Родился 6 января (или 7 января) 1898 года в Житомире (ныне Украина) в еврейской семье. Среди членов хозяйственного совета синагоги гор. Владимира за 1910-е гг. упоминаются фамилии, ставшие впоследствии известными на всю страну. Это «одесский мещанин» Иоиль Безыменский - отец комсомольского поэта Александра Безыменского и Берка Левитан - отец диктора Юрия Левитана.
Улица Никольская 2-я, д. 16а. Флигель дома родителей поэта Безыменского снесен в апреле 2004 г.
Улица Никольская 2-я, д. 16. Дом родителей поэта Безыменского А.И. (1898 - 1973). В этом полукаменном 2-этажном доме жили родители Безыменского А. И. Здесь он провел свои юношеские годы до отъезда в Москву в 1921 году. Родителям принадлежал и большой деревянный флигель с семью окнами по фасаду, стоящий во дворе (д. 16а). После отъезда сына из Владимира родители продали 2-этажный дом, а сами переселились во флигель, где жили до конца своей жизни. Сюда временами к ним приезжал из Москвы их сын Александр. Решением Владимирского облисполкома от 18 апреля 1978 года дом, где жил А.И. Безыменский, взят под государственную охрану как памятник истории советского общества. Дом снесен в 2004 году.
Его отец, Иоиль - Шимон Гершанович, приехал во Владимир еще в 1902 году и числился в полицейских списках «одесским мещанином, комиссионером по продаже сахару». Согласно спискам евреев, проживавших во Владимире, в 1911 г. отец Безыменского Иоиль-Шимон Гершанович 52-х лет был комиссионером по продаже сахара и проживал в доме Мусатова по Царицынской улице. Судя по предъявленной полицейскому приставу паспортной книжке, местом его приписки на момент выдачи документа была Одесса. Он также обладал свидетельством II разряда, к которому (разряду) относились, в частности, розничные торговые предприятия, экспортеры и импортеры с оборотом в 50-300 000 рублей. Сам Александр Иоильевич сообщал в автобиографии, что отец был служащим фирмы «В. Высоцкий и К0». Однако последняя торговала чаем, который Россия пила вприкуску с дешевым рафинадом, изготовлявшимся сахарными заводами Бродского. Так что скорее всего отец А.И. Безыменского был представителем во Владимире именно фирмы Бродских, а на воспоминания поэта, возможно, повлияла известная в России в первые революционные годы антисемитская частушка: «Чай - Высоцкого, сахар - Бродского, а Россия - Троцкого!». Мать Безыменского, Хая Бенциановна, согласно списков 1911 г. «46-ти лет, у которой служила белошвейкой проживавшая в доме Безыменских мещанка Киевской губернии Рывка Коган 14-ти лет». Проживал у Безыменских и племянник главы семьи Иоганн Наяхович Безыменский 27-ми лет, юрист по образованию, окончивший курс Киевского университета и исполнявший во Владимире обязанности раввина. У Александра было два старших брата – Бенедикт и Давид. Старший сын Давид торговал сахарным песком и мукой и держал лавку в доме купца Куликова, на Большой улице. Александр Ильич учился во Владимирской губернской гимназии. Репетитором по алгебре у Саши Безыменского был революционер Батурин Павел, впоследствии комиссар Чапаевской дивизии. Не без его влияния Безыменский стал политически активной личностью. Вот только сам А.И. Безыменский почему-то о Батурине никогда не говорил. «Любили мы танцевать на так называемых Шмидтовских вечерах. Большой поклонник танцев, капитан Шмидт с разрешения надлежащих властей города со своими помощниками устраивал в здании Дворянского собрания платные танцевальные вечера. Весь чистый сбор от этих вечеров шел в фонд нуждающимся детям. Плата за вход устанавливалась в 25 копеек для учеников и 50 - для взрослых. Большинство танцующих были учащиеся, взрослых было мало. Большой зал и прилегающие к нему комнаты Дворянского собрания ярко освещены, паркетный пол натерт до блеска, играет оркестр полковой музыки. Танцевать было довольно свободно, и мы с упоением танцевали. Вот танцует гимназист с большой шевелюрой зачесанных назад волос. Кто тогда мог предполагать, что это будущий поэт Александр Безыменский!» (В.А. Успенский). В 1916 году окончил гимназию во Владимире, некоторое время учился в Киевском коммерческом училище, где он «заводит знакомство с революционно настроенными студентами», В 1916 году вступил в члены РСДРП(б); «занимается пропагандистской деятельностью в рабочих кружках». Затем служба в непопулярной при советской власти царской армии. В 1917 году при Временном правительстве был мобилизован и направлен в Петергофскую школу прапорщиков, в которую он, разумеется, «ехал с надежными рекомендациями». Безыменский вливается в революционную стихию с сентября 1917 года, но не стоит искать в его мемуарах никакой конкретики по этому поводу. Нет там и воспоминаний о семье, о детстве. В октябре 1917 г., по его же словам, он «активно участвовал в подготовке Октябрьского восстания», в сборе оружия, в формировании красногвардейских отрядов. 24 октября находился «в составе красногвардейского отряда, занявшего в Петергофе телефон и телеграф. Той же ночью во главе специального красногвардейского отряда разоружал командный состав школ прапорщиков. 25 октября 1917 года был я назначен военным комиссаром станции Старый Петергоф». И вот в одной из статей в газете «Призыв» о нем писали: «В дни Октября он участвует в боях за революционный Петроград». После октябрьской Революции А. Безыменский был одним из организаторов и первых руководителей владимирского комсомола - союза “Третий Интернационал”. В большинстве публикаций именно ему приписывается чуть ли не лидерство в организации молодежного движения во Владимире и в губернии в целом. Однако если обратиться к воспоминаниям очевидцев событий, становится видно, что Безыменский участвовал в этом процессе далеко не на первых ролях. Его имени нет среди тех, кто основал во Владимире Союз учащейся молодежи «III Интернационал»: «12 января 1918 года во Владимире был создан Союз учащейся молодежи “III Интернационал”. Его с помощью руководителей горкома большевистской партии Николая Данилова и С.И. Комиссарова основали Михаил Остроумов, Андрей Кочетков, Василий Бабушкин, Татьяна Воронова, Григорий Нейман, Николай Платонов и Наташа Белоконская». В 1918 г. в гор. Владимире проходил уездный съезд Советов, на котором союз выставил своих кандидатов в Совет - Безыменского и Кочеткова. Первый от выборов отказался, второй прошел в Уисполком членом.
Май 1918 г. - «Это было в губернском комиссариате народного просвещения Владимирской губернии, штаты которого состояли из... двух человек: губернского комиссара и меня, его секретаря. Занимали мы палаццо в крохотной комнатушке внизу «Народного собрания» (А. Безыменский). «Собственно говоря, у нас не было клуба. Владимирской городской организации вообще не было. Вспоминается громадная (немного темная — но это не важно) комната в «дворянском». На стенах разрисованы различные эмблемы и гербы разных дворянских фамилий и родов. Шкафы с книгами. На стене — около окон — громаднейшие портреты Маркса, Либкнехта и других. Это уже новое - вышибающее «дворянские эмблемы». Рояль — где Безыменский играл и пел — одному ему понятные — негритянские песни. Два высоченных стула, кожаных, на которых когда то восседали дворяне. На этих стульях помещалось человек по 20. Здесь до поздней ночи шли споры, разговоры, дискуссии, обсуждения, и проч. Здесь же выявлялись различные положения и решения,— фиксировавшиеся потом в кратких протокольных записях. Сюда же заходили поболтать и партработники, у которых тоже не было отдельного клуба — «официального». Владимирская буржуазия не добила этот дом и тщательно его обходила за несколько переулков» (И. Любимов).
Особенно ярко вырисовывалась работа Владимирцев с 1-го мая 1918 г., во время празднования которого союз проявил особенное участие и, что еще замечательнее, выпустил первый в губернии журнал молодежи: «Вестник Интернационала» который, будучи первым печатным словом молодежи, заложил фундамент печати молодежи Владимирской губернии, стал немного позднее органом Губернского Комитета союзов молодежи Влад. губ. Журнал был выпущен Бабушкиным и Безыменским, которым поручила это сделать Владимирская организация и которые явились таким образом первыми поборниками печати Красной молодежи Влад. губ. Журнал был, конечно, разослан по существовавшим в то время организациям молодежи. Последние, получив журнал, узнав о работе и предположениях Владимирцев, стали всецело прислушиваться к голосу Владимирского союза, который вскоре после выпуска журнала (через месяц) созывает III-й Губернский съезд (2 и 3 июня 1918), который, по примеру съездов на Гусю, был так же назван районным. После открытия собрания представителем организационного бюро по созыву съезда Бабушкиным, приветственные слова произносят: от Владимирского Комитета РКП т. Свердлов и от Владимирского союза молодежи его председатель — т. Безыменский. Избирается президиум: председателем — т. Безыменский, тов. Председателя — т. Соколов и секретарями — т. т. Кудрявцев и Тимофеев. Выбран районный комитет из 9-ти человек, 5 от Владимирского союза и 4 от съезда. Избранными оказались: от Владимирского союза т. т. Безыменский, Голлер, Остроумов, Арнсов, Найман: от съезда т. т. Соколов, Тимофеев (Гусь-Хрустальный), Васин (Иваново-Вознесенск) и Гладышев (Ковров).
«Владимирские ребята на 1-м всероссийским съезде РКСМ Близится Всероссийский съезд. Сидим и перебираем анкеты. Из деревень, сел «Союз собрали»... «Культурно-просветительный орудуем»... И еще больше — ответы от сельсоветов, уездкомов: — не внаем, мол, никакой такой молодежи, что в союзах. По крохам, диковинными путями собирали мы сведения о союзах молодежи. Кипуче незаметно работали. Потели. О работе вширь не думали. Вернее думали не так, как теперь: узнать бы, а остальному время придет. Да и журнал бы хоть и малое предприятие, но отнимал много времени. Потели над ним свыше меры. А все-таки много у нас было народу в союзе. Мы даже не представляли себе значительности цифры. На съезде мы представляли 3000 чел. Нe стану описывать многообразных впечатлений первого съезда. Остановлюсь на наших, владимирских ребятах и роли нашей делегации. Нас было 29 человек. Первая по количеству делегация после Москвы и Питера. О нас звали, с нами считались. Редко какая губерния могла похвалиться такой проделанной работой до съезда. Знали наш журнал, что заставляло наших ребят преважно шествовать с его экземплярами. Первый шаг — Президиум. На собрании делегаций центрально-промышленного района, где добрая половина всех членов падала на долю владимирцев, выбрали в президиум и меня, с подчеркиванием со стороны наших ребят: — Владимирский, мол... знай наших. В общежитии наши ребята творили чудеса. Первые весельчаки, первые выдумщики по части хохотательных дебошей, они заражали всех. Было даже что-то вроде соревнования с питерцами. Но питерцам далеко было до их виртуозного уменья... два раза пообедать на одну карточку. Но, первые в веселье, ребята не пасовали при обсуждении серьезных вопросов работы. И с ними очень и очень считались. Здесь отличались гусевцы. До ожесточения они спорили с робкими товарищами, боявшимися названия «РКСМ», козыряя разгоном эсеровского совета ими. Делились опытом защиты эк. прав. интересов рабочей молодежи (помню, как Калашников пришел ко мне охрипшим от споров). Товарищи требовали решительной борьбы с культурками. Какой-то судогодец яростно отстаивал право приема в союз деревенской молодежи до... 27 лет (у них четверть союза была с бородами). На заседаниях съезда товарищи не упускали случая говорить. Помню, как Фокин «трепанулся» по текущему моменту и настолько горячо, что (правда, без последствий) уронил с трибуны пустой графин. Во время съезда было два заседания делегации. Оба раза по вопросу о губернском съезде, благо все налицо. Уславливались о том, как оповестить новые союзы и «лояльные» культурки, уговорились о сроке. В третий раз пытались говорить о ЦК, но решили только выставленных основным списком своих делегатов — поддержать всеми мерами. То же и на собрании делегаций центрально-промышленного района. Уехала делегация, имея двух своих членов ЦК, из которых один — В.П. Бабушкин, — после проведения губсъезда, работал секретарем ЦК. Через короткое время все мы снова встретились на губсъезде и начали разворачивать работу Российского Коммунистического Союза Молодежи в своей губернии. Никогда, никогда не забыть нам ни первого Всероссийского Съезда, ни владимирской делегации на нем! А. Безыменский» («Призыв», 20-21 января 1933).
Безыменский вместе с В.П. Бабушкиным был избран делегатом на I Всероссийский съезд РКСМ (29 октября - 4 ноября 1918) и в составе представителей президиума съезда участвовал во встрече с В.И. Лениным.
Печататься начал в 1918 году, опубликовал стихотворение «Революция» в нижегородской газете «Интернационал».
15—17 декабря 1918 г. прошел I Владимирский губернский съезд РКСМ, делегаты которого представляли 4900 комсомольцев. Делегаты одобрили решения I Всероссийского съезда РКСМ. Создана губернская комсомольская организация, в составе которой действовали 146 организаций РКСМ. В губком избраны А. Безыменский, А. Кудрявцев, А. Кулаков, Г. Нейман, Е. Фокин (председатель). 20 января 1919 г. состоялся 2-й пленум Губкома Р.К.С.М. На пленуме присутствовали: Безыменский, Фокин, Найман, Кулаков и Романова. См. Молодежные движения во Владимирской губернии 1905-1919 гг. 30 июня 1919 г. выходит первый номер газеты–журнала «Красная Молодёжь» (под редакцией Безыменского, Фейгина и Любимова). Герасим Фейгин с первого номера газеты зарекомендовывает себя поэтом молодежи; он в то время считался лучшим, более талантливым поэтом, чем начинающий тогда поэт А. Безыменский. См. День Молодежи во Владимирской губернии в 1919 г.
В отличие от других своих сподвижников, того же Г.Г. Фейгина, на фронт больше не пошел, зато в 1919 г. в составе Частей особого назначения участвовал в подавлении крестьянского восстания в Юрьев-Польском уезде. Впрочем, ЧОН, ЧК были очень близки комсомольцам тех лет. В общем, как говорится в одном из исследований о Николае Островском, «в те годы стать комсомольцем означало реально участвовать в насильственном установлении советской власти и организованном ею терроре».
В городе Владимире у присутствовавших на митинге-концерте, устроенном в день 20-го июля 1919 г., вызвало громадный энтузиазм исполнение «Юношеской Марсельезы», написанной в этот день, под влиянием подъема, юным поэтом-владимирцем А. Безыменским. Приводим текст этой марсельезы: Юношеская марсельеза. (Слова А. Безыменского, музыка Руже де-Лиль). Всякой радости в жизни лишались Мы от горя, насилия и бед. Нашей юности мы и не знали, Не видали мы солнечный свет.
Угнетали проклятые гады Малолетних тяжелым трудом: Но зато им не будет пощады, Мы бесследно их выжжем огнем.
Припев. Грозою для старого юность идет, Как свет после тягостной ночи. Мы — дети крестьян и рабочих. Вперед, вперед, вперед, вперед, вперед!
Яркий светоч великой Коммуны Вспыхнул в мире, зажженный трудом. Это пламя в сердцах наших юных Разлилось неудержным огнем.
Нашим старшим великим героям, Всем, кто миру несет этот свет, Всем, кто жизнь пролетарскую строит - Бросит молодёжь братский привет.
Припев. Грозою для старого юность идет, Как свет после тягостной ночи. Мы — дети крестьян и рабочих. Вперед, вперед, вперед, вперед, вперед!
И, когда мы взметнем вместе с ними Мощной песни победенный звук, Знамя красное гордо мы вынем Из усталых, натруженных рук.
Но пока, без сомнений и дрожи, Доведем их борьбу до конца! Эй, дорогу и жизнь молодежи, Написавшей на юных сердцах.
Припев. Грозою для старого юность идет, Как свет после тягостной ночи Мы — дети крестьян и рабочих, Вперед, вперед, вперед, вперед, вперед!
Эта новая песня молодежи произвела впоследствии сильное впечатление и на молодёжь других местностей — Губкому пришлось вслед за помещением в своей газете, издать марсельезу отдельным экземпляром: так велики были запросы на новую, «молодежную марсельезу». В автобиографии вспоминал: «...еще большее впечатление, чем первые напечатанные строки, произвело на меня то обстоятельство, что молодежные колонны ноябрьской демонстрации 1919 в г. Владимире пели «Юношескую марсельезу», сочиненную мной, и скандировали мои стихотворные лозунги». См. История Владимирского союза Молодежных организаций. В 1920 году во Владимире вышли в свет первые его книжки: "Юный пролетарий (Жизнь Мити)" и "Мучительно хочется... (Сценки прошлого)". Безыменский становится любимым поэтом молодежи.
В 1919 г. переведен в Казань, преподавал в Казанском военно-инженерном техникуме. В начале 1921 г. по вызову ЦК РКСМ приезжает в Москву и работает редактором центральной комсомольской газете «Красная молодёжь». Но город своей юности он никогда не забывал. Приезжая по приглашению комсомольцев, всегда был весел, шутил, сыпал эпиграммами.
Охотнее всего он вспоминал о встрече с Лениным; в годы правления Сталина такие воспоминания были своего рода охранной грамотой. «Владимир Ильич достал из шкафа журнал «Югенд Интернационал»... и спросил: - Известно ли вам что-либо о международном движении молодежи?» Ему ответили, что очень много известно. Ленин сказал, что РКСМ должен быть верным солдатом международного коммунистического движения. - Кстати говоря, - вдруг спросил Ленин, - А как у вас дела с финансами? Ему ответили, что все богатства мира находятся в наших руках, но денег у нас ни копейки нет. Владимир Ильич взял лист бумаги и написал записку... в этой записке он предлагал отдать 10000 рублей будущему центральному комитету РКСМ, что «надо помочь молодежи от партии».
«В апреле 1922 года активист (Безыменский) получил задание Цекамола сочинить комсомольский марш. В те далекие времена в Москве гостила делегация молодых представителей немецкого пролетариата (коминтерновцев.). Немцы пели песни «Юнге гарде»... В стихах... был воспет герой национально-освободительного движения в Тироле... Последний вариант песни на эту мелодию... в 1907 году получил название «Молодая гвардия». Советская песня первоначально окрылялась старыми мелодиями. А слова «Молодой гвардии» были вполне самостоятельными и... четко отвечали полученному заданию».
В 1922 году Безыменский был одним из основателей литературных групп «Молодая гвардия» и «Октябрь». В 1923 году оставил должность редактора газеты «Красная молодёжь» и полностью отдался поэтическому творчеству.
«Какое число? (Загадка Александра Безыменского)
Случайно с Запада, газетка мне попала. И что увидел я? Живут ведь и сейчас Помещики, цари, буржуи, генералы, Но только... заграницей, не у нас.
Последний свой запас, а с ними и ум свой продав, Советский строй клянет без войска генерал, Помещик без земли, буржуйчик без заводов... С рабочих и крестьян он шкуру бы содрал! Но... руки коротки! И вот - без капли смысла Твердят они теперь в газетишке своей Про то, что мол, у нас «звериные» есть числа, Которыми творим «заклятье страшных дней». Вот тупость! Вот разврат! Беда им в дальних странах! Нет ведь былых богатств, а есть одна сума. Конечно, в этом лишь достаточно есть данных, Чтобы былых рвачей давно свести с ума. Но, знаю, ЕСТЬ ЧИСЛО! Оно, как рыком львиным, Буржуйскую всю тварь бросает в дрожь и страх. Помещикам, царям оно сойдет «звериным», А у трудящихся Оно родно в сердцах… И вот: какое Число простое Буржуев вводит в страх, А нам родно в сердцах? Ведь трудного здесь нет. Число найдите это, И тотчас же ответ Пришлите нам в газету» («Призыв», 21 марта 1924).
В начале 1924 года стал одним из авторов заявления в поддержку «Нового курса» Льва Троцкого; позже присоединился к хору обличителей «троцкизма».
В 1923-26 гг. принимает живое участие в деятельности РАППа (Российская ассоциация пролетарских писателей), сотрудничает в журнале "На посту" (орган РАПП).
«Вечер А. Безыменского. С 7 часов небольшой зал центральной библиотеки начинает наполняться. К половине восьмого все места уже заняты. Группа партшкольцев ожесточенно штурмует контроль, требуя пропуска в зал. В восемь часов, с трудом пробираясь среди толпы, появляется тов. Безыменский. — «Безыменский, Безыменский» - слышится шепот. Теснее сжимается кольцо желающих поближе рассмотреть любимого поэта. Преобладающее количество молодежи: комсомольцев, учащихся. При переполненном зале внеочередное собрание литературной секции объявляется открытым. Появление у стола президиума тов. Безыменского встречается громом аплодисментов. В получасовом докладе на тему «Сегодняшний день пролетарской литературы» Безыменский кратко характеризует период ожесточенной полемики литературных группировок до исторической революции ЦК РКП (б.) о политике партии в области художественной литературы и о тех благотворных результатах, которые сразу сказались после опубликования резолюции. Сейчас ведутся подготовительные работы к организации всесоюзной федерации советских писателей, которая объединит всех революционных писателей, чтобы общим фронтом повести борьбу за создание мощной пролетарской литературы. Но, объединяясь, добавляет докладчик, мы, конечно, не прекратим борьбу с эмигрантскими уклонами, с искажением в литературе лица революции. Творческая сила, растущая мощный порывом из низов, начиная с первого рабочего, напасавшего заметку в стенгазету, есть залог роста новой пролетарской литературы. После вступительного доклада тов. Безыменский зачитывает ряд своих произведений. Огромный подъем, непосредственность передачи, все время заставляют аудиторию держаться в направлении и с неослабевающим интересом слушать даже длинные стихотворения. Отрывки из поэмы «Пути-дороги», «Комсомолия», «Городок», стихотворения: «Партбилет № 224332», «Лысов Петр», «Пыжи» покрываются целой бурей аплодисментов. Вечер прошел с небывалым для Владимира успехом и оставил неизгладимый след среди присутствующих» («Призыв», 13 сентября 1925).
В 1927 г. состоялась зарубежная поездка поэтов А. Жарова, И. Уткина и Безыменского по Чехословакии, Австрии, Италии, Швейцарии, Франции, более 2 недель поэты провели в Сорренто у М. Горького.
В 1930 г. принимает участие в деятельности группы «Литфронт».
Безыменский работал в выездных редакциях газет «Правда», «Комсомольская правда», на заводах и новостройках; в качестве сценариста работал в советской мультипликации.
В 1920—1930 годы тираж книг Безыменского составил один миллион экземпляров, но уже в 1930-х годах его популярность снизилась.
В январе 1933 г. Владимирский комсомол праздновал свой 15-летний юбилей. «Влад. райкому ВЛКСМ, гор. Горький. Автозавод Внезапный приступ болезни лишил возможности выехать. Шлю родной владимирской комсомолии крепкое рукопожатие. Уверен в дальнейшей героической работе и борьбе под знаменем большевиков. Крепко блюдите традиции комсомола, побеждайте науку и технику, завоевывайте жизнь. Надеюсь скоро быть с вами. А. Безыменский».
Во время советско-финской войны (1939—1940) и Великой Отечественной войны находился на фронте в качестве специального корреспондента газет «За честь Родины» и «Во славу родины». Прошел путь от Москвы до Праги, где встретил Победу, был награжден орденами Красного Знамени и Отечественной войны I степени. Эти годы и события нашли отражение в книге стихов «Фронтовая тетрадь».
Безыменский Александр Ильич
В послевоенные годы продолжает литературную деятельность ("Баллада о столе", цикл сатирических стихов; стихотворение "Сильнее атомной бомбы" и др.). Лирика, сатира, эпос, публицистическая поэзия - таково его творческое наследие.
Безыменскому Александру Ильичу 14 октября 1970 г. присвоено звание Почётного гражданина города Владимира. Председатель горисполкома Роберт Карлович Магазин повязал ему через плечо муаровую ленту Почётного гражданина города Владимира, приколол к пиджаку знак, вручил символический ключ от города. Зал гремел от аплодисментов. Чествовали известнейшего комсомольского поэта, автора песни "Молодая гвардия" Александра Ильича Безыменского. Когда его чествовали, Александр Ильич сказал: "Ну вот, теперь еще одной веревочкой я привязан к Владимиру". Символический ключ от Владимира обрел почётное место в московской квартире Безыменского.
Памятен его приезд во Владимир 1 декабря 1972 года. Тогда обком ВЛКСМ пригласил Александра Ильича на областной слет рабочих и колхозников. Александр Ильич чувствовал серьезное недомогание, но его не пришлось упрашивать - приехал. В тот год по решению бюро обкома комсомола А.И. Безыменский стал лауреатом областной комсомольской премии имени Герасима Фейгина (его друга, погибшего во время мятежа в Кронштадте). Эту награду Безыменский искренне считал одной из самых дорогих ему наград. Слет начался позывными из песни Александра Ильича "Молодая гвардия", торжественным вручением ему диплома лауреата. Затем - выступление комсомольского поэта. Безыменский приезжал во Владимир не просто выступать, он работал: беседовал с молодыми людьми, помогал обкому ВЛКСМ в решении каких-то проблем. Его всегда здесь считали своим.
24 января 1973 года в Центральном Доме литераторов в Москве под председательством Сергея Михалкова состоялось чествование А.И. Безыменского в связи с его 75-летием. Делегация Владимирской области принимала участие в этом событии. А пять месяцев спустя, в том же здании, проходило прощание с Александром Ильичом. Пришли отдать последний долг его друзья и соратники - по жизни и по перу: Александр Жаров, Илья Шведов, Георгий Марков, Константин Симонов...
Александр Безыменский умер 26 июня 1973 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 7).
Был женат на Рахили Захаровне Безыменской (1898—1963); сын от этого брака — писатель, журналист и историк Лев Безыменский. Отношение к женщине у поэта было совсем непоэтическим. Так, в альбом будущей жене и матери Льва Рахили в 1918 г. поэт написал коротенькое стихотворение «Смысл любви»: «Моя ты Сила, моя ты Муза, Тебя люблю я, тебя одну. Но если станешь пассивным грузом, Тогда тебя я - перешагну». И перешагнул, в общем-то, с 1944 г. лишь доживая с опостылевшей женой под одной крышей, а поддержку и вдохновение находя в общении с другой женщиной, впоследствии его второй женой.
Творчество
Первые сборники стихов — «Октябрьские зори» (1920) и «К солнцу» (1921) — отмечены чертами космически-отвлеченной поэзии тех лет. Преодолевая их, Безыменский обращался к изображению героики революционных будней: сборник «Как пахнет жизнь» (предисл. Л. Троцкого, 1924); стихи «О шапке», «О валенках» и др.). Поэт говорил, что если бы не его родовая фамилия, он взял бы ее псевдонимом; в одном из ранних стихотворений, «Прежде всего» (1923), он писал: «Прежде всего, я член партии, а стихотворец — потом».
Безыменский является автором поэм «Городок» (1921, опубл. 1922—1923), «Владимир Ильич Ульянов» (1926), «Феликс» (1927), «Петербургский кузнец» (1937, опубл. 1939), «Война этажей», «Трагедийная ночь» (1930—1963), посвященная строительству ДнепроГЭСа. Его называли комсомольским поэтом, многие стихи Безыменского посвящены комсомолу, в том числе «Комсофлотский марш», (1924), поэма «Комсомолия» (предисл. Л. Троцкого), 1924); («Молодая Гвардия» (1922), положенная на музыку, стала гимном комсомола. На стихи Безыменского Дмитрий Шостакович написал Вторую симфонию (Симфония № 2 «Посвящение Октябрю», си мажор, соч. 14).
Занимался Безыменский и переводами, его перу принадлежит, в частности, русский текст песни «Все хорошо, прекрасная маркиза» (1936).
В многочисленных сатирических произведениях поэт бичует «отдельные негативные явления» (карьеризм, бюрократизм, подхалимство), разоблачает «международную реакцию» и «американский империализм»: поэма «День нашей жизни» (1928), пьеса в стихах «Выстрел» (1929), сборник «Гневные строки» (1949), «Книга сатиры» (1954). По оценке Вольфганга Казака, Безыменский «писал тенденциозные стихи на злобу дня, всегда отвечавшие партийной линии и наполненные радостным оптимизмом. В результате это — не более чем рифмованная журналистика».
Владимир Маяковский невысоко оценил творчество Безыменского в стихотворении «Юбилейное» (1924): «… Надо, чтоб поэт и в жизни был мастак. Мы крепки,
как спирт в полтавском штофе. Ну, а что вот Безыменский?!
Так… ничего…
морковный кофе».
Со многими собратьями по перу Безыменского связывали далеко не дружеские отношения; он был одним из самых яростных критиков М. А. Булгакова, и существует версия, что именно Безыменский был прототипом Ивана Бездомного в романе Булгакова «Мастер и Маргарита». Критиковал Безыменский и Бориса Пастернака в связи с романом «Доктор Живаго» и в 1958 году призывал выслать автора из страны.
Сочинения
Как пахнет жизнь. М., Красная новь, 1924. 88 с. 6 000 экз.; Изд. 2-е — 1925 г.; Изд. 3-е — 1927 г. Избранные стихи. М., Б-ка «Огонек», 1925. 48 с. 50 000 экз. Партбилет № 224332. Стихи о Ленине. М.—Л., Гос. изд., 1927. 61 с. 15 000 экз.; Изд. 2-е. 1928. 62 с. 15 000 экз. Пути борьбы. (Стихи). М.—Л., Гос. изд., 1929. 55 с. 15 000 экз.; 2-е изд. 1929. 54 с. 15 000 экз. Весенняя прелюдия., ЗИФ, 1930, 140 с. Выстрел. Комедия в стихах. М. Л., Гиз, 1930 г. Стихи делают сталь. М.-Л., ГИХЛ, 1930, 92 с. Стихи о комсомоле. ОГИЗ, 1932. Рубеж столетий. М., ГИХЛ, 1933. — 50 с. Стихи о Ленине. М., Молодая гвардия, 1934. — 96 с. Стихи о комсомоле. М., Молодая гвардия, 1936. — 174 с. Избранное. М.: ОГИЗ, 1949. — 386 с. Сочинения: Избранные произведения 1918—1958, т. 1—2, М., 1958; Стихи о войнах, М., 1968; Партбилет № 224332. Стихи о Ленине. Воспоминания, М., 1968.
Фильмография
1955 — Баллада о столе — автор сценария / чтец 1960 — МУК (мультипликационный крокодил) № 3 — автор сценария 1963 — Аппендицит («Фитиль» № 15) — автор сценария
Награды
орден Октябрьской Революции (19.01.1973) орден Красного Знамени (29.03.1943) орден Отечественной войны 1-й степени (13.05.1945) 2 ордена Трудового Красного Знамени (11.02.1948; 28.10.1967) орден Красной Звезды (1940) медали.
***
«В гортеатре (гор. Владимир) Первые спектакли. Начало театрального сезона в гортеатре, как уже сообщалось, начнется 2-го ноября пьесой А. Безыменского «Выстрел». Следующим пойдет «Нейтралитет» и затем «Сенсация» (из репертуара московского театра им. Вахтангова). Зимою в театр будут приглашены на гастроли труппы оперы и оперетты» («Призыв», 29 окт. 1930).
«К постановке «Выстрел» 2 ноября городской театр открывает зимний сезон постановкой пьесы А. Безыменского «Выстрел». Впервые поставленная московскими и многими провинциальными театрами в прошлом сезоне, пьеса вскоре стала общеизвестной. «Выстрел» явился большим событием, как в театре, так и в литературе. И как материал для театральной работы, и как самостоятельное и при том крупное литературное произведение, «Выстрел» быстро привлек к себе большое внимание. «Секрет» его успеха заключается в том, что Безыменский взял материалом для своего произведения нашу текущую действительность, выбрав из нее наиболее основные, наиболее жгучие вопросы. Стержень пьесы — борьба за ударничество, за социалистическое соревнование, как основной метод наибольшего успеха в широком развертывании социалистического строительства и, одновремен-но, непримиримая упорная борьба с бюрократизмом, с проявлением правого оппортунизма в практической работе. Эти основные вопросы наших дней разработаны автором в условиях работы в трамвайном парке, во главе которого стоит бюрократ Пришлецов. Оппортунистическое руководство в партячейке в соединении с бюрократизмом в дирекции, приводят парк к развалу. Так продолжается до того времени, когда комсомольская ячейка организует ударную бригаду. Начинается упорная борьба энтузиастов-производственников с гнилым руководством. Один из комсомольцев сдает, - кончает самоубийством. Его выстрел является переломным моментом в нарастающей борьбе, после чего производственный актив побеждает. Пьеса заражает зрителей производственным энтузиазмом, возбуждает ярость против основного врага нашей работы - бюрократизма, как проявления правого оппортунизма. Открытии зимнего сезона «Выстрелом» надо горячо приветствовать, тем более, что Владимир в этом отношении отстал: пьеса здесь еще ни разу не шла. Постановка пьесы нашим драмколлективом обещает быть интересной. Ставит ее главный режиссер и художественный руководитель театра Баталин. Пьеса разбита на 3 акта по 10, 14 п 7 эпизодов. Постановка условно-реалистическая. Действие происходит на пяти движущихся площадках. Художники Шерышев (макеты) и Данилов (оформление) готовят показать на сцене часть трамвайного парка. Коллектив усердно работает над разработкой текста пьесы,— пойдет она совершенно без суфлера. Участвует в постановке весь коллектив, при чем режиссер делает упор на преимущественное участие театрального молодняка. В заключение, нам хотелось бы посоветовать дирекции театра — пригласить на премьеру автора пьесы. Наш земляк владимирец – Безыменский, вышедший из рядов владимирской комсомолии, должен сказать владимирским рабочим зрителям вступительное слово о своем произведении. А. Московский» («Призыв», 31 окт. 1930).
«Городской драматический театр начал зимний сезон в общем успешно. Пьеса А. Безыменского «Выстрел» была впервые показана владимирским зрителям. Острая сатира-памфлет на недостатки и язвы наших дней была принята зрительным залом очень горячо. Большая заслуга Безыменского и особая ценность его сатиры заключается в том, что он заставляет своих «героев» — (бюрократов, оппортунистов, «человеков в футлярах», проходимцев) выворачиваться наизнанку, показывать свое нутро, свою сущность во всей ее неприглядной красе. Зритель не только смеется над персонажами «Выстрела» из группы отрицательных типов, преисполняется чувством враждебности к ним, но тут же наблюдает яркий показ новых людей, действительных энтузиастов социалистической стройки. Пьеса дает глубокую эмоциональную зарядку, одновременно мобилизуя зрителей как на борьбу с нашим основным злом - бюрократизмом, так и на ударное выполнение стоящих перед нами задач. Постановщик пьесы главный режиссер Баталин сделал все для того, чтобы показать «Выстрел» на сцене нашего театра без значительного ущерба для ценности этого крупного произведения. И все же признать постановку вполне удачной нельзя. Как драматическое произведение «Выстрел» рассчитан на большую сцену, технически вполне оборудованную. Наша сцена под это понятие никак не подходит. Разбивка пьесы на 31 эпизод, как сделано это в театре имени Мейерхольда, на сцене нашего театра оказалась нецелесообразной. После очень коротких эпизодов следуют непомерно продолжительные перерывы для подготовки следующего эпизода. Зрители чествуют себя как в кино, когда картина интересная, но поминутно рвется. Этот досадный недочет очень мешает зрителю. Конструктивная установка с трамваем посредине и боковыми площадками остается неоправданной. Чувствуется, что не установка помогает актерам, а они применяются к установке. Особенно же досадует зритель на часто появляющуюся арку ворот, которая только загораживает исполнителей и еще больше подчеркивает тесноту сцены. Исполнение значительно сглаживает указанные недочеты. Следует отметить большую дружность и сыгранность коллектива. Пьеса идет без суфлера. Интересен эксперимент режиссера с заменой массовых по многолюдности сцен стилизованным показом массы, когда отдельные исполнители должны заменять собой определенную группу рабочих. Этот прием имеет и положительные и отрицательные стороны. Так, в сцене голосования «за» и «против» он вполне достигает цели, в ряде же других мест не идет дальше напоминания зрителям выступления коллектива синеблузников. Об отдельных исполнителях в «Выстреле» на нашей сцене говорить трудно. Здесь действует главным образом коллектив. Запоминаются особенно удачно сделанные сцены с хулиганами, большое впечатлении производит монолог Пришлецова (Свидерский) и с большим подъемом проходит заключительная концовка. Вполне заслуженный успех имел Фонтанелов в роли секретаря ячейки. В общем театр дал нужный и интересный спектакль. Постановка «Выстрела» является его значительной заслугой. Она свидетельствует о большой и серьезной работе коллектива. М.» («Призыв», 5 ноябр. 1930).
Память:
- 20 апреля 1981 г. именем Безыменского названа улица во Владимире.
Улица Безыменского в гор. Владимире
Улица Безыменского (Доброе - Фрунзенский район) расположена от ул. Комиссарова до ул. Куйбышева.
Названа в честь почётного гражданина города Владимира, поэта Безыменского А.И. решением исполкома N 264 от 20.04.1981 г.
«Улица названа в 1981 г. в память об АЛЕКСАНДРЕ ИЛЬИЧЕ БЕЗЫМЕНСКОМ (1898 – 1973), поэте, в годы Великой Отечественной войны фронтовом корреспонденте, почётном гражданине города Владимира»
В 2017 году на улице Безыменского, на доме №6 торжественно открыли мемориальную доску известному поэту, почётному гражданину города Александру Безыменскому.
На ней рассказывается, в честь кого была названа улица, а так же приведено четверостишие из знаменитого стихотворения Безыменского «Вперед заре на встречу» («Молодая гвардия»).
«Смелей вперед и тверже шаг, И выше иношеский стяг. Мы молодая гвардия Рабочих и крестьян! А. Безыменский»
В праздничной церемонии приняли участие глава администрации Фрунзенского района Николай Маркин, ветеран Великой Отечественной войны Борис Павлов, председатель Союза писателей Владимирской области Николай Лалакин и жители микрорайона «Доброе».