Главная
Регистрация
Вход
Четверг
31.10.2024
06:50
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1615]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [351]
Камешково [249]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [182]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2402]
архитекторы [30]
краеведение [73]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [174]
Боголюбово [20]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Епископ Владимирский и Суздальский Никон (Софийский)

Никон (Софийский)

Родился 14 (26) мая 1861 г. в с. Озарниково, Чухломского уезда, Костромской губернии в семье сельского священника Андрея Павловича Софийского и его жены Марии Онисимовны. Когда Николаю было три года, умер отец. Семья, в которой было семь детей (шесть мальчиков и одна девочка), и без того жившая бедно, осталась без средств к существованию. Смог получить образование только благодаря трудам его матери, которая кормила семью, занимаясь тяжелой крестьянской работой. Точно так же и другие дети получили образование (исключая родившегося глухонемым брата Василия), а старший брат Иван позднее был протоиереем в чухломском Преображенском соборе.
Жена — Серафима Федоровна, урожденная Панина, дочь соборного священника города Макарьева. Умерла в 1884; их брак длился лишь один год и три месяца.
Окончил Солигаличское духовное училище, Костромскую духовную семинарию (1882). Был одним из лучших воспитанников, но отказался поступать в академию, предпочитая духовной карьере жизнь сельского священника.
По смерти супруги, в 1884 году, поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил со степенью кандидата богословия в 1888 г. (тема кандидатской работы: «Происхождение, характер и значение фарисейской секты в истории иудейства»). Рецензент сочинения доцент И. Г. Троицкий в своем отзыве, в частности, писал, что «к наиболее выдающимся местам сочинения следует отнести сделанную автором характеристику фарисеев и их учения, каковая по свое художественности и полноте может быть названа лучшей между подобными себе».
С 27 августа 1882 года — надзиратель Макарьевского духовного училища.
20 февраля 1883 года рукоположен во священника.
С февраля 1883 года — священник села Мамонтово Макарьевского уезда.
В 1887 году пострижен в монашество.
С 2 октября 1888 года — инспектор Санкт-Петербургской духовной семинарии.


Никон (Софийский)

С 30 марта 1891 года — ректор Владимирской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита.
Был известен как строгий наставник, деятельность которого вызывала недовольство многих семинаристов. Митрополит Евлогий (Георгиевский), служивший под его началом во Владимирской духовной семинарии, дал такую характеристику владыки Никона, объясняющую его действия:
Это был красивый, здоровый, могучий человек, монашества не любивший. «Мне бы не монахом, а крючником на Волге быть…» — говорил он. О. Никон принял постриг не по влечению, а по необходимости, дабы как-нибудь устроить свою горемычную судьбу вдового священника… О. Никон мучительно переживал навязанное ему внешними обстоятельствами монашество и периодами впадал в мрачное уныние, близкое к отчаянию… Он сам понимал, что в монахи он не годится. «Из попа да из солдата хорошего монаха не выкроишь», — говорил он… Тяжелая участь о. Никона наложила на него след. Честный, умный, способный, он замкнулся в рамках строгой законности, чуждой любви и идеализму. Дисциплину он поддерживал жестокими мерами: устрашением и беспощадными репрессиями. В семинарии создалась тяжелая атмосфера, насыщенная злобой, страхом и ненавистью по отношению к начальству.
В то же время при прощании с воспитанниками в 1898 о. Никон изложил собственную точку зрения на свои административные мероприятия:
«Строжил я для вразумления и исправления. Но все строгие взыскания, предписываемые законом и совестью, я всегда растворял милостью; лишь не посвященным в дело они казались сухою правдою. Теперь без вреда для вас могу сказать, что иногда и совершенно прощал даже крупные проступки, когда они не были разглашены, когда не соблазняли и когда помилование, как тайное, не могло подать повода считать проступки дозволенными и, таким образом, служит поводом к распущенности заведения. Теперь без вреда для вас могу сказать и то, что детских шалостей ваших часто, видя, не видел и, слыша, не слышал, когда они не свидетельствовали о нравственной испорченности».

Жесткие меры ректора академии привели к покушению на его жизнь, которое совершил один из семинаристов, человек, психически неуравновешенный. Чудом оставшийся в живых, о. Никон добился освобождения покушавшегося (он был помещен в больницу) и позднее, став епископом, назначил его псаломщиком. После покушения духовные власти предложили ему перейти на другую, более легкую и выгодную должность, но он отказался и еще в течение трех лет продолжал служить ректором.
Возглавляя семинарию, проявил способности хорошего хозяйственника: при нем был проведен капитальный ремонт семинарского храма.

В 26-й день января 1898 года Императору благоугодно было Высочайше утвердить всеподданнейший доклад Св. Синода о восстановлении в Саратовской епархии кафедры Викарного Епископа с присвоением ему наименования Епископом Вольским. В тот же 26-й день января сего года Император соизволил Высочайше утвердить и другой всеподданнейший доклад Св. Синода, — о бытии Ректору Владимирской Духовной Семинарии, Архимандриту Никону, Епископом Вольскими, Викарием Саратовской епархии (Церк. Вед. 1898 г. № 7).
См. Назначение Ректора Владимирской Духовной Семинарии Архимандрита Никона Епископом Вольским, Викарием Саратовской епархии, и прощание его с Владимирской Семинарией.
3 марта 1898 года в присутственном зале Святейшего Синода состоялось наречение архимандрита Никона во епископа.

8 марта 1898 года в Троицком соборе Александро-Невской Лавры хиротонисан во епископа Вольского, викария Саратовской епархии. Хиротонию совершили митрополит Санкт-Петербургский Палладий (Раев), митрополит Киевский Иоанникий (Руднев), архиепископ Новгородский Феогност (Лебедев), архиепископ Финляндский Антоний (Вадковский), епископ Тверской Димитрий (Самбикин), епископ Нарвский Иоанн (Кратиров) и епископ Гдовский Вениамин (Муратовский).
В июле того же года был назначен временно управляющим Таврической епархией в связи с болезнью, а затем и кончиной ее правящего архиерея, епископа Михаила (Грибановского).
С 6 февраля 1899 года — епископ Нарвский, викарий Санкт-Петербургской епархии. Был главным наблюдателем за преподаванием Закона Божия в светских средних и низших учебных заведениях Петербурга. В 1901 стал одним из основателей Костромского благотворительного общества в Петербурге, задачей которого была помощь костромичам, жившим в столице, в том числе малолетним, сиротам, престарелым, учащимся.

С 10 декабря 1901 года — епископ Вятский и Слободской. Посетил почти все приходы епархии, побывав даже в тех из них, жители которых ни разу не видели в своих храмах своего архиерея. По его предложению, в городских церквях Вятки по воскресеньям, после вечерни, организовывались нравоучительные чтения. Организовал ремонт Вятского кафедрального собора и архиерейского дома. Смог урегулировать конфликт с воспитанниками Вятской духовной семинарии таким образом, что было уволено меньшее число учащихся, чем ожидалось, причем многие из уволенных были позднее вновь приняты в семинарию, завершив тем самым образование (видимо, он учел сложный опыт своего ректорства во Владимире). См. Памяти Архиепископа Никона (Из воспоминаний бывшего семинариста).
Поддерживал единоверческое движение (сторонники которого служат по старым книгам, но находятся в юрисдикции Русской православной церкви) в противовес старообрядчеству. В его бытность епархиальным архиереем были заложены два единоверческих храма. Причем при начале строительства одного из них — в деревне Осипинской Глазовского уезда — епископ лично совершил по древним книгам всенощное бдение, продолжавшееся около пяти часов.

Поощрял миссионерскую деятельность среди черемисов (марийцев), татар, вотяков (удмуртов), поощрял переводы религиозных текстов на национальные языки. Организовал в Вятке миссионерские инородческие курсы, на которых учились представители этих народов, которые по окончании становились псаломщиками и учителями церковно-приходских школ, а затем и священниками. Сам преподавал на курсах Священное писание.

С 27 ноября 1904 г. по 6 мая 1906 г. – епископ Владимирский и Суздальский.


Никон (Софийский), еп. Владимирский. Фотография. Нач. ХХ в. (РГИА)

18 декабря 1904 года в 3 часа 20 минут дня с поездом из Москвы прибыл во Владимир новоназначенный Владимирский Архипастырь Преосвященнейший Никон. На границе Владимирской епархии в с. Орехове Проосвящ. Владыка был встречен ключарем Владимирского Кафедрального собора прот. П. Евгеновым, секретарем дух. консистории А.В. Гроздовым, епархиальным наблюдателем церковно-приходских школ В.Г. Добронравовым и духовенством с. Орехова. На ст. «Покров» Владыку встретил прот. г. Покрова П. Обтемперанский, на ст. «Ундол» благочинный свящ. пог. Санниц П. Соколов. Ко времени прихода поезда на станцию «Владимир» на Владимирский вокзал прибыли: Владимирский Вице-Губернатор И.Н. Сазонов, Владимирский Уездный Предводитель дворянства П.В. Кутанин, городской голова и члены городской управы, члены консистории, благочинный г. Владимира, начальствующие и корпорации духовно-учебных заведений, много др. светских лиц и масса простого народу. По выходе из вагона, Владыка преподал всем общее благословение и проследовал в Успенский Кафедральный собор, при колокольном звоне во всех церквах г. Владимира. В соборе Преосв. Никона встретило духовенство всего г. Владимира в парадных облачениях. Кафедральный протоиерей А. Виноградов произнес приветственную речь. Облобызав поданный крест и окропив себя св. водой, Владыка при пении входного «Достойно есть», приложился к местным святыням — св. иконам и мощам Св. Благ. Князей и поклонился могиле своего предшественника Архиепископа Сергия. Затем протодиаконом возглашена была сугубая ектения «Помилуй нас Боже». После отпуста и обычного многолетия Преосв. Никон обратился к своей новой пастве с речью, выслушанной всеми присутствующими с глубоким вниманием. По окончании речи Владыка благословлял присутствующих, в большом количестве собравшихся в собор, чтобы увидеть и принять благословение от своего нового Архипастыря. Из собора Преосв. Никон проследовал в церковь Архиерейского дома, где встречен был братией монастыря и приветствован от Наместника речью. Вечером Владыка служил всенощное бдение в Крестовой церкви Рождественского монастыря, при участии о. Ректора семинарии Архимандрита Евгения, ключаря прот. П. Евгенова и монашествующего духовенства.
19 декабря, в воскресенье, Преосвященнейший Никон совершал литургию в Кафедральном соборе в сослужении о. Ректора семинарии, кафедрального протоиерея А. Виноградова, ключаря прот. П. Евгенова, свящ. В. Валединского, епарх. миссионера А. Акципетрова, свящ. В. Богословского. В 1 час дня в зале Архиерейского дома Владыке представлялись члены консистории, корпорация духовно-учебных заведений во главе со своими начальствующими, Епархиальный наблюдатель церковно-приходских школ и делопроизводитель Училищного Совета. При входе Владыки в зал, к нему обратился с приветственною речью от лица всех собравшихся о. Ректор семинарии Архимандрит Евгений. О. Ректор семинарии сказал следующее:
«С чувством глубокого благоговения приняли мы от Тебя, Владыко святый, приветствие мира, высказанное Тобою в Кафедральном храме встретившей Тебя пастве Владимирской. Веруем, что мир Твой приидет на ны (Мф. X, 13), приидет не потому, чтобы мы считали себя вполне достойными этого дара, а потому, что исполнены искренняго желания быть достойными его, исполнены готовности служить Тебе и слушать Тебя не только за гнев, но и за совесть (Рим. XIII, 5). Как представитель духовно-учебных заведений г. Владимира, я рад свидетельствовать о том торжественно-радостном чувстве, которое замечал сам, и которое высказывалось всеми моими сослуживцами при вести о Твоем к нам пришествии в качестве Архипастыря. Высшей степени это чувство достигло ныне, когда мы узнали из приветственного слова Твоего, что нравственная связь всегда была особенно сильна между Тобою и нами, служащими делу воспитания духовного юношества. Слыша это, мы радостно и с умилением приветствуем Тебя: благословен еси, грядый с любовию и миром Господа Спаса нашего!»
В ответной речи Владыка высказал, что он принял назначение на Владимирскую кафедру с великой радостью, в виду того, что здесь ему придется работать при содействии деятелей, ему раньше хорошо известных, опытности которых он доверяет,— и убеждал всех теснее сплотиться, действовать, как один человек, но довольствоваться только выполнением ближайшим образом порученной каждому работы, когда есть сила и возможность сделать большее, так как только при таких условиях возможен успех одинаково дорогого для всех дела. Затем Владыка благословил каждого в отдельности. Присутствующие пропели: «…» и оставили архиерейский дом, глубоко тронутые приветливым приемом нового Владыки.
21 декабря в 8 часов утра прибыл во Владимир Преосвященнейший Александр Епископ, Муромский.
24 и 25 декабря Преосв. Никон совершал Божественную литургию в Крестовой церкви Рождественского монастыря в соучастии о. Ректора семинарии Архимандрита Евгения, ключаря собора прот. П. Евгенова и монашествующего духовенства. По окончании литургии и положенного по уставу молебна 25 числа, в Архиерейский зал собрались представители светской власти во главе с г. Начальником губернии И.М. Леонтьевым, Владимирское духовенство и корпорации духовно-учебных заведений для принесения поздравлений Его Преосвященству. По входе в зал Преосв. Никона, Владыку приветствовал от лица присутствующих Преосв. Александр, Епископ Муромский. В ответной речи, Владыка благодарил за поздравление и высказал пожелание радостно встретить великий христианский праздник,— нежелание особенно уместное в нынешнее тяжелое для России время внутренних и внешних невзгод.
29-го декабря, в 40-й день по смерти Высокопреосв. Архиепископа Сергия, Преоевящ. Никон совершил заупокойную литургию в Кафедральном соборе, в сослужении о. Ректора семинарии Архимандрита Евгения, кафедрального прот. А. Виноградова, ключаря собора, свящ. В. Валединского, миссионера св. Г. Орфеева, св. В. Богословского; по литургии Преосв. Никон и Преосв. Александр отслужили панихиду в соучастии всего градского духовенства.
Инициировал строительство нового здания для женского епархиального училища, для чего куплено место в лучшей части города.
В условиях волнений семинаристов в 1905 г. добился того, что семинария не была закрыта, а арестованные гражданскими властями учащиеся освобождены (см. Волнения во Владимирской духовной семинарии).
По его инициативе при Братстве св. Александра Невского была открыта миссионерская школа (см. Владимирский Комитет Православного Миссионерского Общества). Много проповедовал, часто совершал поездки по епархии.
14 августа 1905 г. литургия в Кафедральном соборе совершена была Преосвященнейшим Никоном, Епископом Владимирским и Суздальским, в сослужении соборного духовенства. По окончании литургии был прочитан Высочайший манифест об учреждении Государственной Думы, а затем Преосвящ. Никоном и Преосв. Александром, Епископом Муромским, в сослужении о. Ректора семинарии Архимандрита Евгения и всего градского духовенства, отслужено торжественное Господу Богу молебствие с коленопреклонением о здравии и благоденствии Его Императорского Величества Государя Императора Николая Александровича. За богослужением присутствовали представители всех ведомств во главе с Начальником губернии.
14-го вечером всенощное бдение в Кафедральном Успенском соборе совершено было Преосв. Никоном, в сослужении о. Ректора семинарии, Кафедрального протоиерея, настоятеля Вознесенской гор. С.-Петербурга церкви прот. Алексея Лебедева и соборного духовенства. Вместо 2-й кафизмы был читан акафист Успению Пресвятой Богородицы.

8 марта 1906 г. перед началом уроков семинаристы через уполномоченных обратились к о. Ректору семинарии с просьбой отслужить панихиду по казненном Шмидте. Епископ Никон, которому доложили о просьбе воспитанников, имея в виду, что нельзя отказывать христианам в удовлетворении их религиозных потребностей и что отказ отслужить панихиду может дать повод к беспорядкам в семинарии, разрешил отслужить панихиду, но не как по герое-мученике, а как по человеке, для которого молитвы Церкви особенно нужны, который тяжко согрешил в последние годы и дни своей жизни, — при условии, если Шмидт был православный и чтобы на панихиде присутствовали только воспитанники семинарии. Возбужденное настроение учащихся не позволило в этот день вести занятия. Панихида назначена была в 2 часа дня. Но к этому времени к семинарскому корпусу собрались учащиеся других заведений — главным образом гимназисты и гимназистки, и семинаристы теперь потребовали, чтобы панихида отслужена была в присутствии собравшихся сторонних. Зная, что при таких условиях панихида является политической демонстрацией и послужит поводом к новой демонстрации, семинарское начальство им в этом отказало. Тогда семинаристы с флагами, на одном из которых красном была надпись: «да здравствует свобода», а на другом черном: «долой смертная казнь» вышли из зданий и с пением остановились невдалеке от Красной церкви. Толпа, сгруппировавшаяся вокруг флагов, вместе с сторонними простиралась до ста человек. Подоспевшие городовые вырвали флаги из рук манифестантов и арестовали пять семинаристов. К месту происшествия тотчас же прибыли конные стражники, вооруженные винтовками и выстроились вблизи зданий семинарии. Демонстрация, устроенная воспитанниками Владимирской семинарии в память Шмидта, обошлась для них, благодаря разумному вмешательству в это дело местного Епископа Никона и его заступничеству, вполне благополучно. Во время этой демонстрации было арестовано полицией и стражниками 5 воспитанников преимущественно из младших классов. Некоторые из них при этом были избиты. Ректор семинарии прот. Соболев распорядился отправить в этот же день арестованным ужин из семинарии и постельные принадлежности и командировал помощ. инспектора с просьбой обращаться с ними „по человечески". На другой день, благодаря особенно усиленным ходатайствам перед властью Епископа Никона, все 5 воспитанников были освобождены из под ареста. Благодаря его же усиленному ходатайству перед Синодом, семинария не была закрыта. Занятия 9 марта шли обычным порядком. 9-го марта Митрополит С.-Петербургский Антоний уведомил Епископа Никона, что Св. Синод не встречает препятствий к продолжению занятий.

С 6 мая 1906 г. по 9 июня 1906 г. – архиепископ Владимирский и Суздальский.

С 9 июня 1906 — архиепископ Карталинский и Кахетинский, Экзарх Грузии, постоянный член Святейшего Синода.
Был назначен в Грузию в ситуации, когда местное духовенство активно требовало восстановления автокефалии, которой Грузинская церковь лишилась в 1811 году.
2-го июля 1906 г. корпорации духовно-учебных заведений в о Владимире, вместе с бывшими членами этой корпорации провожали Высокопреосвященнейшего Никона, ныне экзарха Грузии. Проводы состоялись в квартире о. Ректора семинарии. Любимому Архипастырю была поднесена икона Спасителя, при чем о. Ректором семинарии протоиереем И.В. Соболевым сказано было приветственно-прощальное слово, а затем предложена была трапеза, во время коей сказана была речь смотрителем Владимир. Дух. училища А.И. Троицким. — В оживленной и задушевной беседе трапеза прошла быстро; с чувством глубокого сожаления пришлось прощаться с Владыкой, который так мало послужил во Владимир. епархии.
Прощаясь в Кафедральном соборе с Владимирскою паствой, Архиепископ Никон сказал: «Из всех перемещений самое тяжелое для меня, братие, настоящее, и не столько потому, какое предлежит мне служение на окраине России, сколько потому, что оставляю я с этим перемещением».
Все, сколько-нибудь знакомые по слухам с жизнью той далекой окраины, на служение которой волею Всевышнего призывался любимый Владимирскою паствою иерарх, знали, что эти слова не являются преувеличением. Оттого то прощание Владыки с Владимиром было так трогательно и печально. Чувствовалось, что Владимирская паства не только прощается с своим пастыреначальником, которого полюбила, с которым сжилась, несмотря на кратковременное пребывание его на Владимирской кафедре, но что она и провожает его на высший подвиг... И горько становилось на душе, и разные недоуменные мысли волновали сердце...
Опасения, которые испытывал сам Владыка при отправлении в Грузию, а вместе с ним все соболезновавшие ему, не замедлили, конечно, вскоре оправдаться. Назначение его главою Православной церкви на Кавказе было недружелюбно встречено как грузинским духовенством, так и тою частью грузинского общества, которая мечтала об автокефалии Грузии и относилась отрицательно к зависимости Грузинского экзархата от Святейшего Синода.
Как недружелюбно отнеслось грузинское духовенство к назначению Высокопреосвященного Никона Экзархом Грузии, можно видеть из того, что при въезде его в Тифлис 26 августа 1906 года, оно совершенно отказалось встречать своего Архипастыря, а затем с первого же дня бойкотировало и старалось игнорировать Никона. Владыка рассказывал, что в первое время пребывания в Тифлисе его приемная совершенно пустовала и что в городском сквере, находящемся около дома его, всегда дежурили какие-то личности, которые под угрозою смерти не допускали тех из грузинских священников, коим хотелось представиться своему Архипастырю или обратиться к нему с какою-нибудь просьбою. „С мыслию о смерти ложимся, с мыслию о смерти встаем", сообщал Владыка своим знакомым, в кратких словах обрисовывая всю тяжесть положения, какую ему приходилось переживать на негостеприимной окраине.
В кафедральном Сионском соборе его встречали только русские священники и единственный грузин епископ Горийский Петр, который в приветственной речи пожелал, чтобы новоназначенный Экзарх сам добивался автокефалии Грузинской церкви. Однако экзарх отказался поддержать требования о восстановлении автокефалии — в результате грузинское духовенство объявило ему бойкот.
Считал возможным выделить из состава Грузинского Экзархата части с русским и греческим населением и присоединить их к русским епархиям; грузинским же частям Экзархата предоставить известную долю самостоятельности.
По его инициативе, был начат ремонт памятника грузинской церковной древности — Мцхетского собора, на что он исходатайствовал у Святейшего Синода значительные средства. Также инициировал начало пересмотра и исправления священных и богослужебных книг на грузинском языке, для чего была образована особая комиссия. Владыка Никон добился введения выборности духовенства Тифлисской епархии и города Баку (что было беспрецедентно для России), в грузинских духовно-учебных заведениях богословские предметы стали преподавать на грузинском языке. По его ходатайству были выделены значительные средства на благоустройство церковно-приходских школ. Поддержал создание в Тифлисе религиозно-философского общества.
Архиепископ Никон также добился ассигнования средств для исправления издания Библии и богослужебных книг на осетинском и абхазском языках.
Но вот прошел год... В общественной жизни России настало некоторое успокоение. О кровавых преступлениях стало слышно реже. С Кавказа приходили более успокоительные известия. Любовь, мягкость, административный талант Владыки не остались без влияния. Дежурившая в сквере охрана наконец стала допускать к Экзарху Грузии тех из священников, которым нужно было выхлопотать пенсию, получить новое назначение, определить детей в учебные заведения, а потом уже дала доступ к Экзарху всему духовенству. — Вражда не угасла, но смягчилась, и по крайней мере здесь у нас, далеко отстоящих от условий тамошней жизни, являлась даже мысль, что опасность прошла, миновала... Тем тяжелее было разочарование...
28-го мая, в среду, назначено было заседание Грузино-Имеретинской Синодальной конторы, куда утром и направился Экзарх в сопровождении келейника. Когда Архиепископ Никон вошел в подъезд конторы, к нему подошел неизвестный, одетый в священническую рясу, и подал прошение. Одновременно в подъезд вошли двое туземцев, — раздался ряд выстрелов, и Владыка, застонав, упал на камни. Пули прошли на вылет, задев сердце и легкие. Через несколько минут смертельно раненый Владыка скончался. Келейник ранен в ногу. Убийцы скрылись в лабиринте соседних переулков. В два часа дня в экзаршей церкви совершена была первая панихида.
Первые известия о кровавой катастрофе пришли во Владимир 28 мая 1908 г. вечером. Почти одновременно получены были телеграммы из Петербурга и Тифлиса. Скорбное известие до такой степени подействовало потрясающе, что на первых порах ему не хотели даже давать веры. Поводом к этому послужила отчасти и некоторая разноречивость и неопределенность телеграмм. Как бы то ни было, еще утром 29-го числа надежда на благоприятный исход совершенного покушения на жизнь Владыки не исчезла, и корпорация Владимирской духовной семинарии вместе с воспитанниками вознесла в семинарской церкви молитвы об исцелении болящего Архипастыря. В полдень полученные из Москвы газеты разрушили и эти последние слабые надежды... Владыка сделался жертвой неслыханного в истории русской церкви преступления. То, чего опасались и о чем со страхом думали, совершилось...
30-го мая в 12 часов дня Высокопреосвященным Николаем, в сослужении Преосвященного Александра, отслужена была панихида в Кафедральном соборе по усопшем Владыке, за которою присутствовал начальник губернии и представители Владимирской администрации. Перед панихидой Высокопреосвященный Николай обратился к присутствующим с прочувствованною речью, в которой, указав на значение Владыки для Владимирской паствы, характеризовал затем свои личные близкие отношения к нему, делающие утрату его особенно тяжелой и невознаградимой. — Одновременно с этим отслужены были панихиды в семинарской и других церквах.
В Государственной Думе, когда председательствующий сообщил о злодейском убийстве Экзарха Грузии Высокопреосвященного Никона, присутствующие почтили память убиенного Владыки вставанием.
Согласно своему завещанию, был похоронен в кафедральном Успенском соборе Владимира, в цинковом гробу, в юго-западном углу, в ногах гробницы архиепископа Владимирского и Суздальского Сергия (Спасского).
В причастности к гибели владыки противники автокефалистов обвиняли приверженцев грузинской автокефалии (в том числе и из числа иерархов), но доказать ничего не удалось.

Имел ордена: Св. Владимира 3-й степени (1899), Св. Анны 1-й степени (1902); в 1907 году пожалован бриллиантовый крест для ношения на клобуке.

Погребение тела Архиепископа Никона во Владимире 7 июня 1908 г.
28 ноября 1908 г., в день полугодовщины со дня смерти Архиепископа Никона, ранняя литургия в Кафедральном соборе совершена была иеромонахом Рождественского монастыря Сергием в присутствии монахинь Княгинина монастыря. Пел хор монастырских певчих. По литургии на могиле Владыки, на которой еще к 17 ноября был устроен монахинями Княгинина монастыря крест из зелени, художественно украшенный цветами, была отслужена панихида. Поздняя литургия в соборе совершена была Высокопреосвященным Николаем. За богослужением присутствовали г. Начальник губернии, представители губернской администрации, начальствующие, учащие и учащиеся старших классов духовно-учебных заведений. Пел хор архиерейских и семинарских певчих. По литургии на могиле убиенного Архиепископа Никона была отслужена Высокопреосвященным Николаем, в сослужении Преосвященного Александра и всего градского духовенства, а также некоторых приезжих из епархии священнослужителей, панихида.
Антоний (Павлинский) с 17 июня 1866 г. по 29 апреля 1878 г.
Феогност (Лебедев) с 9 декабря 1878 г. по 21 ноября 1892 г.
Сергий (Спасский) с 21 ноября 1892 г. по 20 ноября 1904 г.
Никон (Софийский) с 27 ноября 1904 г. по 9 июня 1906 г.
Николай (Налимов) с 23 июня 1906 г. по 13 июля 1914 г. Архипастырь «правды и чести»
Алексий III (Дородницын) с 20 июля 1914 г. по 24 марта 1916 г.
Владимиро-Суздальская епархия

Категория: Владимир | Добавил: Николай (26.03.2017)
Просмотров: 1968 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru