Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
22.12.2024
18:42
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Епископ Владимирский и Суздальский, Иустин. Часть 2

Иустин, Епископ Владимирский и Суздальский

Часть 2

Начало » » » Иустин, Епископ Владимирский и Суздальский. Часть 1.

В седьмой год архипастырства Преосвященного Иустина во Владимире суждено было ему исполнить торжество и в самом Владимире. В 1857 году оканчивалось семисотлетие Великого Княжества Владимирского и вместе с ним существования Успенского соборного храма. Благочестивые граждане Владимирские вместе с архипастырем своим, пожелали ознаменовать в сем году 4-е июля, — день празднования Св. Благоверному Князю Андрею, знаменитому основателю нашего города, особым церковным торжеством. Для сего 3 июля принесена была Боголюбовская икона Божией Матери, при колокольном звоне во всех церквах города, и, встреченная у Сергиевской церкви самим Преосвященным, поставлена была сначала в церкви Архиерейского дома, а в самый день торжества пред Литургией, при звоне во всех же церквах, с крестным ходом, перенесена была в Собор. По окончании Литургии, перед началом благодарственного молебствия, Преосвященный, по обычаю своему, сказал приличную случаю речь. В сем торжестве приняли участие все сословия города. После Литургии устроен был развод войскам квартировавшего тогда во Владимире Московского Гренадерского полка и батальона внутренней стражи. Иллюминация вечером во всем городе закончила сие достопамятное торжество. Преосвященный желал умножить радость Владимирцев устроением в сей день целодневного звона, но на сие не последовало разрешения Св. Синода.
Через 4 года после того, подобным же образом, исполнено Преосвященным Иустином во Владимире торжество по случаю освобождения помещичьих крестьян и дворовых людей от крепостной зависимости. День для сего торжества избран был 16-е апреля, накануне дня рождения Государя Императора, случившееся в 1861 году в неделю Ваий. 15-го апреля, накануне торжества, так же как и перед торжеством семисотлетия, принесена была, на руках освобожденных крестьян во Владимир Боголюбовская чудотворная икона Божией Матери и встречена была самим Преосвященным. По внесении ее в собор архипастырь совершил молебное пение Пресвятой Богородице. Всенощное бдение, которое Преосвященный слушал в соборе и во время которого сам выходил на литию и величание, было отправлено по уставу недели Ваий. 16-го апреля во время Литургии соборный храм был переполнен богомольцами — гражданами Владимирскими и людьми, празднующими в честь своей свободы. По окончании Литургии Преосвященный приветствовал свободных людей с Монаршею милостью и вместе с тем преподал им свое пастырское наставление, как должно им вести себя в новом положении. За речью непосредственно следовало торжественное молебствие о здравии и благоденствии Государя Императора — Освободителя, с возглашением многолетия Его Величеству. Новые свободные обыватели были допущены к целованию Ев. Креста и окроплены были святою водою. По окончании церковного торжества, прямо из собора, Преосвященный отправился в Дворянское Собрание, где новыми свободными людьми приготовлена была скромная праздничная трапеза, которую, благословивши, он и разделил с ними.
Преосвященный Иустин благословлял и начало устроения железной дороги от Владимира к Нижнему Новгороду, он же окропил святою водою и рельсовый путь, по окончании железнодорожных работ. И в тот и другой раз, по обычаю своему, он преподал приличные случаям назидания присутствующим при сем лицам.
Вообще нужно сказать, что ко всякому предприятию, клонящемуся к общественной пользе, Преосвященный Иустин всегда относился с полным сочувствием и всячески старался споспешествовать ему, чем мог. К 1852 году устроены были во Владимире на Базарной площади полки и лавки для продажи жизненных припасов. Событие, по-видимому, не важное. Но Преосвященный взглянул на это дело не так. Он видел в нем начало забот города об общественном здравии и ознаменовал его церковным торжеством. В Знаменской церкви совершил он по сему случаю Божественную Литургию и произнес речь, в которой выяснил Владимирцам необходимость улучшения торговых мест в санитарном и хозяйственном отношениях, а затем сам освятил новоустроенные места для торговли.
Но в особенности была почтенна и достопамятна деятельность Епископа Иустина на пользу Отечества в годину Крымской войны. В трехлетний период времени сей войны архипастырю Владимирскому приходилось много раз напутствовать на доблестные подвиги защитников Веры и Отечества молитвами и благословением. И перед набором дружин Владимирской губернии, и во время набора их и при отправлении в поход Преосвященный всегда речами своими, воодушевленными искреннею и пламенною любовью к Престолу и Отечеству, возбуждал и укреплял дух ратников, отправлявшихся на ноле брани. Слова архипастыря, по рассказам свидетелей — очевидцев, производили живое впечатление на слушателей и влагали в устрашенные сердца воинов мужество и терпение для исполнения Царской воли. 22 мая 1855 года, после молебна на плац-парадном месте, архипастырь окропил святою водою рать Владимирскую и, благословивши ее своим святительским благословением, дал ей в благодатное сопутствие Владимирскую Икону Богоматери с следующими молитвенными словами, обращенными к Божественной Поборнице Российского воинства: «Всемилостивая Владычица, Пресвятая Богородица! Прими под державный покров твой православную рать, вооружившуюся крестом Сына и Бога Твоего для защиты Веры, Царя и Отечества, от нападения гордых и несправедливых врагов их». Сия молитва Архипастыря за духовных чад его вычеканена, на память потомству, под Св. иконою, вместе с следующею: «сею св. иконою от имени Православной церкви благословил Владимирскую дружину Государственного ополчения Иустин, Божиею милостью Епископ Владимирский и Суздальский, во Владимире в лето от Р. X. 1855 в 22 день месяца Маия». Подобным образом Владимирских ополченцев благословлял иконою Успения Пресвятой Богородицы Филарет, Митрополит Киевский. Обе эти иконы сопутствовали Владимирской дружине во время военных действий, а по возвращении ее во Владимир поставлены в богато-украшенной киоте в Успенском Соборе. В продолжение всей войны архипастырь Владимирский усердно молился вместе с своей паствою о даровании побед Российскому воинству и торжественно благодарил Бога за дарованные победы.
Вместе с тем речами своими, исполненными чувств любви к отечеству, он неоднократно приглашал и мирных граждан содействовать родному воинству в его подвигах вещественными приношениями. К духовенству же своей епархии Преосвященный обратился с следующим Архипастырским воззванием:
«Когда глас Всемилостивейшего Государя Императора, Отца Отечества и защитника Св. веры и церкви Православной, призывает все сословия Русского Царства к ополчению на защиту Веры, Престола и Отечества, против которых столь нагло и столь несправедливо восстали враги наши, я уверен, что и духовенство Владимирской епархии отзовется искреннею, пламенною готовностью принять полное участие в сем великом и спасительном для церкви и отечества деле. Я уверен, что духовное сословие и по общему для всех сынов Православной церкви и отечества долгу, и по собственному чувству и благочестивому рвению к общему делу, не отречется принесть на алтарь отечества жертву, тем паче, что оно по милости Благочестивейшего Государя Императора изъято из личного участия в ополчении. В сей уверенности спешу пастырски пригласить духовенство, мне вверенное, белое и монашествующее, к пожертвованиям в пользу ополчения, как из собственного своего достояния, так и из сумм монастырских и церковных. Никто да не удерживается от участия в сем святом деле мыслию о своей скудости и невозможности принесть значительную жертву. И малая лепта, принесенная от искреннего сердца, будет принята с признательностью, наравне с значительным пожертвованием».
Преосвященный, которого слово и дело никогда не противоречили между собой, первый подал пример своей пастве к таковым пожертвованиям и внес из своих средств 200 рублей на составлявшееся Государственное ополчение. На воззвание архипастыря откликнулось духовенство Владимирской епархии полною готовностью жертвовать. В том же 1855 году Преосвященным представлено было на расходы по Государственному подвижному ополчению 28034 р. 97 коп. сер. Кроме того было отправлено им, куда следовало, жертвованных: более 20 тысяч аршин холста, множество бинтов, компрессов, корпии.
В 1863 году, 66-м от рождения своего, он скончал течение официального служения своего церкви и отечеству. Телесные силы в сем году стали изменять ему более, чем когда либо прежде. Многотрудные и неустанные занятия расстроили его и от природы не особенно крепкое здоровье. «Служи пока есть силы», говаривал бывало Преосвященный, «нет сил, откажись от службы», и вот вследствие такого, столь честного, взгляда своего на службу, он, как скоро почувствовал упадок своих сил, решился просить Правительство о увольнении его от управления епархией. 26 февраля 1863 года послано было им в Святейший синод прошение о том, написанное на Высочайшее имя, а 22 июля того же года последовало Высочайшее соизволение, согласно сему прошению, на увольнение его на покой, с окладом пенсии по 1500 р. в год. Местом своего жительства избрал Преосвященный Борковскую пустынь, где, в тиши монастырского уединения, желал он и окончить дни свои.

Указ из Св. Синода об увольнении от управления епархией получил Преосвященный Иустин 1-го августа 1863 года; но выбыл из Владимира только во 2-й половине сего месяца. В достопамятный день 7-го августа того года он имел счастье еще раз сретать при Владимирской кафедре Благочестивейшего Самодержца Всероссийского, Государя Императора Александра Николаевича. Его Величество изволил обозреть новосооруженные храмы во Владимире, — теплый при Успенском соборе и Рождество-Богородицкий в архиерейском доме (бывшем Богородице-Рождественском монастыре) и лично изъявил Свою благодарность Преосвященному за труды подъятые им по сооружению сих храмов. Следующие за сим дни Преосвященный занимался сдачей бумаг в Консисторию, составлением отношений на имя преемника своего, Преосвященного Феофана, касательно, например, губернского Попечительства по делам православного духовенства, проекта преобразования духовно-учебных заведений и проч. 13-го числа сданы были им Консистории принадлежащие архиерейскому дому казенные,- домовые и ризничные вещи по описям, равно и капиталы по приходо-расходным книгам. При сей сдаче оказалось сбережений, сделанных по архиерейскому дому, в бытность Преосвященного Иустина епископом во Владимире, 37720 руб. серебр., из коих 33738 руб. обращены были в 18 билетов кредитных учреждений. Здесь кстати сказать, что Преосвященный был весьма бережлив в расходовании казенных и церковных денег. В его время многие монастыри и церкви Владимирской епархии составили значительные капиталы. Укажем напр. на Владимирский женский монастырь. Несмотря на пожар, опустошивший сей монастырь в 1855 году, в нем построены были игуменией Евгенией, под руководством Преосвященного Иустина, три деревянных дома: игуменский, больничный и 3-й у северных ворот монастыря; поставлен новый иконостас в теплом храме и оба храма — теплый и холодный вновь покрыты железом. За покрытием всех сих расходов оказалось к 1863 году еще сбережений в монастырской казне до 25 тысяч руб. сер., вместо 2 тысяч, принятых игумениею Евгениею от предшественницы ее, игумении Елизаветы.
15-го августа в Успенском соборе, в храмовой праздник его, Преосвященный Иустин совершил в последний раз Божественную литургию и торжественно простился с Владимирскою паствою. Общество Владимирское в тот день устроило обед в честь отъезжавшего Владыки и поднесло ему на память о себе панагию. Духовенство городское с своей стороны, в благодатное напутствие, преподнесло Преосвященному Максимовскую икону Божией Матери в сребропозлащенной ризе с следующею надписью по сторонам: «Его Преосвященству, Преосвященнейшему Иустину, Епископу Владимирскому и Суздальскому от духовенства гор. Владимира, 22 июля (день Высочайшего соизволения на увольнение Преосвященного от управления епархиею) 1863 года».
16-го числа Преосвященный простился с своими подчиненными, каждого из них благословил и каждому из них преподал приличные советы и наставления. 18-го числа он хотел выехать из Владимира; но внезапно усилившаяся болезнь заставила его еще несколько дней пробыть среди своей паствы. Наконец 22-го августа около полудня колокольный звон возвестил Владимирским жителям отбытие Преосвященного Иустина. Множество народа спешило проводить своего Архипастыря, а иные от духовенства и купечества испросили дозволения у отъезжавшего сопутствовать ему до Боголюбова монастыря. За р. Нерлью, верстах в 12 от города, Преосвященный вышел из кареты, принадлежащей архиерейскому дому, обменявшись взаимными изъявлениями чувств любви и благодарности, преподал сопровождавшим свое благословение; видимо расстроганный, сел в обыкновенный ямщичий экипаж и один в сопровождении только келейника, почти 40 лет неизменно сопутствовавшего ему, отправился в дебристую пустынь — место своего покоя.
Но пребывание Преосвященного Иустина в Борковской пустыне было весьма непродолжительно — всего только три с половиной месяца. Граждане Владимирские, в продолжение 13 лет привыкшие к своему Архипастырю и полюбившие его искреннею любовью, сожалели, что Преосвященный избрал для своего местожительства пустынь отдаленную от Владимира, где немногим из них довелось бы когда-либо видать его и беседовать с ним. Они желали, чтобы добрый их Архипастырь жил вблизи их и потому убедительно просили Преосвященного, чтобы он избрал себе для жительства Боголюбов монастырь. Тронутый любовью к себе прежних своих пасомых, Преосвященный не решился огорчать их отказом в исполнении их желания и позволил ходатайствовать о таковом перемещении его перед Св. Синодом. Скоро представлено было по сему предмету два прошения в Синод, — одно от граждан Владимирских, другое, по убеждению сих последних, от самого Преосвященного Иустина. Первое из сих прошений, в котором самою паствою прекрасно охарактеризован Преосвященный и образ управления его, приводим на сих строках дословно.
«С искренним сожалением мы узнали», писали граждане в своем прошении, «что любимый наш Архипастырь, Преосвященный Иустин, Епископ Владимирский и Суздальский, Всемилостивейше уволенный, по собственному его прошению, на покой, отправляется в Борковскую пустынь, Вязниковского уезда. С грустью и непритворными слезами мы уже простились с ним. Ревностное служение Преосвященного Иустина, простота его обращения, назидательность бесед, доброта характера и доступность его каждому из нас, приучила нас в течение слишком 13 лет видеть в нем и почитать истинного Архипастыря и Отца. Желая, чтобы любимый наш Архипастырь жил сколько возможно ближе к нам, мы покорнейше просим Свят. Правительствующий Синод для жительства его назначить ближайший к гор. Владимиру монастырь — Боголюбовский, по местоположению своему весьма благоприятный для слабого здоровья Преосвященного, дабы мы, как дети, могли чаще видеть и слышать его.
О сем прошении нашем уже известно Преосвященному Иустину и по нашему убеждению, он сам просит об этом Св. Синод. (Следуют подписи граждан)».
Разрешение на перемену жительства Преосвященный получил 22-го сентября того же 1863 года. Владимирские граждане, довольные исполнением своего желания, поспешили отделать на свой счет в Боголюбовском монастыре удобное помещение, — бывший нежилым, деревянный на каменном фундаменте дом, находящийся в южной части монастыря, в который 6-го декабря Преосвященный и переселился из Борковской пустыни. Избранные от градского общества явились сюда приветствовать бывшего своего архипастыря с новосельем и преподнесли ему дорогую панагию, украшенную драгоценными камнями.
Жительство Преосвященного Иустина вблизи губернского города было не бесполезно и для преемников его по кафедре Архипастырей Владимирских. Преосвященные Феофан и Антоний до учреждения викариатства во Владимире нередко посылали в Боголюбов монастырь ставленников для рукоположения и Преосвященный Иустин всегда с полною готовностью рукополагал их. В особенности много было рукоположенных им в 1866 и 1867 — последних из тех годов, когда наследственная сдача священно-служительских мест была позволительна. В 1869 году, 3-го июня, за отлучкой местного Архиепископа из Владимира, для обозрения епархии, в отдаленные места Меленковского уезда, суждено было Преосвященному Иустину во Владимирском кафедральном соборе совершить печальный обряд погребения первого викария Владимирского, Епископа Андрея, меньше месяца святительствовавшего во Владимире.
В 1871 году 2-го февраля Преосвященный Иустин освятил малым освящением в Боголюбове монастыре соборный храм в честь чудотворной Боголюбовой иконы Богоматери, 16 лет перед тем им же и заложенный и старанием о. архим. Даниила в сем году украшенный живописью. В сем храме в праздничные дни по преимуществу молился Преосвященный нередко и сам в нем совершал Богослужение, жива в Боголюбове монастыре. 20 мая, в день препровождения иконы Богоматери во Владимир, он в нем почти каждогодно до 1876 года совершал литургию и молебное пение перед иконой Царицы Небесной. Умилительно было видеть в сей день старца — святителя, воздевавшего руки свои перед св. иконой с горячею молитвою о спасении и благопоспешении Владимирской, некогда бывшей его, паствы. Владимирцы, посещающие в значительном числе Боголюбов монастырь во всякое время года, в особенности же 20 мая и 18-го июни, считали непременною обязанностью испросить себе благословение у старца — святителя. Многие обращались к нему и за советами в различных обстоятельствах их жизни. Преосвященный всех принимал к себе с любовью и никому не отказывал в просимом и наставлении и благословении. В 1865 году Преосвященный устроил при своих комнатах домовую церковь и освятил ее в честь своего Ангела, св. мученика Иустина. В этом храме отправлял Богослужение по большей части монастырский духовник, иеромонах Виктор, близкий родственник Преосвященного.
С малолетства привыкший к физическому труду, Преосвященный никогда, почти до последних дней своих, не оставлял его. И в бытность свою на действительной службе он находил время для любимого им занятия — садоводства. Памятником его трудов такого рода служили прекрасные аллеи среди Рождествена монастыря (Арх. дома) во Владимире. Многие липы и тополи здесь посажены его собственными руками. Живя на покое, он еще с большим усердием предался любимому своему занятию и, в продолжение 13 лет его жительства в Боголюбове монастыре, совершенно дикая местность вокруг его дома обратилась в прекрасный плодовый сад с тенистыми аллеями. Ранним утром бывало выходил Преосвященный в свой сад и здесь копал ямки, садил деревца, поливал их, выпалывал сорную траву всегда сам с одним только 60 летним келейником своим.
Любил Преосвященный, живши на покое, заниматься и чтением книг; выписывались им почти все духовные журналы и некоторые газеты. По временам разнообразил он занятия свои и учеными трудами. Любимейшим занятием его были переводы Библии на русский язык и сличение славянского текста с еврейским, греческим, латинским и французским. Жалко, что не в характере было у Преосвященного пускать свои замечания в печать.
Он даже редко писал свои ученые заметки на особой бумаге, большею частью они писались им на тех самых книгах, которые читал он. Из светских сочинений он любил читать исторические и преимущественно касающиеся России. На последних годах своей жизни, преодолевая старческую немощь, он прочитал почти всю многотомную историю С.М. Соловьева.
Так проводил время Преосвященный Иустин, живя на покое до 1876 года, пока телесные силы не совсем изменили ему. Но с годами болезни, от которых не свободен был Преосвященный всю свою жизнь, в особенности болезнь сердца, усиливались. Прежде он мало обращал на них внимание и редко обращался за помощью к врачам. Чистый воздух летом и физический труд в саду он считал лучшим средством для своего врачевания. В 1876 году ему сделаюсь особенно тяжело. Не посчастливился ему сей год еще тем, что единственный слуга его — келейник сделался также сильно болен и должен был для лечения отправиться во Владимир. Находясь в столь затруднительном положении, Преосвященный решился и сам на время переселиться во Владимир в дом родственника своего, о. Ключаря Успенского собора, что и исполнил 15-го февраля 1876 года. Здесь, пользуясь советами опытных врачей и родственным уходом, он немного поправился от болезни. Но врачи советовали Преосвященному помедлить возвращением в Боголюбов. Они не скрывали, да и сам Преосвященный сознавал, что жизнь его не продолжительна. В 1877 году стали случаться с ним болезненные припадки, которых прежде не было, начали появляться обмороки. Преосвященный бесстрашно, с упованием христианским, готовился к смерти. В великом посте того года, напутствовавшись св. таинствами Веры, он приготовил облачение, в котором завещал похоронить себя; напрестольное Евангелие, все свои ризничные вещи и вместе с ними архиерейский посох, поднесенный ему в Переславле дворянством Владимирской губернии, всего на сумму до 2000 руб. сер. пожертвовал в Успенский собор; в с. Лаврове, Орловской Епархии, где погребены родители его, послал богослужебные сосуды; во Владимирское Епархиальное женское Училище подарил богослужебные книги; небольшие суммы денег, оставшиеся у него, разослал по бедным родственникам своим, при себе оставил лишь столько, сколько требовалось, по его расчетам, на погребение его. Но подкрепляемый благодатью Божиею Преосвященный, к удивлению самих врачей, пережил сей год и следующий за ним. Летом и в начале осени 1878 г. он выходил даже в сад, по привычке, на работу, — но уже согбенный, одной рукой сильно опираясь напалку и поддерживаемый под другую руку келейником. В декабре месяце в праздник Рождества Христова обрадовал старца своим посещением Преосвященный Феогност третий из преемников его по кафедре Владимирской. Больной чувствовал себя в то время еще не особенно дурно. Но в январе месяце 1879 года снова появились болезненные припадки сильнейшие прежних: стало мучить его удушье. 2-го февраля в день Сретения Господня, он пожелал напутствоваться святыми Христовыми Тайнами. Поддерживаемый под руку, старец, облаченный в святительскую мантию, омофор, епитрахиль и поручи, сам подошел к столу, на котором были поставлены Дискос и Потир, слабым, но внятным голосом, исполненным сердечного умиления, произнес исповедание веры и со страхом Божиим приобщился св. тела и крови Господа. Как хотелось сравнить тогда Преосвященного с праведным Симеоном, который некогда в тот же день принял на руки свои Господа, приготовляясь к жизни вечной. «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром» умиленно произнес напутствованный старец и с тех пор спокойно стал ожидать смерти. «Смерть меня не страшит»,- говорил он окружающим его, «я прошу Бога, чтобы скорее умереть мне». В прощальное воскресенье навестил больного Преосвященный Иаков. При сем свидании Преосвященный Иустин спокойно, как бы говоря о ком-то другом, высказал своему посетителю о себе, что он скоро умрет, что им сделаны уже все распоряжения относительно похорон; а что касается места погребения его, то он желал бы быть похороненным в Рождество-Богородицкой церкви архиерейского монастыря, его трудами и заботами некогда воссозданной. «И будут погребены в том храме»,- заключил сей разговор Преосвященный Иаков, «два Архипастыря Владимирские — по правую сторону Архиепископ, по левую Епископ». Это свидание Архипастырей было уже последнее. До 15 марта Преосвященный мог еще немного посидеть и говорил довольно внятно; 15-го же числа около трех часов по полудни лег в постель, заснул и больше уже не просыпался. Сделалось что-то в роде параличного состояния и он лишился употребления языка. 16-го числа о. протоиерей с 4 священниками (4-й викарный, он был и духовником Преосвященного) Успенского собора и 2-мя градских церквей совершили над болящим таинство Елеосвящения. Все присутствовавшие простились с отходящим в жизнь вечную святителем. Около полуночи дыхание больного сделалось реже и тише. О. ключарь соборный прочитал канон на исход души. В самую полночь с 16 на 17-е число месяца марта 1879 г. Преосвященный Иустин Епископ, бывший Владимирский и Суздальский, отошел в вечность так тихо и спокойно, что окружающие едва могли заметить последний вздох его.
В эту ночь был замечательный сон одной бедной старушке, жившей в одном из отдаленных городов от Владимира, которой Преосвященный благодетельствовал при жизни. Виделось ей, будто Преосвященный Иустин путешествует в карете по зеленому лугу и в окно кареты благословляет ее. «Видно и по смерти добрый Архипастырь», писал известивший нас о сказанном сне старушки, «не забывает — пред Судиею живых и мертвых старицу и вдовицу, которую призревал при жизни».
Всей жизни Преосвященного Иустина было 80 лет и 4 месяца. Служения церкви сначала в должности баккалавра академии, потом ректора двух семинарий, далее викарного Епископа трех епархий и наконец местного Епископа двух епархий было 40 лет. На покое пребыл он 15 лет и 7 с половиной месяцев. В иноческом чине состоял 55 лет, а в архиерейском сане почти 38 лет.
О кончине Преосвященного Иустина немедленно телеграммой было донесено Преосвященнейшему Феогносту, Епископу Владимирскому, пребывавшему в то время в С.-Петербурге присутствующим при Св. Синоде. Телеграммами же сообщено было о том в места первоначального служения почившего. Двукратно в день, Преосвященный Иаков совершал панихиды над умершим. Чтение Евангелия производилось градскими священниками. 18-го числа в 3 часа по полудни Преосвященный Иаков, в предшествии крестного хода и священно-служителей города при печальном перезвоне в колокола, совершил вынос тела в Успенский кафедральный собор. Перед выносом произнес речь священник Успенского собора В. Косаткин. Гроб, вмещавший останки в Бозе почившего Иерарха, вложенный в одр, несен быль на раменах священников, большею частью рукоположенников почившего, при многочисленнейшем стечении граждан Владимирских. На другой день, 19-го марта, совершена была заупокойная Литургия Преосвященнейшим Иаковом в сослужении 4 членов Консистории, соборного ключаря, градского благочинного, духовника почившего, Дмитриевского собора священника и двоих священников Успенского собора. Во время Литургии надгробное слово было произнесено о. Ректором семинарии, протоиереем М.И. Херасковым. По окончании Литургии тем же Преосвященным, при участии о. архимандрита Боголюбова монастыря, всего Владимирского духовенства и нескольких сельских священников, совершено было отпевание, во время которого преподаватель семинарии, священник А.И. Сервицкий произнес речь. Воспитанники духовно-учебных заведений г. Владимира в тот день были освобождены от учебных занятий и вместе с своими начальниками и наставниками отдали последний долг почившему молитвою о упокоении души его. Старшие воспитанницы женского Епархиального Училища также представлены были в собор для молитвы о Преосвященном, некогда заботившемся о призрении и воспитании отцов и матерей их. К погребению любимого Архипастыря собралось множество народа из города и сел; так что теплый храм не вместил всех молящихся о упокоении души храмоздателя.
Воздавши последний долг прощания усопшему святителю, священники вынесли гроб с телом его из собора и, по возложении гроба на одр, с тою же церемонией, какая происходила накануне, перенесли в бывший Рождествен монастырь. Здесь обнесли гроб вокруг Богородице-Рождественского храма и за тем, по совершении литии в храме и возглашении вечной памяти новопреставленному Преосвященному Епископу Иустину, опустили гроб с телом его в место вечного покоя и предали земле.
Так, по премудрому устроению Промысла Божия, два Архипастыря Владимирские — Епископ Иустин и Архиепископ Антоний, взаимно любившие и уважавшие друг друга при жизни, обрели себе вечный покой под сенью того храма, пользам которого много потрудились во время своей жизни, — первый основанием и созиданием, второй — благоукрашением и освящением его. Могила Преосвященного Иустина находится внутри храма на северной стороне, между первым столпом и стеной, параллельно могиле Преосвященного Антония, погребенного на южной стороне храма. Место это, как мы сказали выше, было избрано самим Преосвященным при жизни и как бы предназначено было здесь самим Провидением. Замечательно, что при копании могилы нашли две кирпичные стенки старой кладки с пространством, засыпанным щебнем пополам с землей, которое было ни более ни менее, как сколько нужно было для постановки гроба. Могильщикам потребовалось лишь только очистить это место, на аршин еще углубить землю и могила совсем была готова.
Мир душе твоей, святитель Христов, добрый наш Архипастырь, блаженный и приснопамятный создатель храмов Божиих!

Свящ. В. Косаткин.
«Владимирские епархиальные ведомости» Неофициальная часть № 13 (1 июля 1879 года)

См. Слово при погребении Преосвященного Иустина.
Парфений (Чертков) с 21 августа 1821 г. по 25 февраля 1850 г.
Иустин (Михайлов) с 25 февраля 1850 г. по 22 июля 1863 г.
Святитель Феофан (Говоров) с 22 июля 1863 г. по 17 июня 1866 г.
Владимиро-Суздальская епархия
Категория: Владимир | Добавил: Николай (23.12.2016)
Просмотров: 1326 | Теги: Владимир, Владимирская епархия | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru