли причт обрабатывает сам; а другую, по неудобству к обрабатыванию, оставляет в пустошах. Лесу нет. Дома у причта собственные — деревянные, устроенные из купленного на свои средства леса, на церковной земле. На содержание причта постоянного оклада не получается, а получается им всего в год доходу до 400 рублей» [2]
Престолов в храме три: в настоящей холодной во имя Архангела Михаила (освящен в 1819 г.), в приделах теплых: 1) во имя святителя Иннокентия Иркутского (освящен в 1809 году) и 2) во имя иконы Казанской Божией Матери (освящен в 1879 году). [1]
Утварью, ризницей, Св. иконами и богослужебными книгам церковь снабжена достаточно. Из Св. икон более замечательна: 1) местная храмовая икона собор св. Архистратига Михаила и бесплотных сил наиболее древняя; 2) местный образ Спасителя и 3) местный образ Смоленской Божией Матери. Эта иконы вынесены при пожаре из последней деревянной церкви. Икона святителя Иннокентия в серебряной ризе с позлащенным венцом: икона эта вывезена из Сибири храмоздателем Супоневым: на ризе вычеканен год и день кончины, равно день, месяц и год прославления св. Иннокентия. [1]
Из церковной утвари древней деревянной церкви уцелели следующие вещи и книги: 1) Потир, дискос и 2 блюдца серебряные внутри позолоченные; на вещах чекан 1732 года; на поддонке потира напечатано: «1733 года в село Годуново в церковь Архистратига Михаила вкладу дает девица Улита Дурново серебряные сосуды, а поминать родители Иоанна, Феклу, Андрея, Федора, Ioaннa, Михаилу». 2) Крест серебряный без означения года. 3) Кадило серебряное, чекан 1733 года. 4) Евангелие напрестольное в поллиста, печати 1677 года, обложено бархатом с посеребренными наконечниками и серединном; на нем по листам подписи: 1) «в PП3 (1679) г. марта в вi день сия книга боярина и дворецкаго и оружейничего Богдана Матвеевича Хитрово»; 2) «во РПЗ г. июня в г день боярин и дворецкой и оружейничей Богдан, ему же тезоименитство Iов Хитрово, по своему обещанiю дал вкладу святое сiе евангелiе напрестольное в церковь Пресвятые Богородицы... что в Стрелецкой слободе в приказе головы Кодратiя Крома и за сей вклад поминать усопших роду его рабов Божиих»… (далее перечисляются имена усопших). 5) Служба и Житие св. Николая Чудотворца со следующей по листам надписью: «иже во святых отца нашего Николая Мирликийскаго Чудотворца дал вкладу Переславскаго уезду Залесскаго Кодяева стану в село Годувово в церковь собора Архангела Михаила сытнаго дворца стряпчий Григорий Иванов сын Ушаков в поминовение родителей своих... Божия воля благоволит о нас многогрешных в отшествие сего века и тоя церкви священника и нынешнем и для... будущих и меня грешнаго и жену мою»… 6) Триодь постная с подписью: «Треодь... собора Архангела Михаила церковная, что в селе Годунове. Подписана сия книга 1756 г. июня 2 дня, а подписал десятоначальник Покровский поп Федор Андреев... дано три рубля на промен и выменял капитан Федор Иванович Дурной 1717 года»... 7) Вечеря душевная иеромонаха Симеона Полоцкого, печати 1681 года, с подписью по листам: «марта в Е день сию божественную книгу Вечерю душевную сытнаго дворца стряпчий Григорий Иванов сын Ушаков приложил в церковь собора Архангела Михаила, что в Переславльском уезде Залесскаго Кодяева стану села Годунова». 8) Книга молебных пений, печати 1708 года, с подписью по листам: «1709 г. февраля по указу Государя и по приказу Архиерея... сия книга дана в село Годуново подписал подьячий Гаврило»... 9) Триодь цветная, печати 1704 года, скрепленная подписью десятоначальника Покровского попа Федора Андреева. Кроме сего в церковном архиве сохранились указы из Переславской Духовной Консистории и план генерального межевания 1773 года.
Церковные документы хранились в целости: копии с метрических книг с 1809 года, исповедные росписи с 1829 года. [1]
Причта по штату положено священник и псаломщик. Содержание причт получал: а) от вкладных капиталов процентов 16 руб. 40 коп.; б) от служб и требоисправлений 270 руб.; в) от мирских сборов 40 руб., и г) от земли сто рублей, а всего 426 руб. 40 коп. [1]
Земли при церкви в пользу причта: усадебной по плаву генерального межевания должна быть одна десятина, но помещиками отведено на половину менее, пахотной 41 дес. 1888 кв. саж., покосной 1232 кв. саж., неудобной 80 саж., а всего кроме усадебной 42 дес. 800 кв. саж. Дома у причта собственные и на церковной земле.
Приход состоял из села Годунова, сельца Новленского (в 1 версте от церкви. Сельцо Новленское по писцовым книгам 1629 — 30 гг. значилось «пустошь, что было село Новое-Новленское тож — поместье Ивана Андреевича Годунова старинная родственная вотчина Марии Даниловой жены Годунова да сына ея Никиты».), сельца Сусловки (в 1 версте. О сельце Сусловке предание повествует, что оно было вотчиною князей Шуйских, братьев царя Василия Шуйского; по переписным книгам 1629 — 30 гг. значится «деревня Петроково, Сусловка тож — вотчина сытнаго дворца стряпчаго Федора Шишкина», а потом принадлежала сытного дворца стряпчему Григорию Ивановичу Ушакову.) и деревень Кандалихи (Деревня Кандалиха в тех же переписных книгах значится «пустошью Горицкою», т.е. Горицкого монастыря в Переславле-Залесском.) и Причистина (в 1 версте. Деревня Пречистина на горе у реки Киржач по тем же книгам значится «пустошь Пречистинская, что был монастырь Пречистые на реке Киржаче». Предание говорит, что здесь был Пречистинский монастырь; в горе много находят белых надгробных камней и чугунных плит с вырезанными словами.), в коих по клировым ведомостям числится 308 душ мужского пола и 350 женского; все православные. [1]
К приходам – Годуновскому и Холуденевскому – приписана была церковь в селе Кишкине.

Совершались крестные ходы:
С 1848 г. – 8 июля (Казанской Божией Матери) в сельцо Сусловку;
в пятницу перед Ильиным днем (29 июля) – в дер. Кандалиху;
с 1869 г. – 20 июля (Ильин день) – в с. Годунове;
28 июля (Смоленской Божией Матери) – в дер. Новлянскую.

В 1936 году приход числится обновленческим, церковь не функционирует «за отсутствием служителя культа и по решению колхозников».
Закрыта в конце 1930-х гг., в 1965 г. сломана колокольня.
В 1945 г. здание занято пекарней сельпо. В 1947 г. снята с учета бездействующих церквей как занятая.
В 1998 г. отдана верующим, начат ремонт. В 1998 г. в храме с. Годуново прошло первое богослужение.
К маю 2007 г. на церкви выполнены кровельные работы: перекрыт и покрашен основной объем с устройством креста и луковичной главы.

Священники:
1678 – Стефан Тимофеевич.
1751 – 1759 — Феодор Алексеевич ок. 1682 г.р., по оценке благочинного «в служении робок».
1759 – 1783 — Стефан Иванович (Левитский), ок. 1719 г.р. — † 1792 г. В семинарии не обучался. Рукоположен 6.08.1759 г. епископом Переславским Амвросием. В 1783 г. уволен по старости. Семья: Жена Марфа 1728 г.р. -† к 1781 г. Дети: Сергей 1748 г.р. (священник, см. ниже), Иван 1749 г.р. (священник, см. ниже), Николай 1758 г.р., Марина 1760 г.р. (жена пономаря с. Степанова Матвея Федор.), Григорий 1768 г.р. (пономарь, см ниже).
1783 – Сергей Степанович Суханов (Левитский) ок. 1748 г.р. — † 1783, сын священника Стефана Иванова. К 1768 г. пономарь, 13.02.1768 г. посвящен в стихарь Епископом Переславским Сильвестром. Жена Дарья Ивановна 1748 г.р. — †1783 (отпущенная на волю крестьянская дочь с. Спасского Киржач. окр. секунд-майора Александра Григ. Собакина). Дети: Дарья 1775 г.р. (жена дворового Собакина Тимофея Козмина с. Спасского Кирж. окр.), Александр 1781 г.р. (в светское ведомство).
1783 – 1811 гг. — Иван Степанович Левитский ок. 1749 г.р. Сын священника с. Годунова. С 1772 г. пономарь в с. Жилино. Рукоположен из пономарей с. Бехтышева Пересл. окр. в 1783 г. В 1811 г. вышел за штат и поступил в число братии Лукиановой пустыни. Жена Прасковья Никитична 1752 г.р. – † 1828 г. (дочь диакона с. Богословского Киржачской окр.). Дети: Матрена (жена священника Ивана Максимова) Анна 1777 г.р., Павел † 1787, , Марфа 1782 г.р.-†10.03.1788, Павел 1787 г.р.
1811 – 1824 г. – Иван Максимович (Левитский) ок. 1770 г.р. — † 20.01.1826 г., сын дьячка бывшей Успенской пустыни Переславск. округи Максима Михайлова. С 1787 г. пономарь, в 1789 г. посвящен в стихарь. Вышел за штат по болезни в 1824 г. Жена Матрона Ивановна†1816 г. (дочь священника Ивана Левитского). Дети: Алексей Левитский ок. 1792 г.р. (окончил ВДС в 1814 г., с 1816 г. священник в с. Нилы Переслав.у., в 1825 г. поступил в Введенскую Островную пустынь), Косма (не окончил полный курс ВДС, в 1821 г. поступил в светское ведомство), Сергей Левитский ок. 1811 г.р. (окончил ВДС в 1832 г. по 1 разряду, в 1834 г. уволен в Моск. епархию, в постриге иеромонах Симеон).
1825 – Иван Николаевич (Никитич) Рождественский, † в мае 1825 г.р. на 23 году жизни от горячки. Ок. ВДС в 1824 г. по II разряду, посвящен в священника в начале 1825 г. Жена Мария Васильевна в 1826 г. вышла замуж за прапорщика инвалидной команды Михаила Тимофеева в г. Козлов.
1825 – 1863 — Власий Васильевич Новгородский, ок. 1802 г.р. — † 01.05.1872 г., похоронен возле церкви. Сын дьячка с. Новгородского Владимирского у. Василия Стефанова. Окончил ВДС в 1824 г. по II разряду. Рукоположен во священника 26.06.1825 г. Был судим и штрафован. С ноября 1863 г. за штатом по прошению ввиду преклонности лет и слабости здоровья. В 1866 г. временно проживал в Лукиановой пустыни. Семья: Жена Мария Григорьевна ок. 1807 г.р. — † до 1866 г. Дети: Федор 1827 г.р. (ок. ВДС в 1850 г. по II разр., в 1853 г. — светское звание), Иван ок. 1829 г.р. (умер в детстве), Николай 1831 г.р. (обучался в ВДС), Евдокия 1834 г.р., Варвара 1837 г.р. (жена свящ. Н.И. Святухина), Петр 1839 г.р. (обучался в ВДУ), Ольга ок. 1848 г.р., Елисавета род. в начале сентября 1850 г.
1863 – 1910 — Святухин Николай Иоаннович, протоиерей ок. 1839 г.р. — † 24.11.1910, сын дьячка. Окончил Пересл.ДУ в 1854 г., ВДС в 1860 г. с аттестатом II разряда. 10.11.1863 г. рукоположен епископом Владимирским Феофаном (Говоровым) во священника к церкви с. Годунова. Семья: Жена Варвара Власьевна 1837 г.р. (дочь священника Власия Новгородского). Сын Михаил 1859 г.р. В 1867 г. открыл и содержал на собственные средства в своем доме приходское училище. По оценке благочинного «Поведения очень хорошего, трезв». Исполнял обязанности духовника благочиния. Награды: к 1886 г. – камилавка. 1893 г. — орден Св. Анны 3-й степени «за 25-летние усердные труды по народному образованию». 1897 г. — темно-бронзовая медаль за труды по 1-й Всеобщей народной переписи. 1899 г. — сан протоиерея. 1902 г. — к 65-летию со дня рождения «особая признательность и благодарность за за содействие преуспеянию народного просвещения и жертвы на пользу его» от Александровского уездного училищного Совета. 6.05.1904 г. — орден Св. Анны 2-й степени за службу по гражданскому ведомству.
25.04.1912 — 4.03.1913 г. – Яков Иванович Смиренский, ок. 1845 г.р., окончил ВДС в 1866 г. по 2 разряду. С 1872 г. — священник с. Дунилова Шуйск. у., с 1889 г. — с. Глядкова Суздал. у., с 1896 г. — с. Сидоровского Сузд у., с 1898 г. — с. Ерлыкова Шуйск. у. С 1899 г. — исп. долж. псаломщика в с. Введенском Шуйск. у. Был за штатом, 25.04.1912 г. определен в с. Годуново. 4.03.1913 г. уволен за штат по прошению. Семья: Отец диакон пог. Архидиаконского Вязников. у., мать Татьяна Петровна, братья Николай (псаломщик с. Южи Вязников. у.), Петр (потом. поч. гражданин). Жена Варвара Степановна ок. 1855 г.р. (дочь священника с. Дунилова Стефана Александр. Дебрского). Дети: Петр (26.12.1874—27.06.1875), Татьяна (06.01.1879—09.02.1879), Елена (21.05.1880—14.09.1880), Елизавета (р. 17.10.1882), Татьяна (р. 01.01.1885), Иван (ок. 1886 г.р. —06.08.1888), Петр (р. 01.01.1888).
6.03.1913 г. – 1935 г. — Александр Николаевич Органов, р. 17.11.1870 г. в с. Дунилово Шуйского у. Владимирской губ. Родственники: Отец – псаломщик с. Дунилова. Родная сестра Ольга Николаевна, (в замужестве Лапина) — жена крестьянина д. Захаровки Шуйского у. Образование: Шуйское ДУ, ВДС (неполный курс, 4 класса в 1892 г.). 6.03.1913 г. — во иерея. Служение: 1892 – 1896 гг. – псаломщик церкви с. Елюнино Шуйского у.; апрель 1896 г. – май 1899 г. – псаломщик церкви с. Мостец Владимирского у.; 26.05.1899 г. рукоположен во диакона. 26.05.1899 г. – 2.01.1905 г. — диакон церкви с. Левино Вязниковского у.; 2.01.1905 г. – 4.01.1908 г. — диакон церкви с. Никологоры Вязниковского у.; 4.01.1908 г. – 6.03.1913 г. — диакон Христорождественской церкви г. Юрьева-Польского; в марте 1913 г. рукоположен во иерея. 6.03.1913 г. – 1935 г. — священник Архангельской церкви с. Годуново Александровского у. До 1930 г. — тихоновского церковного направления. С 29.09.1930 г. – в обновленческом расколе. Награды: 1918 г. – набедренник. С 1918 по 1936 г. лишен гражданских и избирательных прав как священнослужитель.
20.09.1934 г. – за неуплату неправильно начисленного налога председателем сельсовета запрещено церковное служение; произведена опись имущества.
1936 г. – священника нет.

Диакон 1850 -1851 г. Меморский Михаил Иванович ок. 1812 г.р., был диаконом в пог. Данитине Покровского у., на дьяческой вакансии. Семья: Жена Наталья Васильевна ок. 1814 г.р. Дети: Анна окк. 1835 г.р., Анастасия ок. 1817 г.р., Мария ок. 1840 г.р., Татьяна ок. 1842 г.р.

Дьячки:
1758 — Наум Федорович ок. 1688 г.р. Жена Дарья Степановна 1698 г.р. † 1783 г. Дочь Фекла 1743 г.р. (с 1763 г. жена дьячка Диомида Григ.)
1763 – 1789 — Диомид Григорьевич ок. 1739 г.р. – † 1789 г. Посвящен в стихарь епископом Переславским Сильвестром 7.01.1763 г. Семья: Жена Фекла Наумовна 1743 г.р. — † 1787 г. (дочь дьячка), дети: Михаил (болен золотухой) 1763 г.р., Тимофей 1764 г.р. – выбыли в 1784 г. в светское ведомство; Анисия 1770 г.р. (жена пономаря Ивана Семенова – в 1795 г. — бывший), Прасковья 1778 г.р. В 1766 г. сгорел дом.
1789 – 1811 — Иван Максимович (см. выше – священник).
1811 — 1850 г. — Михаил Ильич, ок. 1778 г.р. Жена Матрена Федотовна ок. 1787 г.р. Дети: Варвара (замужем за пономарем с. Туково Юрьев.у. Иваном Иосифовым), Дарья ок. 1810 г.р. (девица), Мария ок. 1806 г.р.
1851 – 1867 — Василий Успенский ок. 1835 г.р., сын дьячка. Окончил полный курс Переслав. ДУ. 14.12.1850 г. определен дьячком в с. Соколово Александр. у., 10.12.1851 г. посвящен в стихарь, 19.12.1851 г. переведен в с. Годуново. По оценке благочинного «читает и поет хорошо, катехизис знает не худо, поведения хорошего, трезв, холост».

Пономари:
1629 – Федор Мартинианович.
1758 – 1762 — Федор Андреевич 1716 г.р. Семья: Жена Пелагея Леонтьевна 1717 г.р. Дети Марина 1747 г.р., Григорий 1748 г.р., Дмитрий 1751 г.р., Максим 1754 г.р.
1768 г. – 1783 — Сергей Степанович (Левитский) ок. 1748 г.р. (см. выше, священник).
1783 – 1789 – Григорий Степанович (Левитский) ок. 1768 г.р. (сын священника Стефана Ив.), обучался в Переславской духовной семинарии, в 1789 г. переведен пономарем к Златоустовской церкви г. Переславля.
1787 – 1789 — Иван Максимович (см. выше – священник).
1792 – 1795 – Егор Николаевич Виноградов ок. 1779 г.р., сын диакона с. Мордовского Вязниковской окр. Николая Андреевича.
К 1815 и до 1849 г. — Иван Васильевич Рождественский, 1793 г.р. — † до 1850 г. Троебрачный. Жена от 3 брака Анна Степановна ок. 1799 г.р. Дети: от 2 брака Анастасия ок. 1826 г.р., от 3 брака Иван ок. 1839 г.р. (см. ниже — пономарь).
1854 – 31.01.1875 — Иван Иванович Рождественский, ок. 1838 г.р. , сын пономаря с. Годунова. Обучался в Переслав. ДУ неполный курс (низшее отделение), 20.10.1854 г. определен исправляющим должность пономаря. 31.01.1859 г. посвящен в стихарь. 31.01.1875 г. перемещен в с. Ивановское Холуденово. Семья: Жена Анна Ильинична 1842 г.р., дети: Любовь 1861 г.р., Александр 1864 г.р.

Псаломщики:
До 21.12.1898 г. — Иван Алексеевич Агриков ок. 1870-1873) г.р., урожен. с. Дубровы Александр. у. Владимир. губ. Семья: Отец – псаломщик с. Дубровы. Жена Ольга Ивановна, дочери Александра (1905 г.р.), Евдокия (1907 г.р.), Елизавета (1909 г.р.) и Мария (1916 г.р.) лишены избират. прав члены его семьи (1927 г.). Образование: сельская школа. Служение: до 21.12.1898 г. — псаломщик Михайловской церкви с. Годунова Александр. у. 21.12.1898 г. – 16.06.1918 г. – псаломщик в церкви с. Павловское Александр. у. С 17.06.1918 г. – 1928 г. — псаломщик церкви с. Дубровы Тирибровской вол. Александровского у. до ее закрытия. К 1933 г. – псаломщик церкви с. Павловского Александровского р-на. К 1924 г. в обновленческом расколе. 1920 – 1930 гг. — лишен гражданских и избирательных прав как священнослужитель.
С 13.12.1899 г. – 1900 г. — и.д. псаломщика запрещенный священник с. Авдотьина Шуйского у. Павел Иванович Орлов ок. 1863 г.р., окончил ВДС в 1885 г. по 2 разряду, с 1886 по. 1898 г. — священник с. Авдотьино Шуйского у. С 1900 г. — викарный священник в с. Арбузово Владимир. у. Семья: Жена Анна Георгиевна (ок. 1866 г.р., дочь священника Троицкой церкви с. Авдотьино Георгия Извольского). Брак с 06.07.1886. Дети: Серафима (р. 26.07.1887), Александра (16.03.1889—17.09.1889), Екатерина (р. 03.11.1890), Зиновия (24.10.1892—21.12.1892), Елизавета (р. 06.04.1894), Александр (р. 29.08.1896), Иван (р. 14.08.1898).
1904 г. – 1912 г. — Константин Александрович Крылевский р. 13.10. 1871 г., ок. ПДУ и ВДС. 16.121912 г. перемещен в с. Евфимьево Переслав. у. Отец Александр Иванович Крылевский – священник с. Бужаниново Александровского у. † 14.02.1886 г., сестра Анна ок. 1881 г.р. — насельница Успенского женского монастыря в г. Александрове с 1903 по 1923 г.
1912 — 1916 гг. — Сергей Ермолаев, 16.12.1912 г. перемещен из псаломщиков с. Евфимьева Переслав. у.
С 1917 г. – 1930 г. — Дмитрий Антонович Лобов 1895 г.р., урож. с. Большие Вески Александр. у. Владимир. губ. Семья: Родители – крестьяне. Брат и сестра – крестьяне в Андреевской волости Александровского уезда. Жена Пелагея Евсеевна Лобова 1902 г.р. окончила сельскую школу в с. Годунове, лишена избират. прав. Двое детей. Образование: начальное –2-хклассное сельское училище с. Годуново. Служение: до 1914 г. – певчий в Боголюбском монастыре Владимирской епархии. С 1914 по 1917 г. – певчий Успенского собора и Андроникова монастыря г. Москвы.с 1917 г. – 1930 г. — псаломщик церкви Архангела Михаила с. Годуново Александровского у. Владимирской губ. 1920 – 1930 гг. — лишен гражданских и избирательных прав как священнослужитель.
Местная Религиозная Организация Православный Приход Михаило-Архангельского Храма села Годуново Александровского района Владимирской области Александровской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) зарегистрирована 27 апреля 2009 г.
Настоятель, председатель приходского совета Синюк Сергей Борисович.
Юридический адрес - 601614, Владимирская область, Александровский район, село Годуново, Старосельская улица.

Источники:
1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 5]. Переславский и Александровский уезды. - 1895. - 520, VI с.
2. Орлов В. М. Описание церквей и приходов Владимирской епархии. Т. 1. Александровский уезд. - Владимир, 1886.
Александровская епархия

Copyright © 2017 Любовь безусловная


Категория: Александров | Добавил: Николай (10.05.2017)
Просмотров: 4728 | Теги: Александровский район, Александровский уезд | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru