Главная
Регистрация
Вход
Среда
24.04.2024
12:26
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [134]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Учебные заведения

Средняя школа №1 гор. Владимира

Средняя школа №1 гор. Владимира

В январе 1918 г. при Губисполкоме был образован комиссариат по народному просвещению, который руководил открытием новых школ, организацией во Владимире народного университета («Рабочего факультета»), народных библиотек, консерватории. Новой властью упразднялось деление школ по типам, вводилась Единая трудовая школа — светская, народная, бесплатная, общеобразовательная, без различия пола и социального положения, с обязательным трудовым воспитанием в виде производительной коммуны на принципах самоуправления и самообслуживания, во главе которой стоял школьный комитет. Преподавание закона Божия отменялось, из классов убирались иконы, вводилась новая орфография, изгонялся «казарменный дух».
С 18 апреля 1918 г. все учебные заведения г. Владимира в учебном отношении перешли в ведение уездного комиссара по народному образованию.
В 1918 году на основании «Положения о единой трудовой школе РСФСР» Владимирская женская и мужская гимназии были преобразованы в Единую Трудовую школу. Срок обучения был установлен в девять лет. Школа подразделялась на две ступени: первая со сроком обучения четыре года и вторая со сроком обучения пять лет. Было открыто 10 школ I ступени и 4 школы II ступени (по другим данным 6 школ). По всем предметам были разработаны новые учебные программы. Из них был исключен Закон Божий, греческий язык, латынь, введено изучение общественно-политических дисциплин. Отменили ношение формы, упразднили оценки знаний учащихся.

В 1918 году Владимирская мужская гимназия была преобразована в «Первую советскую школу второй ступени». По всем предметам были разработаны новые учебные программы. Из них был исключён Закон Божий, греческий язык, латынь, введено изучение общественно-политических дисциплин. Отменили ношение формы, упразднили оценки знаний учащихся. Для учеников было организовано питание: ¼ фунта хлеба и чай с ландрином.
«В школе № 1 всех детей поили чаем, раздавали подарки. Для взрослых вечером 7 ноября во всех общественных зданиях состоялись лекции и митинги» (Первая годовщина Октября во Владимире, 1918).
В новой школе учиться пришлось недолго: в 1919 г. помещение было отдано под военные радиокурсы. Школу № 1 II ступени перевели в здание бывшей женской гимназии (сейчас ул. Дворянская, д. 1).
«Архив Владимирской Губернской гимназии. В текущем году, при очищении здания быв. мужской гимназии под радиотелеграфную школу, свален был вместе с книгами гимназической фундаментальной библиотеки в небольшую комнату одного из принадлежавших раньше гимназии зданий. Комната заполнена до потолка, при чем библиотечные книги и архивные дела перемешались. Выборка дел произведена была сотрудником Губархива при условиях очень тяжелых (отсутствие света, теснота комнаты, не позволявшая книги отлагать в сторону). Гимназический архив помещен в Губ. Центральном архиве № 2 и требует, как и предшествовавшие, тщательной разборки» (Отчеты в Главархив Уполномоченного по Владимирской губернии Н.В. Малицкого о своей деятельности за июнь - август и октябрь 1919).
В 1918 г. в здании бывшей женской гимназии была открыта 1-я трудовая школа I ступени (начальная).
«Маленькие певцы в вагоне ученического поезда.
27-го февраля мне пришлось поехать в ученическом поезде. На станции Владимир, еще до отхода поезда, в вагон вошли два маленьких мальчугана, лет приблизительно до восьми. Отогревшись немного у печки, они предложили публике спеть ей кой-что из своего репертуара, как это делали в былые времена бродячие уличные певцы музыканты, рассчитывая на великодушные подаяния публики.
Мальчиками были исполнены частушки на злобу дня, местами очень безнравственного содержания. После этого по вагону начался сбор, лучшей платой считался хлеб, брались и деньги, которые тут-же поделили между собой, проявляя при этом удивительные, не по годам развившиеся у них, практические взгляды.
На вопрос некоторых граждан, что заставляет их заниматься этой профессией, они самым серьезным образом заявили: надо же как-нибудь добывать хлеб, которого нет дома. В школе, где они учатся, тоже почти не дают, не каждый день бывают и обеды. Учатся эти малыши в трудовой школе, помещающейся в здании бывш. женской гимназии...» («Призыв», 5 марта 1921).
«В 1-й Советской школе 1-й ступени избран такой метод к исправлению учеников опоздавших на уроки. Малыш, опоздавший на 10—15 минут, бесцеремонно выгоняется из класса домой.
Бедный ребенок из боязни, что его завтра постигнет подобная же участь, целый день в дождь и грязь бегает по городу, отыскивая своих одноклассников, чтобы узнать от них, что было пройдено в классе в его отсутствие и что задано к следующему классу. Но мешало бы подумать педагогам 1-й Совшколы, что подобный метод не может принести должных результатов. Подобного рода сбращением ребенок только запугивается, что пагубно отражается на его умственном развитии.
Свободные педагоги! Пора уж бросить приемы старой отжившей школы. Этого не должно быть в нынешней свободной школе» («Призыв», 21 окт. 1922).
31 октября 1919 г. по программе, утвержденной бюро губкома РКП (б), начали работу вечерние курсы пропагандистов и агитаторов при уездных комитетах партии. На курсах изучались марксистско-ленинская философия, политэкономия, история Коммунистической партии, декреты Советской власти.
В 1920 году во Владимире в здании бывшей женской гимназии была открыта Губсовпартшкола II ступени.

Рабочий факультет (Рабфак) с техническим и биологическим отделениями средне-профессионального образования был открыт 1-го октября 1922 г. в здании бывшей женской гимназии. В 1923 году Рабфак переехал на улицу Воскресенскую (сейчас Улица Луначарского, д. 3).


В 1922 году Первую школу II Ступени перевели в здание бывшего Реального училища (ул. Никитская, д. 1).


Реальное училище. Улица Никитская, д. 1

«КОЕ-ЧТО ТАНЦЕВАЛЬНОЕ. У входа в школу II ступени (быв. Реальное) висит объявление следующего содержания: «В пользу детских домой 11 февраля устраивается бал. Играет оркестр. Танцы беспрерывно».
Сейчас, вообще, идет какая-то танцевальная эпидемия. Но устроители бала в 1 школе II ступени побили рекорд в этом отношении. Обычно раньше танцующим давался отдых, хотя и кратковременный. А теперь танцуй до упаду, пока хватит сил.
«И не дает ему ни отдыха, ни сроку...
А с Фоки уж давно катился градом пот»...
Дотанцевались до абсурдов...
А. Штраус-Одинокий» («Призыв», 14 февраля 1923).
«Учащиеся 2-й ступени 1-й Владимирской школы организовали в школе кружок самообразования, цель которого дать учащимся более широкое умственное и эстетическое развитие, а также заполнить свободное от занятий время разумными развлечениями.
Членами кружка могут быть все учащиеся 1-й школы 2-й ступени, принимая активное участие в работах.
Учащиеся хотят широкого умственного и эстетического развития, под контролем учащих, но это стремление Уполитпросвет остановил, наложив резолюцию, в которой он считает совершенно излишним создание разных самостоятельных кружков при школе 1-й ступени.
Обратимся за помощью к положению о Единой Трудовой Школе, где говорится, что ученикам должен быть предоставлен полный простор в деле организации всякого рода обществ, постоянных или временных. Чем же объясняется резолюция Уполитпросвета?
Еще учащиеся этой же школы решили создать свой товарищеский суд в школе. Опять резолюция Уполитпросвета: «Товарищеский суд, как совершенно лишний, распустить и вновь не создавать».
Излишним, лишний. Неужели для Уполитпросвета русский язык так беден, что кроме этих слов, других не найдется? Если Уполитпросвету в организациях учащихся что-либо не нравится, следует разъяснить ученикам и, если нужно, направить их на путь истинный; это задача Уполитпросвета, его обязанность. Нельзя же, не давая толковых разъяснений, подавлять инициативу учащихся.
Уполитпросвет, ждем объяснений.
А. Тверской» («Призыв», 2 марта 1923).
В 1923 г. открыт Дом работников просвещения в здании бывш. реальн. Училища.
«В 1-й школе 2 ст. (здание Реального училища) стоит шкаф, за стеклом которого, среди различных фигур, вылепленных б. реалистами, красуются изображения «царя освободителя», «скорбящего спасителя» и т. п.» («Призыв», 8 января 1924).
«Первый опыт «товарищеского суда» в первой школе II ступени дал хорошие результаты. Ученики, выбранные — судьей, защитником и обвинителем — вели дело с надлежащей серьезностью и деловитостью» («Призыв», 12 декабря 1923).
«Помимо работающих уже кружков (физического и литературного), при I трудовой школе II ст. открылся еще и политико-просветительный с большим количеством членов, а также открыта и библиотека-читальня. В последней всегда собирается много учеников, бывает много шума, разговора, иногда даже во вред тем, кто хотел-бы почитать газеты и книги» («Призыв», 19 декабря 1923).


Ученики Первой школы II ступени. 1924 год

Вечерняя школа II ступени. 1924-1925 уч. год

1-го ноября 1925 г. школы и детдома, находящиеся в г. Владимире, перешли в ведение губОНО.
«В виду участившихся случаев нарушения дисциплины со стороны учащихся, в первой школе 2-й ступени создана конфликтная комиссия в составе 5 человек, в которую вошли представители ученического комитета и педагогов» («Призыв», 13 февр. 1926).
«1-ая школа второй ступени (б. реальное училище) перешла на секционную систему. Создано 4 секции: культурно-просветительная, санитарно-хозяйственная, шефская и кооперативная. Секционной работой охвачено около 80 проц. учащихся.
Ячейка Авиахима создана при 1-й школе второй ступени. Записалось около 50 учащихся» («Призыв», 14 февраля 1926).
«Лекционный метод отходит в область преданий. С начала текущего года проводятся новые программы, частью разработанные Государственным Ученым Советом, частью составленные на месте. Например, русский язык в старших группах ведется исключительно докладным методом. Сами учащиеся разрабатывают намеченные темы и после доклада ведут совместное обсуждение.
В помощь учебным занятиям, существуют различные кружки, но для них, к сожалению, не всегда хватает руководителей.
Школа крайне перегружена. Занятия начинаются в 9 час. утра и кончаются в 9 вечера.
Кроме основного комплекта, занимаются коммерческие курсы и вечерняя школа для взрослых.
Вследствие этого, уроки сокращены до 35 минут и уборка здания производится с большими затруднениями. Дело доходит до того, что когда моют полы - приходится прекращать занятия.
Без дисциплины, как известно, далеко не уедешь. Об этом, очевидно, плохо знает часть учащихся и своим поведением мешает серьезной работе других.
Особенно скверно обстоит дело с дисциплиной учебной. Правда, непосещаемость не велика, всего 5-6 проц., но количество неуспевающих за 1-й триместр достигло 67 проц.
Принятыми мерами положение несколько спасено, но все же оставляет желать лучшего.
Организованная конфликтная комиссия должна усилить свою работу. Присутствие в ней представителей авторитетных организаций учащихся накладывает известные обязательства» («Призыв», 14 марта 1926).
«27 мая, в здании 1-й школы ІІ-й ступени (б. реальное училище) открывается выставка мебельно-столярных изделий, изготовленных учебно-показательными мастерскими ГСНХ и Мстёрским художественно-промышленным техникумом.
На выставке будет представлена: столовая мебель, мебель для школ, кабинетов, детские коляски и т. д.
Все изделия, доставленные на выставку, будут продаваться по умеренным ценам» («Призыв», 16 мая 1926).
«Открытая 29 мая в помещении б. реального училища выставка мебельно-столярных изделий продолжает пополняться экспонатами.
Несмотря на то, что часть экспонатов продана, на выставке остались для продажи буфеты, комоды, столовые стулья, обеденные столы, канцелярские столы, письменные столы, шкафы и школьная мебель — парта, классная доска и стол для класса и детские коляски.
С 4-го июня ГСНХ, в ведении которого находится выставка, решил для некоторых потребителей из числа сотрудников советских, партийных и кооперативных организаций производить продажу оставшейся мебели с рассрочкой платежа на срок не более 3-х месяцев в размере не свыше месячного оклада содержания с представлением надлежащих удостоверений от учреждений, выплачивающих заработную плату» («Призыв», 6 июня 1926).
«Детское отделение центральной библиотеки переведено в здание 1-й школы 2-й ступени (быв. реальное училище). Детская библиотека будет открыта ежедневно с 12 до 6 часов вечера, за исключением четвергов» («Призыв», 15 августа 1926).
«Школа для взрослых повышенного типа (б. реальное училище) начинает занятия с 15 сентября. При приеме в школу предпочтение будет отдаваться товарищам, командируемым партийными, комсомольскими и профессиональными организациями» («Призыв», 1 сентября 1926).
«При 1-й школе 2-й ступени работает свой школьный кооператив. Торгует кооператив книгами, канцелярскими принадлежностями, булками для завтраки и т. д. За 3 последних месяца оборот кооператива дошел до 1.300 рублей» («Призыв», 13 янв. 1927).
«Скарлатина в школе. В первой школе 2-й ступени (б. реальное училище) среди учащихся группы Д зарегистрировано на-днях два случая заболевания скарлатиной. Учащиеся группы временно распущены. В школе под наблюдением санврача производится дезинфекция» («Призыв», 10 дек. 1927).

В 1929 г. школа №1 преобразована в образцовую фабрично-заводскую девятилетку (ФЗД). В 1929 г. школе присвоено имя А.С. Бубнова, видного деятеля Коммунистической партии, народного комиссара просвещения.
«ФЗД № 1 имени Бубнова к зимним каникулам приходит со значительными достижениями в работе. Первое, что надо отметить, это — в школе чисто, классы и залы всегда убраны.
Школа умеет образцово проводить перемены. Ежедневно выделяется дежурный педагог, который руководит игрой. В помощь ему выделяется та или иная классная группа. Каждый учащийся знает, что завтра будет проводиться в перемены.
Вот, например, план проведения перемен одного дня:
— Первая перемена — коллективное пение: «Барабанщик», «Коминтерн».
- Вторая перемена — игра в соревнование.
— Третья перемена — коллективная декламация — «Стройка», физкультупражнения, коллективная маршировка.
Правильное проведение перемен организует учащихся на лучшую успеваемость в учебе.
ФЗД — 1 является лучшей школой города, дав за первую четверть учебного года 97 процентов общей успеваемости. Вот ударники учебы и общественники:
Баранов — имеет показатели по учебе с отмоткой «очень хорошо» — 86 проц., с отметкой «хорошо» — 14 проц.
— Владимиров — «очень хорошо» — 86, «хорошо» — 14 проц.
— Миронов — «очень хорошо» — 84, «хорошо» — 14.
Но было бы не верно, что в школе все хорошо, что здесь нет и отстающих. Есть и они. К примеру, Фадеев — недисциплинированный, имеет 10 неудов, Косыгин — 10, Шпагин — 7 неудов.
Но школа умеет бороться с неудами, умеет добиваться лучших показателей. Она применяет в своей работе такие методы подтягивания отстающих-прикрепление сильных к слабым, привлечение родителей к занятиям дома с отстающими детьми.
В школе нет сухих часовых лекций, центр работы перенесен на живую беседу, самостоятельную работу.
Педагог ближе стал к учащимся, знает все плохие и хорошие стороны. Примерными преподавателями являются: Лазарева А.М., Рублева А.Г., Нетова, Чернова, Плескова, Орлова. Они все свои силы и знания отдают школе.
В школе широко развернуто соцсоревнование и ударничество. Ударников насчитывается 572 человека. Нужно сказать, что основными застрельщиками соцсоревнования и ударничества в борьбе за качество учебы являются комсомольцы и пионеры, дающие успеваемость — первые — 99,2 проц., пионеры — 98,5 пр.
Большую работу школа проводит в подшефном заводе «Автоприбор». Сейчас восемь рабочих «Автоприбора» проходят учебу в объеме 4-летки. 20 человек в объеме семилетки и 17 человек подготовляются в техникум. И все это силами школы.
Включившись в производственный поход им. 17 партийного съезда, учащиеся и педагоги взяли обязательство — образцово поставить политехнизацию, довести успеваемость до 97 проц., грамотность — до 95 проц., охватить горячими завтраками учащихся — на 90 проц., организовать для делегатов 4-й райпартконференции вечер.
Школа развернула большую работу по образцовому проведению зимних каникул. Составлен план работы массовых мероприятий; катание на лыжах, коньках, салазках и проч. За время каникул учащиеся также будут пользоваться горячими завтраками» («Призыв», 23 декабря 1933).
С 1934 г. - образцовая средняя школа №1. Школа размещается в здании бывшей женской гимназии.
1 мая 1941 года. «Хорошо, весело прошло празднование Первого Мая в первой средней школе. Преподаватель т. Митина рассказала о праздновании Первого Мая в дореволюционной России, в каких условиях проводится за границей и у нас – в свободной и великой стране Советов.
Началась художественная часть. На сцену выходят дети в костюмах. Они исполняют инсценировки на немецком языке: «Паук, мухи и овод», «Лентяй», «Фиалки». Хор школы спел первомайский гимн на слова Кириллова «Славьте Первое Мая», а хор учащихся 5 класса «б» при участии школьницы-солистки Русовой – марш конармейцев «На штурм».
После состоялись танцы. До поздней ночи длилось праздничное веселье.
К. Логинов» («Призыв» 4 мая 1941).
«Интересный сбор
Ученики 6 класса «г» первой средней школы провели пионерский сбор. Мы пригласили на сбор артиста Н.П. Короткова. Он рассказал, как работает над созданием образов. Особенно он ярко рассказал о работе над образом Павла Корчагина, героя романа Островского «Как закалялась сталь».
Артист дал характеристику Павла Корчагина, начиная с его детства и кончая последними годами жизни, творчества. Это помогло нам еще более понять этот роман, который мы изучаем на уроках по литературе.
В конце сбора были прочтены несколько отрывков из произведений Чехова и Лермонтова. Особенно понравился рассказ Чехова «Злой мальчик», вызвавший общее веселье.
Пионеры остались довольны таким сбором.
Классный организатор Мамонтова. Пионеры — Грызова, Талунова, Мясникова» («Призыв», 18 мая 1941).
«Через месяц мы заканчиваем среднюю школу. Перед нами откроются двери всех высших учебных заведений. Но в какое из них поступить? Какую выбрать себе специальность? В нашей советской стране все специальности одинаково хороши, но из них нужно выбрать одну такую, которой бы посвятить всю свою жизнь, все силы, знания.
И мы уже давно выбрали себе специальность. Наша мечта быть архитекторами, создавать для трудящихся нашей страны прекрасные дома, кино, театры. А поэтому после окончания средней школы оба идем в архитектурный институт.
Впереди у нас месяц проверки знаний, полученных за год. Перед нами стоит ответственная задача — сдать испытания на отлично.
С этой задачей надеемся справиться так же, как справлялись в году со многими математическими заданиями. Об этом мы говорим так уверенно потому, что много и упорно поработали.
Готовясь к урокам, не ограничивались материалом учебника, пользовались дополнительной литературой. Для закрепления знаний в памяти составляли конспекты статей учебника, записывали основные мысли, высказанные педагогом.
Готовиться к испытаниям мы начали еще с начала четвертой четверти и сейчас по всем предметам материал в основном уже повторили. Все это помогло нам притти к школьным испытаниям с хорошими и отличными отметками.
Настойчивая работа в течение учебного года поможет нам добиться того, к чему должен стремиться каждый учащийся — получить аттестат отличника.
Учащиеся 10 класса средней школы № 1 — Л. Порожнякова, Н. Михайлов» («Призыв», 20 мая 1941).
«В первой средней школе порядок, чистота. Установлено так же дежурство родителей. Чувствуется хорошая дисциплина.
Прошел диктант в 4 классе. Здесь 44 учащихся и из них 13 написали на отлично, 20 на хорошо, 8 на посредственно, одна плохая и две очень плохих.
К этой школе недопустимо безобразно отнеслась артель «Пищепродукт». До 12 часов не было буфета» («Призыв», 21 мая 1941).
«КАК ПОМОГАЛ ШКОЛЕ АКТИВ РОДИТЕЛЕЙ
Всем известно, как важна и необходима помощь школе со стороны родителей. Многие учащиеся плохо учатся потому, что за ними нет нужного контроля со стороны родителей. Родители неуспевающих учащихся, как правило, безнадзорность и бесконтрольность детей объясняют своей занятостью, что их ни в какой степени не оправдывает. Но есть родители, которые болеют не только за своих детей, но и за школу, где их дети учатся. Они живут интересами школы, авторитет которой им дорог. Эти родители всегда бывают в курсе работы того или иного класса, знают детей и стараются помогать классному руководителю.
В первом классе «а» средней школы № 1 с самого начала учебного года был организован актив родителей. Он за год провел большую работу.
Врачом О.И. Шапошниковой было прочитано два доклада — «Режим школьника» и «Инфекционные заболевания у детей», а родительницей О.В. Фокиной доклад — «Школа и семья». Родители Пахоменко, Глыбина, Егорова, Чернова, Успенская и др. были вовлечены в работу по обслуживанию детей буфетом.
Особенно следует отметить Глыбину и Пахоменко, которые вели работу с неуспевающими учащимися, организовывали выходы в кино, дежурили. Они же помогали вести подготовку класса к художественному обслуживанию праздничных утренников. Е.И. Пахоменко вела кружок рукоделия, готовила нужные классу наглядные пособия (таблицы).
Активно участвуют в работе и родители Егорова, Фурина, Иванова.
Учительница Алякритская» («Призыв», 23 мая 1941).
«Комсомольцы школы последнее время жили единой мыслью, как лучше подготовиться к испытаниям. Решили готовиться по группам в десять человек. Так коллективно лучше повторить пройденный материал.
В 9 классе «б» комсомольцы Крылова А., Антонова Д. помогали отстающим комсомольцам Михайловой и Антоновой А., имевшим плохие отметки. К концу учебного года у этих комсомольцев знания повысились, они допущены к испытаниям.
Комсомольцы 9 класса «а» усиленно готовились к испытаниям. Здесь также была организована товарищеская взаимопомощь. Ира Крылова помогала ученику Потапову и т. д. Теперь все держат испытания.
Комсомольская организация уверена, что комсомольцы сдадут испытания на хорошо и отлично.
В.В. Моисеева, секретарь комитета ВЛКСМ первой средней школы» («Призыв», 23 мая 1941).
«В первой средней школе за первые дни прошли испытания более 550 учащихся. Явка была аккуратная. Зарегистрировано всего два случая опоздания, не отразившихся на общем ходе испытаний.
Проведены диктанты в двух четвертых классах и пятом, изложения - во всех седьмых классах, сочинение в 10 классе, письменные работы в 5—а и 5—е классах по арифметике.
Кроме того, прошли устные испытания в старших классах по алгебре, физике, химии, анатомии, естествознанию и географии.
Чувствовалось спокойное и бодрое настроение учащихся и серьезное отношение к своей ответственной задаче — отчитаться в проделанной за год работе.
Первые итоги испытаний: из 86 работ по диктанту 31 учащийся написал на отлично, 36 — на хорошо, 10 — посредственно и 6 плохо. Из 51 работы по арифметике сделали 29 отлично, 9 хорошо и 7 посредственно.
Первыми взяли билеты: по физике — Антонова Дина, по химии — Васильев Владимир и Анцута Елена, по географии Аникин и Блинова и дали хорошие и отличные ответы.
Учащиеся, ожидающие испытаний и отдыхающие в перемены, проводят время в хорошо оборудованной уютной комнате, где объявляются и результаты испытаний.
В школе организован буфет для учащихся и педагогов.
За директора школы Тихомиров» («Призыв», 23 мая 1941).
«Первая средняя школа 18 июня отпраздновала вечер выпускников десятого класса. Присутствовали представители общественности, родители, друзья учащихся.
После доклада директора были вручены 30 аттестатов об окончании средней школы. Отличники Васильева, Порожнякова, Панюхина, Михайлов были премированы ценными подарками.
Учащихся приветствовали тт. Березин, Баканов и другие.
— У вас, счастливой советской молодежи, открыты все пути к учебе, к выбору профессии. В этом сказалась забота партии, правительства, товарища Сталина о молодежи,— говорили выступавшие.
С глубоким волнением выступил родитель т. Муранкин:
— Я сегодня счастлив тем, что мой третий сын кончил школу и идет в военное училище. Мои два сына служат в Красной Армии командирами, я горжусь детьми, которых воспитала партия большевиков.
С ответным словом выступила отличница Лидия Порожнякова. Она выносит благодарность школе и стране за заботу и внимание.
— Всегда будем гореть желанием выполнить заветы Ленина, идти по пути, по которому ведет нас Сталин.
После состоялась художественная часть. До утра продолжалось веселье. Все учащиеся проводили на станцию своих трех товарищей, которые едут в военные училища.
Е. Смирнова» («Призыв», 20 июня 1941).


Школа № 1. Выпуск 1941 года.

Памятный знак «В этом здании в годы Великой Отечественной Войны с 06.1941 г. по 10.1944 г.
Размещался госпиталь № 1887
с 08.1944 г. госпиталь № 5799

В годы Великой Отечественной войны здание школы было отдано под эвакогоспиталь №1887. Госпиталь № 1887 занимал четыре здания: школы №2 (д. № 4а на ул. Никитской), школы №1, Владимирского педагогического института (ул. Никитская, 1) и Дома Красной армии (д. №3 на ул. Никитской). Госпиталь № 5799 сменил госпиталь №1887 и работал во Владимире в 1944 г.

С начала учебного года 1941 года часть детей учились в здании на улице Муромской, в небольшом двухэтажном здании, где учились в три смены.
24 августа 1941 г. «в первой средней школе (на Муромской улице, в помещении бывшей школы взрослых) собралось много родителей, учащиеся и учителя. Вымыты полы во всех классах, протерты потолки, двери, стекла. Учащиеся старших классов и некоторые учителя занимались колкой дров. Несколько столяров из числа родителей отремонтировали три школьных шкафа. Помещение школы в результате проведенного Дня выглядит чистым, опрятным… » («Призыв», 26 августа 1941 года).
Из средней школы № 1 семиклассников и десятиклассников перевели учиться в НСШ (неполная средняя школа) № 12 - в четвертую смену.
«Навсегда остался в памяти октябрь 1941 года. Немцы под Москвой. Центральная улица Владимира вот уже несколько дней буквально забита машинами, едущими на восток - днем и ночью. Мы живем в доме около кинотеатра «Художественный». Дня три я добросовестно пыталась перейти дорогу - наш класс временно размещался в бывшем молочном магазине - теперь это Зал классической музыки (вообще после освобождения здания школы № 1 под госпиталь мы сменили пять мест учебы, пока не разместились до конца войны на улице Муромской). Поток машин был настолько плотный и двигался медленно, как змея, что, замерзнув, я возвращалась домой. В эти дни в Москве было объявлено чрезвычайное положение…
Всем классом собирали за Клязьмой крапиву и сдавали ее в столовые, из нее варили полезные зеленые щи.
В школе выдавали на завтрак 50 г. хлеба, и на нем - ложка картофельного пюре. Поедалось это быстро, с удовольствием, но иногда вдруг (опять без подсказки взрослых) - просим в буфете картофельное пюре на бумажку, а нарезанный хлеб решаем отдавать тем, у кого в семью пришла похоронка. Или помню, скончалась в нашем классе милая тихая девочка Верочка Орлова, жившая на улице Гоголя. Как нас встречала ее мама - красивая, молодая, но измученная женщина, долго смотревшая нам вслед с крыльца... Такое лицо - тоже не забудешь.
Конечно, мы часто ходили в госпитали - в свою школу № 1, в пединститут. Рассказывали стихи, пели... Эти забавные концерты, наверное, дороги были раненым, вспоминавшим своих детей. Часто «артистов» гладили по головке, совали кусочки сахара, печенье... Но на это ТАБУ! Иногда просто сидели у постели и рассказывали о себе, иногда писали письма. Как ждали нас в палатах! Думается, в те дни закладывались в сердцах, в головах на всю жизнь понятия и чувства - доброты к ближнему, чувство сопереживания...» (Первые впечатления первых дней войны, Алиса Ивановна Аксенова).
Появился новый предмет - военное дело. На занятиях изучали винтовку, учились прицеливаться, ползать по-пластунски и устраивали военные игры за Клязьмой. В школе было холодно, сидели в пальто. Тетрадей было мало. Детям давали солодовое молоко, кусочек хлеба или маленькую булочку с небольшой конфетой - помадкой. На уроках труда дети вязали носки для бойцов. Дома шили и вышивали кисеты.
«ШКОЛЬНИКИ ИЗУЧАЮТ АГРОТЕХНИКУ. В городских школах развернулась подготовка кадров для сельского хозяйство. Школьники 7—10 классов первой средней школы усиленно изучают агротехнику по учебной программе, предложенной областным земельным управлением.
Школа выпустит весной этого года около 254 человек, достаточно подготовленных для того, чтобы выполнять сельскохозяйственные работы на колхозных полях. Учащиеся хорошо усвоили много интересных там по сельскому хозяйству, например, обработка и удобрение почвы, подготовка семян к посеву, сроки посева. Изучили принципы построения сельскохозяйственных машин.
Старшие группы в ближайшее время будут изучать трактор и комбайн.
Ребята нетерпеливо ожидают весну, когда они начнут работать в колхозах» («Призыв», 3 февраля 1942).
В начале 1942 года во Владимире было объявлено о сборе вещей для населения районов Калининской области, освобожденных от оккупации. Особую активность проявили дети, особенно в школах № 1 и № 2. Дети отдавали школьные принадлежности, книги, куклы, свои вещи.
К началу 1942 года некоторые классы в школе № 3 еще занимались через день, учащиеся школы № 1 занимались в пяти разных местах, а учащиеся школы № 5 - на квартирах.
«10 класс «а». Девушки и юноши сидят за партами. Перед ними листки со штампом «Средняя школа № 1 Владимирского гороно». За столом преподаватель, ассистент и представители от других организаций.
Шумным одобрением встретили десятиклассники сообщение преподавателя литературы Никольской о темах сочинений. Их три на выбор: 1. Любовь к родине в произведениях Маяковского «Хорошо», «Владимир Ильич Ленин», «Стихи о советском паспорте» и другие. 2. Образ руководителя партизанской массы по роману Фадеева «Разгром». 3. Герой нашего времени.
В классе тихо. Склонясь над партами, десятиклассники пишут — одни быстро, легко с увлечением, у других мысли медленно ложатся на бумагу. Некоторые, подперев щеку ладонью, обдумывают тему.
К 12 часам сочинения закончены. Многие написали на вторую тему.
Первыми сдали свои сочинения секретарь комитета ВЛКСМ Юрий Блинов, Николай Будищев, Борис Аронов. Они написали на одну тему «Герой нашего времени». Школьная молодежь хорошо знает героев великой отечественной войны, сражающихся против немецких захватчиков, они горячо их любят. С какой теплотой они описывают бессмертные подвиги 28 героев, погибших смертью храбрых в борьбе против 50 немецких танков, рассказывают о 5 моряках, о легендарном герое Гастелло, комсомольцах - партизанах Зое Космодемьянской, Лизе Чайкиной, о героях социалистического труда.
Другие учащиеся, писавшие о Маяковском, легко и свободно, на память цитируют его стихи и поэмы, пишут о нем с задором, языком энергичным, проникнутым любовью к Маяковскому и знанием его творчества.
Сочинения написаны грамотно, глубоко. Чувствуется, что десятиклассники понимают литературу и умеют ее ценить.
Но в некоторых сочинениях есть стилистические погрешности. Вот, например, у К. в сочинении на тему «Любовь к родине в произведениях Маяковского...» написало: «...Высшей гордостью Маяковского было его достоинство советского человека»:
Это снижает оценку работы ученика.
А. Конькова» («Призыв», 23 мая 1942).
«Необычно выглядит первая средняя школа. Классы превращены в комнаты отдыха, танцевальные залы, столовую. Школа последний раз принимает своих питомцев десятиклассников. Они пришли на выпускной вечер. Из 62 человека – три класса. Администрация школы, учителя, родители постарались достойно отметить этот исключительный день в жизни школьника. Да и есть за что похлопотать. Ребята заслужили внимание. 14 человек получили аттестат отличника – Киселева И., Ладыженский М., Марьюшина и другие. Многие окончили школу только на хорошо и отлично. Особо выделяется дружный коллектив 10-а класса. Этот класс имел переходящее красное знамя школы, в нем 12 отличников.
Замечательно прошел выпускной вечер. С теплыми прочувствованными словами приветствий выступили директор школы т. Смирнова, родители, учителя и представители партийных и общественных организаций города. За торжественной частью последовал ужин. До рассвета последовал ужин. До рассвета веселились выпускники и с хорошим чувством расстались со школой, с тем, чтобы занять каждому свое место в жизни» («Призыв», 2 июня 1942).
На работу в колхозы и совхозы наряду с неработающим населением и служащими учреждений Школьники на полях совхоза «Коммунар» отправляются учащиеся техникумов (кроме выпускников), школьники 6-10 классов. Газета «Призыв» 11 июня 1942 г. писала: «300 учащихся 1-й и 2-й средних школ, 4-й и 5-й НСШ под руководством 30 педагогов работают в огородном хозяйстве совхоза "Коммунар” и “17 МЮД”. 15 июня выезжает еще одна группа учащихся и педагогов 2-й средней школы. Всего в совхозах будут работать 500 школьников». Уже с 21 июля до конца всех сельскохозяйственных работ учителей с учащимися 6-7 классов направили в совхоз «Коммунар» (по 80 человек из школ 1-й, 2-й, 3-й и по 40 человек из школ 4-й и 5-й).
В годы ВОВ ребята приняли активное участие в сборе средств на бомбардировщик «Владимирский школьник», который передали выпускнику школы – летчику Владимиру Пятницкому.
«Школьники средних классов средней школы №1 за 4 дня собрали 533 кг. грибов. Эти грибы сданы горторгу.
Родители учащихся средней школы №1 принимают активное участие в заготовке топлива для школы на зиму. За несколько выходов ими заготовлено 435 кубометров торфа» («Призыв», 22 сент. 1942).
«Средняя школа №1 начала заготовку дров на зиму. 27 июня, в воскресенье, состоялся коллективный выход в лес родителей учащихся. Особенно добросовестно работали родители Андреева, Поршнева, Царева и другие.
Школа в дальнейшем организует массовые выходы на заготовку дров по воскресеньям и вторникам. Всем родителям нужно выполнить свой долг перед школой и в ближайшее время закончить заготовку.
Учительница Е. Смирнова» («Призыв», 30 июня 1943).
«В 1 средней школе по инициативе учительницы т. Смирновой, в 4 классах введены занятия рукоделия, а в 5 и 10 классах – вязание. Лучшие мастерицы артели «Победа» т. Мещерина и другие проводят с каждой группой занятия по 2 часа в неделю. Девочки с большим увлечением учатся вязать» («Призыв», 7 декабря 1943).
В годы войны школьники города Владимира собрали средства на строительство бомбардировщика «Владимирский школьник».

Продолжение »»» Средняя образовательная школа №1

Категория: Учебные заведения | Добавил: Николай (18.11.2023)
Просмотров: 108 | Теги: Владимир, Школа | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru