Главная
Регистрация
Вход
Четверг
25.04.2024
06:39
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [134]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Деятельность Владимирской строительной и дорожной комиссии в г. Владимире 1830-1860-е годы

Деятельность Владимирской строительной и дорожной комиссии в г. Владимире 1830-1860-е годы

Т.П. Тимофеева
В историческом ландшафте и архитектурном облике г. Владимира запечатлелось течение многих веков, деятельность многих людей. XIX век оставил многочисленные и отчетливые следы. Сознательная градостроительная программа и непредсказуемая текущая жизнь сплавились воедино в расположении улиц и дорог, в силуэтах зданий и рисунке фасадов. В том, что представляется нам как данность, как незыблемое наследство прошлого, существует своя логика — логика деятельности архитектурно-строительных учреждений и их должностных лиц. В 1830 — 1860-е годы наиболее значительным градостроительным учреждением была постоянная губернская Строительная и дорожная комиссия, учрежденная специальным указом Сената в 1838 г. 29 октября 1838 г. был открыт Строительный комитет для устройства губернского города Владимира. Кроме того, создавались временные комитеты по строительству или возобновлению конкретных зданий, как например, комитет по возобновлению Дмитриевского или Рождественского собора. В 1857 г. введена должность епархиального архитектора. Но все градостроительные учреждения и мероприятия — гражданские, военные, церковные, частно-обывательские — в середине XIX в. были поднадзорны Строительной и дорожной комиссии. Именно в эти десятилетия особенно интенсивно застраивался Владимир, приобретая вид губернского города. Подчинялась комиссия главноуправляющему путями сообщения и публичными зданиями. В состав комиссии входили губернский и городовой архитекторы, губернский землемер, члены строительного отряда, присутствовали представители губернского правления, городской думы, дворянского собрания.
В компетенцию комиссии входило многое: приведение городской застройки в. соответствие с конфирмованным планом й принятыми правилами и нормами как в губернском, так и в уездных городах; благоустройство городов: строительство и ремонт дорог, мостов, водопроводов, спусков, подъездов, мощение улиц, очистка прудов, прокладка новых улиц и переулков, не противоречащих конфирмованным планам, строительство и ремонт казенных зданий, надзор за церковным строительством, рассмотрение многочисленных обывательских прошений, жалоб и споров по поводу надстройки, перестройки, перепланировки, нового строительства частных владений. Регулярно велся журнал присутствия, куда вносились текущие дела, принимались по ним решения и назначались исполнители из числа членов комиссии. Дела в других городах губернии чаще всего поручались губернскому архитектору. Работы по Владимиру становились, как правило, обязанностью городового архитектора. Но дела хватало всем: здесь и архитекторский помощник (должность, следующая за городовым архитектором), и инженеры строительного отряда, и гражданские инженеры, и землемеры.
Вот имена тех, кто каждодневным трудом формировал в середине XIX в. облик города Владимира, отчасти сохранившийся и сейчас:
губернские архитекторы Евграф Яковлевич Петров, Никифоров Яков Максимович, Корицкий Дмитрий Андреевич, Василий Федорович Небольсин;
исполнявший обязанности губернского архитектора корпуса инженеров капитан Станицкий;
городовые архитекторы Флор Иванович Гавердовский, Павел Васильевич Швейкин, Эдуард Христофорович Тиден;
архитекторские помощники Андрей Павлович Филаретов (с 1867 г. губернский архитектор), Владимир Сергеевич Суходольский, Вишневский, Ховрин, Савельев;
инженеры: корпуса путей сообщения генерал-майор Саккер, строительного отряда путей сообщения подпоручик Карасе, член строительного отряда подпоручик Шац;
инженер-капитан (затем майор) Никитин, инженер-полковник Эдуард Иосифович Нарбутт, инженер-подполковник Урениус, инженер-поручик Александрович, инженер-подполковник Ивашевский, корпуса путей сообщения подполковник Семен Васильевич Журавлев, начальник, работ Каппель, инженер-поручик Верещинский;
губернские землемеры Успенский, Карпенкин, Дурасов;
гражданские инженеры Юговской и Каринский;
архитекторы Попов, Николай Карлович Рейм, архитектор казенной палаты Артлебен Николай Андреевич (с 1857 г. епархиальный архитектор). Имя последнего относительно известно. Из остальных сведения анкетного характера удалось найти пока только об одном — Гавердовском.


Тиден Эдуард Христофорович. Фото кон. 1880-х гг.

Тиден Эдуард Васильевич (Христофорович) (Tieden Eduard Theodor, russ. Christoforovic, Vasilevic, 1834 — 12.09.1897) — инженер-архитектор, статский советник. Родился в 1834 году в Риге в семье Вильгельма Христофора Валентина (Wilh. Chph. Valentin). Окончил Строительное училище (1853), был городовым архитектором Владимира в период 1858—1865 гг. Во Владимире построил значительное число жилых домов. Впоследствии работал губернским инженером в Костроме. 11 января 1897 г. инженер-архитектор, действительный статский советник Тиден назначен на должность Ярославского губернского инженера. 2 мая 1897 г. – Ярославский Губернский инженер Инженер-Архитектор Действ. Статский Советник Тиден уволен от означенной должности, с причислением к Министерству Внутренних Дел. Умер 12 сентября 1897 г. в Костроме.
Флор Иванович Гавердовский родился в 1813 г. Происхождения дворянского, но по непризнанию Герольдией прав на дворянство воспитывался на правах обер-офицерских детей. Окончил Императорскую Академию художеств. 26 сентября 1837 г. утвержден в звании свободного неклассного художника с аттестатом. 22 июня 1838 г. поступил на службу в комиссию, Высочайше учрежденную для строительства зданий Орловского-Бахтина кадетского корпуса с чином копииста. 12 декабря 1839 г. перемещен во Владимирский строительный комитет городовым архитектором. 2 января 1843 г. переведен во Владимирскую Строительную и дорожную комиссию. В 1842 г. женился на Елизавете Львовне Философовой, дочери купца 3 гильдии Льва Яковлевича Философова. Имел сына Льва и двух дочерей — Юлию и Софью. Жена его владела во Владимире деревянным на каменном этаже домом, сам он никакой недвижимости не имел.
5 декабря 1845 г. Ф.И. Гавердовский перешел во Владимирскую удельную контору архитектором. В 1847 г. получил чин губернского секретаря. В 1850 г. за усердную службу награжден был золотыми часами. В 1851 г. стал коллежским секретарем. 25 августа 1853 г. подал прошение обратно в губернскую Строительную и дорожную комиссию на вакансию архитекторского помощника для производства работ. Однако назначение не состоялось, так как чуть ранее, 14 августа, на эту должность уже был приглашен коллежский регистратор Филаретов из Московского Дворцового архитектурного училища. Таким образом, с конца 1839 до конца 1845 гг. Ф. И. Гавердовский служил владимирским городовым архитектором. Сменил его в этой должности Павел Васильевич Швейкин, а в 1859 г. городовым архитектором стал Эдуард Христофорович Тиден.
Важнейшей обязанностью комиссии было устройство Владимира по конфирмованному в 1782 г. и исправленному в 1793 г. плану. 6 мая 1840 г. Гавердовский выполнил копию плана с показанием современного состояния и разбивкой на кварталы. Этот план был послан на утверждение главноуправляющему графу Клейнмихелю, так как «план г. Владимира не вполне соответствует удобствам заселения и для исправления его он (государь император) сделал распоряжения о снятии плана города с натуры, описания улиц, не имеющих прямого направления, определении новых кварталов и назначении мест для новых площадей..,».Съемка плана с натуры была поручена сначала капитану Никитину, но тот оказался занят на другой работе, и комиссия в мае 1843 г. возложила этот план на губернского землемера и двух гражданских инженеров — Юговского и Каринского. Работа эта была, очевидно, кропотливой, потребовала много времени и была закончена только в следующем году. При этом оба периодически подавали рапорты и вели «ведомость о ходе занятий при производстве съемок». Так, в октябре 1843 г. Каринский писал: «Снято: Лыбядский овраг с речкою Лыбядью и находящимися при оной домами и огородами, начиная от Лыбядского моста до впадения ее в р. Рпень, квартал заведения Приказа общественного призрения, здания для помещения арестантской роты, жандармские конюшни и кладбище, также пространство, окруженное бывшею улицею — продолжением Козлова вала, Лыбядским оврагом и двумя спусками к оному, из коих один служит главным сообщением Залыбедской стороны; заключает в себе 13 кварталов, сенную и торговую площади». Работа длилась все лето и осень. 4 февраля инженер Каринский подал рапорт, где объяснял, что задержал съемку из-за участия в составлении проекта казарм для Бородинского полка и гарнизонного баталиона, но обещал закончить к 1 марта. Летом 1844 г. комиссия представила на «благоусмотрение» главноуправляющего снятые с натуры планы Владимира. Однако и на сей раз главноуправляющий нашел «многие недостатки». Переделка плана вновь поручалась гражданскому инженеру Каринскому и городовому архитектору Гавердовскому.
Важнейшим мероприятием комиссии следует считать прокладку линий шоссе — Нижегородской и Шуйской (1834—1842). Работами руководил корпуса путей сообщения капитан Жилинский. 1 ноября 1834 г. главноуправляющий Карл Федорович Толь предписал капитану Жилинскому «составить смету на проведение... новой улицы с предназначением устроить оною не мостовою, а шоссе, и с тем при том, чтобы оценена была и земля, отходящая в вишневых обывательских садах и других местах по направлению оной»; новая улица прокладывалась потому, что «ныне существующая старая улица в г. Владимире так узка, что два экипажа не могут по ней разъехаться и уширение ее потребовало бы больших издержек, потому что для сего нужно было бы снести обывательские домы и срывать земляной вал по всей длине улицы... для устроения которой (новой улицы) нужно будет разрезать вал в одном только месте». 11 января 1835 г. Жилинский доносил, что немедленно приступил к делу и поручил съемку и нивелировку местности подпоручику, строительного отряда путей сообщения Карассу, «который снял местности и сделал принадлежащие продольные и поперечные нивелировки, как по ныне существующей улице, так и по вновь предполагаемой» (см. улица Большая). В 1838 г. строительство Нижегородского шоссе заканчивалось, при этом оказалось необходимым перенести на другое место Московскую заставу.
В начале 1840-х гг. тот же инженер-майор Жилинский прокладывал шоссе на г. Шую. Это шоссе шло по слободе Боровок. В 1842 году здесь сгорело несколько домов, и председатель комиссии просил Жилинского в связи с предполагаемым шоссе назначить в этом месте такую ширину шоссе «дабы руководствоваться этим при отводе мест для построек и не назначать под заселение таковых, по коим долженствует пролегать предполагаемое шоссе». Жилинский назначил следующие размеры: ширина шоссе в Царицынской улице и Боровке 101 сажен, за чертой города, полем — 20 сажен. Эти разметки в натуре тогда же приказано было сделать инженеру Никитину.

Постоянной заботой Строительной и дорожной комиссии, особенно с прокладкой шоссейных дорог, было строительство и ремонт мостов. В 1835 г. был построен наплавной мост через Клязьму, который освидетельствовал корпуса инженеров путей сообщения генерал-майор Саккер.
В 1837 г. появляется каменный мост через Лыбедь. 9 ноября 1850 г. градская полиция рапортовала в строительную комиссию, что «находящийся в ведомстве оной 3-й части каменный мост через речку Лыбедь на тракте в г. Юрьев и Суздаль, зависящий устройством от строительной комиссии, оказывается ветхим»; городовому архитектору Щвейкину поручалось составить смету на ремонт. Работы взялся сделать крестьянин с. Боголюбова Прокофий Ерофеев; в ноябре 1851 г. он дал подписку в том, что обязуется в перемощенной им «каменной мостовой на мосту чрез р. Лыбедь в г. Владимире в позднее и осеннее время и именно в минувшем октябре месяце, согласно предъявленной производителем работ инженер-подпоручиком Александровичем смете, могущие образоваться от беспрерывного проезда колеи и ямки заравнивать в течение настоящей осени до зимы, без всякой от казны платы, если откроются слабые места и образуются колеи и ямки». В 1858 г. каменный мост через Лыбедь был перестроен (к 20 августа вместо 1 сентября, по случаю посещения города государем императором); наблюдение за производством работ вел городовой архитектор Тиден, а опись работам составил Журавлев.

Среди важнейших градостроительных мероприятий отметим еще прокладку новых улиц (переулков). 29 июля 1840 г. в комитете слушалось дело о предполагаемой постройке дома коллежского секретаря из дворян Петра Куткина «на пустопорожнем: месте подле существующего дома его в 1 части в Вознесенской улице». Полагаем, что разрешением на постройку этого деревянного на каменном фундаменте о 5 окнах дома могло быть положено начало Куткину переулку (улица Гоголя).
Нам удалось обнаружить документы 1853—1861 гг. о предполагаемой прокладке переулка для соединения Никитской и Малой Мещанской улиц. Этот переулок предусматривался планом и назывался в нем Никитским. Частично этот переулок начал застраиваться в губернское время, но имел нерегулярный вид. С другой стороны, во встречном к нему направлении, существовала небольшая улица — Малая Мещанская, проложенная в губернское же время по прожектированному плану. А пространство между ними занимали обывательские сады и огороды, обнесенные плетнями и заборами, и сообщения через них не было. При прокладке новой дороги для соединения Малой Мещанской и Никитской улиц затрагивались интересы многих обывателей, поэтому дело тянулось долго и не без скандала. Чаще других фигурирует имя мещанина Кастерина, владение которого как раз приходилось по линии предполагаемой дороги. Однако и намерение проложить эту дорогу, и противодействие этому намерению со стороны обывателей, которым принадлежали сады и постройки не на «планных местах», оказались равновеликими. В результате от прокладки новой дороги отказались, оставив на прежнем месте не совсем регулярный переулок. Впоследствии он был назван и до сих пор называется Костериным.

Вкратце перечислим; еще ряд характерных работ, дающих представление о деятельности комиссии. В 1833 г. губернский архитектор Петров Евграф Яковлевич по распоряжению гражданского губернатора Ланского С.С. составил смету, план и фасад «на устройство вновь ретирад при корпусе Присутственных мест (губернская больница) в губернском городе Владимире» (т. е. нужников). Эти чертежи Петрова существуют. Ремонт и перестройка помещений в здании Присутственных мест происходили многократно.

Часто ремонтировались и Золотые Ворота, где помещалась 1 полицейская часть и лавки. В 1840 г. Гавердовский осматривал ряд объектов, составлял по ним сметы и наблюдал за их ремонтом. Вот принятые им решения: лестницу на Козлов вал починить и выкрасить, оштукатурить и побелить Золотые ворота и исправить, около них каменную мостовую, починить трубу у Поганого пруда в Троицкой улице, через трубу настлать вновь мост, пруд вычистить, «подделать кресты, имевшиеся при входах на паратное место и рогатку (что против дому благородного собрания) сделать вновь, по тартуару от часовни Владимирской Божьей Матери до церкви Николая Чудотворца нужно выровнять щебнем, на булеваре несколько перильцев требуется сделать вновь и окрасить, беседку выкрасить и обтянуть столбы холстом...». 20 мая 1840 г. Гавердовский рапортовал, что вымощены камнем улицы: Дворянская, Царицынская, Никольская и Б. Нижегородская, Муромская, Юрьевская и Суздальская — прочие же все остаются невымощенными. 9 июля решена была первоочередная вымостка улиц: в I части Весенне-Перевозской, Никольской, Шишова переулка и нескольких во II части; поручалось гражданскому инженеру Каринскому осмотреть их, «и если где окажутся ямы и бугры, то сделать нивелировку и донести комитету, сколько земли и против чьей усадьбы должно снять и где насыпать». Тогда же замостили и Торговую площадь.
В 1840 г. впервые в городе появились вывески с названием улиц: «В предотвращение всякого затруднения прибить на каждом угловом доме по две деревянные доски мерою в 3/4 аршина, окрашенных черною краскою, с белыми крупными литерами, с названием главной улицы и впадающей в нее боковой или переулок, к чему понудить всех домохозяев, имеющих угловые дома... в течение одной недели».

В 1847 г. инженер-майор Никитин составил смету на вертикальную планировку площади против Присутственных мест (Соборная площадь); в пояснительной записке он писал: «В губернском городе Владимире находится с давних времен против корпуса Присутственных мест площадь, заключающая в себе 4514 кв. саж., грунт верхнего ее слоя есть местами глинисто-иловатый, местами песчаный; на оной производятся полковые учения состоящего в городе полка, смотры и проч.; на поверхности ее... имеются небольшие бугры и ямы, в количестве же 418 кв. саж. оная возвышена против других своих частей на 4 1/2 футов, что и делает ее во-первых неудобной для вышеупомянутых упражнений и обезображивающей главную улицу города, на которой она находится».

В 1860 г. в связи со строительством железной дороги Строительная и дорожная комиссия вела наблюдение за срытием вала в Мироносицкой улице — в этом месте назначался квартал для обывательской застройки; наблюдение и освидетельствование местности поручалось губернскому архитектору Корицком.
В 1864 г. по проекту городового архитектора Тидена был прорыт земляной вал для соединения Троицкой улицы (улица Подбельского) с торговой площадью. С ведома и по чертежам комиссии строились и перестраивались в городе частные дома, флигеля, заборы, бани, навесы, крыльца и т. д.
В 1859 г. инженер-подполковник Журавлев, инженер-поручик Розов и архитекторы Рейм и Тиден освидетельствовали «вновь устроенные для катания горки в г. Владимире и нашли, что они устроены с надлежащею прочностию и катание по ним допустить возможно, но с тем, чтобы на довольно значительной высоте оных не было допускаемо слишком большого скопления на них народу».

С упразднением в конце 1860-х гг. Строительной и дорожной комиссии функции ее перешли к органам городского управления.

Используемая литература:
Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Материалы исследований» 1997
Владимирское Региональное Отделение Союза Архитекторов России
Владимирская энциклопедия

Категория: Владимир | Добавил: Николай (18.03.2018)
Просмотров: 1298 | Теги: Владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru