Главная
Регистрация
Вход
Четверг
26.12.2024
04:55
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1624]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Сейминско-турбинская археологическая культура

Сейминско-турбинская культура

Сейминско – Турбинскую культурную общность принято называть даже не КО (культурная общность), а ТКФ – транскультурный феномен.
Сейминско-турбинский межкультурный (транскультурный) феномен — термин в археологии, которым определяют резкие изменения в материальной культуре лесостепной полосы Евразии в середине II тысячелетия до н. э.
Обычно источник распространения сеймо-турбинцев связывают с афанасьевской культурой. Если говорить об этнической атрибуции, то данные как лингвистики, так и археологии свидетельствуют о заметном участии прототохарского (точнее — уже паратохарского) компонента в сейминско-турбинском транскультурном феномене.

Большинство исследователей относят найденные материальные свидетельства существования сейминской культуры к началу II тысячелетия до нашей эры.
В чем загадка культуры сейминцев? До сих пор не найдено ни одного поселения, которое можно было бы наверняка соотнести с этойобщностью. Найденные захоронения содержат предметы их материальной культуры (оружие и доспехи), но зачастую не содержат даже фрагментов костяка – могила есть, оружие в неё положили, а само тело отсутствует. В захоронениях, как правило, нет керамической посуды. Отсутствуют курганные насыпи и надмогильные сооружения. Следы пребывания сейминцев находят на огромной территории - около 3 миллионов кв. км. - от Саяно-Алтая до западной и северной части Европы.

Могильники расположены вдоль крупных водных магистралей, в лесной и лесостепной зонах, которые были населены в те времена племенами, всё ещё использовавшими только камень и кость для изготовления орудий. Люди эпохи камня, и вдруг - весьма совершенные бронзовое оружие, костяные пластинчатые доспехи сейминских захоронений. Кем же были сейминцы – мигрирующим племенем, военными дружинами или разведчиками развитой культуры? Вполне вероятно, что каждая из сейминских групп была отрядом, в состав которого входили жрецы-миссионеры, воины, купцы и ремесленники. Возможно, эти группы были хорошо вооруженными торговыми отрядами культуры металлургов, занятыми поиском новых меднорудных месторождений, месторождений легирующих добавок и везущими некие товары для обмена (бронзовые изделия, украшения из цветных металлов и, возможно, ткани, соль).

В настоящее время открыты пять крупных сейминских некрополей: к западу от Урала – Решное, Сейма и Турбино, к востоку от Урала – Ростовка и Сатыга. Оружие сейминцев найдено в предполагаемом святилище в Канинской пещере (Северный Урал). Кроме того, найдено большое количество менее многочисленных захоронений, а также есть одиночные находки предметов, которые можно уверенно отнести к сейминским.



Керамика сейминско-турбинской культуры. Владимирская область

Бронзовые изделия найдены в небольшом количестве могил. При этом оружие сейминцев имеет характерную форму и ряд деталей, которые не встречаются в оружии других культур. Кроме того, с технологической точки зрения, это оружие является передовым по отношению ко всему оружию того времени – у сейминцев впервые появляется техника тонкостенного литья из оловянных бронз, при которой использовался сердечник, вставляемый в полость двустворчатой литейной формы.

На представленной ниже фотографии часть так называемого «Бородинского клада», представленная в экспозиции Государственного Исторического музея России. Эти предметы были найдены в 1912 году у села Бородино, близ города Белгород-Днестровский (Украина). Наконечники копий изготовлены с тонкостенными втулками, часть втулки у пера имеет дополнительные ребра жесткости, благодаря которым эти копья сейминцев получили название «вильчатые».

Помимо бронзового оружия, в "богатых" захоронениях находили костяные доспехи и изделия из нефрита (совершенно нехарактерная деталь для европейских захоронений). В могилах находили также литейные формы, это, по мнению большинства исследователей, говорит о том, что в составе сейминских групп были литейщики. Оружие, найденное в "богатых" захоронениях, украшено фигурками животных, чаще лошадей. Одна из таких фигурок – навершие большого ножа из захоронения в некрополе Ростовка - изображает лошадь и держащегося за её поводья человека.

Возможно, эта скульптурка рассказывает о том, как зимой могли передвигаться сейминцы - реки, покрывшиеся льдом, это естественные зимние дороги, по которым можно таким способом передвигаться на лыжах с большой скоростью на большие расстояния. Летом, вероятнее всего, сейминцы сплавлялись по рекам на лодках.

Очень интересны и сами бронзовые ножи, которые археологи находят в сейминских захоронениях. Часть этих ножей прямые, двулезвийные – такие в наше время принято называть кинжалами. А вот другой тип – однолезвийные, с выгнутым обухом, серповидным клинком. Нужно отметить, что такие ножи находят в "богатых" захоронениях и, очевидно, они являются оружием статусным – в могилах попроще орудия и оружие в основном каменные, правда, сделанные очень искусно.
Эти ножи в настоящее время у российских археологов принято называть «выгнутообушковыми», длина их рукоятей (без навершия) от 95 до 130 мм, длина клинков от 172 до 225 мм. Толщина обухов ножей от 9 до 10 мм в самом широком месте – на соединении клинка и рукояти, в сечении клинок, в отдельных случаях, Т-образный (однотавровый).

Часть этих ножей изготовлена с прилитыми рукоятями – к готовому бронзовому клинку, на его хвостовик, приливалась рукоять из бронзы или меди. На следующем этапе к верхней площадке рукояти приливалось навершие – скульптурки животных, людей. На рукоятях ножей присутствуют выпуклый или прорезной орнамент, валики, возможно имитирующие обмотку узким кожаным ремнем или прочной веревкой. А имитация обмотки, в свою очередь, указывает на то, что подобный статусный украшенный нож должен был иметь прототип - рабочий нож с простой рукоятью и обмоткой. И действительно, были найдены ножи - цельнолитые, с навершием в виде кольца (мог. Ростовка, квадрат Д17 и др.) и формы для их отливки. Не исключено, что металлическая рукоять подобных ножей могла иметь деревянные или костяные накладки ( двутавровая в сечении рукоять хорошо подходит для их фиксации) и вышеупомянутую обмотку из кожаного ремня или веревки, для закрепления накладок и лучшего удержания, в этом случае отверстие в навершии служило для фиксации этой обмотки и крепления темляка.

Ножи отливались из бронзы в одно- или двухстворчатых литьевых формах. Металлографические исследования говорят о том, что полученные заготовки клинков затем могли подвергаться высокотемпературному отжигу, для гомогенизации сплава, и горячей или холодной проковке, с низкотемпературными промежуточными отжигами, для устранения дефектов литья и формирования и упрочнения режущей кромки.

Ведущие исследователи сейминского феномена Е.Н. Черных и С.В. Кузьминых подчеркивают, что изделия данного разряда являютсянаиболее яркими представителями сейминско-турбинского оружия, несмотря на то, что обнаруженная и описанная группа этих изделий очень мала. Всего украшенных скульптурным навершием ножей было найдено восемь, из них пять в Западной Сибири. Наиболее сохранившиеся найдены в некрополях Сейма, Ростовка, Турбино, Елунино I, на р. Джумба, обломок рукояти найден в Канинской пещере, часть литейной формы в Ростовке, еще один экземпляр, описанный в статье В. И. Молодина и А. В. Нескорова «Коллекция сейминско-турбинских бронз из Прииртышья», хранится в частной коллекции. К огромному сожалению, на данный момент часть экземпляров утрачена и судить о них мы можем только по описаниям и зарисовкам. Цельнолитых выгнутообушковых ножей с кольцевидным навершием рукояти учтено четыре, два из которых связаны с комплексами Ростовки, другие два из некрополя Цыганкова Сопка. Один из ростовкинских ножей был утрачен еще во время раскопок, так что даже не удалось сделать зарисовки предмета. Части литейных форм для изготовления ножей такого типа были найдены близ города Семипалатинска.

Откуда стартовали сейминские дружины, какой регион можно считать их родиной? Большинство исследователей предполагает, что ядром зарождения сейминской культуры нужно считать Рудный Алтай и прилегающие территории, т. е. ареал, занятый в III-II тыс. до н.э. афанасьевскими племенами, а позднее и окуневской и елунинско-кротовской культурными общностями. Первым этапом миграций сейминских дружин был, вероятно, западносибирский. Видимо, на этом этапе в состав дружин могли быть включены отряды из таежных племен, представленных в сейминских некрополях многочисленными захоронениями с оружием из камня. Далее, достигнув Урала и переместившись в европейскую тайгу, сейминские дружины получили пополнение из числа племен входящих в андроновскую культурно-историческую общность – так называемый «абашевский компонент». На восточноевропейском этапе миграции сейминцев охватили территории бассейнов рек Камы, Волги и Оки, при этом на север они продвинулись до Печоры (Канинская пещера), а на запад - до Белого озера и Финляндии.
Выходцы из прогрессивных афанасьевских или андроновских племен могли стать ядром сейминско-турбинских походов, опираясь на уже измененные их воздействием племена таежных охотников и собирателей, преобразованных таким культурным вмешательством в оседлых земледельцев и пастухов окуневской и елунинско-кротовской культурных общностей.

Впоследствии, «неожиданное» появление карасукской культуры» могло было быть инициировано так называемыми «атипичными карасукцами» - людьми, похороненными в карасукских некрополях и имеющих, в отличие от «классических карасукцев» не монголоидный, а европеоидный физический тип. Под влиянием неких обстоятельств оседлые пастушеско-земледельческие племена этих областей, сменили тип хозяйствования на полукочевое скотоводство - весной они засевали поля и перебирались со скотом на летние пастбища, а осенью возвращались обратно для сбора урожая и на зимовку. Исследователи выдвигают много гипотез о том, кем были атипичные карасукцы, возможно ставшие инициаторами создания новой культуры – среди них версии с участием в этногенезе карасукской культурно-исторической общности афанасьевцев, андроновцев, окуневцев, памиро-ферганцев, тибето-бирманцев и даже средиземноморцев - ближневосточников. Точного ответа пока нет, к сожалению, хотя работы археологов, антропологов и генетиков из года в год приближают нас к нему.

Памятники истории Владимирской области

Стоянка Сунгирь.
Стоянки мезолита Владимирской обл.
Верхневолжская культура. 5200 - 3500 гг. до н.э.
Культура ямочно-гребенчатой керамики (Льяловская культура и Балахнинская культура). 4200 - 2000 до н. э.
Волосовская культура. 3500 - 2200 - 1500 гг. до н.э.
Фатьяновская культура. 2200 - 1500 гг. до н.э.
Сейминско-турбинская культура.
Абашевская культура. 1700 - 1500 гг. до н.э.
Поздняковская культура. 1500 - 1200 гг. до н.э.
Культура сетчатой керамики.
Дьяковская археологическая культура и Городецкая культура были потомками культуры Текстильной (иначе сетчатой) керамики района Волго-Окского междуречья и Верхней Волги, существовавшей в эпоху поздней бронзы; оттуда дьяковцы (а ранее их предки — носители текстильной керамики) двинулись по берегам рек на запад.
Городецкая археологическая культура раннего Железного века.
Дьяковская археологическая культура раннего Железного века.
Ратьковский дьяковский могильник. Александровский р-н. Р.ж.в.
Городищи Раннего железного века.
Культура Рязано-Окских могильников.

Племя мурома. Раннее средневековье (5-9 вв.)
Мерянская культура. Сарское городище. Раннее средневековье (5-9 вв.)
Мещера, мещеряки, мишари.
Племя мещера.

ИСТОРИЯ

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Владимир | Добавил: Николай (09.06.2015)
Просмотров: 6745 | Теги: Владимирская область, археология | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru