Старый Покров — деревня в Орехово-Зуевском муниципальном районе Московской области. Входит в состав сельского поселения Белавинское.
Деревня Старый Покров расположена в восточной части Орехово-Зуевского района, примерно в 22 км к юго-востоку от города Орехово-Зуево. Высота над уровнем моря 147 м. «Погост Покровский при речке Сеньге, что въ Сеньгу, находится в 70 верстах от губернского города Владимира и в 27 от уездного Покрова (Покровский уезд)».[1]
Фрагмент карты Менде Владимирской губернии 1850 года
Покровским этот погост называется по имени церкви здесь находящейся, именем же Сеньга ныне называется река, впадающая в озеро «Сеньго», а до учреждения губерний и деления их на уезды вся близлежащая местность известна была под именем Сенежской волости. Вся эта обширная волость с многочисленными деревнями принадлежала Московским и всея Руси митрополитам, а затем и патриархам.
Часть Сенежской волости в кон. XIX века уже находится в пределах Рязанской губернии Егорьевского уезда на границе с Владимирской. В этой части Сенежской волости на берегу озера Свята было излюбленное место митрополита Киевского и всея Руси Киприана; здесь он построил церковь во имя Преображения Господня.
Во 2-й половине XVII в. с. Старый Покров было в вотчинном владении Юрия Алексеевича Блудова (в 1663-1664 гг. - дьяк приказа Денежного сбора, в 1675-1676 - приказа Каменных дел, в 1676-1677 и 1679 - Ямского приказа). Когда в первый раз была построена церковь на месте Покровского погоста, сведений не сохранилось. Но в нач. XVII в., как видно из патриарших окладных книг, «в патриарше вотчине в Сенежской волости на погосте» существовала церковь во имя Св. Николая Чудотворца.
В конце же XVII столетия, в 7196 (1688) г., здесь была построена церковь во имя Святых мучеников Флора и Лавра: из патриаршего дворцового приказа выданы были в эту церковь «оловянные потир и дискос да два блюдца резные» - весом в 3 фунта. В 1703 г. церковь была расширена, устроены приделы во имя Николая Чудотворца и Святого великомученика Димитрия.
В XIX в. Вблизи Покровского храма находилась деревянная часовня, называемая Никольской, здесь же были заметны следы бывшего кладбища. Видимо, эта часовня построена на месте бывшей Никольской церкви.
В нач. XVIII в. на погосте появляется церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, как это можно видеть из переписных книг 1705 г., при церкви в то время были четыре священника, два дьячка, два пономаря и просвирница.
В 1741 г. Покровская церковь сгорела и вместо неё построена была новая деревянная церковь в честь того же праздника. В 1763 г. за ветхостью была перестроена и другая церковь. В новопоставленной церкви было устроено три престола: во имя св. муч. Флора и Лавра, Николая Чудотворца и св. Димитрия. В 1845 г. вместо деревянных церквей начато строительство каменного пятиглавого храма с колокольней. Престолов в храме было три: главный в честь Покрова Пресв. Богородицы (освящен в 1862 г.), в теплых приделах: во имя св. Николая Чудотворца и Ахтырской иконы Божией Матери (освящены в 1851 г.). Из св. икон особенно чтима прихожанами Ахтырская икона Божией Матери. Икона эта в приходе и в окрестных селениях почиталась явленною и чудотворною. Как особо чтимая святыня, в церкви был также крест с частицами св. мощей Антония и Феодосия. [1]
В клировой ведомости за 1850 г. написано: «священник Михаил Васильевич Благовестов, пономарский сын, по окончании курса Владимирской семинарии был уволен с аттестатом 1-го разряда 1829 г. апреля 1-го дня. Преосвященнейшим епископом Владимирским и Суздальским посвящен к церкви Покрова Пресвятой Богородицы во священника. В 1839 г. проходил должность наставника крестьянских детей.
В 1849 г. июня 14 дня от Его Высокопреосвященства Архиепископа Парфения Владимирского и Суздальского получил признательность за обращение раскольников к православию. Семья о. Михаила состояла их жены Агафьи Васильевны, и детей: Анны, Александры, Екатерины, Евдокии, Василия и Марьи. Диаконом в это время служил Ксенофонт Иванович Сарментов, священнический сын. По окончании курса Владимирской семинарии был уволен с аттестатом 2-го разряда в 1847 г. Архиепископом Владимирским и Суздальским Парфением посвящен к оной церкви во диакона, по указу из Владимирской Духовной консистории от 12 ноября 1848 года проходит должность ризничего. Жена его Дарья Петровна, дети: Иван, Пелагея, Пётр (помер)».
В клировой ведомости 1854 г. записано: «Дьячок Яков Тимофеев Лебедев, дьяческий сын. По исключении из среднего отделения Владимирской семинарии 1850 года мая 16 дня преосвященнейшим Иустином Епископом Владимирским и Суздальским определён исправлять отцовскую дьяческую должность и в 1853 г. октября 23-го дня определён на отцовское место действительным дьячком, до утверждения штата исправляет должность при указе.
В должности пономаря находящийся ученик, исключённый из высшего отделения Владимирского уездного училища, Михаил Иванов Соколов, пономарский сын, с 1853 года сентября 19-го дня преосвященнейшим Иустином определён исправлять пономарскую должность, которую и исправляет при указе».
При священнике Федоре Солярском состоял дьячок Яков Федоров Веселовский дьяческий сын. «По исключении из 2-го класса Владимирского приходского училища 1843 года генваря 13 дня Преосвященнейшим Парфением определён на отцовское дьяческое место...»
В клировой ведомости 1857 г. записано: «Дьячок Василий Герасимович Покровский, пономарский сын. По исключении из высшего отделения Владимирского уездного училища, в 1857 г. определён на отцовское дьяческое место» к церкви Покрова Пресвятой Богородицы». Об его отце читаем в ведомости 1854 г.: «Пономарь Герасим Федоров Тимофеев, священнический сын, по исключении из высшего отделения Владимирского Духовного уездного училища в 1819 г. Преосвященнейшим Ксенофонтом епископом Владимирским и Суздальским на сие место определён и в стихарь посвящен, грамоту имеет. Жена его Елена Михайлова». В ведомости за 1856 г. добавлено «в 1855 г. ноября 8-го дня Преосвященнейшим Иустином Епископом Владимирским и Суздальским переименован в дьячки». В ведомости 1857 г.: «Пономарь Егор Фёдорович Виноградов, священнический сын. По исключении из высшего отделения Владимирского Духовного уездного училища в 1855 г., определён в пономаря Владимирского уезда в село Баскаки и в стихарь посвящен, а в 1856 г. переведён в с. Старый Покров». 2-м священником в этот период был Фёдор Павлович Солярский, «дьяческий сын, по окончании Владимирской Духовной семинарии с аттестатом 1-го разряда в 1840 г. Архиепископом Владимирским и Суздальским Парфением был посвящен к церкви Покрова Пресвятой Богородицы. В семействе у него: жена Агафья Сергеевна, дети: Александра, Ольга, Марья, Анна, Пётр, Марья (померла), Прасковья». По ведомости 1854 г.: «Просвирня девица Степанида Тимофеева Сновицкая в должность просвирницы поступила 1852 года ноября 11 дня, указ на исправление должности имеет. Заштатные и сиротствующие: Погоста Покрова заштатный священник Сергей Сергеевич Ремезов живёт на содержании священника Солярского. Того же погоста вдовая диаконица Прасковья Егорова Богоявленская, живёт на содержании диакона Сарментова. После умершего в том же погосте дьячка Тимофея Иванова вдова Евдокия Иванова Сеньговская, дочь её Елена, живут на содержании дьячка Якова Лебедева. После умершего в том же погосте пономаря Федора Тимофеева дети: Марья, Матвей Покровский в нынешнем 1854 г. исключен из низшего отделения Суздальского Духовного уездного училища. Александр Покровский в сем 1854 г. поступил в низший класс Владимирского Духовного училища, все сии сироты живут в собственном доме с родною теткою просвирницею Степанидою Тимофеевной и пользуются половинным количеством доходов от исправляющего пономарскую должность исключённого ученика Михаила Соколова. Того же погоста вдовая дьячиха Анна Егорова Мстерская, дочь её Александра Васильева живут на средства попечительства 5 рублей серебром в год».
В клировой ведомости села Сенег-Покров за 1857 г. записано: «В приходских означенной Покровской церкви деревнях: Филипове, Яковлеве, Щетинове, Федотове и Сенго-озере издавна имеются деревянные часовни, в которые крестьяне сих деревень для молитвословия не собираются, в деревне Губинской имеется деревянная же по раскольнической поповской секте часовня, в которую крестьяне сей деревни каждодневно собираются и исправляют там какие-то Богослужения».
Приход села Сенег-Покров 1857 года:
Сенег-Покров, село казенное: число дворов - 16; число душ по 8 ревизии (1834 г.): мужского пола - 37; женского пола - 40; число душ по 9 ревизии (1850 г.): мужского пола - 37; женского пола - 48; действительное население: мужского пола - 35; женского пола - 46; даны описания еще двух деревянных церквей Покровской и Флоро-Лаврской, при них: священников – 2, дьякон – 1, причетников – 4. В 1859 году: число дворов - 15; число жителей: мужского пола - 56; женского пола - 57.
При нем деревни:
Власово, сельцо помещичье: число дворов - 20; число душ по 8 ревизии (1834 г.): мужского пола - 51; женского пола - 39; число душ по 9 ревизии (1850 г.): мужского пола - 62; женского пола - 75; действительное население: мужского пола - 59; женского пола - 76; господский деревянный дом гг. Архиповых. В 1859 году: число дворов - 20; число жителей: мужского пола - 89; женского пола - 93.
Губинская, казенная и помещичья: число дворов - 163; число душ по 8 ревизии (1834 г.): мужского пола - 425; женского пола - 431; число душ по 9 ревизии (1850 г.): мужского пола - 472; женского пола - 454; действительное население: мужского пола - 469; женского пола - 455. В 1859 году: число дворов - 133; число жителей: мужского пола - 486; женского пола - 503.
Мануйлово, помещичья: число дворов - 26; число душ по 8 ревизии (1834 г.): мужского пола - 96; женского пола - 96; число душ по 9 ревизии (1850 г.): мужского пола - 82; женского пола - 85; действительное население: мужского пола - 83; женского пола - 84. В 1859 году: число дворов - 22; число жителей: мужского пола - 86; женского пола - 95.
Новониколаевка, помещичья: число дворов - 7; число душ по 8 ревизии (1834 г.): мужского пола - 21; женского пола - 26; число душ по 9 ревизии (1850 г.): мужского пола - 22; женского пола - 24; действительное население: мужского пола - 24; женского пола - 23. В 1859 году: число дворов - 16; число жителей: мужского пола - 76; женского пола - 81.
Савинская, помещичья: число дворов - 25; число душ по 8 ревизии (1834 г.): мужского пола - 41; женского пола - 35; число душ по 9 ревизии (1850 г.): мужского пола - 72; женского пола - 67; действительное население: мужского пола - 73; женского пола - 69. В 1859 году: число дворов - 18; число жителей: мужского пола - 75; женского пола - 86.
Сенег-Озеро, казенная: число дворов - 41; число душ по 8 ревизии (1834 г.): мужского пола - 120; женского пола - 124; число душ по 9 ревизии (1850 г.): мужского пола - 127; женского пола - 144; действительное население: мужского пола - 129; женского пола - 141; сельская расправа. В 1859 году: число дворов - 37; число жителей: мужского пола - 130; женского пола - 154.
Тимонино, казенная: число дворов - 35; число душ по 8 ревизии (1834 г.): мужского пола - 107; женского пола - 98; число душ по 9 ревизии (1850 г.): мужского пола - 135; женского пола - 151; действительное население: мужского пола - 134; женского пола - 151. В 1859 году: число дворов - 39; число жителей: мужского пола - 140; женского пола - 154.
Федотово, помещичья: число дворов - 30; число душ по 8 ревизии (1834 г.): мужского пола - 120; женского пола - 138; число душ по 9 ревизии (1850 г.): мужского пола - 129; женского пола - 147; действительное население: мужского пола - 131; женского пола - 146. В 1859 году: число дворов - 33; число жителей: мужского пола - 138; женского пола - 151.
Филиппово, помещичья: число дворов - 31; число душ по 8 ревизии (1834 г.): мужского пола - 73; женского пола - 78; число душ по 9 ревизии (1850 г.): мужского пола - 105; женского пола - 112; действительное население: мужского пола - 104; женского пола - 115. В 1859 году: число дворов - 27; число жителей: мужского пола - 140; женского пола - 156.
Щетиново, казенная и помещичья: число дворов - 29; число душ по 8 ревизии (1834 г.): мужского пола - 84; женского пола - 84; число душ по 9 ревизии (1850 г.): мужского пола - 90; женского пола - 96; действительное население: мужского пола - 109; женского пола - 116. В 1859 году: число дворов - 28; число жителей: мужского пола - 137; женского пола - 156.
Яковлево, помещичья: число дворов - 65; число душ по 8 ревизии (1834 г.): мужского пола - 200; женского пола - 217; число душ по 9 ревизии (1850 г.): мужского пола - 220; женского пола - 226; действительное население: мужского пола - 223; женского пола - 226. В 1859 году: число дворов - 54; число жителей: мужского пола - 232; женского пола - 237.
Язвищи, казенная: число дворов - 58; число душ по 8 ревизии (1834 г.): мужского пола - 155; женского пола - 152; число душ по 9 ревизии (1850 г.): мужского пола - 194; женского пола - 206; действительное население: мужского пола - 193; женского пола - 209. В 1859 году: число дворов - 64; число жителей: мужского пола - 197; женского пола - 212.
Яковлевский приход, составившийся из деревень, принадлежавших прежде к обширному приходу погоста Покрова (на Сеньге), открыт был в 1865 году. В виду того, что при открытии самостоятельного прихода в с. Яковлеве сюда перенесена была из погоста Покрова старая деревянная церковь.
С 1871 г., в течение 36 лет, настоятелем Покровского храма был протоиерей Иоанн Рудаков. Со своей матушкой Марией он вырастил шестерых детей, все они так или иначе служили Церкви: сыновья Пётр, Ефим, Сергий стали священниками, Василий протодиаконом, Дмитрий псаломщиком. Но все они несли послушание вдали от родного храма. Отец Иоанн в последний год своей жизни (1907) просил епархиальное начальство определить к Покровскому приходу рукоположенного в том же году иерея, священника Порфирия Доброхотова, женатого на дочери о. Иоанна - Екатерине.
Причта по штату положено: священник, диакон и псаломщик. На содержание их получалось: а) процентов с причтового капитала (1250 руб.) – 50 р., б) от служб и требоисправлений до 1444 р. (в 1896 г.), в) от хлебного сбора до 15 руб. Дома у членов причта собственные на церковной земле; ремонт домов и отопление производилось из церковного леса. [1] Приход состоял из Покровского погоста и деревень: Николаевской (2 вер. от церкви), Мануйлова (2 вер.), Сеньго-Озера (12 вер. По переписным книгам 1637-1647 гг. д. Сеньга-Озеро, расположенное по обоим берегам оз. Сеньго, принадлежала патриарху; в ней тогда было только 3 двора, в 1896 г. 77 дворов.), Савинской (6 в. В переписных книгах 1678 г. половина д. Савинской значится за Иовом Яковлевым Димитриевым, на его половине тогда было 2 двора крестьянских и 2 двора «задворных» людей.) и Филиппова (3 вер.), в коих по клировым ведомостям числилось 902 души муж. пола и 1003 женского. [1]
В погосте при церкви с 1889 г. существовала церковно-приходская школа; учащихся в 1895 г. было 46. [1]
В д. Сеньга-Озеро имелась школа грамоты; учащихся в 1895 году было 16. [1]
Покровский приход в прежнее время был несравненно многолюднее; в 1796 г. от него отделилась половина с построением церкви в с. Новопокровском (Пашневе) Рязанской губ.; в 1864 г. с устройством церкви в д. Яковлевой отделилась также значительная часть прихода.
Отец Порфирий Доброхотов служил в Покровском храме с 1907 по 1919 г, когда умер от тифа. Отец Порфирий, как и о. Иоанн Рудаков, похоронены у стен храма. Матушка о. Порфирия, Екатерина Ивановна, в заботе о родном храме просила прислать священника на место о. Порфирия. (У него был сын Пётр, но он не хотел посвящать себя служению Церкви, хотя некоторое время прислуживал в храме). Уже на склоне лет сын о. Порфирия Пётр Порфирьевич Доброхотов (1909-1961) был председателем ревизионной комиссии Покровского храма и похоронен у его стен.
С 1919 по 1925 г., в период гонений и церковной смуты, на приходе сменилось несколько священников. По воспоминаниям местных жителей, в 1920-х гг. диаконом был о. Фитининский, псаломщиками (в разное время) Леонов и Виноградов.
В 1925 г. настоятелем стал о. Александр Успенский (в 1924-1925 гг. он служил диаконом в соседнем Покровском храме с. Пашнево). В Старом Покрове он построил собственный дом (по дороге на Ново-Николаевку) и был настоятелем Покровского храма по 1937 г. Как рассказывал Серафим Александрович Успенский, сын настоятеля храма, о. Александр всегда трудился. При доме была земля, 40 соток, - половина сад, половина огород. На огороде работали жена и дети, в саду о. Александр делал всё сам. После службы он ходил в лес, приносил сушняк - заготавливал дрова на зиму. У семьи было полное крестьянское хозяйство: лошадь, корова, овцы. До 1930 г. им выделяли луг, и вся семья косила, заготавливала сено. В конце 1920-х - начале 1930-х гг. непосильное бремя налогов разорило семью. Приход Покровской церкви и так был бедным, а тут народ обнищал вконец. Сначала продали лошадь, корову, овец. Верующие помогали, кто чем мог, члены церковного совета собирали деньги для поддержания церкви. К о. Александру несколько раз приходили описывать имущество за долги по налогам, но описывать было нечего: из одежды только то, что на нём, а стулья, стол - всё ветхое. «Посидят и уйдут», - говорит Серафим Александрович.
К 1937 г. остался один дом, но и его пришлось продать. Решили переехать в с. Кабаново, где после ареста о. Василия Максимова не было священника. В церковной сторожке поселилась вся семья, трое в одной комнате (один сын уже вырос и жил отдельно).
6 ноября 1937 г., в праздник иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», сыновья о. Александра уехали в Орехово. Вернувшись вечером, узнали, что отец арестован. От него пришло несколько писем. Сын и сейчас помнит странный адрес, по какому отправляли передачи и деньги: «Красноярский край, Подконвойный городок, свиноферма». Весной 1938 г. посланные деньги вернулись с пометой о невручении в связи со смертью адресата, без объяснения, когда и от чего умер. А спросить боялись.
После о. Александра священников в Старый Покров не присылали, церковь стояла в сохранности, но служить было некому. Когда же в 1944 г. местный житель Василий Яковлевич Решетов поехал хлопотать об открытии храма, то ему сказали, что храм числится действующим. За все годы вынужденного бездействия храма налоги платил церковный староста Феодор Пискарёв из собственных средств (у него в Новониколаевке была пасека).
Внутреннее убранство храма и роспись, частично сохранились. Напротив храма вероятно уже последние свои дни стоит дом, в котором и в старые времена помещались священники.
В 1945 г. в храме возобновились богослужения. По воспоминаниям старожилов, с 1945 по 1946 г. в храме села служил о. Николай Троицкий: «сначала был о. Николай, старенький, хроменький». С 1946 по 1947 г. - о. Михаил Розанов: «потом служил старец о. Михаил».
В 1948 г. настоятелем храма стал о. Александр Нечаев.
С 1948 по 1951 г. в храме с. Старый Покров служил о. Алексей Сокольский: «в самом конце 1940-х в храме служил о. Алексей Сокольский. Он был из репрессированных, после освобождения из лагеря направлен в Старый Покров».
В 1951-1952 гг. настоятелем храма был священник Феодор Степанович Марухин.
С 1952 по 1957 г. настоятелем Покровского храма был священник Пётр Николаевич Рыбицкий. Он родился в 1928 г. в крестьянской семье на Украине, в Каменец-Подольской области, Словутском районе, в с. Цветохи. Окончил 8 классов школы и поступил в Саратовскую семинарию, которую окончил в 1951 г. В ноябре - декабре 1951 г. работал на электростанции в г. Шепетовка. В 1952 г. венчался в г. Зарайске, в том же году 15 июня рукоположен во священника, 30 июня назначен настоятелем Покровского храма в Старом Покрове. В послужном списке приведена характеристика о. Петра: «поведения отличного, к пастырским обязанностям относится с любовью и усердием. Заботится об украшении храма и умело ведёт церковное хозяйство». Священник Пётр Рыбицкий был переведён в с. Нестерово.
Из с. Нестерово перешёл священник Николай Алексеевич Предтеченский, который с 1957 г. был настоятелем храма. Он родился в 1895 г. в с. Поэлово Юрьевского уезда Владимирской губернии, в семье священника. Николай Предтеченский окончил Переславское Духовное училище, выдержал экзамен на звание учителя церковно-приходских школ. В 1918 г. венчался с Анной Ивановной Морозовой. В том же году был определён псаломщиком к церкви с. Кубаево Юрьев-Польского уезда, в 1919 г. переведён в с. Новофетинино Покровского уезда Владимирской губернии. В 1922 г. рукоположен во диакона. С 1927 по 1937 г. - диакон церкви Рождества Пресвятой Богородицы г. Загорска Московской области. С 1937 по 1951 г. - диакон Богородице-рождественской церкви с. Нестерово Орехово-Зуевского района. В 1951 г. рукоположен во священника, с 1951 по 1957 г. - настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы с. Нестерово. В характеристике, данной благочинным Орехово-Зуевского округа, и записанной в послужном списке о. Николая сообщается, что «священник Предтеченский о. Николай в поведении своем не всегда бывает исправен. Страдает пристрастием к винопитию. В деловой переписке медлителен. По отзывам некоторых прихожан, иногда бывает груб в обращении».
В 1961 г. советским правительством Церкви была навязана реформа органов приходского управления. Вся власть в приходе переходила к Исполнительному органу церковного совета. Священник был устранен от участия в хозяйственной деятельности прихода. Он как бы «нанимался» церковным советом данного храма для совершения богослужений. Целью реформы было разрушение приходской жизни изнутри, путем внедрения в органы приходского управления чуждых Церкви лиц, и противопоставления органов приходского управления священству. Цель реформы иногда достигалась в городах, где исполкомам удавалось провести в состав «двадцатки» и в церковные старосты своих людей, но в селе это сделать было трудно.
5 декабря 1961 г. был избран «Исполнительный орган церковного совета Старо-Покровской церкви Орехово-Зуевского района Московской области». Церковным старостой стал Михаил Петрович Костров (р. 1904), пенсионер из Новониколаевки, его помощником - Александр Гаврилович Иванов (р. 1885(, из Старого Покрова, казначеем - Василий Родионович Бугров (р. 1882) изд. Савинская). Последним протокол подписал священник Н. Предтеченский.
Более 30 лет (с 1962 по 1994 г.) настоятелем Покровского храма был о. Владимир Кошечкин, его жена Людмила Вячеславовна Кошечкина-Елпидифорова умерла в 1970-х гг., похоронена у алтаря церкви. Она запомнилась жителям тем, что «как белка, лазила на крышу храма и сама красила купола». В 1950-е гг. псаломщиком в храме был Иван Терентьевич Лебедев из с. Пашнево. После о. Владимира настоятелем храма был иеромонах Тихон
В советское время церковь не была закрыта и разорена, поэтому сохранились иконостасы (главного храма-Покрова Пресвятой Богородицы, и приделов Никольского и Ахтырской иконы Божией Матери). Сохранилась и храмовая роспись, выполненная в XIX в. (частично поновленная в советское время и совсем недавно).
Сохранилась церковная ограда с каменными башнями, святыми вратами и даже каменной кружкой для сбора пожертвований. Сохранилось и звено деревянной ограды 1-й половины XX в.
К западу от колокольни, стояла часовня (сломана в конце 1930-х гг.) Она указывала место расположения древнего деревянного храма Святителя Николая перенесенного в Пашнево. Лесная тропинка, проложенная вдоль восточной стороны ограды храма, ведёт к святому источнику.
В 2005 г. во главе общины храма священноначалием был поставлен священник Антоний Рыжаков, в детстве и юности алтарник в Иоанно-Богословском храме г. Ликино-Дулёво, выпускник Свято-Тихоновского Богословского института.
Источник: 1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 4]: Меленковский, Муромский, Покровский и Судогодский уезды. - 1897. - 588, VIII c.
О найденном близ села Покрова на рч. Мерской на роднике образа Божией Матери Ахтырской
Покровский земский исправник рапортом от 20 июля 1800 г. донес Владимирскому гражданскому губернатору П.С. Руничу, что в день сошествия Святого Духа на роднике на рч. Мерской близ дер. Федотовой был найден образ Божией Матери Ахтырской, обложенный медной ризой, величиной в 7 вершков. Кем был поставлен образ – неизвестно. В тот же день после бывшего на том месте молебствия со святыми иконами образ этот был взят священником села Покрова Никитой Ивановым в церковь Флора и Лавра, где ныне и находится. Явленным образ не почитался, «поелику чудотворения от него никакого не было». Губернатор, по получении рапорта, обратился с письмом к епископу Владимирскому Ксенофонту, в котором, сообщая о найденном образе, просил преосвященного произвести расследование, «дабы не могли произойти об оном какого либо разглашения и ложные слухи». Преосвященный Ксенофонт уведомил губернатора, что он предписал Консисторию послать к благочинному Покровской округи села Осовца священнику Алексею Петрову указ и велеть ему немедленно вместе с священником Павлом и Покровским земским исправником отправиться в погост Покров, что в Сеньгу, куда по прибытии «купно того села с священно-церковно-служителями по утру рано с благоразумною осторожностью и бережливостью» взять принесенный туда с родника образ «Агкирския Божия Матери», который и представить к преосвященному. Кроме того он приказал всех священно и церковно-служителей того погоста выслать в Консисторию и допросить, почему они имели к роднику крестный ход, бывал ли он прежде, с какого времени, и по какому случаю, имеют ли на то указное предписание и пр. Земский исправник, которому от губернатора также было дано подобное же предписание, донес ему, что он произвел дознание, которое в подлиннике препровождал к губернатору. Вместе с тем он сообщает, что, как ему известно от сотского, приходской священник с. Покрова Никита Иванов «всех посторонних людей уговаривал, дабы о образе истинную не показывать». Из произведенного исправником дознания оказывается следующее: «В день сошествия Св. Духа крестьянин д. Федотовой Григорий Яковлев был послан утром к роднику на рч. Мерской, где в тот день по установившемуся с давних времен обычаю предполагалось молебствие со святыми иконами. Пришедши к роднику, он нашел в находящейся там часовенке неизвестно откуда взявшийся образ Божией Матери Ахтырской. Об этом он тотчас же объявил приходскому священнику, который уже был в их деревне. После совершения молебствия, образ был взят с родника в часовню, находящуюся в д. Федотове, где он оставался около двух недель, а потом был отнесен в церковь Флора и Лавра. При перенесении в эту церковь образ на некотором расстоянии был встречен священником в облачении и поставлен в церкви, где после того стали отправляться молебны». Чем кончилось дело – неизвестно.
(Владимирская ученая архивная комиссия. Труды: Кн. 4. - 1902.)
Сенежская волость
Сенежская волость названа по имени своего центра села Сенеж (Сенга). Ныне это территория юго-запада Петушинского района Владимирской обл., северо-востока Орехово-Зуевского района и севера Шатурского района Московской обл. По некоторым данным с XII в. принадлежала Митрополитам Киевским, позже Владимирским и Московским. С XVI в. Патриаршая область (Патриаршина). В XIX в. была разделена на Кудыкинскую и Яковлевскую волость Покровского уезда Владимирской губернии. В Древней Руси семьи великих и удельных князей, приближенные и дружина князя содержались за счет дани, которой облагалось все принадлежащее князю население и которую собирали сами князья во время своих регулярных походов «в полюдье». Однако, увеличение территорий княжеств заставило отказаться от личного участия князя в сборе дани. Княжества стали разделять на небольшие по территории участки-волости, а для сбора дани с волости выделяли особых княжеских слуг-волостелей. «Волость» и «волостель» - слова, однокоренные со словом «власть», которое в древне-славянском языке означало не только «право сильного», но и самое «начальство», то есть «власти». Действуя от имени князя, волостель творил суд и ведал административными делами своей территории, а также «кормился» за счет ее населения. Волости делились на государевы, боярские и церковные (монастырские). В свою очередь, государевы волости и земли подразделялись на дворцовые, приписанные ко дворцу как личная собственность государя, и черные, то есть пока не принадлежащие какому-либо владельцу. Как административно-территориальные единицы волости существовали на Руси с XI в., а с XV в. волости, тяготевшие к какому-либо городу (иногда к селу), стали объединять в уезды. Москвичи начали пользоваться для перехода в бассейн Клязьмы более удобным, по сравнению с прежним, водным торговым путем. Прежний шел из Москвы по Яузе, затем - волок из Яузы в Клязьму. Новым же путем суда спускались по реке Москве до устья Нерской, поднимались до верховьев ее и через волок попадали в реку Ушму, а из нее - в Клязьму. Очевидно, в эти времена богатеющая область по Ушме была дана в вотчину российским митрополитам. Из стана Сенег, относившегося к Владимирскому уделу, была выделена митрополичья волость, получившая название Сенег (Сеньга, Сенежская). Сенежская волость - часть Мещерского края - края лесов, озер, болот. Карамзин в «Истории государства Российского» писал, что «уйти в Мещеру, значит спрятаться так, чтобы тебя никто не нашел». В духовных грамотах Ивана Калиты (1336 и 1339 гг.) Сенежская волость не упоминается. Следовательно, уже тогда она не принадлежала Ивану Калите, хотя он был великим князем Московским и Владимирским. В книгах окладных церквей Владимирской епархии говорится: «В Сенежской волости на берегу озера Свята было излюбленное место митрополита Киевского и Всея Руси Киприана, здесь он построил церковь во имя Преображения Господня». Здесь впоследствии образовался Святоозерский монастырь. В 1408 г. по почину великого князя Московского Василия Дмитриевича во Владимир была отправлена группа мастеров для обновления иконостаса и настенных росписей в соборе. В составе группы были известные московские иконописцы: Даниил Черный и Андрей Рублев. К 1410 г. работы в соборе были закончены, и митрополит Фотий в следующем году отправился во Владимир. События 1411 г., относящиеся к поездке Фотия во Владимир, известны по Патриаршей или Никоновской летописи. В изложении эти события выглядят так. В конце июня митрополит прибыл во Владимир и находился там до начала июля. 2 июля после вечерней службы в соборе Фотий, в сопровождении свиты, выехал из Владимира, направляясь в свою волость Сенег. На следующий день, когда Фотий уже был на Преображенском погосте у Святого озера, что в митрополичьей волости, прискакали вестники. Они сообщили, что несколько часов назад, в полдень, отряд татар напал на Владимир. Узнав о недавнем отшествии из Владимира митрополита, они снарядили погоню. Получив эту весть, Фотий немедленно покинул погост и ушел лесными тропами в сторону Сенежских озер. Погоня за Фотием оказалась безрезультатной, татары вернулись во Владимир и включились в царящий там разбой и грабеж. В знак благодарности Богу за избавление от татарского плена Фотий поставил церковь в честь Рождества Богородицы в лесу, на берегу озера Сенег. В своей волости он находился до 3 августа, а затем отправился в Москву. При церкви была образована пустынь, где остался жить иеромонах Пахомий - болгарин, состоявший в свите Фотия. В «Списке церквей Владимирской епархии» упоминается о монастыре на берегу озера Свято в Сенежской волости на границе Владимирской и Рязанской губерний, основанном митрополитом Фотием. На берегу озера Свята в церкви Преображения Господня погребен ключарь Владимирского Успенского собора Патрикий, замученный татарами во время разграбления ими собора в 1411 г. («Список церквей Владимирской епархии»). Речка Сеньга является правым притоком р. Клязьмы, имеет длину 37 км. Устье её расположено в Петушинском районе, а исток реки находится рядом с с. Старый Покров (Московская обл., Орехово-Зуевский р-н). В среднем течении Сеньги находится проточное озеро с таким же названием, а на его берегу с давних пор располагалась деревня Сеньга-Озеро.
Фрагмент карты Менде Владимирской губернии 1850 года
Существовал и особый стан с названием Сенег. В устье Сеньги тоже жили люди, там находился починок Сеньга-Лазаревка. С упразднением патриаршества на Руси Сенежская волость стала собственностью священного Синода и называлась «синодальной». В XVIII в. в ее западной части (той, в которой располагался погост Ореховский с деревнями), кроме синодальных, существовали также вотчинные и помещичьи земли. Эта часть волости прозывалась «Возницыной (или Возминской) половиной» от фамилии вотчинников Возницыных, известных тем, что когда-то они пожаловали церкви на Ореховском погосте очень большой надел земли - 350 десятин (около 380 га.). Возницыным принадлежали некоторые деревушки к юго-востоку от погоста - Власово, Тимонино, Щетинино, Яковлево. Другая часть Сенежской волости, по речке Сеньге, называлась «Заболотской половиной».