Главная
Регистрация
Вход
Четверг
31.10.2024
06:50
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1615]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [351]
Камешково [249]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [182]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2402]
архитекторы [30]
краеведение [73]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [174]
Боголюбово [20]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Вязники

Село Холуй, Южского района Ивановской области

Холуйская слобода, Владимирской губернии

Холуй — cело в Южском районе Ивановской области Российской Федерации, административный центр Холуйского сельского поселения. Известно как центр Холуйский миниатюры.
«Село Холуй на р. Тезе находится в 45 верстах от уездного города и в 110 от губернского». [1]

Слобода Холуй принадлежит к древнейшим поселениям Владимирского края. По преданию основателями Холуя были беженцы из Суздаля, спасавшиеся от татарского нашествия в непроходимых болотистых зарослях вдоль реки Тезы.
Исторические письменные источники свидетельствуют, о существовании Холуйской слободы в первой половине XVI века. В грамоте Ивана Грозного 1546 года «Об освобождении от пошлин соляных варниц Троицко-Сергиевского монастыря» записано: «что у нихъ у новыя соли на Холую, въ Ряполовскомъ Стародубе, варницы и трубы и дворы».
В 1613 году слобода Холуй пожалована Князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому. В Суздальских писцовых книгах, «письма и меры Михайла Трусова, да дьяка Федора Витовтова, 1629, 1630 и 1634 годовъ», значится: «За бояриномъ Княземъ Дмитриемъ Михайловичесмъ Пожарскимъ вотчины въ Стародубо-ряполовскомъ стану, по Государеве Цареве и Великаго Князя Михаила Феодоровича всея Русии жалованной грамоте, за приписью дьяка Федора Шушерина 121 (1613) года, что ему дано за Царя Васильева Московское осадное сиденье слобода Холуй, а въ ней церковь Живоначальныя Троицы древяна клецки … на церковной земле: дв. попъ Игнатей, дв. проскурница Марфица, да 10 келей, а въ нихъ живутъ пищие, питаются отъ церкви Божией. Да въ слободке же два двора вотчинниковы, да 23 двора крестьянскихъ, людей въ нихъ тожъ, въ числе которыхъ Лаврушка Ивановъ прозвище Путилко иконникъ, да нетяглыхъ бобылей 24 двора, людей въ нихъ тожъ, которые все делаютъ всяко изделье на боярина, изъ нихъ Гришка Игнатьевъ иконникъ. Да въ той же слободке кабакъ, да варница Орелъ, да другая варница Усолка, да два места варнишны: место варнишное Купаво, а другое Хорошово, въ споре Троицы Сергиева монастыря, да четыре трубы съ усоломъ. Да въ Холуйской же слободе два торга, одинъ на Введеньевъ день, и другой на Фроловъ день».
Князь Пожарский не был в то время единственным владельцем Холуйской слободы. По тем же писцовым книгам один жеребей слободы Холуй принадлежал Троице-Сергиеву монастырю; в нем был двор монастырский и 18 дв. бобыльских.
Другой жеребей Холуя принадлежал Суздальскому Спасскому монастырю: в нем было 4 дв. бобыльских. Этот жеребей был приложен в монастырь в 1574 году Харитоном Нефедьевым.

К кому перешла Холуйская слобода во владение по кончине Князя Дмитрия Михайловича Пожарского, не известно, но по переписным книгам 1678 г. вотчина Д.М. Пожарского значится за кн. Юрием Ивановичем Пожарским.
По переписным книгам 1678 г. вотчина кн. Д.М. Пожарского значится за кн. Юрием Ив. Пожарским. В 1678 г. в вотчине кн. Пожарского было 91 дв. крестьянских и 28 бобыльских с населением в 325 душ муж. пола.
В 1688 году находилась во владении князя Ал. Андр. Голицына и в том же году перешла к князю Мих. Ив. Куракину.
В 1700 г. в Холуйской слободе Суздальской епархии родился будущий Епископ Астраханский, Преосвященный Мефодий (1700-1776)..
Борковская Троице-Николаевская пустынь находилась во Владимирской губернии Вязниковского уезда, по левую сторону реки Тезы, близ слободы Холуя, в расстоянии от губернского города Владимира 101 верста, уездного Вязников 46 верст, от с. Холуя в 1 версте.

Учебные заведения

Холуйское Софиинское училище открыто в 1861 году желанием сельского общества и при живом содействии графини Софии Прокофьевны Бобринской, почему и называется Софиинским.
Поступивши на должность сельского учителя в октябре 1861 года, я скоро заметил, что многие ученики — особенно сироты или бедных родителей, за неимением бумаги, карандаша и других необходимых вещей для занятий, хотя и ходили в училище, хотя и желали заниматься, но далеко отставали от своих товарищей, плохо успевали. Зная, что холуйское сельское общество имеет средства и желание достаточно обеспечить свое училище, я обратился к нему и выяснил ту простую истину, что от материального обеспечения училища много зависит успех образования, что имей училище довольное количество бумаги, перьев и по более книжек для чтения, — мальчики — ученики вдвое и даже втрое будут лучше успевать.
Благодарение Богу! Общество обратило внимание на мое предложение, тепло и радушно отнеслось к моим советам относительно обеспечения училища; между членами общества нашлись настолько сочувствующие люди к делу образования, что ceйчас же заявили о своих пожертвованиях. И вот к моей полной радости на другой же день 18 октября в нашем училище явился шкаф с 50 экз. книжек, пожертвованных в училищную библиотеку купцом, живущим в Холуе, П.Ф. Шаховым. Волостное Правление с своей стороны купило бумаги, досок, перьев и проч. Спустя неделю — в училище явилось новое приобретение: Купец А.Л. Лабырев, человек вполне сочувствующий и заботящийся об успехе образования мальчиков, пожертвовал в училищную библиотеку до 150 житий Св. Отец.
Таким образом благодаря сочувствию общества к святому делу образования, средства училища изменились. Неудивительно поэтому, что в непродолжительный срок уровень образования детей заметно стал выше. Лестный отзыв о Холуйском Училище чиновника министерства народного просвещения Золотова, высказанный им при собрании многих членов сельского общества, оправдал наши надежды на успех образования мальчиков. Благодаря тому же сочувствию общества к моим трудам и стараниям в образовании детей, цифра учеников становится больше и больше и в настоящее время возрастает до 100. Заявляем этот факт сочувствия холуйского общества к образованию детей в пример прочим сельским обществам, на коих так же лежит непременная обязанность заботиться об успешном образовании своих детей.
Учитель Студент Архангельский (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 16-й. 15-го августа 1865 года).

Двуклассное приходское училище. 15-го декабря 1868 г. в слободе Холуе открыто двуклассное приходское училище, первое во Владимирской губернии. Крестьянами уступлена десятина земли под здание училища. Министерство народного просвещения пожертвовало на эту постройку тысячу рублей, уездный училищный совет из земских сумм — 600 руб. и сами крестьяне 500 руб.; кроме того, они обязались общественным приговором ежегодно жертвовать 157 руб. 50 коп. на ремонт, отопление, освещение дома, наем сторожа, и приняли на себя застрахование училищного здания. К этим средствам, необходимым собственно для постройки здания училищного, министерство ассигновало из своих сумм ежегодно двоим учителям по 330 руб., законоучителю 150 руб., на случай открытия ремесленного класса 60 руб. и на увеличение библиотеки и награды учителям 75 руб. В программу преподавания в холуйском училище входят: закон Божий, русский язык, отечественная история, география России, арифметика и церковное пение. На первый раз учащихся явилось 112 человек мальчиков и девочек.

С 1879 г. — женское училище, в коем в 1897 г. было 62 ученицы. [1]
1877 г. «По ходатайству Вязниковского уездного земского собрания об оказании из губернского земского сбора пособия на отстройку женского помещения при Холуйском училище в количестве 440 руб.
Вязниковская уездная управа вносила на благоусмотрение уездного земского собрания доклад — по ходатайству почетного блюстителя Холуйского двухклассного образцового училища М.П. Шахова о назначении от земства пособия на отстройку при Холуйском двухклассном министерском училище особого помещения для девочек — следующего содержания:
почетный блюститель Холуйского училища М.П. Шахов в заявлении, присланном в земскую управу 18-го октября сего года, между прочим, объяснил, что по инициативе Вязниковского училищного совета признано необходимым устроить при Холуйском двухклассном министерском училище отдельное помещение для женского отделения, на отстройку которого и исходатайствовано тем же училищным советом из губернских земских сумм 500 руб., но, к сожалению, этого пособия для окончания постройки оказалось недостаточно; местное же Холуйское общество, отпуская каждогодно на содержание означенного училища 155 руб., более сего по случаю крайней бедности и двух опустошительных пожаров в прошлом и настоящем году помочь этому своими средствами не может. При этом г. Шахов присовокупил, что отпущенные 500 р. израсходованы на следующие потребности при отстройке училища: 1) на лесные материалы 210 руб., 2) на кирпич под фундамент передней стены и пяти столбов 18 руб., 3) на кровельное железо 76 р. 50 к., 4) на гвозди, мох и войлок 13 руб., 5) за работу фундамента 6 руб. 50 коп., 6) за плотничную работу 163 руб. и 7) кровельную работу 15 р., итого израсходовано 502 руб.
Затем подлежит к израсходованию: 1) на оконные стекла, навески и прочие принадлежности 12 руб., 2) на устройство кирпичной печи с работою и другими принадлежностями 42 р., 3) на смазку потолка с ношею земли и упаковкой двух внутренних стен фундамента 6 р., 4) на окраску кровли с материалом 20 руб., 5) на парты с скамьями, столом, со стулом и шкафом для книг 60 р., итого 140 руб. Кроме этого расхода представляется нужным сделать помещение для учительницы при классной комнате женского отделения, на что потребуется от 270 до 300 руб. В виду изложенного и постоянного содействия Вязниковского земства к священному делу народного образования, г. Шахов просит управу доложить предстоящему земскому собранию: не найдет ли оно возможным оказать вспомоществование для окончания устройства помещения женского отделения училища в размере 440 р. Представляя настоящую просьбу на благоусмотрение земского собрания, уездная управа признает ходатайство почетного блюстителя Шахова уважительным, а потому, на основании отношения губернской управы от 8-го февраля сего года за № 794, просит разрешения земского собрания на исходатайствование пред губернскою управою об отпуске на отделку женского помещения при Холуйском двухклассном министерском училище из губернского земского сбора 440 р.; в случае же отказа губернской управы оказать пособие, в каком будет угодно размере,— со стороны Вязниковского земства, чтобы дать средства довести до окончания начатое здание. По выслушании сего доклада земское собрание в заседании 26-го октября постановило: согласно с мнением управы, ходатайствовать пред губернскою управою о назначении из губернского земского сбора пособия на отстройку женского помещения при Холуйском министерском училище в количестве 440 руб.
О вышеизложенном, вследствие отношения Вязниковской уездной управы от 6-го ноября за № 2,472, губернская управа имеет честь доложить на благоусмотрение губернского земского собрания; причем управа имеет честь присовокупить, что в виду губернской управы имеется открытие новых двухклассных училищ в уездах Ковровском, Судогодском и Суздальском, в пособие на постройку которых, согласно постановлению губернского земского собрания, следует отпустить по 1500 руб. на каждое» (Владимирский Земский сборник 1877. № 12. Декабрь).

В 1888 г. открыто мужское двуклассное министерское училище. Учащихся в 1897 году было 126 мальчиков. [1]

Иконописное мастерство существовало в Холуе уже в XVII столетии; в писцовых книгах 1628—31 г. упоминается вт. Холуе иконописец Лаврушка Иванов. В конце XVII века встречаются уже мастера, имевшие по нескольку учеников, таков напр. в 1674 г. Ивашка Путилов. В одной грамоте 1668 г. упоминается, что жители села Холуя „пишут иконы без всякаго разсуждения".
В некоторых частных документах сохранились известия о том, что в ХѴIII веке посылались из разных мест учиться иконописанию в Холуй ученики. Таким образом и тогда уже иконописание не было в Холуе случайным явлением, а общим занятием и ремеслом жителей.
Преобладающим стилем в здешнем иконописании являлся стиль т. н. живописный, но техника писания большей части икон не высокого достоинства. Для усовершенствования этой техники, для поднятия отечественного иконописания в Холуе Владимирским Братством Св. Александра Невского открыта в 1885 г. иконописная школа, которой заведовал художник, получивший образование в Академии художеств, Харламов Николай Николаевич. Работы учеников школы отличались высоким достоинством: они соединяют в себе требования древне-русского иконописания и современного искусства.
В школе учится около 80 человек из двуклассного училища и 48 вольно-приходящих. [1]
См. Школы иконописи в сл. Холуе и Мстере.

Учебно-показательная мастерская по вышивке гладью и строчке в с. Холуе, Вязниковского уезда

Промысел вышивка гладью и строчка по полотну является в значительной степени распространенным во Владимирской губернии; им занято большинство женского населения слоб. Мстеры, Холуя, Вязниковского уезда, села Васильевского Шуйского уезда, сел Верхний Ландех и Нижний Ландех Гороховецкого уезда. Кроме упомянутых селений помысел встречается в ряде селений, расположенных с ними по соседству. Занятых вышивкой и строчкой в уездах Шуйском, Гороховецком и Вязниковском более 1600 человек. Все занимающиеся промыслом находятся в значительной зависимости от скупщиков и скупщиц, исполняя по их рисункам и из их материалов различного рода изделия для удовлетворения разнообразных нужд различных слоев городского населения, начиная с средне-зажиточных и кончая очень состоятельными.
Необходимо отметить, что многие изделия благодаря отсутствию надлежащих рисунков лишены художественного вкуса, между тем техника выполнения у многих работниц стоит довольно высоко. Последнее явление в связи с введением в помысел ряда художественных улучшений даст возможность получать весьма ценные по своему изящному виду изделия, спрос на которые, судя по запросам, получаемым губернской управой за последний год (1912 г.) на внутреннем и внешнем рынке, довольно велик.
Нечего говорить, что скупщики, заботясь исключительно о своих материальных выгодах, в малой степени обращают внимание на улучшение художественной стороны. Рисунки, распространяемые ими среди кустарей в своем большинстве представляют совершенно не интересные приложения к некоторым дешевым изданиям. Без вмешательства извне подобное явление может, развиваясь, сводить до минимума художественную сторону промысла, которая по существу должна иметь преобладающее значение. Экономическая кабала в промысле по вышивке и строчке очень велика. Работница за тяжелый усидчивый труд в 12 и более часов получает в среднем около 5-6 руб. в месяц. Создание учебно-показательной мастерской в районе распространения промысла даст возможность повысить художественную сторону изделий и уменьшить экономический гнет скупщиков. Чтобы учебная мастерская имела значение для целого района, необходимо ей придать соответствующий характер. Все учебно-показательные мастерские губернского земства имеют своей задачей подготовку из подрастающих в достаточной степени осмысленных рабочих и работниц и влияние на взрослых лиц с целью улучшения качества их изделий.
Первое должно быть достигаемо через систематическое обучение ремеслу. Принимая во внимание малую обеспеченность крестьян и значительную трудность для них отдавать своих детей для обучения в другое селение, губернская управа высказывается за создание соответствующими уездными земствами, в районе которых существует промысел по вышивке и строчке, стипендий для посылки крестьянских детей в учебную мастерскую. Таким образом придется создавать стипендии уездным земствам Гороховецкого, Вязниковского и Шуйского уезда. Размер стипендий по 40 руб. в год. Что касается второй задачи, то учебная мастерская, имея кроме заведующей 1 или 2 помощницы мастериц, могла бы осуществить инструктирование работниц, занимающихся промыслом как в самом селении, где будет мастерская, так равно и за пределами его, через временные выезды по мере надобности заведующей или ее помощницы в места расположения промысла. Губернская управа полагала бы устроить учебную мастерскую на совместные средства губернского и Вязниковского уездного земств и казны, возложив 1/6 часть всех расходов на Вязниковское земство, ибо мастерская, находясь в пределах Вязниковского уезда естественно будет в большей степени обслуживать Вязниковский уезд и предложить Гороховецкому, Вязниковскому и Шуйскому земству учредить по нескольку стипендий для будущих учениц учебной мастерской.
Место мастерской избрать село Холуй, как селение с сравнительно развитым промыслом и находящееся в центре всего района (27 верст от Мстеры, 30 верст от Нижнего Ландеха, 40 верст от Васильевского и 45 верст от Верхнего Ландеха).
Губернская управа считает нужным довести до сведения собрания, что Вязниковское уездное собрание 1912 года, признавая учреждение мастерской в с. Холуе очень желательным, внесло необходимые средства, приходящихся на долю уездного земства в 1913 г. и учредило 5 стипендий. Гороховецкое и Шуйское собрание постановило стипендий не учреждать.
Заключение губернской управы: Учреждение учебной мастерской в с. Холуе применительно к промыслу по вышивке и строчке необходимо
1) Ассигновать из средств губернского земства единовременно на оборудование – 120 руб. и ежегодно на содержание всего на 1912 год – 600 руб.
2)Возбудить ходатайство перед главным управлением землеустройства и земледелия о пособии единовременно – 180 руб. и ежегодном – 900 руб.
3) Утвердить смету и устав учебной мастерской.

ПРОЕКТ устава учебно-показательной мастерской по строчке и вышивке гладью в селе Холуй Вязниковского уезда

1. Учебная мастерская, учреждаемая губернским земством в селе Холуе Вязниковского уезда, имеет своей целью обучение строчке и вышивке гладью.
2. Мастерская находится в ведении губернского земства.
3. Мастерская содержится и устраивается на средства, отпускаемые губернским земством, Вязниковским уездным и на субсидию от казны. Суммы расходов распределяются в отношении ½ : 1/3 : 1/6 при чем половина падает на долю казны. Уездные земства могут учреждать стипендии по 40 руб. в год на каждую ученицу.
4. Мастерская может принимать заказы, соответствующие учебным целям; кроме этого мастерская по поручению губернской управы может служить для проведения в жизнь мероприятий губернского земства, направленных к поднятию местного промысла в виде снабжения кустарей подходящих материалов, предметами оборудования, чертежами и рисунками, а также передачи получаемых заказов кустарям под своим наблюдением. Такая деятельность мастерской исполняется на особые ассигнования и не предусматривается общей сметой расходов мастерской по учебной части.
5. При мастерской должны быть рисунки и чертежи образцовых изделий и библиотека по промыслу.
6. Учащиеся разделяются: 1) на постоянных учениц, обучение которых ведется по определенной программе и продолжается 2 года; малоуспешные могут остаться на 3 год, 2) на вольно-учащихся, приходящих в мастерскую для практического усовершенствования в своем ремесле; обучение последних не подчиняется определенным срокам и программам; сообщение нужных им сведений ведется в форме бесед.
7. В постоянные ученицы принимаются лица, окончившие сельскую школу или выдержившие испытание – не моложе 12 лет.
8. Количество постоянных учениц мастерской должно быть не более 25 человек.
9. С разрешения заведующей мастерской в мастерскую могут быть допускаемы кустари для пользования предметами оборудования, при условии, чтобы работа их не мешала правильным занятиям в мастерской.
10. В учебной мастерской проходятся кроме ремесла рисование в объеме, нужном для усвоения ремесла.
11. Программы занятий в мастерской вырабатываются заведующей мастерской и утверждаются попечительным советом.
12. Заведывание мастерской осуществляется попечительным советом мастерской, который состоит из 2 представителей губернского земства и по 1 представителю от уездных земств Гороховецкого, Вязниковского и Шуйского, 1 представителя от местных кустарей и заведующей мастерской.
Представителями губернского и уездного земств могут быть лица по выбору соответствующих земских управ без обязательной принадлежности к гласным земских собраний. Представитель от кустарей назначается уездной земской управой.
13. На совет мастерской возлагаются следующие обязанности: 1) избрание заведующей, 2) утверждение мастериц, выбранных заведующей, 3) рассмотрение программ занятий в мастерской, 4) забота о средствах мастерской, 5) заведывание имуществами мастерской, 6) составление ежегодных смет, 7) ведение дел помощи кустарям по снабжению их материальными предметами оборудования и т.д.
14. Заведующая мастерской избирается советом из лиц, имеющих теоретическую и практическую подготовку в данном ремесле. Желательно со средним образованием.
15. Заведующая осуществляет все предлагаемые советом меры, ведет занятия по ремеслу и рисованию, составляет отчетность по деятельности мастерской.
16. Обучение в мастерской бесплатное, ученицы старших классов принимают участие в доходах мастерской от продажи их изделий и мастерицы, за вычетом стоимости материала. Половина приходящейся на ученицу суммы выдается непосредственно, другая удерживается и выдается по окончании курса в мастерской.

Учебно-показательная мастерская в с. Холуй была открыта 1 сентября 1913 года. К 1 января 1914 года число учениц было 11. Занятия с ними производились по шитью гладью, ажурным работам, строчке обыкновенной и строчке старинной.
Кроме ремесла ученицам, помощница заведующей Е.В. Болтунова преподавала рисование.
Деятельность мастерской хотя и несомненно усиленно, согласно постановления попечительного совета, распространялась на собирание старинных местных образцов и составление рисунков для работ взрослых мастериц.
Всего взрослых мастериц, работавших на мастерскую, было 14-16 человек. Изделий ими сработано до 1 сентября на сумму 379 руб. 43 коп.
Под руководством мастерской мастерицы исполняли заказы для школы народного искусства в Петрограде, состоящей под покровительством Ее Императорского Величества. Заказ по отзыву школы, присланному в губернскую управу, выполнен был вполне удовлетворительно.
В марте 1914 г., по предложению главного управления землеустройства и земледелия, в числе других изделий, некоторые работы мастерской были посланы на Берлинскую вставку, где они были частью проданы.
В феврале месяце из состава служащих уволилась Баданова, исправляющая обязанности заведующей мастерской. Исправляющей обязанности заведующей была Е.В. Болтунова, в помощницы которой была приглашена на должность мастерицы А.М. Поспелова. Вместо Болтуновой вступила М.И. Соколова, работавшая в течение 7 лет в качестве специалистки женских рукоделий.
1 сентября 1914 г. мастерская снова возобновила прерванные 10 июня занятия, при чем новых принято 11 учениц; из старых убыло 3, всего учениц в мастерской стало 19.
Общее руководство делами мастерской происходит через попечительный совет, состоящий из члена губернской управы В.С. Брюхова (заместитель его заведующий кустарным делом В.Д. Крашенинников), художник Е.А. Зарина, члена уездной управы Н.П. Костерина и заведующей мастерской.

Главное и исключительное занятие всех вообще жителей Холуйской слободы, по преимущественно крестьян помещичьих (всех возрастов), составляет издавна иконопись, известная под названием Суздальской. По мнению Иванчина-Писарева, у нас было три школы иконописания: Византийской-Русская, Суздальская и Новгородская. И.М. Сахаров разделяет иконопись на восемь школ и также упоминает, в их числе и Суздальскую. Известные доселе акты открывают только то, что в Холуйской слободе иконописное мастерство существовало еще в начале XVII столетия, и тогда иконопись уже составляла там наследственное занятие. В приведенной выше писцовой книге Трусова упоминается иконник Лаврушка Иванов, прозвище Путилко; в 1674 году, его сын, Суздальского уезда сельца Холуйской слободки крестьянин Ивашка, Лаврентьев сын, Путилов, бил челом Царю Алексею Михайловичу, что отданный ему учиться иконному письму на 12 лет из Шуи бобыль Ивашко Никонов, выучась у него иконному мастерству, сбежал до срока. Этот акт хотя и объясняет, что у Холуских иконописцев было что-то вроде школ,- они имели у себя учеников даже из других мест,- но нисколько не доказывает, чтобы именно они-то и составляли Суздальскую школу иконописания, и иконопись их издавна слывет Суздальской едва ли не потому только, что слобода Холуй прежде находилась, как видно, в Суздальском уезде. А может быть, первые иконописцы были ученики иконописцев Суздальских. Из старинных актов видно, что иконописцы были при многих монастырях, много было их и при монастырях Суздальских.
Холуйские иконописцы не имеют у себя никаких подлинников и руководствуются только Четьи-Минеями и копиями с древних икон. Копировку они производят так: по древней иконе обводят все черты черной краской, или даже чернилами, и тот час же накладывают белый лист бумаги; когда сделается на ней отпечаток, прокалывают по всем очеркам иглой; потом накладывают эти листы на приготовленные доски и на них бьют мешочками с толченым углем, черная пыль проникает сквозь наколотые скважины и ложится на сырой левкас; тогда мастер проводит по ним иглой, и рисунок готов. Приготовив таким образом, сколько нужно, таких досок с одним и тем же рисунком, мастер отдает их прежде ученикам, которые умеют писать только доличное; эти, не заботясь нисколько о чистоте работы, накладывают краски как попало – где у них перейдет за очертание, где не достанет, им дела нет: они надеются на позолоту поля. По окончании доличного, иконы переходят в руки к ученикам, которые могут только накладывать золото; они так же не строго держатся контура и передают работу приученным к письму лицевому; эти, покрыв лики коричневой краской на столько, как им оставлено место, обводят по контуру черной краской, а по просушке покрывают все иконы в один раз олифой, и труд окончен.
Таким способом приготовляется только у одного мастера до 600 и даже более икон в неделю.
Этот род иконописи у Холуйских мастеров слывет Греческим; кроме его есть у них еще два рода письма: живописное, масляными красками по масляному грунту, и письмо фряжское. Первый род иконописи употребляется только при писании икон, плащаниц и хоругвей по заказам и для стенной живописи. Последний не в большом употреблении, как по особенной отчетливости в работе, так и по ценности ее.
Работа икон на манер Греческой иконописи составляет преимущественную отрасль промышленности холуйцев, и она, по дешевизне (2 р. сер. за сотню), меняются в огромном количестве, через офеней, окружающих со всех сторон Холуйскую слободу; офени являются на все существующие здесь ярмарки, берут иконы целыми возами и развозят их по всей России, а где не побывает офеня?
Всех ярмарок в Холуйской слободе пять; из них четыре опубликованы с 1837 года: Тихвинская 26 июня, Фроловская 18 августа, Введенская 21 ноября и Никольская 6 декабря. Произведения, составляющие главный предмет торговли на всех этих ярмарках – красный товар, ситцы, холстинка и разные шелковые и бумажные материи, привозимые Шуйскими, Ивановскими, Александровскими, Богородскими и Московскими фабрикантами и разными торговцами сел Васильевского и Лежнева. Фабриканты обыкновенно продают свои изделия оптом; у них покупают офени-ходебщики и другие торгующие по мелочам на ярмарках. Оптом покупается здесь значительное количество товаров для Казани, Нижегородской ярмарки, для Донских станиц и Сибири. После мануфактурных товаров значительна также торговля книгами и картинами; сюда приезжают на ярмарку книгопродавцы средней руки из Москвы и сбывают офеням книги, которые без их помощи навсегда лежали бы на полках книжных лавок и никак не дождались бы второго издания, а благодаря этим ловким продавцам, достигают до пяти и более изданий и странствуют по лицу всей России в числе не одной тысячи экземпляров. Кому не известны эти бессмертные творения: «Гуакъ, Милордъ Георгъ Английский, Битва Русскихъ съ Кабардинцами» и т.п.? Деревянные изделия составляют также немаловажный предмет торговли на Холуйских ярмарках: деревянная посуда разного рода, ложки и веретена привозятся сюда в огромном количестве из с. Пурех и лежащих близ него деревень, где они получаются из-за Волги, красятся, олифятся и, по отделке, отправляются на ярмарки. Деревянной посуды привозится до 25 возов, и вся она скупается офенями.

Ярмарки

Знатнейших ярмарок во Владимирской губернии 9, из которых две бывают в городе Шуе, одна в первое воскресенье Петрова поста, на которую бывает в привозе товаров на сумму до 40,000 рублей серебром и продается на 20,000 руб. сер. и более; другая Введенская 21 ноября. В 1854 году привезено было на нее товаров на 78,300 руб. сер., а продано на 25,700 руб. с.
В Муроме бывает ежегодно ярмарка 25 июня, на которой в 1854 году было в привозе товаров на 120,200 руб. сер., и на 50,000 руб. сер. продано.
В Коврове 25 декабря бывает ярмарка Рождественская и в 1854 году было товаров в привозе на 25,000 руб. сер., а продано только на 14,000 руб. сер.
В селениях по уездам замечательные ярмарки бывают: Николо-Шартомская Шуйского уезда в казенном селе Пупках 9 мая, на которую в 1854 году было привезено товаров и приведено лошадей на 389,280 руб. сер., и продано на 116,517 руб. сер., и четыре ярмарки Вязниковского уезда в селе Холуе:
1. Тихвинская 26 июня, на которую привезено было в том же году товаров на 406,000 руб. сер., и на 158,000 руб. сер. продано.
2. Фроловская 18 августа, на нее привезено на 255,000 руб. сер., продано на 180,000 руб. сер.
3. Введенская 21 ноября, на ней было в привозе на 197,000 руб. сер., в продаже на 175,000 руб. сер. и 4. Никольская 6 декабря, на которую привезено было на 226,300 руб. сер., а продано товаров на 156,800 руб. сер. Весь же оборот на означенных ярмарках в 1854 году был: привезено товаров на 1,814,680 руб., а продано на 1,075,317 руб. серебром.
Главный предмет торговли на этих ярмарках состоит в продаже миткалевых, ситцевых и бумажных изделий, а по некоторым шелковых тканей и сукон; изделия эти отправляются в разные города Империи и в особенности в Сибирь и Малороссию. Из Владимирской губернии отпускаются бумажные, ситцевые и миткалевые изделия, а в замене их привозятся: Английская суровая, прядевая и частью крашенная бумага, краски и разные другие материалы, необходимые для фабричных заведений.

Движение торговли на Холуйских ярмарках в течение последнего 10-летия было в следующем виде:

В самом цветущем состоянии находилась Тихвинская ярмарка в 1853 году, как по количеству привезенных товаров, на сумму до 425,000 рублей, так и по распродаже их, на 239,000 руб. Наиболее успешный торг производился шелковыми и шерстяными материями, которых продано было на 86,000 руб., и фарфоровой и деревянной посудой, которой, из количества привезенной на 16,000 руб, продано на 13,000 руб., так что осталось не проданной только на 3,000 руб. сер. Всех же не распроданных товаров вообще осталось в эту ярмарку менее третьей части.
Ярмарочный гостиный двор в Холуйской слободе построен на земле крестьян помещичьих на 300 лавок, и кроме того бывает здесь до 100 балаганов, которые почти все занимаются во время ярмарок. Большие лавки нанимаются фабрикантами и торговцами в год, с платой, смотря по величине их, от 35 до 100 руб.; малые же лавки отдаются мелочным торговцам по условиям на одну или на две ярмарки, и за них берут от 2 р. 50 коп. до 5 р. сер. с лавки за каждую ярмарку. Всего дохода с ярмарочных помещений господские крестьяне Холуйской слободы получают от 10 до 14,000 руб. сер. в год. Лавки выстроены на счет общества, и потому доход с них идет на общественные расходы, то есть на казенные повинности и на уплату помещице, вместо оброка, по 8,000 руб. сер.
Товар, не распроданный на Тихвинской ярмарке, отвозится фабрикантами на соседние ярмарки в г. Шую и другие места, а с прочих гуртовые торговцы или отвозят товар к себе домой, или оставляют его до следующей ярмарки в палатках гостиного двора, при которых от общества Холуйской слободы находится по найму постоянный караул.

Здесь нужно будет сказать несколько слов о офенской торговли красным товаром и в особенности ситцами, которые они преимущественно скупают у фабрикантов. Ситцы продают офеням хотя и оптом, но поаршинно, полагая от 5 до 35 коп. за аршин; расцветка зависит от доброты товара, то есть от тканья – тоньше оно или ровнее, и от красок – набивные ли они, кубовые, или заварные. Офеня покупают товар и развозит его сам и через работников или приказчиков; каждый работник или приказчик торгует от хозяина по счету. Хозяин дает ему товар и выдает на него счет, а у себя оставляет копию. Торговля этого рода производится так: товару на 100 руб., а в счете работнику ставится по крайней мере на 200 руб. Работник, распродав товар и выручив за него сверх настоящей стоимости еще сто рублей с чем-нибудь, никогда не отдает всех денег хозяину, а по счету только в половину, то есть 100 руб. Хозяин, получив от него все деньги, чего стоит товар, и считая еще за ним 100 руб., рассчитывает его жалованьем; из полученных денег дает ему до 50 руб., а остальные считает за ним и отпускает товара уже на 500 руб., а в счет ставит 1,000 руб. Работник распродавши и этот товар, отдает хозяину старый долг 50 руб. и половину по новому счету, то есть 500 руб., а затем снова берет у него уже на 1,000 и на 2,000 руб. товара, и таким образом продолжает одолжаться хозяину, с каждым разом выручая себе собственно столько же, сколько получает за товар сам хозяин. Есть даже такие работники, которые имеют счеты с хозяевами по 20 и по 30 лет; наконец скопивши капитал и вместе с тем много задолжавши хозяину, они являются к нему и объявляют себя несостоятельными заплатить весь долг. Хозяин, выбрав с работника все деньги, чего стоил ему товар, и получив еще значительные барыши, не гонится уже за долгом, а желая удержать у себя работника, делает с ним сделку, то есть берет с него по 15, 10 и даже менее процентов с рубля,- и всему долгу квит, а затем снова отпускает ему товару, на сколько тот пожелает.
С самого начала крестьянин, пожелав быть работником, старается, во что бы то ни стало, войти в доверенность к богатому своему собрату, или торговцу, который, видя впрочем, что новый работник намерен его обмануть, и зная, что не имеет возможности наблюсти за ним, отпускает ему на первый раз товар самый негодный, а цену назначает за него хорошую. Тот как будто поддается такому обману и, по распродаже, платит хозяину сумму как следует, оставляя между тем хотя незначительный барыш и за собственный труд, и с каждым разом увеличивая его, приобретает себе значительный капитал и впоследствии сам делается хозяином; или уже употребя во зло доверие, которого со временем достигает у своего хозяина, объявляет себя несостоятельным, а через несколько времени выписывается в купцы или мещане. Работнику в торговле способствует, для приобретения капитала, главным образом то, что он с Холуйской ярмарки отправляется в Саратовскую губернию с красным товаром и там, распродав его, накупает рыбы на трех и более лошадях везет ее домой, чтобы продать гораздо дороже, а если на пути удастся ему сбыть рыбу с большим барышом, то он распродает и повозки и лошадей и на одной, иногда на двух лошадях, возвращается домой с деньгами, расплачивается в половину с хозяином и снова берет у него товар для торговли. Иной торговец такого рода, заехавши вдаль с товаром, оборотив капитал три и четыре раза в год, и привозя барыш хозяину, каждый раз и себе сколачивает копейку.
Возникновение ярмарок в Холуйской слободе относится к началу XVII века. В 1629 году здесь были уже, как мы видели выше, два торга – на Введение и на Фролов день. В последствии, когда здесь был монастырь, то во дни храмовых праздников вероятно стекалось много народа на богомолье, и тогда, очень естественно, образовались базары, послужившие началом ярмарок, как это и ныне случается (Аврамьевская ярмарка во Владимире, когда празднуется Св. Мученику Авраамию, почивающему в Успенском девичьем монастыре; Преподобинская в Суздале, 25 сентября, когда празднуется в Ризоположенском монастыре в честь почивающей в нем Преподобной Евфросинии.). Постепенному развитию этих ярмарок сначала много должно было способствовать самое географическое положение Холуйской слободы. По слободе протекает река Теза, а в 6 верстах от слободы река Клязьма, в которую впадает Теза. Из актов видно, что до конца XVII столетия по реке Тезе, «отъ Шуи внизъ до реки Клязьмы и до Оки и до Волги и до Астрахани былъ струговой ходъ изстари, съ Макарьвеской ярмарки и изъ Нижняго и изъ иныхъ низовыхъ городовъ ходили струги со всякими товары». С половины XVIII столетия офени Ковровского и Вязниковского уездов стали главными двигателями на Холуйских ярмарках, которые находились в самом центре их жительства.
Старожилы Холуйские и сами торговцы замечают, что с начала нынешнего столетия и в особенности в последнее время торговля бумажными товарами, и преимущественно ситцами, на Холуйских ярмарках стала значительно ослабевать. Причиной этого полагают уменьшение числа офеней. Крестьяне, занимавшиеся офенской торговлей, с давнего времени приезжали на Холуйские ярмарки, чтобы забирать у знакомых фабрикантов и торговцев в долг товара и повидаться со своими семействами. В последнее время они, скопивши капитал, стали выписываться в купцы в те места, где торговали; переселяя с собой семейства свои, они переводят туда и капиталы, а прежних своих работников-офеней постепенно оставляют. Эти, не находя себе подобного же места у других хозяев, по необходимости, покидают офенство и обращаются к земледелию. В вязниковском уезде примеры этого очень часты, и многие вотчины, в которых прежде было до 30 и более капиталов, от 1 до 100,000 руб., после выхода этих капиталов в купечество, стали много беднее тех, которые постоянно занимались хлебопашеством, потому что работники, лишась таких хозяев, потеряли работу, которую они всегда имели за хорошую плату. Другая причина упадка – заведение в большом количестве ярмарок в одно время с Холуйскими. Так например ярмарка в г. Ростове Ярославской губернии начиналась постоянно со второй недели Великого поста, ныне же она положена в числа и иногда приходится вместе с Холуйской Широкой, и торговцы, которые прежде постоянно бывали на той и другой, ныне большей частью обратились на Ростовскую, как более обширную ярмарку. В одно время почти с Тихвинской ярмаркой, лет 10 тому назад, назначена ярмарка в городе Шуе и продолжается там две недели. Некоторые торговцы приезжают, правда, на Холуйскую и с нее уже едут на Шуйскую; но большая часть их отправляются прямо на Шуйскую, а Холуйскую совершенно оставляют, а если и приезжают сюда сами, то без товара, собственно для расчета с офенями. Главным же образом упадок торговли бумажными изделиями на Холуйских ярмарках естественно происходит от того, что они много терпят от чрезмерно увеличивающейся производительности против спроса потребителей. Прежде, когда ситцы вырабатывались только в Шуе и уезде его, в других же местах фабрики только еще заводились, тогда фабриканты имели более обширный круг торговли и продавали товары свои с большой выгодой. Ныне же, когда производство расширилось, а круг торговли остается не обширнее прежнего и в частности для каждого уменьшился, а от того и цены на товар понизились,- торговля бумажным товаром упала, тем более, что при большом производстве и дешевизне шерстяных материй, всякий охотнее покупает их, ибо он почти в одной цене с хорошими ситцами, а между тем и лучше для наряда и прочее.
Источник: Владимирский сборник. Материалы для статистики, этнографии, истории и археологии Владимирской губернии. Составил и издал К. Тихонравов. Москва. 1857.

В 2003 году в селе Холуй Южского района Ивановской области была возрождена традиционная Тихвинская ярмарка.
Имея межрегиональный статус, Тихвинская ярмарка ежегодно собирает большое количество участников и гостей не только из Ивановской, но и из других областей: Нижегородской, Владимирской, Костромской, Ярославской и др. Многие представители декоративно-прикладного искусства и ремесленного производства, малого бизнеса, науки и культуры, художники и туристы с удовольствием принимают участие в этом ярком, самобытном празднике.
Основной целью мероприятия является возрождение и сохранение утраченных народных промыслов, развитие традиционных ремёсел, а так же стремление окунуться в атмосферу настоящей российской сельской ярмарки.
Кроме этого в течение всего дня на разложенных лотках и длинных торговых рядах, как в старину, все желающие могут приобрести предложенные народными умельцами товары: лаковую миниатюру, изделия из древесины, соломы, глины и бересты, гжель, финифть, хохлому, сельскохозяйственную, текстильную продукцию и многое другое. Все желающие могут на память сфотографироваться в народных костюмах. На сценических площадках выступают фольклорные и театральные коллективы г. Южи и Иванова, проводятся различные конкурсы и соревнования.
В 2014-м году Тихвинская ярмарка была посвящена нескольким знаковым событиям: 120-летию со дня основания Южского народного театра, 85-летию образования Южского муниципального района, 80-летию Холуйского искусства лаковой миниатюры и Году культуры в России.

Писание плащаниц

Плащаницы: Вязниковский уезд слобода Холуй. Писание плащаниц идет рядом с производством икон и доставляет не меньшие выгоды. Живопись чрезвычайно грубая, в роде лубочных картин, с той разницей, что те печатаются на бумаге, а плащаницы пишутся на полотне. Холйские хозяева-иконники заказывают плащаницы по очень дешевой цене особым мастерам, которые называются масляниками (живописцами); мастера доличники получают от 4 до 6 руб. асс. за десяток, смотря по величине плащаниц, которые бывают от 1 до 1 ½ арш., у последних на краях пишутся четыре Евангелиста и эти плащаницы продаются по 1 руб., а плащаницы величиной в 1 арш. по 30-40 коп. В Холуе более 20 мастерских, в которых круглый год пишут плащаницы.
Плащаницы пишутся таким образом: два арш. фламского полотна складывают вдвое, потом наколачивают деревянными гвоздиками на пяльца из тонких колышков или жердей и приклеивают полотно ржаным клейстером; после того, положив на стол, лощат большим камнем, для того, чтобы склеились находящиеся в полотне скважинки. Потом просушивают и грунтуют. Грунтовка приготовляется преимущественно из мела на вареном масле. Когда грунтованное полотно просохнет, на него кладут сколотый на бумаге рисунок, сверху посыпают толченым мелом, а иногда углем, который и растирают связкой гусиных перьев, хлопком, или тряпкой, вследствие чего мел или уголь вдавливается в скважинки на бумаге и образует на полотне известное очертание. Потом подмалевывают фон суриком, затем пишут доличное. Сначала замалевывают разными красками все сплошь, что и называется раскрышкою, расчерчивают ее сажей, означая одни главные складки платья и накладывают пробелы, т.е. означают выпуклость и округловатость, потом по полевой окраске золотят надпись. Это последнее исполняют мальчики-ученики, а иногда девочки. После этого плащаница переходит в руки личника, который пишет лица, делает надпись и венцы над святыми – и плащаница готова.
Офени развозят Холуйские плащаницы по всей России и проникают даже в Бессарабию, Молдавию, Валахию и т.д.
(Владимирские губернские ведомости. 1871 г. № 11.)

Холуйский приход

Из отметки в писцовых книгах, что Троицкая церковь в Холуе есть строение вотчинниково, можно заключить, что эта церковь построена уже после 1613 г. кн. Пожарским. По писцовым книгам 1628 — 34 гг. в слободе Холуе значится «церковь Живоначальной Троицы — древяна клецки,— строение вотчннниково; при церкви поп Игнатей и просвирница да 10 келей нищих. Да в слободке два двора вотчинниковых, 28 двора крестьянских, нетяглых бобылей 24 двора, они делают всякое изделье на боярина, из них Гришка Игнатьев иконник. Да в той же слободе кабак да варница Орел да варница Усолка да 2 места варнишны... да 4 трубы с усолом. В слободе два торга на Введеньев день и на Фролов день».
В 1746—50 г. вместо деревянной церкви построен в Холуе каменный храм. В построении этого храма принимал деятельное участие преосвящ. Мефодий, епископ Астраханский, который был родом из с. Холуя; он дал для этого средства и заботился о благополучном совершении постройки, что видно из сохранившихся в церковном архиве писем его к кн. Куракиной, бывшей тогда помещицей Холуя.
В 1775 году при церкви построена другая отдельная теплая церковь.
Престолов в холодной церкви два: во имя Живоначальной Троицы и св. муч. Флора и Лавра; в теплой церкви также два престола во имя Введения во храм Пресв. Богородицы и Св. Николая Чудотворца. [1]
Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церкви снабжены достаточно. В двух напрестольных крестах и Смоленской иконе Божией Матери имеются частицы св. мощей. [1]
Хранились в церкви следующие вклады преосвящен. Мефодия:
1) Толковое Евангелие Феофилакта, епископа Болгарского, с подписью: „1742 г. Астраханскаго Спасова монастыря архимандрит Мефодий отдал сию книгу в Холуйскую слободу в Троицкую церковь свою келейную ради поминовения родителей наших … и подписал своею рукою. 2) Напрестольное Евангелие (изд. 1753 г.) в серебряном окладе. 3) Кадило серебряное. 4) Серебряный ковш для подаяния теплоты (приложен в 1764 г.). 5) Местный образ Рождества Пресв. Богородицы в серебряной выволоченной ризе. 6) Образ Свенской Печерской Божией Матери; в этом образе врезана панагия еп. Мефодия и литое изображение св. в.-муч. Георгия. 7) Образ Казанской Божией Матери. 8) Болотная персидской ткани фелонь и набедренник с словами: рѵо fide, rege et lege. 9) Черная бархатная фелонь и 10) голубая обьяринная фелонь.
Причта в приходе по штату положено: священник, диакон и псаломщик. На содержание их получается — процентов с причтового капитала (3291 руб.), от служб и требоисправлений и от земли церковной до 1500 руб. в год. Дома для членов причта церковные. [1]
Земли при церкви: усадебной 2 десят., пахотной 29 дес., сенокосной 4 десят. 717 кв. саж. и неудобной 1683 сажени. [1]
Приход состоял из части слободы Холуя и деревень — Спасской (5 вер. от церкви) и Жукова (Ковровского уезда 5 вер.) в коих по клировым ведомостям числилось 726 душ муж. пола и 755 женского. [1]
Преподано Архипастырское благословение в 1906 г. крестьянину слободы Холуя, Вязниковского уезда, Леониду Алексееву Мощеву за пятнадцатилетние безмездные труды его по управлению певческим хором Тихвинской церкви слободы Холуя.
Диакон слободы Холуй, Иоанн Яневский, 26 февраля 1907 г., перемещен в с. Денятино, Меленк. уезда. Диакон села Никулина, Гороховецкого уезда, Евфимий Преображенский, 13 марта 1907 г., перемещен в слободу Холуй. Диакон слободы Холуя, Евфимий Преображенский, 1 апреля 1907 г., перемещен в село Заколпье, Меленковского уезда. Диакон—псаломщик села Старого Татарова Павел Воскресенский 7 июля 1907 г. определен на штатное диаконское место в слоб. Холуй.

Кроме Троицкой церкви в Холуе была другая приходская церковь с особым причтом. Церковь эта построена в 1739 году; в 1856 году она перестроена, остался нетронутым только алтарь прежней церкви. [1]
Престолов в этой церкви три: главный — в честь Тихвинской иконы Божией Матери, в трапезе теплой во имя Сретения Господня и Успения Божией Матери. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. [1]
Причта в приходе по штату положено: священник, диакон и псаломщик. На содержание их получалось процентов с причтового капитала (1229 руб.), от служб и требоисправлений и хлебного сбора — до 950 руб. в год. Священник и диакон жили в церковных домах, у псаломщика дом собственный на церковной земле. [1]
Земли при церкви: усадебной 1 дес. 130 саж., под кустарником 2 дес. 200 саж. и сенокосной 22 дес. 400 саж. [1]
Приход состоял из части слободы Холуя и деревень: Селищ (4 вер. от церкви) и Ирыхова (7 вер.), в коих по клировым ведомостям числилось 730 душ мужского иола и 745 женского. [1]
Определением Владимирского Губернского Правления от 8 февраля 1907 г. внесена в реестр старообрядческих общин — община старообрядцев, приемлющих священство Белокриницкой иерархии, проживающих в д. Рытове, Чистове, Медведеве, Гороховецкого уезда, и Холуе, Ямах и Проскурякове, Вязниковского уезда, с распространением деятельности ее на перечисленные селения („Владимирец" № 44).
Владимирская губерния (1796-1929 гг.)
Вязниковский уезд
Холуйские соли XVII век
Офени Владимирской губернии.
Офени из Холуя
Иконопись села Холуй. У истоков искусства Холуя.
Сельское хозяйство Владимирской губернии во второй пол. XIX в.
Алебастровые копи во Владимирской губернии
Известковые копи во Владимирской губернии.

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Вязники | Добавил: Николай (31.10.2015)
Просмотров: 4219 | Теги: учебные заведения, Вязниковский уезд, Холуйская слобода, Промышленность | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru