Строительно-хозяйственный отдел епархии представлен во всех благочиниях епархии строителями благочиния. Раз в месяц проходит совещание строителей, на которых определяются основные этапы ведения работ, контролируется процесс реставрации и строительства отдельных объектов. Работа отдела проектирования и архитектурно-строительного надзора ведется под руководством главного архитектора епархии Трофимова А.Н., в распоряжении которого находятся техник-архитектор и техник-инженер. Все проекты проходят согласование в установленном законом порядке через органы государственного архитектурно-строительного надзора, а также в Госцентре по охране памятников. Предписания о нарушениях строительных норм, получаемые епархией, рассматриваются на местах. Епархиальное строительное предприятие (ЕСП) представляет собой материально-строительную часть отдела, имеет лицензию на выполнение 15 видов реставрационных работ и успешно решает сложные строительно-реставрационные задачи. Так, ЕСП были освоены бюджетные ассигнования на реставрацию четырех белокаменных храмов - Успенского кафедрального собора, храма Покрова на Нерли, Дмитриевского собора и Богородице-Рождественского собора в Боголюбове. Осуществлены работы по реставрации белого камня, устройству интерьеров, обновлению оконных заполнений вышеназванных памятников, полностью отреставрирована система отопления Свято-Успенского кафедрального собора. Главным строительным проектом, реализуемым епархиальным управлением явилось воссоздание Богородице-Рождественского собора XII века, места захоронения св. блгв. вел. князя Александра Невского. Камень в основание будущего храма был заложен Святейшим Патриархом Алексием II во время его визита во Владимир в 1995 году. В 1999 г. завершен комплекс научных работ по археологии храма. Эти работы внесли неоценимый вклад в исследование белокаменных памятников древней Руси, дали ряд ценных археологических находок и научных открытий; в ходе раскопок было обнаружено множество священных останков подвижников благочестия Владимирской земли ХІІ-ХІХ вв. (они перезахоронены в крипте освященного в 2004 г. нового собора). В качестве начального и первого события 2000 года, в рамках участия епархии в федеральной программе «Христианство-2000», во Владимире, близ Свято-Успенского кафедрального собора, был установлен Поклонный крест в честь 2000-летия Рождества Христова. На его освящении присутствовали ректор Московских школ архиепископ Верейский Евгений, руководство области и многочисленные представители общественности. Главным церковно-общественным событием в 1999 г. стал крестный ход на Боголюбивую икону Божией Матери, прошедший необычайно многолюдно - в нем приняли участие архиепископ Псковский Евсевий, более ста священнослужителей Владимирской епархии, представители всех ее монастырей, гости из других епархий. Среди проводимых в епархии крестных ходов следует отметить многокилометровые шествия из Лукиановой пустыни в Александров, крестный ход в Суздале в связи с празднованием памяти свтт. Феодора и Иоанна Суздальских; в Вязниках - на 300-летие чудотворного списка Казанской иконы Божией Матери, в Муроме - в связи с празднованием памяти святых благоверных кн. Петра и кнг. Февронии. В 1999 г. в течение месяца совершалось благодатное паломническое путешествие по приходам и монастыря Владимирской епархии иконы Божией Матери «Игумения святой Горы Афонской», написанной по благословению Святейшего Патриарха на Афоне для одного из монастырей Владимирской епархии. В г. Суздале дважды в год, на неделю о Фоме и на память святителя Феодора Суздальского - Крестителя суздальчан в Х-ХІ вв., совершаются крестные ходы. С каждым годом растет число их участников. В монастырях по двунадесятым праздникам в монастырях совершаются ночные службы.
Миссионерский отдел Владимирской епархии проводит важную и ответственную работу. При Епархиальном управлении формируется общественная библиотека миссионерской направленности, проводится сбор миссионерской литературы. В областных общественно-политических изданиях области регулярно публикуются статьи миссионерской направленности, производится сбор сведений о представителях инославных вероисповеданий, деятельности деструктивных и тоталитарных сект на территории области. В конце 80-х гг. XX в. на территории Владимирской области, кроме 57 приходов Владимирской епархии (по данным 1989), находились два старообрядческих прихода и одна община христиан-баптистов. В 2003 г. на территории Владимирской области находилось 10 общин баптистов. Численность этих общин во Владимире составляет (по их собственной оценке) 130 человек. Кроме этого, в середине 1980-х гг. существовали незарегистрированные группы адвентистов (около 10 человек) и приверженцев «Общества сознания Кришны». Секта адвентистов в количестве 7 чел. появилась в губернии впервые в 1910 г. в г. Меленки, где их насчитывалось в то время всего 7 человек. Перед войной 1941-1945 гг. община адвентистов насчитывала порядка 80 человек. В 2003 г. общая численность зарегистрированных десяти общин адвентистов (по данным самой организации) составляет более 700 человек. Согласно последним данным, в настоящее время православные христиане составляют самую многочисленную группу среди верующих. По сведениям управления юстиции администрации Владимирской области из 262-х, зарегистрированных в 1998 г. религиозных объединений, 204 принадлежат Русской Православной Церкви, что составляет около 80%. В 2001 г. из 324 зарегистрированных религиозных организаций Русской Православной Церкви (Владимирская епархия) принадлежало 247 приходов и монастырей. Далее следует «Российская Православная Автономная Церковь» («Суздальский раскол» монаха Валентина (Русанцова) - 20 приходов, старообрядцы, имеющие 5 приходов, баптисты - 14 общин; пятидесятники - 8, «харизматики» - 8; адвентисты - 6; «евангельские христиане» - 5. По данным на 1.01. 2003 г. в государственном реестре религиозных организаций Владимирской области значилось 321 организация. По конфессиям данные религиозные организации распределились следующим образом; Русская Православная Церковь (Владимирская епархия Московского Патриархата) - 244 прихода и монастыря; Российская православная автономная церковь («Суздальский раскол») - 18; различные толки Старообрядческой церкви- 5; Римско-Католическая церковь - 1 (в г. Владимире); иудаизм — 2 (там же); ислам — 1 (там же); баптизм -10; «евангельские» христиане - 6; «пятидесятничество» - 10; адвентизм - 10; лютеранство - 1; «кришнаизм» - 1; «Свидетели Иеговы» - 2; «харизматики» - 6; иные вероисповедания - 4. Начало 90-х гг. XX в. явилось временем массированного духовного наступления зарубежных миссионерских центров и обоснования на территории Владимирской области новых религиозных организаций. К их числу относятся общины «харизматического» направления, насчитывавшие к началу 2001 г.: «Лоза» (350 чел), «Часовня у Голгофы» (200 чел.), «Новая жизнь» (около 130 чел.). Особой заботой правящего архиерея является уврачевание «суздальского раскола», связанного с именем монаха Валентина (Русанцова), именующего себя «архиепископом Суздальским и Владимирским», всячески добивающегося общественного признания (являлся некоторое время даже депутатом Суздальского горсовета и носил звание «Почетный гражданин Суздаля»). В 1990 г. архимандрит Валентин (Русанцов), вошедший в конфликт с правящим архиереем, обманным путем перевел общину Цареконстантиновского храма г. Суздаля в ведение Русской Православной Зарубежной Церкви (РПЦЗ) и организовал так называемую «Российскую Православную Свободную Церковь». В 1991 г. архимандрит Валентин добился рукоположения во «епископа Суздальского и Владимирского» от архиереев РПЗЦ, хотя с 1990 г. находился под каноническим прещением в священно-служении от Церкви. В 1994 г. после ряда разоблачительных выступлений со стороны епископата РПЦЗ против «владыки» Валентина в Суздале состоялся IV съезд духовенства «Свободной Церкви», принявший решение об уходе из РПЦЗ и создании так называемой «Российской Православной автономной Церкви» (РПАЦ). В 1995 г., ввиду образа жизни архимандрита Валентина, несовместимого с монашеством и священным саном, архиереями РПЦЗ он был запрещен в священно-служении. В 1997 г. Архиерейским собором Русской Православной Церкви было постановлено извергнуть из сана архимандрита Валентина (Русанцова) с предупреждением, что в случае непокаяния перед Церковью он будет от Нее совершенно отлучен. Монах Валентин (Русанцов) возвел сам себя в сан «Митрополита». В настоящее время после осуждения монаха Валентина по уголовным делам «суздальский» раскол находится в стадии распада и дальнейшего, уже внутреннего, раскола. Значительная часть приходов и духовенства, вовлеченных в раскол принесли покаяние перед Церковью и вернулись в ее лоно. Несмотря на это бывший монах Валентин по-прежнему удерживает в своем пользовании церковные здания и церковное имущество.
На 1 января 2004-го года во Владимирской епархии числится: 261 приход (из них 63 городских и 198 сельских). Из них: 154 прихода имеют постоянного священника (штатные); 107 приходов приписных. Всего на территории Владимирской епархии находится: 503 церковных строения (храмы и часовни). Из них: 228 храмов передано в бессрочное безвозмездное пользование; 27 монастырских ансамблей, содержащие от одного до четырех храмов; 3 домовых храма; 20 храмов не освобождены прежними арендаторами; 19 храмов находятся в процессе передачи; а также 30 часовен; остальные храмы (около 100) находятся в разной степени разрушения. На территории епархии в данное время возводится: 5 храмов; 7 часовен. Во Владимирской епархии на 1 января 2006-го г. действуют 28 монастырей (13 -мужских и 15 - женских), которые имеют 13 подворий и 2 скита.
Во Владимирской епархии многое делается для восстановления системы духовного образования. В 1991 г. при епархиальном управлении были созданы годичные пастырские курсы, преобразованные в 1992 г. во Владимирское Духовное училище. Действует Владимирская Свято-Феофановская Духовная семинария (открыта в 1997 с заочной формой обучения, 17 авг. 2004 в семинарии введена также очная форма обучения), регентская школа при Успенском Княгинином монастыре, Муромское Духовное училище при Спасо-Преображенском мужском монастыре, духовные училище в городе Гусь-Хрустальный. Во Владимирской епархии открыты 67 воскресных школа, 5 православных гимназии (во Владимире, Вязниках, Суздале, Петушках и Гусе-Хрустальном). В 1999 г. 14 исправительно-трудовых учреждений Владимирской обл. были закреплены за священнослужителями благочиния тюремных храмов и приходов, окормляющими около 17 тыс. осужденных. В 3 колониях действуют храмы, еще 3 храма находятся на завершающей стадии строительства. Во всех остальных учреждениях, за исключением следственных изоляторов, есть молитвенные комнаты. В 90-х гг. XX - нач. XXI в. благодаря деятельности епархиальной комиссии по вопросам канонизации святых на епархиальном уровне было возобновлено почитание преподобных Зосимы Пустынножителя, Лукиана и Корнилия Александровских, Софии Суздальской, Романа Киржачского, свт. Варлаама, архиеп. Суздальского. Были подготовлены материалы к канонизации святых, в земле Владимирской просиявших: иеросхим. Алексия (Соловьева), еп. Афанасия (Сахарова), схиигум. Германа (Гомзина), сщмч. Константина Твердислова, священноисп. Петра Чельцова (Великодворского), общецерковное прославление которых состоялось на Архиерейском юбилейном Соборе РПЦ 2000 г.
Церковно-общественные организации
В епархии возродилось братство во имя блгв. кн. Александра Невского, действующее в сотрудничестве с обществом православных педагогов (создано в 1998). В 1998 г. по инициативе жительниц Владимира было воссоздано Георгиевское сестричество.
Владимирская земля славится своими древними святынями. Главная святыня Владимирской земли - Владимирская икона Божией Матери до 1480 г. с перерывами пребывала в Успенском соборе Владимира, в 1480 г. она была окончательно перенесена в Москву. Другой чудотворный образ Божией Матери, находившийся в Успенском соборе, Максимовская икона (1299), написанная после видения митрополиту Максиму Богоматери, ныне хранится в Владимиро-Суздальском музее-заповеднике.
Боголюбская икона Божией Матери (3-я четв. XII в.) - 2-я по древности и почитанию святыня Владимирской епархии - первоначально помещалась в соборе в честь Рождества Богородицы Боголюбского монастыря близ Владимира, в настоящее время хранится в Успенском соборе Княгинина монастыря. В древних соборах и храмах почивают чудотворные мощи святых. Во владимирском Успенском соборе почивают мощи святителя Максима, митрополита Киевского, Владимирских святителей Симона, Серапиона, благоверных князей Андрея Боголюбского, Георгия Всеволодовича, Глеба Андреевича, Мстислава Андреевича, Изяслава Андреевича, Изяслава Глебовича, Константина Всеволодовича. В Княгинином Успенском женском монастыре хранится частица мощей мученика Авраамия Болгарского. Во Владимирском мужском Богородице-Рождественском монастыре пребывают мощи священноисповедника епископа Афанасия (Сахарова). В Рождество-Богородицком соборе Суздаля почивают мощи святителя Иоанна, в суздальском Покровском монастыре - мощи преподобной Софии Суздальской. В муромском Свято-Троицком монастыре находятся мощи благоверных князя Петра и его супруги Февронии. В муромском Николо-Набережном храме покоятся мощи праведной Иулиании Лазаревской (Муромской).
Крестные ходы
Крестные ходы, совершаемые в губернском городе Владимире. Древней духовной традицией является проведение крестных ходов. Эта традиция возродилась в 90-х гг. XX в. Главным церковно-общественным событием является стал крестный ход на празднование Боголюбской иконы Божией Матери. Среди проводимых в епархии крестных ходов следует отметить шествия из Лукиановой пустыни в Александров, крестный ход в Суздале в связи с празднованием памяти святителей Феодора и Иоанна Суздальских.