Духовная консистория – местное епархиальное церковное административно-судебное учреждение, подчинявшееся епархиальному архиерею и подведомственное Синоду. Впервые духовные консистории упоминаются в постановлении Синода от 28 марта 1722 г. Первоначально административно-судебные учреждения при епархиальных архиереях назывались по-разному: консистория, дикастерия, духовное архиерейское правление или духовное правление. Указом Синода от 09 июля 1744 г. все эти учреждения были переименованы в консистории, хотя прежние названия продолжали употребляться в официальных документах до XIX века. В соответствии с указом Синода от 4 сентября 1722 г. духовная консистория принимала к пересмотру дела: богохульные, еретические, раскольничьи, «волшебные», о незаконных браках (в том числе между лицами, находящимися в различных степенях родства), о расторжении браков, о принуждении ко вступлению в брак, о насильственном пострижении, о похищении церковного имущества, по обвинениям в краже, расправе, бесчестном поведении лиц духовного звания и церковнослужителей, о правонарушениях архиерейских и монастырских служителей и крестьян церковных и монастырских вотчин, не решенные их непосредственным начальством или духовным правлением. В случае жалоб на неудовлетворительный пересмотр дела передавались в Синод.
Духовные консистории наблюдали за поведением прихожан и духовенства и сообщали о выявленных нарушениях в Синод. Для взимания штрафов с лиц, не бывших у исповеди, составлялись исповедные ведомости.
Указы Сената от 19 февраля 1797 г. и Синода от 07 мая 1797 г. возложили на духовные консистории обязанность способствовать предотвращению крестьянских выступлений. Функцией духовных консисторий была также выдача выписок из метрических и обыскных книг по требованиям присутственных мест.
Духовные консистории состояли из присутствия (3-4 духовных лица) и канцелярии во главе с секретарем, назначаемым Синодом. В состав канцелярии входило несколько столоначальников, казначей и регистратор. Канцелярия состояла из 3-4 подразделений (столов): хозяйственного, распорядительного, счетного, судного. Каждый стол канцелярии контролировался одним из членов присутствия по поручению епархиального архиерея. Численность присутствия канцелярии зависели от значимости епархии, ее размеров, количества приходов и монастырей. Первоначально в состав присутствия входили только представители черного (монашествующего) духовенства.
Указ Синода от 10 сентября 1768 г. обязывал включать в состав присутствия и представителей белого духовенства – протоиереев, иереев. По именному указу Павла I от 18 декабря 1797 г. половина членов присутствия должна была состоять из белого духовенства. Для совершенствования деятельности духовных консисторий в 1838 г. был введен примерный устав, утвержденный с исправлениями и дополнениями в 1841 г. и действовавший до 1883 г., до замены новым. К предметам ведения духовных консисторий были отнесены охрана и распространение православной веры, наблюдение за проведением богослужений в церквях, благоустройство и содержание церквей, контроль за деятельностью духовенства, за состоянием приходов, решение хозяйственных вопросов епархии, осуществление епархиального суда, которому подлежали как духовенство, так и миряне. Устав 1883 г. определял режим работы духовных консисторий: ежедневное присутствие с 9-10 часов утра, кроме выходных и праздничных дней и определенных дней Великого поста.
В соответствии с определением Синода от 6-9 июля 1910 г. духовным консисториям была предоставлена большая самостоятельность, они получили право самостоятельно решать вопросы: по документам, требующим исполнения в установленном порядке, по резолюциям преосвященного, не требующим дополнительных разъяснений, по приему и распределению переходящих денежных средств, по документам, отражающим промежуточную стадию рассмотрения дела, и другие. Некоторые дела были изъяты из ведения духовных консисторий и переданы в канцелярии епархиальных архиереев: дела о вступлении в брак лиц различных степеней родства и свойства, о присоединении к православию и другие. Было упрощено делопроизводство духовных консисторий и расширены полномочия секретаря.
Владимирская духовная консистория была учреждена в 1744 г. в связи с указом Синода от 9 июля. Число членов Владимирской духовной консистории соответствовало числу столов; до 1890 г. их было 4, а после 1890 г. – 5.
Член консистории 1-го стола ведал делами общеадминистративного характера: назначения, перемещения и увольнения членов причта, утверждение церковных старост, представление к наградам и т. д., сношения с разными учреждениями и организациями. Член 2-го стола ведал делами, связанными с постройкой, ремонтом, переоборудованием церквей, колоколен и церковных домов, хозяйственной стороной церковной жизни.
Член 3-го стола занимался рассмотрением всех вопросов, касающихся монастырей и монашествующей братии, начиная с монастырского хозяйства и кончая наблюдением за поведением монахов и монахинь. Член 4-го стола был занят исключительно разбором всякого рода недоразумений, возникших среди членов клира, привлечением к ответственности за нарушение правил церковного закона или правил нравственности вообще, он же ведал положением епитимии, к которой иногда приговаривал светский суд и т. д. Член 5-го стола занимался бракоразводными процессами.
В 1797 Епископ Виктор распорядился о переводе Суздальской духовной консистории во Владимир и Владимирского духовного правления в Суздаль.
Преосвященный Иустин перевел консисторию в наемный дом (купца Славнова) и начал ходатайство перед Святейшим Синодом о разрешении построить новое здание для консистории. В 1855 г. последовало разрешение и ассигнована была потребная сумма (20083 р.). 22 апреля 1855 г. происходило освящение места, на котором возведено было здание духовной Консистории (ул. Б. Московская, д. 53). Молебствие с водоосвящением совершал Архимандрит Иероним с членами консистории. В течение 3-х лет новый дом был построен, под личным наблюдением самого епископа, и в 1858 г. открылись в нем заседания консистории. «Консистория - каменный 2-х этажный дом, напротив архиерейского дома, с огромными окнами, узкий и высокий; внизу архив» (Субботин А.П., 1877).
Ул. Б. Московская, д. 53. Здание бывшей духовной Консистории. 1929 г. «АРХИВОХРАНИЛИЩЕ №5, находящееся в здании б. Консистории по ул. III-й Интернационал в д. №47…» В настоящее время в этом здании размещается Владимирская Свято-Феофановская духовная Семинария.
4 мая 1878 г. во Владимирской Духовной Консистории постановлено: «согласно резолюции Его Преосвященства, последовавшей на отношении г. Владимирского губернатора о сборе в церквях добровольных пожертвований на приобретение морских судов добровольного флота».
Духовные консистории, в том числе и Владимирская, прекратили свое существование в 1918 году на основании декрета Совета Народных Комиссаров «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 23 января 1918 г.
Исповедная роспись (ведомость) – документ церковного учета населения. Первая инструкция о ведении исповедных росписей относится к 1697 г. Их форма была первоначально самой простой – каждый причт обязан был вести у себя три именных списка. В первый список вносились все прихожане, бывшие у исповеди, во второй – не бывшие, в третий – раскольники. Форму исповедных ведомостей определил указ 1737 г. Преимущественным временем исповеди были посты. Исповедную роспись подписывал настоятель храма и весь его причт. Исповедные росписи прекратили свое существование в 1917 году.
Метрическая книга представляет собой совокупность хронологических записей о рождении, браке и смерти по установленной форме. В мае 1722 г. было введено повсеместное ведение метрических книг в Российской Империи. В 1724 г. Синодом была разработана форма метрических книг, они делились на 3 части: о родившихся, о бракосочетавшихся, об умерших. Все записи в метрических книгах совершались приходским духовенством. Раз в год священнослужители снимали с записей копии, которые оставались в церквях, а подлинные книги отсылались в консистории. Повсеместное ведение метрических книг было прекращено в 1917 г. 1(14) января 1918 г. - организация Владимирского городского отдела записей актов гражданского состояния (ЗАГС) при Владимирском нотариальном отделе.
Клировая ведомость – документ о службе лиц духовного сословия. Этот документ назывался еще «списки лицам духовного ведомства», «послужные списки духовенства». Впервые они были введены в 1769 г. Форма клировых ведомостей была установлена в 1829 г., а в 1876 г. была дополнена графой о собственных имущественных владениях духовного лица, его родителей и жены. Клировые ведомости состояли из трех частей. В первую часть вносили сведения о здании церкви, о церковном имуществе и доходах, о наличии школы и богадельни. Во вторую часть включались послужные списки причта. Она содержала фамилию, имя, отчество, дату рождения, семейное положение, степень родства, сословие, образование, место службы, должность, награды, владение землей и недвижимостью, нахождение под судом. Туда же были внесены сведения о детях членов причта. В третьей части давались статистические данные по приходу. Обычно велось 2 экземпляра клировых ведомостей, один из которых, оставался в приходе, а второй подавался в консисторию.
Владимирский епархиальный совет
В 1917 г. под влиянием революционных процессов началась перестройка системы церковного управления. 29 апреля 1917 г. Синод объявил о введении выборного начала на всех уровнях церковного управления и подготовке к созыву Поместного Собора. В мае 1917 г. Синод направил епархиальным архиереям определение от 1–5 мая 1917 г. за № 2668 «О привлечении духовенства и паствы к более активному участию в церковном управлении» с приложением Временного Положения о церковно-епархиальном совете для введения во всех епархиях, согласно которому «Церковно-Епархиальный совет, под председательством Епархиального Архиерея, состоит из представителей духовенства и мирян епархии, избираемых на три года Епархиальным Съездом в количестве по усмотрению Съезда».
В августе 1917 г. на епархиальном съезде духовенства и мирян Владимирской епархии был избран Владимирский церковно-епархиальный совет, который «открыл свои занятия с 20 августа 1917 г.». В состав совета вошли: священник, диакон, псаломщик и три мирянина. На заседаниях совета председательствовал Высокопреосвященный Сергий, а в его отсутствие – Преосвященный Евгений.
Согласно определению Синода от 1–5 мая 1917 г. за № 2668 церковно-епархиальный совет принимал участие «в лице трех выборных представителей, с правом совещательного голоса, в заседаниях духовной консистории при решении дел, причем, если члены Совета признают необходимым, дело передается на решение совета». В случае несогласия совета с решением консистории дело возвращалось консистории на новое рассмотрение или представлялось Высокопреосвященству при особом докладе совета. Таким образом, церковно-епархиальный совет ведал делами епархии совместно с духовной консисторией.
Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917–1918 гг. определением «О епархиальном управлении» от 9 (22) февраля 1918 г. предусмотрел образование в каждой епархии вместо духовной консистории Епархиального совета.
Согласно определению Поместного Собора, Епархиальный совет являлся административно-исполнительным учреждением, состоящим из выборных членов, при содействии которого епархиальным архиереем производилось управление епархией. Он состоял из 5 штатных членов, из которых 3 должны быть в пресвитерском сане, а другие могли быть как клириками, так и мирянами.
Члены Епархиального совета избирались епархиальным собранием сроком на 6 лет и по представлению епархиального архиерея утверждались в должности высшей церковной властью.
Председатель Епархиального совета избирался самим советом из числа его членов в пресвитерском сане и утверждался правящим архиереем. На заседаниях совета мог по своему усмотрению председательствовать и правящий архиерей. Епархиальный совет избирал секретаря из лиц духовных или светских с теми же религиозно-нравственными качествами, какие требовались для избрания членов совета, и непременно с высшим образованием.
Секретарь утверждался, как и члены совета, высшей церковной властью по представлению правящего архиерея. Он должен был присутствовать на заседаниях совета, не участвуя в принятии решений. Секретарю подчинялась канцелярия Епархиального совета. 12–15 (25–28) июня 1918 г. состоялось епархиальное собрание духовенства и мирян Владимирской губернии, на котором были избраны члены нового Владимирского епархиального совета.
30 июля (12 августа) 1918 г. состоялось открытие Епархиального совета, заменившего духовную консисторию. Указом Святейшего Патриарха и Священного Синода утверждены членами Епархиального совета следующие лица, избранные последним епархиальным собранием: священники: Михаил Тихонравов, Феодор Шебалин и Аркадий Воскресенский; миряне: Василий Гаврилович Добронравов и Николай Матвеевич Георгиевский. На первом заседании Епархиального совета были избраны: председателем совета – священник М. Тихонравов и секретарем – Неофит Владимирович Малицкий.
2 (15) августа 1918 г. Епархиальный совет принял все дела от духовной консистории и приступил к работе.
Указом Святейшего Патриарха и Священного Синода от 5 (18) декабря 1918 г. было разрешено открыть при Владимирском епархиальном совете шестую вакансию члена совета для заведывания монастырскими делами епархии с назначением на эту должность иеромонаха Афанасия.
Дела, разбираемые Епархиальным советом, классифицировались по «столам». Во Владимирских епархиальных ведомостях за 1919 г. приведена общая сводка всех дел, поступивших в Епархиальный совет за период с августа 1918 г. по май 1919 г.: «По первому столу (дела веры и богослужения, дела монастырские, а также и судебные дела) – поступило к производству и рассмотрено 1220 дел… По второму столу (о духовенстве и приходах) рассмотрено 556 дел. По третьему столу (хозяйственному) разрешено 882 дела… По четвертому столу (финансовому) прошло 1484 бумаги и 91 дело по страхованию. По пятому столу (дела о расторжении церковных браков) поступило до 1800 бумаг. Осталось нерешенных дел в б. духовной консистории 287, вновь принято Епархиальным Советом – 563, а всего 850 довольно сложных дел».
Все дела решались большинством голосов, при равенстве которых перевес имел голос председателя. В случае несогласия правящего архиерея с решением совета дела передавались высшей церковной власти для окончательного решения. Особое место в делах Епархиального совета занимали бракоразводные дела. При их разбирательстве необходимо было соблюсти и требования церковных правил и законов, и интересы просителей, и решения гражданских властей.
Именно проблема церковных разводов стала поводом для закрытия Епархиального совета в 1920 г. 27 мая 1920 г. в «Известиях ВЦИК» было опубликовано постановление Народного комиссариата юстиции «О прекращении деятельности б. Консисторий – ныне переименованных в Епархиальные Советы, Генеральных Консисторий и т. п., действующих вопреки декрету «Об отделении церкви от государства», в котором всем местным губернским исполнительным комитетам предлагалось прекратить деятельность Епархиальных советов там, где они присваивают себе право производства разводов между супругами.
4 июня 1920 г. Владимирский губернский исполнительный комитет принял постановление об упразднении Владимирского епархиального совета.
3 июля 1920 г. на заседании президиума губернского исполнительного комитета слушалось ходатайство Епархиального совета о разрешении продолжать работу, и губисполком признал возможным «… предложить Епархиальному Совету окончательно ликвидировать бракоразводный стол, изъяв все дела по этому вопросу, что же касается работы Совета по другим вопросам, то препятствия не встречается, поручив Губ. Отделу Юстиции общее наблюдение за работой Совета». Бракоразводные дела, изъятые из Владимирского епархиального совета после ликвидации бракоразводного стола, были переданы Владимирской губернской чрезвычайной комиссией в губернский отдел юстиции.
Владимирский епархиальный совет ликвидирован отделом управления исполнительного комитета Владимирского уездного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов 26 октября 1920 г.
Владимирская Епархия в начале ХХ века – перв. пол 1940-х гг.