Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
19.01.2025
03:04
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1625]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [205]
Вязники [356]
Камешково [268]
Ковров [433]
Гороховец [131]
Александров [302]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [187]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2416]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [178]
Боголюбово [22]

Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0

 Каталог статей 
-->
Главная » Статьи » История » Владимир

Владимирский епархиальный совет (1917-1920)

Владимирский Церковно-Епархиальный Совет

Церковно-Епархиальный Совет - орган церковной епархиальной жизни, избранный духовенством и мирянами Владимирской епархии для защиты личных и профессиональных интересов духовенства и мирян, а также благотворительных и просветительных учреждений епархии.

В 1917 г. под влиянием революционных процессов началась перестройка системы церковного управления. 29 апреля 1917 г. Синод объявил о введении выборного начала на всех уровнях церковного управления и подготовке к созыву Поместного Собора. В мае 1917 г. Синод направил епархиальным архиереям определение от 1–5 мая 1917 г. за № 2668 «О привлечении духовенства и паствы к более активному участию в церковном управлении» с приложением Временного Положения о церковно-епархиальном совете для введения во всех епархиях, согласно которому «Церковно-Епархиальный совет, под председательством Епархиального Архиерея, состоит из представителей духовенства и мирян епархии, избираемых на три года Епархиальным Съездом в количестве по усмотрению Съезда».
Согласно постановлению Владимирского Епархиального Съезда духовенства и мирян, 8-го мая организовался в гор. Владимире Владимирский Епархиальный Временный Исполнительный Комитет.
Владимирский Церковно-Епархиальный Совет был избран Епархиальным Съездом духовенства и мирян в августе 1917 года, открыл свои занятия с 20 сентября 1917 г. В состав постоянного Совета входили: 1 священник, 1 диакон, 1 псаломщик и 3 мирянина. Распределение обязанностей в Совете произведено было, согласно опред. Св. Син. от 1 — 5 мая 1917 года за № 2668, по взаимному соглашению между его членами. Место для собраний Совета предоставлено было архиепископом Сергием в его покоях. В заседаниях Совета председательствовал Высокопреосвященный Сергий, а в его отсутствие — Преосвященный Евгений; заседания эти происходили вечером по 3 раза в неделю. Кроме этого, 3 члена Совета, согласно вышеуказанного опред. Св. Синода, в присутственные часы принимали участие в решении дел в дух. консистории, причем наиболее важные дела передавались на решение всего Совета. В тех случаях, когда Церковно-Епарх. Совет не находил возможным согласиться с тем или иным постановлением консистории, тогда дело или возвращалось консистории на новое рассмотрение, или представлялось Его Высокопреосвященству при особом докладе Совета.
На первых порах своей работы Ц. Е. Совет сосредоточил свое внимание преимущественно на вопросах и делах епархии, выдвинутых на первую очередь событиями текущей жизни. Здесь однако Ц. Е. Совету пришлось ограничиться только тем материалом, который давался, так сказать, с мест и находился в заявлениях, поданных в консисторию, или непосредственно в Совет. Хотя большая часть этих заявлений и дел носила, по-видимому, местный характер, Совет все же принимал их к серьезному рассмотрению и скорейшему решению, причем во избежание повторения отжившего порядка, когда жизнь епархии так неудачно регламентировалась «циркулярами» из разных канцелярий, Ц. Е. Совет озаботился привлечь к выяснению и разрешению почти всех возникавших вопросов, местные силы от духовенства и мирян, в лице приходских и благочиннических (окружных) собраний и советов, относительно монастырей — монастырских правлений.
К великому изумлению Совета обнаружилось, что окружные и приходские советы в епархии к сентябрю далеко не все сорганизовались по самым разнообразным причинам. Усмотрев это, Ц. Е. С. принял все возможные меры к ускорению повсеместного открытия сих советов, достичь чего Совету удалось без тех обычных прежде предписаний, которые не имели почвы в местных запросах, а потому и были бесплодны. Совет призвал всех к организации местных органов церковно-приходской жизни тем, что почти все дела и вопросы передавал на разбор и заключение в те места, где эти вопросы возникали. Цель в данном случае Советом теперь достигнута: местные советы па приходам и в округах сорганизовались быстро и призванные к самому широкому участию в решении вопросов церковно-приходской жизни заметно заинтересовались ее благоустройством, за немногими печальными исключениями.
С организацией Епархиального Церковного Совета прекращает свою деятельность Временный Исполнительный Комитет, просуществовавший 3 месяца и немало поработавший в самое тревожное время епархиальной жизни.
Епархиальный Совет работал в присутствии неупраздненной еще Консистории.

Владимирская духовная консистория

Духовная консистория – местное епархиальное церковное административно-судебное учреждение, подчинявшееся епархиальному архиерею и подведомственное Синоду. Впервые духовные консистории упоминаются в постановлении Синода от 28 марта 1722 г. Первоначально административно-судебные учреждения при епархиальных архиереях назывались по-разному: консистория, дикастерия, духовное архиерейское правление или духовное правление. Указом Синода от 09 июля 1744 г. все эти учреждения были переименованы в консистории, хотя прежние названия продолжали употребляться в официальных документах до XIX века. В соответствии с указом Синода от 4 сентября 1722 г. духовная консистория принимала к пересмотру дела: богохульные, еретические, раскольничьи, «волшебные», о незаконных браках (в том числе между лицами, находящимися в различных степенях родства), о расторжении браков, о принуждении ко вступлению в брак, о насильственном пострижении, о похищении церковного имущества, по обвинениям в краже, расправе, бесчестном поведении лиц духовного звания и церковнослужителей, о правонарушениях архиерейских и монастырских служителей и крестьян церковных и монастырских вотчин, не решенные их непосредственным начальством или духовным правлением. В случае жалоб на неудовлетворительный пересмотр дела передавались в Синод.
Духовные консистории наблюдали за поведением прихожан и духовенства и сообщали о выявленных нарушениях в Синод. Для взимания штрафов с лиц, не бывших у исповеди, составлялись исповедные ведомости.
Указы Сената от 19 февраля 1797 г. и Синода от 07 мая 1797 г. возложили на духовные консистории обязанность способствовать предотвращению крестьянских выступлений. Функцией духовных консисторий была также выдача выписок из метрических и обыскных книг по требованиям присутственных мест.
Духовные консистории состояли из присутствия (3-4 духовных лица) и канцелярии во главе с секретарем, назначаемым Синодом. В состав канцелярии входило несколько столоначальников, казначей и регистратор. Канцелярия состояла из 3-4 подразделений (столов): хозяйственного, распорядительного, счетного, судного. Каждый стол канцелярии контролировался одним из членов присутствия по поручению епархиального архиерея. Численность присутствия канцелярии зависели от значимости епархии, ее размеров, количества приходов и монастырей. Первоначально в состав присутствия входили только представители черного (монашествующего) духовенства.
Указ Синода от 10 сентября 1768 г. обязывал включать в состав присутствия и представителей белого духовенства – протоиереев, иереев. По именному указу Павла I от 18 декабря 1797 г. половина членов присутствия должна была состоять из белого духовенства.
Для совершенствования деятельности духовных консисторий в 1838 г. был введен примерный устав, утвержденный с исправлениями и дополнениями в 1841 г. и действовавший до 1883 г., до замены новым. К предметам ведения духовных консисторий были отнесены охрана и распространение православной веры, наблюдение за проведением богослужений в церквях, благоустройство и содержание церквей, контроль за деятельностью духовенства, за состоянием приходов, решение хозяйственных вопросов епархии, осуществление епархиального суда, которому подлежали как духовенство, так и миряне.
Устав 1883 г. определял режим работы духовных консисторий: ежедневное присутствие с 9-10 часов утра, кроме выходных и праздничных дней и определенных дней Великого поста.
В соответствии с определением Синода от 6-9 июля 1910 г. духовным консисториям была предоставлена большая самостоятельность, они получили право самостоятельно решать вопросы: по документам, требующим исполнения в установленном порядке, по резолюциям преосвященного, не требующим дополнительных разъяснений, по приему и распределению переходящих денежных средств, по документам, отражающим промежуточную стадию рассмотрения дела, и другие. Некоторые дела были изъяты из ведения духовных консисторий и переданы в канцелярии епархиальных архиереев: дела о вступлении в брак лиц различных степеней родства и свойства, о присоединении к православию и другие. Было упрощено делопроизводство духовных консисторий и расширены полномочия секретаря.
Владимирская духовная консистория была учреждена в 1744 г. в связи с указом Синода от 9 июля. Число членов Владимирской духовной консистории соответствовало числу столов; до 1890 г. их было 4, а после 1890 г. – 5.
Член консистории 1-го стола ведал делами общеадминистративного характера: назначения, перемещения и увольнения членов причта, утверждение церковных старост, представление к наградам и т. д., сношения с разными учреждениями и организациями.
Член 2-го стола ведал делами, связанными с постройкой, ремонтом, переоборудованием церквей, колоколен и церковных домов, хозяйственной стороной церковной жизни.
Член 3-го стола занимался рассмотрением всех вопросов, касающихся монастырей и монашествующей братии, начиная с монастырского хозяйства и кончая наблюдением за поведением монахов и монахинь.
Член 4-го стола был занят исключительно разбором всякого рода недоразумений, возникших среди членов клира, привлечением к ответственности за нарушение правил церковного закона или правил нравственности вообще, он же ведал положением епитимии, к которой иногда приговаривал светский суд и т. д.
Член 5-го стола занимался бракоразводными процессами.
В 1797 Епископ Виктор распорядился о переводе Суздальской духовной консистории во Владимир и Владимирского духовного правления в Суздаль.
Преосвященный Иустин перевел консисторию в наемный дом (купца Славнова) и начал ходатайство перед Святейшим Синодом о разрешении построить новое здание для консистории. В 1855 г. последовало разрешение и ассигнована была потребная сумма (20083 р.).
22 апреля 1855 г. происходило освящение места, на котором возведено было здание духовной Консистории (ул. Б. Московская, д. 53). Молебствие с водоосвящением совершал Архимандрит Иероним с членами консистории. В течение 3-х лет новый дом был построен, под личным наблюдением самого епископа, и в 1858 г. открылись в нем заседания консистории.
«Консистория - каменный 2-х этажный дом, напротив архиерейского дома, с огромными окнами, узкий и высокий; внизу архив» (Субботин А.П., 1877).


Ул. Б. Московская, д. 53. Здание бывшей духовной Консистории.
1929 г. «АРХИВОХРАНИЛИЩЕ №5, находящееся в здании б. Консистории по ул. III-й Интернационал в д. №47…»
В настоящее время в этом здании размещается Владимирская Свято-Феофановская духовная Семинария.

4 мая 1878 г. во Владимирской Духовной Консистории постановлено: «согласно резолюции Его Преосвященства, последовавшей на отношении г. Владимирского губернатора о сборе в церквях добровольных пожертвований на приобретение морских судов добровольного флота».
Исповедная роспись (ведомость) – документ церковного учета населения. Первая инструкция о ведении исповедных росписей относится к 1697 г. Их форма была первоначально самой простой – каждый причт обязан был вести у себя три именных списка. В первый список вносились все прихожане, бывшие у исповеди, во второй – не бывшие, в третий – раскольники. Форму исповедных ведомостей определил указ 1737 г. Преимущественным временем исповеди были посты. Исповедную роспись подписывал настоятель храма и весь его причт. Исповедные росписи прекратили свое существование в 1917 году.
Метрическая книга представляет собой совокупность хронологических записей о рождении, браке и смерти по установленной форме. В мае 1722 г. было введено повсеместное ведение метрических книг в Российской Империи. В 1724 г. Синодом была разработана форма метрических книг, они делились на 3 части: о родившихся, о бракосочетавшихся, об умерших. Все записи в метрических книгах совершались приходским духовенством. Раз в год священнослужители снимали с записей копии, которые оставались в церквях, а подлинные книги отсылались в консистории.
Повсеместное ведение метрических книг было прекращено в 1917 г. 1(14) января 1918 г. - организация Владимирского городского отдела записей актов гражданского состояния (ЗАГС) при Владимирском нотариальном отделе.
Клировая ведомость – документ о службе лиц духовного сословия. Этот документ назывался еще «списки лицам духовного ведомства», «послужные списки духовенства». Впервые они были введены в 1769 г. Форма клировых ведомостей была установлена в 1829 г., а в 1876 г. была дополнена графой о собственных имущественных владениях духовного лица, его родителей и жены. Клировые ведомости состояли из трех частей. В первую часть вносили сведения о здании церкви, о церковном имуществе и доходах, о наличии школы и богадельни. Во вторую часть включались послужные списки причта. Она содержала фамилию, имя, отчество, дату рождения, семейное положение, степень родства, сословие, образование, место службы, должность, награды, владение землей и недвижимостью, нахождение под судом. Туда же были внесены сведения о детях членов причта. В третьей части давались статистические данные по приходу. Обычно велось 2 экземпляра клировых ведомостей, один из которых, оставался в приходе, а второй подавался в консисторию.

Краткий обзор деятельности Владимирского Церковно-Епархиального Совета с 20 августа 1917 г. по 1 января 1918 года

От краткого обзора дел, бывших на разрешении Ц. Е. Совета, нельзя требовать всех деталей, которые рассматривались и обсуждались в Совете, ибо з этом случае пришлось бы излагать такое множество разнохарактерных дел и их решений, что получился бы огромный печатный том, содержание которого имело бы значение не общеепархиальное, а частное, это была бы справочная книга личного характера.
Не находя надобности давать здесь такого характера справки (их всякий интересующийся может всегда получить сам в архивах или Совета, или Консистории), Ц. Е. Совет предлагает вниманию епархии лишь наиболее типичные явления из епархиальной жизни и церковно-приходской практики, суммируя дела по следующим категориям: а) об определении, перемещении и увольнении из приходов, по приговорам Приходских Собраний, и добровольном увольнении в заштат свящ.-церк. служителей, о сложивших сан; б) судебные; в) дух. учебных заведений и других епархиал. учреждений; г) дела разные.
За означенное время во священники определено 13 диаконов, 1 псаломщик из окончивших дух. семинарию, предоставлены места б заштатным священникам и 1 игумен допущен временно к исполнению пастырских обязанностей, вместо больного отца; в штатные диакона — 4 псаломщика-диакона, удостоено 3 псаломщика сана диаконского; во псаломщики определено 3 заштат. псал. и 1 мещанин. Отказано в определении, за непредставлением согласия приходов, 3 псаломщикам и 1 заштатному священнику.
Перемещено из прихода в другой приход 15 священников, 4 псаломщ.-диакона и 6 псаломщиков. Отказано в перемещении 2 священникам. Из других епархий принято 2 священника, 2 отказано в приеме. Дано согласие на перемещение в другую епархию 1 священнику.
Об увольнении из приходов, по приговорам прихожан, свящ.-церк.-служителей рассмотрено 13 дел, причем уволено из приходов 4 священника, с предоставлением им права приискать другие приходы, 1 священник, по преклонности лет, с правом на пенсию, и 1 диакон при начавшихся недоразумениях, согласно прошению его, уволился в заштат. Оставлены без последствий приговоры приходов об удалении 2 священников и 3 псаломщиков, сверх сего о 2 священниках дела находятся в производстве.
Согласно прошению, уволились в заштат 5 священников, из них 2 для поступления на светские должности и 2 диакона. Сложили добровольно сан 2 священника.
Из вышеприведенных статистических данных об определении и увольнении свящ.-церк.-служителей заслуживают особого внимания следующие: а) окончившие курс дух. семинарии не проявляют стремлений к поступлению в духовное звание, очевидно, по обстоятельствам переживаемого времени, а потому священнические места предоставляются диаконам, по выдержании ими особого испытания в знании свящ. Писания, церк. истории, богослужения, раскола и сектантства. б) Выборное начало при замещении свящ-церк.- служительских мест, при всех своих принципиальных достоинствах, однако вызывает нередко на местах разные недоразумения, причем наиболее страдательною стороною оказались почти только одни священники. Оставляя без внимания те недоразумения, которые возбуждались против священников без достаточных оснований или поводов к ним со стороны священников, а только по личной неприязни кого-либо из прихода, или группы прихожан, все-таки должно признать, что прихожане предявляют ныне повышенные требования именно к священникам, как руководителям их в духовной жизни, в) Далее, из рассмотренных дел этой категории можно усмотреть, что члены причтов не вполне учли новое положение и переходное состояние (быструю реформу) церковно-приходской жизни и тем отчасти себе повредили.
Не имея никаких способов обеспечить своего материального положения, вне зависимости от «подаяний» своих прихожан, вплоть до настоящего времени, духовенство по прежнему принуждается терпеть все печальные результаты своего бесправия. Ближайшее будущее, несомненно, покажет, что в целях должного сближения духовенства и прихожан обе стороны должны уважать взаимные права, что в обновленном приходе не должно быть места ни малейшему произволу: пастыри должны исполнять свой долг и не терпеть стеснений в необходимых правах, а приходы также, пользуясь всеми своими правами, не должны уклоняться от налагаемых на них пользою дела обязательства.
Церковно-Епархиальный Совет, признавая, что удаление из прихода того или иного свящ.-ц.-служителя сопровождается большими лишениями для них, с своей стороны принимал все меры к умиротворению и прекращению недоразумений, возникавших в приходах, но вместе с сим не находил возможным оставлять на прежнем месте, против желания прихожан, неугодных лиц из причтов. Здесь Совет привлекал к улажению конфликтов местные Благочин. Советы, Приходские Собрания и Советы, практиковал, в особых случаях, вызов свящ.-церк. служителей и уполномоченных от приходов во Владимир для выяснения и окончания возникших неприятностей.

1-го февраля 1918 г. в пленарных заседаниях Собора закончилось обсуждение доклада отдела об епархиальном управлении. На основании принятых Собором предположений отдела епархиальное управление имеет быть организовано на следующих началах.
Высшим органом, при содействии которого епископ управляет епархией, является Епархиальное Собрание. Епархиальные Собрания имеют быть двух родов: очередные, собирающиеся ежегодно в определенное время, и чрезвычайные, созываемые по мере надобности. Составляются Епархиальные Собрания из представителей клира и мирян в равном числе; не менее половины клириков должны быть в пресвитерском сане. Права Епархиальных Собраний чрезвычайно обширны и касаются самых разнообразных функций епархиального управления. Решение дел на Епархиальном Собрании производится простым большинством голосов, но разрешение более важных вопросов, напр. об общеепархиальном обложении, о приобретении или отчуждении недвижимого имущества, а равно об израсходовании из общих епархиальных средств сумм свыше 15 тысяч руб. по отдельной статье, считается состоявшимся, если за таковое решение высказалось 2/з членов Собрания. Председательствует на Епархиальном Собрании местный епископ или лицо им уполномоченное в епископском сане. Кроме того Собрание избирает товарища председателя в пресвитерском сане, который и председательствует в отсутствие епископа. Решения Епархиального Собрания проводятся в жизнь при условии согласия епископа; в случае же его несогласия с решением Епархиального Собрания, если на Собрании председательствовал сам правящий архиерей, дело переносится на рассмотрение высшей канонической инстанции, если же Собрание происходило под председательством другого лица, дело поступает на вторичное рассмотрение того же Собрания. В случае перенесения дела на суд высшей инстанции, неотложные распоряжения по нему предоставляются власти епископа.
Административно-исполнительным епархиальным учреждением, при содействии которого архиереем производится управление епархией, является Епархиальный Совет. Он состоит из пяти выборных штатных членов, из которых один в пресвитерском сане считается председателем. Председатель и члены Епархиального Совета, сроком на шесть лет, избираются Епархиальным Собранием и по представлению епархиального архиерея утверждаются в должности высшею церковною властью. Председатель и не менее двух членов Епархиального Совета должны быть в пресвитерском сане, остальные же могут избираться из клириков или мирян, известных своею религиозно-нравственною настроенностью и преданностью Св. Церкви, причем все должны быть с образованием не ниже среднего и в возрасте не менее 30 лет. Все дела решаются большинством голосов; при равенстве голосов решает дело голос председательствующего. Решения Епархиального Совета проводятся в жизнь при условии согласия епископа. В случае его несогласия положено поступать так же, как и при несогласии с постановлением Епархиального Собрания.
При Епархиальном Совете учреждается канцелярия под непосредственным начальством секретаря Епархиального Совета. Секретарь Епархиального Совета избирается Епархиальным Советом из лиц духовных и светских преимущественно с высшим образованием и по представлению епископа утверждается высшею церковною властью.
Епархии делятся на благочиннические округа. Благочиннические округа находятся в ведении Окружных Благочиннических Собраний, которые бывают: а) пастырские и б) общие. В пастырских собраниях участвуют священники округа по должности, а прочие члены причтов по желанию. Общие благочиннические собрания состоят: 1) из всех наличных штатных членов причтов округа, настоятелей домовых и монастырских церквей и священников, приписанных к церквам сверх штата и 2) из мирян, членов Приходских Советов, по избранию последних, в числе равном штатному составу причтов каждой церкви. Постановления благочиннических собраний, требующие утверждения епархиальной власти, представляются на утверждение епархиального архиерея, а о прочих доводится до его сведения. Исполнительным органом Благочиннических собраний является Благочиннический Совет, в составе председателя Благочинного (в пресвитерском сане), двух членов причтов, причем один из них непременно в сане священника и двух мирян. Благочинный избирается на пять лет, а члены Совета на три года. Некоторые дела окружного управления возлагаются на одного Благочинного.
Круг дел и компетенция Окружных Советов определены подробно.
(Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 4-й. Март 1918 г.).
«В виду издания декрета о введении нового стиля и во избежание могущих возникнуть на этой почве недоразумений, Церковно-Епархиальный Совет предлагает духовенству епархии с 1-го февраля настоящего года во всех официальных документах делать пометку чисел месяца двойной нумерацией, причем верхний номер должен обозначать число месяца по новому стилю, а нижний по старому (14/1 февр., 15/2 февр., 16/3 февр. и т. д.)».

12–15 (25–28) июня 1918 г. состоялось Епархиальное Собрание духовенства и мирян Владимирской епархии, на Собрании состоялись выборы в новый орган Епархиального управления (Епархиальный Совет).
«Секретарь Епарх. Собрания Н.В. Малицкий оглашает результаты выборов в Епарх. Совет. В голосовании участвовало 237 членов Епарх. Собрания. Абсолютное число голосов получили следующие лица: 1) В.Г. Добронравов - 190 голосов, 2) Свящ. М. Тихонравов - 188 гол., 3) Свящ. Арк. Воскресенский - 173 гол., 4) Н.М. Георгиевский - 157 гол., 5) Диак. Конст. Нарбеков - 149 гол.
После объявления результатов выборов в Епарх. Совет было высказано недовольство выборами от мирян. Благодаря поспешности им будто бы не удалось правильно написать записок, вследствие чего выбранными оказались не те лица, какие были намечены мирянами. По вопросу о выборах в Совет слово просит товар. Туркин. Он не может представить себе, каким образом многомиллионное крестьянство не будет иметь своего представителя в Совете. Выбраны 2 светских лица... В этом месте Н.М. Георгиевский прерывает оратора и заявляет, что он снимает свою кандидатуру из членов Епарх. Совета и уступает свое место А. Воронову. А. Воронов заявляет, что он снимает свою кандидатуру в виду того, что вопрос принял слишком острый характер.
Статья 53-я вызвала горячий протест со стороны мирян и низшего клира по вопросу о составе Совета. Большинством всех голосов против 3-х комиссия признала необходимым состав Совета изменить, установив таковой в следующем виде: 2 пресвитера, один клирик (диакон или псаломщик) и обязательно два мирянина, — причем, образовательный ценз не ниже среднего для членов Совета считать необязательным. Указанный состав Совета, по мнению комиссии, исключит возможность полного отсутствия в нем мирян и удовлетворит низший персонал обязательным представительством. Отмена же образовательного ценза облегчит вообще производство выборов и даст возможность сделать выборы достойных кандидатов, могущих быть и среди лиц, не имеющих среднего образования. Как протест на такое постановление комиссии — поступило особое мнение о. Архимандрита Александра».

30 июля (12 августа) 1918 г., после молебствия в Кафедральном соборе архиерейским служением, в помещении Владыки Митрополита и под председательством Его Высокопреосвященства, состоялось открытие Епархиального Совета, заменившего собой духовную консисторию. Указом Святейшего Патриарха и Священного Синода утверждены членами Епарх. Совета след. лица, избранные последним Чрезвычайным Епарх. Собранием: священники Михаил Тихонравов, Феодор Шебалин и Аркадий Воскресенский; миряне Василий Гаврилович Добронравов и Николай Матвеевич Георгиевский.
В первом же заседании Епархиального Совета были избраны: председателем Совета свящ. М. Тихонравов и секретарем Неофит Владимирович Малицкий. 2/15 августа Епархиальный Совет принял все дела от духовной консистории и приступил к работе. В ближайшее время будет реорганизована и канцелярия Совета, согласно новому положению об Епархиальном Управлении.
Ближайшей своей задачей Епархиальный Совет ставит проведение в жизнь постановлений Епархиального Собрания. К сожалению, по независящим от Совета обстоятельствам, доселе не могли быть напечатаны все протоколы Епархиального Собрания для осведомления епархии. В частности, Епархиальный Совет в ближайшие же дни приступит к рассмотрению след. вопросов: 1) об организации Благочиннических Советов, которым по новому положению предоставлены широкие полномочия в устроении местной приходской жизни; 2) о наиболее равномерном распределении сборов с церквей и причтов согласно принятой обще-епархиальной смете доходов и расходов; 3) о сборах с прошений и документов в обще-епархиальную казну и 4) о судьбе духовно-учебных заведений епархии.
Прием просителей членами Совета производится ежедневно, кроме праздничных дней, с 11 ч. до 1 часу дня. Канцелярия открыта с 10 до 3-х часов. Срочные бумаги (кроме денежных) принимаются в неприсутственные часы дежурным чиновником канцелярии и заносятся им в особую книгу.

2 (15) августа 1918 г. Епархиальный совет принял все дела от духовной консистории и приступил к работе.
Указом соединенного присутствия Св. Синода и Высшего Церковного Совета от 7/20 августа Н.В. Малицкий утвержден секретарем Владимирского Епархиального Совета с освобождением от должности преподавателя семинарии. Тем же указом секретарь Владимирской Духовной Консистории А.В. Гроздов освобожден от обязанностей секретаря.
Согласно докладу Епархиального Совета, утвержденному Его Высокопреосвященством, с 1 сентября 1918 года (по новому ст.) реорганизована канцелярия бывшей Духовной Консистории. При реорганизации в основу были положены штаты и оклады, принятые Епархиальным Собранием 12 — 15 июня 1918 года.
Сохранив пять делопроизводств применительно к прежнему их числу (с выделением в особое делопроизводство, в виду обстоятельств переживаемого времени, делопроизводства по денежным делам), Епархиальный Совет изменил само распределение дел по делопроизводствам, приняв временно следующий их распорядок:
1-е делопроизводство: об охранении и распространении Православной веры и богослужения. Сюда относятся: дела о проповедании Слова Божия, богослужении, установлении крестных ходов по епархии, молебнов в определенные дни. Дела о миссии. Дела о церковных старостах. Выдача метрических свидетельств и справок, рассмотрение обыскных книг. Восстановление опущенных по метрикам статей. Учинение в приходских книгах отметок об узаконяемых. Составление экстрактов из метрических и приходских книг. Все дела по Епархиальному Собранию и всем Епархиальным учреждениям применительно к ст. 58 пункту „ж“ о Епархиальном Совете. Дела о погребении в церковных оградах.
Первое делопроизводство вверяется Члену Совета священнику Ф. Шебалину.
Второе делопроизводство — о духовенстве и приходах. Сюда относятся дела: о духовенстве белом и монашествующем, приходах. Определение, перемещение, увольнение заштат по прошениям, — смерть, увольнение в отпуск свыше 2-х недель и дела о болезненном состоянии священно-церковнослужителей. Дела об удостоении пресвитерского и диаконского сана, посвящении в стихарь, утверждении в должности псаломщика, разрешении на брак. Дела о награждении священно-церковнослужителей и снятии подсудностей. Утверждение в должности благочинных, духовников, ризничих. Дела о снятии сана по прошениям. Выдача посемейных, формулярных списков и разного рода удостоверений, свидетельств и паспортов. Дела о монашествующих, открытие монастырей и общин, определение в монастырь в число указных, пострижение в монашество, возведение в сан, перемещение, увольнение, снятие сана. Дела об утверждении в должности Благочинного, настоятеля и др. Увольнение в отпуск. Дела о приходах: восстановление приходов в приписных селах, открытие и закрытие приходов, увеличение и сокращение штатов причта, перечисление прихожан из одного прихода в другой. Состав канцелярии Епархиального Совета, формуляры и все дела о служащих кроме денежных. Рассмотрение клировых ведомостей. О переходе на службу в другие епархии и усыновление духовными лицами сирот. Выдача справок о просителях Правящему Епископу и его Викариям.
Делопроизводство о духовенстве и приходах вверяется Председателю Совета — священнику М. Тихонравову.
Третье делопроизводство — хозяйственное. Сюда относятся дела строительно-хозяйственного характера. Постройка и ремонт церквей, молитвенных домов, часовен, оград, зданий Епархиального Совета и пр. Устроение и ремонт церковно-причтовых домов. Открытие, закрытие и расширение кладбищ. Утверждение строительных комитетов и рассмотрение контрактов. 'Выдача книг, подписных листов на постройку и ремонт храмов и другие нужды. Надел церковной землей причтов и распределение ее между членами причтов. О пользовании садами и плодовыми насаждениями. О пользовании церковно-причтовыми постройками и о постройках частных лиц на церковной земле. Раздел доходов между членами причтов, арендные статьи всякого рода — монастырские, причтовые и церковные. Размен церковной земли и отвод новых участков. Отпуск леса из государственных дач для нужд монастырей, церквей и причтов. Обеспечение монастырей, церквей и причтов движимым и недвижимым имуществом со стороны частных лиц. Приобретение монастырями и церквами недвижимого имущества куплею или дарением и продажа или отчуждение имуществ. Дела о кражах из церквей и монастырей и о покушениях на кражу. О продаже и купле свеч, изготовленных в свечном Епархиальном заводе.
Третье делопроизводство находится в ведении Члена Совета Н.М. Георгиевского.
Четвертое делопроизводство — финансовое. Сюда относятся: денежные дела Епархиального Совета и таковые же дела по всем епархиальным учреждениям, поскольку они касаются рассмотрения и разрешения Епархиального Совета. Проверки описей церковного имущества и приходо-расходных книг. Снабжение монастырей и церквей всякого рода документами и бланками. Пособия лицам духовного звания из средств общецерковной и патриаршей казны. Пенсии, единовременные пособия взамен их и всякого рода ходатайства о денежных вспомоществованиях. Дела по страхованию строений духовного ведомства.
Делопроизводство находится в ведении Члена Совета В.Г. Добронравова.
Пятое делопроизводство — судебно-бракоразводное. Сюда принадлежат дела: о преступлениях и проступках лиц духовного звания. Наложение церковных наказаний на светских лиц. Дела эпитимийные. О взысканиях с духовных лиц долгов по требованиям частных лиц и учреждений. Дела о расторжении церковных браков. Разрешение браков в степенях родства и несовершеннолетних.
Пятое делопроизводство находится в ведении Члена Совета священника А. Воскресенского.
Отдел регистратуры ведает входящие и исходящие бумаги и рассылку последних по назначению. Снятие копий с указов Высшей Церковной Власти и хранение подлинных указов исполнение по бумагам с резолюциями Секретаря Совета.
«Доклад Митрополиту Сергию от 15/28 августа сего года Владимирского Епархиального Совета
При прежнем государственном строе органы епархиального управления (Духовной Консистории) содержались частью на средства, отпускавшиеся из государственного Казначейства и частью за счет специальных на этот предмет сборов с церквей и монастырей епархии. С декретом об отделении церкви от государства всякие казенные ассигнования на церковные учреждения прекратились; что же касается сборов с церквей и монастырей, то они вследствие различных внутренних нестроений в русской, жизни стали поступать крайне неаккуратно. Между тем чрезвычайное вздорожание всех предметов потребления вынуждало увеличить в значительной мере содержание всех служащих в церковных учреждениях и в частности в б. Духовной Консистории, а также увеличить расходы на хозяйственные и канцелярские надобности самого учреждения. Все эти увеличенные расходы по содержанию бывшей Духовной Консистории до последнего времени за неимением других источников покрывались с надлежащего разрешения путем заимствования из различных находившихся в распоряжении Консистории переходящих сумм. Но такой способ покрытия расходов конечно ненормален и мог быть допущен только временно и в силу исключительных обстоятельств переживаемого момента. Поэтому пред Владимирским Епархиальным Собранием духовенства и мирян, бывшим 12 — 15 Июня (ст. ст.) сего года, которое должно было составить смету по содержанию нового органа Епархиального управления (Епархиального Совета), встал вопрос о средствах для покрытия этой сметы…»
В июле 1918 г. помещения Богородице–Рождественского монастыря частично были заняты войсками внутренней охраны ГубЧК. 15 августа 1918 г. Владимирский архиерей вместе со служащими из архиерейского дома был выселен. «Управляющий епархией Преосвященный Евгений принимает по понедельникам, средам и пятницам с 12 час. до 3-х в том же помещении Епархиального Совета. С занятием Губернской Чрезвычайной Комиссией помещений Архиерейского дома, Преосвященный Евгений переехал на жительство в Боголюбов монастырь» (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 13-14. Август 1918 г.).
Вернувшись в сентябре 1918 года с заключительной сессии Поместного Собора, митрополит Сергий поселяется в Странноприимный дом при Успенском соборе. При архиерее здесь же помещался и Епархиальный совет.
Указом Святейшего Патриарха и Священного Синода от 5 (18) декабря 1918 г. было разрешено открыть при Владимирском епархиальном совете шестую вакансию члена совета для заведывания монастырскими делами епархии с назначением на эту должность иеромонаха Афанасия.
Дела, разбираемые Епархиальным советом, классифицировались по «столам». Во Владимирских епархиальных ведомостях за 1919 г. приведена общая сводка всех дел, поступивших в Епархиальный совет за период с августа 1918 г. по май 1919 г.: «По первому столу (дела веры и богослужения, дела монастырские, а также и судебные дела) – поступило к производству и рассмотрено 1220 дел… По второму столу (о духовенстве и приходах) рассмотрено 556 дел. По третьему столу (хозяйственному) разрешено 882 дела… По четвертому столу (финансовому) прошло 1484 бумаги и 91 дело по страхованию. По пятому столу (дела о расторжении церковных браков) поступило до 1800 бумаг. Осталось нерешенных дел в б. духовной консистории 287, вновь принято Епархиальным Советом – 563, а всего 850 довольно сложных дел».
Все дела решались большинством голосов, при равенстве которых перевес имел голос председателя. В случае несогласия правящего архиерея с решением совета дела передавались высшей церковной власти для окончательного решения. Особое место в делах Епархиального совета занимали бракоразводные дела. При их разбирательстве необходимо было соблюсти и требования церковных правил и законов, и интересы просителей, и решения гражданских властей.
Именно проблема церковных разводов стала поводом для закрытия Епархиального совета в 1920 г. 27 мая 1920 г. в «Известиях ВЦИК» было опубликовано постановление Народного комиссариата юстиции «О прекращении деятельности б. Консисторий – ныне переименованных в Епархиальные Советы, Генеральных Консисторий и т. п., действующих вопреки декрету «Об отделении церкви от государства», в котором всем местным губернским исполнительным комитетам предлагалось прекратить деятельность Епархиальных советов там, где они присваивают себе право производства разводов между супругами.
4 июня 1920 г. Владимирский губернский исполнительный комитет принял постановление об упразднении Владимирского епархиального совета.
3 июля 1920 г. на заседании президиума губернского исполнительного комитета слушалось ходатайство Епархиального совета о разрешении продолжать работу, и губисполком признал возможным «… предложить Епархиальному Совету окончательно ликвидировать бракоразводный стол, изъяв все дела по этому вопросу, что же касается работы Совета по другим вопросам, то препятствия не встречается, поручив Губ. Отделу Юстиции общее наблюдение за работой Совета». Бракоразводные дела, изъятые из Владимирского епархиального совета после ликвидации бракоразводного стола, были переданы Владимирской губернской чрезвычайной комиссией в губернский отдел юстиции.
Владимирский епархиальный совет ликвидирован отделом управления исполнительного комитета Владимирского уездного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов 26 октября 1920 г.
Владимирский Епархиальный Исполнительный Комитет
Владимирская Епархия в начале ХХ века – перв. пол 1940-х гг.

Категория: Владимир | Добавил: Николай (13.01.2022)
Просмотров: 517 | Теги: Владимир, епархия, религия | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2025


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru