8 апреля 1945 г. принято постановление правительства РСФСР №715 об открытии в г. Владимире художественно-ремесленного училища. Художественное ремесленное училище открыто 1 сентября 1945 года.
Художественное ремесленное училище было организовано с целью подготовки квалифицированных специалистов реставрационных, художественных профессий. «Готовит мастеров по следующим специальностям: 1. Реставраторы по облицовочным и резным работам, 2. Реставраторы по лепным, штукатурным работам, 3. Живописцы по альфрейно-отделочным работам, 4. Столяры-краснодеревцы (резчики-инкрустаторы), 5. Кузнецы художественной ковки, кровельщики и чеканщики. Срок обучения – 3 года. Принимаются девушки и юноши от 14 до 17 лет, имеющие способности к художественным ремеслам и общее образование не менее 7 классов средней школы. Заявления подавать до 15 августа в областное управление трудовых резервов (Владимир, 2-й дом облисполкома, ул. III Интернационал, 58, комн. 105). Учащиеся обеспечиваются общежитием, форменным обмундированием и трехразовым питанием» («Призыв», 18 июля 1945).
«Особую ценность для нашей области представляет создание во Владимире художественного ремесленного училища, которое будет готовить каменщиков художественной кладки, мастеров по лепным украшениям, художников по стенной живописи, столяров-краснодеревцев. Воспитанники этого училища будут строить красивые дома, восстанавливать исторические памятники русского зодчества, которыми богата наша область. «Гражданстрою», на базе которого создается это училище, следует ускорить ремонт учебного здания и общежитий, чтобы в октябре оно могло приступить к нормальным занятиям…» («Призыв», 18 сентября 1945). 4 июля 1945 г. создана согласно решению Владимирского облисполкома Владимирская научно-реставрационная мастерская, впоследствии - Владимирская специальная экспериментальная научно-реставрационная производственная мастерская (ВСЭНРПМ). Ее сотрудники занимались научными исследованиями памятников архитектуры, составлением проектов их восстановления и их реставрацией. Реставрационные мастерские разместились в стенах Никитской церкви. «В целях сохранения и поддержания ценных памятников старины в нашей области при специализированном стройуправлении организуются реставрационные мастерские. В настоящее время приступил к работе лепной цех (мастер тов. Григорьев), который изготовляет части архитектурных орнаментов для строящегося в городе 28-квартирного дома. В ближайшее время будут организованы цехи: живописный, чеканочный и по резьбе дерева» («Призыв», 9 сентября 1945). В 1989 г. на базе мастерской возникли две организации - «Владимирреставрация» и «Владимирспецреставрация».
Улица 2-я Никольская, д. 2
По решению горисполкома для училища отвели здание бывшей автошколы. Учащиеся первого набора художественного училища вспоминают о том, как выглядело оно: прокопченные своды, свалки негодных автомобильных частей, пятна масла, запах бензина и пыли. Но юношам и девушкам энтузиазма было не занимать. После занятий чистили, белили, мыли, красили мастерские и классы. Не хватало для занятий книг по истории архитектуры, рисунка, инструментов, ценных пород дерева для резьбы. На помощь приходили болеющие душой за училище люди. Так, знаменитый суздальский резчик по дереву Ф. В. Куренков подарил ребятам свой инструмент, главное его богатство и достояние. С каким упорством и рвением учащиеся слушали увлекательные лекции профессора Н.П. Сычева по истории искусства Владимиро-Суздальской Руси или решали сложные скульптурные композиции под руководством скульптора М.М. Сахарова. Первым директором был П.А. Савкин, возглавлявший училище до 1986 г.
«Дни питомцев Владимирского художественного училища Когда вы входите в обширный вестибюль двухэтажного здания по улице Сун Ят-сена, 2, со скромной вывеской «Художественно-ремесленное училище, вы прежде увидите множество гипсовых скульптур. Бюст непревзойденного мастера древнегреческого эпоса Гомера. Статуя богини красоты Венеры. Огромные гипсовые сосуды с изображением героев древней Греции и Рима. Объемистые вазы с изображением дельфинов... Это — копии всемирно-известных шедевров скульптурного творчества, недавно присланные в ремесленное училище Московским музеем изящных искусств им. А.С. Пушкина. — На таких классических образцах мировой скульптуры, — говорит заведующий учебной частью училища инженер Петр Алексеевич Савкин, — мы и призваны обучать наших воспитанников. Воспитанники — это будущее первоклассные мастера - реставраторы по фресковой живописи, лепке, резьбе по камню и дереву. Они, эти 63 советских юноши и девушки, приехали в древний русский город не только из городов и сел Владимирской области, но и из самых различных уголков необъятной страны. Приехали для того, чтобы постичь сложное искусство художественной реставрации и, выйдя из училища, восстанавливать многочисленные памятники русского зодчества и живописи и создавать новые монументы, достойные величия советской эпохи. Вот шестнадцатилетний воспитанник училища Константин Тэн. Он — кореец, родом из Читы. Но его национальность ничуть не мешает ему так же живо увлекаться древнейшими архитектурными сооружениями Владимиро-Суздальской Руси, как и историческими памятниками своего края. Вот одна из девяти девушек, обучающихся в училище, Людмила Феденко, дочь одесского рабочего. Она неописуемо любит свой славный город с морем и садами, свою незабываемую Украину, но она так же нежно любит всю русскую историю и культуру, богатейшее наследство древнерусских зодчих и художников. Это-то и приковало ее к Владимиру... А вот, пожалуй, самые достойные воспитанники училища - дети смоленских колхозников — Николай Лютов и Петр Пименов. Когда коварный враг временно оккупировал Смоленщину, Коля и Петя, вооружившись винтовками и гранатами, вместе со своими отцами и братьями ушли в партизанский отряд. От рук юных патриотов полегло немало фашистских разбойников, и правительство удостоило их боевыми наградами. А когда кончилась война, два вчерашних партизана прибыли во Владимир, чтобы всецело отдать себя увлекательному делу — художественной реставрации. Владимирское художественно-ремесленное училище, второе в стране, родилось лишь в конце минувшего года. Но какие отрадные ростки уже пустило оно, какие радостные надежды подают его воспитанники, эти любознательные и одаренные дети советских людей! Нужно видеть, с каким упорством и рвением они слушают увлекательные лекции профессора Сычева об истории искусства Владимиро-Суздальской Руси, или как под руководством маститого скульптора Сахарова решают сложные скульптурные композиции! Уже сейчас, в результате полутора месяцев кропотливой учебы, выявились такие замечательные молодые дарования, как Фадеев, Цепов, Окатов, Смирнов и многие другие. Ими уже выполнено немало самостоятельных работ, получивших высокую оценку опытных и требовательных преподавателей скульптуры и живописи. И когда знакомишься с этими первыми удачами будущих мастеров редкого искусства, когда видишь перед собой пытливых и трудолюбивых советских юношей и девушек, одетых в новенькие кители и шинели, когда неохотно покидаешь это замечательное двухэтажное здание на улице Сун Ят-сена, хочется сказать на прощанье: — Желаем вам, счастливые советские юноши и девушки, дальнейших творческих удач! Н. АБРОСКИН» («Призыв», 27 марта 1946).
«Пятый месяц идут занятия во вновь организованном во Владимире Художественно-ремесленном училище. За короткий срок обучения будущие мастера-реставраторы добились значительных успехов. В классах и на специальных стендах вывешены орнаменты, рисунки, графические чертежи. Среди них особенно выделяются работы учеников живописно-фресковой группы Фадеева, Смирнова, Семенова. Большие способности по лепным работам показывают Кусурова, Бардина, Шканова. П. САВКИН» («Призыв», 31 мая 1946).
«В тресте «Владимирстрой» есть ремесленно-художественное училище. Оно готовит мастеров-строителей. Сейчас в нем обучается 60 подростков. Осенью училище должно принять еще 70 человек. Но попробуйте выслушать жалобы директора училища тов. Голубых, и вам станет ясно, как безответственно относятся руководители треста к этой кузнице кадров. — Ребята не чувствуют о себе заботы,— заявляет тов. Голубых, — они всю зиму сидели в холодном помещении, так как не было дров. Питание неудовлетворительное. Мастерские для прохождения практики не имеют нужного инвентаря. Несмотря на мои настойчивые требования, тов. Елин не оказывает помощи» («Призыв», 31 мая 1946).
«ВЛАДИМИРСКОЕ художественное ремесленное училище № 1 объявляет ПРИЕМ УЧАЩИХСЯ НА ПЕРВЫЙ КУРС ПО СЛЕДУЮЩИМ ПРОФЕССИЯМ: 1. Реставраторов альфрейно-живописных работ. 2. Реставраторов лепных работ. 3. Реставраторов краснодеревных работ. 4. Реставраторов каменных работ. Владимир (обл.), ул. Сун Ят-сена, дом № 2» («Призыв», 7 июня 1946).
«В художественном училище Владимирское художественное ремесленное училище № 1 известно далеко за пределами области. Питомцы училища работают не только во Владимире, но и в Казани, Горьком, Туле, Севастополе и других городах страны. Они украшают клубы, дома культуры, театры и кинотеатры. Скоро ремесленное училище выпустит новый отряд мастеров художественно-отделочных работ. Сейчас выпускники под руководством опытных преподавателей особенно настойчиво повышают свое мастерство, пополняют теоретические знания» («Призыв», 1949 г. 8 апр.).
Ученик художественного ремесленного училища №1 Далецкий Владимир около своей скульптуры «Пушкин в Крыму». Фото А. Волкова
Владимирское ремесленное художественное училище. Цех резьбы по дереву. Преподаватель А.И. Мочалов, 1949 г. Из коллекции фотодокументов ГАВО.
«В Ремесленном художественном… На углу улиц им. Ленина и Сунь Ят-Сена во Владимире стоит красивое трехэтажное здание. Это Владимирское художественное ремесленное училище. Не так уж много подобных училищ у нас в стране. Да это и понятно. Ведь здесь в основном учатся юноши и девушки по призванию, имеющие способности к рисованию, лепке, вообще какой-то художественный вкус. Недаром среди учащихся этого учебного заведения есть немало талантливых рисовальщиков, скульпторов и других мастеров художественных ремесел. В училище созданы все условия для развития таланта и способностей воспитанников. Их учебой руководят опытные, хорошо знающие свое дело мастера производственного обучения. В числе других предметов, которые преподаются в училище, особенной любовью пользуются уроки рисования. На них юноши и девушки постигают технику рисунка, тайны пропорций, света и многое другое. Рисование им особенно пригодится. Ведь когда они станут самостоятельными рабочими, многие из них будут создавать свои образцы ленных украшений, свои фасоны столярных изделий. И кто знает, может быть, некоторые из теперешних учеников создадут настоящие шедевры искусства, уникальные произведения. Пожелаем им этого. В училище занимаются не только по учебной программе. Немало учащихся и преподавателей свободное от занятий время посвящает своему любимому делу. Одни из них создают новые оригинальные орнаменты, другие мастерят различные изделия из дерева, третьи занимаются ваянием. Мастер производственного обучения Лев Васильевич Кудряшов недавно закончил работу над скульптурным портретом Льва Николаевича Толстого. Своей работой мастер отдал дань гениальному русскому художнику слова, чье пятидесятилетие со дня смерти отмечала не так давно вся страна, весь мир. Работая над этой скульптурой, мастер одновременно наглядно демонстрировал учащимся приемы работы скульптора. На днях в «Правде» был опубликован снимок, на котором снят воспитанник Владимирского художественного ремесленного училища Николай Романов со скульптурой «Свободу Африке». В скульптуре изображен сильный, мускулистый человек, разрывающий цепи, которые сковывают его руки и ноги. Фигура символизирует освобождающийся от оков колониализма многострадальный народ Африки. В решительной, целеустремленной позе человека чувствуется его неудержимое стремление к свободе, к светлому будущему. Н. Романов - один из авторов этой скульптуры. Мы познакомились с талантливым юношей. Вот что рассказал Николай об этой своей работе: - Скульптуру «Свободу Африке» мы создали вместе с Вениамином Пачковым, тоже воспитанником нашего училища. Тему нам подсказала сама жизнь. Мы очень обрадовались, когда Никита Сергеевич Хрущев на XV сессии Генеральной Ассамблеи ООН от имени Советского правительства внес на рассмотрение делегатов Ассамблеи Декларацию о предоставлении независимости всем колониальным народам. Что может быть гуманнее и благороднее этого акта! Мы очень внимательно следим за событиями в Африке и других колониальных странах. Нас восхищает мужественная борьба народов за свое освобождение, за свою независимость. И вот мы решили отобразить это стремление, эту борьбу в скульптуре. Долго думали над практическим воплощением своего замысла, искали удачную композицию. Наконец, решили изобразить волевую фигуру человека, которая как бы символизировала народ многомиллионной Африки, сбрасывающий цени рабства. Эта работа нас увлекла. Мы отдавали ей каждую свободную минуту. Делали десятки эскизов, позировали друг другу. И вот сначала в глине, а потом в глине стали воплощать свой замысел. Недавно Николай и Вениамин закончили работу. - Своей скульптурой мы выражаем нашу солидарность с борющимися народами Африки, вместе со всеми советскими людьми гневно протестуем против грязных происков колонизаторов в Конго, - говорят юные ваятели. Ребята твердо верят, что настанет день, когда их далекие друзья, которые все еще томятся в ярме колониализма, будут свободными. ...Мы показали лишь кусочек той кипучей и творческой жизни, которой живет коллектив Владимирского ремесленного художественного училища. Пройдет немного времени, и после очередного выпуска в дружную семью советских рабочих-строителей вольется новый отряд мастеров лепщиков-модельщиков, столяров-краснодеревщиков. С каждым годом растет число выпускников этого училища. Сейчас на предприятиях народного хозяйства страны уже трудится свыше восьмисот квалифицированных рабочих, подготовленных училищем. Их можно встретить на стройках Москвы, Ленинграда, городов Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии и Севера страны. Повсюду они стремятся с честью держать марку училища» (Анатольев П. «Призыв», 1960 г. 24 дек.).
Владимирское художественное ремесленное училище. 1960 год.
1960 г. - переименовано в городское профессионально-техническое училище № 15. В 1974 г. для училища было построено новое здание.
1980 г. - переименовано в среднее профессионально-техническое училище № 15. «Владимирское среднее профессионально-техническое училище № 15 одно из немногих уникальных учебных заведений художественно-строительного профиля. Оно создано еще в годы Великой Отечественной войны для подготовки специалистов-реставраторов монументальной и станковой живописи. Известные владимирские художники В. Волков, И. Баранов, Н. Мокров, В. Смирнов являются его воспитанниками. Выпускник училища Владимир Далецкий - автор памятника П. И. Лебедеву-Полянскому в г. Владимире. Училище закончили маляры спецучастка отделочных работ А. Куделина, В. Круглов, Н. Александров и другие... Вместе со старшим мастером производственного обучения Алексеем Ивановичем Ершовым мы проходим по кабинетам и учебно-производственным мастерским. Вот в группе резчиков по дереву учащиеся склонились над деревянными заготовками и режут фигурки зверей. Руководит группой мастер производственного обучения Сергей Вячеславович Приданов. В светлом и просторном классе мерный стук швейных машинок. Здесь учатся мастерству будущие портные легкого женского платья. «Девочки стараются, - говорит Ирина Всеволодовна Ильяшенко, - хотят по-настоящему научиться мастерству». В мастерской оформителей-декораторов мы застали за работой учащихся группы Сергея Козинцева, Елену Марьюшкину и Евгения Обидина за оформлением рекламных плакатов. Интересной творческой работой занимаются учащиеся группы художественной росписи по дереву, например, Наташа Строганова. Сейчас она составляет эскизы будущей росписи. Пожелаем творческих успехов коллективу училища» (Боченков В. «Призыв», 1981 г. 15 дек.). За сорок лет художественное ремесленное училище, а позже — среднее профессионально-техническое училище №15 выпустило немало первоклассных специалистов. Его воспитанники участвовали в реставрации кремлевских соборов и храма Василия Блаженного, здания Музея истории архитектуры им. академика Щусева в Москве, памятников Владимира и Суздаля; выполняли лепные украшения в железнодорожном и морском вокзалах г. Сочи.
Петр Алексеевич Савкин. 18 сентября 1987 г. на 71-м году жизни после тяжелой болезни скончался член КПСС с 1946 года, персональный пенсионер республиканского значения, заслуженный учитель профтехобразования РСФСР, бывший директор среднего профессионально-технического училища №15 Савкин Петр Алексеевич. П.А. Савкин родился в 1917 г. в с. Вертели Старошайговского района (будущей Куйбышевской области) в семье крестьянина. Трудовую деятельность начал в 1940 году инженером. В 1941 году, находясь в блокадном Ленинграде, принимал участие в обороне города в составе местной противовоздушной обороны. С 1942 года П.А. Савкин работал мастером производственного обучения, заместителем директора Владимирского художественно-ремесленного училища, а затем в течение 37 лет – его директором. Он проявил себя энергичным, инициативным руководителем, умелым организатором в обучении и коммунистическом воспитании молодой смены рабочего класса. Ему были присущи высокая требовательность к себе и подчиненным, внимательное отношение к людям, честность и добросовестность. П.А. Савкин активно занимался общественной работой. В течение ряда созывов избирался депутатом в местные Советы народных депутатов, возглавлял городскую организацию общества «Знание». За трудовые заслуги награжден орденом Трудового Красного Знамени и семью медалями, в том числе «За оборону Ленинграда» («Призыв», 22 сентября 1987).
1999 г. - переименовано в Профессиональный лицей № 15.
2011 г. - переименовано в Владимирский строительно-художественный лицей № 15. Организация присоединена 29 августа 2013 г. к ГБПОУ ВО "ВЛАДИМИРСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ".
Формы обучения: очная бюджетная. На базе 9 классов, с получением среднего (полного) общего образования. Срок обучения: 2 года 6 месяцев. Профессии: - художник росписи по дереву; - художник миниатюрной живописи; - исполнитель художественно-оформительских работ; - мастер столярного и мебельного производства (столяр, сборщик изделий из древесины, станочник); - оператор вязально-швейного оборудования (вязальщица трикотажных изделий, полотна); - оператор швейного оборудования; - мастер общестроительных работ (каменщик, монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций, печник); - мастер отделочных строительных работ (штукатур, маляр строительный, облицовщик-плиточник); - закройщик. На базе 11 классов: срок обучения 10 месяцев. Профессия: сварщик (электрогазосварщик). Лицей осуществляет профессиональную подготовку в сокращенные сроки обучения (до 6-ти месяцев) на платной основе по вышеуказанным профессиям. Обучающиеся обеспечиваются бесплатными обедами. Выплачивается стипендия. При лицее работает «Школа красоты» модельного агентства «Мисс Владимир», студия художественного костюма, вокальная студия, брейк-данса.
Директор - Воробьев Владимир Павлович.
Адрес: г. Владимир, ул. Диктора Левитана, д. 36
Ул. Диктора Левитана, д. 36. Владимирский Технологический колледж
Памятник Пушкину. Территория Владимирского строительно-художественного лицея № 15 (улица Диктора Левитана д. 36)
6 июня 2007 года, в Пушкинский день, у профессионального лицея №15 во Владимире (улица Диктора Левитана, 36) был установлен памятник Пушкину, созданный еще в 1951 году. Лицей №15 считается правопреемником художественно-ремесленного училища №1. Поэтому вернувшийся в публичное пространство памятник Пушкину в очередную годовщину со дня рождения поэта вновь открыли у профлицея.
Памятник внесен во Всемирный каталог памятников поэту, изданный Академией наук СССР в 1993 г. под номером 41.
Памятник Пушкину на территории Владимирского Базового медицинского колледжа
В начале 2019 года сотрудники Владимирского базового медицинского колледжа жаловались на нехватку площадей для обучения студентов. С тех пор, как из оперативного управления медколледжа изъяли здание на Музейной улице в историческом центре города Владимира, студенты и преподаватели вынуждены ютиться в здании на Михайловской улице и арендовать помещения для занятий в соседней школе №8. Для решения проблемы медицинскому колледжу отдали корпус на улице Диктора Левитана, требующий значительных финансовых вложений. Студенты медколледжа сели за парты в новом корпусе 1 сентября 2022 года.
Профессиональный Лицей № 3 Им. Заслуженного Строителя РФ В.Н. Маркина
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ № 3" г. Владимир действует с 3 декабря 2001 г.
Лицею присвоено имя Заслуженного Строителя РФ Маркина Валентина Никитовича.
И.о. директора - Трепак Владимир Иванович. Адрес: улица Каманина, 30/18.
Организация присоединена 11 марта 2011 г. к ГБОУ НПО ВО "ВЛАДИМИРСКИЙ СТРОИТЕЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЛИЦЕЙ".
Учебные заведения города Владимира Столетов Александр Васильевич (1896-1966) - Архитектор-реставратор. Родился во Владимире.
«Побеждая время» - "живой" музей реставрации